Научная статья на тему 'Храмы-памятники, построенные в память содружества славянских народов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг'

Храмы-памятники, построенные в память содружества славянских народов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
817
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 ГГ / ОСВОБОЖДЕНИЕ БОЛГАРИИ / ШИПКА / ПЛЕВНА (ПЛЕВЕН) / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКО-БОЛГАРСКОЕ ВОИНСКОЕ БРАТСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конёнкова А. К.

The article is dedicated to the architectural monuments erected in Bulgaria and in Russia to celebrate the victory over the Ottomans in the Russo-Turkish War of 1877 1878 (aka the Liberation War), following the Orthodox tradition of honoring the warriors dead ‘for their brethren’.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memorial Churches Built in Honor of the Fraternity of Slavic Peoples during the Russo-Turkish War of 1877-1878

The article is dedicated to the architectural monuments erected in Bulgaria and in Russia to celebrate the victory over the Ottomans in the Russo-Turkish War of 1877 1878 (aka the Liberation War), following the Orthodox tradition of honoring the warriors dead ‘for their brethren’.

Текст научной работы на тему «Храмы-памятники, построенные в память содружества славянских народов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг»

А.К. Конёнкова

(Государственная академия славянской культуры, Москва)

Храмы-памятники, построенные в память содружества славянских народов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Abstract:

Konenkova A. K. Memorial Churches Built in Honor of the Fraternity of Slavic Peoples during the Russo-Turkish War of1877-1878.

The article is dedicated to the architectural monuments erected in Bulgaria and in Russia to celebrate the victory over the Ottomans in the Russo-Turkish War of 1877 - 1878 (aka the Liberation War), following the Orthodox tradition of honoring the warriors dead 'for their brethren'.

Ключевые слова: русско-турецкая война 1877-1878 гг., освобождение Болгарии, Шипка, Плевна (Плевен), православная церковь, русско-болгарское воинское братство.

Памятник есть безмолвный проповедник, который может быть превосходней говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом, он доходит до целого народа и до многих последовательных родов. Памятник есть книга, которую не надо искать в книгохранилищах, потому что она лежит на пути, и таким образом, читается и теми, которые не думали раскрывать ее.

Святитель Московский Филарет (Дроздов)

Одним из самых трагических и ярких событий истории России и Европы XIX века является русско-турецкая война 1877-1878 гг., названная современниками Великой Освободительной войной. Славянские народы, участвовавшие в этой войне, понесли многочисленные жертвы. В память о героях, отдавших жизнь «за други своя», на Балканах и в России были установлены памятники.

По древней традиции на Руси память о каком-либо выдающемся событии или победе в военных действиях отмечали строительством церкви. Например, в честь победы над волжскими булгарами по указу князя Андрея Боголюбского в 1165 г. был построен храм Покрова на Нерли1. По обету великого князя Василия III в 1524 г. возвели Смоленский собор НовоДевичьего монастыря, посвященный главной святыне Смоленска - иконе Богоматери Одигитрии Смоленской2. В память взятия города Казани царем Иваном IV по его указу в 1555 г. был построен Покровский собор, что на Рву в Москве (храм Василия Блаженного).3 В «ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов» в

308

А.К. Конёнкова

Отечественной войне 1812 г. по манифесту императора Александра I в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве4.

Первый памятник русско-болгарскому воинскому братству -монастырь и храм во имя Рождества Христова - был воздвигнут в начале XX в. в Болгарии на южной стороне Шипкинского перевала в горах Стара Планина в окрестностях города Шипка. Место было выбрано не случайно: в окрестностях Шипки и Шейново велись одни из самых кровопролитных боёв в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Заняв перевал, русские войска и присоединившиеся к ним болгарские ополченцы должны были удержать его и не пропустить турецкие войска, идущие на помощь Сулейману-паше. От стойкости воинов зависела судьба дальнейших военных действий. С боев за Шипку началось победное наступление русско-болгарских войск, в результате успешных действий которых 19 февраля (3 марта) 1878 г. был заключен Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор, и Болгария получила независимость.

Идея строительства храма принадлежит матери героя русско-турецкой войны генерала Михаила Дмитриевича Скобелева Ольге Николаевне Скобелевой. Землю под храм подарили местные жители, а деньги на строительство собирали по всей России и Болгарии. Храм строился как символ братской любви между православными славянскими народами -русским и болгарским - и служил «для вечного поминовения православных воинов, павших в русско-турецкую войну 1877-1878 гг.». Молитвенное служение должны были совершать монахи и послушники из двух русских монастырей - Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге и Троице-Сергиевой лавры под Москвой. В 1970 г. монастырь был объявлен историческим памятником культуры национального значения, а позже вошел в архитектурный заповедник «Шипка-Бузлуджа». В 2005 г. решением болгарского правительства монастырь был передан Болгарской Православной Церкви, и церковная служба в нем возобновилась.

Автором проекта стал хорошо известный в России своими постройками архитектор Антон Осипович Томишко, чех по происхождению. В архитектуре храма он использовал мотивы ярославской архитектурной школы XVII в. Наблюдение за строительством осуществлял известный российский зодчий, крупнейший мастер неорусского стиля Александр Николаевич Померанцев. Строительство храма началось в 1895 г., а закончилось в 1902 г. В нем принимали участие русские, болгарские и итальянские мастера.

Храмовый ансамбль имеет традиционную трехчастную композицию. Завершающая его стройная шатровая колокольня высотой 53 метра является осью всей композиции и вместе с нарядным пятиглавым храмом придает

Храмы-памятники, построенные в память содружества.

309

всему ансамблю монументальный характер. 17 колоколов были отлиты из стреляных гильз, оставшихся на поле боя. Самый тяжелый из колоколов весит 12 тонн, его подарил лично император Николай II. Вокруг храма сложился монастырский комплекс, который состоит из корпуса монашеских келий, зданий приюта и духовной семинарии.

Внутренняя роспись храма была выполнена художниками Г. Мясоедовым и А. Митовым в 1902 г., а в 1957-1959 гг. при Святейшем патриархе Алексии I росписи были возобновлены коллективом под руководством художника Н.Е. Ростовцева на средства Московской Патриархии. Кроме каноничных композиций и изображений русских и болгарских святых в росписях использованы сюжеты, связанные с историческим прошлым Болгарии и России: на западных стенах изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 г., а сражение Александра Невского со шведами на реке Неве в 1240 г. изображено над южным входом. Торжественный позолоченный деревянный иконостас был вырезан в русском монастыре Св. Пантелеймона на Афоне и передан в дар храму.

Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены 34 мраморные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, и именами русских солдат, офицеров и болгарских ополченцев, погибших при обороне Шипки, в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. В подземелье храма в 18 мраморных саркофагах хранятся кости погибших в русско-турецкой освободительной войне.

Тема памяти славянского боевого содружества в сражениях на Шипкинском перевале получила свое дальнейшее развитие в 1934 г., когда на вершине перевала был открыт памятник Свободы, построенный по проекту архитектора Атанаса Донкова и скульптора Александра Андреева на пожертвования болгарского народа. Каждый август возле памятника проводится историческая реконструкция событий 1877 г. Важной частью всего действия всегда была панихида по погибшим здесь русским, белорусским, украинским, румынским и финским воинам, а также болгарским ополченцам. Им отдаются воинские почести, государственные руководители и граждане Болгарии возлагают к памятнику на вершине холма венки из живых цветов 5.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Софии сложилась довольно значительная русская община, состоявшая из русских дипломатов, экспертов и других лиц, принимавших участие в военных действиях. Для них в одной из комнат в русском дипломатическом агентстве был устроен храм, но это помещение было неудобно и мало, поэтому возникла необходимость построить приходской русский храм. Закладка

310

А.К. Конёнкова

храма во имя святителя Николая чудотворца состоялась 2 (15) сентября 1907 г. в присутствии великого князя Владимира Александровича, болгарского князя Фердинанда и наследника болгарского престола Бориса6.

Архитектором был приглашен Михаил Тимофеевич Преображенский (1854-1930), профессор Академии художеств. Он был известным знатоком древнерусской архитектуры, принимал участие в реставрации Мирожского монастыря во Пскове, был одним из учредителей Общества архитекторов-художников. Преображенский работал в русском стиле, о чем свидетельствуют спроектированные им Никольские торговые ряды и здание Московской Городской Думы на Манежной площади. Здание Никольской церкви в Софии по своим архитектурным формам ориентировано на московскую архитектуру XVII в., а стройностью и сложностью своего силуэта и нарядным декором напоминает церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (начало XVII в.). В плане храм представляет бесстолпный четверик с примыкающими алтарным и боковыми помещениями, а также крыльцом-папертью с высокой двускатной крышей из зелёной поливной черепицы. Над входом помещён майоликовый образ святителя Николая Чудотворца. Центром архитектурной композиции является покрытый поливной черепицей шатер, установленный на круглом световом барабане. Вокруг центральной главы расположены четыре боковые главки с луковичным завершением. И центральный световой барабан, и боковые главки окружены кокошниками с зелеными изразцовыми вставками. Под карнизом храма и в верхней части апсиды расположен широкий изразцовый фриз. Белокаменные резные наличники и крыльцо входа на двух- и трехлопастных арках выполнены по образцам XVII в. Внутри храм расписан темперой под руководством художника В. Т. Перминова, часто работавшего по рисункам Н.К. Рериха. Общий нарядный декор храма дополняет фигурный майоликовый иконостас, выполненный в мастерских Санкт-Петербурга. Церковные колокола были подарены императором Николаем II7.

13 апреля 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым была выдвинута идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому, небесному покровителю царя-освободителя Александра II. Закладка состоялась 19 февраля (3 марта) 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии. Автором проекта был российский архитектор Александр Николаевич Померанцев. Строительство завершилось в 1912 г. В отличие от двух предшествующих храмов, ориентированных в своих архитектурных формах на русские традиции, храм Александра Невского имеет общеправославный характер, он построен в

Храмы-памятники, построенные в память содружества.

311

распространившемся тогда в России стиле, возрождавшем архитектурные традиции Византии, подчеркивая тем самым общие корни духовной культуры двух стран, России и Болгарии. Создаваемое грандиозной системой перекрытий огромное внутреннее пространство позволяет сравнить собор с выдающимся достижением византийской архитектуры, Софийским собором в Константинополе (VI в.), явившимся образцом для всего последующего православного церковного строительства. Триконховая композиция алтарной части указывает на традиции афонской архитектуры и подвижнической культуры монашества, к которой обращались монастыри православных стран как к духовному источнику. В то же время в композиции сохранена русская традиция трехчастного деления храма на пространство церкви, трапезную часть и колокольню, составляющих единое архитектурное целое.

Выдающийся памятник архитектуры конца XIX - начала XX вв., храм Александра Невского в Софии является крупнейшим православным собором на Балканах: высота его главного купола - 45 м, колокольни - 53 м, а общая площадь собора - 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. В росписи внутреннего пространства храма принимали участие 17 художников из России под руководством признанного мастера церковной живописи Виктора Михайловича Васнецова8.

В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. одно из основных сражений, оказавших существенное влияние на ход всей войны, произошло у небольшого болгарского городка Плевна (Плевена). За овладение городом, в котором располагался сильный турецкий гарнизон под командованием Осман-паши, с начала июля по 28 ноября 1877 г. велись кровопролитные бои. Основной удар принял на себя Гренадерский корпус под командованием генерала Ивана Степановича Ганецкого. Гренадеры, всегда славившиеся в русской армии стойкостью, участвовали еще во многих боях, внеся весомый вклад в общую победу. Вернувшиеся после войны на родину в Россию гренадеры решили увековечить память павших товарищей, оставшихся в болгарской земле, воздвигнув в Москве памятник-часовню. Деньги на строительство собирали всем миром. Значительную часть средств собрали сами гренадеры, но деньги поступали и из различных полков русской армии, и от частных лиц.

Создателем памятника стал известный архитектор, художник и скульптор Владимир Осипович Шервуд, предложивший построить часовню из чугунных плит. Она представляет собой восьмигранную чугунную усеченную пирамиду, опирающуюся на гранитные блоки, увенчанную небольшим куполом с православным крестом. На боковых гранях нижнего яруса часовни размещены четыре символических горельефа. На первом -

312

А.К. Конёнкова

отец-крестьянин благословляет сына-солдата на защиту братьев-славян. На втором - турецкий янычар, угрожая кинжалом, вырывает ребенка из рук матери-болгарки. На третьем - гренадер, пленяющий турецкого солдата. На четвертом - тяжело раненый гренадер, в последнем порыве срывающий цепи с женщины, символизирующей страдающую под игом турок Болгарию.

Надписи на стенах по-военному лаконичны: «Товарищам гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября 1877 г.» и «В память войны 1877-1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа». Внутри часовни - бронзовые плиты с фамилиями 18 офицеров и 542 солдат Гренадерского корпуса, погибших в боях под Плевной.

Торжественное открытие часовни, посвященной иконе Божией Матери «Знамение», в день празднования которой произошло Плевенское сражение, и Св. благоверному князю Александру Невскому, состоялось в день десятилетия битвы, 28 ноября 1887 г. Во время молебна к часовне была принесена чудотворная икона Иверской Божией Матери9. Понимание символического значения архитектурных форм памятника выразил в своей речи старший адъютант штаба Гренадерского корпуса подполковник И.Я. Сокол, выступая от имени всех гренадеров на открытии часовни: «Пусть же этот памятник, воздвигнутый благодарными гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны...».

После 1917 г. часовня лишилась святынь и реликвий, была закрыта, но, к счастью, уцелела. В 40-ые годы XX в. её внешне привели в порядок, а в 1959 г. покрыли специальным консервирующим составом. Надо отметить, что долгие годы именно болгары хранили память о павших русских воинах и ежегодно, даже в советское время, возлагали венки к часовне-памятнику в день памяти битвы под Плевной10.

В начале 1990-х годов часовня была передана Русской православной церкви. В 1998 г., когда Россия и Болгария отмечали 120-летие окончания войны, освободившей братский народ от турецкого порабощения, состоялось новое освящение часовни, проведенное 1 марта в присутствии патриарха Алексия II. А уже 3 марта, в День независимости Болгарии, в часовне прошло торжественное поминовение погибших воинов, совершенное совместно духовенством Русской и Болгарской православных церквей. В 1999 г. в ней было учреждено Патриаршее Подворье.

Ежегодно, в День независимости Болгарии и в День памяти Плевенского сражения, возле часовни служат панихиду. В ней принимают участие посол Болгарии в России, представители посольств Украины, Сербии, МИД, министерства обороны России, правительства Москвы,

Храмы-памятники, построенные в память содружества.

313

офицерский состав Московского военного округа, военных академий, воспитанники кадетских корпусов, широкая общественность.

Примечания

1 ВоронинН.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М.: Искусство, 1974. С. 135.

2 Овсянников Ю.А. Ново-Девичий монастырь. М.: Искусство, 1967. С.6; Цюрик Л.В. Новодевичий монастырь. М.: Советская Россия, 1970. С. 4.

3 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М.: Искусство,1980. С. 67.

4 Сорок сороков: в 4 т. /Автор-составитель Паламарчук П.Г.М.: А/О «Книга и бизнес», Кром, 1994. Т. 2. С. 159.

5 http://www.mylitera.ru/literaturnoe-kraevedenie/807-ivanova-go-shipka-i-plevna-slava-russkogo-oruzhiya-130-letiyu-pobedy-bolgarii-v-vojne-1877-1878-godov.html

6 http://podvorie-sofia.ru/

7 Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб: Лики России, 2005. С. 29-32.

8 Калиганов И.И., Крашенинникова Н. Н. Александра Невского собор в Софии // Православная энциклопедия. T.I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 550551.

9 Часовня иконы Божией Матери «Знамение» и Александра Невского, памятник гренадерам, павшим под Плевной в 1877 г. // Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. Т. 2. Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. / Автор-составитель П.Г. Паламарчук. 3-е изд., испр. и доп. М.: Аст, Астрель, 2004. С. 167-171.

10 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.