УДК [87.3(2): 17]+7.067+7.046.3 DOI: 10.31249/hoc/2022.03.11
Соколов В.Г. *1 , Соколова Б.Ю. 2
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В НАСЛЕДИИ И ЖИЗНЕННОМ ПУТИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ® 1 ®2
Аннотация. В статье впервые масштабно и многогранно раскрывается роль христианских ценностей в наследии и жизни Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, их воплощение в художественном творчестве этих мастеров: как на полотнах, так и в храмовой живописи. Отдельное внимание уделяется контактам с видными представителями православия.
Ключевые слова: христианство; Рерих; православие; христианские ценности; красота; подвижники; храмовая живопись; Знамя Мира.
Поступила: 25.04.2022 Принята к печати: 18.05.2022
* 1 Соколов Владислав Георгиевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Международного Центра Рерихов, Москва, Россия, e-mail: falcon_ V69@mail. ru
Sokolov Vladislav Georgievich - PhD in Philosophy, Senior Researcher of the International Centre of the Roerichs, Moscow, Russia, e-mail: falcon_V69@mail.ru
*2 Соколова Богдана Юрьевна - кандидат культурологии, ведущий редактор ИПЦ Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, e-mail: altair-16@yandex.ru
Sokolova Bogdana Yur'evna -PhD in Cultural studies, lead editor at the PPC of he Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, e-mail: altair-16@yandex.ru ® 1 Соколов В.Г., 2022 ®2 Соколова Б.Ю., 2022
Sokolov V.G., Sokolova B. Yu.
Christian values in the heritage and the life path of Nicholas and Svyatoslav Roerich
Abstract. For the first time in the article, the role of Christian values in the heritage and life of Nicholas Roerich and S.N. Roerich, their embodiment in the artistic work of these masters, is revealed on a large scale and in many ways: both on canvases and in temple painting. Special attention is paid to contacts with prominent representatives of Orthodoxy.
Keywords: Christianity; Roerich; Orthodoxy; Christian values; beauty; ascetics; temple painting; Banner of Peace.
Received: 25.04.2022 Accepted: 18.05.2022
Николай Константинович Рерих (1874-1947) и его младший сын -Святослав Николаевич (1904-1993) известны как выдающиеся художники и ученые, оригинальные философы-космисты и общественные деятели мирового масштаба. Также хорошо известен их глубокий интерес к истории и культуре Востока, который они изучали, непосредственно находясь в его древнем и живом пространстве. После Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928), организованной и проведенной Николаем Константиновичем, семья Рерихов поселилась в индийской долине Куллу (Западные Гималаи), так как необходимо было продолжить и значительно развить ту научную работу, которая была начата в данной экспедиции, а также систематизировать богатейший научный материал, собранный на ее маршруте. В частности, именно в Куллу Рерихами был создан уникальный Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», осуществлявший в последующем широкое международное сотрудничество со многими научными учреждениями целого ряда стран. Кроме того, проживание в данной местности было связано с решением ряда художественных задач. Поэтому многие годы семья Рерихов прожила в Индии, при этом, что важно подчеркнуть, надеясь вернуться на Родину, которую они очень любили.
Довольно длительное проживание в другой стране породило в свое время различные слухи и несостоятельные домыслы, в том числе о том, что Рерихи якобы исповедовали буддизм или иную восточную
религию. Однако мировоззрение Рерихов было очень широким: будучи крупными учеными и мыслителями, они изучали и сравнивали некоторые философские и религиозные системы, находя в них важные созвучия (в частности, между христианством, буддизмом и конфуцианством), что само по себе очень актуально, особенно во времена человеческого разъединения, достигшего, например, в первой половине XX в. немалых масштабов.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью раскрыть стороны жизненного и творческого пути Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, тесно связанные с христианскими ценностями, и в этом плане показать на основе конкретных фактов несостоятельность разного рода домыслов и измышлений в адрес Н.К. Рериха и его семьи, а также в адрес тех или иных сторон их мировоззренческой позиции. Различным аспектам темы, поднятой в настоящей статье, посвящены наработки, изыскания ряда ученых: [Шапошникова, 1998; Шапошникова, 2011; Шапошникова, 2013], [Тютюгина, 2005], [Короткина, 2002], [Киркевич, 1999], [Беликов, 2004] и других исследователей.
Необходимо сказать, что Рерихи с большим уважением относились ко всем религиозным системам, содержащим высокие знания, понимая, что источник этих знаний един и каждый находит близкую ему грань истины. Об этом свидетельствуют их научно-философские, литературные и художественные работы, в которых ярко воплощены образы великих основателей мировых религий, выдающихся героев и подвижников всех времен, формировавших эволюционное направление развития сознания человечества на протяжении тысячелетий культурно-исторического процесса. Елена Ивановна Рерих, жена Николая Константиновича, выдающийся ученый и мыслитель, большой знаток ряда философских и религиозных систем, писала: «...Мы можем любить и даже предпочитать обрядность нашей Православной Церкви, но мы никогда не позволим себе умалить Святыню ближнего другой национальности и другого вероисповедания, ибо нет предела Божественному выражению Мысли» [Рерих Е.И., 2001, с. 162].
Также в книгах созданной Е.И. Рерих многотомной философской системы Живой Этики указывается, что знание приходит к человечеству из одного Источника. В основе снятия всех кажущихся противоречий и различий в религиозных и философских учениях, заповеданных их великими основателями, лежит расширение сознания челове-
ка. Это совершенствование сознания неотделимо от развития внутренней культуры человека (см.: [Соколов, 2012]), на что, в сущности, и направлены философские и религиозные учения всех времен. Без этой культуры человечество не сможет стать на путь мирного сосуществования, именно поэтому в тех или иных учениях этическим основам придавалось первостепенное значение. Уровень внутренней культуры человека - залог мирного диалога мировоззрений, взаимоуважения в религиозном взаимодействии, созидательного развития научных знаний, устойчивого развития общества в целом. Возможно ли допустить, что великие основатели мировоззренческих систем давали людям заведомо взаимоисключающие положения, ведущие к упрочению разъединений и всевозможным конфликтам? Разумеется, нет. Даже из этого простого рассуждения понятно, что источник этих негативных проявлений - лишь в сознании масс.
Если же говорить конкретно о христианстве, то необходимо прояснить, что понимать под христианскими ценностями. По сути, в основе их лежат мысли и заветы Иисуса Христа, напитавшие всю христианскую культуру (речь здесь именно о культуре, а не о тех явлениях, которые, прикрываясь высокими истинами, сами собой выступали лишь антиподами последних). Исполнение и развитие данных заветов будет единственной точкой отсчета, когда мы говорим об отношении человека к христианскому учению. Другой меры мировой опыт не знает.
Мастер
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что христианские святые и подвижники в семье Рерихов почитались с особенной теплотой; поддерживались и контакты с церковными иерархами того времени, имело место духовное водительство со стороны «славных служителей Христовых», как называл их Николай Рерих. Велик вклад самого Николая Константиновича в христианское направление в живописи, которое явилось интереснейшей областью творчества и мысли мастера. В этом оригинальном разделе его многогранного наследия присутствует некая особая притягательность и ценность творческих находок. На примере христианской тематики в живописи Н.К. Рериха ясно видно, что художник пронес через свое высокоидейное творче-
ство те нравственные ориентиры, которые испокон веков питали всю христианскую традицию и способствовали сердечному объединению народов и взаимопроникновению культур.
Илл. 1. Николай Рерих1
«Каменная летопись Руси». Монументально-декоративное искусство. Еще в студенческие годы взор Николая Рериха, тогда еще молодого мастера, притягивала храмовая архитектура. В 1899 г. он пишет этюд новгородского храма Спаса на Нередице (XII в.). Через несколько лет, в 1903-1904 гг., художник уже вместе со своей женой, Еленой Ивановной Рерих, совершил масштабную поездку по 40 русским городам, которую он назвал «большим паломничеством» по «древним городам от Казани до границы литовской» [Знамя Мира, 1995, с. 133] с целью «ознакомления с фресками старых соборов и с чудесною иконописью» [Рерих Н.К., 1990, с. 57], а также для изучения глубинных корней русской культуры. Засверкали яркими красками белокаменные храмы и купола церквей на полотнах молодого худож-
1 Источник: ШЬ: https://пакт-рериха.рф/2021/06/18/18-06-2021-vystavka-puti-blagosloveniya-k-85-letiyu-podpisamya-pakta-reriha/ (дата обращения: 07.02.2021).
ника. «Помню, как владыка Антоний, смотря на мою картину "Ростов Великий", проникновенно сказал: "Молитва Земли Небу", - вспоминал Николай Константинович. - Драгоценно и радостно было встречаться с владыкой на путях церковного художества и видеть, как глубоко Он чувствовал священное благолепие русской иконы» [Рерих Н.К., 1995 б, с. 45]. Результатом двухлетнего путешествия явились более 100 картин и этюдов, на которых отобразились уникальные памятники древнерусского зодчества. Николай Рерих назвал эту серию «Каменной летописью Руси». В поездках по русским городам Николай Константинович и Елена Ивановна работали в монастырях и храмах: трудились во спасение древних икон, осваивали летописи, монашескую литературу, патристику.
У супругов ясно вызревала мысль о необходимости сбережения культурных памятников, созданных творческим гением человека. Речь идет обо всех культурных сокровищах, вне зависимости от их принадлежности к той или иной традиции, этносу. Ибо культура как таковая не знает разделений, но всегда выступает мощным фактором объединения; в своих универсальных основах она близка и понятна всем народам. Имея свои запечатления в тех или иных формах, она оказывает через памятники свое благотворное воздействие на всю ту область, где размещаются данные объекты, причем это воздействие распространяется далеко во времени, содействуя формированию лучших основ будущего развития региона. Все это прекрасно понимал Н.К. Рерих, потому он столь упорно продвигал документальное оформление и конкретное воплощение своей идеи об охране ценностей культуры.
Лишь через 30 лет после первых размышлений идея охранения культурного достояния человечества воплотилась в одном из самых значительных деяний всей жизни Николая Константиновича - Международном «Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакте Рериха)». Этот Пакт поддержали выдающиеся деятели культуры и науки того времени, руководители государств, а также прогрессивные священнослужители. Охранным символом Пакта Рериха стал особый флаг - Знамя Мира, названный Красным Крестом Культуры. На белом фоне Знамени - три амарантовых круга в окружности: знак бесконечной преемственности культуры прошлого, настоящего и будущего, той преемственности, на
основе которой необходимо строить настоящее, чтобы двигаться в будущее. В 1931 г. Знамя Мира было освящено в соборе Св. Крови бельгийского города Брюгге. Во второй раз Знамя Мира освятили в кафедральном соборе Буэнос-Айреса в Аргентине в 2013 г. Сам же знак Знамени Мира - очень древний, смысл его символики уходит своими корнями на тысячелетия вглубь времен.
Илл. 2. Н.К. Рерих. Знамя Мира Pax Cultura. 19311
Символ Знамени Мира отобразился в культурных артефактах многих народов в разные исторические эпохи. Его можно встретить и на христианских святынях, например на клеймах икон XVI в. с изображениями преподобного Сергия и преподобного Кирилла; на изображениях Бориса и Глеба (XIV в.); на иконе «Покрова» (XV в.); на златнике и сребнике с изображением святого равноапостольного князя Киевского Владимира, крестившего Русь; на изображении Страсбург-ской Мадонны; на картинах знаменитых художников, писавших Христа и Архангела Михаила, и т.д. «Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца, <...> утвержденная к печатанию митрополитом Антонием, - писал Н.К. Рерих. - Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года - служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудо-
1 Источник: Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2006. - С. 185.
творцу. Из Испании посылается снимок с изображения Святого До-минго из "Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440). На всех изображениях можно видеть знак Знамени Пакта, что для многих будет полезно запомнить» [Знамя Мира, 1995, с. 121]. Е.И. Рерих в одном из своих писем указывала, откуда Николаем Константиновичем был взят знак Знамени Мира: «Именно с иконы, хранившейся в Свято-Сергиевской Лавре, изображающей Св[ятую] Троицу в виде трех Ангелов» [Рерих Е.И., 2000, с. 457].
Отобразившись на многих артефактах, в том числе христианских святынях прошлого, знак Знамени Мира выступил щитом культуры, включая христианские храмы, в настоящем. Этот щит держал Николай Рерих, ставший на защиту древних православных памятников, которым угрожала антикультурная политика Сталина. «Всеми силами спешим с Пактом, - пишет мастер. - Но не коротки пути к миру. И не везде благоволение. Нужно перебороть и превозмочь. На конференции в Бельгии - протест против разрушения Храма Христа Спасителя. <...> Печатаются статьи о Симоновом монастыре. Подчеркивается гибель Спаса на Бору. Статья "Охранение" в дальневосточной и русско-американской прессе молит об Успенском соборе» [Знамя Мира, 1995, с. 135]. И в другой статье Рерих с горечью отмечает: «...Постановляется разрушение Софийского Собора в Киеве. Такое сообщение настолько чудовищно, что по человечеству даже не верится» [там же, с. 141].
Сталинский режим и война стерли с лица земли многие бесценные памятники. Они остались лишь на некоторых фотографиях тех времен, а также полотнах великого мастера. Ввиду этого архитектурные этюды Николая Рериха представляют большую научную ценность. По ним можно изучать древнюю храмовую архитектуру, особенно если учесть точность воспроизведения обликов древних памятников, ведь Николай Константинович обладал феноменальной памятью.
Образ храма широко и многопланово проходит в творчестве художника: с одной стороны, как архитектурный исторический памятник псковско-новгородского региона Х11-ХУ1 вв., с другой - как выразитель высшего, духовного искания и соответствующих устремлений человека к собственному преображению. Такое глубоко символи-
ческое изображение храма можно встретить на картинах «Святой Николай» (1920), «Ранние звоны (Русская Пасха)» (1924), Святой Сергий (1930-е годы), «Странник Светлого Града» (1933), «Земля славянская» (1943)и др.
Илл. 3. Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 19331
В 1906 г. Н.К. Рерих выполнил эскизы мозаик для церкви Св. апостолов Петра и Павла на пороховых заводах (архитектор В.А. Покровский) в поселке Морозовка близ Шлиссельбурга. К сожалению, церковь и мозаики Н.К. Рериха не сохранились, так как были разрушены во время Великой Отечественной войны. Наружные стены храма несли величественные образы, запечатленные художником на четырех мозаичных панно. «На стене у входа находилась мозаика "Спас и святые", три других панно помещались в полуовальных кокошниках - "Борис и Глеб", "Апостолы" и "Архистратиг Михаил", -пишет Л.В. Короткина. - Борис и Глеб, любимые Рерихом святые, воплощали идею миролюбия, единения и братской любви. В изображении Рериха они проносятся над землей, над городами и морями, как символические вестники мира. Архистратиг Михаил - полководец "небесного воинства", победитель зла, также олицетворяет доброе начало» [Короткина, 2002, с. 246].
В том же 1906 г. Н.К. Рерих пишет двенадцать эскизов мозаик и росписей для интерьера и экстерьера церкви Покрова Пресвятой Бого-
1 Источник: ЦРЬ: https://gallery.facets.ru/show.php?id=809 (дата обращения: 07.02.2021).
родицы (архитектор В.А. Покровский) в с. Пархомовка Володарского района Киевской области (Украина). Ансамбль самой церкви возводился в 1903-1907 гг. Для нее же художник разрабатывает эскиз надпортальной мозаики «Покрова Пресвятой Богородицы». Эта мозаика, крупнейшая на то время (ее размер - 4 х 6 м), сохранилась до сих пор. Николай Константинович работал с крупной нешлифованной смальтой, дающей глубокий бархатистый отсвет. Художник настолько мастерски продумал композицию и цвета мозаики, что перед взором созерцающего возникает явный объем и глубина изображения.
И еще одна удивительная мозаика украшает Покровскую церковь -это «Спас Нерукотворный». К этому величественному образу Н.К. Рерих возвращался не раз, и не только в своем художественном, но и литературном творчестве. «Спас - Милостивый, Спас - Кроткий, Спас - Всеведущий, Спас - Всемогущий, Спас - Грозный, Спас -Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями», - писал мастер [Рерих Н.К., 1992, с. 203].
Илл. 4. Покровская церковь в Пархомовке. Надпортальная мозаика «Покрова Пресвятой Богородицы»1
1 Источник: ЦКЬ: https://kelohouse.ru/dom264.html (дата обращения: 07.02.2021).
185
Необходимо упомянуть также прекрасную работу Николая Рериха «Спас и князья святые» (1910) - мозаику над южным порталом построенного в 1906-1908 гг. по проекту архитектора А.В. Щусева Троицкого собора Почаевской лавры в Тернопольской области (Украина). В одном из писем к художнику в ноябре 1906 г. Щусев писал по поводу эскизов мозаик для Троицкого собора: «Дорогой Николай Константинович. Пишу Вам о свидании с архиепископом Антонием, которого я застал дома и, разложив Ваши вещи на стульях на свету, показал ему. Он отнесся одобрительно, спросил, на каких основах построена композиция; я сказал, что на византийских и новгородских XII века» [цит. по: Короткина, 2002, с. 246].
Илл. 5. Мозаика «Спас и князья святые» в Троицком соборе Почаевской лавры1
Огромное мозаичное изображение Нерукотворного Спаса, выполненное по эскизу Н.К. Рериха, сохранилось также и на портале храма Святого Духа (архитектор В.В. Суслов; храм построен по рисункам С.В. Малютина), расположенного на хуторе Фленово рядом с посел-
1 Источник: ЦКЬ: https://russiantowns.livejournal.com/6356308.html (дата обращения: 07.02.2021).
ком Талашкино в Смоленской области. Главной композицией росписи внутри храма Святого Духа была «Царица Небесная над рекой Жизни», изображение которой художник планировал для Покровской церкви, но не осуществил.
Илл. 6. Н.К. Рерих с сыновьями за росписью церкви в храме Св. Духа в Талашкине.
19121
Работа Н.К. Рериха над эскизами мозаик и росписей, а также самими росписями в храме Святого Духа проходила в период с 1911 по 1914 г. Росписи не сохранились, мы можем их видеть лишь на фото-
1 Источник: Утренняя Звезда: научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов (1994-1997, № 2-3). - Москва : Международный Центр Рерихов, 1997. - С. 132.
графиях тех лет. Сохранилась только смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный», размещенная над входом в храм в 1912 г.
Илл. 7. Мозаика «Спас Нерукотворный» в Храме Святого Духа в Талашкине1
Для росписи часовни Святой Анастасии (архитектор А.В. Щусев) во Пскове, построенной в традициях древнего псковского зодчества, Н.К. Рерих написал четыре эскиза. Располагаясь на берегу реки Великой, Анастасиевская часовня была известна с древности, новая же часовня была возведена приблизительно на месте утраченной. В 1913 г. иконописец-реставратор Г.О. Чириков расписал три стены и свод потолка часовни по эскизам Н.К. Рериха. Стены украшают фрески «Спас нерукотворный и святые князья», «Богоматерь», «Святой Николай», а свод - фреска «Святой Дух»; над входом парят ангелы, которые держат образ Спаса Нерукотворного.
1 Источник: ЦКЬ: http://fotokto.ru/photo/view/5598433.html (дата обращения: 07.02.2021).
Илл. 8. Роспись северной стены часовни Святой Анастасии по эскизу Н.К. Рериха. 19131
В 1907 г. Н.К. Рерих спроектировал иконостас для церкви Казанской Божьей Матери Успенского женского монастыря г. Перми, который сейчас хранится в фондах Пермской галереи. В этой работе художника, как и в других, воплощен дух древнерусской иконописи, а также глубокие знания византийской культуры и итальянского Ренессанса. «Иконостас удивительно соразмерен самой церкви, небольшой, уютной, где все должно было настраивать на молитву, - пишет директор Пермской художественной галереи Ю.Б. Тавризян. - Здесь нет простого стилизаторства, все органично переплавлено: псковская архитектура ХП-ХШ веков, "Благовещенье" Симоне Мартини, декоративное узорочье строгановской школы...» И далее отмечает такой важный момент: Рерих в работе над Пермским иконостасом выступал «не только как художник-творец, но как художник-ученый, археолог и искусствовед: это проявляется в иконографических схемах, в манере письма, в цветовой разработке, в показе облачений и многочисленных
1 Источник: ЦКЬ: https://gaИery.facets.ru/show.php?id=3397 (дата обращения: 07.02.2021).
украшений. Не случайно перед началом работы над Пермским иконостасом Рерих совершил длительные экспедиции по святым местам Древней Руси, изучая и зарисовывая памятники архитектуры и живописи» [Тавризян ... ]. В составе иконостаса - 13 икон, посвященных, в частности, Архангелам Михаилу и Гавриилу, Великомученицам, Евангелистам, а также Спасу Нерукотворному и Тайной вечере.
Илл. 9. Пермский иконостас Николая Рериха на выставке в Нижегородском государственном художественном музее. 20171
В 1914 г. по заказу Л.С. Лившица Н.К. Рерих исполнил 13 сюжетных панно и декоративный фриз для молельни в Ницце. Всего в период с 1906 по 1914 г. художник написал более 30 эскизов для пяти церквей.
Расписывая церкви, Н.К. Рерих действовал не канонически. Исследователи отмечают живую мощь и торжественность изображаемых мастером обликов. «Он создает сильные, спокойные духом, непоколебимые, торжественные и величественные образы святых. Никто не приблизился ближе него к пониманию древних икон и всей живописи», - подчеркивает искусствовед и краевед В.Г. Киркевич [Киркевич, 1999, с. 93]. Запечатлевая малознакомые, но значительные вехи, мастер как бы расширял своим творчеством общеизвестные исторические рамки. Николай Константинович углублялся в смысл христиан-
1 Источник: ЦРЬ: https://permartmuseum.ru/article/42 (дата обращения: 07.02.2021).
ских ценностей, в том числе благодаря археологической работе, изучению архитектуры и живописи древних мастеров, размышлению над текстами (например, Рерихами был изучен обширный сборник писаний святых Отцов Церкви «Добротолюбие»), общению с видными православными деятелями. Такая широта охвата и углубленность в подходе к самому творческому процессу позволила мастеру быть столь оригинальным. Прекрасно зная канон, Н.К. Рерих, как отмечают исследователи, смог переосмыслить древнюю иконопись, работая над созданием нового стиля в иконописно-мозаичном искусстве. Он имел на это право, ибо подобно древним мастерам Рерих был художником-духовидцем, могущим проникать не только в глубины прошлого, но и за границу видимой очевидности, перенося добытые знания и впечатления на полотно.
Илл. 10. Н.К. Рерих в часовне Св. Сергия в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. 19341
Святые земли русской. Особая страница творчества Н.К. Рериха, где художник также предстает глубоким исследователем, это - облики христианских святых. На полотнах мастера предстают величественные фигуры католических подвижников - святого Франциска Ассизского, святой Женевьевы, святой Жанны д'Арк. Проникнуты любовью и картины, посвященные Христу («Христос», «Путник», «Исса и голова великанова», «Искушение Христа», «Сошествие в ад»).
1 Источник: Рерих Е.И. Письма : в 9 т. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2000. - Т. 2 (1934). - 576 с.
Илл. 11. Н.К. Рерих. Христос. 19331
Знание русской истории и древних преданий помогали мастеру в создании замечательных образов русских подвижников - Прокопия Праведного, Бориса и Глеба, Меркурия Смоленского, Пантелеймона-целителя, святого Николая, святой Ольги, Александра Невского и других. Еще в начале 1920-х годов, будучи в Америке, Н.К. Рерих создает серию «Санкта» («Святые»). Облик Христа, а также чистая и многотрудная жизнь подвижников Руси предстали тогда перед изумленным взором американского зрителя, который впервые познакомился с такого рода сюжетами.
1 Источник: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1996. - С. 316-339.
Илл. 12. Н.К. Рерих. И мы видим. (Из серии «Санкта»). 19221
Особо следует сказать о великом облике Святителя земли русской -Сергии Радонежском, духовном водителе всей семьи Рерихов, к образу которого Николай Константинович будет возвращаться неоднократно в своем художественном и литературном творчестве. Немало теплых и возвышенных строк посвятил художник преподобному Сергию в своих историко-философских очерках. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной», - писал мастер [Рерих Н.К., 1995 а, с. 46]. На одной из картин художника Сергий Радонежский держит в руках храм как символ духовного возрождения русского народа, которое осуществляется через знания, подкрепленные любовью к ближнему, красотой и подвигом. Ставший в очень трудное время во главе возрождения родины, святой Сергий держит в руках самое сокровенное -духовное богатство народа, его непреходящие ценности, культуру и красоту. Причем этот светлый Образ вдохновляет, придает новые духовные силы в последующие века, наполненные не менее сложными
1 Источник: Шапошникова Л.В. Великое путешествие : в 3 кн. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1998. - Книга 1 : Мастер. - С. 70-71.
испытаниями для родины Сергия. Об этом свидетельствует надпись, сделанная Н.К. Рерихом на одном из вариантов картин, посвященных преподобному.
Илл. 13. Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1930-е годы1
Всегда, даже в дальних азиатских странствиях, великие Облики Иисуса Христа и Сергия Радонежского будут озарять мысль и творчество художника. Участник Китайско-Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха (1934-1935) Н. Грамматчиков вспоминал: «...Н.К. [Рерих. -С. В., С. Б.] как всегда тихо и ровно говорит о том, как надо любить Иисуса Христа и Преподобного, как проникнуться любовью к Ним, чтобы при одном имени Их, самим ли произнесенном, или услышанном, на сердце становилось трепетно тепло. И чувствует слушающий, что от этих слов светлых, произнесенных с такой силой, у него самого затрепетало теплой радостью сердце» [цит. по: Лавренова, 1999, с. 7778]. В 1934 г. в Париже был опубликован замечательный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», написанный Е.И. Рерих и вышедший
1 Источник: Шапошникова Л.В. Великое путешествие : в 3 кн. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1998. - Книга 1 : Мастер. - С. 78.
под псевдонимом Н. Яровская. Здесь также можно отметить, что икона с изображением преподобного Сергия Радонежского стояла в мастерской С.Н. Рериха в Индии.
Все вышесказанное свидетельствует о глубоком проникновении Н.К. Рериха в суть христианской нравственной традиции, знании ее ценностных основ. Картины мастера отображают основные заповеди, такие как любовь к ближнему, самоотвержение, защита Родины, постоянный духовный подвиг, связанный с трудом на общее благо, устремлением к высшему, молитвой, несломимой верой в победу Света. Можно сказать, что Николай Константинович запечатлел в художественной форме истинную христианскую мораль и сделал это широко, красиво и оригинально.
Н.К. Рерих очень любил икону и глубоко изучал ее. В свое время, руководя Императорским обществом поощрения художеств, он, наряду с другими художественно-промышленными мастерскими, в 1909 г. создал при данном обществе иконописную мастерскую. В одном из своих очерков Николай Константинович вспоминал, что иконы, написанные трудившимися в этой мастерской как учащимися школы Общества, так и инвалидами Первой мировой войны, «широко расходились по Руси и за границей, внося в жизнь истовые изображения Святых Ликов». И далее мастер отмечал: «Видимо мне, что из учащихся иконописной мастерской, некоторые, проникнутые религиозными основами, приняли монашеский чин и подвизаются и ныне в монастырях» [Рерих Н.К., 1995 б, с. 45]. О великом значении русской православной иконы Н.К. Рерих писал в своих историко-философских очерках неоднократно. Так, в статье «Спас» он отмечал, что «никакие разрушения и потрясения не нарушают прекрасный угол, где собраны Чудотворные Лики. Лик Христа не покинул дома сего, и Лики всего Священного Христова Воинства и освещают, и укрепляют, и бодрят народное сознание» [Рерих Н.К., 1992, с. 204].
«Воеводы духа». Еще одной важной стороной проникновения Н.К. Рериха в глубину христианской традиции выступили его непосредственные встречи с церковными иерархами того времени. Вообще в семье Рерихов очень ценились и сохранялись прочные контакты со многими представителями христианства. Николай Константинович упоминает в своих очерках о незабываемых встречах с митрополитом Киевским Флавианом, который в эскизах Н.К. Рериха для церквей под
Киевом отмечал особенно ценимый им «строгий византийский характер фресковой живописи» [Рерих Н.К., 1995 б, с. 45]; с блаженнейшим митрополитом Антонием, с которым осуществлялась работа по украшению Почаевской лавры и который совместно с митрополитом Ев-логием посетил иконописную мастерскую при школе Императорского общества поощрения художеств. Приведем также следующее свидетельство Николая Константиновича: «Одним из последних благословений на храмостроительство было трогательное благословение покойного митрополита Платона нашей часовни в Нью-Йорке. <...> Священную хоругвь владыка освятил сам. Моя бытность в Париже одухотворялась еще близостью славного служителя Христова о. Георгия Спасского, одного из последних духовников моих» [там же].
Илл. 14. Флавиан Городецкий, митрополит Киевский и Галицкий1
Такое упоминание о встречах Н.К. Рериха с «воеводами духа» и «строителями жизни» было бы далеко не полным, если не сказать еще об одном замечательном подвижнике - св. отце Иоанне Кронштадтском, который был знаменит своей прозорливостью и широтой мысли и о котором Николай Константинович пронес через всю жизнь трогательные воспоминания. «Такие истинные светильники нашего недавнего времени, как отец Иоанн Кронштадтский, своею огненной ревностью о Христианском Православии оставили неизгладимый благо-
1 Источник: Митрополит Флавиан. - URL:
http://орелпорусски.рф/2016/01/27/mitropolit-flavian/ (дата обращения: 07.02.2021).
творный след, - писал мастер. - Как всякое плодоносное семя, их посевы встают нерушимо, и никакими злыми силами не удастся противостоять духовному грядущему расцвету» [Рерих Н.К., 1992, с. 204].
Отец Иоанн был духовником матери Николая Рериха, частым гостем в семье Рерихов и знал Николая Константиновича с очень раннего детства. Именно о. Иоанн благословил Н.К. Рериха на постижение тех двух областей знания, в которых он в последующем проявил уникальный талант - «на изучение истории и художества» [Рерих Н.К., 1995 б, с. 44], о чем сам мастер всегда с теплотой вспоминал. Историческая наука и художество, помимо накопленных знаний в каждой из этих областей и их оригинального обогащения новыми подходами (например, об исторической концепции Н.К. Рериха см.: [Шапошникова, 1996; Шапошникова, 1998; Шапошникова, 2006]), во внутреннем мире Николая Константиновича зачастую представали в плодотворном синтезе. Этот синтез дал ему возможность развивать указанные области порой в неожиданном, однако всегда в глубоко верном направлении, истинность которого подтверждалась исследователями десятилетия спустя.
Иоанн Кронштадтский был знаком и с семьей Шапошниковых, где росла будущая жена Николая Рериха - Елена Ивановна Шапошникова. Например, ее отец, И.И. Шапошников, как пишет Рерих, «пользовался трогательным благорасположением о. Иоанна» [Рерих Н.К., 1995 б, с. 44]. Кроме того, с Иоанном Кронштадтским был знаком князь П.А. Путятин - владелец имения в Бологом, где в 1899 г. произошла первая, ставшая знаменательной, встреча Николая Константиновича и Елены Ивановны. Судя по всему, о. Иоанн был также благорасположен к князю и его жене, Евдокии Васильевне Голенищевой-Кутузовой - сестре матери Е.И. Рерих. Как мы видим, судьба распорядилась так, что счастье общения с таким великим православным подвижником, как о. Иоанн, имела как семья, где рос Н.К. Рерих, так и представители обширной семьи, где воспитывалась Е.И. Шапошникова. Духовный взор великого служителя Христова словно прозревал в будущую судьбоносную встречу Николая Константиновича и Елены Ивановны, в ту большую совместную работу, которую им надлежало проделать.
Илл. 15. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святому отцу Иоанну Кронштадтскому молится теперь вся православная церковь, канонизировавшая его в 1990 г. Именно этот великий пастырь благословил Николая Рериха на великое служение Родине. Полученное напутствие мастер исполнил: где бы он ни был, в каких бы странах ни путешествовал, он всегда работал во имя горячо любимой Родины и человечества в целом. Он погружался в мудрость и величие прошлого, чтобы через настоящее перебросить мост в будущее. И одной из прочнейших основ на этом пути выступили духовные традиции и нравственные заветы христианских подвижников.
Сын мастера
0 жизни Святослава Николаевича Рериха, великого художника, просветителя и ученого, о его индийском творчестве и портретной живописи написано немало книг и статей. Но было бы полезно вспомнить и проанализировать факты его жизни, свидетельствующие о том,
1 Источник: Торжественное освящение памятного Креста на острове Иоанна Кронштадтского / Валаамъ : офиц. сайт Валаамского монастыря. - URL: https://valaam.ru/publishing/554006/ (дата обращения: 07.02.2021).
198
что он не просто с уважением и почтением относился к христианству, но и жил заветами Великого Учителя Христа. Во многих свидетельствах людей, знавших Святослава Николаевича, можно встретить одно и то же: «Он был православным христианином».
Еще в детстве и юности С.Н. Рериха возникла и укрепилась живая связь будущего художника с заветами Иисуса Христа и святых подвижников. Воспитывая своих сыновей, Елена Ивановна Рерих читала им или давала читать только лучшую литературу по мировой истории, культуре, искусству. Среди книг, с которыми знакомились юные Рерихи, Юрий и Святослав, были в том числе Библия, Евангелия, жития святых и подвижников. Замечательным воспоминанием отрочества Святослава Рериха стало событие, которое оставило неизгладимый след в его душе на всю жизнь. Когда мальчику было 12 лет, его отец, Н.К. Рерих, серьезно заболел и, чтобы сменить климат, был вынужден покинуть Петербург, переехав с семьей по совету врачей в Карелию. И однажды в этих удивительных древних краях Святослав стал свидетелем торжественного богослужения, проходившего на острове Вала-
Илл. 16. Святослав Рерих
1 Источник: ЦРЬ: http://roerichs-heritage.org/svyatoslav-nikolaevich/ (дата обращения: 07.02.2021).
ам и посвященного памяти валаамских чудотворцев - преподобных Сергия и Германа. Спустя немало лет С.Н. Рерих вспоминал: «Среди тех многих впечатлений, которые стали моим источником вдохновения, ярко помню очень трогательный случай, который пережил четырнадцатилетним мальчиком. Это было богослужение памяти двух великих русских святых в подземном склепе, проводимое со всеми отшельниками и анахоретами, которые вышли для этого из мест своего уединения. Там, в этом склепе, вокруг гранитного саркофага стояли отрешившиеся от мира старцы в своих торжественных одеяниях. <...> Что может быть значительнее, чем то состояние, когда находишься среди святых и можешь присоединиться к их молитве во время богослужения! <...> Это воспоминание никогда не забывается, не тускнеет и вечно излучает на меня свою благодать» [Рерих С.Н., 1993, с. 63].
В 1935 г. Елена Ивановна писала брату Н.К. Рериха, Владимиру Константиновичу: «.Оба мои сына глубоко религиозны. Так, Светик постоянно читает книги "Добротолюбия", Евангелие и все прочие Религии и Учения, находя во всех Единый Великий Источник Любви, проявленной во всей Красоте в Великих Носителях Света!» [Рерих Е.И., 2001, с. 304]. В другом письме она пишет о молодом Святославе: «.Светик совершенно поглощен чтением пяти томов "Добро-толюбия", присланных с Афона, и это замечательно возвышает его духовное состояние» [там же, с. 247-248]. Разумеется, речь идет о той внутренней религиозности, которая не имеет ничего общего с чисто внешним выражением почитания, часто проявляемым многими по причине лишь личного успокоения. Глубинная религиозность - изначальна и естественна, она вызвана чувствознанием человека о реальности высшего, ведущего начала, устремление к которому является необходимым фактором его духовно-культурного развития.
Уже будучи известным художником и живя в Индии, Святослав Николаевич по приезде в родной Петербург любил посещать храмы: Исаакиевский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры, бывал на всенощной. В 1960 и 1975 гг. С.Н. Рерих ходил в исполком Ленсовета и хлопотал о том, чтобы из Казанского собора убрали Атеистический музей и восстановили значение этого храма как Пантеона Отечественной войны 1812 г. Приехав на родину в 1987 г., С.Н. Рерих был тронут, узнав об исследованиях и популяризации мозаик, украшающих уже упомянутую выше церковь Покрова Пресвятой Богоро-
дицы в селе Пархомовка Киевской области. По свидетельству
B.Г. Киркевича, Святослав Николаевич сказал: «Будем делать все, чтобы сберечь Пархомовку». Те же слова он произнес и на встрече с М.С. Горбачевым. «Вскоре в Киеве стало известно, что Р. Горбачева и
C. Рерих собираются посетить Пархомовскую церковь. Через неделю в селе уже сновала масса народу... <...> За несколько дней заасфальтировали дорогу, построили ограду, разобранную еще в предвоенные годы...» [Киркевич, 1999, с. 131]. Святослав Николаевич по каким-то причинам приехать в село не смог, но, как пишет В.Г. Киркевич, его встреча с Горбачевыми стала переломным моментом и в истории Пар-хомовской церкви.
Христианская тема прочно вошла и в художественное творчество С.Н. Рериха. Этой теме посвящены его картины: «Как в былые дни» (1939), «Яков с Ангелом» (1940), «Добрый самаритянин» (1943), «Ангелы снова будут петь» (1976), «Розы сердца. (Княгиня Ольга)» (1923) и другие. Об одной из самых загадочных своих картин «Ангелы снова будут петь» Святослав Рерих как-то сказал: «Придет время, когда мы услышим сонмы ангелов».
Илл. 17. С.Н. Рерих. Ангелы снова будут петь. 19761
В своей живописи Святослав Николаевич не раз обращался к героической жизни Иисуса Христа: Его Великий Облик запечатлели
1 Источник: Рерих С.Н. Искусство и Жизнь / пер. с англ. Т.В. Кожевниковой, И.И. Нейч. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2007. - С. 149.
картины «Я был человеком» (1966), «Христос с учениками» (конец 1930-х - начало 1940-х), «Христос у моря Галилейского» (эскиз), «Христос в пустыне» (1936) и другие.
Илл. 18. С.Н. Рерих. Христос с учениками. [Картина не закончена.] Конец 1930-х -
начало 1940-х годов1
Чтобы подчеркнуть остроту темы, ее нравственную ценность и насущность для современности, художники иногда вплетают в картину библейские или евангельские сюжеты либо строят композицию на их основе. Одной из таких картин является полотно С.Н. Рериха «Предупреждение человечеству» (1962). Город объят языками пламени, и на его фоне возвышается огромная фигура Архангела, опирающегося на меч. Меч Архангела еще не задействован, однако его конец непрочно уперся в самый край башни. Он предупредил, и это - последнее предупреждение обезумевшему человечеству, стоящему на краю пропасти. Так же, как на этой картине мастера-провидца, в ноябре того же 1962 г. человечество находилось на краю ядерной катастрофы во время Карибского кризиса.
Илл. 19. С.Н. Рерих. Предупреждение человечеству. 19621
Одной из самых прекрасных и впечатляющих картин С.Н. Рериха явился портрет Иисуса Христа, созданный по описанию современника -проконсула Галилеи Публия Лентула. Святослав Николаевич назвал картину «Господом твоим», или «Возлюби ближнего как самого себя» (1967), запечатлев один из главных заветов Великого Учителя Христа, вторую его заповедь (Мк. 12:31). В 1974 г. Святослав Николаевич привез эту картину в Советский Союз из Индии. Но ее не поместили на выставке ни в Москве, ни в Ленинграде. В Эрмитаже она стояла на полу в кабинете директора, повернутая лицом к стене, а сам художник должен был обращаться с просьбой, чтобы показать свою картину тем, кто хотел ее увидеть. При отпевании Святослава Николаевича картина «Господом твоим» стояла у его изголовья. Сейчас она находится в постоянной экспозиции Академии искусств Читракала Пари-шад (г. Бангалор, Индия), созданной С.Н. Рерихом.
Илл. 20. С.Н. Рерих. Господом твоим. (Возлюби ближнего как самого себя). 19671
Любимым святым С.Н. Рериха был Серафим Саровский. Часто и с любовью вспоминая о великом подвижнике в своих выступлениях, Святослав Николаевич жил по его заветам. В одном из интервью, опубликованном в «Литературной газете», он говорил: «.Важен не догмат, не теория, а живое устремление к чему-то более прекрасному, важна внутренняя энергия, которая поднимала бы на следующую ступень. В сущности, это же имел в виду Серафим Саровский, когда на вопрос, зачем нужны пост и молитва, сказал: для нисхождения святого духа. Видите ли, мысли великих полезно время от времени перечитывать и задумываться над ними.» [Рерих С.Н., 1993, с. 97].
Святослав Николаевич размышлял, как сделать мир лучше и возвышеннее, как донести до людей в простых формулах эти мысли великих, которые он всю свою жизнь собирал как сокровище духа. И он вывел формулу - простую и в то же время сложную, которую повторял из выступления в выступление: «Будем всегда стремиться к Прекрасному», подразумевая под этим Прекрасным и героизм, и красоту, и любовь к ближнему, и общее благо. Святослав Николаевич понимал, что именно устремление к Прекрасному приведет человечество к высшему, к более совершенной жизни. Прекрасное не существует абстрактно, само по себе, но является результатом определенных про-
цессов и законов, имеющих космический, эволюционный характер. Красота очищает и возвышает сердце человеческое, а только «чистые сердцем <...> Бога узрят» (Мф. 5:8).
Святослав Николаевич знал о великом значении постоянной внутренней молитвы, как бы постоянного предстояния перед высшим. В одном из писем к П.Ф. Беликову он писал: «Вы сами знаете, как возрастают наши силы от некоторых контактов, как обогащается и озаряется наш Духовный Мир, как разрешаются, казалось бы, неразрешимые проблемы и все приобретает совсем особое значение. Главное, никогда не терять Священной Нити, Со-Присутствия. ("Ныне силы небесные с нами невидимо служат")» [там же, с. 49]. Этому ощущению Со-Присутствия учил и Серафим Саровский: «Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя миром и радостью всего внутреннего человека» [Ильин, 1996, с. 159]. Эту мысль о постоянстве духовного устремления С.Н. Рерих развивал и в своих беседах, давая понять на простых примерах важность постоянного устремления к высшему.
Основой наставлений Преподобного Серафима являются его слова о «стяжании Святого Духа» [там же, с. 115]. Подобным же средством к такому стяжанию, или, говоря современным языком, к повышению качественного уровня энергетики своего микрокосма, к умножению своей внутренней культуры, является стремление человека к Прекрасному. Красота способна одухотворить наш внутренний мир, сделать его более чистым и гармоничным, возвысить сам дух. «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, - говорил С.Н. Рерих, - является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также и нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта» [Рерих С.Н., 1993, с. 62].
Святослав Николаевич просил, чтобы его похоронили на родине и отпели по православному обычаю в Петербургском Владимирском соборе. Когда он ушел из жизни 30 января 1993 г., правительство России выделило спецрейс, чтобы перевезти его самолетом из Индии на родину. Но предательство его секретарши Мэри Пунача нарушило эту его волю. Святослав Николаевич был отпет в Бангалоре и похоронен в
своем имении Татагуни на далекой индийской земле. Но 30 января 1998 г. в Москве состоялась панихида по великому художнику и гуманисту, служил ее православный священник.
Для всех почитателей и последователей истинного христианства и православия Святослав Николаевич Рерих всегда будет примером человека, воплотившего в жизнь великие нравственные принципы и заветы Учения Иисуса Христа. Пронеся свой светильник духа неугасимым, он осветил и освещает ныне путь всем, кто прикасается к его жизненному и творческому подвигу. Он творил Красоту, чтобы был Свет и «тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Список литературы
Беликов П.Ф. Святослав Рерих : Жизнь и творчество. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2004. - 328 с.
Знамя Мира : сборник / ред.-сост. О.Н. Звонарева. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1995. - 384 с.
Ильин В.И. Преподобный Серафим Саровский. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1996. - 206 с.
Киркевич В.Г. Церква Покрови Пресвято! Богородищ. - Кшв : Техника, 1999. -141 с.
Короткина Л.В. Монументально-декоративное искусство Н.К. Рериха // Культура и время. - 2002. - № 1/2. - С. 238-254.
Лавренова О.А. Маньчжурская экспедиция Н.К. Рериха // Новая Эпоха. - 1999. -№ 4 (23). - С. 71-80.
Рерих Е.И. Письма : в 9 т. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2000. -Т. 2 : 1934. - 576 с.
Рерих Е.И. Письма : в 9 т. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2001. -Т. 3 : 1935). - 768 с.
Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига : Виеда, 1992. - 285 с.
Рерих Н.К. Душа народов. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1995 а. -104 с.
Рерих Н.К. Зажигайте сердца. - Москва : Молодая гвардия, 1990. - 192 с.
Рерих Н.К. Листы дневника : в 3 т. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1995 б. - Т. 1 : 1931-1935. - 672 с.
Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1993. - 120 с.
Соколов В.Г. Культура и космическая эволюция человека. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2012. - 186 с.
Тавризян Ю.Б. Пермский иконостас Николая Рериха // Пермская художественная галерея: [сайт]. - URL: https://permartmuseum.ru/article/42 (дата обращения: 13.12.2021).
Тютюгина Н.В. Православная Русь в живописи Н.К. Рериха : автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура». - Екатеринбург, 2005. - 28 с.
Шапошникова Л.В. Великое путешествие : в 3 кн. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1998. - Книга 1 : Мастер. - 624 с.
Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2011. - 956 с.
Шапошникова Л.В. Исторический процесс как космическое явление // Шапошникова Л.В. Мудрость веков : сборник статей. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1996. - С. 316-339.
Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К. Рериха. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2013. - 448 с.
Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. - Москва : Международный Центр Рерихов, 2006. - 192 с.
References
Belikov, P.F. Svyatoslav Rerih: zhizn' i tvorchestvo[Svyatoslav Roerich: Life and Work]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2004. 328 p. (In Russ.)
Znamya Mira : sbornik [Banner of Peace : collection], O.N. Zvonareva (editorcompiler). Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 1995. 384 p. (In Russ.)
Il'in, V.I. Prepodobnyj Serafm Sarovskij [St. Seraphim of Sarov]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 1996. 206 p. (In Russ.)
Kirkevich, V.G. Cerkva Pokrovi Presvyatoi Bogorodici [Church Of The Intercession Of The Most Holy Theotokos]. Kiev, Tehnika Publ.. 1999. 141 p. (In Russ.)
Korotkina, L.V Monumental'no-dekorativnoe iskusstvo N.K. Reriha [N.K. Roerich's monumental and decorative art]. In Kul'tura i vremya, no. 1-2, 2002, pp. 238-254. (In Russ.)
Lavrenova, O.A. Man'chzhurskaya ekspediciya N.K. Reriha [N.K. Roerich's Manchurian Expedition]. In Novaya Epoha, no. 4 (23), 1999, pp. 71-80. (In Russ.)
Rerih, E.I. Pis'ma: v 9 t. T. 2 (1934) [Letters: In 9 vol. Vol. 2 (1934)]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2000. 576 p. (In Russ.)
Rerih, E.I. Pis'ma: v 9 t. T. 3 (1935) [Letters: In 9 vol. Vol. 3 (1935)]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2001. 768 p. (In Russ.)
Rerih, N.K. Derzhava Sveta. Svyashchennyj dozor [The Power of Light. Sacred Watch]. Riga, Vieda Publ., 1992. 285 p. (In Russ.)
Rerih, N.K. Dusha narodov [The Soul of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, Publ., 1995 a. 104 p. (In Russ.)
Rerih, N.K. Zazhigajte serdca [Light up the hearts]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1990. 192 p. (In Russ.)
Rerih, N.K. Listy dnevnika: v 3 t. T. 1 [Diary Sheets: In 3 vol. Vol. 1]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 1995 b. 672 p. (In Russ.)
Rerih, S.N. Stremit'sya k prekrasnomu [Strive for the beautiful]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 1993. 120 p. (In Russ.)
Sokolov, V.G. Kul'tura i kosmicheskaya evolyuciya cheloveka [Culture and the cosmic evolution of man]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2012. 186 p. (In Russ.)
Tavrizyan, Yu.B. Permskij ikonostas Nikolaya Reriha [Perm Iconostasis of Nicholas Roerich]. In Permskaya hudozhestvennaya galereya: [site]. URL: https://permartmuseum.ru/article/42 (In Russ.)
Tyutyugina, N.V. Pravoslavnaya Rus' v zhivopisi N.K. Reriha: avtoref. dis. kand. Iskusstvovedeniya: 17.00.04 «hobrazitel'noe i dekorativno-prikladnoe iskusstvo i arhitektura» [Orthodox Russia in the painting of N.K. Roerich: autoref. dis. cand. art history of science: 17.00.04 "Fine and decorative arts and architecture"]. Ekaterinburg, 2005. 28 p. (In Russ.)
Shaposhnikova, L.V. Velikoe puteshestvie: v 3 kn. Book 1. Master [The Great Journey: In 3 books. Book 1. Master]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 1998. 624 p. (In Russ.)
Shaposhnikova, L.V. Zemnoe tvorchestvo kosmicheskoj evolyucii [Terrestrial creativity of cosmic evolution]. Moscow : Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2011. 956 p. (In Russ.)
Shaposhnikova, L.V. Istoricheskij process kak kosmicheskoe yavlenie [Historical process as a cosmic phenomenon] In Shaposhnikova L. V. Mudrost' vekov : sbornik statej [Wisdom of centuries : collection of articles]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 1996, pp. 316-339.
Shaposhnikova, L.V. Metaistoricheskaya zhivopis' N.K. Reriha [Metahistorical painting of N.K. Roerich]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2013. 448 p. (In Russ.)
Shaposhnikova, L.V. Uchenyj, myslitel', hudozhnik [Scientist, thinker, artist]. Moscow, Mezhdunarodnyj Centr Rerihov Publ., 2006. 192 p. (In Russ.)