Научная статья на тему 'Храм Спаса Преображения в Преображенском: история. Мемориальный характер'

Храм Спаса Преображения в Преображенском: история. Мемориальный характер Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
562
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ / СЕЛО ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ / ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ГВАРДЕЙСКИЙ ПОЛК / ХРАМ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА В ОЛЬГИНСКОМ ДЕТСКОМ ПРИЮТЕ / ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ / ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕСТВО / УСТАВ ОБЩЕСТВА / ПРИХОД / ОБЩИНА ВЕРУЮЩИХ / TEMPLE OF THE SAVIOUR PREOBRAZHENIYA / VILLAGE PREOBRAZHENSKOE / PREOBRAZHENSKIY GUARDS REGIMENT / TEMPLE OF ALEXEY METROPOLITAN IN OLGINSKIY CHILDREN'S SHELTER / CHURCH UTENSILS / PREOBRAZHENSKOE RELIGIOUS SOCIETY / STATUTE OF SOCIETY / PARISH / COMMUNITY OF BELIEVERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Ксения Александровна

В данной статье речь пойдет о храме Преображения Господня в Преображенском, благодаря которому село и получило свое название. Сохранившиеся документы позволяют проследить историю Преображенского храма от его первого упоминания еще во второй половине XVII в. до уничтожения уже во второй половине XX в., в 1964 г. В судьбе храма можно выделить три периода: первоначальная палаточная церковь, деревянный и каменный храм. За время своего существования храм неоднократно перестраивался, появлялись новые приделы. Преображенский храм связан с историей средневековой царской резиденции в Преображенском, с историей российской гвардии. В статье рассматривается повседневная жизнь храма Спаса Преображения, важнейшие события его истории, наиболее ценные вклады и дарения. Особое внимание уделяется судьбе храма в 1910-1920-е гг. и обстоятельствам его разрушения в 1960-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temple of the Saviour of Preobrazheniya in Preobrazhenskoe. History. Memorial character

In this article we are talking about the temple of Preobrazheniya of Lord in Preobrazhenskoe, which gave the village its name. Thanks to security documents we can follow the history of Preobrazhenskiy temple from the first mention while in the second half of XVIIth century to its destroying in the second half of XXth century, in the year 1964. In the fate of temple we can assign three periods: the first tent's church, wooden and stone temple. For the time of its existence the temple was reconstructed time after time and new constructions was appeared. Preobrazhenskiy temple is connected with history of medieval royal residence and history of Russian Guards in Preobrazhenskoe. Everyday life of the temple of the Saviour of Preobrazheniya the most important events of its history, the most valuable contributions and gifts are discussed in the article. Special attention is devoted to the fate of the temple in the 1910-1920s and the circumstances of its destroying in the 1960s.

Текст научной работы на тему «Храм Спаса Преображения в Преображенском: история. Мемориальный характер»

К.А. Смирнова

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ: ИСТОРИЯ. МЕМОРИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

В данной статье речь пойдет о храме Преображения Господня в Преображенском, благодаря которому село и получило свое название. Сохранившиеся документы позволяют проследить историю Преображенского храма от его первого упоминания еще во второй половине XVII в. до уничтожения уже во второй половине XX в., в 1964 г. В судьбе храма можно выделить три периода: первоначальная палаточная церковь, деревянный и каменный храм. За время своего существования храм неоднократно перестраивался, появлялись новые приделы. Преображенский храм связан с историей средневековой царской резиденции в Преображенском, с историей российской гвардии. В статье рассматривается повседневная жизнь храма Спаса Преображения, важнейшие события его истории, наиболее ценные вклады и дарения. Особое внимание уделяется судьбе храма в 1910-1920-е гг. и обстоятельствам его разрушения в 1960-е гг.

Ключевые слова: храм Спаса Преображения, село Преображенское, Преображенский гвардейский полк, храм Алексия митрополита в Оль-гинском детском приюте, церковная утварь, Преображенское религиозное общество, Устав общества, приход, община верующих.

Информация о Преображенском храме, к сожалению, не так богата. В литературе встречаются в основном однообразные и неоригинальные сведения. Особый интерес по истории храма представляют два архивных дела, хранящихся в ЦГАМО. Это «Договор с группой верующих о передаче им церкви, так называемой "Преображения" с. Преображенского, с протоколами и описями церковного имущества» (объем - 86 л.)1 за 1919-1920 гг. и «Заявление членов общества церкви "Преображения" и "Петра и Павла", что в Черкизове о регистрации их общества со списками членов общества, актами и описями имущества, договором и уставом общества» (объем - 63 л.)2 за 1923-1924 гг.

© Смирнова К.А., 2014

Первое упоминание о церкви Преображения содержится в записях личного врача царя Алексея Михайловича Самуэля Кол-линса. Он писал своему другу в Лондон о том, что «ежегодно... царь отправляется. в увеселительный дворец, который называется Преображенским. <...> Палатки царя, царицы, одиннадцати (его) детей и пяти сестер их составляют круг, середину которого занимает церковная палатка»3. Таким образом, врач-англичанин упомянул здесь о полотняной церкви Спаса Преображения, стоявшей в центре усадьбы и давшей название всей, тогда еще небольшой, резиденции. Эту скромную палатку и можно считать первым православным храмом в местности, на которой позже возникло с. Пре-ображенское.

П.В. Синицын считал, что церковь была построена в 1660 г. около «деревушки Хапиловки, а лет через десять царь Алексей Михайлович построил уже на самом своем дворе другую - во имя Воскресения Христова»4.

Есть сведения, что в 1669 г. Алексей Михайлович на праздник Ильи Пророка присутствовал на божественной литургии в храме Преображения Христова в с. Преображенском5. Существуют упоминания о храме в документах конца XVII в. Так, хранящаяся в РГАДА расходная запись 1692 г. говорит, что он стоял у Конюшенного двора6, т. е. где-то в районе нынешней Потешной улицы, где тогда находились конюшни потешных. Очевидно, об этой церкви упоминают и документы 1688 г., сообщающие о сооружении в слободе каменной церкви, крытой белым железом, с деревянной оградой и воротами7. Ее возводили одновременно с церковью во имя царевича Иоасафа в Измайлове и на средства приказа Большого дворца, который финансировал все потешное строительство.

В XVIII в. Преображенский храм упоминается как храм Преображенского гвардейского полка, достоверные известия о нем есть в документах XVIII в. Деревянная полковая церковь в солдатской Преображенской слободе упоминается в 1722-1727 гг. В 1741 г. она «за ветхостью»8 была «сломана и покладена в костры»9. Соседняя Покровская община (община храма Покрова в с. Покровском) взяла на себя инициативу строительства в Преображенском новой церкви. Ее хотели сделать деревянной и поставить на новом месте, у здания Преображенского приказа. При строительстве церкви предполагалось использовать материалы бывшего Меншиковского дома в Семеновском, который перешел в казну. Церковь хотели назвать во имя св. Иоанна Предтечи - небесного патрона наследника престола царевича Иоанна Антоновича10. Но в 1741 г. произошел

дворцовый переворот, строительство храма во имя небесного покровителя опального царевича не состоялось.

В 1743 г. (в документах же упоминается 1746 г.)11 сержант Преображенского полка Иван Елисеевич Третьяков купил на свои деньги деревянный сруб в соседней Семеновской слободе и перевез его в Преображенское, чтобы устроить полковую церковь. Освящена же она была лишь в 1747 г. во имя свв. апостолов Петра и Павла, в честь императора-преобразователя12.

В 1750 г. местные священники Петр Фадеев и Леонтий Васильев освятили при церкви престол во имя Спаса Преображения, впоследствии этот престол стал основным. Вскоре деревянное здание пришло в ветхость, и жители Преображенского решили возвести здесь новую, каменную церковь. Петр Фадеев и Леонтий Васильев обратились в Консисторию с просьбой приступить к сбору пожертвований. В 1763 г. они получили «сборную книгу», и им стали поступать средства на строительство13. С большим трудом, но им все-таки удалось осуществить свою идею. В мае 1765 г. было выбрано место для нового храма - рядом со старой деревянной церковью. В январе следующего года была выдана «храмозданная грамота»14. Каменный Преображенский храм был поставлен в 1768 г. и достраивался в последующее время15.

Собранных солдатских денег на достройку не хватало, а местные обыватели не спешили помочь - большинство из них были старообрядцами, которые занимались устройством своих молелен. Военные просили у Главной дворцовой канцелярии разрешения разобрать в Преображенском петровский дом и использовать его белокаменный фундамент на достройку церкви. Разрешения не последовало, и строительство храма было завершено только в 1781 г., когда к нему пристроили колокольню и придел свв. Петра и Пав-ла16. Таким образом, храм в своей истории прошел три стадии: палаточную, деревянную и каменную. Не имея, может быть, высоких художественных достоинств, он тем не менее долгое время оставался символом Преображенского. Здание Преображенской церкви имело традиционную для русских храмов XVШ-XIX вв. композицию «кораблем». Колокольня и трапезная были отделаны в стиле классицизма, хотя отдельные элементы декора, формы завершений храма и колокольни, компоновка архитектурных объемов свидетельствовали о влиянии стиля барокко. На небольшом кладбище рядом с храмом сохранялись захоронения офицеров и солдат Преображенского гвардейского полка.

Иконостас и большинство икон были написаны в XIX в., хотя в храме была и утварь более старого времени - XVII-XVIII вв.

Среди икон выделялся образ Знамения Пресвятой Богородицы, написанный в Новгороде в 1715 г. и, по преданию, подаренный в церковь самим Петром I17. Следует отметить также, что в оформлении некоторых частей интерьера храма в 1860 г. принимал участие известный архитектор М.Д. Быковский18. Например, по его рисунку в 1856 г. был выполнен один из киотов19.

В начале же XIX в. доход Преображенской церкви был скудным. Главный храм на зимнее время закрывался, и служба происходила только в приделе свв. Петра и Павла. «Внутренняя отделка была очень бедная, не было даже чистоты и опрятности, так что дрова для отопления церкви частью складывались внутри ее; отопление было плохое, отчего конечно была большая сырость»20. Причинами такого плохого состояния служили малочисленность прихожан, их бедность.

Значительные изменения в жизни и устройстве храма стали происходить со второй трети XIX в. Около 1830 г. стараниями местного купца и фабриканта М.Ф. Котова, избранного церковным старостой (в течение 50 лет представители фамилии Котовых становились старостами храма21), храм начал благоустраиваться.

История храма была тесно связана и с датами лейб-гвардии Преображенского полка. 6 августа 1856 г. полк пребывал в Преображенском по случаю дня полкового праздника, совпадавшего с престольным праздником храма. В этот день Котовы устроили торжественный банкет для 3600 гвардейцев-преображенцев в своей усадьбе по соседству22. Тогда же лейб-гвардии Преображенский полк пожертвовал в церковь храмовую икону Преображения Господня23.

23 мая 1883 г. храм посетил император Александр III со своей семьей, прибывший в Преображенское на торжества по случаю 200-летия первых гвардейских полков русской армии. Сохранилось описание юбилейных торжеств, демонстрирующее живую в те времена связь храма и гвардии: «К этому знаменательному дню оба полка, Преображенский и Семеновский, в полном составе были перевезены по Николаевской железной дороге в Москву... 23 мая, в день, назначенный для празднования двухсотлетия, у старой церкви знаменитого села Преображенского разбита была палатка. Перед палаткой на улице разостлали ковер и поставили аналои с образами, около которых помещалось духовенство и два хора певчих полков, Преображенского и Семеновского.»24.

В память посещения Преображенского императором Александром III на пожертвования Н.Ф. Котова в 1884-1886 гг. был сооружен и отделан северный придел Петропавловской церкви,

посвященный св. Александру Невскому. Одновременно были перестроены трапезная и придел свв. Петра и Павла25, причем при перестройке от них сохранились только нижние части стен и стол-бов26. Оба придела освящены 19 октября 1886 г. В освящении принимал участие митрополит Московский и Коломенский Иоанни-кий. Тогда же все тем же Преображенским полком была подарена храму икона св. благоверного князя Александра Невского работы Ф.А. Соколова27. Она имела богато украшенный оклад из серебра с позолотой и эмалью, исполненный по рисунку XVI в.28 Можно смело сказать, что с этого периода начинается обновление храма. Постепенно возрастало и число прихожан, Преображенская церковь могла вмещать до 1500 человек29. С 1889 г. при храме существовало двухклассное мужское церковно-приходское училище30.

С историей храма тесно связана история домовой церкви во имя святителя Алексия митрополита в Ольгинском детском приюте (Преображенская ул., 5-7). О самом приюте мало что известно, в существующих работах, в той или иной степени затрагивающих историю Преображенского, почти нет сведений об этом богоугодном заведении. Здания Ольгинского приюта не сохранились, однако документы позволяют несколько восполнить эту страницу в истории Преображенского. С помощью некоторой информации, содержащейся в «Московских церковных ведомостях»31, много-томнике «Москва православная»32 и в документах, хранящихся в ЦГАМО33, мы можем получить общее представление по интересующему нас вопросу.

Сам приют был основан в 1844 г. и назван так в честь великой княжны Ольги Николаевны. Изначально он находился в Хамовни-ческой части, а уже потом переехал в собственный дом у Яузы34. К началу XX в. в нем содержалось 70 мальчиков, которые обучались в трех общих классах и четвертом (преподавались черчение и рисование). По окончании они могли поступать в техническое или по механическому делу училище, принадлежавшее Совету детских приютов35.

В 1910-1911 гг. в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея Николаевича к приютскому зданию с западной стороны пристроили церковь святителя Алексия. С западной стороны к храму примыкала довольно обширная зала. Его освящение состоялось 28 сентября 1911 г. Храм был сооружен на средства благотворителей. Двухъярусный художественный иконостас исполнил почетный член Совета детских приютов И.В. Тереза. Ко дню освящения благотворителями были пожертвованы ценная утварь и облачения, исполненные А.В. Голосовым. Освящение и литургию со-

вершал преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской, с местным благочинным отцом Недумовым и прочим духовенством36. Новый храм сразу же приписали к церкви Преображения.

Храм Алексия митрополита закрыли в 1918-1919 гг. по решению местного Благуше-Лефортовского совета рабочих и красноармейских депутатов. Все предметы религиозного культа были переданы в соседний Преображенский храм, а в бывшем помещении церкви расположился детский приют «Улей»37. Сохранилась опись церковного имущества домовой церкви при детском доме за 1919 г.38 Среди богослужебных предметов была и икона св. Алексия митрополита39. В 1930-е гг. церковь вместе со зданием приюта сломали, и на их месте теперь находится жилой семиэтажный дом40. Храм же Спаса Преображения в Преображенском избежал закрытия в тяжелые 1920-1930-е гг.

В октябре 1918 г. состоялось общее собрание прихожан церкви, на котором обсуждался вопрос о Декрете 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства», а также о приеме и охране приходских святынь и церковного имущества. На собрании был составлен список лиц, избранных и уполномоченных для приема и охранения церковных святынь и церковного имущества в законном порядке. Этот список из 40 человек, а также опись процентных бумаг, принадлежавших церкви Преображения Господня, причту, Приходскому Преображенскому попечительству о бедных и цер-ковно-приходскому училищу, решено было представить местным властям41. Через некоторое время в список добавилось еще 17 че-

ловек42.

В феврале 1919 г. прихожане Преображенской церкви просили юридический отдел Благуше-Лефортовского совета рабочих и красноармейских депутатов передать храм со всеми находящимися в нем необходимыми для совершения богослужений священными и другими предметами им в управление43.

На тот момент церковь владела 6162 саж.2 земли, а также пятью одноэтажными деревянными домами, обшитыми тесом, высотой около 6 арш., длиной от 15 до 35 арш., а шириной 10-12 арш.; деревянным двухэтажным домом на каменном фундаменте (1903 г.) высотой 12 арш., длиной 24, шириной 18; деревянной одноэтажной сторожкой (1881 г.) высотой 4,5 арш., длиной и шириной 10 арш.; деревянной лавкой с каменной пристройкой высотой около 6 арш., длиной 12, а шириной 16; каменным двухэтажным домом (1902 г.) высотой 11 арш., длиной 21, шириной 27; каменной лавкой длиной 14,5 арш., а шириной 6,5; деревянным домом с каменным полуподвальным жилым помещением (бывшее помещение церков-

но-приходского училища) высотой 8 арш., длиной 24 и шириной 22, а также вновь отстроенным одноэтажным каменным зданием, предназначавшимся для училища, длиной 42 арш., а шириной 25. Все строения были покрыты железом, окрашены масляной краской и содержали достаточное количество сараев44. Само здание церкви было каменным, оштукатуренным снаружи и внутри и окрашенным клеевой краской, также покрыто железом. Длина храма вместе с колокольней составляла около 20 саж., а ширина 11 саж. Высота главной церкви была 14 арш., а трапезной - 9 арш.45

Уже в марте 1919 г. власти передали верующим храм со всем его имуществом. Договор подписали 28 человек46. 8 мая 1919 г. церковным отделом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском совете рабочих и красноармейских депутатов был произведен осмотр церкви Преображения на предмет учета и охраны художественных и исторических ценностей. Осмотр проводили сотрудники церковного отдела Н.С. Чернышев и известный знаток церковной старины М.И. Александровский. От церкви присутствовали протоиереи С.Г. Соколов и Д.Н. Малиновский, диакон А.Н. Марисов, а также секретарь Приходского совета В.Г. Холодный и В.О. Мумриков. При осмотре выяснилось, что большая часть богослужебных и прочих предметов заслуживает учета и охраны47.

В опись выявленных предметов, представлявших историко-ху-дожественную ценность, попали запрестольный восьмиконечный деревянный крест, на передней стороне которого расположен медный вызолоченный оклад (петровского времени); запрестольная икона Преображения «греческого письма» в медной вызолоченной ризе (XVII в.); восьмиконечный крест на жертвеннике, серебряный, вызолоченный с частицами святых мощей (1700 г.); икона Преображения, пожертвованная Преображенским полком, хорошего письма (1856 г.); икона Божией Матери «Акафистная» в серебряной вызолоченной ризе (XVII в.), была родовой в семье Володи-чевых; икона Знамения в серебряной вызолоченной ризе (петровского времени); икона Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе (XVII в.); Казанская икона Божией Матери (XVII в.); икона Спасителя в серебряной вызолоченной ризе (XVII в.); икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» в серебряной вызолоченной ризе; икона Петра и Павла в серебряной вызолоченной ризе (середина XVIII в.); икона Преображения с бытием (середина XVIII в.); икона «Всех Святых» (середина XVIII в.); Святогорская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе (XVIII в.); икона Александра Невского, пожертвованная Преображенским полком, работы Ф.А. Соколова (1856 г.); образ Спаса

Нерукотворного типа «Спас Мокрая брада» (петровского времени); икона Иоанна Крестителя, часть (разрозненная) древнего Деисуса (XVII в.); Владимирская икона Божией Матери (середина XVIII в.); икона Знамения в медном вызолоченном окладе, риза которой низана из разных бус под жемчуг - копия с новгородской (1715 г.); икона Иоанна Крестителя в житии в ризе (Елизаветинского времени)48. Кроме того, были отмечены книги: напрестольное Евангелие (1748 г.); напрестольное Евангелие с украшениями XVII в. (1677 г.); напрестольное Евангелие (1744 г.); акафистник (середина XVIII в.); минеи за январь - сентябрь, 8 томов (1750 г.)49.

Из остальных предметов были отобраны: крестик серебряный вызолоченный с частицами святых мощей и маленький крестик с мощами Николая Святоши; изящное паникадило главного храма в 36 свечей работы фабриканта Попова; потир серебряный вызолоченный; образ на финифти, украшенный стразами, а к нему еще 6 предметов (1813 г.)50. Отметим, что это первое и единственное научное краткое описание историко-художественных икон и церковной утвари Преображенского храма. Таким образом, сохранившаяся в архивном деле опись позволяет реконструировать внутренний вид храма, показать историко-художественную и мемориальную ценность икон и предметов церковной утвари.

В архивном деле сохранились очень интересные и информативные документы, позволяющие составить представление о социальном облике общины, о территориальных границах прихода, о причте, о персональном составе общины и духовенства - это анкеты, составленные прихожанами храма в связи с оформлением их официального статуса. В 1920 г. 172 человека подали свои анкеты в организационно-учетное отделение отдела юстиции Московского совдепа с тем, чтобы их зачислили в группу верующих при церкви Преображения. Все анкеты носили типовой характер и состояли из 23 пунктов. Верующим нужно было записать фамилию, имя, отчество в миру; имя, прозвище по рукоположению; сан; место служения; местожительство; год и время рождения; образовательный ценз; время вступления в духовное звание и причины, побудившие к вступлению; какие отличия, когда и за что были получены, находясь в сане; место и род прежней службы; в каких организациях (политических, экономических, общественных и просветительных) состояли до 1917 г. и в каких состоят теперь; подвергались ли наказаниям в административном, судебном и духовном порядке, когда и за что; указать сословие, состав семьи; имущественное положение семьи, родителей, если живы, до октября 1917 г. и теперь; род занятий и источник существования каждого члена семьи; в ка-

ком размере исчислялся годовой доход до октября 1917 г.; какой размер дохода в месяц в настоящее время; общий месячный доход в настоящее время; состоите ли на гражданской службе; и даже отношение к декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и отношение к советской власти51.

В декабре 1920 г. поступил ответ из организационно-учетного отделения о том, что все зачислены в группу верующих, принявших под свою ответственность церковное имущество Преображенской церкви52.

Через три года всем храмам было предписано пройти перерегистрацию. В июле 1923 г. от религиозного общества храма в отдел управления Моссовета поступило заявление с просьбой официально зарегистрировать общество. Заявление подписали около 100 человек (эти подписи с указанием фамилий, имен и адресов подписавшихся являются замечательным источником недостающей информации о членах общины, о ее составе и границах распространения прихода)53. Также к заявлению прилагался «Устав Православного христианского общества Преображенской, что в Преображенском г. Москвы, церкви»54. Устав был типовым для всех православных храмов и состоял из шести пунктов.

В задачи общества входило объединение граждан православного исповедания для удовлетворения своих религиозных потребностей. С этой целью Преображенское религиозное общество: устраивало православно-молитвенные собрания; управляло церковным имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти; заключало сделки частноправового характера, связанные с управлением церковного имущества; участвовало в съездах религиозных обществ православного исповедания; избирало священнослужителей для совершения религиозных обрядов с благословения своего исполнительного епархиального органа55.

Общество состояло из «граждан, получивших святое крещение, находящихся в евхаристическом общении со своими пастырями и принимающих постановления Священного Собора Православной Русской церкви 1923 г.»56. Зачисление в члены общества производилось путем общих собраний при подаче письменного заявления по общей форме и открытым голосованием. Выбытие из числа членов общества производилось или по письменному заявлению выбывающего или по постановлению 2/3 наличного числа членов общества по спискам и по постановлению епархиальных церковных органов. Списки членов общества ежегодно представлялись в отдел управления Губисполкома57. Отдельные члены общества могли собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов,

связанных с владением церковным имуществом, и на епархиальные общецерковные нужды58.

Что касается управления делами общества, то все вопросы, возникающие в жизни общества, разрешались на общих собраниях открытым голосованием, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 и 11 Устава59. Церковный совет мирян был равен числу штатных членов храма и избирался на 1 год. Настоятель храма являлся председателем приходского совета.

Устав общества мог быть изменен: «по указаниям Всероссийского съезда православных религиозных обществ, <...> общим собранием данного общества по предложению его членов, принятому большинством голосов данного собрания, <...> и по предложению подлежащих органов государственной власти»60. Общество могло быть закрыто по постановлению соответствующего исполкома и по постановлению общего собрания его членов. В случае закрытия все имущество, находящееся в пользовании общества, возвращалось местному совету по инвентарной описи специально уполномоченным, избранным для этого ликвидационным собранием общества61. Церковно-приходской совет Преображенской общины состоял тогда из четырех человек, а настоятелем храма с 1923 г. был Н.Ф. Тер-новский-Розанов62.

24 сентября 1923 г. так же, как и в 1919 г., храм был передан вновь образовавшейся общине верующих, уполномоченными от общины выступили уже не 28, а 7 человек63. В это же время ревизором 4-го отделения Моссовета Вишняковым был произведен осмотр церкви Петра и Павла на предмет передачи ее вместе с культовым имуществом вновь утвержденной группе верующих. По описи 1919 г. все осталось без изменений64. В ноябре 1923 г. Вишняковым были обнаружены 4 пуда свечей и огарков, деньги. Здание церкви он нашел в неисправном содержании, кроме того, система отопления оказалась залитой водой65.

Останавливаясь вкратце на дальнейшей судьбе храма, отметим, что сведений о нем за период конца 1920-1930-х гг. сохранилось мало. С 1922 г. Преображенская церковь была в руках православных обновленцев-реформаторов, что спасло ее от вероятного закрытия в довоенный период. Известно, что к концу 1920-х гг. приход Преображенского храма объединял сразу несколько приходов, закрытых к этому времени церквей, в том числе Никольской единоверческой церкви66. В первой половине 1930-х гг. храм помимо своего обслуживал еще три прихода67.

Вновь заметную роль в жизни Москвы этот храм стал играть, когда здесь в послевоенное время (до 1960 г.) служил выдающийся дея-

тель Русской православной церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич, 1891-1961). В Преображенском храме находилась его кафедра. Проповеди митрополита пользовались необычайной популярностью и собирали множество верующих68.

К сожалению, участь многих православных храмов все-таки настигла и Преображенский. В ночь с 10 на 11 июля 1964 г. храм взорвали. Иконостас его уцелел, и по сей день он украшает церковь архангела Гавриила (Меншикову башню), а икона Преображения Господня, пожертвованная Преображенским полком в 1856 г., ныне находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. На образе до сих пор сохранилась дарственная надпись офицерских чинов полка. Некоторые иконы были спрятаны местными жите-лями69. Сейчас ведутся восстановительные работы, и в ближайшем будущем Преображенскую площадь вновь будет украшать храм Преображения Господня.

Таким образом, Москва, а именно район Преображенское, лишился памятника, значимого как в духовном, так и культурно-историческом плане. Преображенская церковь занимает важное место в истории церковных воинских памятников. Исторически церковь являлась главной для Преображенского полка, была градостроительным центром Преображенской солдатской слободы. В храм приходили верующие не только из близлежащих домов, но и из других районов. При советской власти Преображенская церковь оставалась одной из немногих действующих в Москве и была единственным духовным церковным центром в восточной части города. Храм стал последней жертвой в антирелигиозной политике хрущевского правления. Теперь же он станет первым храмом, восстановленным уже в XXI в. И смеем надеяться, что приведенные в настоящей статье сведения будут полезны при реконструкции внутреннего убранства новопостроенного храма, для его истории.

Примечания

ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116.

Там же. Д. 328.

Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне // Иностранцы о Древней Москве (Москва ХУ-ХУ11 веков): Очерки / Сост. М.М. Сухман. М., 1991. С. 331.

Синицын П.В. Преображенское и окружающие его места, их прошлое. М., 1997. С. 111.

5 См.: Возвращение к истокам // Преображенка. 2010. Июль. С. 4; Синицын П.В. Указ. соч. С. 115.

6 Бугров А.В. Преображенское и окрестности: очерки истории. М., 2004. С. 43.

7 Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872. Т. 1.

8 Цит. по: Михайлов К. Преображенск. Прогулки по первой петровской столице и ее окрестностям // Московское наследие. 2007. № 4. С. 80.

9 Цит. по: Там же.

10 Там же.

11 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 70.

12 См.: Бугров А.В. Указ. соч. С. 44; Синицын П.В. Указ. соч. С. 112; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 70.

13 См.: Мешалкина Ю. Черкизово, Преображенское: века, события, портреты // Москва. 2007. № 9. С. 205-206; Синицын П.В. Указ. соч. С. 112-114.

14 Мешалкина Ю. Указ. соч. С. 206.

15 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 70.

16 См.: Синицын П.В. Указ. соч. С. 112-114; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 70.

17 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 71 об. (литографированное изображение этого образа опубликовал П.В. Синицын в своей книге «Преображенское...». С. 117).

18 См.: Снегирев И.М. Дневник. Т. 2. М., 1905.

19 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 70 об.

20 Синицын П.В. Указ. соч. С. 116.

21 См.: Возвращение к истокам. С. 4; Синицын П.В. Указ. соч. С. 118.

22 Михайлов К. Указ. соч. С. 80.

23 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 70 об.

24 Цит. по: Михайлов К. Указ. соч. С. 80.

25 См.: Бугров А.В. Указ. соч. С. 79; Синицын П.В. Указ. соч. С. 120.

26 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. С. 70.

27 См.: Возвращение к истокам. С. 4; Синицын П.В. Указ. соч. С. 120; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 71.

28 См.: Мешалкина Ю. Указ. соч. С. 206; Синицын П.В. Указ. соч. С. 121.

29 ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1161. Л. 9.

30 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 31 об.

31 Московские церковные ведомости. 1911. № 42.

32 Москва православная, февраль. М., 1994.

33 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 87. Л. 1-7.

34 Церковь Святителя Алексия митрополита в Ольгинском приюте (Преображенская ул., 5-7) // Москва православная... С. 265.

35 Там же. С. 265-266.

36 См.: Там же. С. 266; Освящение храма в Ольгинском приюте // Московские церковные ведомости. 1911. № 42. С. 986.

37 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 87. Л. 1.

38 Там же. Л. 2-3.

39 Там же. Л. 2 об.

40 Церковь Святителя Алексия... С. 266.

41 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 116. Л. 22-27.

42 Там же. Л. 51.

43 Там же. Л. 19 а.

44 Там же. Л. 6-7, 31-31 об.

45 Там же. Л. 6, 31 об.

46 Там же. Л. 68-69 об.

47 Там же. Л. 70.

48 Там же. Л. 70 об.-71 об.

49 Там же. Л. 71 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Там же. Л. 71 об.-72.

51 Там же. Л. 73-78 об.

52 Там же. Л. 86.

53 Там же. Д. 328. Л. 2-6.

54 Там же. Л. 7-7 об.

55 Там же. Л. 7.

56 Там же.

57 Там же.

58 Там же.

59 Там же. Л. 7 об.

60 Там же.

61 Там же.

62 Там же. Л. 34-37.

63 Там же. Л. 61-62 об.

64 Там же. Л. 57.

65 Там же. Л. 59.

66 ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1161. Л. 9.

67 Там же. Д. 1166. Л. 4, 7 об.

68 Московская энциклопедия. Т. 1. Лица Москвы. Кн. 3. М., 2010. С. 199.

69 Бугров А.В. Указ. соч. С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.