Научная статья на тему 'Христиане Ближнего Востока и роль их "заговора" в Архипелагской экспедиции российского флота 1769-1774 гг'

Христиане Ближнего Востока и роль их "заговора" в Архипелагской экспедиции российского флота 1769-1774 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИПЕЛАГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ХРИСТИАНЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА / 'АЛИ-БЕЙ БУЛУТ КАПАН / ДАХИР АЛЬ 'УМАР / ЙУСУФ ШИХАБ / ARCHIPELAGO EXPEDITION / CHRISTIANS OF THE MIDDLE EAST / 'ALY BEY BULUT KAPAN / DAHIR AL-'UMAR / YUSUF SHIHAB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобищанов Тарас Юрьевич

История первых военно-политических контактов России и Арабского мира долгое время игнорировалась отечественной востоковедной наукой. Основанием было нежелание внести «империалистский» компонент в незапятнанную родословную советско-арабских взаимоотношений. Благодаря исследованиям последнего времени мы имеем достаточно полную картину как собственно хода событий 1770-1774 гг., так и изменений политической конъюнктуры, толкнувших местных правителей на союз с Россией. Однако представляется, что причины, обусловившие в этот «момент истины» альянс ближневосточных лидеров с христианской державой, не исчерпываются базовыми политико-экономическими факторами. Огромную роль сыграла религиозноидеологическая составляющая, которая освещается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кобищанов Тарас Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHRISTIANS OF THE MIDDLE EAST AND THE ROLE OF THEIR “CONSPIRACY” IN THE ARCHIPELAGO EXPEDITION OF THE RUSSIAN NAVY IN 1769-1774

The history of the first military and political contacts between Russia and the Arab world has long been ignored by Russian orientalists. The reason was the unwillingness to introduce the “imperialistic” component to the untainted history of Soviet-Arabic relations. Due to the studies of the recent past, we have a relatively full picture of both the course of events of 1770-1774 and changes in the political agenda that urged local rules to enter a union with Russia. However, the reasons that underlay the alliance of Near Eastern rulers with a Christan state cannot be reduced to just basic political and economical factors. A prominent role was also played by the religious and ideological component, which is described in the article.

Текст научной работы на тему «Христиане Ближнего Востока и роль их "заговора" в Архипелагской экспедиции российского флота 1769-1774 гг»

Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология.

2018. Вып. 57. С. 48-58

DOI: 10.15382/sturIII201857.48-58

Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Российская Федерация, 101999

Кобищанов Тарас Юрьевич,

канд. ист. наук,

г. Москва, Моховая ул. д. 11

kobischanov@mail.ru

ORCID: 0000-0001-8165-0897

Христиане Ближнего Востока и роль их «заговора» в Архипелагской экспедиции российского флота 1769—1774 гг.

Аннотация: История первых военно-политических контактов России и Арабского мира долгое время игнорировалась отечественной востоковедной наукой. Основанием было нежелание внести «империалистский» компонент в незапятнанную родословную советско-арабских взаимоотношений. Благодаря исследованиям последнего времени мы имеем достаточно полную картину как собственно хода событий 1770—1774 гг., так и изменений политической конъюнктуры, толкнувших местных правителей на союз с Россией. Однако представляется, что причины, обусловившие в этот «момент истины» альянс ближневосточных лидеров с христианской державой, не исчерпываются базовыми политико-экономическими факторами. Огромную роль сыграла религиозно-идеологическая составляющая, которая освещается в данной статье.

В последней трети XVIII столетия в жизни Ближнего Востока случилось знаковое событие, предвестник фундаментальных изменений, необратимо преобразивших его историю. В ходе Русско-турецкой войны 1769—1774 гг. Восточное Средиземноморье стало объектом вторжения европейской державы — России. В соответствии с планом, разработанным фаворитами Екатерины II братьями Григорием и Алексеем Орловыми, Балтийский флот обогнул Европу и обрушился на внутренние районы Османской империи. Основные боевые действия развернулись в Эгейском и Адриатическом морях. Российские войска вместе с греческими повстанцами в феврале-июне 1770 г. вели военные операции на Пелопоннесском полуострове (Морее); 5—7 июля того же года в Хиосско-Чес-менском сражении были уничтожены основные силы османского флота; Дарданеллы подверглись блокаде, а на островах Киклад и Додеканеса было создано Архипелагское великое княжество под российским протекторатом.

Война не обошла и Сиро-Египетское побережье. В июне 1772 г. суда под Андреевским флагом атаковали османские войска под Сайдой, а затем напали на Бейрут. В начале ноября того же года был совершен рейд на египетский порт Думьят. Крупнейшей операцией стала осада Бейрута в июле-октябре 1773 г. и последовавшая оккупация города. Помимо этого, небольшие эскадры

Т. Ю. Кобищанов

бороздили Восточное Средиземноморье, фактически превратив его в «русское озеро»1.

Сиро-египетских правителей данные события разделили на два лагеря: тех, кто продолжал связывать свою судьбу с османской государственностью, и тех, кто решил использовать кризис, переживаемый империей, чтобы от нее отложиться.

Мятеж, поднятый в годы Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. властителем Египта мамлюкским беем 'Али Булут Капаном (1728—1773), правителем Галилеи шейхом Дахиром аль-'Умаром аз-Зайдани (ок. 1690—1775) и их союзниками, включая эмира Горного Ливана Йусуфа Шихаба (1752-1790), принято рассматривать как логичное продолжение процесса автономизации османских ближневосточных провинций, его кульминационную точку. Это, однако, не объясняет, почему преданность султану сохранили правители Алжира, Туниса, ливийского Триполи, господствовавший в Сирии клан аль-'Азм. Лояльна Порте2 осталась и большая часть мамлюкских беев Египта, а также мелких сирийских феодалов. Выделить отличия между лидерами-«лоялистами» и «сепаратистами» достаточно сложно. Как те, так и другие пользовались практически неограниченной властью в подчиненных им землях, в их распоряжении были значительные военные силы, владения многих из них были полностью отрезаны от Стамбула.

Что же произошло в ближневосточных владениях разваливавшейся империи? Можно ли найти какие-то общие черты между теми региональными властителями, кто в критический момент сделал выбор между верностью османскому халифу, терпевшему катастрофические поражения от русских, и бунтом против него; между автономией и сепаратизмом?

Почему египетский шейх аль-балад3 'Али-бей Булут Капан решительно выступил против Порты и пошел на союз с Россией, а для его фаворита и преемника Мухаммад-бея Абу-з-Захаба этот выбор стал неприемлем? Почему властитель юга прибрежной Сирии, шейх Дахир аль-'Умар, вел боевые действия вместе с российскими войсками, а правители из династии аль-'Азм, под властью которых находилось северное сирийское побережье, остались верны Стамбулу? Чем определялось отношение к воюющим империям со стороны различных представителей ливанской династии Шихаб? Было ли в перечне причин что-то, выходившее за рамки взаимоотношений столичного, региональных и локальных центров силы, а также внутриклановой борьбы за власть?

Ответы кроются не только в самих фигурах упомянутых лидеров, но и в их ближайшем окружении. Правителей-сепаратистов: 'Али-бея, мамлюка абхазского происхождения, и Дахира аль-Умара, выходца из недавно осевшего на

1 Подробнее о событиях, имевших место на Ближнем Востоке в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., см.: Кобищанов Т. Ю. Крест над Бейрутом: российская экспедиция в Восточное Средиземноморье 1769-1774 гг. в восприятии сирийских современников // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2009. № 1. С. 3-22; № 2. С. 3-20; Сми-лянская Е. Б., Смилянская И. М., Велижев М. Б. Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. М., 2011.

2 Порта, Высокая Порта — общепринятое название османского правительства в ХУЛ-XIX вв.

3 Шейх аль-балад (араб. «старейшина страны») — глава мамлюкской иерархии Египта.

земле бедуинского клана, — при всей разнице происхождения, воспитания и жизненного пути объединяла высокая религиозная толерантность. А в ее истоках, в свою очередь, лежали как политический прагматизм, так и поверхностное восприятие исламской доктрины и шариатской системы межконфессиональных отношений. Оба они были мусульманами, но ни одного из них современники не заподозрили в истовой набожности и благочестии. Что же касается Йусуфа Ши-хаба, то он, очевидно, был первым ливанским эмиром, тайно исповедовавшим христианство. Во время встреч с российскими офицерами он демонстрировал нагрудный крестик, о чем сам писал Алексею Орлову4.

В итоге, в силу полученного воспитания, обучения, жизненного опыта и свойств характера, ни для кого из упомянутых лидеров мятеж против султана, «повелителя правоверных», и альянс с христианской Россией не представляли труднопреодолимого психологического барьера. Противопоставив себя османской властной вертикали и заключив союз с Российской империей, мятежные ближневосточные правители должны были позиционировать себя в новой иерархической системе. Более того, в их окружении появилась и обрела влияние группа людей, изначально не считавшая халифа своим духовным главой, не лояльная Порте и принадлежавшая к религиозно-культурной традиции, ориентированной за пределы пространственно-временных границ Османского государства.

К последней четверти XVIII столетия христиане заняли прочные позиции в органах власти Египта и Юго-Западной Сирии, включая Ливан. Привлечение на службу представителей этноконфессиональных меньшинств было достаточно распространено в системе османского управления. Однако если говорить об арабских провинциях, только в Египте и прибрежных областях Сирии христиане вошли в число ближайших советников правителей и получили ключевые административные посты5. Напротив, сохранивших лояльность султану местных лидеров от мятежников отличал однородный мусульманский состав ближайшего окружения.

Копт Аталла Ризк изначально возглавлял корпорацию саррафов — менял золотых и серебряных монет. После провозглашения 'Али-беем независимости Египта в 1769 г. он стал совмещать должности главы монетного двора, главного финансового советника и придворного астролога. Формально не являясь главой рузнаме6, Ризк фактически ведал всей деятельностью этого важнейшего ведомства, достигнув, по словам хрониста 'Абд ар-Рахмана аль-Джабарти, «положения, которого не занимал до него ни один копт»7. Находившийся на службе у 'Али-бея Люзиньян Совер свидетельствовал о чрезвычайном доверии, которое

4 Послание эмира Юсуфа аш-Шихаба графу А. Г. Орлову 1 января 1774 г. // Смилян-ская Е. Б., Смилянская И. М., Велижев М. Б. Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. С. 704.

5 Подробнее о процессе усиления роли христиан в органах провинциального управления Сирии и Египта см.: Кобищанов Т. Ю. Восточные христиане в арабо-османском мире (XVI — первая треть XIX в.). М., 2003.

6 Рузнаме, или диван ар-рузнаме, в Османском Египте являлось важнейшим финансовым ведомством и ведало сбором и пересылкой налогов в казну.

7 Л1-ОаЬаНТ, 'ЛЬй аг-ЯаЪшап. 'А^а'Ш а1-аШг Магаё!ш та 1-аЬЪаг [Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий]. Т. 1. Bй1аq, 1879. Р. 381.

правитель Египта оказывал своему коптскому управляющему: «Сие побудило беев оказывать ему [му'аллиму Ризку. — Т. К.] свое почтение, что гордость его возвысила до того, что когда какой-нибудь бей приходил его посетить, то не только [он] не вставал со своего места, но и принимал как простую особу»8. Высокое положение открыло перед коптским управляющим невиданные возможности для личного обогащения. Консульские донесения свидетельствуют об огромных взятках, которые брал Aталла Ризк, гарантируя благоприятное рассмотрение ходатайств правителем Египта9.

Не менее головокружительной была карьера униатского врача Ибрахима ас-Саббага. В 1761 г. ас-Саббаг был назначен шейхом Дахиром аль-Умаром на должность придворного лекаря. Со временем влияние Ибрахима ас-Саббага, обладавшего ежедневным доступом к телу правителя, стало всеобъемлющим. По мнению местных хронистов, под конец жизни Дахир аль-'Умар уже ничего не предпринимал, не спросив мнения своего врача и управляющего10. Со временем он стал и официально выступать от имени шейха. Прибывавшие из Стамбула чиновники в бессильном гневе протестовали против того, что им приходится обсуждать государственные вопросы с немусульманином11.

Французский путешественник Ф.-К. Шасбеф (Вольней) считал Ибрахима ас-Саббага главным виновником крушения власти Дахира. По мнению Вольнея, проводимая ас-Саббагом экономическая политика, прежде всего введение монополии на экспорт и импорт хлопка и других важнейших товаров торгового оборота, порождала недовольство местной знати и простонародья. «Дахир, — сетовал симпатизировавший ему Вольней, — чей разум начал стареть, не использовал никаких средств, способных успокоить недовольных. Своих собственных детей он называл неблагодарными и непокорными; только в Ибрахиме видел он преданного и бескорыстного служителя: это ослепление лишь разрушало уважение к нему и усиливало недовольство»12. Скупость и высокомерность ас-Саббага, отмечавшиеся и в арабских источниках13, только провоцировали возмущение. «Его [Ибрахима ас-Саббага. — Т. К.] скаредность была столь отвратительна, — писал далее Вольней, — что, окруженный грудой собранных сокровищ, он питался одним сыром и оливками; и, чтобы сберечь еще немного денег, часто принимал он пищу в самой жалкой харчевне. Одежда его была всегда грязной и рваной. Этого худого скрюченного человечка можно было скорее принять за нищего попрошайку, нежели за министра значительного государства»14. Вместе с тем богат-

8 Люзиньян Совер. История о возмущении Aли-бея против Оттоманской Порты с различными новыми известиями о Египте, Палестине, Сирии и Турецком государстве, также о путешествиях из Aлеппа в Бальзору. М., 1789. С. 55.

9 Livingston J.W. 'Ali Bey Al-Kabiï and the Jews // Middle Eastern Studies. 1971. Vol. 7. P. 227.

10 as-Sihâbï, al-Amïr Haidar Ahmad. Ta'rih Ahmad Bäsä al-Gazzär (История Aхмад-паши ал-Джаззара). Baymt, 1955. P. 68.

11 as-Sabbäg, Abbud. AT-rawd az-zähu- fi tanh Zähri (Цветущий сад истории Дахира). Gazza, 2002. P. '13.

12 Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Égypte pendant les années 1783, 1784 et 1785. Paris, 1787. Vol. 2. Р. 115.

13 Barïk, Mikä'il Ad-Dimasqï. Ta'nh as-Säm (История Сирии), 1720—1782. Dimasq, 1982. P. 113; as-SihäbL Ta'nh Ahmad Bäsä... С. 71.

14 Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Égypte. Т. 2. Р. 123.

ство ас-Саббага было общеизвестно. «Кто же среди арабов не знает, — упрекал Ибрахима один из приближенных Дахира, — что за четырнадцать лет вы собрали огромные богатства? Кто не знает, что в ваших руках находится вся торговля, что вы распродаете всю землю и не выплачиваете жалования?»15

В отличие от своих египетского и палестинского коллег, маронит Са'ад аль-Хури стал воспитателем эмира Йусуфа, еще когда тот был 11-летним ребенком. Современники сходятся в том, что он не только сыграл решающую роль в формировании личности молодого эмира, но и привел его к власти, договорившись с местными османскими чиновниками и коалицией друзских феодалов16. В число первоочередных задач маронитского управляющего входило восстановление доходов казны, что он и делал, не забывая о собственном кошельке. Вслед за собой Са'ад ал-Хури привел в окружение эмира целую когорту родственников, наибольшим влиянием среди которых пользовался его сын Гандур, после того как Са'ад был арестован в 1783 г. и три года спустя умер. Кроме управления делопроизводством и финансами, Са'ад аль-Хури обеспечивал Йусуфу поддержку маронитской общины.

Аталла Ризк, Ибрахим ас-Саббах, Са'ад аль-Хури были не просто приближенными управляющими своих высокопоставленных патронов. Все они обладали в глазах правителей огромным неформальным авторитетом и оказывали на них влияние, выходившее за рамки иерархических отношений власти/подчинения. Веривший в астрологию 'Али-бей полагался на предсказания, которые добывал для него в небесных сферах му'аллим Ризк17. Перешагнувший 70-летний рубеж шейх Дахир аль-'Умар передал в руки Ибрахима ас-Саббаха не только финансы своего квази-государства, но и личное здоровье. Наконец, для эмира Йусуфа Шихаба воспитавший его Са'ад аль-Хури фактически был вторым от-цом18, на которого он мог положиться в отличие от пребывавших в состоянии перманентной междоусобицы кровных родственников. Подобная ситуация была нетипична для османского Ближнего Востока XVIII столетия и выделяла эту троицу из когорты сиро-египетских правителей, относившихся к своим христианским служащим просто как к слугам, полезным своими деловыми навыками и коммерческими связями.

Получившие властные рычаги восточные христиане осознавали общие интересы, ориентировались на Запад и старались использовать сепаратистские устремления местных лидеров для дальнейшего укрепления. Свое будущее они видели, несомненно, в связях с Европой. Основными деловыми партнерами Аталлы Ризка были венецианцы, кстати, один из них Карло Росетти — в будущем стал консульским представителем России в Египте. Ибрахим ас-Саббаг активно участвовал в экспортно-импортных операциях с французскими торговца-

15 Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Égypte... P. 119—120.

16 Ibid. Р. 48.

17 Люзиньян Совер. История о возмущении Али-бея. С. 62.

18 «Бейрутская церковная летопись» сообщает, что к сыну Са'ада Гандуру эмир Йусуф обращался: «Дорогой брат!», а правители страны и подданные затруднялись, как уж ему и писать (Из бейрутской церковной летописи XVI—XVIII в. // Древности Восточныя. Т. 3. Вып. 1. М., 1907. С. 77).

ми. Его состояние Вольней оценивал в 20 млн франков19. Са'ад аль-Хури также поддерживал тесные связи с пребывавшими в регионе европейцами, в частности, его духовником был глава бейрутского отделения ордена капуцинов о. Рафаэль (в миру Брюно де Рен)20. Впоследствии сын Са'ада Гандур выхлопотал себе должность французского консула в Бейруте21 и пытался стать российским вице-консулом22.

Но, конечно, не только меркантильными интересами руководствовались высокопоставленные христианские служащие, когда в Восточном Средиземноморье появились российские военные корабли. Получившие религиозное воспитание, окруженные единоверцами, регулярно посещавшие церкви, они были носителями ценностных представлений и социально-психологических установок своих общин. Одним из доминировавших эмоциональных состояний ближневосточных христиан была переживаемая ими на протяжении многих веков фрустрация23, вызванная чувством неполноправности своего положения, униженности, несправедливой дискриминации со стороны исламского большинства24.

Чувства, зародившиеся в сирийских христианах при появлении российского флота, летописцы боялись доверять бумаге. Только в удаленном от моря Дамаске мы можем найти свидетельства их тайных разговоров и потаенных мыслей. Греко-православный хронист Михаил Брайк упоминал, как, обсуждая захваты «московитами» османских судов и победы россиян на полях сражений, «стоившие жизни многим мусульманским воинам», он и его дамасские единоверцы спрашивали друг друга: «не закончатся ли сии благие вести?»25 И нескрываемое разочарование звучит в строках, в которых летописец прощался с покидавшим Средиземноморье российским флотом: «все, о чем мы говорили, — вздыхал Брайк, — и на что надеялись, оказалось напрасным»26.

О чем говорили и на что надеялись высокопоставленные христианские управляющие, можно узнать из документов, сохранившихся в российских архивах.

22 ноября 1771 г. в приложении к первому официальному посланию 'Али-бея к графу Алексею Орлову Аттала Ризк писал об эмоциях и мыслях, посетивших его при известиях о победах египетского и российского оружия над османами: «За все от Бога посланные победы я принес благодарение Иисусу Христу»27.

19 Volney C.-F. Voyage en Syrie et en figypte...

20 Heyberger B. Hindiyya mistique et criminelle, 1720—1798. Paris, 2001. Р. 135.

21 as-Sihäbi. Ta'rlh Ahmad Basa... С. 95.

22 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 89/8. Ед. хр. 1475. Л. 6 (араб. текст).

23 Фрустрация — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации, которая воспринимается как угроза (действительная или мнимая) для удовлетворения той или иной потребности, либо как условие, блокирующее достижение желаемой цели.

24 Подробнее см.: Кобищанов Т. Ю. После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время // Исторический вестник. 2017. № 20. С. 218— 256.

25 Barik. Ta'rlh as-Sam... С. 102.

26 Там же. С. 111.

27 РГА ВМФ (Российский Государственный архив Военно-морского флота). Ф. 315. Оп. 1. Д. 597. Л. 3 об.

Эти победы его «утвердили ...в преимуществе христианского закона» и позволили строить планы на будущее: «Безпрекословно сим образом истреблена будет Порта оттоманская, мой государь завладеет всем Египтом до Персидския границы, а вы возмете Константинополь. Таким образом падут оттоманы. Между нами не будет разделу; земли наши будут ваши, а ваши наши»28.

Это письмо было написано вскоре после поездки Аталлы Ризка в Сирию. Прибыв в Акку, он, по поручению 'Али-бея, провел переговоры с шейхом Да-хиром и Ибрахимом ас-Саббагом29, на которых обсуждал план новой военной кампании, включая, несомненно, перспективы взаимодействия с российским флотом. Впоследствии, после появления эскадр под Андреевским флагом непосредственно у сирийских берегов, Ибрахим ас-Саббаг со своими родственниками, а также Са'ад аль-Хури выступили в качестве основных переговорщиков с капитанами российских кораблей. Помимо самого Ибрахима ас-Саббага, его сыновей 'Аббуда и Хабиба, в переписке часто встречается имя монаха «дона Симона», которого шейх Дахир аль-'Умар рекомендовал Алексею Орлову как «верного человека. которой нами испытан и большая часть дел. ему известна»30. Этот «дон Симон» в одном из писем подписался как «д. Симоне Сабах»31, т. е. являлся одним из членов клана Саббагов32. Арабские хроники также свидетельствуют о близких и постоянных сношениях между Ибрахимом ас-Саббагом и Са'адом аль-Хури.

Тесные контакты между христианскими управляющими, зафиксированные в источниках, позволяют считать их действия скоординированными.

Был ли это «заговор христиан»? Можем ли мы назвать действия Аталлы Ризка, Ибрахима ас-Саббага, Са'ада аль-Хури согласованной интригой, имевшей целью втянуть их патронов в военный союз с Россией, дабы в будущем создать под ее протекцией независимые ближневосточные государства? И да, и нет. Можно утверждать, что интересы мусульманских правителей и их христианских служащих совпадали. И те, и другие стремились использовать друг друга для достижения главной цели: вывода Египта и Сирии из-под власти османов и установления полунезависимого правления под протекторатом России или иной христианской державы.

С одной стороны, невозможно отрицать высочайшую активность упомянутых христианских служащих в контактах с командованием российским флотом. С другой стороны, эта активность поощрялась их мусульманскими патронами. Одновременно источники свидетельствуют о достаточном числе проявлений, по крайне мере, внешней симпатии по отношению к России не только со стороны христиан, но и некоторых высокопоставленных мусульман. Наместники

28 РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 597. Л. 4 об.

29 Crecelius D. The Roots of Modem Egypt. A Study of the Regimes of 'Ali Bey al-Kabir and Muhammad Bey Abu al-Dhahab, 1760-1775. Minneapolis; Chicago, 1981. Р. 90.

30 РГА ВМФ. Ф. 188. Оп. 1. Д. 91. Л. 69 об.

31 Там же. Л. 73.

32 Нам известен только один член клана Саббаг с таким именем — внук Ибрахима Сам'ан ибн Ильяс (см.: Joudah A.H. Revolt in Palestine in the Eighteenth Century. The Era of Shaykh Za-hir al-'Umar. Piscataway, 2013. P. 162). Впрочем, возможно речь идет о представителе боковой ветви семьи.

шейха Дахира в Суре и Сайде не скупились на хвалебные эпитеты в обращениях к российским флотоводцам33. Приближенный 'Али-бея Зу-ль-Фикар-бей, «весьма слабый последователь Магометовых предписаний», как характеризовал его лейтенант Сергей Плещеев, «наполня большой стакан кипрскаго вина, пил за здоровье предводителя Российскаго флота и ...громогласно говорил "Виват Орлов"»34. Глухую оппозицию союзу с Россией можно найти только в одной группе мусульманских подданных: отрядах магрибинских наемников, отличавшихся истовым «правоверием» и религиозной убежденностью.

Итак, интересы ближневосточных правителей-сепаратистов и приближенных к ним христиан в ходе Русско-турецкой войны совпадали. Однако и первые, и вторые совершили одну и ту же ошибку.

При чтении адресованных россиянам писем арабских лидеров и их христианских советников видно, что они неверно понимали цели, которые привели Балтийский флот в Восточное Средиземноморье. На фоне исходившей из Стамбула пропаганды и известий о поддержке русскими греческих повстанцев, у 'Али-бея, шейха Дахира, эмира Йусуфа и их окружения сформировались ложные представления о религиозных лейтмотивах, которыми руководствовалась Екатерина II и ее полководцы, чуть ли не о новом крестовом походе против ислама.

Однако это было не так. Ни один из известных нам документов не свидетельствует о намерениях императрицы распространить свою власть на Святые места. Религиозная тематика была полностью подчинена политической, храм Софии в Константинополе затмевал храм Гроба Господня в Иерусалиме. Российскую императрицу, в молодости перешедшую из лютеранства в православие, в зрелые годы увлекавшуюся античной культурой и мифологией, Палестина практически не интересовала. Не встречали отклика религиозные мотивы и в сердцах ее прагматично настроенных флотоводцев.

Соответственно Ближний Восток не имел в их глазах особой сакральной ценности, выступая лишь в качестве второстепенного фронта военных действий, способного ослабить мощь Порты. По окончании войны российский флот покинул Средиземное море, и ближневосточные союзники оказались предоставлены своей судьбе. Дахир аль-'Умар погиб в 1775 г., во время карательной экспедиции османов, эмир Йусуф был казнен в 1790 г. в конце следующей Русско-турецкой войны.

Подводя итог, отметим, что начало военно-политических контактов России с арабским миром стало результатом трех процессов.

Первым из них было усилившееся в XVIII в. давление европейских держав на Османскую империю, одним из самых ярких эпизодов которого стало вторжение Балтийского флота в Восточное Средиземноморье.

33 См. напр.: РГА ВМФ. Ф. 188. Оп. 1. Д. 92. Л. 77-78; Ф. 190. Оп. 1. Д. 122. Л. 18.

34 Плещеев С. И. Дневные записки путешествия из архипелагского России принадлежащего острова Пароса в Сирию и к достопамятным местам, в пределах Иерусалима находящимся, с краткою историею Али-беевых завоеваний, российского флота лейтенанта Сергея Плещеева в исходе 1772 лета. СПб., 1773. Л. 3-8.

Вторым процессом являлась нараставшая на протяжении всего столетия ав-тономизация османских провинций, достигшая своеобразной кульминации в открытых мятежах правителей Египта, Палестины и Ливана.

И наконец, третьим явлением стал резкий рост внутриполитического влияния ближневосточных христиан, произошедший в последней трети столетия. В лице местных лидеров часть сиро-египетских христиан нашла себе не только покровителей, но и союзников на пути эмансипации их общин. Высокопоставленные христианские служащие не просто исполняли волю своих сепаратистски настроенных хозяев, но и играли активную роль в их попытках выйти из зависимости от Порты и найти поддержку в Европе. Влияние христианских советников способствовало изменению парадигмы мышления 'Али-бея Булут Капана, шейха Дахира аль-'Умара аз-Зайдани, эмира Йусуфа Шихаба, что во многом и обусловило их военно-политический союз с Российской империей и попытки перейти под ее протекторат.

Ключевые слова: Архипелагская экспедиция, христиане Ближнего Востока, 'Али-бей Булут Капан, Дахир аль 'Умар, Йусуф Шихаб.

Список литературы

Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ).

Из бейрутской церковной летописи XVI—XVIII вв. // Древности восточныя. Т. 3. Вып. 1. М., 1907. С. 59-89.

Кобищанов Т. Ю. Восточные христиане в арабо-османском мире (XVI — первая треть XIX в.). М., 2003.

Кобищанов Т. Ю. Крест над Бейрутом: российская экспедиция в Восточное Средиземноморье 1769-1774 гг. в восприятии сирийских современников // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2009. № 1. С. 3-22; № 2. С. 3-20. Кобищанов Т. Ю. После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время // Исторический вестник. 2017. № 20. С. 218-256. Люзиньян С. История о возмущении Али-бея против Оттоманской Порты с различными новыми известиями о Египте, Палестине, Сирии и Турецком государстве, также о путешествиях из Алеппа в Бальзору. М., 1789. Плещеев С.И. Дневные записки путешествия из архипелагского России принадлежащего острова Пароса в Сирию и к достопамятным местам, в пределах Иерусалима находящимся, с краткою историею Али-беевых завоеваний, российского флота лейтенанта Сергея Плещеева в исходе 1772 лета. СПб., 1773. Послание эмира Юсуфа аш-Шихаба графу А.Г. Орлову 1 января 1774 г. // Смилян-ская Е. Б., Смилянская И. М., Велижев М. Б. Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. М., 2011. Российский Государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Смилянская Е. Б., Смилянская И. М., Велижев М. Б. Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. М., 2011. Barik, Mika'ilAd-Dimasqi. Ta'flh as-Säm (История Сирии), 1720-1782. Dimasq, 1982. Crecelius D. The Roots of Modern Egypt. A Study of the Regimes of 'Ali Bey al-Kabir and

Muhammad Bey Abu al-Dhahab, 1760-1775. Minneapolis; Chicago, 1981. Heyberger B. Hindiyya mistique et criminelle, 1720-1798. Paris, 2001.

Joudah A.H. Revolt in Palestine in the Eighteenth Century. The Era of Shaykh Zahir al-'Umar. Piscataway, 2013.

Livingston J.W. 'Ali Bey Al-Kabir and the Jews // Middle Eastern Studies, 7 (1971). Al-Gabarti, 'Abd ar-Rahman. 'Agâ'ib al-atâr fï t-taragïm wa l-ahbâr [Удивительная история

прошлого в жизнеописаниях и хронике событий]. Т. 1. Bulâq, 1879. as-Sabbag, 'Abbud. Ar-rawd az-zâhir fi tarïh Zâhir (Цветущий сад истории Дахира). Gazza, ' 2002.

as-Sihabi, al-Amir Haidar Ahmad. Ta'rïh Ahmad Bâsâ al-Gazzâr (История Ахмад-паши ал-

Джаззара). Bayrut, 1955. Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Égypte pendant les années 1783, 1784 et 1785. Vol. 1-2. Paris, 1787.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia III: Filologiia.

2018. Vol. 57. P. 48-58

DOI: 10.15382/sturIII201857.48-58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Taras Kobishchanov, Candidate of Sciences in History, Institute of Asian and African Studies, Moscow State University, 11 Mokhovaia Str., Moscow, 101999, Russian Federation, kobischanov@mail.ru

ORCID: 0000-0001-8165-0897

The Christians of the Middle East

and the Role of their "Conspiracy"

in the Archipelago Expedition of the Russian Navy in 1769—1774

T. Kobishchanov

Abstract: The history of the first military and political contacts between Russia and the Arab world has long been ignored by Russian orientalists. The reason was the unwillingness to introduce the "imperialistic" component to the untainted history of Soviet-Arabic relations. Due to the studies of the recent past, we have a relatively full picture of both the course of events of 1770-1774 and changes in the political agenda that urged local rules to enter a union with Russia. However, the reasons that underlay the alliance of Near Eastern rulers with a Christan state cannot be reduced to just basic political and economical factors. A prominent role was also played by the religious and ideological component, which is described in the article.

Keywords: Archipelago Expedition, Christians of the Middle East, 'Aly Bey Bulut Kapan, Dahir al-'Umar, Yusuf Shihab.

References

Bank, Mika'il Ad-Dimasqi (1982). Ta'rih as-Sam, 1720-1782. Damascus.

Crecelius D. (1981) The Roots of Modern Egypt. A Study of the Regimes of Ali Bey al-Kabir and Muhammad Bey Abu al-Dhahab, 1760-1775. Minneapolis; Chicago.

Heyberger B. (2001) Hindiyya mistique et criminelle, 1720-1798. Paris.

Joudah A. H. (2013) Revolt in Palestine in the Eighteenth Century. The Era of Shaykh Zahir al-'Umar. Piscataway.

Kobishchanov T. (2003) Vostochnye khristiane v arabo-osmanskom mire (XVI—pervaia tret'XIXv.) [East Christians in the Arabo-Ottoman World (16th — First Third of the 19th Centuries)]. Moscow.

Kobishchanov T. (2009) "Krest nad Beirutom: rossiiskaia ekspeditsiia v Vostochnoe Sredizemno-mor'e 1769—1774 gg. v vospriiatii siriiskikh sovremennikov" ["Cross over Beirut: Russian Expedition to the Eastern Mediterranean of 1769—1774 in the Eyes of Syrian Contemporaries]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriia 13. Vostokovedenie. 2009, vol. 1, pp. 3—22; vol. 2, pp. 3—20 (in Russian).

Kobishchanov T. (2017) "Posle stoletii odinochestva: izmenenie sotsial'noi psikhologii siriiskikh khristian v novoe vremia" [After Centuries of Solitude. Changes in the Social Psychology of Syrian Christians in New Time"]. Istoricheskii vestnik. 2017, vol. 20, pp. 218—256 (in Russian).

Livingston J.W. (1971) "'Ali Bey Al-Kabir and the Jews". Middle Eastern Studies. 1971, vol. 7.

Poslanie emira Iusufa ash-Shikhabagrafu A.G. Orlovu 1 ianvaria 1774g. (2011), in E. Smilianskaia, I. Smilianskaia, M. Velizhev (eds.) Rossiia v Sredizemnomor'e. Arkhipelagskaia ekspeditsiia Ekateriny Velikoi. Moscow (in Russian).

as-Sabbag, 'Abbud. Ar-rawd az-zahir fi tarih Zahir. Gaza, 2002.

as-Sihabl, al-Amir Haidar Ahmad. Ta'rih Ahmad Basa al-Gazzar. Beirut, 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.