Научная статья на тему 'Ход и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности модели овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалиста сферы "Таможенное дело" на основе применения деловой документации'

Ход и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности модели овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалиста сферы "Таможенное дело" на основе применения деловой документации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИСКУРС / ДЕЛОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ничипорук А. А.

В статье детально представляет критерии и показатели эффективности данной модели, а также систему типичных заданий, обеспечивающих эффективность ее реализации. В статье представлены также педагогические условия, направленные на овладение профессионально ориентированным дискурсом специалиста сферы «Таможенное дело» на основе работы с деловой документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ничипорук А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ход и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности модели овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалиста сферы "Таможенное дело" на основе применения деловой документации»

УДК 378

ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ИНОЯЗЫЧНЫМ ДИСКУРСОМ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

© 2018 А. А. Ничипорук

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье детально представляет критерии и показатели эффективности данной модели, а также систему типичных заданий, обеспечивающих эффективность ее реализации. В статье представлены также педагогические условия, направленные на овладение профессионально ориентированным дискурсом специалиста сферы «Таможенное дело» на основе работы с деловой документации.

Ключевые слова: модель, профессионально ориентированный дискурс, деловая документация, педагогический эксперимент, педагогические условия, система заданий.

В современных условиях глобализации важнейшей проблемой является эффективная реализация межкультурного общения. Специалисты сферы «Таможенное дело» призваны обеспечить многоаспектный таможенный контроль, который возможен при условии высокого уровня сформированности профессионально ориентированного иноязычного дискурса, являющийся неотъемлемой составляющей межкультурного общения.

В процессе решения профессиональных задач специалисты сферы «Таможенное дело» осуществляют профессиональное общение, основанное на умении порождать дискурс в соответствии с особенностями социокультурной ситуацией, включающей параметры адресата, места, времени и специфики профессионально ориентированной проблемы и условий взаимодействия. Анализ и адекватная оценка прилагающейся к товару деловой документации, результаты работы с которой определяют алгоритм последующих конкретных действий с целью продуктивного решения профессиональных задач, являются важнейшим фактором, определяющим эффективность обеспечения профессионально ориентированного иноязычного общения.

Профессионально ориентированное общение таможенников предполагает осуществление взаимодействия на основе работы со следующими документами: приказы и инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации; указания, распоряжения, телетайпограммы, информационные письма и другие руководящие материалы вышестоящих организаций по кругу обязанностей; соглашения о международном транспортном грузовом сообщении; тарифные руководства; международные правила заключения договоров купли-продажи «Инкотермс» по кругу обязанностей; международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс»; формы первичной документации по грузовой и коммерческой работе; порядок декларирования, формы и виды таможенных деклараций; порядок заполнения таможенных документов; правила ведения установленной отчетности.

Профессионально ориентированный иноязычный дискурс обеспечивает эффективное осуществление следующих профессиональных обязанностей специалиста сферы «Таможенное дело»:

- выполнение работы по оформлению грузовых таможенных деклараций разных типов, международных товарно-транспортных накладных (CMR) на товары, перемещаемые через таможенную границу, иные действия, необходимые для производства таможенного оформления;

- обеспечение проверки правильности, полноты заполнения и комплектности перевозочных и сопроводительных документов;

- выдача грузоотправителям и грузополучателям справки и оперативной информации по вопросам применения тарифов и таможенному оформлению перевозочных и сопроводительных документов;

- декларирование товаров в соответствующем таможенном режиме на основании сведений, содержащихся в товаросопроводительных и иных документах;

- оказание практической помощи в получении от международных грузоперевозчиков отгрузочных документов;

- ведение делопроизводства и отчетности по собранной информации (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета) 2013).

Однако анализ научных исследований и опыт практической деятельности свидетельствуют о том, что уровень сформированности профессионально ориентированного иноязычного дискурса не позволяет обеспечить выполнение указанных профессиональных обязанностей на должном уровне, что доказывает необходимость разработки теоретических и технологических аспектов овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом с учетом требований новыого федерального стандарта по специальности 38.05.02.

Сложилась определенная база, позволяющая рассмотреть проблему обучения профессионально ориентированному иноязычному дискурсу будущих специалистов сферы «Таможенное дело» на основе работы с деловой документацией. Всестороннему изучению вышеуказанной проблемы способствовали:

- исследования по теории личности, деятельности и общения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн);

- работы, посвященные многоаспектному рассмотрению содержания понятия «дискурс» как неотъемлемой составляющей общения с лингвистических, психологических, социокультурных и педагогических позиций (О.В. Балан, Н.Д. Арутюнов, Т.А. Ван Дейк, В.В. Сафонова, В.И. Карасик, П.В. Сысоев, О.Г. Поляков, М.В. Йоргенсен, Л. Филлипс);

- работы, отражающие специфику обучения иноязычному общению студентов на различных уровнях высшего образования (Е.Н. Саловова, Г.А. Китайгородская, Г.Е. Ведель, Р.П. Мильруд, С.В. Павлова, , И.И. Халеева, С.Ф. Шатилов);

- исследования, посвященные основным аспектам, нормам и стандартам делового общения (А.А. Чунихина, М.В. Колтунова, Л.А. Введенская, В.Е. Гольдин, Л.К. Граудина, Е.Н. Зарецкая, Л.Г. Павлова, И.А. Стернин, Н.И. Формановская); вопросам этикета письменного делового общения, переписки (В.В. Воробьев, Л.А. Доронина, А.С. Ковальчук, М.С. Слепнева);

- исследования, отражающие особенности реализации деловой документации как составляющей делового общения в работах зарубежных и отечественных ученых (Р.Л. Дафт, Л. Джуэдл, Дж.М. Лэйхифф, Г. Минцберг, Дж.М. Пенроуэ, С. Ховланд,

Ничипорук А. А. Ход и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности модели овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалиста сферы

«Таможенное дело» на основе применения деловой документации

В.Г. Афанасьев, E.H. Зарецкая, Б.Ф. Ломов, А.П. Панфилова, Б.Д. Парыгин, Л.Д. Столяренко);

- труды, отражающие описание микросфер, ситуаций и тем общения специалистов сферы «Таможенное дело» (Т.Н. Астафурова, О.Г. Поляков, А.Н. Козырин);

- работы, посвященные теоретическим и практическим основам обучения иноязычному профессиональному общению (Е.В. Кузлякина, Е.И. Пассов, И.И. Халеева, S. Krashen, W. Rivers);

- исследования, описывающие критерии оценки сформированности профессионально ориентированного дискурса различных сфер (О.В. Балан, П.В. Сысоев, H.D. Brown, S. Stoynoff, A. Chapell, N. Humbley) [Ничипорук, Тарасюк 2018].

Овладение профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалистами сферы «Таможенное дело» на основе работы с деловой документацией предполагает разработку соответствующей модели, обеспечивающей погружение обучающихся в наиболее значимые профессиональные виды деятельности, демонстрирующей специфику выполнения наиболее значимых профессионально направленных задач на основе применения документооборота как на русском, так и на иностранном языках.

Эффективность овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалистов сферы «Таможенное дело» определяется по мотивационно-ценностному, содержательно-знаниевому, профессионально-деятельностному, рефлексивно-коррекционному критериям.

Процесс овладения профессионально-ориентированным дискурсом на основе предлагаемой модели предполагает следующие виды работ с деловой документацией: сбор информации, анализ, представление информации с целью решения профессиональных задач, оценка эффективности представленной информации и ее корректировка в конкретных условиях взаимодействия.

В ходе проведения педагогического эксперимента для обработки полученных данных используется трехбалльная система оценки избранных показателей от 3 до 5 (см. табл.).

Опытно-экспериментальная работа проводится в три этапа.

S констатирующий этап (2014-2015 гг.);

S формирующий этап (2016-2018 гг.);

S итоговый этап (2018-2019 гг.).

С целью проверки мотивационного критерия на констатирующем этапе педагогического эксперимента обучающимся были предложены несколько видов анкетирования, в ходе которого выявилось отношение будущих специалистов сферы «Таможенное дело» к своей профессиональной деятельности.

Проверка первого показателя «мотивация к профессиональной деятельности будущих таможенников» осуществлялась на основе методики М. Рокича, согласно которой респондентам необходимо было распределить карточки с указанными на них терминальными или инструментальными ценностями в порядке личной значимости [Энциклопедия методов... 2004].

Определение второго показателя «ценностные ориентации специалиста сферы "Таможенное дело"» осуществлялось на основе модернизированной методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир.

Проверка содержательно-знаниевого критерия проводилась на основе тестирования. Обучающимся был предложен тест «Применение профессиональной терминологии в сфере "Таможенное дело"».

Показатель «знания об особенностях осуществления коммуникации в сфере "Таможенное дело"» проверялся посредством теста, состоящего из профессионально направленного текста, представляющего типичные профессионально ориентированные задачи специалистов сферы «Таможенное дело».

Оценка профессионально-деятельностного критерия осуществлялась исходя из результатов следующих тестовых заданий профессионального характера:

- задания, направленные на расширение опыта в сфере профессиональной коммуникации будущих специалистов сферы «Таможенное дело» (телефонный разговор, интервью, видеоконференции ид.р.);

- задания на основе иллюстративных опор (заполнение деклараций, процесс прохождения таможенного контроля, бланки договора, письма и т.д.);

- задание на развитие коммуникативных умений, позволяющих будущему таможеннику четко строить высказывания в соответствии с особенностями адресата;

- задание на поиск, систематизацию и представление деловой документации сферы «Таможенное дело» с целью расширения наиболее значимых профессионально направленных задач.

Оценка рефлексивно-коррекционного критерия предусматривала определение способности анализировать результаты собственной профессиональной деятельности и способности корректировать их при составлении деловой документации. Обучающимся предлагалось заполнить оценочно-диагностическую карту в виде таблицы, предполагающую многоаспектный анализ полученных индивидуальных образовательных продуктов, как собственных, так и других студентов.

Динамика процесса овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалистов сферы «Таможенное дело» на основе работы с деловой документацией (контрольная группа 99 человек, экспериментальная - 103)

Показатели Констатирующий этап Итоговый этап

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

И С га И С га И С га И С га

1. Мотивационно-ценностный критерий

1.1. Мотивация к профессиональной деятельности будущих таможенников 16 чел. 68 чел. 15 чел. 22 чел. 65 чел. 16 чел. 2 чел. 67 чел. 30 чел. 2 чел. 55 чел. 46 чел.

16,2% 68,6% 15,2% 21,4% 63,1% 15,5% 2,0% 67,7% 30,3% 1,9% 53,4% 44,7%

1.2. Ценностные ориентации будущего специалиста сферы «Таможенное дело» 17 чел. 58 чел. 24 чел. 21 чел. 59 чел. 23 чел. 7 чел. 54 чел. 38 чел. 2 чел. 47 чел. 54 чел.

17,2% 58,6% 24,2% 20,4% 57,3% 22,3% 7,1% 54,5% 38,4% 2,0% 45,6% 52,4%

2. Содержательно-знаниевый критерий

2.1. Знания об особенностях осуществления типичных видов профессиональной деятельности 24 чел. 48 чел. 27 чел. 25 чел. 53 чел. 25 чел. 5 чел. 45 чел. 49 чел. 4 чел. 29 чел. 70 чел.

24,2% 48,5% 27,3% 24,3% 51,6% 24,3% 5,0% 45,5% 49,5% 3,8% 28,2% 68,0%

2.2. Знания об особенностях составления деловой документации и работы с ней 35 чел. 44 чел. 20 чел. 39 чел. 46 чел. 18 чел. 11 чел. 39 чел. 49 чел. 2 чел. 44 чел. 57 чел.

35,4% 44,4% 20,2% 37,8% 44,7% 17,5% 11,1% 39,4% 49,5% 2,0% 42,7% 55,3%

Ничипорук А. А. Ход и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности модели овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалиста сферы

«Таможенное дело» на основе применения деловой документации

3. Профессионально-деятельностный критерий

3.1. Умение анализировать профессиональные задачи в типичных ситуациях профессионального взаимодействия 33 чел. 52 чел. 14 чел. 34 чел. 54 чел. 15 чел. 12 чел. 58 чел. 29 чел. 7 чел. 53 чел. 43 чел.

33,3% 52,5% 14,2% 33,0% 52,4% 14,6% 12,1% 58,6% 29,3% 6,8% 51,5% 41,7%

3.2. Умение решать профессиональные ситуации посредством применения деловой документации 26 чел. 44 чел. 29 чел. 30 чел. 43 чел. 30 чел. 6 чел. 43 чел. 50 чел. 4 чел. 40 чел. 59 чел.

26,3% 44,4% 29,3% 29,1% 41,8% 29,1% 6,1% 43,4% 50,5% 3,9% 38,8% 57,3%

4. Рефлексивно-коррекционный критерий

4.1. Способность анализировать результаты собственной профессиональной деятельности 29 чел. 45 чел. 25 чел. 28 чел. 48 чел. 27 чел. 2 чел. 47 чел. 50 чел. 2 чел. 37 чел. 64 чел.

29,2% 45,5% 25,3% 27,2% 46,6% 26,2% 2,0% 47,5% 50,5% 1,9% 35,9% 62,2%

4.2. Способность корректировать результаты собственной профессиональной деятельности по работе и составлению деловой документации 16 чел. 53 чел. 30 чел. 19 чел. 53 чел. 31 чел. 1 чел. 44 чел. 54 чел. 2 чел. 36 чел. 65 чел.

16,2% 53,5% 30,3% 18,4% 51,5% 30,1% 1,1% 44,4% 54,5% 1,9% 35,0% 63,1%

Полученные в ходе опытно-экспериментального обучения данные подтверждают выдвинутую гипотезу относительно эффективности применения разработанной модели педагогических условий овладения профессионально ориентированным иноязычным дискурсом специалистов сферы «Таможенное дело» на основе работы с деловой документацией.

В ходе педагогического эксперимента были выявлены условия эффективности, обеспечивающие функционирование предложенной модели:

1) погружение в профессионально ориентированный контекст деятельности;

2) поэтапное выполнение системы профессионально ориентированных заданий, соответствующих всем этапам выявленного алгоритма;

3) овладение и создание студентами профессионально ориентированного глоссария, составляющего основу профессионально ориентированного иноязычного дискурса.

Библиографический список

Министерство образования и науки Российской федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/spec_38.05.02.pdf (дата обращения: 25.12.2017).

Ничипорук A.A., Тарасюк Н.А. Методика обучения профессионально ориентированному дискурсу специалиста сферы «Таможенное дело» на основе применения деловой документации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018 №1 (45). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/050-024.pdf (дата обращения:. 11.08.2018).

Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. СПб.: Каро, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.