Шабанова Т.В.
ХОЛМСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИАРХА ТИХОНА (БЕЛЛАВИНА), 1892-1898 гг.
Холмский период занимает особое место в жизни и деятельности Патриарха Тихона1, так как связан с началом пути его служения Православной Церкви. За семь лет, прожитых на Холмской земле, с 1892 по 1897 г., святитель Тихон занимал пост ректора Холмской духовной семинарии, а затем почти год (с октября 1897 по сентябрь 1898 г.) был викарным епископом Холмской епархии. За это время он получил разноплановый и очень важный для последующих своих назначений опыт руководящей деятельности. Приобретенные навыки разнообразной церковнообщественной и административно-хозяйственной деятельности явились определяющими факторами его дальнейшего духовного сподвижничества и архиерейского служения.
По окончании в 1888 г. Санкт-Петербургской духовной академии будущий Патриарх, а в то время мирянин Василий Беллавин, был направлен преподавателем в духовную семинарию г. Пскова, где в декабре 1891 г. принял постриг с именем Тихон. В марте 1892 г. последовал его перевод в г. Холм Холмско-Варшавской епархии инспектором духовной семинарии. Уже в июле того же года определением Св. Синода он был назначен ректором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С этого начался первый этап пути становления В. Беллавина архипастырем Русской Церкви.
Представляет интерес и само место первого назначения святителя Тихона. Холмская земля или Холмщина - историческая область на левобережье Западного Буга с центром в городе Холм (ныне г. Хелм в Польше). В древности носила назва-
1 Патриарх Тихон; святитель Тихон Московский (в миру Василий Иванович Беллавин; 19 (31) января 1865, погост Клин, Торопецкий уезд, Псковская губерния — 7 апреля 1925, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года. Источник: иЯЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихон (ПатриархМосковский)
ние Червонной Руси и входила в состав Киевского государства. В XIV в. земли Холмщины перешли к Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому, которые затем объединились. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства. По третьему разделу Польши в 1795 г. к Российской империи отошла небольшая часть Холмской земли от р. Буга до литовской границы, остальная ее часть отошла к Австрии. По Венскому договору 1815 г. вся Холмщина вошла в состав Царства Польского, присоединенного к Российской империи.
Холмско-Варшавская епархия охватывала две губернии Царства Польского: Люблинскую и Седлецкую, которые помимо названия «Холмщина» именовались еще и Подляшьем. Возглавлял епархию архиерей Холмско-Варшавский, имевший резиденцию в Варшаве.
В конце XIX в. Холмская земля представляла собой сложный регион с напряженной этно-конфессиональной и социально-политической обстановкой, складывающейся на протяжении нескольких веков. Митрополит Евлогий (Георгиевский), проживший семнадцать лет на Холмщине, характеризовал сложившуюся ситуацию следующими словами: «Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие - как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии - как дальнейшее наслоение, заглушавшее первоначальную стихию народной жизни и изломавшее душу народа, его язык, быт и весь уклад» [1, с. 90].
Холмская духовная семинария была открыта в 1759 г. как униатская, в 1875 г. была присоединена к Православной Церкви. В 1882 г. произошло ее преобразование по общеимперскому уставу.
Учебный год начинался в сентябре, а заканчивался по-разному, от последних чисел мая до середины июня. Каждый год ректор семинарии писал отчет о состоянии своего учебного заведения, который зачитывался в присутствии всех преподавателей, учащихся и приглашенных лиц в актовом зале во время торжественного проведения годичного акта, а затем печатался в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике».
Из отчета 1892 г. следует, что на начало ректорства архимандрита Тихона было 115 учеников. По предметам процент успевающих составлял 95 %. За отличное
поведение и успехи в науках 13 воспитанников были награждены книгами и похвальными листами [2, с. 364].
Прямое отношение к деятельности архимандрита Тихона имеет «Отчет о приходе, расходе и остатке денег по Леонтиевскому попечительству о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии», печатавшийся каждый год в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике». Попечительство существовало с 1889 г. и было организовано стараниями митрополита Леонтия, бывшего тогда архиепископом Холмско-Варшавским. Все поступавшие пожертвования тщательно фиксировались и затем в течение года беднейшие ученики получали пособие, а также подъемные деньги получали и наименее обеспеченные выпускники. Весь преподавательский состав во главе с ректором вносил посильный вклад каждый год. Архимандрит Тихон очень активно занимался делами данной организации и в последующем сумел приумножить ее капитал.
На протяжении всего холмского периода святитель также много внимания уделял литературной деятельности. В отчете за 1892/93 учебный год указывается, что «Добросовестно относясь к прямым своим обязанностям, начальствующие и преподаватели досужное время по большей части посвящали литературной деятельности, в подтверждении чего можно указать на нижеследующие труды их: ректор, архимандрит Тихон (в епархиальном вестнике) - «Речь перед началом ученья в ХДС в 1892г.», «Новогоднее пожелание учащимся» и «Речь к оканчивающим курс ученья в 1893 г.», в «Беседе» некролог «Митрополит Исидор» и статьи «Милость Божия к русскому народу», «Размышление на празднике Введения во Храм Богоматери», «Крестолопоклонная неделя», «Преподобная Мария Египетская» и «Весна -образ нашего обновления» [3, с. 354].
Из краткого отчета за 1893/94 учебный год следует, что в семинарии было уже 138 воспитанников (13 из них были выпускниками, 12 было оставлено на повторительный курс, остальные успешно переведены в соответствующие классы). По итогам года 9 семинаристов были награждены книгами и 4 чел. - похвальными листами [4, с. 317].
В начале 1895/96 учебного года было 166 воспитанников. Полный курс окончили 22 чел., на повторительный курс были оставлены 9 учеников. За отличное поведение и успехи в науках награждено книгами 7 и похвальными листами 8 семи-
наристов [5, с. 398]. Отдельное внимание в отчете уделяется классу иконописания, где воспитанники осваивали пять групп различных занятий - от геометрического рисования до иконописных этюдов. Наиболее удачные работы учеников подносились в дар от семинарии именитым гостям - архиепископу Флавиану, Иоанну Кронштадтскому, обер-прокурору К.П. Победоносцеву и др.
В 1897 г., будучи одним из самых молодых архиереев Русской Православной Церкви, архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. По ректорскому отчету и годовому акту за этот год можно судить о результатах пятилетней ректорской деятельности Тихона. В то время семинарии исполнилось 138 лет со дня основания, 22 года со времени воссоединения с Православной Церковью, 15 лет с момента преобразования ее по общеимперскому уставу и 7 лет со времени нахождения в новом здании. Начальствующепреподавательский состав семинарии включал 23 чел. Все преподаватели помимо основных должностных обязанностей занимались активной краеведческой и литературной деятельностью, их заслуги регулярно отмечались различными государственными наградами.
Одной из явных заслуг архимандрита Тихона было значительное увеличение числа воспитанников семинарии (на 42,6%), что свидетельствует о росте популярности и качестве преподавания этого образовательного учреждения. При ректоре Тихоне успеваемость всегда превышала 90%, в 1897 г. она составила 92,63% [6, с. 369].
Возросла при нем и численность находящейся при семинарии образцовой школы. В 1897 г. Тихон планировал преобразовать ее в двухклассную, так как, как сказано в годичном акте, «Благодаря надлежащей постановке учебно-
воспитательного дела, образцовая начальная при семинарии школа завоевала себе прочные симпатии в местном населении, и помещения в нее детей добиваются родители без различия сословий и вероисповеданий» [6, с. 396].
Кроме нее, после закрытия в сентябре 1897 г. приходской школы в архиерейском доме, на попечение семинарии осталось 30 детей. Для них с 1 октября ректором семинарии была открыта школа грамоты в одной из комнат главного здания. К концу отчетного года в ней училось 50 чел., из них 37 православных, 12 католиков и
1 лютеранин.
В итоге в этих двух школах училось более 120 детей, 21 из которых были католического исповедания. Значительный рост числа школьников и семинаристов именно в семинарии Тихона свидетельствует о качестве преподавания в этом учреждении, а также об административно-организационных талантах молодого ректора.
За все годы ректорства он написал 27 речей и статей, изданных в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» и в двух духовных журналах того времени -«Страннике» и «Беседе». Эти статьи, посвященные различным фактам общественно-религиозной жизни конца XIX в., представляют интерес не только для биографического исследования, но позволяют также выявить мировоззренческие взгляды будущего патриарха и его отношение к некоторым внутрицерковным вопросам. Из его речей, обращенных к семинаристам, можно понять, насколько высоким, важным и трудным представлялось ему пастырское служение и насколько оно соответствовало духовности будущего Патриарха.
За годы ректорства архимандрит Тихон также проявил себя умелым хозяйственником, что особенно хорошо видно по деятельности Леонтиевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии. Прирост капитала за пять лет составил 2570 р., или 54,4 %. Так, если в 1892 г. при вступлении его в должность попечительство обладало суммой 4723 р. 03 коп, то в 1897 г. основной капитал составлял уже 7239 р. 36 коп. За годы правления Тихона в 404 случаях оказана была денежная помощь наиболее нуждающимся воспитанникам семинарии, на что израсходовано было 5 820 р. 65 к. и 232 р. 43к. - на разные потребности по нуждам попечительства [6, с. 394].
В заключение необходимо отметить, что за годы своего ректорства архимандрит Тихон сформировался как энергичный и талантливый администратор, крепкий хозяйственник, мудрый и отзывчивый пастырь. Эти черты в дальнейшем развивались во время его служения в других регионах империи и позволили ему стать одним из наиболее крупных общественно-религиозных деятелей России начала XX в.
Заслуги архимандрита не остались без внимания со стороны высшего церковного начальства. 4 октября 1897 г. император утвердил доклад Св. Синода о назначении ректора Холмской семинарии архимандрита Тихона епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии.
Своей предшествующей деятельностью преосвященный Тихон был хорошо подготовлен к занятию Люблинской кафедры. На своем посту он прослужил всего
11 месяцев, но и за этот короткий срок сумел эффективно и плодотворно поработать. В течение 9 месяцев владыка посетил 110 приходов и монастырей, причем в каждом проповедовал, совершал богослужения. Во время таких посещений епископ особое внимание обращал на школы и постановку образовательного процесса в них. Как известно, состояние и нужды его трудно изучить по так называемым «входящим бумагам», отчетам, рапортам, докладам, даже если они составлены самым добросовестным образом. Владыка Тихон стремился лично видеть учителей и учащихся, на месте давать необходимые распоряжения. Посещая церковно-приходские и монастырские школы, архиерей беседовал с заведующими, обсуждал вопрос об открытии новых школ с приходскими священниками, экзаменовал учеников, которым всегда дарил книги, крестики и т. д.
Одним из приоритетных направлений его деятельности оставалась забота о народном образовании. В начале 1897 г., заняв пост председателя Холмско-Варшавского епархиального училищного Совета, епископ Тихон застал 106 школ, из них 29 церковно-приходских, а оставил 208, в том числе 51 церковноприходскую. Таким образом, менее чем за два года архиерей сумел организовать 102 школы. Нужно отметить, что одновременно улучшилась постановка воспитательно-образовательного процесса, состояние школьных помещений, ситуация с обеспечением учебниками и учебными пособиями, возросли успехи учащихся [6, с. 511].
Будние дни, не занятые поездками, викарий посвящал решению разнообразных административных вопросов по управлению епархией, а также вопросов, связанных с деятельностью Свято-Богородицкого братства. К владыке, участливо относившемуся к каждому члену своей паствы, часто обращались за советами, указаниями, помощью многочисленные посетители различных социальных слоев, званий и возраста. Простота, общедоступность, несмотря на высокий сан, сердечность, искренность и любезность обхождения с людьми неоднократно отмечались теми, кому довелось общаться с ним. Так, митрополит Евлогий вспоминал: «Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом. В сане епископа он
еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал, действительно, для Холмщины «своим» архиереем. Мне постоянно приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа» [1, с. 94].
Таким образом, первый (холмский) период архиерейского служения святителя Тихона является очень важным и показательным по нескольким параметрам. Он дал возможность епископу проявить свои профессиональные и душевные качества, получить определенные навыки работы с паствой. Практические результаты его деятельности на посту викария Люблинской епархии выразились в улучшении образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях губернии, учреждении новых школ, организации успешной работы братств, продуктивной миссионерской деятельности, открытии церквей и многом другом. Немаловажным достижением владыки можно считать создание принципиально иной духовной атмосферы на подведомственной ему территории. Это проявилось, прежде всего, в установлении неформальных, дружеских отношений между рядовым (в том числе сельским) духовенством и архиереем.
За время служения на Холмщине будущий Патриарх сформировался как ответственный, мобильный и очень демократичный руководитель, обладающий важными профессиональными качествами: огромной трудоспособностью, самоотдачей, дипломатичностью, инициативностью, умением быстро ориентироваться в обстановке, вовремя принимать необходимые решения и брать ответственность за них на себя. Можно сказать, что холмский период стал базовой подготовкой для дальнейшего служения святителя Тихона в других регионах Российской империи, для его духовного и профессионального роста и, в итоге, - для его подвижничества в сане Патриарха Московского и всея России.
* * *:
1. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Моск. рабочий, 1994. 622 с.
2. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1892. 458 с.
3. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1893. 480 с.
4. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного ок-
руга, 1894. 491 с.
5. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1896. 471 с.
6. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1897. 456 с.