Научная статья на тему 'ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ НОВОРОЖДЁННЫХ И ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С КИСТАМИ ХОЛЕДОХА'

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ НОВОРОЖДЁННЫХ И ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С КИСТАМИ ХОЛЕДОХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объёмное образование брюшной полости / врождённая киста холедоха / неонатальный холестаз / желчный перитонит / гепатикоэнтероанастомоз
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ НОВОРОЖДЁННЫХ И ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С КИСТАМИ ХОЛЕДОХА»

12

Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4

V «ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

МАТЕРИАЛЫ Всероссийской научно-практической конференции V «Осенние Филатовские чтения — важные вопросы детского здоровья» Владимир, 14-15 сентября 2023 года

ШКОЛЬНЫЙ ВРАЧ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

Александрова И.Э., Айзятова М.В., Березина Н.О.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: школьный врач, безопасные для здоровья условия, школьники, электронные средства обучения

Актуальность. В условиях цифровизации образования происходит изменение традиционной внутришкольной среды за счёт использования технических средств и технологий с малоизученным влиянием на самочувствие, функциональное состояние организма и показатели здоровья детей. Врачи отделений организации медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях согласно существующему законодательству должны принимать участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения.

Цель: обоснование направлений деятельности школьных врачей в обеспечении безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой среде.

Материалы и методы. Изучен комплекс факторов школьной среды в 194 учебных кабинетах, половина из которых была оборудована электронными средствами обучения — интерактивными панелями (ИП), остальные — традиционными меловыми досками. Проведено анкетирование (оценка самочувствия, состояния зрительных функций и др.) 130 обучающихся 5-х классов в процессе применения ИП. Проведено медико-социологическое исследование 22 школьных врачей по вопросам безопасного использования на уроках электронных средств обучения.

Результаты. Среди изученных параметров школьной среды показатели аэроионного состава воздуха и микроклимата в классах с ИП имели значительно более выраженную негативную динамику в течение учебного дня, чем при использовании традиционной меловой доски: температура воздуха к 5-му уроку была на 1,0-1,5°С выше; относительная влажность воздуха — ниже гигиенических нормативов (до 31,7 ± 2,6%) . Нерегламентированная работа с ИП приводила к возникновению жалоб школьников, обусловленных общим и зрительным утомлением: ухудшение самочувствия отмечено у 40% (95% ДИ 31,98-48,59%); боли в глазах — у 17% (95% ДИ 11,51— 24,38%); расплывчатость изображения и головная боль, соответственно, у 10,8% (95% ДИ 6,55—17,30%) и у 10% (95% ДИ 5,94—16,36%) респондентов. Согласно опросу школьных вра-

чей, только шестая часть из них участвует в контроле за условиями и режимом использования электронных средств, а некоторые респонденты даже не владеет информацией, какие устройства применяются в их школах. Приоритетными факторами риска, по их мнению, являются яркий свет и электромагнитное излучение, в то время как превышение допустимых уровней последнего при использовании современных моделей электронных средств практически не регистрируется. Напротив, интенсификация обучения и повышение температуры воздуха в классе, по мнению респондентов, — наименее значимые факторы риска, что противоречит действительности. Согласно ответам большинства анкетируемых врачей, ни учащиеся, ни педагоги не обращаются к ним с жалобами на нарушение самочувствия в процессе работы с электронными средствами. Выступая носителями знаний для педагогов, обучающихся и родителей по вопросам соблюдения безопасных для здоровья условий обучения, школьные врачи сами должны владеть соответствующей научно обоснованной информацией и технологией контроля за использованием цифровых устройств.

Заключение. Современные реалии школы обусловливают важность актуализации комплекса мероприятий по профилактике возникновения и развития «школьных болезней» в условиях цифровизации образования, что определяет потребность в повышении компетенции врачей (при обучении в вузе, при повышении профессиональной квалификации и др.) по данному направлению деятельности.

* * *

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ НОВОРОЖДЁННЫХ И ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С КИСТАМИ ХОЛЕДОХА

Алхасов А.Б., Гурская А.С., Ратников С.А., Баязитов Р.Р., Карнута И.В., Сулавко М.А., Наковкин О.Н., Екимовская Е.В., Клепикова А.А., Ахмедова Д.М.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: объёмное образование брюшной полости, врождённая киста холедоха, неонатальный холестаз, желчный перитонит, гепатикоэнтероанастомоз

Актуальность. Кисты холедоха — врождённые пороки развития, характеризующиеся расширением наружных желчных ходов. Частота встречаемости 1 : 100 000 — 1 : 150 000

Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4

V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»

13

новорождённых. Среди их осложнений — внепечёночный хо-лестаз, разрыв кисты с формированием желчного перитонита.

Цель: улучшение результатов лечения новорождённых и детей грудного возраста с кистами холедоха и определение показаний для хирургического лечения кист холедоха в периоде новорождённости.

Материалы и методы. С 2019 по 2023 г пролечено 49 детей с объёмными образованиями брюшной полости. У 16 пациентов была выявлена киста холедоха. Среди пациентов до 3 мес (n = 13) в периоде новорождённости прооперировано 8 детей. У большинства детей киста холедоха сочеталась с синдромом холестаза (n = 13), ахоличный стул был отмечен почти у половины больных (n = 7). Всем детям выполнено наложение гепатикоэнтероанастомоза на изолированной петле по Ру из минидоступа.

Результаты. Среднее время операции составило 128 ± 27 мин, осложнений не было. У всех пациентов в послеоперационном периоде отмечено разрешение симптомов холес-таза, нормализация показателей активности у-глутамилтранс-феразы. Энтеральная нагрузка начата на 1-2-е послеоперационные сутки, дренаж из брюшной полости удалён на 6,2 ± 1,6 сутки. Средняя продолжительность госпитализации — 16 ± 3,7 койко-дня. Одним из главных принципов оперативного лечения является создание адекватного оттока желчи из печени. Для этого анастомоз с неизменёнными печёночными протоками должен быть максимально широким. Учитывая описанные в литературе случаи малигнизации в 24% случаев (данные Института хирургии им. А.В. Вишневского), необходимо радикальное удаление кисты в пределах неизменённых тканей. При этом петля по Ру должна быть не менее 30 см, что обеспечивает профилактику холангита в послеоперационном периоде. В настоящее время, благодаря возможностям пре-натальной диагностики, диагноз может быть установлен до рождения, в нашей выборке у 4 пациентов диагноз был выставлен внутриутробно.

Заключение. Киста холедоха является одним из вариантов кистозного образования брюшной полости у новорождённых. Показаниями к оперативному лечению являются разрыв кисты холедоха с развитием желчного перитонита, синдром холестаза, резистентный к консервативной терапии. При формировании гепатикоэнтероанастомоза на изолированной петле по Ру необходимо радикально удалять изменённые ткани желчевы-водящих путей, чтобы исключить риск малигнизации в дальнейшем. С целью профилактики холангита петля по Ру должна быть не менее 30 см.

* * *

ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Апухтина А.А., Попова С.В., Воротникова Н.А., Девличарова Р.Ю.

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия

Ключевые слова: бронхиальная астма, копинг-стратегии, тревожность

Актуальность. В настоящее время в мире более 350 млн больных страдают бронхиальной астмой (БА), при этом на долю детского населения приходится около 5-10%. БА — полиэтиологическое заболевание, в патогенезе которого участву-

ют аллергические, инфекционные и психосоматические компоненты. Недостаточно изучены социально-психологические феномены эмоционального реагирования при БА, а также формирование механизмов психологической защиты у этой группы больных в условиях неблагоприятной психологической обстановки (например, госпитализации).

Цель: определить личностно-психологические характеристики детей и подростков с БА в условиях госпитализации.

Материалы и методы. Наблюдали 34 больных (16 (47,1%) девочек и 18 (52,9%) мальчиков) в возрасте 10-17 лет (средний возраст 13,6 ± 3,0 года) с верифицированным диагнозом БА, находящихся на лечении в отделении детской пульмонологии. Среднетяжёлое течение БА выявлено у 22 (64,7%) больных, тяжёлое частично контролируемое — у 12 (35,3%), из них 2 — инвалиды детства. Все респонденты — жители крупного промышленного центра. Проведено психологическое тестирование: тип отношения к болезни, шкала тревоги Спилбергера, исследование копинг-поведения (по Хайму).

Результаты. Социальный статус больных: в полной семье воспитываются 28 (82,4%) детей, в неполной — 6 (17,6%). У этих больных выражен анозогнозический тип отношения к болезни; уровень ситуативной тревожности высокий, уровень личностной тревожности — средний. В поведенческой сфере характерен неконструктивный копинг-механизм (отступление), в когнитивной сфере — относительно конструктивный (отвлечение), в эмоциональной сфере — неконструктивный (подавление эмоций). У 12 больных 13-15 лет средняя продолжительность БА — 6,1 года (среднетяжёлое частично контролируемое — 10 детей, тяжёлое частично контролируемое течение БА — 2). У этих больных диагностированы эрго-патический тип отношения к болезни; средняя ситуативная и личностная тревожность. В поведенческой сфере характерен конструктивный копинг-механизм (альтруизм), в когнитивной сфере — конструктивный (сохранение апломба), в эмоциональной сфере — конструктивный (оптимизм). У 10 подростков 16-17 лет средняя продолжительность БА — 9 лет (у 6 больных — среднетяжёлая частично контролируемая БА, у 4 детей — тяжёлая частично контролируемая БА, в том числе 2 инвалида детства). У этих больных преобладали эргопа-тический тип отношения к болезни; средняя ситуативная и личностная тревожность. В поведенческой сфере — неконструктивный копинг-механизм (отступление), в когнитивной сфере — относительно конструктивный (придание смысла), в эмоциональной сфере — конструктивный (оптимизм).

Заключение. Для больных БА младшего возраста (10-12 лет) характерны анозогнозический тип отношения к болезни, высокий уровень ситуативной тревожности и подавление эмоций. У пациентов с БА в возрасте 13-15 лет выявлены эр-гопатический тип отношения к болезни; средняя ситуативная и личностная тревожность, альтруизм и оптимизм. Подростки 16-17 лет с длительным течением БА более адаптированы к болезни: у них преобладает стенический, активный тип отношения к болезни; используемые копинг-механизмы в когнитивной сфере — придание смысла, в эмоциональной сфере — оптимизм.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.