Научная статья на тему '"Хижина в лесу" как попытка вывести жанр ужасов из кризиса новых идей'

"Хижина в лесу" как попытка вывести жанр ужасов из кризиса новых идей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
871
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Ключевые слова
ХОРРОР / "ХИЖИНА В ЛЕСУ" / КРИЗИС ИДЕЙ / СОВРЕМЕННОЕ КИНО / "THE CABIN IT THE WOODS" / HORROR / CRISIS OF IDEAS / CONTEMPORARY CINEMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ионов Алексей Юрьевич

Статья посвящена игровому фильму «Хижина в лесу» Дрю Годдарда анализу его содержания, толкованию сюжетных составляющих и попытке выявить его место в жанре ужасов. Автор выясняет, создает ли фильм реальные предпосылки для нового вектора в развитии жанра или просто суммирует его прошлые достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CABIN IN THE WOODS: AN ATTEMPT TO EXCLUDE THE THRILLER GENRE FROM THE CRISIS OF IDEAS

The article is devoted to a motion picture "The Cabin it the Woods" directed by Drew Goddard, it analyses a film's content, interprets some parts of the plot and identifies its place in the genre of horror. The author explores whether "The Cabin in the Woods" has created any real prerequisites for new vector of horror’s upgrowth or it has just summarized all past achievements of the genre.

Текст научной работы на тему «"Хижина в лесу" как попытка вывести жанр ужасов из кризиса новых идей»

оа

оа ^

ы ы ы

ON h-» On (Л

А.Ю. Ионов

аспирант учебно-научного центра «Кино и современное искусство»

факультета Истории искусства РГТУ

ion.alexey@yandex.ru

"ХИЖИНА В ЛЕСУ" КАК ПОПЫТКА ВЫВЕСТИ ЖАНР УЖАСОВ

ИЗ КРИЗИСА НОВЫХ ИДЕЙ*

Статья посвящена игровому фильму «Хижина в лесу» Дрю Годдарда - анализу его содержания, толкованию сюжетных составляющих и попытке выявить его место в жанре ужасов. Автор выясняет, создает ли фильм реальные предпосылки для нового вектора в развитии жанра или просто суммирует его прошлые достижения.

The article is devoted to a motion picture "The Cabin it the Woods" directed by Drew Goddard, it analyses a film's content, interprets some parts of the plot and identifies its place in the genre of horror. The author explores whether "The Cabin in the Woods" has created any real prerequisites for new vector of horror's upgrowth or it has just summarized all past achievements of the genre.

Ключевые слова: хоррор, "Хижина в лесу", кризис идей, современное кино

Keywords: horror, "The Cabin it the Woods", crisis of ideas, contemporary cinema

Стало уже привычным делом, что выход каждой новинки в жанре хоррор сопровождается сетованием кинокритиков на кризис жанра и переработку им самого себя. Подобную тенденцию прекрасно иллюстрируют и рецензии на вышедшую в прошлом году в российском прокате кинокартину Дрю Годдара «Хижина в лесу». Ознакомившись с ними, можно узнать, что «жанр мертв»1, «давнонеоченьхорошопахнет»2и«напоследнем издыхании»3, а«Хижинавлесу» «впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр>и.

Но есть ли реальный повод говорить о каком-либо кризисе жанра? С уверенностью можно сказать, что кризис в финансовом плане фильмам ужасов не грозит, и все, от голливудского босса до обычного кинозрителя, это прекрасно понимают. Фильмы ужасов - весьма прибыльный для голливудских продюсеров продукт, на который часто бывает спрос. Так, если взять статистику самых прибыльных кинокартин в кинопрокате, к примеру, за 2010 год, то данный список возглавляют два фильма ужасов, сборы которых в 28 («Паранормальное явление-2») и в 20 («Последнее изгнание дьявола») раз превысили изначальный бюджет5.

Однако определенный кризис новых идей в жанре виден невооруженным глазом. Первым его предвестником стала волна сиквелов, продолжений и даже целых франшиз удачных картин (так, например, «Пила» получила шесть продолжений, по сумме сборов попав в Книгу рекордов

© Ионов А.Ю., 2013

* Подготовлено при поддержке Программы стратегического развития РГГУ

1 Долин А. Лифт под эшафот. «Хижина в лесу», режиссер Дрю Год цард. // Искусство кино. - 2012. - № 4. - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/04/lift-pod-eshafot-khizhina-v-lesu-rezhisser-dryu-goddard

2 Миловилов В. Последний звонок. // 0(3. — 2012. — 12 апр. — Режим доступа: ЬИр gq.ru/art/revizor/12040_ро81ес1шу_гуопок.рЬр

3 Там же.

4 Лященко В. Хороший нехороший дом. // Газета. Ру [Электронный ресурс] - 2012. - 17 апр. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/culture/2012/04/17/a_4348225.shtml

5 Названы самые прибыльные и самые убыточные фильмы 2010 года. // Вести.ги [Электронный ресурс] — 2011. — 31 янв. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=424548

я

<С %

£ St

s

о %

%

£ St

%

Н

а г;

че

ы о

h-k U>

•л чо

Гиннеса6). Кроме того, еще с конца 90-х годов в широком прокате циркулируют лишь формально рч отличающиеся друг от друга и скроенные по единому шаблону молодежные слэшеры. Подобные

Г4!

м тенденции Дмитрий Комм в контексте кризиса жанра, случившегося в 1990-х гг., называет и «перепроизводством предметов страха»7. Американский исследователь Чарльз Дерри отмечает, что 1—1 даже к не самым успешным образцам жанра выходят «сиквел за сиквелом и сотни «сразу-на-видео» подражателей»8.

В качестве двух основных признаков кризиса жанра ужасов Дерри считает: 1) появление бесконечного числа продолжений, с каждым разом все менее креативных, и 2) превращение жанровых конвенций в сатирическую рефлексию, или самопародию9. Типичный пример последнего - четвертая часть «Крика» (2011) У. Крейвена, который больше не иронизирует по поводу условностей жанра, как это было в первой части, а скорее высмеивает всю серию, причем настолько, что у зрителя непроизвольно может возникнуть вопрос, не смотрит ли он случаем очередную часть «Очень страшного кино»10.

Существующие в отечественной историографии исследования11 отмечают очередной подъем жанра в «нулевых», и это, действительно, так. В 2000-е на мировую сцену выходит так называемый «.¡-Ьоггог», изменивший существовавшее прежде на Западе представление о фильме ужасов. «Звонок», «Проклятие», «Пульс» и другие представители японской «новой волны» сочетали мотивы национального фольклора и актуальные вопросы осмысления роли новых технологий в жизни общества12.

Американский кинематограф живо взялся за адаптацию указанных фильмов на почве

существовавших на Западе традиций жанра. В этой волне римейков поначалу попадались

действительно удачные, однако к концу «нулевых» все основные картины были пересняты, а нового

материала с японских берегов так и не поступило13. В последние годы это привело к появлению

римейков даже на не слишком удачные картины, уже изначально снимавшиеся на экспорт

(показателен пример фильма «Апартаменты 1303», который в самой Японии вышел через 8 месяцев

после европейской премьеры14). Сегодня японцы дошли до того, что уже сами делают римейки

й американских хитовых картин («Паранормальное явление: Ночь в Токио», 2010). Еще несколько

лет назад мало кто мог представить себе подобную ситуацию.

w Еще одним свидетельством проблем со свежими идеями является и выход в прокат очередных

^ продолжений известных серий в формате зБ: «Проклятия» в Японии и «Звонка» в США.

Ц Вообще в формате зБ за последние годы вышел целый сонм второсортных картин

К американского (2010 - «Забери мою душу ЗБ», «Пираньи ЗБ», «Пила 3Б», 2011 - «Челюсти 3Б»,

^ «Пункт назначения 5», 2012 - «Пираньи 3Б», «Сайлент Хилл 2»), итальянского («Дракула 3Б»,

Р 2012, вероятно, худший фильм в фильмографии Д. Ардженто), испанского («Шрамы 3Б», 2011), Он

< -

а 6 Kit Z.' Saw' movie franchise to get Guinness world record. // Reuters [Электронный ресурс] -2010. - 22 Jul. - Режим доступа: tb, http://www.reuters.com/article/2010/07/23/us-saw-idUSTRE66M02F20100723

С1 7 Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. - Спб: БХВ-Петербург, 2012. - СС. 10-11.

8 Derry Ch. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21th century. - North 3 Carolina: McFarland & Co, 2009. - P. 111.

g 9 Там же.-P. 200.

О 10 Как известно, данная серия началась как пародия на «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Scary Movie

(2000). Did you know? // IMDb [Электронный ресурс] - Режим доступа: | http://www.imdb.com/title/tt0175142/trivia?ref_=tt_trv_trv

gj 11 Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. - Спб: БХВ-Петербург, 2012; Артемьева О.

Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино : диссертация ... кандидата искусствоведения : 3 17.00.03 / Артемьева Ольга Эдуардовна; [Место защиты: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова]. -

§ Москва, 2010.

12 Артемьева О. Ук. диссертация, С. 143. ^ 13 Derry Ch. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21th century. - North

Carolina: McFarland & Co, 2009. - P. 293. [ 78 ] 14 Release dates for Apartment 1303 (2007). // IMDb [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.imdb.com/title/tt0841993/releaseinfo?ref_=tt_dt_dt

А. Ионов «Хижина в лесу» как попытка вывести жанр ужасов

из кризиса новых идей 5а

французского («Кошмар за стеной 3D»), японского («Проклятие 3D», 2012), «Кролик ужаса 3D», Й

2011), канадского («Затаившиеся 3D», 2011), китайского («Глаз ребенка 3D», 2010) и даже турецкого ы

ы

(« Инферно 3D», 2010) производства. Трудно вспомнить хоть одну сильную картину жанра в формате 71

0\

3D, поскольку упор в таких фильмах делается не на содержание, а на эффектность картинки. Почти ^ все из них имеют низкий рейтинг как среди обычных зрителей15, так и среди кинокритиков16.

Другое направление, которому исследователи отводили важное место в реанимации жанра хоррор в 2000-х гг.17, ведет отсчет от фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», снятого еще в далеком 1999 году. С увеличением доступности и улучшением качества цифрового оборудования, а также с получением легкого доступа к программам монтажа, направление мокьюментари (псевдодокументального кино) в хорроре набрало обороты и достигло своего апогея в 2007 году. Именно на этот год приходится выход трех главных хитов направления: «Паранормального явления» (США), «Репортажа» (Испания) и «Дневников мертвецов» (США). Последний примечателен в первую очередь именем режиссера (Джордж А. Ромеро) и сильным социальным подтекстом18.

Успех «Паранормального явления» повлек за собой четыре официальных продолжения, римейки в Японии и Китае и целую плеяду подражателей (особенно расстаралась студия «Asylum», чьи низкопробные поделки в рамках данного направления выходят сразу на видео, минуя широкий прокат). Похожая ситуация сложилась и с «Репортажем», четвертая часть которого выходит в 2014 году, а на первую уже снят римейк в США («Карантин»).

Таким образом, с 2007 года мокьюментари становится одним из основных направлений в жанре хоррор. Тем не менее, за прошедшие с тех пор пять лет в рамках него не появилось ни одного столь же громкого фильма, как «Репортаж», «Паранормальное явление» или «Ведьма из Блэр». «Монстро» 2008 года выпуска не в счет, поскольку формально к жанру ужасов не относится.

Перечень крепко сделанных картин направления также невелик и состоит из пяти наименований: «Озеро Манго» (2008, Австралия), «Последнее изгнание дьявола» (2010, США), «Охотники на троллей» (2010, Норвегия), «Аполлон 18» (2011, США, Канада) и «Залив» (2012, США). При этом «Озеро Манго» является стилизацией под телевизионный документальный фильм, а

£

потому содержит мало характерных приемов жанра и пугает скорее представлением самой истории %

£

в лицах; «Охотники на троллей» и вовсе не ставят своей целью испугать, вместо этого тонко s<

in

иронизируя над существующим трендом; «Аполлон 18 » получил плохие отзывы в критике19 и попал «а в перечень скорее благодаря громкой вывеске и первой попытке снять псевдодокументальный Ц

хоррор с космической тематикой; а в «Заливе» снова на первый план выходит социальный подтекст,

„ *

схожии с «Дневниками мертвецов». а

В первой половине 2000-х гг. многим адептам жанра также внушали оптимизм фильмы, s<

делавшие акцент на графическом насилии и физической боли. Наиболее удачными из них были Jj

«Пила: Игра на выживание» (2004) и «Хостел» (2005), которые с тех пор обзавелись д

многочисленными продолжениями, значительно потерявшими в содержании20. За последние же S

>

четыре года основными проектами в поджанре сплэттера считаются задуманный как приквел к «Пиле» «Коллекционер» (2009) и уж совсем тошнотворная «Человеческая многоножка» (2009), в м которой безумный ученый создает из людей единый организм путем пришивания рта одного к заднему проходу другого. Как мы видим, на лицо не самое благородное развитие поджанра...

__5

15 См. сайты IMDb.com и Kinopoisk.ru lip

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 См. Rottentomatoes.com и Metacrititc.com

17 Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. - Спб: БХВ-Петербург, 2012. - С. 11.

18

ы о

h-k

Артемьева О. Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино : диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 / Артемьева Ольга Эдуардовна; [Место защиты: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова]. - Москва, 2010. - С. 161.

19 Apollo 18 (2011) //Rotten Tomatoes [Электронныйресурс] - Режим доступа: http://www.rottentomatoes.eom/m/apollo_18/

20 Derry Ch. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21th century. - North Carolina: McFarland & Co, 2009. - P. 311.

•л чо

^о Об определенном кризисе идей американского хоррора может также сказать и новая волна

рч римейковкакнасобственныехиты1970-8огг. («Последний дом слева» (2009), «Пятница, 13» (2009),

Г4!

N «Ночь демонов» (2009), «Я плюю на ваши могилы» (2010), «Безумцы» (2010), «Кошмар на улице ей Вязов» (2010), «Ночь страха» (2011), «Маньяк» (2012)), так и на успешные европейские («Впусти 1—1 меня. Сага» (2010), «Карантин» (2008)) и азиатские («Незваные», 2009) картины.

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние четыре года в жанре, действительно, наблюдается некоторый «застой». Из достаточно удачных лент за отчетный период можно назвать «Треугольник (Великобритания, Австралия, 2009), «Жажду» (Южная Корея, 2009), «Затащи меня в Ад» (США, 2009), «Астрал» (США, 2010) и «Женщину в черном» (Великобритания, Канада, Швеция, 2012). Количество достойных лент не сказать, чтобы слишком велико, и каждая из них имеет свои, иногда достаточно серьезные (как в случае с «Треугольником») недостатки и оттого не может претендовать на звание знаковой в обозначенный период.

Диагностировать кризис жанра пока рано, но нельзя не отметить в нем кризис свежих идей и необходимость появления этапной для периода картины, способной заставить заработать шестеренки жанра с новой силой.

Вот в такой общей ситуации и появляется «Хижина в лесу» американского режиссера Дрю Годдарда, проект достаточно амбициозный и тепло встреченный критиками (92% положительных рецензий на «Rotten tomatoes»)21.

Фильм содержит обязательные для кинематографа постмодернизма отсылки и цитирование, однако, заигрывая со зрителями в этом направлении, он неожиданно выходит на уровень произведения гораздо более ценного и многослойного, чем любой другой средний хоррор. Авторы сценария, режиссер Дрю Годдард и продюсер Джосс Уидон, разделывают под орех всю иконографию жанра, давая собственное объяснение распространенным сюжетным составляющим типичного хоррора - от причин помутнения рассудка героев до истинного происхождения зла.

Поначалу фабула произведения, кажется, проста. Каноническая компания из пяти архетипов жанра (атлет, глупая блондинка, умник, клоун и девственница) отправляется в принятое в таких £н случаях место - хижину в лесу, где, конечно же, не будут ловить телефоны, а подвал будет полон страшных тайн. С этого момента развитие сюжета берет с места в карьер, и действие превращается w в быструю смену перипетий, с которой, однако, создатели умело справляются, не давая зрителю jlj устать или заскучать. В этом Годдарду иУидону определенно помогло их сериальное прошлое: вместе Ц и по одиночке они ответственны за целый ряд телехитов - «Баффи - истребительница вампиров», К «Остаться в живых», «Светлячок» и других.

Ld Символично, что дать новое будущее хоррору взялись привнести люди «со стороны». Дрю

^ Годдард и Джосс Уидон вовсе не корифеи жанра, они пришли из сериальной культуры, для Годдарда ^ это к тому же режиссерский дебют. Из всей съемочной группы «Хижины в лесу» один лишь оператор 2 Питер Диминг имеет богатый опыт на ниве создания подобных фильмов, без которого трудно было Ц^ бы обойтись в стилизации первой трети повествования (Диминг был оператором второй части а* «Зловещих мертвецов», трех «Криков» и «Затащи меня в ад»).

'S Своим героям создатели приготовили три круга ада, о чем можно догадаться по трехступенчатой

is

jg структуре хижины на рекламном постере фильма. Таким образом, повествование приобретает

^ объемность через последовательное снятие двух первых слоев сюжета посредством отрицания

Ё объективности их существования (первого - для главных героев фильма, второго - для его зрителей), и

gj Первый круг ада оборачивается ироничным слэшером с разбором обязательных для него

'S стереотипов. В этой части нарратива Годдард и Уидон в меру тонко высмеивают многие ставшие is

* общим местом элементы жанра. Шутки ради они перекраивают канонические образы героев: атлет

в* разбирается в советской экономике, умник оказывается накачанным спортсменом, а блондинка

[80] 21 The Cabin in the Woods (2011) // Rotten Tomatoes [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rottentomatoes.com/rn/the_cabin_in_the_woods/

А. Ионов «Хижина в лесу» как попытка вывести жанр ужасов

из кризиса новых идей 5а

ы ы ы

¿V

»-к

Трехчастная структура хижины на рекламном постере фильма «Хижина в лесу».

становится глупой исключительно под воздействием краски для волос и феромонов. Над

характерным для современных фильмов ужасов приемом вызова страха у зрителя с помощью

эффекта неожиданности и резких звуков создатели потешаются уже в начальных титрах,

возникновение которых на экране являет собой одну из самых пугающих сцен фильма.

Необоснованное использование приема должно было бы убедить зрителя, что ничего страшного не

предвидится, однако в данной картине оно дает обратный эффект и задает тон повествованию хотя

и ироничный, но также и вселяющий страх. Первая треть фильма в братья по духу может записать ^

себе одну их последних революций в жанре -« Крик» Уэса Крейвена. Однако постепенно смысловые

ориентиры смещаются, и вот уже «Хижине» гораздо ближе «Забавные игры» Михаэля Ханеке. д

£

Подобная смена ориентиров оправдана параллельной сюжетной линией фильма, в которой за я,

подростками наблюдает и корректирует их действия за счет химических и технических средств ¡а

группа ученых в белых халатах. В книге - сопроводительном издании к фильму Джосс Уид он говорит S

о том, что руководящие всем процессом ученые Хэдли и Ситтерсон являют собой репрезентацию

самих Годдарда и Уидона22. В более широком смысле это, конечно, усредненный образ всех д

£

режиссеров, выстраивающих структуру повествования в соответствии с существующей д,

иконографией жанра, когда как персонаж Опурни Уивер, обозначенный в титрах как режиссер, Jj

выполняет функции скорее продюсера образца золотого века Голливуда, следящего за тем, чтобы g

сохранялись оправдавшие себя в прошлом сюжетные ходы, а "режиссеры" не увлекались §

новаторством в убыток коммерческому успеху у зрителя. Это он, зритель, ждет с пивом и попкорном ^

у экрана знакомых ходов и поворотов сюжета; он хочет, чтобы в фильме была глупая блондинка и Н

не менее глупый атлет, это он требует сцен секса и беспощадного насилия; он хочет, чтобы герои Я

е>

вопреки логике совершали действия, ведущие к их гибели или хотя бы к нагнетанию напряжения. у

м

Жажда насилия - вот тот феромон, что испускает зритель, заставляя героев глупеть на глазах, становиться безвольными жертвами кровавой бани, а жанр вырождаться в «torture porn», в котором, ¡gí как известно, это самое насилие и правит бал. Это ему, зрителю, в угоду его потаенным желаниям ^ совершается жертвоприношение недостойных погрязших во грехе американских подростков. ¿>

Человечество в рамках «Хижины в лесу» - это не набор действующих персонажей

w

22 The Cabin in the Woods (2011). Did you know? // IMDb [Электронный ресурс] - Режим доступа: [81]

http://www.imdb.com/title/ttl259521/tri via?ref_=tt_trv_trv

чо

чо кинореальности, его истинное лицо отражено в запертых под землей и, тем не менее, определяющих гч устройство мира древних богах. Это истинное лицо человечества представляет собой зрителя - силу,

Г4!

N гораздо более могущественную и страшную, чем любой киноперсонаж. Это третий круг ада, §5 приготовленный создателями фильма, в пределах которого переплелись три самых древних страха 1—1 человечества, первые два из которых напрямую отсылают к положениям эпикуреизма23: боязнь смерти, всемогущих богов и, завуалировано, подсознательный страх самого себя. Здесь же считывается интерпретация мифотворчества: люди становятся рабами созданных ими же мифов и тех, кого они поставили эти мифы защищать.

На пути к третьему кругу ада у Уидона и Годдарда есть еще второй, служащий переходным от пародийной первой части повествования к наиболее серьезной третьей. Путешествие оставшихся в живых героев на лифте по направлению к вершителям их судеб обставлено по принципу аттракциона «Комната страха» в Диснейленде. Зритель устает пугаться - ему уже не слишком страшно, а скорее занимательно: для него поездка героев мимо стеклянных камер с их возможными убийцами - это, прежде всего, экскурс в историю хоррора. Он только и успевает, что брать на карандаш многочисленные отсылки - «Куб», «Анаконда», «Восставший из ада», «У холмов есть глаза», «Ночь живых мертвецов», - и так, пока кругом не пойдет голова.

В своем интервью журналу «Total Film» режиссер Дрю Годдард заявил о том, что «Хижина в лесу» представляет собой критику всего того, что мы любим и чего не любим в фильмах ужасов24. Годдард и Уидон по-настоящему влюблены в жанр, и этой любовью пропитан весь их фильм. В нем даже монстры представлены несчастными жертвами фантазии человека, но способными расправиться с ним, как только он потеряет над ними контроль.

«Очищение» жанра авторы задумали через неожиданный кроссовер во второй части сюжета,

на пять минут экранного времени запуская впечатляющую мясорубку под девизом « все против всех».

Походя, с помощью отдельных приемов съемки, Годдард также делает кивок и в сторону

поставленного на поток модного малобюджетного мокьюментари. Это пиршество духа, а вернее

пиршество плоти, казалось бы, не более чем забава создателей, но направлена она против

£н режиссеров-ремесленников (в лице Хедли, Ситтерсона и их команды), эксплуатирующих знаковые

образы жанра в меркантильных целях.

w По той концентрации эскапад и перипетий, что содержится в фильме, «Хижина в лесу» обречена

0\

на звание картины достаточно смелой и неординарной. Неудивительно, что до выхода на экраны

Ц она три года пылилась на полках проходящей процедуру банкротства кинокомпании MGM25.

К Слишком легко сюжетные « повороты не туда» могли поставить в тупик и прогневать древних богов

bd кинематографа - его зрителей. А они, как показано в фильме, беснуются, стучатся и ломятся в

искусство снизу, требуя от него жертв, и железным кулаком прорывают его ткань в случае, когда

^ произведение перестает играть по их правилам. Собственно, этим недовольным жестом зрителя и

5 заканчивается «Хижина в лесу», рождая аплодисменты в душе истинных любителей жанра.

j)^ «Хижина в лесу» - прекрасный жанровый фильм, но все же это скорее новая постмодернистская

игра с клише, нежели этапная для жанра картина. В случае с «Хижиной в лесу» невозможен ни

'S сиквел, ни запуск плеяды подражателей, как это было с прошлыми «революционерами» - « Криком» iS

jg У. Крейвена и «Ведьмой из Блэр» Д. Мирека и Э. Санчеса. К первому не располагает непосредственно

^ финал картины, а второму препятствует то, что отыгранный «Хижиной» трюк не может сработать

§ дважды, и

gj Также, несмотря на ряд ярких идей, не характерных ранее для хоррора, «Хижина в лесу» Годдара

'S целиком и полностью зависит от определенного бэкграунда зрителя и рассчитана на его близкое iS

* -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й>

^ 23 Шакир-Заде А. С. Эпикур. - М.: Соцэкгиз, 1963. - С. 114.

ьЦ 24 Joss Whedon talks The Cabin in the Woods. // Total Film. - 2012. - 16 февр. - Режим доступа: http://www.totalfilm.com/news/joss-whedon-talks-the-cabin-in-the-woods [ 82 ] 25 The Cabin in the Woods (2011). Did you know? // IMDb [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.imdb.com/title/ttl259521/trivia?ref_=tt_trv_trv

А. Ионов «Хижина в лесу» как попытка вывести жанр ужасов

из кризиса новых идей 5а

знакомство с жанром ужасов. Вне контекста его содержание во многом не считывается.

Важным замечанием будет и то, что хотя фильм оригинален, он не то чтобы очень страшен: ы

ы

вместо наводящей ужас истории предложена интеллектуальная игра, которая может понравиться, 71 но не всегда способна напугать. ь*

Безусловно, «Хижина в лесу» — светлое пятно на полотне жанра, но в данном случае это свет в ^ конце туннеля. Конечная остановка, по крайней мере, для ставшей уже привычной формы молодежного слэшера. С указанным поджанром «Хижина в лесу», кажется, разобралась навсегда, вот только нового вектора развития жанра она предложить так и не смогла. Из чего можно сделать вывод, что если в данной картине имеет место преодоление кризиса свежих идей, то, увы, одноразовое, не создающее нового положительного фона, на котором зазвучали бы еще не знакомые прежде мелодии.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1. Анаконда / Anaconda (1997, реж. Л. Ллоса, США/Бразилия/Перу), игр.

2. Апартаменты 1303 / Apartment 1303 (2007, реж. А Оикава, Япония, США), игр.

3. Аполлон 18 / Apollo 18 (2011, реж. Г. Лопес-Гальего, США/Канада), игр.

4. Астрал / Insidious (2010, реж. Д. Ван, США), игр.

5. Баффи - потребительница вампиров / Buffy the Vampire Slayer (1997-2003, реж. Д. Уидон, Д. Семел, М. Ланж и др., США), сериал, игр.

6. Безумцы / The Crazies (2010, реж. Б. Айснер, США/ОАЭ), игр.

7. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999, реж. Д. Мирик, Э. Санчес, США), игр.

8. Восставший из ада / Hellraiser (1997, К. Баркер, Великобритания), игр.

9. Впусти меня. Сага / Let Me In (2010, реж. M. Ривз, Великобритания/США), игр.

10. Дракула / Dracula (2012, реж. Д. Ардженто, Италия/Франция/Испания), 3D, игр.

11. Глаз ребенка / Tung ngaan (2010, реж. О. Пан, Д. Пан, Гонконг), 3D, игр. ^

12. Дневники мертвецов / Diaiy of the Dead (2007, реж. Дж.А. Ромеро, США), игр.

д

13. Жажда / Bakjwi (2009, реж. П. Чхан Ук, Южная Корея), игр. %

S

14. Женщина в черном / The Woman in Black (2012, реж. Д. Уоткинс, Великобритания/Канада/Швеция), игр. St

in

15. Забавные игры / Funny Games (1997, реж. M. Ханеке, Австрия), игр. «а

16. Забери мою душу / My Soul to Take (2010, реж. У. Крейвен, США), 3D, игр.

H

17. Залив / The Bay (2012, реж. Б. Левинсон, США), игр. ^

а

18. Затаившиеся 3D / Hidden 3D (2011, реж. А Томас, Италия/Канада), 3D, игр. %

S

19. Затащи меня в Ад / Drag Me to Hell (2009, реж. С. Рэйми, США), игр. St

20. Звонок / Ringu (1998, реж. X. Наката, Япония), игр.

21. Зловещие мертвецы-2 / Evil Dead II (1987, реж. С. Рэйми, США), игр.

22. Инферно 3D / Cehennem 3D (2010, реж. Б. Далкиран, Турция), 3D, игр.

23. Карантин / Quarantine (2008, реж. Д.Э. Даудл, США), игр.

24. Коллекционер / The Collector (2009, реж. M. Данстэн, США), игр.

25. Кошмар за стеной / Derrière les murs (2011, реж. Ж. Лякомб, П. Сид, Франция), 3D, игр. ?S

26. Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street (2010, реж. С. Байер, США), игр. У

27. Крик-4 / Scream 4 (2011, реж. У. Крейвен, США), игр. H

28. Кролик ужаса 3D / Rabitto horâ 3D (2011, реж. Т. Шимицу, Япония/Нидерланды), 3D, игр.

29. Куб / Cube (1997, реж. В. Натали, Канада), игр. ^

30. Маньяк / Maniac (2012, реж. Ф. Талфун, Франция/США), игр. Ы

О

31. Монстро / Cloverfield (2008, реж. М. Ривз, США), игр.

32. Незваные / The Uninvited (2009, реж. Ч. Гард, Т. Гард, США/Канада/Германия), игр.

33. Ночь демонов / Night of the Demons (2009, реж. А. Гираш, США), игр. [ 83 ]

34. Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968, реж. Дж.А. Ромеро, США), игр.

iл чо

Н Он

а;

О

35. Ночь страха / Fright Night (2011, реж. К. Гиллеспи, США), игр.

36. Озеро Манго / Lake Mungo (2008, реж. Д. Андерсон, Австралия), игр.

(S

N 37. Остаться в живых / Lost (2004-2010, реж. Д. Бендер, Д. Эттиэс, Р. Холкомб и др., CHIA), сериал, игр. 5г

Ф 38. Охотники на троллей / Trolljegeren (2010, реж. А Овредал, Норвегия), игр. СЛ

^ 39. Очень страшное кино / Scaiy Movie (2000, реж. К.А Уайанс, США), игр.

40. Паранормальное явление: Ночь в Токио / Paranómaru akutibiti: Dai-2-shó - Tokyo Night (2010, реж. Т. Нагае, Япония), игр.

41. Паранормальное явление-2 / Paranormal Activity 2 (2010, реж. Т. Уильяме, CHIA), игр.

42. Пила: Игра на выживание / Saw (2004, реж. Д. Ван, США/Австралия), игр.

43. Пила 3D / Saw 3D (2010, реж. К. Гротерт, США), 3D, игр.

44. Пираньи 3D / Piranha (2010, реж. А Ажа, США), 3D, игр.

45. Пираньи 3DD / Piranha 3DD (2012, реж. Д. Гулагер, США), 3D, игр.

46. Последнее изгнание дьявола / The Last Exorcism (2010, реж. Д. Штамм, США/Франция), игр.

47. Последний дом слева / The Last House on the Left (2009, реж. Д. Илиадис, США), игр.

48. Проклятье / Ju-on (2002, реж. Т. Шимицу, Япония), игр.

49. Проклятье 3D / Sadako 3D (2012, реж. Ц. Ханабуса, Япония), 3D, игр.

50. Пульс / Kairo (2011, реж. К. Куросава, Япония), игр.

51. Пункт назначения 5 / Final Destination 5 (2011, реж. С. Куэйл, США/Канада), 3D, игр.

52. Пятница, 13 / Friday the 13Ü1 (2009, реж. М. Ниспел, CHIA), игр.

53. Репортаж / [Rec] (2007, реж. Ж. Балагуэро, П. Пласа, Испания), игр.

54. Репортаж: Апокалипсис / [REC] 4: Apocalipsis (2014, реж. Ж. Балагуэро, Испания), игр.

55. Сайлент Хилл-2 / Silent Hill: Revelation 3D (2012, реж. М.Дж. Бассетт, Франция/США/Канада), 3D, игр.

56. Светлячок / Firefly (2002-2003, реж. Д. Уидон, В. Джиллам, Т. Минеар, CHIA), сериал, игр.

57. Треугольник / Triangle (2009, реж. К. Смит, Великобритания/Австралия), игр.

58. У холмов есть глаза / The Hills Have Eyes (1977, реж. У. Крейвен, США), игр.

59. Хижина в лесу / The Cabin in the Woods (2011, реж. Д. Годдард, США), игр.

60. Хостел / Hostel (2005, реж. Э. Рот, США), игр.

Д 61. Человеческая многоножка / The Human Centipede (First Sequence) (2009, реж. Т. Сикс, Нидерланды), игр. О

N 62. Челюсти 3D / Shark Night 3D (2011, реж. Д.Р. Эллис, CHIA), 3D, игр.

^ бз.Шрамы 3D / Paranormal Xperience 3D (2011, реж. С. Визкайно, Испания), 3D, игр. 9\

64. Я плюю на ваши могилы /1 Spit on Your Grave (2010, реж. C.P. Монро, CHIA), игр.

Й

е ЛИТЕРАТУРА

V i. Артемьева О. Эволюция эстетической модели жанра хоррор в американском кино : диссертация... кандидата

искусствоведения: 17.00.03 / Артемьева Ольга Эдуардовна; [Место защиты: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова]. - Москва, 2010.

2. Долин А Лифтпод эшафот. «Хижина в лесу», режиссер Дрю Годдард. //Искусство кино. - 2012. - №4. - Режим доступа:

^ http://kin0art.ru/archive/2012/04/lift-p0d-eshaf0t-khizhina-v-lesu-rezhisser-d1yu-g0ddard

а* 3- Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. - Спб: БХВ-Петербург, 2012.

>8 4. Лященко В. Хороший нехороший дом. // Газета.Ру [Электронный ресурс] - 2012. - 17 апр. - Режим доступа: % http://www.gazeta.ru/culture/2012/04/17/a_4348225.shtml

5. Миловилов В. Последний звонок. // GQ. - 2012. - 12 апр. - Режим доступа: http://www.gq.ru/art/reviz0r/12040_p0sledniy_zv0n0k.php

e; 6. HIaKHp-3afle A C. 9nnKyp. - M.: Co^KrH3,1963.

'S 7. Deriy Ch. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21th century. - North £

K Carolina: McFarland & Co, 2009.

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.