УДК 271.2:316.52(470)
А.С. Давыдова
ХРАМ «ПОД ЗВЕЗДАМИ» ИЛИ «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ»? ЦЕРКОВЬ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДЕ «АТОМЩИКОВ»
Аннотация
В статье представлены результаты исследования духовного пространства города Полярные Зори. Основной задачей было выяснить, каким образом церковь как новый объект вписывается в городское пространство, и какими смыслами наделяется ее существование. В качестве информантов выступили жители города с различной степенью отношения к вере (по самоидентификации).
Ключевые слова:
Полярные Зори, церковь, городское культурное пространство, Кольская атомная электростанция.
A.S.Davydova
TEMPLE "UNDER THE STARS" OR "AT A CROSSROADS"? CHURCH AS PART OF THE URBAN CULTURAL SPACE IN THE CITY "NUCLEAR PEOPLE."
Abstract
The article presents the results of a study of the spiritual space of the city Polyarnye Zori. The main objective was to find out how the newly built church join into the urban space and what meanings endowed its existence. As informants were residents of the city with varying degrees of relationship to the faith (by self-identification).
Key words:
Polyarnye Zori, Kola nuclear power plant, church, urban cultural space.
«Новый храм в городе - это хороший знак. Будет охранять от напастей под сенью святой Троицы и наш город, и всех, в нем живущих» [Белоцерковская, 2002а: 2].
О материале и теоретических основаниях исследования
Вопрос о появлении и создании того или иного архитектурного сооружения всегда интересен не только с исторической точки зрения, но и с этнографической. Особенно если это касается такого рода объектов, как церковь. На сегодняшний день на Кольском полуострове существуют две епархии: Мурманская и Североморская, которые составляют Мурманскую митрополию, образованную решением Священного Синода Русской православной церкви 2 октября 2013 года [Журналы заседаний, 2013].
Количество храмов на территории области постоянно растет, их появление не может оставаться за пределами внимания северян. В нашем исследовании мы обратились к представлениям жителей города Полярные Зори о той части городского пространства, которая относится к категории «духовного». Собственно говоря, «духовное» осознается в данном случае как составляющая часть культурного пространства или, говоря словами Н.П. Анциферова, как часть «души города» [Анциферов, 1926]. Наше внимание было направлено на исследование текстов о строительстве и месте расположения православной церкви, которые бытуют среди населения города Полярные Зори. Это связано с тем, что
136
символический характер городского пространства детерминирован не столько различием материальных вещей, сколько различием разнообразных источников информации, текстов. Выбор города обусловлен, главным образом, неизученностью вопросов его духовной жизни, в частности, вопроса отношения горожан к православному храмостроению.
Основной задачей исследования было выяснить, каким образом церковь как новый объект вписывается в городское пространство, и какими смыслами наделяется ее существование. В том, что церковь является значимым объектом, сомневаться не приходится. При перечислении достопримечательностей города она упоминается практически всегда: «В городе Полярные Зори достаточно мест, которыми можно похвастаться: Музей в нашем городе, к сожалению, только один. В музее представлены различные экспонаты, в основном, о партизанах, защищавших Заполярье. При въезде в город можно увидеть Стелу. Это высокое сооружение, красиво подсвечивающееся ночью. Около школы № 3 стоит памятник «самолет» в честь летчиков Заполярья. Троицкий храм на перекрестке улиц Партизан Заполярья и Ломоносова. Гуляя по городу, можно увидеть памятные доски в честь героев нашего города. Город был признан самым чистым (красивым) городом Мурманской области» [Достопримечательности. URL: ййр://1е1:ор181.ог§/тйех.рйрШолярныезори].
В качестве информантов выступили жители города Полярные Зори с различной степенью отношения к вере: неверующие (атеисты), представители духовенства, члены православной общины, воцерковленные верующие (регулярно посещающие церковь, знающие ее устав, исполняющие ее обряды, обычаи), невоцерковленные верующие (которые утверждают, что верят, но церковь посещают редко, в случае крайней необходимости или не посещают совсем). Анализ степени воцерковленности, как например, в исследованиях В.Ф. Чесноковой [Чеснокова, 2005], не предполагался. Мы основывались на самоидентификации и поведении информантов. Основой для исследования послужили полевые материалы (тексты 27 интервью). Респонденты отбирались по методу снежного кома («snowball sampling»). Дополнительно проводился анализ местной периодической прессы, использовались книги по истории города, фото и видео-материалы, предоставленные членами православной общины церкви Троицы Живоначальной г. Полярные Зори.
Полученные интервью мы рассматривали как составляющую компоненту локального текста провинциального города, функция которого не «отражать», а «создавать» городскую историю, мифологию, задавать параметры местной идентичности» [Ахметова, Лурье, 2010: 84].
Понятие «городское культурное пространство» является активно обсуждаемым и, несмотря на серьезную традицию его разработки в отечественной и мировой науке, продолжает оставаться дискуссионным, подлежит различным интерпретациям. Многие аспекты проблемы культуры и пространства рассматриваются в книге «Культура и пространство» под редакцией В.К. Мальковой и В.А. Тишкова [Культура и пространство, 2012], в работе Д.Н. Замятина [Замятин, 2006].
Импульс к углубленному изучению проблем семиотики города и городской культуры был, как известно, дан «классической» работой Ю.М. Лотмана [Лотман, 1984], которая послужила развитию антропологического направления в изучении города в отечественной науке [Щепанская, 1993; Современный городской фольклор, 2003; Исследования города, 2010 и др.]. Особый предмет изучения - культурное пространство малого провинциального города (см., напр.: [Разумовский, 1989; Литягин, Тарабукина, 2001; Габдулова, 2007 и др.]). В русле названных подходов и было предпринято данное локальное исследование.
137
Г ород Полярные Зори и его первый храм
Город Полярные Зори - самый молодой в Мурманской области. Своим существованием он обязан строительству Кольской атомной электростанции (КАЭС). Вся история города - это история Кольской АЭС. Основан он в 1968 г. как поселок энергетиков в связи со строительством КАЭС. Статус города был присвоен в 1991 г. [География России, 1998: 461]. В описаниях Полярные Зори характеризуются как город энергетиков, или город атомщиков [Разумова, 2009: 129]. История строительства Кольской Атомной электростанции достаточно хорошо отражена в литературе [Кольская атомная, 1974; Губарев, 2000; Киселев, 2003; Город Полярные Зори и его окрестности, 2013; Повелители энергии, 2013]. Историко-антропологический очерк, посвященный Полярным Зорям, есть в книге И.А. Разумовой «Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой воды» и Хибин» [Разумова, 2009: 127-152].
Строительство первого храма начинается с истории появления православной общины в 1994 году, когда епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон дал добро на ее учреждение в Полярных Зорях [Православная община, 1994]. Священнослужителем был назначен отец Георгий (Мигалко), родом с Западной Украины, приехавший из г. Котласа [Отец Георгий - местный батюшка, 1994]. До этого население города посещало молитвенные дома в других городах области, чаще всего в близлежащей Кандалакше. Многие информанты указывают на то, что Кандалакша была местом, куда часто ездили с каким-либо целями:
Соб.1: Расскажите, как было до появления церкви? Куда ходили люди?
Инф.: А в Кандалакшу ездили. У нас ведь чуть что, так сразу в Кандалакшу. И за продуктами, и в военторг там в Пинозеро ездили. И за всеми делами туда. И вот в церковь туда тоже. Тяжеловато было, особенно бабушкам (1).
Город Кандалакша и сейчас продолжает оставаться местом, куда полярнозоринцы постоянно ездят:
Инф.: У нас ведь здесь и купить нечего. Обувь ребенку трудно очень хорошую купить, например.
Соб.: Казалось бы магазинов много...
Инф.: Да они все бестолковые какие-то. И дороговато получается. Мы всегда ездим в Кандалакшу. Там и выбор больше и цены поменьше. Сейчас, правда, многие стали ездить в Финку <Финляндию - А.Д.>. Даже, я слышала, за стройматериалами туда ездят. Мы, если сами не едем, то просим привезти нам оттуда. Вот эти штанишки как раз нам привезли (показывает на ребенка) (2).
Полярнозоринцы отличаются достаточно высокой степенью мобильности. В близлежащие города они ездят не только за покупками, но и с другими целями, например, для получения медицинских услуг, а также и ради посещения церкви. Мотивировки при этом могут варьироваться:
... Да, говорят у нас тут и с батюшками (.), все они какие-то попадаются не такие как надо. Плохие, злые, люди говорят. Многие здесь даже креститься не хотят. Одни мои знакомые хотели дочку покрестить. Пришли крестные в церковь эту. И он <священник - А.Д.> как начал там им! Да выучите три такие молитвы, да вот это надо, вот это. А они плюнули и поехали в Кандалакшу, покрестили там. Никаких проблем (3).
История появления православной общины в городе, по вполне закономерным причинам, презентируется, прежде всего, в текстах членов общины и воцерковленных верующих:
Моя бабушка, когда здесь жила раньше, работала в храме за железной дорогой. Храм был обустроен в бывшем коттедже, подаренном начальником
1 Соб. - собиратель, Инф. - информант.
138
ХЦ <Химический цех - А.Д.>. А еще ранее часовня располагалась в вагончике в лесу за медсанчастью, потом ее сожгли. На том месте сейчас стоит крест (2).
Невоцерковленные информанты, а также неверующие (атеисты) либо путаются в представлениях, либо воспроизводят историю фрагментарно:
Я тогда еще маленькая была, ну как маленькая, лет десять мне было, я что-то такое помню. Тогда в городе активно обсуждали это. Что сгорел там (.) я не помню, то ли вагончик, то ли (.). Помню свои ощущения, я, честно говоря, до сегодняшнего момента у меня были такие воспоминания почему-то, что там сектанты какие-то были. Может, отношение такое было к этому. Не буду утверждать стопроцентно. Но вот крест там стоит в лесу за МЧС, во всяком случае, стоял раньше. Это есть, я (.) что и какой он там я ведь маленькая была, я сейчас там и не бегаю (смеется). Это мы в детстве там постоянно бегали» (4).
Строительство часовни в городе планировалось еще в 1994 году. В отношении ее облика архитектурные предпочтения отдавались часовне городского типа удлиненного готического стиля [«Выше, значит ближе к Господу», 1994]. В итоге построить часовню не удалось, и 15 января 1995 года был приобретен вагончик-бытовка, который установили 8 февраля на отведенном городской администрацией земельном участке в лесу за больничным городком. Просуществовал он недолго, его сожгли 12 июня того же года. Это место в настоящее время считается святым для православных верующих, туда совершаются крестные ходы. На месте сгоревшей часовни (вагончика) стоит крест.
Уничтожение первого культового сооружения ассоциируется с «тяжелым временем для верующих» [Савицкая, 2012], которым негде было разместиться, и службы проходили на квартирах, а то и на улицах города. Члены общины неоднократно просили выделить им строение для церкви. Отказа со стороны городского управления не было. Дискуссии по поводу места размещения здания для верующих велись не один год. Для перестройки предлагались сооружения в разных частях города [С миру по нитке, 1994], чаще всего рассматривались здания бывшего магазина спортивных товаров или кинотеатра. Ряд информантов подчеркивает, что место, где находится кинотеатр, было бы самым «правильным» для постройки (или перестройки из имеющегося) на нем церкви:
Тогда такое время было. Девяностые годы. И-и-и. Сами понимаете. Трудное для народа. Хотели перестраивать кинотеатр, потом что-то не заладилось. А ведь место самое красивое в городе. На горе. И отовсюду видно было бы. Там бы самое место ей <церкви - А.Д. > (5).
1995 год стал знаменательным в истории церкви на Кольском Севере: в декабре решением Священного Синода была создана самостоятельная Мурманская и Мончегорская епархия путем выделения приходов из состава Архангельской епархии. Руководить епархией был назначен Преосвященный Симон [Определения Священного Синода, 1996: 14]. С появлением епархии количество церквей в области начало расти. Воцерковленные верующие информанты связывают данный период с оживлением религиозной жизни общины. Некоторые из них подчеркивают, что возрождение традиции открывать молитвенные дома в области связано с возрождением городов области в целом: ...Тогда и города стали возрождаться. Везде, где построены были храмы. Это и Мончегорск и Апатиты и все северные поселки. Это не только мое мнение (6).
Первый храм в Полярных Зорях появляется в 1996 году и располагается в одном из построенных частных жилых домиков за железной дорогой. Он был дарован приходу одним из жителей города [Иванова, 1996]. Вот как это событие описывают сами жители:
Первая церковь, щас вспомню.... В девяностых годах появилась, щас я скажу когда. Наверно в году девяносто.девяносто седьмом, в девяносто шестом. Когда у одного, за железной дорогой. Там стоят коттеджи такие каменные.
139
И когда у одних там погиб сын. У них был там коттедж. И они его выделили для церкви (5).
Усилиями общины дом переоборудовали в церковь. Однако место считалось неудобным, и община очень хотела получить место в границах пространства, которое рассматривалось как собственно городское. Церковь была расположена достаточно далеко от жилых домов, и путь к ней преграждали многочисленные железнодорожные составы, что очень затрудняло, а для многих даже делало невозможным посещение храма:
Там место было неудобное, за железной дорогой, лишний раз не пойдешь. Да и сами понимаете, у нас за железной дорогой кладбище городское. Как-то мне неуютно было, конечно, я понимаю, что церкви там всегда были при кладбищах, но это такие специальные что-ли <...>. А теперь <...> в городе -жизнь (7).
Информанты и сейчас воспринимают пространство «за железной дорогой» как иное, «не городское», и, более того, как территорию мертвых. Церковь, по их мнению, должна находиться в «живом пространстве».
Кладбище - сложный культурный феномен, эмоционально значимое культурное пространство [Некрополи Кольского Севера, 2013], и соотнесение с ним церковных объектов подлежит отдельному исследованию, поэтому здесь мы ограничимся лишь вышеприведенным примером.
«Свой храм - это большое счастье»
Новую церковь, построенную в 2003 году, нередко определяют как первую в городе. Переоборудованное здание церкви за железной дорогой не воспринималось как настоящая церковь: «Хочется надеяться, что теперь уже осталось недолго ждать того счастливого времени, когда у полярнозоринцев будет своя, настоящая церковь» [Дубинина, 2001: 2].
Бытует мнение о том, что место расположения церкви в городе отражает отношение жителей к вере. Приведем пример из интервью с одним из священнослужителей области:
Вот обратите внимание, где у нас расположены храмы? Все на периферии. Один на конце улицы, другой вот здесь, тоже непонятно где. О чем это говорит? В первую очередь о том, какое место занимает вера в жизни людей (8).
Тот факт, что в 2002 году новая церковь разместилась в собственно городском пространстве, может свидетельствовать об изменении отношения к православной вере и значимости культовых объектов не только у жителей города, но, прежде всего, на уровне управления, поскольку именно руководство города решает вопрос о месте будущего строения.
В научной этнографической литературе, посвященной проблемам изучения традиционной культуры домостроительства, включающей храмостроение, принято подразделять строительные ритуалы на три цикла: обряды, связанные с определением наиболее благоприятных условий (материала, места и времени) для строительства дома; обряды, сопровождающие непосредственный процесс возведения жилья; обряды, совершаемые при переходе в новый дом [Байбурин, 1983]. Остановимся подробнее на первом цикле. Это выбор места, материала и времени для строительства.
Все, что касается места для постройки храма, подлежит обсуждению и оценке среди городского населения. Человек воспринимает части городского пространства через иерархическое ранжирование: «выше» - «ниже». Центр оценивается «выше», периферия - «ниже». Религиозные храмы, в представлениях горожан, относятся к объектам с высокой оценкой [Тыхеева, 2007]. И в случае строительства церкви необходимо учитывать, что в «храме сознательно воплощается образ вселенной», это «особое место», «Дом Бога» [Байбурин, 1983: 11-15]. Результаты нашего исследования позволяют сделать
140
вывод о том, что обстоятельства постройки храма сказываются в дальнейшем на его символическом статусе. Тексты свидетельствуют о чрезвычайно большой значимости вопросов, связанных, прежде всего, с выбором места для храма. С точки зрения ценностной стратификации пространства, место будущей постройки должно обладать наивысшей ритуальной (символической) ценностью, и «важная роль отводится символической классификации частей пространства или тем правилам, с помощью которых такая классификация может быть создана» [Байбурин, 1983: 34-35].
Место
На момент выбора места для строительства новой церкви в городе Полярные Зори существовало достаточное количество брошенных зданий. Большинство из них считалось погибающими, и тот факт, что в них может разместиться церковь, рассматривался как «надежда на второе рождение» [Спорттовары, 1998]. Обсуждалось также место, расположенное за больничным городком, которое обозначалось как «святое», поскольку оно находилось на месте сгоревшей в 1995 году часовни-вагончика [Юрьев, 1998]. Дискуссии по поводу места для расположения церкви велись длительное время в общегородском масштабе. Подтверждением могут служить многочисленные публикации в местной прессе на эту тему, в том числе и слова священнослужителя, комментировавшего обстоятельства задержки начала строительства: «К сожалению, враг рода человеческого не дремлет и через своих служителей пытается чинить препятствия сему благому делу, но за нами правда и Господь, а также воля абсолютного большинства жителей нашего города» [За нами правда и Господь, 2000: 12].
Окончательно определились с выбором места летом 2001 года. Была выделена территория на перекрестке улиц Ломоносова и Партизан Заполярья. Проект здания двухэтажной церкви представлял собой соединение каменного и деревянного этажей церкви со звонницей (рис.).
Рис. Церковь Троицы Живоначальной
Само строительство церкви началось с освящения места, на котором решили строить церковь, и было приурочено к празднику Святой Троицы - 3 июня 2001 года. Хроникер подчеркивает, что дата не случайна - она обусловлена церковным праздником Днем Святой Троицы, считающимся днем рождения церкви. «Закономерность» события усиливается тем, что оно было приурочено к десятилетнему юбилею города [Кусочек неба на земле, 2001]. Народное представление о том, что строительство домов лучше
141
совмещать с праздником Троицы, зафиксировано в поговорке: «Без Троицы дом не строится» [Байбурин, 1983: 47].
Место, на котором построен храм, безусловно, является частью городской мифологии, и подлежит неоднозначному оцениванию [Разумова, 2009: 143]. Результаты нашего исследования говорят о том, что многие информанты определяющим фактором выбора места считают традицию: «как положено» (строить храмы) или «как должно быть». Они уверены в том, что знают, «как положено», поскольку «люди так говорят». Положено, чтобы храм стоял на возвышении, в самом примечательном месте в городе, чтобы он был доступен и удобен для посещения.
Ряд информантов с атеистическим мировоззрением, а также невоцерковленные верующие определяют место как «неправильное»:
Соб.: А вот, что ты скажешь по поводу церкви...
Инф.: А что тут скажешь! Неправильно она тут стоит!
Соб.: А почему?
Инф.: Да потому что на перекрестке, кто ж церкви на перекрестках строит!
Тогда и в газете, в «Городском времени», по-моему, еще даже об этом писали.
Соб.: А чем перекресток плох?
Инф.: Дак ведь на перекрестках всякую ... всякие штуки делают. Там заговоры
всякие, гадают.
Соб.: А сама церковь нравится? Внешне?
Инф.: Да, в принципе, она ничего, и такая даже симпатичненькая. Но я ведь
туда не хожу. Я даже некрещеная. Как-то не задалось (3).
Представления о перекрестках как местах пребывания нечистой силы и осуществления ритуально-магических действий неоднократно были предметом этнографического изучения (см., напр.: [Носова, 1975]). Д.К. Зеленин писал о том, что смерть некрещеных младенцев отмечалась крестами на перекрестках дорог. Поверья о некрещеных детях во второй половине XIX в. носили христианский характер: «некрещеные дети жаждут креста и имени». Их хоронили на перекрестках дорог, там, где могилы могли «крестить» люди [Зеленин, 1995: 65]. Таким образом, перекресток воспринимается как место, не подходящее для церковного здания.
Особенно оживленно дискуссии по поводу места, на котором стоит храм, велись в городской среде в момент постройки и начала работы церкви (2001-2002 гг.). Например, когда стало известно, что в городе увеличилось количество смертей, в особенности от раковых заболеваний, это обстоятельство связывалось с «неправильным» месторасположением церкви. Со своей стороны, город порождал вопросы, и церковь, главным образом, в лице священнослужителя, давала ответы. Диалог осуществлялся, в частности, через местную прессу.
С позиции воцерковленных верующих и членов общины, противоречие, связанное с «неправильным» местом размещения церкви, снималось тем, что выбор был обусловлен Божьей волей. В городской среде бытует сюжет о проявлении Божьей воли, естественно, включающий мотив чуда. Семейная пара решила сделать снимки из своего окна, и они увидели, как на фоне чистого неба над золотыми куполами храма появились семь звездочек, расположенных в определенном порядке. «Явление звезд над храмом произошло в богородичный праздник Благовещения, что подчеркивает отсутствие случайности и свидетельствует об особом попечении Пресвятой Владычицы над нашим городом и храмом» [Удивительно, но факт, 2003: 12]. То, что звезд было семь, по мнению воцерковленных верующих, также не случайно и имеет сакральный смысл: 7 апреля -день празднования Благовещения: «Цифра семь - это полнота Божественного
благословления храму и людям, ибо семь великих архистратигов предстоят Престолу Божьему, и семисвечник стоит у нас на престолах в каждом храме. В общей конфигурации звезд просматривается крест - знак Божьего благословления, оружие против дьявола, знак победы над грехом и смертью» [Там же].
142
Фотографии с таинственными «звездами» разошлись по всему городу. Явление стало частью городской мифологии. В рассказах об истории храма обязательно присутствует отсылка к данному событию:
Я знаю такой случай. Когда там какие-то разговоры были, что и место не то, кому-то из близлежащих домов было видение, или это было правда. Э-э-э, я уже толком не помню, короче говоря. А, нет, там фото было в газете, что ли. Что этот человек увидел звезды прямо над церковью и сфоткал их. И вот с тех пор пошло, что место вроде как правильное. Вот и у меня такое отношение к этому теперь, что раз так, то пускай будет правильное (смеется) (9).
Событие, связанное со звездами над храмом, большинством горожан было воспринято как знаковое и смягчило дискуссии о «неправильности» выбора места. Подвергается обсуждению и тот факт, что церковь стоит на болоте:
Инф.: Я думаю, что вот в Полярных Зорях неправильное место для церкви выбрано.
Соб.: А почему?
Инф.: А там низинка такая, болотистая местность. Первый раз, когда они закладывали церковь, она была, за... за поликлиникой, там очень красивое место, на берегу канала, там возвышенность и как бы лес. Там очень красиво, там стоит типа маленькой часовенки, хотя сейчас я не знаю, сейчас она сохранилась или нет. Когда у нас была мэром Чистова, она делала у нас закладку церкви. Я считаю, что там была бы церковь лучше. Она была бы на берегу, и там лес такой, красивая такая полянка (5).
У некоторых горожан на этот счет есть другое обоснование:
Инф.: Да вот, дом-то. Новострой. Только построили там, и весь прогнил уже. И воняет там. Ну что хотели? На болоте построили дом...
Соб.: А церковь?
Инф.: А что церковь? Церковь стоит, чего ей будет? Ничего ей не делается. Видимо, место такое.
Соб.: А детский сад? Как с ним?
Инф.: А что?... До сих пор не могут они его запустить. Там такие деньги вбуханы в него. И то украли, то там проверки какие-то, ничего они поделать не могут с этим (1).
В качестве дополнительной аргументации в пользу выбранного для храма места воцерковленные верующие и члены общины указывают на то, что церковь «быстро выросла», строительный материал был «подаренный самой природой» - деревянный брус из ели. Крепился брус без гвоздей, с помощью специальных пазов (деревянных замков). Особо подчеркивается, что строители были с большим опытом постройки домов, и, немаловажно, строительства церквей, поэтому церковь стала «расти на глазах». Бригада строителей была из города Сокол Вологодской области, что тоже расценивается положительно:
А строили ... бригада была из Вологодской области <...>. Во-первых, это ведь совсем рядышком с нами, наши, можно так сказать, соседи. Не какие-нибудь там, не знаю, непонятно кто. А наши вологодские (10).
«Церковь построила Кольская атомная станция» - данное утверждение встречается у большого числа опрошенных нами информантов:
Соб.: Скажите, пожалуйста. А церковь быстро построили?
Инф.: Конечно, быстро! Атомная ведь строила! Я, правда, училась в то время. Приехала, а она уже стоит (2).
Соб.: А в Полярных Зорях долго храм строился?
143
Инф.: Нет, там Кольская Атомная помогла. Поэтому, я думаю, его построили быстро. Если бы станция не дала денег, дак, наверно, конечно, до сих пор бы строили (1);
Обратите внимание на ограду вокруг храма. Она такая же как вокруг ...вокруг Кольской атомной <...> Да. Да. Такая резная (11).
Участие градообразующего предприятия в постройке церкви, по мнению населения, служило гарантом ее появления: «Поэтому, когда на стройплощадке начались подготовительные работы, многие облегченно вздохнули и поверили, что в нашем городе все же будет своя красивая церковь. Тем более, не нужно сбрасывать со счетов тот факт, что заказчиком строительства этот объекта выступила Кольская атомная станция. И теперь уже дело престижа завершить начатое дело» [Белоцерковская, 2002б: 2].
Верхняя, деревянная церковь - в честь Пресвятой Троицы - была освящена 17 декабря 2002 года и сразу же начала свою работу [В основу положены, 2002: 17]. В 2003 году была достроена нижняя, каменная часть - в честь иконы Божией Матери Всецарицы.
Подводя итог, обратимся к теории П. Бурдье, который писал о том, что социальное пространство структурируется объективно (существующими социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире) [Бурдье, 2007: 576]. В представлениях современных полярнозоринцев церковь определенно воспринимается как неотъемлемая часть города, духовная составляющая его пространства. Главным символом города является АЭС. И церковь, построенная АЭС, также приобретает отчасти качества градообразующего предприятия, становясь визитной карточкой города.
Храм изменил городское культурное пространство, стал его частью, как и частью городской мифологии. Его постройка и место расположения обрастают легендарными рассказами, которые, в свою очередь, поддерживают символическую значимость объекта и локуса.
Список информантов:
1. Женщина, 1954 г.р., пенсионерка, уроженка аула Амангельды, Таласского района, Жамбылской области, Казахстан, невоцерковленная верующая.
2. Женщина, 1982 г.р., химик-лаборант, уроженка г. Полярные Зори,
воцерковленная верующая.
3. Женщина, 1980 г.р., администратор в салоне красоты, уроженка г. Полярные Зори, атеист.
4. Женщина, 1983 г.р., директор сети магазинов, уроженка г. Полярные Зори, невоцерковленная верующая.
5. Женщина, 1957 г.р., продавец, уроженка г. Мурманска, невоцерковленная верующая.
6. Женщина, 1951 г.р., пенсионерка, воцерковленная верующая.
7. Женщина, 1974 г.р., бухгалтер, уроженка Вологодской области,
невоцерковленная верующая.
8. Мужчина, ок. 1977 г.р., священнослужитель.
9. Женщина, 1979 г.р., род. в г. Полярные Зори, невоцерковленная верующая.
10. Женщина, прибл. 1956 г.р., пенсионерка, воцерковленная верующая.
11. Мужчина, 1964 г.р., инженер, невоцерковленный верующий.
Список литературы:
Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма: Опыт комплексного подхода. Л.: «Сеятель» Е.В. Высоцкого. 1926. 148 с.
Ахметова М.В., Лурье М.Л. Сюжет о проезде Хрущева в устных рассказах: тексты и контексты // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2010. Вып. 2. С. 83-98.
144
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука.
1983. 191 с.
Белоцерковская Ю. Да будет храм! // Энергия плюс. 17 мая, 2002а. С.1-2. Белоцерковская Ю. Святой дух храма // Энергия плюс. 20 декабря 2002б. С.2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Алетейя, 2007. 576 с.
В основу положены труды и молитвы // Городское время. 19 декабря. 2002. С.17. «Выше, значит ближе к Господу» Господи благослови // Энергия. 21 января, 1994. Габдулова Н.Н. Культурное пространство провинциального города // Труды ПГУ №11.1. 2007. С.40-43.
География России: энциклопедический словарь / гл. ред. Горкин А.П. М.: «Большая Российская энциклопедия». 1998. 800 с.
Город Полярные Зори и его окрестности: населенные пункты муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией: инф.-библ. Дайджест. 2е изд. Полярные Зори: Оптимах. 2013. 180 с.
Губарев В.С. XX век. Исповеди: судьба науки и ученых России. Часть 5-я: Свет Полярных Зорь. М.: Наука / Интерпериодика. 2000. 607 с.
Достопримечательности. Полярные Зори, город (Мурманская область) [Электронный ресурс]. URL: кйр://1е1:ор181.ог§/тбех.ркр/Полярныезори.
Дубинина Е. Храму быть // Городское время. 19 июля, 2001.
Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013. № 111. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275888.htm1.
Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488с.
За нами правда и Господь, а также воля абсолютного большинства // Городское время. 15 июля, 2000. С.12.
Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие
неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. М.: Индрик, 1995. 432 с.
Иванова Н. Отец Олег - местный батюшка // Энергия. 20 сентября. 1996. Исследования города // Антропологический Форум, 2010. № 12.
Киселев А.А. Кольской атомной - 30: Страницы истории. Мурманск: Реклам. полиграфия. 2003. 309 с.
Кольская атомная. Репортаж о строительстве первой очереди АЭС / Сост. В.С. Белоусов. Мурманск: Мурманское книжное издательство. 1974. 123 с.
Кулешов Е.В. Собирательская работа в Тихвине: аксиология городского
пространства // Живая Старина. 2001. № 1. С. 13-15.
Кусочек неба на земле // Городское время. 7 июля, 2001.
Культура и пространство: [сборник статей] / Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; под ред. В. К. Мальковой, В. А. Тишкова. М.: ИЭА. Кн. 2: Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест. 2010. 183 с.
Литягин А.А., Тарабукина А.В. Специфика исследования культуры малых городов // Живая Старина. 2001. № 1. С. 12-13.
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города //Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам. № 18. Тарту.
1984. С. 32-34.
Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация: сборник научных статей / науч.ред. П.В. Федоров, И.А. Разумова. Мурманск: МГГУ, 2013.
Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. 152 с.
Определения Священного Синода [1995.12.27: епископом Мурманским и
Мончегорским назначить епископа Тихвинского Симона, викария Санкт-Петербургской епархии] // Журнал Московской Патриархии. М. 1996. № 1. С.14.
Отец Георгий - местный батюшка // Энергия. 8 апреля, 1994.
145
Повелители энергии (к юбилею Кольской АЭС и города Полярные Зори): очерки. Популярное издание / Сост. и гл. редактор О.С. Иванова. Мурманск: Глобал Медиа, 2013. 224 с.
Православная община // Энергия. 12 апреля, 1994.
Разумова И.А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой воды» и Хибин. Социально - антропологические очерки / Науч. ред.: О.Р. Николаев. СПб.: Гамас, 2009. 160 с.
Разумовский В.Ф. Большое пространство малого города (Проблема сохранения исторического и природного ландшафта Серпухова, Тарусы, Каширы) // Наше наследие. 1989. № 6 (12). С.30-39.
Савицкая О. Где небо целует землю // Городское время. 16 декабря, 2012.
С миру по нитке // Энергия. 10 июня, 1994.
Современный городской фольклор. М.: Российск. Гос.гуманит. ун-т. 2003. 736 с. «Спорттовары» возродятся храмом // Энергия. 23 января, 1998.
Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве (Философско-антропологические основания урбанологии) Ю.Ц. Тыхеева // Московский гуманитарный университет. 2007. URL: http://www.mosgu.ru/.
Удивительно, но факт. Звезды над храмом...// Городское время. 17 июля, 2003.
С.12.
Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297 с.
Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы. 1986-1989 гг. СПб.: Наука, 1993. 340 с.
Юрьев М. Храм // Городское время. 19 февраля. 1998.
Сведения об авторе
Давыдова Алена Сергеевна,
младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН Davydova Alyona,
junior research fellow of Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS
УДК 271.2:316.52(470.21)
Я.В. Обухов
«ЭТОТ ДУХ ТЕРПЕНИЯ И ВЫНОСЛИВОСТИ, СМИРЕНИЯ - ВОТ ЭТО ЕСТЬ У СЕВЕРНОГО НАРОДА»: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРИХОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ ВАСИЛИЕМ (ДАНИЛЬЦЕМ))
Аннотация:
Представлен анализ приходской культуры Кировско-Апатитского района. Статья основана на тексте интервью с настоятелем Церкви Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты протоиереем О. Василием (Данильцем). Предпринята попытка выявления особенностей местной православной культуры.
Ключевые слова:
146