Представляется очевидным, что ранняя проза Вампилова нуждается в более внимательном изучении для уточнения авторской идейной позиции в его прославленных пьесах. Ясно и то,
что аксиологическая проблема «человек и природа» в его творчестве не может быть решена без анализа его ранних рассказов.
Литература
1. Вампилов А. Избранное. - М.: Согласие, 1999.
2. Тендитник Н. Мастера. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981.
3. Имихелова С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. - Новосибирск, 1983.
4. Отургашева Н. Концепция личности в драматургии А. Вампилова // Художественное творчество и литературный процесс: сб. ст. - Томск, 1988. - Вып. 8.
5. Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. - М.: Сов. Россия, 1989.
6. Рудницкий К. По ту сторону вымысла // Вопросы литературы. - 1976. - № 10.
7. Стрельцова Е. Плен утиной охоты. - Иркутск, 1998.
8. Овчаренко А. Большая литература. - М.: Современник, 1988.
9. Вампилов А. Записные книжки. - Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1996.
10. Григорай И.В. Значение записных книжек А. Вампилова для интерпретации его пьес «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота» // Вестник ДВО РАН. - 2005. - № 4.
11. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. - Л.: Сов. писатель, 1990.
12. Вампилов А. Дом окнами в поле. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981.
13. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова. - М.: Сов. энциклопедия, 1987.
14. О'Генри. Рассказы. - М., 1957.
Тихонечко Валентина Александровна, аспирант кафедры русского языка и литературы школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета.
Tikhonenko Valentina Alexandrovna, postgraduate student, department of the Russian language and literature, School of the Regional and International Researches, FEFU. Тел.: +7-9025562613; e-mail: [email protected]
УДК 82-2
© //. //. Вторушиня
Художественная аксиология в комедии С. Лобозерова «Маленький спектакль на лоне природы»
С точки зрения аксиологии рассматривается первая комедия Степана Лобозерова «Маленький спектакль на лоне природы» (1982). Утверждается, что в ней закладываются ценностные основы драматургии, которые позволяют раскрыть отношение драматурга к противопоставлению «город - деревня», традиционному для «деревенской прозы».
Ключевые слова: художественная аксиология, нравственные ценности, традиции, деревня, семья.
N.I. Vtorushina
Art axiology in S. Lobozyorov's comedy “Small performance at a nature bosom”
In the article Stepan Tobozyorov's first comedy “Small performance in a nature bosom” (1982 ) is considered from the point of view of axiology. This comedy has laid valuable bases of dramatic art, which allow him to reveal playwright’s relation to opposition “city - village”, traditional for “rural prose”.
Keywords', art axiology, moral values, traditions, village, family.
Аксиологический подход к исследованию литературных произведений можно считать почти универсальным: он позволяет рассмотреть как содержание, так и форму, как авторскую индивидуальность, так и тенденции читательского восприятия. Фундамент аксиологического подхода в литературоведении заложил М. Бахтин, который ввел понятие «ценность» в терминологический оборот литературоведения и широко использовал его при анализе историко-литературных явлений. В последние годы ак-
сиологический подход активно разрабатывается филологами (И.А. Анашкина, Э.Л. Афанасьев, Т.С. Власкина, А.П. Власкин, И.А. Есаулов, В.Б. Петрова, И.К. Подковырова, Е.А. Попова, З.К. Сафаргалина, А.С. Собенников и др.). Ранее с аксиологической точки зрения к литературным произведениям подходили такие видные исследователи, как Н.О. Лосский в книге «Достоевский и его христианское миропонимание», В.Е. Хализев в монографии «Ценностные ориентации русской классики», А.Б. Есин в статье «О
ценностной системе А.Т. Твардовского («Василий Теркин»),
Несмотря на исследовательский интерес к проблеме ценностей в литературе, непротиворечивой теории художественной аксиологии пока что не создано. Теоретическим обоснованием здесь может стать выявление системы ценностей на персонажном и авторском уровнях, их соотношение и восхождение к авторской точке зрения.
«Маленький спектакль на лоне природы» -первая комедия Степана Лобозерова, написанная в 1982 г., с которой и началось восхождение пьес драматурга на театральные подмостки страны. Уже в ней закладываются основы ценностного мира Лобозерова, которые будут оставаться неизменными в каждой его новой комедии. Следует отметить, что выявление системы ценностей, «растворенной» в произведениях драматурга, позволит в полной мере охарактеризовать художественный мир автора. Мы различаем ценности героев и ценности автора, которые могут совпадать или не совпадать.
В пьесе «Маленький спектакль на лоне природы» всего шесть действующих лиц, которые отчетливо делятся на городских и деревенских. Жителей деревни представляют симпатичная, слегка наивная семейная пара Журавлевых и их разбитная незамужняя соседка Варвара. Городские герои - это творческая чета дачников Старковых (он - художник, она - филолог) и друг семьи Станислав, тоже художник, перебивающийся «халтурой». Может показаться, что драматург, следуя традициям «деревенской» прозы, резко противопоставляет город и деревню. Но так ли это?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, обозначим важные черты характеров героев. Как это часто бывает у Лобозерова, традиционных взглядов на мир придерживаются женщины. Рассудительная, хозяйственная, практичная Агриппина заботится о доме, муже и дочери, тратя на домашние хлопоты и работу в колхозе все свое время (как говорит героиня, ей, как и любой деревенской бабе, загорать некогда). Видимо, на Агриппине, а не на «косоруком и непутевом» Никаноре, держится все хозяйство. Для Агриппины важно соблюдать принятые в деревне правила поведения: гостей следует приветливо встретить и хорошо угостить, нельзя носить откровенные наряды и, тем более, изменять мужу. В своих поступках Агриппина во многом ориентируется на то, что скажут односельчане, и поначалу отказывается принимать в своем доме Вику, шокировавшую деревенскую женщину своей «более чем легкой блузкой» и отноше-
ниями со Станиславом, которые Агриппина ошибочно расценила как любовные. Агриппина отзывчива и способна к состраданию. Как только она понимает истинные причины поведения Вики, как враждебность сразу же уступает место желанию помочь, утешить. Не случайно в последующих пьесах место Агриппины как носительницы традиционных ценностей, народной мудрости займут героини, получившие в критике и театральном обиходе наименование «лобо-зеровских бабок».
Агриппине пока еще далеко до «лобозеров-ских бабок», и не только из-за возраста (Агриппине около 35 лет), но и в силу моральных качеств. Нарушая традиции писате лей-
деревенщиков, Лобозеров изображает не эталон нравственности и жертвенности, а обычную женщину со своими достоинствами и недостатками. Агриппина отбила жениха у соседки, причем последствия этого поступка могли бы стать предметом изображения драмы: соседка одинока, а разлучница несчастлива в замужестве. Кроме того, Агриппина яростно завидует Вике, которая показалась ей красивой, счастливой, окруженной заботой и вниманием. Недостаток чуткости и ревность помешали ей во время визита к Старковым понять истинное положение вещей. Мало ценит Агриппина и самореализацию, которая важна для Никанора и Владимира Старкова. Она не верит в способности Кати, считает рисование блажью и готова отправить дочку в «агрономши», потому как «уж кто вырос в деревне, тот на всю жизнь деревней и останется».
Муж Агриппины Никанор - мужчина недалекий, суматошный, хвастливый, любит пускать пыль в глаза, не прочь выпить, никудышный хозяин, работа у него не спорится. Но временами он наивен и трогателен. Никанор хочет для своей дочери лучшей доли, легкой жизни, приятной работы по призванию. Второе, что Никанор ценит в жизни после дочери, - это творчество, самореализация, красота, причем в его понимании эти ценности можно обрести только в городе. Никанор - местный «чудик», он подсознательно тянется к прекрасному, к творчеству и поэтому вырезает из дерева «идолов», над которыми смеется вся деревня. Шукшинские традиции в драматургии наряду с Лобозеровым развивает В. Гуркин: в комедии «Любовь и голуби» (1981) Василий, который любит голубей, часами с ними воркует, как с детьми, и тратит на них последние деньги.
Что касается городских героев Лобозерова, то ценности филолога Вики близки к традици-
онным - семейное счастье, ребенок, о котором она мечтает. Под маской «эмансипэ» скрывается обычная женщина, которая «к мужу как на крыльях прилетела», но холодный прием ее расстроил, встревожил и разозлил. Вика в меньшей степени, чем Агриппина, наделена чуткостью и прозорливостью, поэтому она не способна разгадать своего мужа.
Взгляды и устремления художника Старкова больше свойственны романтическому герою. Самореализация - пожалуй, главная его ценность. Женившись на Вике, он думает не о детях и доме, а о том, что непременно потеряет уважение и привязанность жены, когда она поймет, что он далеко не гений в живописи. Это заставляет его работать целыми днями, пряча готовые картины, вообще не разговаривать с женой или отпускать колкости, т.е. делать все, чтобы Вика в итоге почувствовала себя ненужной и забытой. Подобный персонаж есть в пьесе Л. Разумовской «Сад без земли» (1989) - бездарный архитектор Марк, который, чтобы вызвать преклонение жены, выдает соборы итальянского художника эпохи Возрождения Донато Браманте за свои работы.
Отметим, что для «деревенской» прозы образ художника, который был бы выходцем из народа и одновременно представителем сельской интеллигенции, как в комедии Лобозерова, -явление редкое.
В заголовке пьесы, которую мы рассматриваем, можно выделить слово «спектакль». Спектакль на лоне природы, т.е. театральное представление, действие которого происходит в сельской местности, несомненно, можно отнести к авторской системе ценностей. Но у словосочетания «устроить спектакль» есть еще одно значение - учинить скандал с элементами притворства, наигранности. Скандал и выяснение отношений, т.е. отсутствие взаимопонимания между людьми, - это все из ряда авторских антиценностей. В том, что такая трактовка имеет право на существование, можно убедиться, если подробнее остановиться на особенностях конфликта и композиции пьесы.
Следует отметить, что впервые слово «спектакль» в комедии употребляет Вика. «Вот мы и устроим спектакль... на лоне природы. Прежде чем он от меня избавится» [1, с. 34], - говорит она, подразумевая своего мужа. Вынося слова персонажа в заголовок пьесы, автор показывает, что он относится к своим героям не только с сочувствием, но и с легкой иронией. В итоге «постановка» спектакля как прилюдного выяснения отношений привела к положительному исходу -
к пониманию спектакля как красоты, гармонии.
Лобозеров столкнул в комедийном конфликте две семьи - городскую и сельскую, которые, кажется, никогда не смогут найти общий язык. Таким образом, конфликт комедии строится на глобальном непонимании. Не понимают друг друга Вика и Владимир, Старковы и Журавлевы. Зато между деревенскими супругами и их соседкой Варварой непонимания нет.
Особенностью композиции комедии можно считать то, что воззрения героев, их нравственные приоритеты с особенной силой выражаются в ключевых моментах пьесы: завязке, кульминации, развязке, финале. Так, в завязке пьесы из живого и непринужденного диалога-спора между Никанором и Агриппиной становится понятно, что и самым важным человеком для них является дочь Катя, она и связывает их. Только ради дочери Агриппина соглашается идти «в эти треклятые гости». Простая деревенская женщина, Агриппина знает, что в обществе художника и его «ученой» жены, с которыми надо поддерживать беседу на интеллектуальные темы, пить кофе и танцевать, она будет чувствовать себя неловко. Агриппине куда ближе традиционное застолье с песнями и разговоры по душам с Варварой.
Действие комедии быстро набирает обороты. Кульминацией пьесы становится «торжественная передача» Виктории новому супругу в гостях у Журавлевых. На пике эмоций Вика не выдержала взятой на себя роли (ей хотелось больнее задеть «занятого собой, великим», мужа) и, разрыдавшись, выплеснула свои переживания: «О нет, я многого хотела. Я хотела нежности, хоть кусочек простого бабьего счастья, ребенка, да только, видно, слишком уж многого захотела» [1, с. 42]. В кульминации автор подчеркивает, что главное для Вики, как и любой нормальной, с его точки зрения, женщины, - семья, дети, внимание супруга. Кульминация комедии более характерна для драмы, и это обусловливает отношение читателя (зрителя) к героям: над Викой и Старковым больше не хочется смеяться, им можно только посочувствовать. Значит, автор не высмеивает ценности героев, а, напротив, разделяет их.
Развязка комедии также больше характерна для драмы или лирической комедии. Она ставит все на свои места во многом благодаря Агриппине, которая сумела поддержать Вику и искренне ей посочувствовать. «К финалу вышло, что рафинированным интеллигентам приходится получать уроки жизни от неотягощенных дипломами сельских обитателей. Потому что муд-
рость сердца выше мудрости ума, а человеческая доброта победительнее черствого эгоизма»,
- так «расшифровывает» мысль драматурга критик Л. Першина [2, с. 39]. Мудрость сердца и доброта - вот ценности автора С. Лобозерова.
В развязке комедии Вика и Агриппина, утратив былую враждебность, сидят рядом на скамейке. В этом эпизоде очень важно молчание (авторская ремарка «Молчат» повторяется три раза). Все слова уже сказаны, и молчание лучше всего выражает и эмоциональное состояние героинь, и возникшее между ними взаимопонимание. «Не помню, чтобы когда-то с кем-то сидела вот так: молча и хорошо. Всегда все что-то доказывают, спорят, снова доказывают. Господи, как мы живем? Куда подевались мудрые люди?» [1, с. 44] - вопрошает Вика, и в этой реплике -целый сплав ценностей и антиценностей героини и, видимо, автора, раз уж он привел Вику к такому выводу. «Да, живем. Не то что простить
- понять друг друга не можем», - отвечает Агриппина, выражая тем самым свою (и, вероятнее всего, и авторскую тоже) позицию: взаимопонимание и прощение - важная составляющая в отношениях между людьми.
Отметим, что Агриппина и Вика сидят именно на скамейке у палисадника. Сразу вспоминаются бревна возле дома Ивана Африкановича в самой известной «деревенской» повести В. Белова «Привычное дело» (1966), которые были немыми свидетелями жизни деревенских людей: здесь устраивались свидания, балагурили мужики, судачили бабы, бабка Евстолья качала внука и т.д. В деревенской культуре скамейка или завалинка - это место для общения, а общение, конечно же, является ценностью.
Слова Агриппины перекликаются с тем, о чем говорят в доме остальные герои. Старков рассматривает Катин рисунок, на котором изображен слон среди берез. «Ругала ее Агриппина за эту картинку. Где это ты, говорит, видела, чтобы в наших лесах слоны ходили. А Катька ей: “Березы, дескать, красивые, а слон добрый”. Вот и возьми с нее», - словно извиняясь, объясняет Никанор. Таким образом, детский рисунок напоминает героям и читателям об общечеловеческих ценностях - о добре и красоте, и противопоставлен портрету жены в ультрасовременной манере, который написал Старков. Простодушный Катин рисунок не только соединяет несоединимое (слона и березы), но и объединяет, примиряет героев, разных по характерам и положению в обществе. Чего нельзя сказать о портрете жены, который внес в семейную жизнь Старковых свою порцию разлада и непонимания.
При этом возникает целый ряд вопросов. Почему герои говорят о важности взаимопонимания, согласия только в финале пьесы? Означает ли это, что герои не раскрываются по мере развития действия? Нет ли авторской тенденциозности в том, что Лобозеров вложил в уста своих простых и не склонных к рефлексии героев собственные ценностные представления? Или же герои сами пришли к этому?
На наш взгляд, персонажи «Маленького спектакля на лоне природы» находятся в развитии. В финале всех их ждет своего рода озарение: Агриппина понимает, что представляет из себя Вика и в чем причина ее поведения, Старков наконец узнает, что жене нужна семья, а не «шедевры», деревенским жителям становится понятно, что городские гости - в сущности, неплохие люди с обычными проблемами. И все без исключения признают, что рисунки Кати - это не детская прихоть, а проявление таланта. Герои приходят к согласию между собой, на основании своего жизненного опыта принимают ценности, которые и предлагает читателю автор.
Вместе с тем финал пьесы неоднозначен. С одной стороны, в «Маленьком спектакле на лоне природы» смех Лобозерова носит универсальный характер, органично соединяет в себе разные оттенки, от доброго и безобидного до грустного, но сохраняет радостную и светлую доминанту, несет жизнеутверждающий пафос. С другой стороны, дальнейшие судьбы героев не определены, будут ли они счастливы, неизвестно. В последних строках произведения звучит мотив путеводной звезды, который играет важную роль и в уже упоминавшейся повести В. Белова «Привычное дело». Заблудившись в глухом лесу и почти потерявший надежду на спасение, Иван Африканович после долгих скитаний смотрит на небо, которое наконец-то прояснилось, и видит звездочку. У Белова образ путеводной звезды символизирует духовные искания человека, поиск ответа на вопрос, зачем он, человек, родился на свет. Иван Африканович находит ответ в вечном круговороте жизни, в преемственности поколений. Герои Лобозерова не задаются сложными философскими вопросами, они смотрят на пролетающий спутник и ждут, что «звездочка рукотворная» укажет им верную дорогу к простому человеческому счастью, которого им всем так не хватает, и надеются, что поколение Кати найдет к нему путь и поведет всех за собой. Но ответа на вопрос, где оно, «летучее счастье человеческое», в пьесе нет.
Проанализировав ценности героев пьесы,
можно сказать, что Лобозеров отходит от традиций «деревенской» прозы в изображении города и деревни. У писателей-деревенщиков город и деревня резко противопоставлены друг другу. Деревня выступает как носительница традиций и нравственных ценностей, а город - как разрушительное начало. Все, что проникает из города, ведет к гибели деревню (вспомним распутинскую повесть «Прощание с Матерой»), Это два разных мира, между которыми бездна. У Лобо-зерова город перестает быть разрушительной силой, исчезает и пропасть между городом и деревней. Герои драматурга свободно перемещаются из деревни в город, из города в деревню и в «Маленьком спектакле на лоне природы», и в следующих пьесах. В то время как для героев «деревенской» прозы поездка в город - страшное испытание (вспомним поездку на заработки Ивана Африкановича в повести В. Белова и мучения распутинского Кузьмы в повести В. Распутина «Деньги для Марии» (1967), который поехал в город к брату) или жестокая необходимость, как в повести «Прощание с Матерой». Следует отметить, что почти все пьесы Лобозе-рова начинаются с того, что в деревню приезжает «посторонний», т.е. городской житель. В отличие от произведений «деревенской» прозы, в которых чужак всегда остается чужаком, городские и деревенские герои у Лобозерова в финале приходят к взаимопониманию, «посторонние» становятся для деревенских жителей «свойскими» и понятными.
Как мы видим, ценности драматургии Лобозерова связаны с домом, детьми, семьей, гостеприимством, добрым соседством, задушевным общением. Кроме того, для лобозеровских геро-ев-мужчин важны красота, искусство, творчество и самореализация. Причем в понимании героев ценность индивидуального характера, самореализация связаны с городом. Тема личностной реализации, которую Лобозеров поднимает в комедии «Маленький спектакль на лоне природы», не стоит на первом плане и впоследствии уходит из творчества драматурга, потому что она не позволяет решать основные нравственные вопросы. Впоследствии в сознании героев
на первое место выйдет иная ценность, иной «идеал» - деньги, на что повлияют перемены в экономической и общественной жизни страны.
Интересно то, что в «Маленьком спектакле на лоне природы» герой-мужчина пока что несет в себе созидательное начало. В последующем творчестве драматург выведет на сцену иные типы героев-мужчин, которые либо бездействуют, либо действуют в неправильном направлении. Автор показал, что в новом постперестро-ечном мире у мужчины осталось меньше возможностей выполнять функции хозяина, добытчика, главы семьи.
Таким образом, ценности героев Лобозерова ограничиваются бытовым и личностным уровнями, тогда как для автора важной составляющей жизни являются сочувствие взаимопомощь, понимание, согласие и, как следствие, «счастье человеческое». Особенно это видно в финале комедии «Маленький спектакль на лоне природы», когда герои проявляют сострадание, жалостливость. А это одна из важнейших ценностей русской культуры, которая отличает ее от других культур. О роли жалости и о поступках, которые совершаются под влиянием этой ценности, писал Н.О. Лосский в книге «Достоевский и его христианское миропонимание»: «Жалостливость русского человека, выражающаяся, например, в отношении к преступникам, как к “несчастным”, общеизвестна. <...> Ненавидеть грех, но жалеть грешника, таким должно быть правильное отношение ко всякой личности...» [3, с. 369]. Как только герои Лобозерова проявляют сострадание, среди них воцаряется если не мир, то хотя бы временное умиротворение.
Как видим, Лобозеров отразил в комедии традиционные ценности русской культуры: дом, семья, доброе соседство, доброта, сострадание, согласие, понимание, прощение, радостный взгляд на жизнь, добрый юмор. Именно они легли в основу драматургии Степана Лобозерова. Коренных изменений затем в его ценностном мире не будет, что свидетельствует об устоявшейся жизненной и творческой позиции драматурга.
Литература
1. Лобозеров С.Л. Сборник пьес. - Улан-Удэ: Нова-Принт, 2007.
2. Першина Л. Теплый отблеск лобозеровских вечеров // Омск театральный. - 2009. - № 16 (38).
3. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953.
Вторушина Надежда Ивановна, аспирант кафедры русской литературы Бурятского государственного университета. Vtorushina Nadezhda Ivanovna, postgraduate student, department of the Russian literature, Buryat State University.
Тел.: +7-9146366349; e-mail: hope. [email protected]