Использованная литература
1. Материалы советско-вьетнамского научного симпозиума «Участие советского Дальнего Востока в развитии торгово-экономических связей Советского Союза с Социалистической Республикой Вьетнам», г. Хабаровск. 13—15 октября 1980 г.
2. Материалы второго советско-вьетнамского научного симпозиума «Участие дальневосточных районов Советского Союза в торгово-экономическом сотрудничестве СССР с Вьетнамом», г. Хошимин. 26—28 ноября 1982 г.
3. Совместное Заявление о дальнейшем укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. Ханой. 12 ноября 2013 г.
4. Интервью президента СРВ Чыонг Тан Шанга корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС // Пульс Планеты, 08.11.2013.
Примечания
1 В Хошимине выступили член ЦК КПВ, зампредседателя Совета министров Чан Куинь, кандидат в члены ЦК КПВ, впоследствии возглавивший правительство Фам Ван Кхай, министр внутренней торговли Чан Фыонг, замминистра труда Нгуен Диен, замминистра лёгкой промышленности Хо Тхи Чи, руководители провинций Хайхынг, Куангнам-Дананг, Фукхань, Хаузянг, Миньхай, Ки-ензянг, Виньфу, Биньчитхиен, Тиензянг, руководители министерства внешней торговли от главного управления по экспорту-импорту овощей и фруктов, главного управления морского транспорта, а также заместители председателей народных комитетов Ханоя, Хошимина, Хайфона, главного управления по профобразованию, комитета по науке и технике. От учёных Вьетнама выступили председатель комитета общественных наук (ныне Вьетнамская академия общественных наук) проф. Дао Ван Tan и директор института внешней торговли МВТ проф. Лыу Ван Дат. От СССР присутствовали представители Госплана, министерства морского флота, генеральные консулы СССР в Хошимине, Хайфоне, Дананге, в особом районе Вунгтау-Кондао.
Часть 2
ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Ли Вьет Куанг (Вьетнам)
ХО ШИ МИН — УБЕЖДЕННЫЙ СТОРОННИК УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПУТЕМ МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
В статье рассказывается о взглядах Хо Ши Мина на развитие отношений с другими странами в период образования и становления Демократической Республики Вьетнам. Представлены его инициативы по урегулированию конфликтов путем мирных переговоров. Показано, что на разных этапах своей деятельности Хо Ши Мин стремился предотвратить войну, повлиять на политику французских властей в Индокитае путем обеспечения Франции во Вьетнаме ее экономических и культурных интересов. В качестве целей этой политика названы независимость ДРВ, равенство в международных отношениях, их расширение и укрепление путем взаимовыгодного сотрудничества, преодоление в стране бедности, неграмотности, эпидемий.
Ключевые слова: Хо Ши Мин, Вьетнам, Франция, мир, война, мирные переговоры, независимость, равенство, сотрудничество, прогресс, политика открытых дверей, демократия
The paper evaluates Но Chi Minh's approaches to the development of international relations with other countries in the period of the forma-
tion and development of the Democratic Republic of Vietnam. It represents Uncle's Ho initiatives to resolve conflict through peaceful negotiations. The author assumes that Ho Chi Minh at different stages of his career sought to prevent the war, trying to influence the policy of the French authorities in Indochina through provision with France its economic and cultural interests in Vietnam. The goals of this policy are characterized too like independence of DRV, equality in international relations, their expansion and strengthening through mutually beneficial cooperation, overcoming poverty, illiteracy, and epidemics.
Keywords: Ho Chi Minh, Vietnam, France, war, peace, peace negotiations, independence, equality, cooperation, progress, open door policy, democracy.
1. Xo Ши Мин — человек, который в первую очередь делал ставку на мирные переговоры при возникновении конфликтов в международных отношениях
В истории развития человечества, исходя из объективных и субъективных причин, прежде всего из-за отдельных интересов каждого государства, отдельных взглядов руководящих сил, возникновение конфликта между тем или иным государствами является проблемой, которой нельзя избежать. Тем не менее, каким будет разрешение конфликта либо мирным, достигнутым на взаимной основе путем международных переговоров, либо превращением этого конфликта в вооруженный, до степени перерастания его в войну, — все это зависит от понимания и доброй воли каждой из сторон. Мирное урегулирование конфликтов посредством международных переговоров в соответствии с международным правом по-прежнему является выбором прогрессивного человечества.
Мир — одна из многих высочайших ценностей, которой всегда жаждет и к которой стремится прогрессивное человечество. Для вьетнамской нации это приобретает еще более важное значение по той причине, что в истории человечества есть мало других таких народов, как народ Вьетнама, который вынужден был пройти через ожесточенные и длительные войны, защищая свою независимость и территориальную целостность. Глубже чем кто-либо народ Вьетнама осознает горести и потери, которые вызывает война, и значение
вновь достигнутых периодов мира. Именно Хо Ши Мин является прекраснейшим примером, в полной мере высшим проявлением страстного стремления к миру народа Вьетнама в современную эпоху. В международных отношениях он не только сконцентрировал осуществление высочайших чаяний народа — независимости, свободы, счастья, но также прилагал все усилия к реализации этих чаяний мирным путем, без военных конфликтов.
Хо Ши Мин родился и вырос в обстановке, когда Вьетнам был в оковах рабства, в обстановке традиционного патриотизма, несгибаемости малой родины и семейных напутствий; он рано осознал глубочайшие чаяния своего народа, жаждавшего независимости, свободы, счастья, и принял решение отправиться за границу для поиска пути воплощения этих чаяний. Эта возможность появилась с окончанием первой мировой войны (в 1918 году). С 18 января 1918 года страны-победительницы, в том числе Франция, собрались на конференцию в Версале (Франция) с уверениями дать колониальным народам новые надежды на право самоопределения1.
Живший тогда во Франции, Хо Ши Мин выступил с инициативой направить в адрес конференции «Требования народа Аннама» из 8 пунктов2. Это были требования демократических свобод, таких как политическая амнистия, законодательная реформа, свобода прессы и общественного мнения, свобода собраний, равенство выборов в парламент Франции и др.3 Согласно его замыслу, в этом документе «за кротким голосом скрывалась радикальная дерзновенность». Не только установление равенства с Францией, но также и немедленное распространение западной демократии на Индокитай в направлении независимости, обеспечение права народа на самоопределение стали целью «Требований». Этот документ явился сценарием прекращения колониальной зависимости по формуле: «политическая демократия, затем независимость»4. Никто не мог отрицать, что «Требования» стали выражением твердой воли Хо Ши Мина и всех тех, кто участвовал в их составлении. Однако из-за своей «колониальной сущности» власти Франции совершенно не посчитались с «Требованиями», с акцией Хо Ши Мина и его друзей 5.
Когда дело выдвижения «Требований» потерпело поражение, Хо Ши Мин стремился не доводить дело до возникновения вьетна-
мо-французского конфликта, хотя и знал, что его не избежать из-за жадности, упрямства и реакционности французских колонизаторов. В полемике с Фан Тяу Чинем спустя несколько месяцев после выдвижения «Требований», Хо Ши Мин сказал: «Я осмелюсь утверждать, что если правительство Франции не изменит свою политику, то народ Индокитая, прежде всего вьетнамцы Чунгки (Центральной части Вьетнама — прим. пер.) и, конечно, Бакки (Северной части Вьетнама — прим. пер.) должны будут применить силу, чтобы заставить верховные власти изменить ныне действующие методы правления в стране. Я совершенно не желаю такого неприятного развития событий (выделено автором)»6.
К августу 1945 г., когда вьетнамский народ «не мог более жить как прежде», Хо Ши Мин и наша партия, молниеносно воспользовавшись моментом капитуляции Японии перед союзными державами, успешно возглавили всеобщее восстание, завоевали власть во всей стране, ликвидировали правившую тысячи лет абсолютную монархию, почти вековое колониальное, а затем фашистское ярмо и провозгласили образование народно-демократической республики.
Однако дело национального освобождения не смогло завершиться из-за коварных планов наших врагов — вернуть во Вьетнам колониальный французский режим. В заявлении по Индокитаю 24 марта 1945 г. Временное правительство Франции, возглавляемое де Голлем, выдвинуло политическую программу, согласно которой Индокитайский Союз вместе с Францией и другими подразделениями содружества образуют Французскую Федерацию, все интересы которой за рубежом будет представлять Франция. Генерал-губерна-тор Индокитая был назван «арбитром» для всех стран-участниц Индокитайского Союза. Когда должность Верховного комиссара Франции в Индокитае занял Ж.Т. д'Аржанлье, Ш. де Голль указал: «Прежде всего, вашей миссией является восстановление власти Франции на всей территории Индокитайского Союза. Генерал Ж. Леклерк, под началом Верховного комиссара, имеет задачу применить все военные меры в целях восстановления этой власти»7. В реальности начиная уже с 23 сентября 1945 г. французские колонизаторы развязали войну по захвату Намбо (Юга — прим. пер.), что означало очередной узаконенный захват Вьетнама.
Столкнувшись с бесцеремонными и воинственными действиями французских колонизаторов в Индокитае, Хо Ши Мин, с одной стороны, осудил эти действия, противоречившие справедливости и международным договоренностям Франции, с другой, продолжал твердо придерживаться принципа диалога с представителями Франции с целью ненасильственного разрешения всех противоречий и различий между обеими сторонами. Он множество раз от чистого сердца предлагал мирно урегулировать вьетнамско-французские отношения в стремлении избежать войны, которая, указывал он, нанесет урон обеим сторонам. Всего через три недели после рождения нового Вьетнама, принимая корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс, он направил официальное дружественное послание французской стороне о том, что правительство Вьетнама по-прежнему уважает особые права французов во Вьетнаме8. Через несколько дней, 28 сентября 1945 г., принимая представителей Франции — Алессандри и Пиньо, Хо Ши Мин официально представил позицию Правительства Вьетнама, согласно которой экономические, культурные и военные права Франции во Вьетнаме по-прежнему гарантировались9.
В октябре 1945 г. в Послании французам в Индокитае Хо Ши Мин подтвердил уважительное отношение к французской нации и французской культуре, прежде всего к идейным ценностям Великой французской революции 1789 г., указав при этом на сходство между двумя народами — вьетнамским и французским — в их горячем стремлении к независимости и свободе. Он эмоционально заявил: «Французы Индокитая! Друзья, вы не задумываетесь о том, что кровь человечества текла рекой, что мир — подлинный мир, строящийся на справедливости и идеалах демократии, должен прийти на смену войне, что свобода, равенство, братство должны осуществляться во всех странах без различия расы и цвета кожи?»1"
Это тот дух, который Хо Ши Мин последовательно проявлял на всех встречах, в диалогах и в обмене телеграммами со всеми официальными представителями и военачальниками колонизаторов, на всех информационных трибунах в стране и за рубежом. Усилия Хо Ши Мина были направлены на то, чтобы последовательно вести диалог и мирно урегулировать многочисленные противоречия и различия во вьетнамо-французских отношениях. Особенно концентри-
рованно и действенно они отразились в принятом им решении подписать с представителем правительства Франции Прелиминарное соглашение (6 марта 1946 г.) и Соглашение о перемирии (14 сентября 1946 г.). Зная, что представители Франции в Индокитае, возглавляемые в то время Ж.Т. д'Аржанлье, продолжают идти курсом конфронтации, Хо Ши Мин настойчиво демонстрировал мирную волю правительства и народа Вьетнама, предлагал французской стороне ряд уступок в вопросах ее военных, политических, экономических и культурных прав во Вьетнаме, стремился избежать малейших предлогов, которые могли бы вызвать серьезный конфликт.
Вплоть до начала декабря 1946 г., когда напряженность во Вьетнаме-французских отношениях достигла высшей точки из-за проводимой Ж.Т. д'Аржанлье и его пособниками политики «свершившихся фактов», Хо Ши Мин, не жалея сил, направлял мирные сигналы французской стороне: «Мои соотечественники и я искренне желаем мира. Мы не хотим войны. Я знаю, народ Франции не хочет войны. Мы хотим избежать этой войны любыми способами. ... Как Франция, так и Вьетнам не должны тратить силы на развязывание пагубной войны...11»
Исследователь В. Лулей (Германия) очень верно отметил, что «после Второй мировой войны тенденция сохранить мир на земном шаре ненасильственным образом была довольно слабой. Именно Хо Ши Мин, с самых первых дней после Августовской революции 1945 года во Вьетнаме, непрестанно желал мирных переговоров с Францией. Мирное счастье народа оставалось его чаянием на протяжении всей его жизни»12.
Один из тех, кто тогда противостоял Хо Ши Мину, колониальный политик Жан Сентени впоследствии признавал: «После первых же встреч с Хо Ши Мином я вынес впечатление, что этот аскет, лицо которого выдавало ум, энергию, мудрость и проницательность, был человеком незаурядным и что ему суждено в скором времени выдвинуться на авансцену азиатской политики... Его слова и поступки, — все убеждало в том, что он хотел избежать насилия»13.
Однако из-за своей безудержной милитаристской сущности некоторые служители Франции делали вид, что не замечают миролюбивых инициатив Хо Ши Мина и в конце концов упустили мир,
упустили возможность избежать беспощадной, горестной, истребительной войны между вьетнамским и французским народами.
Благодаря Женевским соглашениям по Индокитаю (21 июля 1954 г.) мир был восстановлен на всем индокитайском полуострове, вьетнамский народ вверил судьбу успешного завершения национального освобождения всеобщим выборам в единой стране после двух лет ее временного раздела на Юг и Север. Однако американцы не извлекли опыта из уроков французов. Они пришли на смену французам, непосредственно вмешались в мирный процесс во Вьетнаме и замышляли навечно продлить разделение Вьетнама и вьетнамского народа. В этой ситуации Хо Ши Мин вновь избрал в качестве традиционной стратегии мирный способ волеизъявления правительства и нашего народа, стремившегося объединить страну путем всеобщих мирных выборов в строгом соответствии с Женевскими соглашениями.
Не прошло и месяца после подписания Женевских соглашений, как 12 августа 1954 г. на приеме делегации Международной комиссии по контролю за прекращением войны во Вьетнаме Хо Ши Мин заявил: «Наш вьетнамский народ бесконечно миролюбив, поэтому мы очень рады прекращению войны. Мы используем все силы, чтобы неуклонно сохранять мир и неукоснительно соблюдать все статьи соглашения о прекращении войны»14.
В сентябре 1955 года, когда США и их приспешник Нго Динь Зьем на Юге день за днем цинично подрывали Женевские соглашения, Хо Ши Мин по-прежнему упорно предлагал мирный способ объединения страны: «Наши народ и Правительство решительно и последовательно выполняют Женевские соглашения. Мы требуем, чтобы должностные лица на Юге строго соблюдали эти Соглашения. Франция является страной, которая подписала Соглашения, она должна уважать свою подпись и выполнить свои обязательства. Мы желаем, чтобы все миролюбивые страны, прежде всего участники Женевского совещания, вместе со странами, осуществляющими контроль, прилагали все силы к точному исполнению Женевских соглашений»15.
В апреле 1956 года, когда власти Нго Динь Зьема на Юге объявили об отказе выполнять обязательство о всеобщем голосовании по
вопросу о единстве страны, образовав отдельное государство, в интервью английскому корреспонденту о пути объединения страны, Хо Ши Мин подтвердил мирную волю ДРВ: «Мы используем все способы мирного пути борьбы для последовательного соблюдения Женевских соглашений»16.
Когда США осуществили непосредственный ввод войск на Юг и развязали эскалацию войны на Севере, Хо Ши Мин вновь подчеркивал: «Мы готовы расстелить перед американцами красный ковер и разбросать перед ними цветы, чтобы они ушли»17.«Мы готовы проводить их музыкой и цветами»18.«Я буду очень рад принять Президента США, приехавшего сюда с миром. Мы протянем руку дружбы любому государству, признавшему Вьетнам свободным и независимым»19.
Незадолго перед своей кончиной, 25 августа 1969 года, Хо Ши Мин в письме президенту США Р. Никсону вновь подчеркивал: «Наш вьетнамский народ любит мир, истинный мир в условиях независимости и подлинной свободы»2".
Сохраняя неуступчивую, милитаристскую позицию в расчете на свою огромную военную и финансовую мощь, США и их приспешники игнорировали мирную волю Хо Ши Мина и продолжали разжигать вторую Индокитайскую войну, однако в конце концов вынуждены были, к своему удивлению, констатировать, что сила бомб и снарядов и новейших технических средств также терпит поражение перед несокрушимой волей народа, его страстным стремлением к независимости, свободе, единству и миру.
Премьер-министр Индии Дж. Неру отмечал: «Современный мир переживает черную полосу кризиса, психологического кризиса; сегодня необходимым является достижение мира, дружбы и дружественных чувств. Доктор Хо является выразителем этого устремления»21.
2. Хо Ши Мин — человек, заложивший надежный фундамент для проведения мирных переговоров
Известно, что в процессе подготовки и организации вьетнамской национально-освободительной революции Хо Ши Мин всегда выражал мирную волю по отношению к тем, кто был ему враждебен.
Но это не означает, что он принимал мирное решение любой ценой. Иными словами, мирные переговоры всегда должны были опираться на четкие основания, отвечающие чаяниям народа и правому делу, существующим установлениям и международному праву. Лишь имея подобные основания, все стороны конфликта могут сесть за стол мирных переговоров, могут убедить друг друга пойти на взаимные уступки в стратегических интересах каждой из сторон, избежать идейного давления и насилия. С другой стороны, мирные переговоры призваны подтвердить и укрепить чаяния народа, правоту и международное право, помочь каждой из сторон избежать конфликтов, которые рождают лишь горести и жертвы.
С точки зрения Хо Ши Мина международные мирные переговоры, опирающиеся на чаяния народа, правоту и международное право, должны отвечать трем следующим положениям:
Во-первых, уважение права на свободу и независимость друг друга.
Хо Ши Мин утверждал: «Свобода и независимость — небом данное право каждого народа»22.Это — священное право, посягнуть на которое не может никто. Именно желая восстановить это священное право народа, Хо Ши Мин, преисполненный решимости, отправился искать путь спасения Родины, всегда помня слова: «Свобода для моих соотечественников, независимость для моей Родины, это — все, чего я желаю, это — все, что я понимаю»23.
Полная испытаний и побед революционная жизнь Хо Ши Мина явилась в конечном счете наивысшим стремлением к тому, чтобы «наша страна стала полностью независимой, наш народ полностью свободен, все наши соотечественники имели еду и одежду и каждый мог учиться»24.
Перед лицом священных свободы и независимости Хо Ши Мин указывал, что, добиваясь мирных переговоров, всегда необходимо помнить: «Подлинный мир никак не может быть отделен от подлинных свободы и независимости народа»25.Этот принцип был положен им в основу справедливого мира, явился также важнейшим принципом его мирных переговоров. Но когда все возможности исчерпывались, а противники продолжали упорствовать, обнаруживать свои военные устремления, тогда не оставалось никакого иного пути, кроме как вести войну сопротивления. Однако, даже несмотря на
необходимость вести войну, конечной целью Хо Ши Мина всегда оставалось достижение мира.
Во-вторых, соблюдение принципа равенства всех народов.
Хо Ши Мин добивался равноправия исходя из очевидности его отсутствия в общественных отношениях. Это — отсутствие равноправия между белыми и цветными, между жителями метрополии и колоний; осуществление политики обскурантизма в отношении вьетнамцев, их нещадная эксплуатация; лишение вьетнамцев народно-демо-кратических свобод и жестокое подавление любых их выступлений... Он говорил: «Что касается администрации и законности: огромная пропасть существует между европейцами и коренным населением. Европеец обладает всеми правами и господствует как абсолютный хозяин; а коренному жителю заткнули рот и ведут его на веревке, он имеет лишь право повиноваться и не может даже жаловаться»26.
Чтение «Первоначального наброска тезисов по национальному и колониальному вопросам», подготовленных В.И. Лениным, привело его к марксизму-ленинизму, к глубокому пониманию Великой Октябрьской Социалистической революции. Это не только помогло Хо Ши Мину отыскать путь освобождения и развития вьетнамского народа, но и позволило найти теоретическую и практическую основу для усиления борьбы за равноправие вьетнамского народа и шире — за равноправие между всеми народами в международных отношениях. Он ясно указал: «Русская Революция. Именно благодаря этой революции заложены основы права на подлинную свободу и права на подлинное равенство для всего человечества»27.
Именно здесь, благодаря Хо Ши Мину, борьба за восстановление равноправия народов в международных отношениях соединилась с борьбой за национальное освобождение. Национально-освободительная борьба создала благоприятные условия для достижения победы в борьбе за восстановление национального равенства. С другой стороны, борьба вьетнамского народа за равноправие в международных отношениях имела прежде всего целью восстановление национальной независимости, свободы и счастья народа.
2 сентября 1945 года, когда было торжественно провозглашено рождение Демократической Республики Вьетнам, Хо Ши Мин заявил не только о праве жить, праве свободы, праве добиваться сча-
стья, но и еще о таком важном условии, как равноправии всех народов в стремлении пользоваться всеми этими правами. Исходя из этого категорически нельзя согласиться с постулатом, что одному народу будто бы дано высшее, неординарное право обладать всеми основными правами, правом неприкосновенности личности, пользоваться ими в такой степени, чтобы самому завоевывать и угнетать другие народы. Тогда как другой народ считается низшим и должен смириться с участью колониального народа, подвергаться неравенству, угнетению, нещадной и жестокой эксплуатации.
Эта точка зрения явилась большим прогрессивным шагом в истории мысли о праве равенства, важным вкладом Хо Ши Мина в интеллектуальную кладовую человечества. Она была высказана в той международной обстановке, когда почти все страны Азии, Африки и Латинской Америки находились под игом колониализма, оставались лишенными равенства, в результате политическое творчество Хо Ши Мина приобрело еще более глубокое как теоретическое, так и практическое значение.
Вскоре после рождения независимого Вьетнама Хо Ши Мин, находясь на посту Президента ДРВ, много раз официально перед международным сообществом подтверждал внешний курс нашей страны: «Вьетнам будет сотрудничать с каждой страной, которая с открытой душой, честно и равноправно сотрудничает с Вьетнамом»28.
Даже в отношении Франции, в духе осуждения прошлого и в плане выгод для обеих стран в настоящем и будущем, Хо Ши Мин выразил следующую точку зрения: «Вьетнам решительно и честно работает с народом Франции, как брат с братом, на основе независимости, равенства, решимости, уважения, выгоды, культуры и материальных интересов Франции здесь, во Вьетнаме»29.
Равенство — вот один из принципов международных отношений Вьетнама. И всех взаимоотношений. Вьетнам и другие народы имеют право на равное уважение, имеют равное положение, нет народа уважаемого или слабого, благородного или низкого, народа метрополии или народа зависимого.
Хо Ши Мин неустанно боролся за то, чтобы равноправие между всеми народами в международных отношениях было не только лозунгом Хартии Организации Объединенных Наций или пустыми
трафаретными заявлениями великих держав. Напротив, равноправие должно было стать практическим принципом взаимного доверия между всеми странами и народами.
В-третьих, необходимо обеспечить дух взаимовыгодного сотрудничества между всеми сторонами.
Продолжая традиции вьетнамского народа стремиться к миру и исходя из практических требований практических задач вьетнамской революции и интересов всех государств мира, Хо Ши Мин указал на необходимость для всех народов и государств сотрудничать, быть друзьями, учиться друг у друга, обмениваться опытом. Именно с 1919 года, будучи тогда лишь только искренним патриотом, еще не вставшим на позиции пролетариата, еще не знавшим о марксиз-ме-ленинизме, в работе «Проблема коренного населения» Хо Ши Мин выступил с особой позицией: «С принципиальной точки зрения общий прогресс зависит от развития интернационализма; и цивилизация только тогда принесет пользу, когда международные отношения расширятся и укрепятся»3".
В 1924 году в письме «товарищу Петрову» — ответственному секретарю Восточного отдела (Исполкома Коминтерна — прим. пер.) Нгуен Ай Куок подчеркивал, что первой причиной, рождающей слабость народов Востока — это их изолированность: «Народы Востока не имеют взаимоотношений и контактов друг с другом, между континентами. Они совершенно не знают о том, что происходит в ближайших соседних странах, и поэтому им не хватает взаимного доверия, координации деятельности и взаимного воодушевления». Он указал также, что для народа Вьетнама будет весьма полезно, если приобретет выгоду, если он познакомится и изучит опыт народа Индии в борьбе против колониального режима, против капитализма, опыт борьбы рабочего класса Японии и народа Египта31.
Таким образом, с точки зрения Хо Ши Мина, сотрудничество между всеми государствами и народами является одним из условий и движущих сил прогресса, цивилизации человечества в целом и оно принесет пользу каждому государству и каждому народу в отдельности. Именно это и есть взаимовыгодное сотрудничество.
Для народа Вьетнама, малого народа, подвергающегося колониальному господству, говорил Хо Ши Мин, сотрудничество с други-
ми государствами и народами в борьбе за обретение национальной независимости, построение нового цивилизованного, прогрессивного общества тем более имеет важное значение. Это объясняет, почему в 20-е годы XX века Хо Ши Мин рано уяснил и изо всех сил, неустанно действовал в том направлении, чтобы вьетнамская революция стала составной частью мирового революционного движения и находилась на орбите революционного, пролетарского движения.
Августовская революция победила, родилась Демократическая Республика Вьетнам. В новом положении страны и от имени всего вьетнамского народа Хо Ши Мин официально подтвердил одну из принципиальных позиций Правительства и народа Вьетнама в международных отношениях — готовность к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми государствами и народами мира. Спустя полтора месяца после обретения независимости, 17 октября 1945 года, в телеграмме Президенту США Г. Трумэну Хо Ши Мин выразил искреннее желание и готовность народа Вьетнама к сотрудничеству с другими демократиями в деле установления и укрепления мира и процветания на землеЪ1.
Через много лет Хо Ши Мин все так же подчеркивал единую точку зрения Правительства и народа Вьетнама: «Демократическая Республика Вьетнам готова установить отношения дружественного сотрудничества с любой страной на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга, взаимного ненападения и взаимного невмешательства во внутренние дела, равенства, взаимной выгоды и мирного сосуществования. Мы уверены, что это сотрудничество будет выгодным для обеих сторон и принесет общую пользу делу мира во всем мире»33.
Заслуживает внимания и утверждение Хо Ши Мина о взаимовыгодном сотрудничестве между государствами и народами в международных отношениях. А именно: он считал, что сотрудничество должно гарантировать взаимную выгоду, лишь тогда оно будет реальным сотрудничеством в точном соответствии с его смыслом и необходимостью для прогресса и цивилизации человечества. Взаимовыгодное сотрудничество полностью противоречит такому виду «сотрудничества», которое колониализм всячески рекламирует и использует для прикрытия агрессии, грабежа и господства над другими народами.
У Хо Ши Мина борьба за осуществление взаимовыгодного сотрудничества между всеми государствами мира соединилась с борьбой по разоблачению постыдной сущности и ликвидации того вида фальшивого «сотрудничества», которое колониализм всячески приукрашивал, чтобы обманывать народы мира, прежде всего народы колониальных стран.
Согласно Хо Ши Мину, теоретическая и практическая база также являются наиболее показательным образцом для взаимовыгодного сотрудничества между народами, а именно — идеи и внешняя политика В.И. Ленина и Советского правительства. Он утверждал: «Принципы Ленина о праве наций на самоопределение, о совместной мирной жизни, невмешательстве во внутренние дела других стран, о равноправии и взаимовыгодных двусторонних отношениях между всеми странами, принципы, заложившие основы внешней политики Советского Союза, которые в настоящее время указывают народам всех колониальных и зависимых стран путь борьбы за единство и национальную независимость»34.
С другой стороны, по оценке Хо Ши Мина, взаимовыгодное сотрудничество строится не только между государствами и народами, имеющими общий политический строй, но также может и должно осуществляться между государствами и народами, имеющими различные политические режим, с тем чтобы приносить пользу всем сторонам и всему человечеству. Это положение исходит из того, что Хо Ши Мин видел необходимость взаимосвязей и взаимовлияния между государствами и народами мира прежде всего в решении проблем, которые не может решить самостоятельно ни одно государство или народ, — таких как сохранение мира, борьба с бедностью, с неграмотностью, эпидемиями и т. п. Поэтому, государства и народы, даже с разным политическим устройством, будут иметь точки соприкосновения сотрудничество в экономическом и культурном сотрудничестве и сумеют достичь взаимной выгоды. Более того, это положение исходит из одной важной стороны гуманистической идеологии Хо Ши Мина — всегда стремиться к тому, чтобы государства и народы мира сотрудничали друг с другом, без различия их цвета кожи и систем взглядов в целях сохранения мира, развития прогресса и цивилизации всего человечества. Именно в духе открытости и сотрудни-
чества с Западом в декабре 1946 года в Призыве к Организации Объединенных наций Хо Ши Мин заявил: «В отношении демократических стран Вьетнам готов проводить политику открытых дверей и сотрудничества во всех областях:
а) Вьетнам предоставляет благоприятные условия для инвестиций капиталистическим странам, иностранным инженерам во всех своих технологических отраслях.
б) Вьетнам готов открыть все свои порты, аэродромы и транспортные магистрали для международной торговли и транзита.
в) Вьетнам принимает участие во всех организациях международного экономического сотрудничества под руководством ООН.
г) Вьетнам готов подписать в рамках ООН соглашения с военно-морскими и сухопутными силами соглашения по особой безопасности и конвенции, по использованию ряда военно-морских и военно-воздушных баз»35.
Итак, возникновение в международных отношениях споров между сторонами вполне возможно. Однако возникновение конфликта не обязательно должно приводить к вооруженному конфликту, к войне. Каким бы ни было урегулирование любого конфликта, исключительно важно, чтобы оно принесло долговременную выгоду всем сторонам, одновременно с одной стороны — имело бы стратегическую значимость для каждого государства, с другой — стало бы искусством дипломатии в международных отношениях. Данное положение не отрицает роли крупных деятелей и личностей, «появляющихся вовремя в нужный исторический момент». Хо Ши Мин — именно такой человек. Человек, образцово воплотивший в жизнь мирную дипломатическую линию народа Вьетнама — народа, который традиционно уважает стремление к миру и ненавидит несправедливые войны.
Примечания
1 8 января 1919 года в официальном послании президент США В. Вильсон выдвинул 14 пунктов, названных «Всесторонняя программа мира», в том числе пункт 5, привлекший внимание вьетнамцев во Франции: «Сохраняя абсолютно
беспристрастное, прямое, либеральное отношение к спорам о колониях, мы считаем, что их нужно рассматривать в духе уважения принципа, согласно которому решение всех вопросов суверенитета и соответствующих прав населения должно соответствовать справедливым требованиям национальных правительств и осуществляться на основе права». Последующее развитие событий показало, что эти слова декларации были лишь пустым звуком.
2 -г Л
См.: Trân DânTiên, Nhüng mâu chuyên vê dài hoat dông cùa Hô Chû tich (Чан Зан Тиен. Рассказы о жизни и деятельности Председателя Хо). Н., 1975. Тг. 32.
3 См.: Но СЫ Minh. Toàntâp, t. 1 (Хо Ши Мин, ПСС). Н„ 2000. Тг. 435-436.
4 Hémery, Daniel. Hô Chi Minh — Tù Dông Dirang dên Viêt Nam. Lê Toan biên dich (Дэниэль Хемери. Хо Ши Мин — От Индокитая до Вьетнама). Н. 2004. Тг. 29.
5 «Сущность колониализма» — название статьи Нгуен Ай Куока — Хо Ши Мина. См. Но Chi Minh: Sdd. T. 1. Тг. 1-5.
6 Из беседы Нгуен Ай Куока с Фан Тяу Чинем в ноябре 1919 г. Подробнее см. Hémery, Daniel. Op. cit. Тг. 121.
y
Mai Vän Bô. Cách mang Tháng Tám mó ra mot thcri dai mói / Ban Nghiên cúu lieh sù ngoai giao: Bác Hô và hoat dông ngoai giao — mot vài ky niêm vê Bác (Май Ван Бо. Августовская революция открыла новую эпоху.). Н. 2008, Тг. 15.
8 Но Chi Minh - Biên niên tiêu sû. Hoc viên CTQG Ho Chi Minh - Viên Ho Chi Minh (Хо Ши Мин — Биографическая хроника. Государственная политическая Академия Хо Ши Мина — Институт Хо Ши Мина), Н. 2006, Т. 3, Тг. 22.
9 Ibid. Тг. 26.
111 Но Chi Minh. Toàntâp (Хо Ши Мин, ПСС). Т. 4, Тг. 66-67.
11 Ibid. Тг. 473.
12 '
Hôi thâo quôc tê vê Chû tich Hô Chi Minh (Международная конференция о Председателе Хо). H. 1990. Тг. 55.
13
Sainteny J. Histoire d'une paix manqué (Дж. Сентени, История утраченного мира). Paris, 1953. P. 164, 166.
14 Но Chi Minh. Toàntâp (Хо Ши Мин, ПСС). Т. 7. Тг. 328-329.
15 Ibid. Т. 8. Тг. 47.
16 Ibid. Тг. 159.
17
Lim Vän Loi, Nguyên Anh Vü. Tiêp xúc bí mât Viêt Nam — Hoa Ky truóc hôi nghi Pari (Лыу Ван Лой, Нгуен Ань By. Тайные контакты Вьетнама и США накануне Парижской конференции). Н. 1990. Тг. 84.
18 Ibid. Тг. 206.
19 Ibid. Тг. 199.
211 Но Chi Minh (Хо Ши Мин, ППС). Т. 12. Тг. 488.
21 '
Vo Nguyen Giäp. Möt so vän de ve nghien ciiu tu tircrng Нб Chi Minh. H. 2004.
Tr. 240.
22 Ho Chi Minh (Хо Ши Мин, ППС). Т. 5. Тг. 7.
23 г Л Л Л
Trän Dan Tien. Nhüng mäu chuyen ve döi hoat döng cüa Hö Chü tich in län thü 9 (Чан Зан Тиен, Рассказы о жизни и деятельности Хо Ши Мина, 9-е издание). Н., 1989. Тг. 45-46.
24 Но Chi Minh (Хо Ши Мин, ППС). Т. 4. Тг. 161.
25 Ibid. Т. 11. Тг. 543.
26 Ibid. Т. 1. Тг. 7
27 Ibid. Т. 2. Тг. 6.
28 Ibid. Т. 5. Тг. 676.
29 Ibid. Т. 4. Тг. 472. 311 Ibid. Т. 1. Тг. 9-10.
31 Ibid. Тг. 263.
32 Ibid. Т. 4. Тг. 52.
33 Ibid. Т. 8. Тг. 5.
34 Ibid. Т. 7. Тг. 514-515.
35 Ibid. Т. 4. Тг. 470.