Научная статья на тему 'ХОРОВАЯ МУЗЫКА ВАЛЕРИЯ ПЬЯНКОВА: ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА'

ХОРОВАЯ МУЗЫКА ВАЛЕРИЯ ПЬЯНКОВА: ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композитор / песня / Валерий Пьянков / хоровая музыка / хор / фактура / Valery Pyankov / choral music / choir / composer / texture / song

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г А. Схаплок

Статья посвящена хоровому творчеству одного из видных представителей отечественной музыки второй половины XX – начала XXI столетия Валерия Васильевича Пьянкова (1940 г.р.). предлагается обзор хоровых произведений, созданных композитором в жанре а`cаpеllа. Рассматриваются стилистические особенности поэтических текстов сочинений, выявляется жанровое разнообразие хоровой музыки Пьянкова, раскрывается специфика творческого метода. Автор статьи фокусирует свое внимание на таких аспектах композиций, как мелодия, гармония и фактура, образно-смысловая специфика, художественно-эстетическая составляющая. Актуальность и научная новизна исследования характеризуются тем, что автор обращается к малоизученному вопросу в области отечественной хоровой музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORAL MUSIC BY VALERY PYANKOV: FEATURES OF CREATIVE HANDWRITING

The article is devoted to the choral work of one of the prominent representatives of Russian music of the second half of the XX – beginning of the XXI century, Valery Vasilyevich Pyankov (born in 1940). The paper offers an overview of choral works created by the composer in the а`cаpеllа genre. The stylistic features of the poetic texts of the works are considered, the genre diversity of Pyankov's choral music is revealed, the specificity of the creative method is revealed. The author of the article focuses on such aspects of compositions as melody, harmony and texture, figurative and semantic specificity, artistic and aesthetic component. The relevance and scientific novelty of the research are characterized by the fact that the author addresses an almost little-studied issue in the field of domestic choral music.

Текст научной работы на тему «ХОРОВАЯ МУЗЫКА ВАЛЕРИЯ ПЬЯНКОВА: ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА»

УДК 7/78 DOI 10.53115/19975996_2024_03_067_073

ББК 85.315.04

Г.А. Схаплок

ХОРОВАЯ МУЗЫКА ВАЛЕРИЯ ПЬЯНКОВА: ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА

Статья посвящена хоровому творчеству одного из видных представителей отечественной музыки второй половины XX - начала XXI столетия Валерия Васильевича Пьянкова (1940 г.р.). предлагается обзор хоровых произведений, созданных композитором в жанре асаре11а. Рассматриваются стилистические особенности поэтических текстов сочинений, выявляется жанровое разнообразие хоровой музыки Пьянкова, раскрывается специфика творческого метода. Автор статьи фокусирует свое внимание на таких аспектах композиций, как мелодия, гармония и фактура, образно-смысловая специфика, художественно-эстетическая составляющая. Актуальность и научная новизна исследования характеризуются тем, что автор обращается к малоизученному вопросу в области отечественной хоровой музыки.

Ключевые слова:

композитор, песня, Валерий Пьянков, хоровая музыка, хор, фактура.

Схаплок Г. А. Хоровая музыка Валерия Пьянкова: черты творческого почерка // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 67-73. -DOI 10.53115/19975996_2024_03_067_073

© Схаплок Галина Андреевна - кандидат искусствоведения, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва; e-mail: [email protected]

Музыка известного московского композитора Валерия Васильевича Пьянкова (1940 г.р.) - автора трех симфоний, симфонических увертюр и инструментальных концертов, вокально-симфонических композиций, четырех опер, а также многочисленных камерно-инструментальных, вокальных сочинений и произведений для детей - представляет в наши дни большой интерес, как в области концертной практики, так и в сфере научного музыкознания.

На сегодняшний день о Пьянкове имеется достаточно информации справочного характера: заметки в музыкальных энциклопедиях, словарях и справочниках (в том числе в интернет-источниках), анонсы к концертам и сценическим постановкам, буклеты к CD и DVD дискам с произведениями композитора, комментарии к нотным изданиям, отзывы в журналах о премьер-ных сочинениях, а также многочисленные интервью. В последние годы музыкой Валерия Пьянкова активно интересуются как музыковеды-профессионалы, так и молодые ученые: отдельным аспектам его жизни и творчества посвящаются статьи в журналах «Музыковедение», «Музыка и время» и др.; студентами дирижерско-хоровых факультетов РАМ имени Гнесиных и Московской консерватории пишутся курсовые и дипломные работы о хоровых опусах Валерия Васильевича.

Важнейшей областью творчества композитора является хоровая музыка, а излюбленным жанром - хоровая музыка ачсареПа. Неслучайно глубокие интересы

В. Пьянкова сконцентрированы в сфере хорового искусства, ведь уже в девятилетнем возрасте, обладая красивым звонким голосом, будущий композитор становится солистом капеллы мальчиков имени Эмиля Дарзиня1 при Рижской консерватории

[7, с. 4].

Детские годы, проведенные в капелле, во многом повлияли на вкусы молодого музыканта, привили любовь к сфере хорового исполнительства, что нашло свое естественное продолжение в творчестве композитора.

Свою первую жемчужину в хоровом жанре - Триптих на стихи Сергея Есенина, опубликованный позднее в издательстве «Музыка», Валерий Пьянков пишет в 25 лет, будучи еще студентом теоретического отделения Нижегородской консерватории. В годы обучения в Институте Гнесиных (1967-1971) в классе профессора композитора Николая Пейко Пьянков создает ряд произведений, среди которых большую часть занимают хоровые и вокальные: Четыре хора на стихи Андрея Вознесенского для смешанного хора ачсареПа, являющиеся репертуарными и в наши дни, баллада «В лесу» для баритона и фортепиано на стихи В. Солоухина, «Монолог Тараса Шевченко» для баса и фортепиано и другие. Постепенно хоровая музыка у компо-

1 Эмиль Дарзинь (1875-1910) - латвийский композитор, хоровой дирижер и музыкальный критик. ¡5 Учился в Петербургской консерватории у Л. Го- щ милиуса (орган) и Н.А. Римского-Корсакова (ком- ^ позиция). О

см со

О

зитора выходит на первый план, становясь центром его художественных устремлений.

Произведения для голоса В. Пьянкова охватывают многие известные музыкальные жанры вокально-хоровой сферы. Им создано более 120 хоровых сочинений, в числе которых: концерты («Картины из русской жизни» из русского фольклора, «Печальные песни» на стихи А. Блока, «Наш дар бессмертный - речь!» на стихи русских поэтов); поэмы «Русь» и «Как ветер учится музыке»; циклы «Духовные песнопения из Обихода православной церкви», «Ноктюрны», «Сад любви» и др., обработки-миниатюры народных песен и духовных гимнов (например, «Духовные гимны Шри Чинмоя»); вокализ в старинном стиле «Pieta», кант «Доброе утро, дети!».

Пьянков обращается и к жанрам вокально-симфонической музыки: им написаны кантаты «Непокоренные» на стихи М. Луконина и «Из поэзии Николая Рубцова», оратория «Земля, поклонись человеку!» на слова О. Сулейменова, реквием «Беслан» на слова Т. Пономаревой и В. Жуковского.

Поэтические тексты, которые использует композитор, довольно разнообразны стилистически: среди них можно обнаружить и русский фольклор (концерт «Картины из русской жизни»; песня «Чаечка» и др.), и тексты православных богослужений («Духовные песнопения из Обихода православной церкви»; «Богородице, Дево, радуйся!»), и тексты из католической мессы (обработка хоральной прелюдии И.С. Баха "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ"), и латинское изречение ("Tenet opera sator" - Магический квадрат), и французскую средневековую поэзию в лице Луизы Лабе, Жана Фруассара, Оливье де Мани и других («Сад любви»), и тексты на бенгали, санскрите и английском языках («Духовные гимны Шри Чинмоя»).

В ряде произведений В. Пьянков задействует зарубежную поэзию в русском переводе: испанскую («Два хора на стихи Федерико Гарсиа Лорки» в переводе И. Тыняновой; «Детям Испании» на испанские народные тексты в переводе А. Чудиновского), французскую («Зыбучие пески» на слова Ж. Преве-ра в переводе Д. Серебряного, «Дон Педро и четыре верблюда» на слова Г. Аполлинера в переводе М. Кудимова), китайскую («Сверчок» на слова Ду Фу в переводе А. Гитовича), корейскую («Из корейской классической поэзии» на слова Чо Хон и Ким Ен в переводе А. Ахматовой), вьетнамскую («Как ветер учится музыке» на слова Во Куанг в переводе В. Степанова), английскую («Насмешница синица» на слова Д. Чиарди в переводе

Р. Сефа), польскую («Птица» на слова Ю. Туви-ма в переводе Д. Самойлова; «Кто?» на слова Л. Стаффа в переводе А. Эппеля), аварскую («Океан», слова Р. Гамзатова в переводе Я. Козловского).

Однако большинство вокально-хоровых произведений Пьянкова написано на стихи известных русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Жуковского, С. Есенина, А. Блока, И. Бунина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Барто, К. Чуковского, А. Твардовского, В. Хлебникова, С. Маршака, А. Вознесенского, Н. Заболоцкого, Н.Рубцова и др.

Примечательно, что композитор часто обращается и к текстам поэтов так называемого «второго ряда», не боясь писать на слова малоизвестных литературных деятелей, поэтов-современников, не признанных авторов. Среди них назовем И. Никитина, Р. Гамзатова, Т. Пономареву, Н. Тряпкина, М. Луконина, М. Садовского, Е. Винокурова, В. Татаринова, А. Смирнова, О. Сулейменова, Н. Карташеву, Э. Мошков-скую, А. Гурина и др.

Хоровые сочинения В. Пьянкова разнообразны в отношении форм исполнительства. Так, композитор пишет и для детских ансамблей и хоров, и для профессиональных однородных (женские и мужские), и для смешанных составов. Важное место в творчестве Пьянкова занимают сочинения для детского хора, что связано в первую очередь с его музыкантским прошлым, активной творческой жизнью в ранние годы в хоровой капелле в Риге. Опыт многолетней практики пения в детском коллективе позволяет Валерию Васильевичу создавать многочисленные сочинения для детских голосов, отличающиеся искренностью и душевностью, красотой и простотой мелодического рисунка, жизнерадостным настроем.

Творческую поддержку композитору в разные годы оказывают такие детские хоровые коллективы, как «Алые паруса», «Восход», «Веснянка», «Дубна», «Звездный», «Пионерия», «Феникс» и другие, с удовольствием и интересом исполняющие музыку Пьянкова на всевозможных концертах и фестивалях.

Для детского хора композитором написаны циклы «Девять произведений» на слова разных поэтов (1976), «Двадцать детских песен» в сопровождении фортепиано (1978) и другие произведения.

Прочно закрепился в репертуаре многочисленных детских коллективов концерт для двух хоров «Картины из русской жизни» (1985), представляющий собой

панораму русских песенных жанров: «За Кубанью-рекой» - протяжная, «Мать и дитя» - колыбельная, «Пчёлка» - плясовая, «Хороводы» - хороводная, «Весенние игры» - игровая. В концерте ярко проявилась приверженность Пьянкова к отечественным национальным традициям, а также мастерство композиционной работы - в красочной аранжировке народных песен различных уголков России и их неожиданном музыкальном сочетании, в синтезировании фольклорных текстов, в свободной жанровой интерпретации народных тем.

Отступив немного от хоровой музыки в область вокально-инструментальной, заметим, что Валерий Пьянков - автор многочисленных детских песен в сопровождении фортепиано. Среди поэтов-песенников внимание композитора привлекали Л. Палей, А. Быкова, С. Островский, Л. Овсянникова, Ю. Саенко, Л. Козлова, А. Трусов, Э. Бицоева, Б. Штормов, В. Татаринов и другие авторы.

Талант композитора-песенника проявляется в первую очередь в умении написать простую яркую и запоминающуюся мелодию, тем более, если речь идет об исполнении музыки детьми, и Пьянков в этом преуспевает. Валерий Васильевич мастерски применяет традиционный арсенал для создания песни: секвенционные мелодические построения, сентиментальные обороты, простые гармонические функции. Музыка от этого не становится банальной или скучной, а напротив, наполняется искренностью и душевностью, простотой восприятия окружающего мира, что свойственно и самому автору. Подтверждением художественной значимости детских песен в сопровождении фортепиано В. Пьянкова служит сборник «О чем поют птицы» на слова Павла Барто2, изданного в 1984 г. «Советским композитором»; в нем наряду с произведениями М. Раухвергера, В. Кик-ты, В. Мурадели и других композиторов опубликованы две песни Пьянкова - «Свиристели» и «Усатая синица».

За песню «До свидания, Москва» о любви к родному городу Валерий Васильевич был удостоен звания лауреата на Всероссийском конкурсе песенной и хоровой музыки. Большую популярность получила детская песня «Я хочу, чтоб птицы пели» (1978) для четырехголосного детского хора и солиста в сопровождении фортепиано

2 Павел Николаевич Барто (1904-1986) - детский поэт, орнитолог, автор стихов популярной песни «Журавли» на музыку В. Мурадели. Супруг известной детской поэтессы Агнии Барто.

на стихи Е. Каргановой, ставшая настоящим шлягером3.

Заметное предпочтение Пьянков отдает и женскому хору. Следует отметить, что многие его хоровые сочинения могут исполняться как женским, так и детским коллективом. Особой прозрачностью звучания отличается небольшой цикл «Из корейской классической поэзии» для детского или женского хорового состава на слова Чо Хон и Ким Ен в переводе Анны Ахматовой (1976). Две миниатюры цикла сочинены в технике свободного интонирования, основанной на интонационно-интервальном ощущении гармонической вертикали [3, с. 87]. Трехголосная фактура хоров позволяет отчетливо услышать линию каждого мелодического голоса.

В 1983 г. Пьянков создает сразу два циклических произведения для женского хора: «Семь хоров» на слова разных поэтов, а также романтико-элегический цикл «Память» на стихи Михаила Садовского4 в четырех частях: «Зима покроет всё», «Память», «Наступает время», «На рассвете». Стихотворения М.Садовского навеяны образами зимней природы, однако в них запечатлено отнюдь не радостное ожидание первого снега, а внутренние душевные переживания, связанные с осмыслением прожитых дней. Как отмечает музыковед Е. Дурандина, хоры цикла «Память» написаны преимущественно в медленных темпах (Andante; Andantino; Moderato; Andante non troppo). Все четыре части обладают лаконичной структурой и предстают вариантами одночастной композиции с кульминационными зонами в третьей четверти формы и чертами репризности [1, с. 23].

Сотрудничество с лучшими хоровыми коллективами и детскими хоровыми студиями страны, выпестованными А. Свешниковым, В. Соколовым, А. Юрловым и их учениками вдохновляло на поиски новых красочных гармоний, ярких запоминаемых интонаций, характеристичных образов.

Хоровые опусы Пьянкова пользуются большой популярностью у слушателей и исполняются многочисленными коллективами Москвы и России. Его произведения звучат не только в самых престижных залах нашей страны, но и во Франции, Германии, Болгарии, Прибалтике, США. И это неуди-

3 Песня посвящена детскому коллективу «Звёздный» и его руководителю Раисе Ивановне Моги-левской.

4 Михаил Рафаилович Садовский - русский писатель и поэт, драматург, член Союза писателей России и Союза театральных деятелей России; широко известен произведениями для детей

см со

О

вительно - в музыке композитора ощутима опора на лучшие традиции русского хорового пения. В то же время произведения написаны современным языком. По мнению дочери композитора, хорового дирижера Марии Валерьевны Пьянковой, ее отец наследует традициям русской композиторской школы: он с юности увлечен музыкой Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова. В сфере интересов Пьянкова находится и утонченная французская музыкальная культура в лице таких авторов, как К. Дебюсси, М. Равель, О. Мессиан, представители «французской шестерки» [6, с. 10].

В сочинениях В. Пьянкова привлекает великолепное знание хора, красочность гармоний, многообразие тембровых эффектов, точность передачи образов. Но самая главная черта его хоровых композиций и в целом музыки для голоса - красота мелодических линий: их удивительная простота и органичность, утонченность и изысканность, рельеф и запоминаемость мелодического рисунка и, конечно, интонационная близость как народно-песенному фольклору, так и городскому романсу. В партитурах встречаются и мелодико-интонационные сложности: пение в высокой тесситуре в кульминациях, внезапная смена регистров и динамических оттенков, скачки. Услышав произведения Валерия Пьянкова, можно безошибочно определить, что звучит музыка русского композитора, и в этом отношении хоровое творчество Пьянкова входит в резонанс с наследием великих русских композиторов-классиков -признанных мелодистов, среди которых Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Свиридов.

Образные сферы хоров В. Пьянкова необычайно широки: это и национальный фольклор, и русская православная культура, и пейзажные зарисовки, и задушевная лирика, и психологические портреты, и философские размышления о жизни, Вселенной.

Поэтичные картины природы запечатлены в одухотворенных хорах ачсаре11а «Белая береза» (1965), «Зимнее утро» (1975), «Роса» (1976), «Чудный месяц горит над рекою» (1983), в цикле «Ноктюрны» (1998), в поэме «Русь» (2001) и др.

В. Пьянков обращался и к религиозной теме в хоровом творчестве. Духовная тематика нашла свое воплощение в цикле для мужского хора ачсаре11а «Духовные песнопения из Обихода православной церкви» (1989). В композицию вошли следующие песнопения: «От юности моея», «С нами Бог», «Ныне отпущаеши», «Царю небес-

ный», Блажен муж», «Хвалите имя Господне», «Догматик». Цикл был исполнен хором Издательского отдела Московской патриархии 5. Пьянков аранжировал одноголосные распевы православного Обихода так, что узнаваемость богослужебных напевов сохранилась. Музыкальный склад хоров полностью вписался в традиции написания духовных произведений русскими мастерами, и в то же время, благодаря деликатной тонкой гармонизации, раскрыл новое индивидуальное качество звучания.

Особым очарованием обладает цикл хоров «Сад любви»6 ор. 41 для смешанного хора ачсаре11а (1992-1994) на стихи средневековых французских поэтов и народные тексты, раскрывающий тему любви между мужчиной и женщиной. Этот цикл отличает изящество и легкость, прозрачность хоровой фактуры. Прибегая к стилизации, композитор тонко передает в музыке особый шарм французского галантного стиля; части произведения рождают «разные образы - от поющего в «саду любви» соловья, от ожидания будущего - «Душа полна восторга» - до шутливых или нешуточных предчувствий - «Что делать, если возлюбленный меня покинет?». В хорах озвучены тексты народной шутливой «Молитвы девушек, желающих выйти замуж», народных считалок» [1, с. 35].

На слова русских классиков Пьянковым создан прекрасный поэтический хоровой цикл «Ноктюрны» (1998), успешно исполненный на международных фестивалях «Московская осень» XXII и XXIII камерным хором «Духовное возрождение»7 Института музыки имени А.Г. Шнитке.

«Ноктюрны» состоят из шести частей: «Как нежишь ты, серебряная ночь...» (А. Фет), «На Неве» (Ф. Тютчев), «Зимняя песня» (Н. Рубцов), «Колядки» (русская народная песня), «Рождественская ночь» (Н. Карташева), «Как ни велико зло.» (А. Чехов). Каждая из частей представляет собой пейзажную зарисовку, центром которой является ночь, ночные образы. Необычно, что для заключительного номера компози-

5 Позднее композитор сделал переложение хоров для смешанного состава и в 2010 г. опубликовал сочинение.

6 Первое исполнение «Сада любви» состоялось в Москве в 1993 г. в Рахманиновском зале Московской консерватории на Международном фестивале «Московская осень»; дирижировал хором «Воскресение» Дмитрий Онегин. Далее опус прозвучал на гастролях по городам Франции (Париж, Тур, Нант, Ницца и др.).

7 Художественный руководитель и дирижер - народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Лев Конторович.

ции Пьянков выбрал прозу в качестве текстовой основы - отрывок из книги «В овраге» А. Чехова, начинающийся словами «Как ни велико зло...». Цикл «Ноктюрны» является одним из самых удачных творческих опытов композитора, представляющих оригинальный синтез литературных источников разных эпох и стилей.

Помимо богатой развитой мелодики в хорах Пьянкова определяющим средством драматургического развития выступает гармония; в хоровых партитурах можно обнаружить достаточно примеров применения гармонии с расщепленными и побочными тонами, тритоновыми созвучиями, а также звуковых комплексов, образующихся на интонационной основе определенного лада, к примеру, уменьшенного («Когда умирают кони», 1983). Часто Пьянков использует и сонорные эффекты, а именно звуковые кластеры, мягкие и жесткие диссонансы, разнообразные исполнительские штрихи (стаккато, акценты и пр.), придающие музыке остроту и свежесть.

Гармония в свою очередь зачастую влияет на фактуру изложения. Хоры Пьянкова преимущественно гомофонно-гармонического склада. Однако композитор демонстрирует и владение полифоническими приемами письма, в частности имитациями, канонами, фугированным развитием, что отражено в хорах «Мать и дитя», «Пчёлка», «Не позволяй душе лениться» и многих других.

Насыщение фактуры хоров происходит за счет частого применения композитором приема divisi (присутствует практически в каждом хоровом сочинении), бурдонного пения (например, «Мать и дитя»), дубли-ровок голосов (например, в хоре «Колядки»), движения параллельными созвучиями (в хорах «Горный родничок», «Где слезиноч-

ки роняла.» и др.), хоровыми педалями («Снег да снег», «Тишина», «Сны», «Испанке» и др.), полиметрии («Пчёлка» и др.).

Фактурные особенности хоров заключаются также в приемах, заимствованных композитором из инструментальной музыки: в качестве примеров - трелевид-ное пение в партии сопрано в хоре «Тишина» (12-14 тт.), или вокализированные равномерно-покачивающиеся интонации в партии сопрано во время соло теноров (наподобие аккомпанемента струнной группы в оркестре) в сочинении «Зимнее утро» (30-39 тт.), или имитация гитарных переборов на слог «ла» во вступлении хора «На Неве» (из цикла «Ноктюрны») и др.

Любопытный пример инструментального звукоподражания можно увидеть в хоре «Полюбил богатый бедную», где альты, тенора и басы (у басов ровные четверти со штрихом стаккато) распевают в цыганском духе придуманные композитором слоги «та-ра, та-ра, та-ри, та-ра» по принципу взаимодополняющей ритмики, в то время как сопрано ведут основную мелодию с текстом. Такая фактура напоминает пиццикатный аккомпанемент струнной группы в оркестре в поддержку главной теме.

Довольно часто вводятся композитором интонации перекличек например, в хоре «Чудный месяц горит над рекою», (60-61 тт.) или приемы эхо, в частности эхо гор в хоре «Тишина» (15-17 тт.).

Диалогичность как особый прием драматургического развития просматривается в ряде сочинений. Так, в хоре «У моря» (из концерта «Печальные песни») «разговор» выстраивается при помощи хоровых тембров: «Смотри, папа, смотри, какой к нам корабль плывет», - обращается дочь к отцу через партию альтов, «Ах, дочка, лучше бы нам уйти от берега прочь.», -звучит ответ отца в партии басов [2, с. 31].

Пример 1: Хор «На Неве», начало

см со

О

Пример 2: Переклички голосов в хоре «Чудный месяц горит над рекою» (60-61 тт.)

За счет перемены тембровых фактурных и тематических средств диалог возникает в хоре «Сны» (из концерта «Печальные песни»): первой части с фактурой аккордового речитативного склада («В лапах косматых и страшных колдун укачал весну») контрастна средняя часть («Мама, красивая мама, не плачь ты!»), где на фоне хоровых педалей выразительную мелодию ведут сопрано.

Одной из особенностей художественного почерка Пьянкова является жанровость его хоровой музыки, а именно жанровое разнообразие, и зачастую соединение нескольких жанровых элементов в рамках одной композиции. Так, наряду с традиционными куплетными и запевно-припевными песенными формами, строение которых напрямую связано с особенностями стихотворных текстов, среди сочинений Пьянкова можно обнаружить жанр плача с элементами эпического повествования в поэме-вокализе "Pieta" в старинном стиле, и озорную подвижную фугу «Пчёлка» на тему казачьей песни «Пчёлочка златая», входящую в концерт «Картины из русской жизни», и «Хорал» для смешанного хора ачсареПа, и молитвенные песнопения на канонические церковные тексты («Богородице, Дево, радуйся!» и др.), и ведические гимны («Духовные гимны Шри Чинмоя»).

В хоровых опусах прослеживается оригинальность композиторского подхода Пьянкова. Так, нестандартным ансамблем исполнителей - орган (или фортепиано), две трубы и тромбон - в поддержку голосам отличается поэма-вокализ "Pieta" (с итал. - сострадание, жалость), написанная в 1985 г. Широта, красота и напевность мелодических построений вокализа, в основе которых секундовые интонации

и секвенционныи метод развития в сочетании с укачивающим фигурационным аккомпанементом роднит поэму с мелодичной музыкой П. Чайковского и С. Рахманинова.

Интересным композиторским опытом является хор «Магический квадрат» (из цикла «Шесть стихотворений» на слова разных поэтов, 2000), созданный в духе средневековых полифонических партитур. В основе сочинения - палиндром tenet opera sator (фразу можно перевести как «Всё в руках Бога»), буквосочетание, составленное из латинских слов и помещенное в квадрат таким образом, что слова читаются одинаково справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Валерия Васильевича увлекает работа с пространством, а, как известно, в ХХ в. многие музыканты интересуются геометрией музыки. К примеру, Э. Денисова, А. Шенберга, А. Веберна. По мнению Пьянкова, форма палиндрома напоминает кристалл; композитор точно повторяет геометрическую конструкцию квадрата в звуках, используя разнообразные полифонические приемы (инверсии, ракоходы).

Несмотря на оригинальность, самобытность и зачастую острую характерность музыки Пьянкова, по природе своего дарования, он, прежде всего - лирик; его хоры глубоко эмоциональны, пропитаны любовным чувством и философско-созерцательным содержанием. Тонкий лирический психологизм и интимная манера высказывания нашли яркое отражение в «Трех хорах на слова Марины Цветаевой» («Где слезиночки роняла», «Мореплаватель», «Полюбил богатый бедную», 2014) для смешанного состава; в этом опусе композитор выразил сочувствие к тяжелой судьбе поэтессы, попавшей в жернова постреволюционных лет.

Православно-патриотичными идеями пронизан концерт Пьянкова «Наш дар бессмертный - речь!»8 (2016) для смешанного хора ачсаре11а в пяти частях на стихи русских поэтов. Сочинение освещает разные аспекты русской духовной жизни. В концерте по замыслу композитора развивается сразу несколько идей, первая из них - о защите культуры речи, бережном отношении к русскому языку как изначальному, уходящему корнями в глубину тысячелетий («Во дни сомнений» на слова И. Тургенева), вторая отражает идею укрепления государственности России, ее международной силы и влияния («Молчат гробницы» на слова И. Бунина), третья идея призывает к признанию светлой философии, честности, правды и совести, свойственных русскому народу («О слово русское, родное!», стихи Ф. Тютчева и «Мужество», стихи А. Ахматовой), последняя идея - о вере в Бога, о загадочности русской души, ее исключительности и стремлении привести окружающий мир к гармонии, просвещать и вдохновлять народы на созидание и улучшение существующей жизни («Молитва» на стихи М. Лермонтова) [5, с. 4].

По чуткому наблюдению Е. Дурнадиной, «гуманистическая сущность хорового творчества В.В. Пьянкова наделяет его произведения многообразием смыслов. Музыка его хоров объемна: отражая вечные образы человеческого бытия, она пронизана светлым мироощущением, гармонией вечного и мгновенного начал. В ней есть связь вре-

8 Премьера концерта состоялась на Международном фестивале «Московская осень» в исполнении Московского областного хора имени А. Кожевникова, дирижер - Жанна Колотий.

мен, непрерываемый континуум жизни всего сущего. Широкий контекст окружающего мира, в котором живет композитор, ощутим в каждом звуке его хоровых партитур. Фольклорные корни, принципы мелодичности как основы хора, широта хоровой интонации являются доминантными чертами хорового стиля» [1, с. 40].

Про Валерия Пьянкова можно смело сказать, что он знает хор «изнутри». Прекрасно изучив возможности и специфику хорового исполнительства, а также особенности хорового письма, чему благоприятствовали обстоятельства его жизни, свой собственный композиторский почерк Пьянков нашел, прежде всего, именно в сочинениях для хора. Его вокально-хоровые произведения характеризуются новизной художественных средств, владением различными композиторскими техниками и приемами, среди которых диссонирующие звукокомплексы, кластерные созвучия, диалогичность голосовых партий. Несмотря на это фактура хоровых сочинений композитора сохраняет прозрачность и удобство прочтения, мелодии обладают особой интонационной пластикой, а структуры его произведений (преимущественно классич-ные) отличаются цельностью формы.

В завершение приведем слова профессора МГК имени П.И. Чайковского В.В. Конта-рева, сказанные о хоровой музыке В. Пьянкова: «Мелодизм, виртуозное владение хоровой фактурой, законами драматургического развития и музыкальной формой, тщательнейший подбор литературных текстов отличают все без исключения хоровые сочинения Валерия Пьянкова и являются их неоспоримыми достоинствами» [4, с. 3].

Список литературы:

[1] Дурандина Е.Е. В. Пьянков (в рукописи). - 40 с.

[2] Зубкова Е.М. Выпускная квалификационная работа (дипломный реферат) «Хоровой концерт Валерия Пьянкова "Печальные песни": поэтика, стилистика, особенности хорового письма» (МГК им. Чайковского, научный руководитель Баранов А.) - М., 2023. - 77 с.

[3] Магницкая Т.Н. Творчество композитора В. Пьянкова в репертуаре хоровых коллективов (к проблеме пропаганды советской хоровой музыки) / Т.Н. Магницкая // Советское хоровое исполнительство (50-80-е годы). - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - С. 85-95.

[4] Пьянков В.В. Избранные произведения для смешанного хора без сопровождения (предисловие к партитуре). - М.: Музыка, 2019. - 120 с.

[5] Пьянков ВВ. «Наш дар бессмертный - речь!» концерт для смешанного хора a cappella на стихи русских поэтов (предисловие к партитуре). - М.: Современная музыка, 2023. - 24 с.

[6] Пьянкова М.В. Выпускная квалификационная работа (дипломный реферат «Хоровое творчество Валерия Пьянкова» (научный руководитель - доцент Потяркина Е.Е.). - М., 2020. - 56 с.

[7] Схаплок Г.А. Валерий Пьянков. Шри Чинмой. Музыка сердца // Музыковедение. - 2018, № 7. -С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.