жешиШВШЕ
итЬОаОлЖешшИНшажЛо
В. Р. Алексеев DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-1-79-90
Владимир Романович Алексеев,
доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инженерной геокриологии Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН
Как спастись от холода? Жилище
Человек всегда стремился к теплу. И это понятно. В тепле уютно, комфортно, можно не строить громоздкое жильё и обойтись шалашом, не надо готовить дрова и топить печь, рубить на реке лёд для питья и бани, шить тёплую одежду, обувь и многое-многое другое. Первобытные люди так и жили, не обременяя себя борьбой с зимней стужей. Экваториальная Африка и Юго-Восточная Азия - прародина Человечества, приравняла их к окружающему многоликому и беззаботному животному миру, а вечнозелёные растения избавляли от голода. Это потом «созревшие» кроманьонцы и неандертальцы, по нужде ли, по воле ли божьей, а вероятнее всего из чистого любопытства, вооружившись примитивными орудиями - каменными топорами, зубилами и стрелами, сохраняя огонь, двинулись на Север, в холодные края, пересекли пустыни и степи, преодолели Берингию и разошлись по всей Евразии и Северной Америке. В этом планетарном процессе им очень помогли стада шерстистых носорогов, толстокожих мох-
натых мамонтов, бизонов, лошадей и оленей, успевших приспособиться к суровым климатическим условиям ледниковых и межледниковых периодов. Первобытный человек довольно быстро сообразил, что без жилья и тёплой одежды здесь не выжить и потому шаг за шагом стал осваивать местные природные ресурсы, да и сам постепенно адаптировался к новым условиям. В конечном итоге, Земля обрела такой модифицированный вид приматов, которому не страшны никакие лютые морозы и от которого стала содрогаться сама матушка-планета. И всё же Его Величество Холод не перестал преследовать человека. Как удалось спастись от этого монстра, какие изощрённые способы пришлось придумать людям, чтобы чувствовать себя комфортно, не околеть в безумную стужу? Таких способов всего два. Их подсказала сама Природа.
Первый способ - пассивный. Можно, как многие животные, спрятаться, убежать, улететь, уплыть в тёплые места, перезимовать в комфортных условиях, а весной вернуться домой, где родился и вырос.
Так поступают многие виды птиц - утки, гуси, лебеди, грачи, стрижи, ласточки. Полупроходные рыбы, отметав икру, тоже спускаются в океан. Кобяйские караси и гольяны набиваются в глубокие ямы замерзающих алас-ных озёр, перестают двигаться, замирают, поддерживая жизнь лишь с помощью внутренних резервов (жира). А вот бурундуки, суслики, тарбаганы прячутся в норах, в каменных развалах и впадают в спячку, лишь изредка просыпаясь для отправления физиологических потребностей. Медведи проводят зиму в берлогах, там же рожают 2-3 детенышей. Мыши, лемминги, пеструшки, полёвки живут под снегом, строят в нём многочисленные тоннели и перемещаются в поисках пищи в самые жестокие морозы. А что же человек? На первых порах он тоже прятался в пещерах, расщелинах скал, потом стал рыть землянки, строить укрытия из прутьев и дёрна, тонких стволов деревьев и даже использовал кости крупных животных - мамонтов, носорогов, китов, бизонов, медведей. Чукчи, например, ещё в начале прошлого века зимовали в ямах, перекрытых рёбрами китов и берцовыми костями мамонтов. Сверху устройство накрывалось кусками дёрна и невыделанными шкурами животных, преимущественно оленей. Сейчас некоторая часть населения, также как и животные, на время холодов уезжают в тёплые края, проводят там каникулы, очередной отпуск. Однако пассивный способ не устраивал первобытных людей. Он ограничивал поле их деятельности, понуждал к безделью, приводил к болезням, голоду, обрекал на вымирание.
Второй способ - активный, потребовал приложения ума и мысли, прежде всего в направлении совершенствования изначально примитивного жилища, а затем одежды и обуви. В процессе эволюции эти защитные средства изобретались в разных вариантах, модернизировались, приспосабливались к конкретным природным условиям, сезонам года и образу жизни настолько, что стали своеобразным искусством. Каких только зимних строений и одеяний не встретишь сейчас во владениях великого и ужасного Дедушки Мороза! Насколько они практичны, удобны и многофункциональны! А главное - проверены, испытаны неумолимым временем. Для строительства жилья использовались снег, лёд, мёрзлый грунт, стволы деревьев и кустарников, щепа, опилки, стружки, камни самого различного состава и формы, глина, песок, щебень, солома, трава, навоз, шкуры и кости животных, наконец - стекло, бетон, железо, пластик - всего не перечислить. Одежду шьют из кожи животных и рыб, шерстяных и хлопчатобумажных тканей, холста и брезента, из перьев птиц (пуховики), синтетических материалов. Приведём краткие описания основных видов этих удивительных изобретений.
Иглу - эскимосская хижина куполообразной формы из блоков снега, уплотнённого метелями; сооружается по принципу конусной спирали (рис. 1, а). В её строительстве участвуют 3-4 человека. Четырёхгранные глыбы толщиной 10-15 см и длиной 40-50 см вырезают длинными ножами или небольшой пилой и ставят субвертикально по специально отработанной схеме. По окончании строительства в потолке устраивается
вентиляционное отверстие, а в стене - входной проём с пристенком. Важно, чтобы вход находился на уровне пола или ниже его, иначе будет нарушаться приток свежего воздуха и отток углекислого газа. Щели между блоками заделываются снегом, который быстро смерзается. При использовании примуса или газовой плитки, воздух внутри помещения нагревается до температуры 15-20 °С, при этом внутренние части стен подтаивают и покрываются плотной ледяной коркой, прочность сооружения увеличивается. Хижина с диаметром основания 3-3,5 м способна легко выдержать вес 300-400 кг. Снежные стены впитывают лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо. Пол застилают оленьими шкурами, иногда полностью или частично покрывают стены. Раньше для обогрева и освещения использовали горелки из китового, нерпичьего или медвежьего жира. В современных условиях часто применяют электрические и газовые генераторы. Долгое время иглу были основным жилищем эскимосов. Благодаря им сохранилась одна из самых неприхотливых и жизнестойких популяций людей. Сейчас экзотические дома и домики из снега строят преимущественно в рекреационных целях. Самое большое в мире иглу высотой 9,92 м и диаметром 12,9 м построено в 2016 г. в Швейцарии. Оно состояло из 1387 снежных блоков. Внутри помещения располагались спальня, бар, ресторан.
Чум - переносное жилище конической формы у народов Евразийского Севера, живущих на просторах тундры и лесотундры от Кольского полуострова до берегов Тихого океана, а также у кетско-енисейских, тунгусо-маньчжурских, тюркских и монгольских племён (рис. 1, б). Ненцы чум называют мя (дом), коми - чом, ханты - нюки хот, саами - кувакса, эвенки - дю, дюкча, чо-рамандя. Жилище представляет собой остов (каркас), состоящий из крепких тонких жердей, расставленных по кругу субвертикально и соединённых вверху естественным путём посредством определённого порядка установки шестов. Количество жердей бывает разное -от 42 до 70. Чем больше жердей и чем они длиннее, тем вместительнее получается жилище. В зависимости от сезона года каркас покрывают кусками брезента, лиственничной или берёзовой корой, войлоком, ровдугой, шкурами лося, оленя, изюбря и др. Шкуры обычно сшиваются в одно или несколько полотнищ. Вход завешивается мешковиной или отдельной шкурой-покрышкой. Коническая форма чума придаёт ему устойчивость к сильным ветрам и метелям, а снег не задерживается на его поверхности. Нижняя часть чума имеет диаметр от 3 до 8 м. Посередине его устраивается очаг из камней, дым от которого уходит в отверстие вверху конуса. В современных конструкциях используются железная печь и газовые горелки. Пол застилается циновками и мягкими оленьими шкурами. При переездах чум разбирают и укладывают на специальные нарты.
Яранга - переносное жилище коряков, чукчей, юкагиров и эвенков, цилиндрической формы, с конической крышей (рис. 1, в). Имеет некоторое сходство с чумом, так как устраивается из шестов и укрывается звериными шкурами. Напоминает шатёр. Строительство его
Л, Л-
г! ¿Ц 1
Рис. 1. Жилище - традиционное средство защиты человека от холода.
а - эскимосская снежная хижина (иглу); б - ненецкий чум на Полярном Урале; в - чукотская яранга; г - якутский балаган; д - монгольская юрта; е - грузинская сакля
начинают с установки трёх длинных жердей, затем вокруг них делают небольшие треноги, на которые укладываются горизонтальные жерди. Всё это скрепляется межу собой верёвками или ремнями из оленьей кожи.
Из-за отсутствия леса и постоянных кочёвок, жерди берегут и даже передают по наследству. Обычно яранга состоит из двух половин: полога и чоттагина. Полог отапливается жировыми плошками или железной
печкой и является спальным помещением. Чоттагин (холодная часть сооружения) напоминает русские сени и используется для хранения одежды, выделанных шкур и продуктов питания. Яранга - символ Чукотки. В современных поселениях она сооружается во время зимних и летних праздников, часто изображается на картинах, гравюрах, значках и эмблемах.
Балаган - традиционное зимнее жилище якутов, представляющее собой вытянутую четырёхугольную пирамиду из наклонённых внутрь помещения брёвен с плоской земляной крышей (рис. 1, г). Вначале устраивают каркас из 4, 8 или 12 брёвен (в зависимости от размеров сооружения), который огораживается стенами и скрепляется настилом из более тонких брёвен. Низкий потолок покрывается берёзовой или лиственничной корой, а затем землёй и дёрном. Для сохранения тепла стены обмазываются глиной, смешанной с коровьим навозом. Пол состоит из утрамбованного песка. В стенах балагана вырезается нечётное количество окон, в которые зимой вставляются пластины природного или искусственно намороженного льда, а летом проёмы затягиваются рыбным пузырём или последом телёнка. В редких случаях используется слюда. Вход в балаган всегда располагается с восточной стороны, окна обращены на запад и юг. Центром балагана является глинобитный очаг (камелёк), где люди греются, готовят пищу и сушат одежду. Вдоль всех стен располагаются нары, служащие днём сиденьями, а ночью - местом для отдыха и сна. Часто балаган соединяется с хотоном -помещением для скота. Иногда животные зимуют вместе с хозяевами, что является вынужденной мерой из-за сильных и продолжительных морозов.
Юрта - переносное каркасное жилище тюркских и монгольских народов, состоящее из решётчатого деревянного каркаса, покрытого войлоком (рис. 1, д). Нижняя часть помещения имеет круглую форму, верхняя - коническую, с отверстием для дневного освещения и выхода дыма из очага. Для поддержания свода некоторые юрты имеют внутренние подпорки. Детали конструкции скрепляются тесьмой из сыромятной кожи. Створчатые двери располагаются с южной (у монголов) или с восточной стороны (у киргизов). Дверные проёмы некоторых помещений занавешиваются войлочным пологом. С внешней стороны стены украшаются национальным орнаментом, внутренние - коврами, предметами прикладного искусства. Летом в жаркую погоду войлочное покрытие может приподниматься, обеспечивая прохладу и повышенную вентиляцию. Юрта очень удобна для кочевой жизни. Силами одной семьи её можно собрать и разобрать в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах и лошадях, зимой её войлочное покрытие надёжно защищает от холода и снега, а летом -от дождя и жаркого солнца.
Сакля - жилище народов Кавказа и Крыма прямоугольной формы с плоской крышей, сделанное преимущественно из камня (рис. 1, е), но может использоваться дерево, глина, керамический или саманный кирпич и другие материалы. Обычно располагаются сакли на горных склонах одиночно или группами, примыкая друг к
другу и образуя ступени; иногда они увенчивают вершины гор. Некоторые сакли не имеют окон, в других устраиваются несколько небольших проёмов, часто в виде бойниц. Крыша нижнего сооружения может служить полом или двором для верхнего. Пол в комнатах деревянный или земляной. Пристенный очаг устраивается из камня или кирпича. В современных саклях применяют железные дровяные печи, газовые и электрические обогреватели. Плоская земляная крыша из-за непрочности часто выходит из употребления, и ей на смену приходят наклонные стропильные крыши, крытые черепицей, шифером и металлом. Нижнюю часть многоэтажных помещений обычно занимает хлев, здесь располагается также склад сена и домашней утвари. Конструкция сакли и функциональное назначение многих её частей меняются в зависимости от местоположения жилища, условий местности и достатка хозяина. Большие скопления саклей называются аулами.
Дом - здание, строение, предназначенное для жилья, размещения различных учреждений и предприятий, в более широком смысле - место постоянного проживания. Это основной элемент многочисленных поселений человека, составляющих усадьбы, деревни, хутора, города и мегаполисы. Отдельно стоящие дома и домики (избы, избушки) в отдалённой местности, в тайге, тундре, по берегам рек, озёр и морей носят название «зимовье». Дома претерпели длительную и сложную эволюцию. Изначально они были деревянными, рубленными и возникли лишь после изобретения топора с железным лезвием и дырчатым обухом (рис. 2 а, б). Вряд ли каменным или бронзовым изделием можно было срубить избу для первобытной семьи, а тем более для целого племени, поэтому железный топор открыл целую эпоху в домостроении и стал основным атрибутом человека, посягнувшим на холодные просторы Севера и высокогорья. Ещё каких-то 100-150 лет назад русские мастера без единого гвоздя или скобы умели возводить шедевры деревянного зодчества вроде широко известных Кижей или новгородских церквей-храмов, обеспечивающих нормальную жизнь в любую погоду, в любой сезон года.
Однако со временем топор и дерево уступили место глино- и бетономешалкам, кирпичам и армированным плитам, а затем электрической сварке, стеклу, металлу и пенопласту. В результате появились дома-гиганты, которые приняли причудливую форму, поднялись вверх на сотни метров, превратившись в многоэтажные соты без печных труб, каминов и камельков (рис. 2, в-з). Изменились и источники тепла. Вместо огня для обогрева жилья и производственных помещений теперь используется горячая вода, которая централизованно от специальных котельных, тепловых и атомных станций подаётся по трубам, равномерно распределяется по всей сложноразветвлённой системе. Подачу тепла можно регулировать в зависимости от температуры наружного воздуха, повернув вентиль, кран или воспользоваться автоматическим терморегулятором. Во многих домах стали применяться электрические и газовые нагреватели и печи, что кардинально изменило процесс
Рис. 2. Характерные формы архитектуры современных сельских и городских поселений, обеспечивающих комфортное проживание человека в условиях холодного климата:
а - рубленные домики в деревне (Сибирь); б - загородный дом в Подмосковье; в - старинный двухэтажный кирпичный дом в Якутске (Республиканская национальная библиотека); г - крупнопанельный жилой комплекс в Норильске; д - дом на сваях в Якутске; е - частный загородный дом в США; ж - Новодевичий монастырь
в Москве; з - небоскрёбы Ванкувера (Канада)
приготовления пищи. Современные города и населённые пункты превратились в своеобразные тепловые машины, которые гарантированно защищают людей от холода, дождя и снега, позволяют им в самую лютую стужу работать, учиться, отдыхать, заниматься спортом, рожать и воспитывать детей, любить и быть любимыми. Более того, Человек сконструировал и построил утеплённые средства быстрого передвижения - автомашины, поезда, самолёты, корабли, космические станции. Это ли не Чудо Вселенское, имя которому сам Человек?
И всё же, анализируя процессы урбанизации холодных регионов земного шара, возникает тревожное чувство чего-то недодуманного, спешного, а то и вовсе авантюрного. Действительно, много ли у нас в Заполярье, в Субарктике и остальной части России средних и высоких широт добротных, красивых, удобных зданий, учитывающих в полной мере суровый климат страны? Невольно вспоминаешь дореволюционные особняки, магазины, конторы, гимназии и университеты, построенные русскими купцами и золотопромышленниками - Петром Ивановичем Кузнецовым (1818-1878), Александром Михайловичем Сибиряковым (1849-1933), Глебом Петровичем Лариным (1848-1915), Александром Константиновичем Трапезниковым (1821-1895), Яковом Давидовичем Фризером (1869-1932) и многими другими (их сотни). Эти великолепные сооружения с толстыми стенами, высокими потолками и оригинальной архитектурой до сих пор украшают сибирские и дальневосточные города. Спора нет, создать благоустроенный современный жилой фонд в стране после разрушительной Гражданской войны (1917-1922 гг) и ещё более ожесточённой Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) - дело непростое. Но после разгрома фашисткой Германии прошло три четверти века, а мы по-прежнему строим картонные дома-тонкомеры, хотя вокруг несметное количество леса и добротной белой, красной, серой глины для кирпичей.
Не я один озабочен этой проблемой. Вот что писал, к примеру, на своем сайте известный дальневосточный учёный А. В. Галанин в статье «Традиционные типы домов на Руси»: «В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нём лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало. Всё дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300 градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться. Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушёл от камня. Если бы наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы - простудились и вымерли». (http://ukhtoma.ru/galanin01.html).
Конечно, полного возврата к деревянным домам в холодном климате, видимо, уже не будет, так как современные энергоресурсы пока позволяют компенси-
ровать чудовищные теплопотери городских каменных джунглей, однако в сельской местности, особенно в лесной зоне, возведение традиционных деревянных домов, уверен, возродится. И дело даже не в выгодных теплофизических, экологических и экономических характеристиках этих сооружений, а в их исторической значимости и самодостаточности. Русский дом, русская изба - это символы России, русской культуры, русской нации. Это - лучшее, что могло придумать человечество в борьбе с холодом. И доказательством тому служит бесчисленное множество деревень, рабочих посёлков, заимок, зимовий, дач, садовых участков, до сих пор функционирующих на просторах нашей страны от Балтики до Тихого океана.
Как спастись от холода? Огонь
Дом - основа бытия. Без него человек чувствует себя потерянным, одиноким. Без дома нет семьи, государства, общества в целом. Но как бы ни был красив и обустроен этот важнейший атрибут цивилизации, люди не обходятся без огня. Огонь - это тепло, свет, уют, вкусная и здоровая пища. Так было, так есть и так будет! Исследования археологов говорят о том, что неандертальцы уже 200 тыс. лет назад не только грелись у первобытного костра, но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам. Пер-волюди не пользовались огнём примерно 700 тыс. лет, а может быть, и больше. Начало использованию этого божественного дара Природы положил счастливый случай, когда первобытный человек пригрелся в холодную погоду у затухающего пожарища и догадался утащить головешку к себе в пещеру. Вскоре костёр стал едва ли не самым большим богатством среди разрастающихся племён, а борьба за огонь, его сохранение стали главной заботой полудикого рода. Огонь защищал от холода, голода, диких зверей... Утрата его грозила гибелью всему племени.
«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках. По обычаю племени, четыре женщины и два воина питали его день и ночь. Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твёрдыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель...» - так описал драматическую историю племени классик французской литературы Жозеф Анри Рони-Старший (1856-1940) в книге «Борьба за огонь» [1]. Герою произведения, молодому
охотнику и воину Нао, удалось выкрасть потерянное пламя у кровожадных соседей-кзаммов и таким образом спасти своих сородичей от неминуемой гибели.
Если бы люди потеряли огонь, человечество пошло бы по совершенно другому пути развития, стало бы травоядным, как овцы, или мясоедным, как львы и тигры. Безлюдными оказались бы холодные степи, тайга и тундра, не говоря уже о полярных пустынях и высоких плоскогорьях типа Памира или Тибета. Но этого, к счастью, не случилось, и мы до сих пор имеем возможность наслаждаться благодатным теплом и светом. Можно сказать, ещё на заре своей биографии человек приручил огненную стихию, научившись возрождать горящие языки пламени по мере необходимости, сохранять и переносить их в нужное место. Первобытный человек перемещал огонь в виде горящих головешек, тлеющих углей и раскалённой золы в специальных каменных ящиках-клетках, изолированных для сохранения тепла толстой корой деревьев. «Нао славился среди уламров своим искусством изготовлять плетёнки для огня, но даже ему было не под силу сделать столь искусное сооружение. Клетка кзаммов состояла из тройного слоя сланцев, заключённых в дубовую кору и переплетённых гибкими веточками. Для тяги была оставлена маленькая щель. Эти клетки требовали неусыпной бдительности: огонь приходилось защищать от дождей и ветра, следить, чтобы он не хирел и не разгорался большим пламенем. Надо было часто менять кору» [1].
Так было до тех пор, пока человек не изобрёл способы добывания огня - трением, скоблением, пилением, сверлением, высеканием. Не каждый знает детали этих способов, тем более сейчас; уже никто и никогда, кроме редких энтузиастов-любознателей, не видел и не применял их на практике. Между тем, все они могут быть эффективными в случае, если вы намочили спички в походе или вовремя их не завезли в затерянный в тайге или тундре вымирающий посёлок. А если такое случится в лютый мороз, скажем, на автозимнике в Якутии, например, машина попадёт в наледь? Или на полярной метеорологической станции сгорит склад? На всякий случай отсылаю читателя к книге [2], а также на сайт https://antropogenez.ru/quote/367/, где подробно описаны эти способы. Не будем сгущать краски, однако примем во внимание исторические факты: люди пользовались примитивными приёмами добычи огня в течение тысяч лет, и именно они позволили коренным народам Севера выстоять перед натиском холодов, сохранить свою идентичность и генофонд. Об этом свидетельствуют кострища на стоянках древнего человека, разбросанные по всей северной части Евразийского континента.
Более всего нам близко и понятно огниво - приспособление, которое применялось вплоть до изобретения спичек (1833 г.), а некоторыми туристами и путешественниками используется и сейчас. Оно состоит из кремня, кресала и трута. Кремнем о кресало высекают снопы искр, которые воспламеняют трут - любой материал, способный к возгоранию (сухой мох, лишайник, кору деревьев, траву, гриб-трутовик, деревянную стружку и пр.). Кремень должен быть твёрже кресала. Обычно
он изготавливается из крепкого природного минерала (кремния, кварца, пирита). Кресало представляет собой кусочек пирофорного материала - металла или сплава. При ударе о кремень из кресала вырезаются мелкие разогретые стружки, которые при взаимодействии с кислородом возгораются. В современных огнивах вместо намокающего волокнистого трута иногда используют магниевую стружку, нарезаемую ножом из брусочка магния. Она легко загорается от искр и быстро горит жарким пламенем.
На протяжении долгого времени люди использовали огонь только для двух основных целей: для обогрева и приготовления пищи. Пища готовилась как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях. На этом стоит остановиться подробнее, поскольку огонь играл доминирующую роль не только в борьбе за существование, но и формировал самобытную культуру многих народов, их быт и развитие. Он и сейчас в несколько трансформированном виде присутствует в основных процессах бытия.
Тепло можно добыть из любого горючего материала. Вопрос лишь в том, как, каким образом? Эпоха индустриализации подарила нам спички и зажигалки. Спички - настоящее чудо! Зажигалки, конечно, тоже хорошо, красиво: щёлк - горит, щёлк - погасло! Но их надо заряжать, чистить... Спички удобнее. К тому же есть «долгоиграющие», горящие в любую погоду, даже в дождь и бурю. По спичкам можно восстановить знаменательные события, историю страны, народа. Они отражены на бесчисленном количестве этикеток, наклеенных на спичечных коробках (рис. 3). От спички возникает костёр -
Рис. 3. Спички - переносной источник огня, надёжный спутник жителей холодных регионов
ещё одно благо на планете Земля. Кто не любит костёр? В лесу, в поле, на берегу реки или озера. Функции костра разные -тепловые, световые, дымовые, сигнальные, обрядовые, но все они служат одному - создать человеку благоприятную обстановку, обогреть, обсушить, накормить, принести радость созерцания цвета и света в пляшущих языках пламени... (рис. 4). Народы всего мира, живущие за пределами городов и крупных селений, боготворят костёр, поклоняются ему. Костёр - непременная, составная часть жизни любого охотника, рыбака, зверовода, собирателя, путешественника, учёного-природоведа и просто любителя природы. Слава костру, надёжному другу обитателей холодных просторов нашей Земли!
Место, где разводят и сохраняют огонь, называют очагом. Слово это тюркского происхождения, пришло к нам из глубины веков и ныне обозначает самые разные приспособления и конструкции. Простейший очаг на природе - площадка, обложенная по кругу камнями или кирпичом (кострище), а самый распространённый - печка, печь, камелёк. С появлением жилища очаг превратился в центр мироздания. Сюда, под крыши домов, таёжных изб и зимовий, под хрупкие своды балаганов, яранг и чумов, к благодатному трепетному огню стекаются мысли и чувства людей холодного царства. Здесь готовят пищу, едят, спят, рожают детей, учатся, совершают религиозные обряды, отмечают семейные праздники, рассказывают сказки и мечтают о будущем. Всё, что потребно и свято для человека, совершается именно здесь, у родного очага.
В жилищах кочевых народов очаг представляет собой обычный небольшой костёр, дым от которого поднимается вверх и через отверстие уходит в небо. Над костром подвешивают крючья для котлов, а вокруг него оборудуют вешала для сушки одежды и размещения утвари. Рядом - лежанки, укрытые коврами или шкурами, и маленький, низенький столик для еды. Всё -ничего лишнего: какой смысл нагружать себя во время частых кочёвок. Сейчас, правда, при перевозке скарба всё чаще используют снегоходы, квадроциклы, другую технику, а костёр заменяют добротной железной печкой. Но это не сильно меняет уклад жизни. Борьба с холодом и непогодой по-прежнему остаётся главной заботой главы семейства.
А вот в постоянных жилищах очаг устраивают с придумкой, из расчёта на многофункциональное и долгос-
Рис. 4. Костёр - источник тепла и света, неизменный спутник жизни народов мира.
а - камчадалы добывают огонь кручением сухих стержней; б - одинокий турист у костра в зимнем лесу; в - «группа зимнего дня» на привале; г - костёр «нодья», приготовленный охотниками
для ночлега
рочное пользование. К примеру, в якутских балаганах очаг бывает двух типов. Простой камелёк (сыбах оhох) строится просто. На шесток или на опечек с небольшим наклоном ставятся три или четыре плахи и обмазываются толстым слоем глины. Верхние концы плах должны выступать над крышей примерно на 1 м. Остов из длинных тонких жердей связывают тальником и помещают в крепкие деревянные рамы вверху, над крышей, и внизу, у основания камина. Остов может быть составным и ступенчатым (рис. 5, а). Другой вид камелька
Рис. 5. Два вида якутских камельков, сооружаемых в балаганах и урасах
(симии оhох) - глинобитный (рис. 5, б). Основанием его служит деревянный пяти- или четырёхугольный ящик, заполненный плотно утрамбованной глиной - холум-тан. Каркас печки образуют две соединённые между собой Г-образные деревянные стойки и вертикально поставленные плахи, концы которых выходят наружу. Перед засыпкой каркаса глиной, сверху в него вставляется сухое дуплистое бревно. Когда уровень утрамбованной глины достигает устья каркаса, засыпку прекращают, а на другой день снимают доски и в глине делают овальную выемку, высота которой достигает нижнего конца дуплистого дерева. После этого разводят огонь, бревно сгорает, а на его месте образовывается свободный дымоход, при этом глина обжигается, становится твёрдой и монолитной как камень. В проёме высотой около 90 см помещаются дрова, на угли ставится круглая железная подставка на трёх ножках, а на неё чугунки и сковородки. Вот и вся премудрость! Казалось бы, в условиях Якутии можно было придумать нечто более фундаментальное. Однако местные жители говорят, что если бы смекалистый якутский народ не придумал такой камелёк, то выжить в суровые зимние морозы было бы невозможно. Дело в том, что кроме обогрева, камелёк выполняет ещё и другие важные функции. В условиях длинной, морозной зимы, когда человек большую часть суток находится в помещении,
да ещё и вместе с только что родившимися животными, открытый огонь, не угасавший практически день и ночь, подсушивает затхлый, сырой воздух и вентилирует помещение, чему способствует небольшой наклон очага к стене и общая пирамидальная конструкция сооружения. Неслучайно русский писатель, этнограф и краевед Николай Сёменович Щукин (1792-1883), побывавший в Якутии в 1829, 1830 и 1840 годах, писал в своей книге: «От Витима к Якутску, на каждой станции, устроены якутские комельки: эта спасительная выдумка достойна того, чтобы изобретателю ея был поставлен монумент. Перемёрзнувший путешественник около огня, пылающего в комельке, обсушит своё платье и отогреет замёрзнувшие члены в полчаса. Заведение это стоит того, чтобы учреждено было на всех станциях и в России. Якутский комелёк довольно широк; дрова ставят к стене вертикально, полено подле полена, и когда они разгорятся, производят сильное пламя, которое тотчас нагревает всю комнату». И далее любопытное замечание о морозоустойчивости: «Привычка ямщиков к морозам удивительна: голыми руками запрягают они лошадей, проваливаются в наледь и с полными сапогами воды едут до станции. Натурально, что вода и ноги замерзают, но это ничего: привычка ко всему приучает человека; он умеет замёрзнувшую ногу оттаивать постепенно, без повреждения» [3].
А как обогревали свои помещения другие народы мира? Ведь холод не щадит людей любой национальности. А точно так же, как кочевники и якуты - с помощью огня! Только огонь разводили в бесчисленном множестве конструкций, учитывающих размеры и назначение зданий и сооружений, местные климатические условия, уклад жизни, природные ресурсы, предпочтения жителей, их материальные возможности и многое другое. Назывались эти конструкции по-разному, но более всего использовались слова «камин» и «печь». Камин - это тот же якутский камелёк - сооружение с дымоходом и открытой топкой, имеющее прихотливую форму. Он обеспечивал теплом преимущественно богатых жителей европейских стран в больших городских домах и загородных виллах. Простой сельский житель, конечно, обходился примитивным очагом во дворе или в подсобных постройках. Однако камины не могли создать комфортный микроклимат в массивных каменных замках с их толстыми стенами и бесконечными сквозняками (рис. 6, а). От них могли согреться лишь люди, находящиеся в непосредственной близости от огня. Поэтому в таких случаях применялось подземное отопление, изобретённое ещё в древнем Риме (рис. 6, б). В небольших зданиях отопительные печи устраивались в хозяйственных помещениях, где накаливались крупные камни, и горячий воздух от них по специальным каналам и через отверстия в полу устремлялся для обогрева. Похожая система в миниатюрном масштабе с древнейших времен использовалась в Китае, Корее и Маньчжурии (рис. 6, в). В России же на протяжении многих веков в крестьянских избах строились обыкновенные русские печи, а в храмах и монастырях либо
Рис. 6. Средневековый замок (а) и система его подземного отопления (б) типа «гипокауст» времён Римской империи; китайская лежанка (кан), отапливаемая горячим дымом от обыкновенной печки (в)
вообще не топили, либо также использовали подпольные очаги с дымоходами и отдушинами в стенах. В бедных селениях долгое время использовалось отопление «по-чёрному», т.е. практиковались так называемая каменка - груда крупных камней с полостью внутри, в которую загружались дрова. Трубы не было, и дым выходил либо через дверные и оконные проёмы, либо через волоковое отверстие в стене. Есть мнение, что курная изба (рис. 7, а, б) - признак вопиющей бедности, характерный спутник дореволюционной России, который исчез в стране только после установления советской власти. Действительно, этот способ обогрева применялся
не от большого богатства: не было кирпичей, жести для труб и даже подходящей глины. Приходилось разжигать внутри помещения примитивный костёр, при этом дым от него не клубился, не заполнял строение, как многие думают, покрывая его сажей, а стелился относительно тонким сизым слоем под потолком. Достичь этого можно было только при небольшом и регулируемом огне. Этнографы отмечают, что стены в курных избах светлые, закопчен только потолок и верхние брёвна стены в ровной полосе 20-30 см. Часто в курных избах сооружались деревянные дымовые трубы - дымницы. Их делали из толстых досок на довольно большом расстоянии от каменки или открытого глинобитного очага. Через дымницу дым на улицу выходил уже остывший. Курная изба хорошо проветривалась, нагревалась, в ней не копилась сырость, очищался воздух, не водились насекомые. Прокопченная дымом, она долго не гнила и могла простоять сто и более лет. В XVN-XVШ вв. печи «по-чёрному» использовала даже сибирская знать. Например, такую печь соорудил в своих покоях тобольский архиепископ Киприан. Недостатком курного способа обогрева является его высокая пожароопасность. Принцип курного отопления сохранился до сих пор в некоторых сельских и таёжных банях. В них на раскалённую каменку поливают воду для получения пара. Считается, что курной пар и воздух в бане обладают самыми лучшими оздоровительными свойствами.
Что касается русской печи, то по этому поводу можно привести множество самой разной и интересной информации. Археологи утверждают, что прообраз её появился около четырёх тысяч лет назад. Возможно, современная русская печь имеет одного и того же предка вместе с якутским камельком и китайско-корейским каном, ведь человек догадался загнать огонь в помещение и поместить его под глиняные или каменные своды значительно раньше. Напомню, кан - это широкая лежанка, внутри которой проходит горячий дым от топки, где также готовят пищу.
Русская печь - не просто изделие для обогрева дома, это оплот семейной жизни и часть культуры русского народа (рис. 7, в-е). Со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. центром печного искусства были города Москва и Владимир. Здесь разрабатывались самые разнообразные конструкции, готовились кирпичи и чудесные цветные изразцы, отливались чугунки и сковородки, ковались ухваты и подставки, заслонки и дверцы, прочая кухонная принадлежность, включая кочергу. Русская печь многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации и пожаробезопасна (рис. 8). На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину, сушили грибы и целебные травы, сочиняли и рассказывали сказки, рожали детей и умирали. По поведению печи прогнозировали погоду, гадали и предсказывали будущее. В топке русской печи даже парились и мылись. Золу никогда не выбрасывали, а использовали при стирке белья и чистке посуды, в качестве удобрения и пр. Сложить русскую печь - дело непростое, это настоящее искусство. Надо, чтобы она не только не дымила, была в меру жаркой и не угарной,
Рис. 7. Защита от морозов в русских селениях Х1Х-ХХ вв.
а, б - курная изба, внешний и внутренний вид; в - типичная русская печь в крестьянском доме; г - очаг в русской печке; д, е - изразцовые русские печи в домах богатых купцов и предпринимателей
Рис. 8. Типичное строение русской печи:
1 - хайло (сектор над варочной камерой); 2 - задвижка, или шибер (регулирует движение газов по каналам, может быть до 3-4 штук); 3 - дымоход, дымоходная труба; 4 - разделка,
или распушка (теплоизоляционный пояс вокруг трубы, предназначенный для прохождения трубы через межэтажное перекрытие (чердак)); 5 - вьюшка (люк для регулировки тяги в топке;, через неё можно перекрыть дымоход); 6 - щиток, или чело (верх варочной камеры, часть фасада); 7 - заслонка, закрывающая вход в горнило; 8 - шесток (сектор перед горнилом; здесь можно расположить варочную плиту); 9 - коробка для разогрева воды; 10 - кирпичные столбы (служат для создания очистных каналов); 11 - окно, или шпур (небольшое углубление в варочной камере; через него горнило соединяется с боковыми дымовыводящими каналами); 12 - топливник (камера для сжигания топлива; в новых моделях таких камер две: одна нагоняет температуру в горнило,
другая находится под шестком); 13 - колосниковая решётка (через неё топливник соединяется с поддувалом); 14 - подпечье, или дровник (место для складирования и просушки дров); 15 - горнило (варочная камера); 16 - под, или лещадь (дно варочной камеры); 17 - нёбо (свод варочной камеры); 18 - перекрышка, или лежанка (может быть разных размеров)
компактной и удобной в пользовании, но и красивой, миловидной, чтобы украшала жилище. Вот почему мастер печных дел на Руси был самым уважаемым человеком. От него зависело, как долго и надёжно будет служить печь. Случалось, хозяин будущего дома проявлял жадность, высокомерие или неуважение к мастеру, обижал его, и тогда внешне прекрасное изделие через некоторое время начинало вдруг стонать, выть или мяукать, а по избе распространялся зловонный запах. И ничего с этим нельзя было поделать, кроме как построить новый очаг. Так наказывал мастер своего недоброго заказчика. Русская печь - долгосрочный хранитель огня. Она практически никогда не остывала. Углями из горнила делились с соседями, они заменяли и огниво, и спички. Остывала печь лишь тогда, когда хозяева дома уходили из жизни.
Русская печь - гордость России, свидетель больших и малых событий, живой образ документальных и художественных произведений. Без неё невозможно представить историю России. К сожалению, в настоящее время этот предмет нашего быта уходит в прошлое в связи с электро-фикацией, газофикацией и общей изменчивостью уклада жизни городов и селений. Лишь отдельные личности пытаются всё же возродить старые печные традиции. Увы! Надежды на массовое применение замечательного изобретения русского народа угасают с каждым днем.
Список литературы
1. Рони-Старший, Ж. А. Борьба за огонь: доисторический роман в 3 частях с предисловием автора и вступительной статьёй М. Ц. Пуансо / Ж. А. Рони-Стар-ший. - Санкт-Петербург : М. И. Семёнов, 1911. - 216 с.
2. Борисковский, П. И. Древнейшее прошлое человечества / П. И. Борисков-ский. - М. : Изд-во «Наука», 1980. - 230 с.
3. Щукин, Н. С. Якуты. Поездка в Якутск Н. Щукина. - 2-е изд., испр. и доп. / Н. С. Щукин. - Санкт-Петербург: Тип. Деп. воен. поселений, 1844. - 315 с.