Научная статья на тему 'Хлеб Маньчжурии и государственные интересы России на Дальнем Востоке накануне первой мировой войны'

Хлеб Маньчжурии и государственные интересы России на Дальнем Востоке накануне первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЬЧЖУРИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КОЛОНИЗАЦИЯ / ХЛЕБ / ПОШЛИНЫ / Н.Л. ГОНДАТТИ / КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / MANCHURIA / MIDDLE EAST / COLONIZATION / EXPANSION / BREAD / TAXATION / N.L.GONDATTI / CHINESE EASTERN RAILWAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходяков М. В.

В статье на основе архивных материалов рассматриваются некоторые вопросы колонизации Дальнего Востока России накануне Первой мировой войны. Отмечено значение Маньчжурии и Китайско-Восточной железной дороги для будущего экономического развития России. Показано, что товарооборот между странами во многом зависел от политической конъюнктуры и позиции конкретных руководителей обеих стран. Анализируется содержание писем приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти, адресованных в 1912 году в Комитет по заселению Дальнего Востока, а также министру финансов В.Н. Коковцову, являвшемуся одновременно и главой российского правительства. Одной из важнейших геополитических составляющих того времени, имевших прямое отношение не только к заселению Дальнего Востока русскими людьми, но и влиявших на государственную безопасность страны, был вопрос о введении пошлин на ввозимый в Россию из Маньчжурии хлеб. Обсуждение проблемы, несмотря на ее злободневность, затянулось, продемонстрировав низкую степень взаимодействия различных ведомств, слабую согласованность управленческих и политических решений центральной и региональной администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANCHURIAN BREAD AND RUSSIAN NATIONAL INTERESTS IN THE MIDDLE EAST BEFORE THE OUTBREAK OF WORLD WAR I

The paper analyzes archival materials to investigate some issues of Russian territorial expansion in the Middle East before the outbreak of World War I. The article underlines the significance of Manchuria and the Chinese Eastern railway for Russian economic development. The article maintains that the goods turnover between the two countries depended greatly on the political situation and the position taken by the officials of the countries. The article analyzes letters of the Priamur Governor-General N.L. Gondatti written in 1912 and addressed to the Committee on the Expansion of the Middle East and the Minister of Finance V.N. Kokovtsev, who was the then head of the government. One of the most important geopolitical issues related both to Russia's expansion in the Middle East and to the national security of the country was the introduction of a state tax on bread imported from Manchuria. The discussion of the problem despite its urgency was delayed because of the lack of cooperation between federal and local authorities.

Текст научной работы на тему «Хлеб Маньчжурии и государственные интересы России на Дальнем Востоке накануне первой мировой войны»

УДК 327(Р47:511)«1914»

М.В. Ходяков

ХЛЕБ МАНЬЧЖУРИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1

В статье на основе архивных материалов рассматриваются некоторые вопросы колонизации Дальнего Востока России накануне Первой мировой войны. Отмечено значение Маньчжурии и Китайско-Восточной железной дороги для будущего экономического развития России. Показано, что товарооборот между странами во многом зависел от политической конъюнктуры и позиции конкретных руководителей обеих стран. Анализируется содержание писем приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти, адресованных в 1912 году в Комитет по заселению Дальнего Востока, а также министру финансов В.Н. Коковцову, являвшемуся одновременно и главой российского правительства. Одной из важнейших геополитических составляющих того времени, имевших прямое отношение не только к заселению Дальнего Востока русскими людьми, но и влиявших на государственную безопасность страны, был вопрос о введении пошлин на ввозимый в Россию из Маньчжурии хлеб. Обсуждение проблемы, несмотря на ее злободневность, затянулось, продемонстрировав низкую степень взаимодействия различных ведомств, слабую согласованность управленческих и политических решений центральной и региональной администрации.

Маньчжурия, Дальний Восток, колонизация, хлеб, пошлины, Н.Л. Гондатти, Китайско-Восточная железная дорога.

В начале XX века одной из важнейших задач российские реформаторы считали заселение окраин империи русскими людьми. В 1903 году на основании «высочайшего указа Сенату» был образован Особый комитет по делам Дальнего Востока. В круг его ведения входили вопросы общего управления краем - юридические, финансовые, военные, промышленного и торгового развития, дела по сношению с государствами, граничащими с наместничеством на Дальнем Востоке 2. На смену Особому комитету по делам Дальнего Востока, упраздненному в 1905 году, пришел образованный в октябре 1909 года. Комитет по заселению Дальнего Востока 3.

О внимании России к Дальнему Востоку публицисты и военные деятели писали уже в начале XX века 4 В частности, генерал А.Н. Куропаткин - один из идеологов усиления российского влияния в дальневосточном и центрально-азиатском регионах - не только указывал на «желтую опасность», которой подвергается Европа и Россия, но и предлагал изменить очертания российских границ в Азии 5. В наше время омские исследователи (А.В. Ремнев, а также его коллеги и ученики) разработали управленческо-региональный подход изучения имперской политики на Дальнем Востоке 6. Историк И.В. Белоконь при этом отметила, что предложенное А.В. Ремневым понятие «география власти» позволило вписать политические взгляды и государственную деятельность отдельных «строителей империи» в общую канву империо- и

1 Статья выполнена при поддержке Российского научного фонда. Проект № 18-18-00142 «Центр и регионы: экономическая политика правительства на окраинах Российской империи (1894-1917)» ; This research was supported by the Russian Science Foundation. Project N 18-18-00142 "The Center and the regions: state economic policy on the outskirts of the Russian Empire (1894-1917)".

2 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1337. Оп. 1. Д. 20, 106, 109 и др.

3 Там же. Ф. 394. Оп. 1. Д. 1-68.

4 Меркулов С.Д. Вопросы колонизации Приамурского края. СПб., 1911. Вып. II ; Вощинин В. Колонизационное дело при А.В. Кривошеине. Пг., 1915; и др.

5 Куропаткин А.Н. Русско-китайский вопрос. СПб., 1913. С. 6-7, 14-15, 221.

6 Ремнев А.В. Региональные параметры имперской «географии власти» (Сибирь и Дальний Восток) // Ab Imperio. 2000. № 3-4. С. 343-359 ; Его же. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX века. Омск, 2004 ; Его же. Российская власть в Сибири и на Дальнем Востоке: колониализм без министерства колоний - русский "sonderweg"? // Imperium inter pares: роль трансферов в истории Российской империи [1700-1917]. М., 2010. С. 150-181 ; и др.

© Ходяков М.В., 2018

нациостроительства 7. Исследователи получили возможность ставить новые вопросы в определении особенностей дальневосточной составляющей российского движения на Восток 8.

Современные оценки экономического курса, осуществлявшегося на дальневосточном направлении центральной властью, далеки от радужных. Так, петербургский историк И.В. Лукоянов отмечает неудачную экономическую политику С.Ю. Витте на Дальнем Востоке: после Русско-японской войны власти пришлось бороться уже не за освоение Маньчжурии, а за недопущение влияния оттуда на русские территории. В подтверждении своих слов исследователь приводит слова, прозвучавшие в Финансовой комиссии Государственной думы в 1909 году: «Обстоятельства на Дальнем Востоке в последнее время приняли такой оборот, что Россия без всякого промедления должна принять решительные таможенные меры к тому, чтобы закрепить за собою в экономическом отношении свои дальневосточные области» 9.

Важную роль в укреплении экономического развития края была призвана сыграть Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проложенная по территории Маньчжурии, соединившая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, ставшая базой для защиты интересов Российской империи на Дальнем Востоке 10. Министерство финансов направляло на поддержание этого проекта значительные суммы. С 1895 года на протяжении последующих 10 лет сумма русских инвестиций более чем в 5 раз превысила стоимость русского экспорта в Китай. По оценкам специалистов, за 1895-1904 годы в систему КВЖД и хозяйственное развитие ее инфраструктуры было вложено 563,5 млн рублей. Относительно общих размеров русского экспорта в Китай в эти годы данные серьезно разнятся - от 102 млн рублей до 220 млн американских долларов 11. Вложения шли в основном в пищевую промышленность, в частности -в мукомольное производство. Они сопровождались протекционизмом: заградительные пошлины на муку препятствовали развитию производства в Забайкалье, Приамурье и Приморье.

Одновременно имела место и другая тенденция. В докладной записке министру финансов от торгово-промышленного класса Хабаровска, помеченной 17 октября 1909 года, говорилось о том, что мукомольная промышленность Приморья нуждалась в маньчжурском хлебе, который в течение нескольких десятилетий вывозился оттуда без оплаты пошлины. Однако в июле 1909 года китайское правительство учредило таможню по реке Сунгари с заставами в Харбине, Сансине, Лахасусу, взимая вывозную пошлину с хлебных продуктов - по 4 копейки с пуда 12.

Со своей стороны Россия ввозила в Маньчжурию (через Владивосток) муку, керосин, виноградное вино, машины, сахар, табак. Наряду с «русским провенансом», в Маньчжурию ввозились и иностранные товары. Всего в 1906 году было завезено 5 801 049 пудов грузов; в 1907 году - 1 896 906 пудов; в первой половине 1908 года - 794 508 пудов 13. В Россию с территории Маньчжурии ввозилось как зерно, так и спирт, причем последний нередко достигал русского потребителя контрабандным путем 14.

Публицисты начала XX века, а вслед за ними и историки отмечали, что с целью освоения Дальнего Востока правительством осуществлялись меры не только по заселению этого региона выходцами с территории Европейской России, но и проводились мероприятия по ограничению ввоза в пределы России маньчжурского зерна путем введения пошлины 15. В действительности ситуация не была такой однозначной. В установлении пошлин на вывозимое в Россию зерно были заинтересованы и китайские власти.

Современными исследователями замечено, что основные направления помощи сельскому населению России на случай неурожаев и голода начали законодательно регулироваться и

7 Генерал Куропаткин - государственный и военный деятель Российской империи. К 170-летию со дня рождения : кол. моногр. СПб., 2018. С. 73-74.

8 Лукоянов И.В. «Не отстать от держав...». Россия на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX в. СПб., 2008 ; Янченко Д.Г., Слободзян Г.М. Колонизация русского Дальнего Востока в правительственной политике в 1906-1911 гг. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 12. С. 93-106 ; и др.

9 Цит. по: Лукоянов И.В. «Не отстать от держав...» ... С. 161-162.

10 Самойлов Н.А. Историческое наследие КВЖД и формирование образа России на Северо-Востоке Китая // Ученые зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2018. № 2 (171) ; Янченко Д.Г., Старовойтова Е.О. Дискуссии об экономическом развитии Китайской Восточной железной дороги после Русско-японской войны // Новейшая история России. 2018. Т. 8, № 3 ; и др.

11 Лукоянов И.В. «Не отстать от держав...» ... С. 158.

12 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 718. Л. 6.

13 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 616. Л. 47-49.

14 Там же. Д. 718. Л. 7-7 об., 13, 18 об., 39-39 об., 76 и др.

15 Вощинин В. Колонизационное дело при А.В. Кривошеине. Пг., 1915. С. 20.

осуществляться в общероссийском масштабе лишь на рубеже Х1Х-ХХ веков. Таким образом складывались общегосударственная и региональные системы продовольственной безопасности страны 1б.

Именно проблеме государственной безопасности и было посвящено письмо приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти, направленное 3 февраля 1912 года председателю Комитета по заселению Дальнего Востока. В нем он ставил вопрос об обложении пошлиной маньчжурского зерна, отмечая, что этого требуют интересы «государственной обороны» 17. Видимо, не получив удовлетворяющего его ответа, Н.Л. Гондатти вновь сформулировал свои аргументы - на этот раз в секретном письме на имя министра финансов и одновременно председателя Совета министров В.Н. Коковцова. В документе подчеркивалась необходимость создания «вполне самостоятельной продовольственной базы в русских пределах Дальнего Востока и, во всяком случае, устранения нашей современной полной зависимости в насущном продовольствии от чужеземцев» 18.

Подготовка секретного письма Н.Л. Гондатти не было случайным - оно появилось после того, как влиятельный А.В. Кривошеин в 1909 году инициировал законопроект о реорганизации Главного управления землеустройства и земледелия (ГУЗИЗ) 19, а вслед за этим вместе с П.А. Столыпиным совершил поездку в Сибирь и Поволжье.

Обращаясь к В.Н. Коковцову, Н.Л. Гондатти отмечал, что ежегодно только Амурская область получала из Маньчжурии свыше 3 млн пудов хлеба. Даже временное прекращение этого ввоза грозило в случае политических осложнений или военных действий «весьма серьезными последствиями для всего Приамурья»20. Регион могли оставить без хлеба и другие обстоятельства - те или иные правительственные мероприятия в отношении китайских подданных, прибывавших на русскую территорию, встречали со стороны китайцев частичное запрещение вывоза из Маньчжурии определенных продуктов. Так, в 1910 году китайское правительство под предлогом голода в Мукденской провинции запретило вывоз хлеба в Россию из нескольких округов. Сложившееся положение Н.Л. Гондатти называл «экономической кабалой над русскими областями» 21.

В качестве подтверждения серьезности ситуации приамурский генерал-губернатор привел выдержки из секретных документов, полученных им из Императорского российского генерального консульства. Корреспонденция исходила от председателя главного железнодорожного бюро в Харбине даотая 22 Ли-хун-мо и была адресована 22 мая 1912 года начальнику Хэйлунцзянской провинции. В перлюстрированных письмах говорилось о необходимости издать предписание всем местным властям, содержащее категорический запрет «вывоза зерновых продуктов в пределы России». Этим шагом китайские власти пытались решить ряд проблем, полагая, в частности, что так «можно было бы создать препятствия для русской колонизации в Приморской и Приамурской областях» 23.

Китайские чиновники были убеждены в том, что «...русские за последнее время заняты колонизацией в больших размерах. Днем и ночью беспрестанно перевозят они своих переселенцев по Китайской Восточной железной дороге, коих и размещают в Приморской области. 24 Если своевременно не принять мер к запрещению вывоза из Маньчжурии зерновых продуктов, то русским в конце концов безо всякого труда удастся заселить нашу землю своими подданными и наш хлеб будет поедаться ими же. Разве можно при таких условиях надеяться на спокойствие населения и ручаться за целость нашей территории» 25.

У Н.Л. Гондатти, призывавшего озаботиться ограничением поставок хлеба из Маньчжурии путем обложения китайских зерновых продуктов таможенной пошлиной и развитием собственного земледелия, были свои аргументы относительно путей решения данной проблемы: «В настоящее

16 Корнилов Г.Е. Формирование системы продовольственной безопасности населения России в первой половине XX века // Российская история. 2011. № 3. С. 92-93.

17 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 780. Л. 6.

18 Там же. Л. 6, 113-114 об.

19 Воронов И.И. Министерство земледелия в царствование Николая II (1894-1917 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2014. № 12 (50), ч. 1. С. 53.

20 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 780. Л. 6 об.

21 Там же. Л. 7.

22 Даотай - чиновник, ведавший какой-либо отраслью управления в той или иной провинции.

23 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 780. Л. 7.

24 В действительности к 1908 году на Дальний Восток из Европейской России, по официальным сведениям, прибыло примерно 212,7 тыс. человек. См.: Лукоянов И.В. «Не отстать от держав...» ... С. 161.

25 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 780. Л. 7-7 об.

время ввоз в пределы [России] дешевого маньчжурского хлеба влечет за собой если не упадок, то полный застой в деле развития собственного производства. Ввоз этот, увеличиваясь с каждым годом, давит местное население, и пока он не будет затруднен или прекращен, нет оснований рассчитывать, что земледелие здесь окрепнет и разовьется. С наложением же пошлин на маньчжурское зерно и урегулированием тем самым цен на зерновые продукты рост земледелия должен пойти быстрыми шагами, и я не сомневаюсь, что через 5-6 лет нужды в привозном хлебе не будет» 26.

Одновременно с этим Н.Л. Гондатти предлагал оказывать помощь местным крестьянам улучшением семенного фонда, выдачей дешевого и доступного кредита, созданием специальных сельскохозяйственных учебных заведений, проведением агрономических исследований. В данных обстоятельствах, по его мнению, следовало решить основной вопрос - о временном снабжении дальневосточной окраины сибирским хлебом. На это обстоятельство он и указывал в своей записке, направленной председателю Комитета по заселению Дальнего Востока еще в начале февраля 1912 года. По оценкам приамурского генерал-губернатора, «для замены маньчжурского продукта русским привозным» требовалось до 12 млн пудов хлеба ежегодно. При этом у него не возникало сомнений в том, что данное количество может быть дано богатыми земледельческими районами Сибири: «По количеству свободного хлеба Томская губерния могла бы легко покрыть двойную потребность Приамурья...» 21. Действительно, вывоз хлеба из Сибири к 1914 году составил 50 млн пудов 28, а Томская губерния значилась в ряду районов с избытками хлеба 29.

Настаивая на «скорейшем рассмотрении» его предложений, Н.Л. Гондатти вновь и вновь подчеркивал важность отстаивания в данном вопросе именно государственных интересов: «все другие интересы и цели должны при рассмотрении этого дела занять второстепенное положение»

30

По распоряжению министра финансов вопрос о целесообразности осуществления мер, предложенных Н.Л. Гондатти, стал предметом обсуждения в ходе целого ряда заседаний и совещаний в разнообразных министерствах и ведомствах. И получил при этом неоднозначную оценку. Целесообразность введения пошлин на маньчжурский хлеб рассматривалась в Особом совещании при министерстве торговли и промышленности, где не нашла понимания. Представленные сведения свидетельствовали якобы о том, что в связи с ростом цен «дешевого хлеба в Маньчжурии уже нет». Цена маньчжурской пшеницы во Владивостоке до 1911 года составляла 95 копеек за пуд. В 1912 году цена на хлеб в Харбине поднялась и с учетом расходов по транспортировке составляла во Владивостоке уже 1 руб. 30 коп. за пуд, то есть столько же, во сколько расценивалась пшеница в Одессе 31. Однако у Н.Л. Гондатти были и сторонники в этом вопросе. Так, директор Департамента таможенных сборов С.Д. Ган в письме от 20 февраля 1913 года, адресованном товарищу председателя правления Общества КВЖД инженеру А.Н. Вентцелю, отмечал, что он «не может не присоединиться» к мнению Н.Л. Гондатти: «.обложение маньчжурского зерна пошлиной и временная замена его сибирским продуктом вполне своевременны и соответствовали бы не только государственным интересам, дав выход излишкам хлеба и сохранив России его покупную способность, но... и местным интересам, установив торговые связи, о которых поздно было бы думать в годину испытаний., когда маньчжурский

32

рынок может оказаться для нас внезапно закрытым» .

Чрезвычайно важным было и то, что Главное управление землеустройства и земледелия и его Переселенческое управление высказались за обложение пошлиной маньчжурского зерна. В частности, А.В. Кривошеин, поддерживая идеи Н.Л. Гондатти, считал, что введение пошлин на маньчжурский хлеб не следует связывать с нерешенной проблемой железнодорожных тарифов. По его мнению, эти предложения необходимо было рассмотреть с участием специалистов, «не

33

задерживая разрешение главного вопроса» .

Однако еще и весной 1914 года размер пошлин на маньчжурский хлеб и целесообразность их введения не были определены - проблема обсуждалась на заседаниях комиссий Государственной думы, вызвав «горячие споры» 34, но не получив своего окончательного разрешения. Таким образом, региональные деятели активно формировали дальневосточную

26 Там же. Л. 7 об.-8.

21 Там же. Л. 55.

28 Азиатская Россия. СПб., 1914. Т. 1. С. 496.

29 Кондратьев Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М., 1922. С. 12.

30 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 780. Л. 9.

31 РГИА. Ф. 393. Оп. 1. Д. 780. Л. 2-2 об.

32 Там же. Л. 71-71 об.

33 Там же. Л. 124.

34 Новое время. 1914. 21 марта.

составляющую русской политики. Но при низкой степени взаимодействия центральных ведомств, слабой согласованности управленческих и политических решений столичной и губернской администрации, при отсутствии российского варианта «министерства колоний» решение проблемы тормозилось, свидетельствуя о многочисленных противоречиях, царивших в верхних эшелонах власти накануне Великой войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азиатская Россия [Текст]. - СПб., 1914. - Т. 1.

2. В Государственной думе [Текст] // Новое время. - 1914. - 21 марта. - С. 3.

3. Воронов, И.И. Министерство земледелия в царствование Николая II (1894-1917 гг.) [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - 2014. - № 12 (50), ч. 1. - С. 53.

4. Вощинин, В. Колонизационное дело при А.В. Кривошеине [Текст]. - Пг., 1915.

5. Генерал Куропаткин - государственный и военный деятель Российской империи. К 170-летию со дня рождения [Текст] : кол. моногр. - СПб., 2018.

6. Кондратьев, Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции [Текст]. - М.,

1922.

7. Корнилов, Г.Е. Формирование системы продовольственной безопасности населения России в первой половине XX века [Текст] // Российская история. - 2011. - № 3. - С. 92-93.

8. Куропаткин, А.Н. Русско-китайский вопрос [Текст]. - СПб., 1913.

9. Лукоянов, И.В. «Не отстать от держав...». Россия на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX в. [Текст]. - СПб., 2008.

10. Меркулов, С.Д. Вопросы колонизации Приамурского края [Текст]. - СПб., 1911. - Вып. II.

11. Ремнев, А.В. Имперская история России: азиатский вектор. Проблемы исследования и преподавания [Текст] // Вестник Омс. ун-та. - 2007. - № 4. - С. 14.

12. Ремнев, А.В. Региональные параметры имперской «географии власти» (Сибирь и Дальний Восток) [Текст] // Ab Imperio. - 2000. - № 3-4. - С. 343-359.

13. Ремнев, А.В. Российская власть в Сибири и на Дальнем Востоке: колониализм без министерства колоний - русский "sonderweg"? [Текст] // Imperium inter pares: роль трансферов в истории Российской империи [1700-1917]. - М., 2010. - С. 150-181.

14. Ремнев, А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX века [Текст]. - Омск, 2004.

15. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 393. - Оп. 1. - Д. 616, 718, 780 ; Ф. 394. - Оп. 1. - Д. 1-68 ; Ф. 1337. - Оп. 1. - Д. 20, 106, 109.

16. Самойлов, Н.А. Историческое наследие КВЖД и формирование образа России на Северо-Востоке Китая [Текст] // Ученые зап. Петрозавод. гос. ун-та. - 2018. - № 2 (171). - С. 88-94.

17. Янченко, Д.Г. Дискуссии об экономическом развитии Китайской Восточной железной дороги после Русско-японской войны [Текст] / Д.Г. Янченко, Е.О. Старовойтова // Новейшая история России. -2018. - Т. 8, № 3. - С. 152-159.

18. Янченко, Д.Г. Колонизация русского Дальнего Востока в правительственной политике в 19061911 гг. [Текст] / Д.Г. Янченко, Г.М. Слободзян // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2017. - № 12. - С. 93-106.

REFERENCES

1. Aziatskaya Rossiya [Text]. - SPb., 1914. - T. 1.

2. V Gosudarstvennoj dume [Text] // Novoe vremya. - 1914. - 21 marta. - S. 3.

3. Voronov, I.I. Ministerstvo zemledeliya v carstvovanie Nikolaya II (1894-1917 gg.) [Text] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie: voprosy teorii i praktiki. - 2014. - N 12 (50), ch. 1. - S. 53.

4. Voshchinin, V. Kolonizacionnoe delo pri A.V. Krivosheine [Text]. - Pg., 1915.

5. General Kuropatkin - gosudarstvennyj i voennyj deyatel' Rossijskoj imperii. K 170-letiyu so dnya rozhdeniya [Text] : kol. monogr. - SPb., 2018.

6. Kondrat'ev, N.D. Rynok hlebov i ego regulirovanie vo vremya vojny i revolyucii [Text]. - M., 1922.

7. Kornilov, G.E. Formirovanie sistemy prodovol'stvennoj bezopasnosti naseleniya Rossii v pervoj polovine XX veka [Text] // Rossijskaya istoriya. - 2011. - N 3. - S. 92-93.

8. Kuropatkin, A.N. Russko-kitajskij vopros [Text]. - SPb., 1913.

9. Lukoyanov, I.V. "Ne otstat' ot derzhav...". Rossiya na Dal'nem Vostoke v konce XIX - nachale XX v. [Text]. - SPb., 2008.

10. Merkulov, S.D. Voprosy kolonizacii Priamurskogo kraya [Text]. - SPb., 1911. - Vyp. II.

35 Ремнев А.В. Имперская история России: азиатский вектор. Проблемы исследования и преподавания // Вестник Омс. ун-та. 2007. № 4. С. 14.

11. Remnev, A.V. Imperskaya istoriya Rossii: aziatskij vektor. Problemy issledovaniya i prepodavaniya [Text] // Vestnik Oms. un-ta. - 2007. - N 4. - S. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Remnev, A.V. Regional'nye parametry imperskoj "geografii vlasti" (Sibir' i Dal'nij Vostok) [Text] // Ab Imperio. - 2000. - N 3-4. - S. 343-359.

13. Remnev, A.V. Rossijskaya vlast' v Sibiri i na Dal'nem Vostoke: kolonializm bez ministerstva kolonij -russkij "sonderweg"? [Text] // Imperium inter pares: rol' transferov v istorii Rossijskoj imperii [1700-1917]. - M., 2010. - S. 150-181.

14. Remnev, A.V. Rossiya Dal'nego Vostoka. Imperskaya geografiya vlasti XIX - nachala XX veka [Text]. - Omsk, 2004.

15. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). - F. 393. - Op. 1. - D. 616, 718, 780 ; F. 394. -Op. 1. - D. 1-68 ; F. 1337. - Op. 1. - D. 20, 106, 109.

16. Samojlov, N.A. Istoricheskoe nasledie KVZHD i formirovanie obraza Rossii na Severo-Vostoke Kitaya [Text] // Uchenye zap. Petrozavod. gos. un-ta. - 2018. - N 2 (171). - S. 88-94.

17. Yanchenko, D.G. Diskussii ob ehkonomicheskom razvitii Kitajskoj Vostochnoj zheleznoj dorogi posle Russko-yaponskoj vojny [Text] / D.G. Yanchenko, E.O. Starovojtova // Novejshaya istoriya Rossii. - 2018. - T. 8, N 3. - S. 152-159.

18. Yanchenko, D.G. Kolonizaciya russkogo Dal'nego Vostoka v pravitel'stvennoj politike v 1906-1911 gg. [Text] / D.G. Yanchenko, G.M. Slobodzyan // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya "Gumanitarnye nauki". - 2017. - N 12. - S. 93-106.

M.V. Khodyakov

MANCHURIAN BREAD AND RUSSIAN NATIONAL INTERESTS IN THE MIDDLE EAST BEFORE THE OUTBREAK OF WORLD WAR I

The paper analyzes archival materials to investigate some issues of Russian territorial expansion in the Middle East before the outbreak of World War I. The article underlines the significance of Manchuria and the Chinese Eastern railway for Russian economic development. The article maintains that the goods turnover between the two countries depended greatly on the political situation and the position taken by the officials of the countries. The article analyzes letters of the Priamur Governor-General N.L. Gondatti written in 1912 and addressed to the Committee on the Expansion of the Middle East and the Minister of Finance V.N. Kokovtsev, who was the then head of the government. One of the most important geopolitical issues related both to Russia's expansion in the Middle East and to the national security of the country was the introduction of a state tax on bread imported from Manchuria. The discussion of the problem despite its urgency was delayed because of the lack of cooperation between federal and local authorities.

Manchuria, Middle East, colonization, expansion, bread, taxation, N.L.Gondatti, Chinese Eastern railway.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.