УДК 821.161.1
Г. Г. Багаутдинова, Е. М. Нечаева Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ХРОНОТОП В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ СТИХОВ А. А. ФЕТА «МОРЕ»
Предметом исследования является лирический цикл стихов А. А. Фета «Море». Объектом анализа является хронотоп. Цель - выявить специфику пространственно-временной картины мира в аспекте одного из ее тематических компонентов - темы ночи. Автор анализирует приемы, создающие художественно-пространственную картину мира, - части речи, фигуры речи (параллелизм), художественные средства выразительности (эпитеты). Обращает внимание на цветовую палитру морских пейзажей, их динамику. Устанавливается, что Фет одушевляет море, уподобляет внутренний мир человека морской стихии, поэтому зачастую морская тематика соединяется в его стихотворениях с темой любви. В статье подчеркивается, что, в отличие от предшественников, А. А. Фет объединяет несколько стихотворений, посвященных теме моря, в лирический цикл - некое художественное единство. Поэт является соединительным звеном между поэзией романтиков и символистов. Несмотря на конкретность времени и пространства в лирическом цикле стихов «Море», хронотоп расширяется за счет использования мифологических образов. Кроме того, отличительной особенностью художественной картины мира поэта является то, что хронотоп психологичен. Художественный мир А. А. Фета вмещает и эстетические созерцания, и воспоминания, и ночные грустные прозрения, и ощущение единства с миром природы.
Ключевые слова: лирический цикл, А. А. Фет, хронотоп, тема ночи, художественный мир, мотивы любви.
Лирический цикл стихов А. А. Фета «Море» (1854-1892) состоит из 14 стихотворений: «Ночь весенней негой дышит» (1854), «Жди ясного на завтра дня» (1854), «Морской залив» (1854-1855), «Вечер у Взморья» (1854), «Как хорош чуть мерцающим утром» (1857), «Морская даль во мгле туманной» (1857), «Прибой» (1856-1857), «На корабле» (1857), «Буря» (1854), «После бури» (1870), «Вчера расстались мы с тобой» (1864), «Море и звезды»(1859), «Качаяся, звезды мигали лучами» (1891), «Барашков буря шлет своих»(1892) [2].
Хронотоп («времяпространство») - термин, введенный в литературоведение М. М. Бахтиным, и означает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [1, с. 234].
Хронотоп в лирическом цикле стихов Фета выражен отчасти в названиях стихотворений: утро, вечер (ночь), море, залив, взморье, буря, на корабле. Цель статьи - раскрыть специфику одного компонента пространственно-временной картины мира - ночь.
О темном времени суток говорится в пяти стихотворениях: «Ночь весенней негой дышит», «Жди ясного на завтра дня», «Морской залив», «Вечер у взморья», «Море и звезды». Цикл открывает стихотворение «Ночь весенней негой дышит». Описывается ночь, которая близится к концу,
а на смену ей приходит утренний рассвет. Хроно-топический аспект связан с психологическим, выраженным через эпитеты: весенней негой, ползущими горами, Феб утомленный, влюбленный, подводного чертога, ярким факелом, олицетворения (ночь дышит, ветер не колышет), сравнения (весь залив блестит, как сталь). Одушевляя природу, стремится показать, как близка она в своих проявлениях к человеку.
Вторым в цикле является стихотворение «Жди ясного на завтра дня». Хронотопический и психологический аспекты данного стихотворения отличаются от первого. В нем изображается конец дня, когда природа достигла своего энергического апогея и готова к тому, чтобы отдохнуть и набраться сил для наступления утра. Стихотворение начинается с эмоционального подъема, что подтверждают глаголы действия (мелькают, звенят). Затем эмоции меняются, энергия затухает (дремлют, трепещут, ушли). Эффект сонливости достигается частотным употреблением шипящих в последней строчке стихотворения: «Не говориШь наСтала ноЧь» и олицетворениями с соответствующей семантикой (дремлют корабли; небеса ушли; морская даль ушла; набегает тень; свет уходит прочь).
Художественный мир в стихотворениях лирического цикла стихов «Море» выражен различными
© Багаутдинова Г. Г., Нечаева Е. М., 2017
частями речи. Число существительных, которые обозначают природу или природных явления
(ночь, ветер, залив, море, облака, горы, стрижи, закат, тень, овраг, ива, конь, гнездо, птицы, лес, колос, жаба, чайка, камень и т. д.) преобладает над существительными, обозначающих предмет, образ человека или мифологического существа (Фетида, Феб, Аврора, Бог, лицо, речь, слова).
Изображение человека довольно-таки условно, оно выражается через эмоции и чувства, которые описывает автор: сам я невольно лицом обращаюсь к заливу; что за слова мне она в эту ночь говорила?; тише, конь мой! Куда торопиться?; рад и сегодня я сном до зари не забыться!
Прилагательных, обозначающих качественную характеристику описываемых предметов, немного (ясный день, пурпурная полоса, звонкая дорога, старая ива, прилежный взгляд, Средиземное море, весенняя нега, ползущие горы, подводного чертога).
Глаголы состояния (дышит, блестит, спать, ждать, озарен, засверкал, дремлет, бледнеет, светлеет, млеет, вскипая) взаимодействуют с глаголами действия (пускается, миновав, умолкли, обращаюсь, различишь, бежит, заныла, вступила).
Тема ночи раскрывается в разных временных промежутках. Например, в стихотворении «Ночь весенней негой дышит» изображается предрассветное время, а в стихотворении «Вечер у взморья» природа изображена в состоянии сна, и ничто не предвещает ее пробуждение. В стихотворении «Жди ясного на завтра дня» поэт изображает пейзаж, когда природа готовится ко сну, и о наступлении ночи сообщается лишь в последней строчке стихотворения: «Что ты не скажешь: минул день, не говоришь: настала ночь» [2, с. 223].
Форма конкретизации художественного времени - циклическая. Изображается ночное время суток (ночь весенней негой дышит; настала ночь; третью уж ночь; ночь светлеет; и ночь красотою одевалася звездной). События и эмоции излагаются последовательно и динамично, о чем свидетельствуют глаголы действия (дышит, засверкал, обращаюсь, мигали).
Глаголы употребляются в трех временных формах: прошедшем (разукрасилася, ушла, говорила, прозвучало, почуяло, засверкал, умолкли, вышла), настоящем (дышит, колышет, блестит, не спит, бежит, мелькают, звенят, дремлют, трепещут, набегает, объемлет, светлеет, млеет). Таким образом, в лирическом цикле автор соотносит прошлое, настоящее, будущее время. По-видимому, можно говорить о пространствен-
но-временной динамике художественной картины мира в лирическом цикле стихов Фета «Море». Изображение ночных морских пейзажей приоткрывает завесу тайн, которые таит в себе море. * * *
В лирическом цикле «Море» мотивы любви переплетаются с темой ночи. В цикле три таких стихотворения: «Вчера расстались мы с тобой...», «Море и звезды», «Качаяся звезды мигали лучами.».
Художественная картина мира создается преимущественно глаголами прошедшего времени (расстались, глядели, был растерзан, бушевала, кипела, убегала, росли, легла, глядели, одевалася, белели, позабыла, летели, веяла, убаюкала, уто-милася, победили, мигали, любовались, мчались, смотрел, казалось, управился). Описание дается через призму прошедшего, о котором сейчас лишь вспоминается («Вчера расстались мы с тобою.», «А мы любовались с тобою огнями.», «На море ночное мы оба глядели»). В стихотворении «Кача-яся звезды мигали лучами» встречаются и глаголы настоящего времени (бегут, врезаешь). Время в этих стихотворениях событийное, завершенное: все события и эмоциональные переживания были доведены до своего логического конца.
Предметный мир стихотворений, соотносящихся с мотивами любви в лирическом цикле «Море», обозначен существительными со значением явлений природы (море, волны, зыбь, небо, тучки, ночь, звезды, скала, земля). Их в данной подтеме, в отличие от остальных, меньше, следовательно, можно говорить о том, что природа отходит на второй план, а эмоциональная сфера доминирует. В данных стихотворениях основу составляют существительные, обозначающие отвлеченные понятия внешнего мира (бездна, красота, раздолье, движенье, суша, край, пятна, нега, глубина, блеск, вереница, грохот, мгла, хор, уступ, урок, гранит, брызги, свет).
Существительных, выражающих внутренний мир человека, сравнительно немного (мечта, душа, сила, злоба, горе,забвенье). Таким образом, из анализа предметного мира стихотворений «Вчера расстались мы с тобой.», «Море и звезды», «Качаяся звезды мигали лучами.» следует, что преобладают существительные, обозначающие абстрактные понятия внешнего мира, с помощью которых автор описывает не только морской пейзаж, но и свои эмоции и чувства («Качаяся звезды мигали лучами», «Я был растерзан. Подо мною морская бездна бушевала»).
Эпитеты, выраженные именами прилагательными, описывают пейзаж при помощи цвета (волна светла, лунный свет, темных зыбях, светоносные пятна). Цветовая палитра неяркая, контрастная, соотносится при помощи двух понятий: светлый / темный. Тот же принцип антитезы прослеживается и в других эпитетах: море ночное / мертвящая суша; хор небесный, звездная красота / злоба земная, гнетущая, отсталые тучки.
А. А. Фет предпочитает выражать свои переживания не прямолинейно, а опосредованно, используя параллелизм («а нынче - как моя душа, волна светла... », «всю злобу земную, гнетущую, вскоре, по-своему каждый, мы оба забыли, как будто меня убаюкало море, как будто твое уто-лилося горе...»).
Обращение к морской тематике является не случайным в творчестве А. А. Фета: поэт «чистого искусства» не мог обойти своим вниманием столь мощную, яркую и таинственную стихию. В лирическом цикле стихов «Море» поэт предстает как продолжателем традиций литературных предшественников, так и создателем новых тенденций в осмыслении данной темы. К морской тематике обращались многие писатели и поэты, прежде всего романтики (В. А. Жуковский «Море»; А. С. Пушкин «К морю», «Погасло дневное светило»; М. Ю. Лермонтов «Гроза», «Моряк», «Парус»; Ф. И. Тютчев «Сон на море», «Море и утес»). Море привлекало русских писателей-романтиков по многим причинам, в нем они находили почву для вдохновения и реализации творческого потенциала. Им чужда жизнь, которая лишена мечты о невозможном, поэтому зачастую природа воссоздается в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный и прекрасный мир, неподвластный человеческому произволу.
В лирическом цикле стихов А. А. Фета «Море» перед нами предстает не просто стихия, а некий природный мир, который, подобно живому
существу, испытывает эмоции, имеет свой характер. Мифологические образы органично вплетены в художественный мир этого лирического цикла.
Море описывается в разное время, в разное время суток; оно динамично, изображается и во время бури, и во время штиля. Пространство абстрактно, иногда географически конкретизируется, например, в описании Средиземного моря. Кроме того, море показывается и во всю свою грандиозную мощь, а также может сужаться до описания берега.
В цикле А. А. Фета «Море» можно структурно сопоставить прошлое и настоящее, в которых появляется ход движения во времени, возникает некая частная история. Специфика хронотопа заключается в том, что от стихотворения к стихотворению читатель ощущает не только перемену места и времени, но и словно переносится из реальности в сон, из мира мечты - в мир действительности.
_Ш_
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 243-408.
2. Благой Д. Д. Мир как красота. М.,1975. 112 с.
3. Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М.,1984. 320 с.
4. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001. 480 с.
5. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX - XX вв. Фет. Современная лирика. М.,1985. 232 с.
6. Дружинин А. В. Литературная критика. М.,1983. 315 с.
7. Ермилова Л. Я. Психология творчества поэтов-лириков Тютчева и Фета. М.,1979. 85 с.
8. Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета. Курск, 1990. 156 с.
9. Скатов Н. Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. 336 с.
10. Фет А. А. Стихотворения и поэмы. Л.,1986. 752 с.
Статья поступила в редакцию 19.02.2017 г.
Для цитирования: Багаутдинова Г. Г., Нечаева Е. М. Хронотоп в лирическом цикле стихов А. А. Фета «Море» // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 55-58.
Об авторах
Багаутдинова Гульзада Гадульяновна, кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Нечаева Екатерина Маратовна, магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
G. G. Bagautdinova, E. M. Nechaeva Mari State University, Yoshkar-Ola
CHRONOTOPE IN THE LYRICAL VERSE CYCLE BY A. A. FET "THE SEA"
The subject of the study is the lyrical cycle "The sea" by A. A. Fet. The object of the analysis is the chrono-tope. The goal is to reveal the specifics of the space-time picture of the world in the aspect of one of its thematic components - the theme of the night. The author analyzes the techniques that create an artistic and spatial picture of the world - parts of speech, figures of speech (parallelism), artistic means of expressiveness (epithets). The study draws attention to the color palette of seascapes, their dynamics. It is established that Fet animates the sea, likens the inner world of man to the sea element. That is why the theme of the sea is often combined with the theme of love in his poems. The article emphasizes that, unlike its predecessors, A. A. Fet unites several poems dedicated to the theme of the sea, in the lyrical cycle - a kind of artistic unity. The poet is a connecting link between the poetry of romantics and symbolists. Despite the concreteness of time and space in the lyrical cycle of the poems "The Sea", the chronotope expands due to the use of mythological images. In addition, the distinctive feature of the artistic picture of the poet's world is that the chronotope is psychological. The artistic world of A. A. Fet accommodates both aesthetic contemplation, and memories, and nightly sad insights, and a sense of unity with the natural world.
Keywords: lyric cycle, A. A. Fet, chronotope, theme of the night, art world, love motives.
_m_
1. Bahtin M. M. Formy vremeni i hronotopa v romane [Forms of time and chronotope in the novel], M. M. Bahtin. Voprosy literatury i jestetiki = M. M. Bakhtin. Questions of literature and aesthetics, Moscow, 1975, pp. 243-408.
2. Blagoj D. D. Mir kak krasota [World as beauty], Moscow, 1975, 112 p.
3. Botkin V. P. Literaturnaja kritika. Publizistika. Pis'ma [Literary criticism. Journalism. Letters], Moscow, 1984, 320 p.
4. Gasparov M. L. O russkoj pojezii [Russian poetry], St. Petersburg, 2001, 480 p.
5. Grigor'eva A. D., Ivanova N. N. Jazyk poezii XIX-XX vv. Fet. Sovremehhaja lirika [Language of poetry of the XlXth-XXth centuries. Fet. Modern lyrics], Moscow, 1985, 232 p.
6. Druzhinin A. V. Literaturnaya kritika [Literary criticism], Moscow, 1983, 315 p.
7. Ermilova L. Psihologija tvorthestva poetov-lirikov Tjutheva i Feta [Psychology of lyric-poets Tyutchev and Fet], Moscow, 1979, 85 p.
8. Problemy izuthenija zhizni i tvorthestva A. A. Feta [Problems of studying the life and work of A. A. Fet], Kursk, 1990, 156 p.
9. Skatov N. N. Nekrasov. Sovremenniki I prodolzhateli [Contemporaries and successors], Moscow, 1986, 336 p.
10. Fet A. A. Stihotvorenija i pojemy [Verses and poems], L., 1986, 752 p.
Submitted 19.02.2017.
Citation for an article: Bagautdinova G. G., Nechaeva E. M. Chronotope in the lyrical verse cycle by A. A. Fet "The sea". Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 55-58.
About the autors
Bagautdinova Gul'zada G., Ph. D. (Philology), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, gbagautdinova@yandex. ru
Nechaeva Ekaterina M., undergraduate, Mari State University, Yoshkar-Ola