КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 66-74 ISSN 2308-1031
Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 66-74 ISSN 2308-1031
© Мараховская, Н.А., 2024 УДК 78.087.68
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-66-74
ХОРОВЫЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРИГОРИЯ КОРЧМАРА
Н.А. Мараховская1
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена обзору хорового творчества современного петербургского композитора Григория Овшиевича Корчмара (р. 1947). Хоровая музыка - весомый пласт в творческом наследии композитора, оставленный без должного внимания исследователей. Автором предпринята попытка охватить жанровую панораму хоровой музыки, показать многообразие композиторских воплощений. В статье дана общая характеристика всех оригинальных сочинений для хора Г.О. Корчмара с кратким описанием их наиболее ярких и стилевых черт. Все жанровые определения, используемые в тексте, авторские. Из классических хоровых жанров отмечена кантата, мистерия, хоровой концерт, евангельская сцена, литургическое песнопение, реквием, месса, литания, хоровая сюита, баллада, песня, поэма, гимн и др. Встречаются особые жанровые подвиды, характерные только для Г.О. Корчмара: кантата-буффа, хоровая сатира, светская литания, аллегорическая миниатюра, эпические частушки. Основные сочинения для хора представляют собой циклы, объединяющие от двух хоров до развернутых циклических композиций (музыкально-драматическая мистерия «Сказание о Борисе и Глебе» и др.). На формирование музыкального языка принципиальную роль оказывает литературный первоисточник. Для воплощения музыкального содержания автор самобытно использует методы полистилистики, особенно стилевого моделирования. Ключевые слова: хоровая музыка, кантата, мистерия, хоровой концерт, евангельская сцена, светское и литургическое песнопение, месса, литания, хоровая миниатюра, хоровой цикл Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мараховская Н.А. Хоровые жанры в творчестве Григория Корчмара // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 66-74. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-66-74.
CHORAL GENRES IN THE WORKS OF GRIGORY KORCHMAR
N.A. Marakhovskaya1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, 191186, Russian Federation
Abstract. This article is dedicated to an overview of Grigory Korchmar's choral works (1947), a contemporary composer from St. Petersburg. Choral music represents a significant aspect of the composer's creative legacy, which has been overlooked by researchers. The author attempts to show the diversity of choral music and to demonstrate the variety of compositional expressions. The article represents all the original choral compositions by G.O. Korchmar, with brief descriptions of the most striking and characteristic features. All genre definitions used in the text are copyrighted. Among the classical choral genres, we should mention a cantata, a mystery, a choral concerto, a gospel scene, a liturgical chant, a requiem, a mass, a litany, a choral suite, a ballad, song, poem, hymn, and others. There are special characteristic only for G.O. Korchmar: cantata-buffa, choral satire, secular litany, allegorical miniature, epic folk-songs. It is emphasized that the main choral works consist of cycles that
range from two choirs to extended cyclic compositions such as the musical-dramatic mystery "The Tale of Boris and Gleb", etc. The literary source plays a crucial role in the formation of the musical language. To embody the musical content, the author uniquely employs methods of polystylism, particularly stylistic modeling. Keywords: choral music, cantata, mystery, choral concert, gospel scene, secular and liturgical chant, mass, litany, choral miniature, choral cycle
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Marakhovskaya, N.A. (2024), "Choral genres in the works of Grigory Korchmar", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 66-74. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-66-74.
Музыка для хора занимает около трети всего творчества петербургского композитора Григория Овшиевича Корч-мара (р. 1947), наряду с произведениями для музыкального театра, симфониями и симфониеттами, инструментальными концертами, циклическими и одночастными оркестровыми композициями, камерными вокальными и инструментальными сочинениями, музыкой для детей и юношества, обработками и транскрипциями. Однако, несмотря на ее жанровое и образное разнообразие, мастерство многих художественных решений, хоровые сочинения не получили должной характеристики со стороны музыковедческого сообщества. Исследователи О.А. Кузьменкова, Г.П. Овсянкина, С.Е. Курносова и другие рассматривали вопросы стилевого моделирования в творчестве Г.О. Корчмара, изучали инструментальную (в том числе фортепианную) музыку, анализировали отдельные сочинения.
Целью настоящей статьи является стремление дать панорамный обзор хорового творчества Г.О. Корчмара в аспекте его жанрового разнообразия с учетом определения жанров самим автором. Анализ хорового стиля и отдельных сочинений не входит в задачи данной работы.
Материалом для исследования послужило многолетнее изучение музыки композитора, знакомство с ней в концертах и звукозаписях, анализ нотных изданий и автографов. Неоценимым подспорьем стали записи многократных бесед с Григорием Овшиевичем о его творчестве, литературные размышления композитора
о музыке (Корчмар Г., 2017; 2020), а также исследования О.А. Кузьменковой (2004), Г.П. Овсянкиной (2010) и С.Е. Курносовой (2014).
Первое сочинение для хора, по воспоминаниям композитора, было написано им в тринадцатилетнем возрасте в классе С.Я. Вольфензона Специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Г.К.: Сергей Яковлевич очень многому меня научил, в том числе умению работать в разных жанрах, формах, для различных исполнительских составов. Музыку для хора я начал сочинять еще в музыкальной школе, когда по заданию педагога написал три хора a'cappella на стихи Сергея Есе-
нина1.
Однако весомая часть хоровых сочинений была создана Г.О. Корчмаром в поздний период творчества.
Г.К.: С годами я пришел к выводу, что мне легче писать хоровую (как и в целом вокальную) музыку, так как здесь, с одной стороны, существуют определенные ограничительные барьеры, а с другой - текстовая помощь.
Жанровая палитра хоровой музыки Г.О. Корчмара весьма разнообразна: от песни и танца до хорового концерта и литургической кантаты. Композитор мастерски воплощает те или иные особенности хоровых жанров в своей музыке, бережно сохраняя их традиции и характерные черты и, в то же время обогащает, актуализирует современными композиторскими приемами, синтезирует, ищет новые свежие решения2.
Перу Г.О. Корчмара принадлежит, прежде всего, 7 кантат для разного состава исполнителей. Список открывают лирическая кантата «Осажденный Ленинград» для сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра на стихи А.А. Ахматовой, посвященная любимому городу и победе в Великой Отечественной войне (1969); камерная кантата «Умиротворение Эриний» для смешанного хора и инструментального ансамбля на тексты Эсхила из трагедии «Эвмениды» (1974); литургическая кантата «За всех живущих на свете» для сопрано, смешанного хора, мужского хора и органа ad libitum (1979). Эта кантата явилась первым обращением композитора к политекстовой поэтической основе, где солистка и смешанный хор распевают стихи польского поэта Ю. Тувима в переводе на русский язык, а мужской хор исполняет канонические духовные латинские тексты, имитируя оркестровое сопровождение.
Основой кантаты на тему BACH для двух смешанных хоров av cappella «Господину капельмейстеру Баху» на стихи современников Баха на немецком языке (1999) стало использование исторической монограммы b-a-c-h, пронизывающей все части цикла. С этого произведения начинается обращение композитора к жанру вокально-хоровой кантаты a"cappella и продолжается в «Вечных истинах» (Aeterna veritates) для смешанного хора на тексты латинских изречений (2020).
Яркий и весьма вольный по содержанию стихотворный текст А.К. Толстого сподвиг композитора на создание достаточно редкого жанра - одночастной кантаты-буффа «Бунт в Ватикане» для солистов и мужского хора a'cappella (2013). Неординарные стихи, балансирующие на грани приличия, способствовали формированию соответствующего комического музыкального языка. Возвращением к серьезным философским истинам, облаченным в лаконичную форму, стали «Афо-68
ризмы» - кантата для смешанного хора на тексты Эммануила Канта в стихотворных переводах Г.О. Корчмара (2021).
Самое крупное сочинение Г.О. Корчмара (около 105 минут звучания) - музыкально-драматическая мистерия в четырех действах для солистов, мужского хора и инструментального ансамбля «Сказание о Борисе и Глебе» («Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу», 1981). Автор так расшифровывает подзаголовок своего сочинения: «Жанр мистерии неразрывно связан с эпохой Средневековья в Западной Европе, и, конечно, по каким-то своим параметрам мое сочинение перекликается с этим жанром. Мне представляется, что это сочинение можно рассматривать и как своего рода русские "Страсти", основывающиеся на жанре протестантской музыки, со своими высшими образцами в лице "Страстей" И.С. Баха. Я никоим образом не сравниваю себя с самым великим для меня композитором, но все же я позволил себе использовать основные формы баховских "Страстей" и перенести их на национальную почву» (Курносова С., 2014, с. 165).
Традиции русского партесного пения наследует партесный концерт «Похвала музыке и пению» для смешанного хора на текст неизвестного автора XVII столетия (2006).
Также в ряду сочинений представлен жанр хорового концерта. «Красуйся, град Петров» - концерт для смешанного хора на стихи А.С. Пушкина (2001) в пяти частях, созданный к 300-летию Северной столицы, за которое композитор удостоен Премии Правительства Санкт-Петербурга. «Псалмы Давидовы» - концерт для смешанного хора на тексты Псалтыря на церковно-славянском языке (2002) в четырех частях. Концерт «Незабвенный город мой» для мужского хора на стихи кёнигсбергских поэтов в переводе Г.О. Корчмара (2004) в девяти частях, по-
священный 750-летию Кёнигсберга - Калининграда, городу, в котором до десяти лет жил композитор.
«Юность поэта» - концерт для смешанного хора на ранние стихи А.С. Пушкина (2008) в восьми частях, в которых отразились характерные контрастные черты личности юного поэта: задор и бесшабашное веселье, и зарождающаяся тонкая лирика. Данью Серебряному веку стал концерт «Шампанское в лилии» для смешанного хора на стихи Игоря Северянина и Саши Чёрного (1983) - цикл из двух самостоятельных подциклов, которые могут исполняться и отдельно: Два танца на тексты И. Северянина, объединенные танцевальным жанром («Шампанский полонез» и «Король фокстрот»), что обусловлено самим поэтом, и Две сатиры («Молитва» и «Пасхальный перезвон») на стихи Саши Чёрного - типичный пример сатирического творчества поэта. В жанровом аспекте своими предшественниками композитор видит хоровые концерты русских композиторов XVIII-XIX столетий.
Галерею литургических сочинений продолжает евангельская сцена «Сретенье Господа в храме» для чтеца и смешанного хора на текст Евангелия от Луки (глава 2, стихи 25-38; 2005). Первоначально задуманная как самостоятельный опус, сцена позже стала вступлением к песнопению «Сретенье» для смешанного хора на стихи И.А. Бродского - поэтические пересказы той же Евангельской истории (2005). Духовный мир поэзии Бродского в какой-то мере отразился в соответствующем строе музыки.
Канонические латинские тексты легли в основу литургических песнопений для женского хора a'cappella Credo (2008) и Agnus Dei (2011). Литературным источником «Трех молитвенных песнопений» (2011) для этого же состава явились латинские тексты древних молитв (Veni Sancte Spiritus, Ave maris stella, Victimae
paschali laudes), что стимулировало их достаточно аскетичный характер, несмотря на пятиголосное пение.
К своеобразному жанру литургического песнопения композитор относит и «Requiem Александру Пушкину» для смешанного хора на слова В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и канонические тексты (2006) - еще один пример обращения к многоязычному источнику.
Г.К.: В основе Реквиема - прозаический и глубоко прочувствованный текст Жуковского, повествующий о его эмоциональном состоянии при присутствии у гроба Пушкина. Последняя фраза этого текста носит вопросительный характер («...и спросить мне хотелось: что видишь?») и вызывает мистический ответ только что почившего поэта («я вижу некий свет»). А эти слова в свою очередь провоцируют аналогию с каноническим текстом Реквиема (et lux perpetua luceat eis, то есть свет вечный им да воссияет). И с этого момента до самого конца хор, так сказать, раздваивается: одна его часть поет по латыни, а другая то же самое исполняет по-русски.
Светское и литургическое песнопение - так обозначен композитором жанр «Реквиема Вольфгангу Амадею Моцарту» для четырех солистов и четырехголосного смешанного хора на стихи Йозефа Георга Майнерта и канонические латинские тексты (2014-2020). И поэт, и композитор -страстные поклонники творчества Моцарта.
«Маленькая месса в стиле Моцарта» для четырехголосного смешанного хора по материалам моцартовских эскизов на канонический латинский источник (2014-2018) представляет собой шесть фуг на моцартовские темы.
Г.К.: Эти фуги Моцарт, вероятно, зафиксировал как задания своим ученикам по композиции. Кроме того, в одной из них цитируется тема первой попытки восьмилетнего мальчика сочинить фугу,
а также начало его последней фуги (Amen) -возможно, предназначенной для заключения его неоконченного Реквиема. В этих фугах моя задача состояла в том, чтобы продолжить и окончить каждую из них в стиле великого классика, и как фантазия о том, будто бы это создано им самим.
На ту же тему эскиза последней фуги В.А. Моцарта написана фуга Amen для смешанного хора и оркестра (2014).
«Две литании» для двух смешанных хоров на канонические тексты на латинском и русском языках (1997) - двухчастное произведение на два идентичных по смыслу, но разноязычных текста: хрестоматийные православные и католические молитвы - «Богородице Дево радуйся» (Ave Maria) и «Отче наш» (Pater noster). В стилистическом отношении музыкальное воплощение этих текстов весьма различно: для церковно-славянского языка характерна распевная и точно записанная мелодика, а для его латинского аналога -условно зафиксированная, на старинной безштилевой нотации монодия. Оба текста сходятся в опорных смысловых точках. В жанре своего рода светской литании написан опус «Девушка пела в церковном хоре» для смешанного хора на стихи А.А. Блока (2008).
В хоровой музыке Г.О. ^рчмар неоднократно обращается к антифонному пению как к исполнительскому приему. В качестве жанра антифон представлен «Блаженствами Евангельскими» для ше-стиголосного смешанного хора на текст из «Нагорной проповеди» (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-12) на греческом, английском, французском, русском, немецком и латинском языках (1997). Сочинению предшествует эпиграф: «Итак идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 19-20), что и явилось основным постулатом для полиязычия. ^ждая из шести партий поется на одном из языков. В ней отражены 70
характерные черты духовного пения разных народов. «Блаженства Евангельские» являются воплощением идеи экуменизма в музыке.
Старинная секвенция Stabat Mater для сопрано и женского хора на канонический латинский текст (2005) создана к 700-летию бытования одного из самых популярных и трогательных событий, текст которого приписывается бенедиктинскому монаху Якопоне да Тоди.
Г.К.: Четырехзвучный лейтмотив Креста продиктовал мне мысль изложить это сочинение в свободной серийной манере, а возможность привести этот текст целиком была использована в драматической кульминации, на «гребне» которой множество хоровых групп скандируют разные его части.
Широко представлен в творчестве Г.О. Корчмара жанр хоровой миниатюры и на светские стихи, и на апокрифы. Прекрасные образцы любовной лирики являют собой автономные миниатюры «Признание» для мужского хора на стихи М.Ю. Лермонтова (2004) и «...Ибо я изнемогаю от любви...» («Песнь Суламиты») для сопрано и женского хора на текст из «Песни песней» (2011).
Многие миниатюры объединены в хоровые циклы, написанные на стихи одного автора, в частности «Ахматовский триптих» для женского хора (2008) на стихи одной из самых любимых поэтесс композитора.
Г.К.: Ее творчество, наряду с поэзией Блока и Цветаевой, для меня удивительно музыкально. Ее поразительные по степени лиричности стихи - это очень благодарный материал для выражения различных чувств и граней женской любви, зачастую - несчастной, но везде такой прекрасной. Эти оттенки легли во главу угла моих миниатюр для женского хора.
«Акварели» для женского хора на стихи С.А. Есенина (1962-2014), начало которым было положено в юном возрасте,
композитор позднее существенно переработал, сохранив неизменным весь тематический материал. Он добавил два новых хора, и в результате сложился женский хоровой цикл, который довольно часто исполняется.
Особенности цикла миниатюр «Два стихотворения Бориса Пастернака» для смешанного хора (2015) заключаются, прежде всего, во включении хоровых аллюзий инструментальных жанров. Первое стихотворение - «Снег идет», исходя из характера, получило подзаголовок «Вальс», а второе - «Во всем мне хочется дойти...» - «Тарантелла». Здесь довольно удачно совместились вокальное начало и хоровая имитация инструментальных жанров, вплоть до цитирования фрагмента шопеновского фортепианного этюда в момент его упоминания в стихотворении. Аллегорические миниатюры для смешанного хора на стихи В.А. Солоухина «Аллегории» (2019) это музыкальный отклик композитора на вечные нравственные и политические проблемы бытия, которые ярко обозначил поэт, виртуозно пользуясь методом аллегорий.
Г.К.: Общее название этого хорового триптиха принадлежит мне, и я счел его уместным потому, что в отобранных поэтических текстах В. Солоухина мир птиц и зверей уподобляется человеческому существованию с его чистыми и греховными помыслами, людьми гонимыми и их гонителями, личностями неподкупными и продажными. Эти стихи впечатлили меня своей художественной силой воздействия, и в своем музыкальном отражении я старался поддержать их остро экспрессивный эмоциональный строй.
К более ранним хоровым циклам относятся «Забавные истории» для детского (женского) хора и фортепиано на три стихотворения С.Я. Маршака (1985) и «Волшебное утро» для детского хора а'сарреПа на стихи О.О. Дриза и И.П. Токмаковой (1985).
«Пушкинские эпиграммы» для трехголосного хора3 (1985) решены в жанре двенадцати бесконечных канонов, которые открывает Увертюра - оригинальная задумка композитора, когда певцы, вокализируя, объявляют имена и фамилии как автора, так и исполнителей. Некоторые из избранных эпиграмм посвящены конкретным событиям жизни Петербурга, а также одиозным персонам, с которыми поэт сводил и личные счеты.
Сюита для смешанного хора «Тайны ремесла» в семи частях (2017) - это еще одно обращение Г.О. Корчмара к поэзии А.А. Ахматовой. В этом опусе, вслед за поэтессой композитор размышляет о теме сочетания музыки и поэзии.
«Я - композитор» для женского (или детского) хора на стихи И. Северянина -музыкальные портреты великих композиторов: Э. Грига, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Дж. Россини. Для этого сочинения характерно своеобразное хоровое переинтонирование стилей этих великих композиторов.
«Песни казармы» для сопрано, тенора, баса и мужского хора на стихи Р. Киплинга (1967) относятся к жанру баллады. Ее первый вариант был сочинен в старших классах музыкальной школы-десятилетки, в дальнейшем произведение дорабатывалось и расширялось. В его основу положены драматические тексты, связанные с тяготами и ужасами войны.
«Свадебные песни» для женского (№ 1), мужского (№ 2) и смешанного (№ 3) хора на народные слова (1969) созданы под воздействием творчества И.Ф. Стравинского и под впечатлением фольклорной экспедиции в Вологодскую область. Это единственное обращение композитора к фольклорной текстовой основе, ставшее отголоском неофольклорного направления.
«Даты» - хоровой диптих песня и танец для смешанного хора на стихи И.А. Бродского (2002). Первый хор («Новогодняя песенка») затрагивает так назы-
ваемый рождественский мотив творчества Бродского, который в течение многих лет в рождественские дни сочинял соответствующие стихи. Второй хор («Мексиканское танго») отражает трагические события 1867 г., связанные с восстанием в Мексике и его жестоким подавлением.
«Две поэмы» для смешанного хора на стихи Н. Хикмета (1967).
Г.К.: Первое произведение для хора а'сарреПа, сочиненное в классе В.Н. Сал-манова на первом году обучения в консерватории. Написано в рамках идеологической обстановки того времени, как актуальная тогда попытка очеловечения образа В.И. Ленина и представления его не как какого-то застывшего монумента, а сложной и многомерной личности.
Еще один текст А.К. Толстого воплощен в «Истории государства Российского» для солистов и мужского хора (2013). Виртуозные юмористические стихи с острокритическим политическим оттенком озвучены в жанре эпических частушек.
В завершении жанрового обзора отметим несколько произведений в торжественно-гимнических жанрах. «Похвала России» - ода для смешанного хора на стихи В.К. Тредиаковского (1986), текст которой очень лиричен и трогателен, отраженный уже в поэтическом зачине: «начну на флейте стихи печальны, зря Россию из страны дальней». В формировании музыкального материала автор исходил из переинтонирования особенностей древнерусских церковных распевов (как в одноголосии, так и в многоголосии), но без цитирования. На стихи Г.О. Корчма-ра написана Ода великому петербургскому зодчему Огюсту де Монферрану для смешанного хора и фортепиано (2009). В этом же жанровом ряду находится гимн «Янтарный край» для смешанного хора и фортепиано на собственные стихи (2006).
Вхождение Григория Овшиевича Кор-чмара в хоровую музыку было специфи-72
ческим, так как по образованию он не являлся дирижером-хоровиком, подобно своим коллегам Анатолию Королёву, Сергею Екимову, Дмитрию Смирнову и многим другим. Он начинал музыкальное образование как скрипач, продолжил как пианист в классе П.А. Серебрякова, и впоследствии долгие годы концертировал.
Г.К.: Но звучание хора привлекало меня всегда, к тому же, быть может, примешивался и какой-то азарт: а смогу ли я, воспитанный на инструментальной и камерно-вокальной музыке, создать что-нибудь ценное и в области хорового творчества?
Подводя итоги панорамной характеристики хоровых сочинений композитора, прежде всего следует отметить не только впечатляющее число этих произведений - 47 опусов, причем большинство из них - циклы, но и разнообразие жанров: кантата, музыкально-драматическая мистерия, хоровой концерт, в том числе партесный, евангельская сцена, литургическое песнопение, реквием, месса, фуга, литания, антифон, секвенция, хоровая миниатюра, бесконечный канон, сюита, музыкальный портрет, баллада, песня, поэма, частушки, ода и гимн. Нельзя не назвать оригинальные жанровые подвиды: кантата-буффа, сатира, светская литания, аллегорическая миниатюра, эпические частушки.
Одной из причин такой жанровой многоликости являются, на наш взгляд, разнообразные и по жанрам, и по стилю, и по историческим эпохам литературные первоисточники, в том числе на различных языках. Именно литературный первоисточник во многом был движителем творческого процесса, определяя весь стилевой строй: образное содержание и концепцию, форму, метроритм, музыкальное структурирование поэтического или прозаического слова, стилевую игру, горизонтальные и вертикальные процессы и фактурную организацию в целом.
Композитор тщательно выбирает литературную основу, руководствуясь, прежде всего, высокохудожественной ценностью текстов, их связью с личными интересами, в том числе биографическими, и бережно воспроизводит их в музыкальном отражении.
Будучи многие годы председателем СК Санкт-Петербурга (2006-2022), Г.О. Корч-мар, прежде всего, хоровыми сочинениями осуществлял музыкально-просветительскую и общественную деятельность, высказывал свою гражданскую позицию, откликаясь на памятные даты истории и культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Здесь и далее приводятся фрагменты многочисленных бесед с Г.О. Корчмаром, часть из которых записана на звуконоситель. Они оформлены как прямая речь композитора. В дальнейшем ссылками не оговариваются.
2 Речь в том числе и о применении метода стилевого моделирования. Стилевому моделированию у Г.О. Корчмара посвящены исследования О.А. Кузьменковой (2004), Г.П. Овсянкиной (2010).
3 В этом произведении четыре тембра трактуются в трехголосии: сопрано, альт и тенор в унисон и бас.
ЛИТЕРАТУРА
Корчмар Г.О. Тайны, унесенные с собой. Размышления композитора о неоконченных сочинениях великих Мастеров. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. 192 с.
Корчмар Г.О. Жизнь в творчестве: Авторский буклет-справочник. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2020. 96 с.
Кузьменкова О.А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70-90-х годов XX века: Симфоническая и инструментальная музыка: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004. 190 с.
Курносова С.Е. Обращение к духовной традиции и образу святых мучеников Бориса и Глеба в творчестве петербургского композитора Григория Корчмара. Музыкально-драматическая мистерия «Сказание о Борисе и Глебе». Интервью с композитором // Временник Зубовского института. СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. Вып. 2. С. 161-169.
Овсянкина Г.П. Размышления о роли стилистической модели в творческом процессе: беседа с композитором Григорием Корчмаром // Процессы музыкального творчества. М.: РАМ им. Гнеси-ных, 2010. Вып. 11. С. 207-233.
REFERENCES
Korchmar, G.O. (2017), Tainy, unesennye s soboi. Razmyshleniya kompozitora o neokonchennykh sochineniyakh velikikh Masterov [Mysteries taken away with oneself: composer's reflections on the unfinished works of great masters], Kompozitor, Saint Petersburg, 192 p. (in Russ.)
Korchmar, G.O. (2020), Zhizn' v tvorchestve: Avtorskii buklet-spravochnik [Life in creativity: author's booklet-reference], Kompozitor, Saint Petersburg, 96 p. (in Russ.)
Kurnosova, S.E. (2014), "Turning to the Spiritual Tradition and the Image of Saint martyrs Boris and Gleb in the Work of St. Petersburg Composer Grigoriy Korchmar: Musical-Drama Mystery «The Tale of Boris and Gleb». Interview with the Composer", Vremennik Zubovskogo instituta [Annals of the Zubov Institute], Russian Institute of History of Arts Publishing House, Saint Petersburg, no. 2, pp. 161-169. (in Russ.)
Kuz'menkova, O.A. (2004), Stilevoe modelirovanie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov 70-90-kh godov XX veka: Simfonicheskaya i instrumentalnaya muzyka [Stylized modeling in the works of domestic composers of the 1970s-1990s: symphonic and instrumental music], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 190 p. (in Russ.)
Ovsyankina, G.P. (2010), "Reflections on the role of stylistic model in the creative process: a conversation with composer Grigory Korchmar", Protsessy muzykalnogo tvorchestva [Processes of Musical Creativity], RAM im. Gnesinykh, Moscow, no. 11, pp. 207-233. (in Russ.)
Сведения об авторе
Мараховская Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Института музыки, театра и хореографии Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) E-mail: [email protected]
Author Information
Natalya A. Marakhovskaya, Senior Lecturer at the Department of Choral Conducting at the Institute of Music, Theater and Choreography at the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg)
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 13.10.2024 После доработки 07.11.2024 Принята к публикации 14.11.2024
Received 13.10.2024 Revised 07.11.2024 Accepted for publication 14.11.2024