Научная статья на тему 'Хронотоп острова в английской литературе (на основе материалов по роману Р. Л. Стивенсона "остров сокровищ")'

Хронотоп острова в английской литературе (на основе материалов по роману Р. Л. Стивенсона "остров сокровищ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
717
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОНФЛИКТ / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ОСТРОВ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / Р.Л. СТИВЕНСОН / ХРОНОТОП / ЦИВИЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хронотоп острова в английской литературе (на основе материалов по роману Р. Л. Стивенсона "остров сокровищ")»

ХРОНОТОП ОСТРОВА В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ПО РОМАНУ Р.Л. СТИВЕНСОНА «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»)

Романова Татьяна Николаевна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: [email protected]

Иванова Юлия Викторовна

студентка гр.741 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: julishna-86@mail. ru

THE CHRONOTOPE OF ISELAND IN BRITISH LITERATURE (BASED ON 'TREASURE ISLAND' BY R.L. STEVENSON)

Tatiana Romanova, Ph.D

Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Yulia Ivanova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: julishna-86@mail. ru

Ключевые слова: британская литература, конфликт, культура, литературная традиция, остров, художественный образ, Р.Л. Стивенсон, хронотоп, цивилизация.

Английская литература дала современному читателю возможность познакомиться с жанром авантюрно-приключенческого романа. В этом жанре работали многие английские писатели, а родоначальниками жанра можно считать Дефо и Скотта. В то же время наблюдается возрастающий интерес английских писателей к описанию человеческого поведения в изолированных от цивилизации условиях. Авторы пытаются синтезировать традиции морского приключенческого романа и проблемы этического плана, перенося внутрицивилизационный конфликт из пространства традиционной Англии в условия, далекие от каких-либо социально-культурных норм, на остров.

Необходимо отметить также, что огромное влияние на развитие этой темы оказала территориальная принадлежность Британии. Британия - островное государство, и не удивительно, что образ острова проходит «красной нитью»

практически через всю историю английской литературы, подчеркивая ее культурную обособленность и традиционализм. Образ острова выступает как уникальная, своеобразная лексема, оказывающая влияние на специфику развития сюжета, характеров героев и их действий.

В английской литературе можно отметить несколько наиболее значимых, выделяющихся на общем фоне, произведений, сюжет которых развивается на острове: «Робинзон Крузо» - Д. Дефо, «Остров Сокровищ» - Л. Стивенсон, «Повелитель Мух» - У. Голдинг.

В данной статье мы рассматриваем пространственно-временную модель острова, ее значение и взаимосвязь с сюжетом в произведениях английской литературы.

Фактически английские писатели не являются первопроходцами в данной теме, интерес к повествованию такого рода возник еще за несколько столетий до написания первых произведений с «островной» тематикой в Британии. Мотив волшебного острова, затерянного среди вод, встречается в представлениях многих народов Древнего мира: в мировой мифологии разных народов мира, легендах шумеров, скандинавов, греков. Достаточно вспомнить и сказочный остров Буян из русских народных сказок. Европа, заинтересованная в исследовании новых территорий, открытиях, торговле, мореплавании, уже слышала разного рода повествования, документальные и художественные, затрагивающие эту тему. Путь через открытое море, а не вдоль береговой линии, для моряков древности уже был легендарным, таящим самые разные опасности и приключения, следовательно, все то, что встречалось на этом пути, понималось как чудесное, в том числе и затерянные острова. Мореплаватели тех дней сильно зависели от островов открытого моря, чувствовали эту зависимость и боялись ее [5].

Знаменитая «Одиссея» Гомера - древнейшее описание морского путешествия в мировой художественной литературе и одно из первых произведений, затрагивающих тему «робинзонады».

Продолжая традицию Античности, мореходы и картографы Средневековья ищут Острова Блаженных, хотя этот поиск имеет уже скорее практический интерес - освоение новых земель, извлечение выгоды из морской торговли, миссионерская деятельность. Скандинавы заселяют Исландию, открывают Гренландию и Ньюфаундленд. Истории о землях, где зреет виноград, будоражат оставшихся дома, заставляя их затем пускаться в опасные предприятия [2].

Эпоха Просвещения открывает для последующих периодов развития художественной культуры острова не менее значимые для истории человеческой цивилизации, чем острова, открытые мореплавателями ХУ-ХУ11 вв. Это острова вымысла, острова как перекресток самых фантастических и удивительных сил и событий, которые хранят несметные сокровища, выдуманные Р.Л. Стивенсоном, или скрывают в тропических дебрях чудовищную лабораторию доктора Моро [1].

Примечателен тот факт, что один из самых ярких примеров описания приключений человека на необитаемом остове был выполнен английским

автором Даниэлем Дефо в его знаменитом произведении «Робинзон Крузо», в английской литературе тема затерянного острова становится актуальной только в XIX в., к ней обращаются многие писатели, используя весь сюжет или отдельные элементы, вызывающие ассоциации с этой книгой. Авторы стали использовать хронотоп острова, чтобы создать особое пространство, где их герои пережили бы новый опыт, столкнулись с ситуациями и персонажами, с которыми не встретились бы на «большой земле».

Важно отметить, что расположение острова и его координаты играли не малую роль в достижении этой цели. Остров находится в океане, вдали от большого материка, и является недосягаемым цивилизацией, что, несомненно, делает его важным пространственным элементом повествования. Также хотелось бы отметить факт, что месторасположение острова меняется от произведения к произведению. Так, герой Д. Дефо оказывается на неизвестном и необитаемом острове, затерянном в Карибском море: «Когда я взобрался на вершину холма, что стоило мне немалых усилий, мне стала ясна моя горькая участь. Я был на острове. Кругом со всех сторон тянулось море, за которым нигде не было видно земли, если не считать торчавших в отдалении скал, да маленьких островков поменьше моего, лежавших милях в десяти к западу...» [1, с. 52]. У Стивенсона герои «Острова сокровищ» отправляются на конкретный остров, обозначенный на карте: «... И на стол выпала карта какого-то острова с указанием широты и долготы, с обозначениями глубин моря возле берегов, с названиями холмов, заливов и бухт. Вообще здесь было все, что может понадобиться, чтобы без всякого риска подойти к неведомому острову и бросить якорь» [3, с. 42]. В произведении У. Голдинга в «Повелитель мух» остров предстает перед читателем в виде райского Эдема, возможно поэтому у него нет определенных координат расположения. Пространство в произведении носит условный характер, представлено предельно упрощенно, схематично, мозаично. Наблюдается скупое описание пространственных представлений, отсутствие детальных подробностей.

Остров - это сжатое пространство. Принцип сжатого пространства дает возможность читателю пристально взглянуть на описываемые события, уделить внимание разговорам и мыслям героев и их психологическим особенностям [5]. По мнению Р.Л. Стивенсона, знание топаса создаваемого автором острова, существующего или воображаемого, помогает обнаружить новые связи между персонажами, раскрыть новые нюансы и неожиданные сюжетные ходы [4].

Остров в произведении становится не столько столкновением антагонистических характеров, сколько конфликтом разнородных начал в самом человеке. Пребывание на острове становится испытанием, и остров создает все условия для этого испытания. С острова сбежать невозможно, не участвовать в общем течении событий немыслимо, герои должны пересмотреть свою точку зрения, убеждения, фактически они должны обратиться к своей второй, неизвестной до сих пор половине, обнаружить новые, возможно не самые лучшие, свои качества [8].

В данной статье мы рассматриваем влияние пространственного хронотопа (острова) на развитие сюжета и характеров произведения Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ».

Хотелось бы отметить, что само название книги обещает читателю приключение с определенным сюжетом, который включает в себя путешествие и разгадывание тайны. Остров сокровищ - это не только географическая точка в естественном пространстве, но и место спрятанного клада, которое привлекало и продолжает привлекать искателей приключений.

В своем романе Р.Л. Стивенсон превращает остров в плацдарм для развития сюжета, перенося внутрицивилизационый конфликт на просторы необитаемого острова. Таким образом, он создает условия, где нет закона и порядка, и героям приходится действовать не по установленным социальным правилам, а согласно их собственным нравственным и моральным качествам. Можно сказать, что он предстает в виде призмы, через которую появляется психологическое противостояние, отражающее не только отношения между героями романа, но и их внутренний мир.

Несомненно, яркими героями произведения являются Джим Хокинс и Джон Сильвер. Развитие характеров этих героев привлекательно еще и тем, что они относятся к двум противопоставленным друг другу в произведении «лагерями» - добропорядочные граждане Великобритании и «джентльмены удачи».

Повествование в произведении ведется от имени Джима Хокинса. Именно благодаря образу Джима в романе развивается действие, происходят важные события. Джим Хокинс являет собой образец характера цельного, слаженного, устойчивого, не ослабленного «малейшей червоточиной». Смело-доверчивое и здраво-энергичное, мужественное отношение Джима к жизни задает тон всей книге. И в ней не слышится ни назидательных интонаций, ни «бодряческих» ноток [7].

Анализируя характеры главных героев, М. Урнов отмечает: «Герою романа Джиму Хокинсу, то ли подростку, то ли мальчику, автор не уточняет его возраст, приходится самостоятельно ориентироваться в сложной обстановке при неблагоприятных обстоятельствах, проявлять инициативу, идти на риск, напрягать мозг и мускулы, но также делать нравственный выбор, определять жизненную позицию. Им движет мечта, он предается ей с естественной восторженностью, действует, подталкиваемый необходимостью и любознательностью, руководствуется высокими чувствами и здравым соображением. Ему приходится встречать лицом к лицу опасность, «глядеть в глаза смерти», прибегать к решительным и крайним мерам. Ему же удается познать радость моральной и практической победы» [7]. Таким образом, можно сделать вывод, что с самых первых страниц книги Джим Хокинс предстает перед читателем благородным и отважным человеком и, попадая на остров, где нет никаких моральных законов и общественных правил, не теряет лица и остается верен своим принципам. Но именно на острове, вдали от цивилизации, в условиях, где каждый волен делать все, что ему вздумается, характер главного героя раскрывается полностью, обнаруживая те черты, которые, возможно, не проявились бы в условиях традиционного общества. На острове Джим наравне с бывалыми моряками сражается против пиратов, проявляет небывалую смелость и хладнокровие, оказавшись в плену и на волосок от смерти.

С уверенностью можно сказать, что особое внимание и интерес читателя притягивает персонаж Джона Сильвера - старый, одноногий пират, служащий

корабельным поваром. И хотя знакомство с пиратом происходит только во второй части, характер этого героя проявляется практически с первых строк. Джон Сильвер - коварен, хитер, обладает гибким и расчетливым умом. Узнав об экспедиции на остров сокровищ, он тут же устраивается коком на судно, прихватив с собой всю свою бывшую команду пиратов. До прибытия на остров старый пират уверен, что сокровища у него в руках.

Примечателен факт, что у Стивенсона остров - это испытание не только для «героев чести», а для всех персонажей. Остров становится местом лишений, ограничений и пространством несбывшихся возможностей, независимо от социального статуса и положения в обществе.

В условиях дикого острова, полного соблазнов и сюрпризов, Джон раскрывает свои положительные качества, не типичные для пирата. События, происходящие на острове, помогают увидеть читателю в Джоне Сильвере человека умного, смелого, обладающего изобретательностью в самых сложных ситуациях. Пирата способного на благородные поступки, даже ценою собственной жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что затерянный остров в океане -идеальное место для проверки характеров главных героев. Это не просто фоновый локус для описания разворачивающихся в произведении событий, остров, несомненен, несет в себе смысловую нагрузку повествования, выступая в качестве катализатора. Попадая на остров, герои раскрывают в себе и обнаруживают в других героях новые качества и духовные возможности. Именно здесь меняется их мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Герои покидают остров изменившимися навсегда.

Список литературы

1. Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо. - М.: Металлургия, 1982. -328 с. ^

2. Мухин А.С. Робинзон Крузо. Приключение моряка из Йорка или роман -музей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: науч. тр. - СПб., 2011.

3. Роберт Луис Стивенсон. Остров сокровищ. - М.: Детская литература, 1974. - 238 с.

4. Роберт Льюис Стивенсон [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stivenson.ru/ (дата обращения: 18. 05. 2014 г.).

5. Струкова Т.Г. К становлению и развитию жанра: морской роман // Вестник ВГУ: науч. тр. - Воронеж, 2001.

6. Фуксон Л.Ю. Чтение романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» // Новый филологический вестник: науч. тр. - М., 2011.

7. Уpнов М. Роберт Луис Стивенсон (Жизнь и творчество) [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/STIVENSON/stivenson0_1.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 18.05.2014 г.).

8. Robert Louis Stevenson [Электронный ресурс]. - URL: http://www.robert-louis-stevenson.org (дата обращения: 18.05.2014 г.).

© Романова Т.Н., Иванова Ю.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.