Научная статья на тему 'ХИДЖАБ В ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТУРЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ХИДЖАБ В ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТУРЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
384
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИДЖАБ / ОБЩЕСТВО / ТОЛКОВАНИЕ / СУРА / ТЕОЛОГИЯ / СТИХ / HIJAB / SOCIETY / INTERPRETATION / SURAH / THEOLOGY / VERSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багирова Азада Бахтияр

В статье рассматривается философическая основа хиджаба, ее описание в Священном Коране и в Исламском вероисповедании. Обсуждаются стихи и толкования Суры ан-Нур, Суры аль-Араф и Суры аль-Ахзаб из Священного Корана, которые определяют критерии хиджаба. Рассматриваются интерпретации этой проблемы учеными-теологами. Обсуждаются вопросы, связанные с религиозно-историческим восприятием хиджаба в современной Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Багирова Азада Бахтияр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIJAB IN ISLAMIC THEOLOGY AND ITS PERCEPTION IN MODERN TURKISH SOCIETY

The article deals with the philosophical basis of the hijab, its description in the Holy Qur'an and in the Islamic faith. The verses and interpretations of Sura al-Nur, Sura al-Araf, and Sura al-Ahzab from the Holy Qur'an that define the hijab criteria are discussed. Interpretations of this problem by theologians are considered. Issues related to the religious and historical perception of the hijab in modern Turkey are discussed.

Текст научной работы на тему «ХИДЖАБ В ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТУРЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

Багирова Азада Бахтияр

докторант, Институт Востоковедения им. Академика З. Буниятова, НАН Азербайджана, г. Баку (Республика Азербайджан) gene-res@mail. ru

УДК 21: 297(560)

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

ХИДЖАБ В ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ТУРЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается философическая основа хиджаба, ее описание в Священном Коране и в Исламском вероисповедании. Обсуждаются стихи и толкования Суры ан-Нур, Суры аль-Араф и Суры аль-Ахзаб из Священного Корана, которые определяют критерии хиджаба. Рассматриваются интерпретации этой проблемы учеными-теологами. Обсуждаются вопросы, связанные с религиозно-историческим восприятием хиджаба в современной Турции.

Ключевые слова: хиджаб, общество, толкование, сура, теология, стих.

Рассматривая историю человеческих обществ, можно увидеть, что в некоторых странах Востока «хиджаб» воспринимался даже как символ чести. Напротив, нагота считалась признаком неполноценности и осуждалась всеми народами на протяжении всей истории. В Коране говорится, что хиджаб - это «хороший способ быть признанным, а не обиженным» [1, Азхаб, 33/59]. В целом, при рассмотрении новых подходов к хиджабу, мы сталкиваемся с тем фактом, что эта древняя традиционная одежда воспринимается как неотъемлемая часть человеческого общества. Согласно разделу Священного Корана о пророке Адаме, «когда первые люди - Пророк Адам и Ева съели плод с запретного дерева, они осознали необходимость покрыть свое тело листьями, понимая, что их не должно быть видно». Феномен, который появился здесь естественным образом, с тех пор стал реальностью жизни.

Какова философическая основа хиджаба? Как это описано в Священном Коране и в целом Исламской вероисповедании?

Теоретической основой работы послужили исследования социологов, юристов, этнографов, историков, проводимых непосредственно по смежным темам в разные годы. Методологической основой исследования являются

- 1 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

общефилософские и социально-философские методы. Для обобщения полученных результатов были использованы описательный, исторический и сравнительный анализ, синтез информации.

В первобытных и все еще существующих до настоящего времени племенах люди покрывают свои постыдные места таким образом, как это имеет место в цивилизованных обществах. Этот факт показывает, что потребность в прикрывании является характерной чертой человеческого разума. Это доказывает, что люди от Адама до настоящего времени имеют тенденцию скрывать тело [2, с. 72]. Как видно, покрытие своего тела происходило на ранних этапах развития человечества. В текстах и традициях божественных религий используемые средства получили различные значения.

Теолог М. Мутаххари писал: «Философия хиджаба в исламе совершенно иная. Бог дал честь и скромность женской природе. В общем, добродетельные женщины обладают этим качеством. Таким образом, честь - это дух хиджаба, а хиджаб - это основа чести. Кроме того, если честность - это философия хиджаба, то хиджаб - это показатель честности и скромности. С исламской точки зрения идеи, которые интеллектуалы считают причиной появления хиджаба, несовместимы с исламской моралью и не совпадают с философией хиджаба в исламе» [3, с. 28]. Как уже упоминалось, в исламе одежда, которая является средством скромности, должна скрывать тело и в то же время отражать двойственность полов в мире. В женской одежде эту обязанность выполняет хиджаб.

Из-за различных способов и формы вуали хиджаб время от времени меняет свое название и известен как элемент женской одежды в мире под такими названиями как фараджа, шаль, джилбаб, пеше, тюрбан, тулбанд, бурка, дупатта, тасеттур и т. д. В исламе задача хиджаба не только приносить пользу, но и показывать, что это и женщина, и мусульманка. Поэтому, вследствие своей формы, эти покрытия иногда были запрещены, оставляя глубокие следы в религиозной и социальной жизни общества, как религиозный или политический символ.

Согласно древнейшим источникам, лексическая единица «хиджаб» происходит от арабского корня «хжб», что означает «вуаль, головное покрытие» (Mugaddimat al-Adab, 1300 лет назад), «стыд, застенчивость» (Meninski, Thesaurus, 1680).

Ислам установил определенные критерии для покрывания тела, которые. учитывают различные особенности творения (физические и психологические) мужчин и женщин. Прежде всего, ислам рекомендует всем людям, независимо от пола, иметь одинаковые качества. В связи с этим в Священном Коране говорится: «О дети Адама! Мы дали вам одежду чтобы покрыть вашу наготу, и

- 2 -

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

как украшение. Но одежда благочестия лучше. Это один из стихов Аллаха, чтобы вы могли прислушаться к наставлению» [1, Сура аль-Араф, 7/26].

Профессор Ихсан Камил Йылмаз прокомментировал это высказывание так: «Благочестие - это духовная одежда - это означает «защита, воздержание». В Коране перечислено около десяти качеств благочестия, включая терпение, любовь, пост, молитву, справедливость, знание и т.д. Эти качества предназначены для формирования силы воли. Те, кто носит эту одежду благочестия (духовную завесу), являются теми, кто находит истинное спасение» [4, с. 98].

30-й стих (Сура ан-Нур) является примером недопущения дискриминации мужчин и женщин в исламе, Бог в первую очередь предупреждает мужчин: «Скажи (о Пророк) верующим мужчинам, чтобы они опустили свои взгляды и берегли себя от запретного (прикрывая их), чтобы беречь свое целомудрие. Это для них более подобающее. Несомненно, что Аллах ведает о том, вы вершите!» [1, Ан-Нур 24/ 30].

Что касается мужчин, он сказал в форме совета Пророку: «О сын Адама, первый взгляд твой по праву, но воздержись от взгляда второй раз! Поскольку первый взгляд не является преднамеренным, это право человека, и если намеренно смотреть на то, что является харамом, то и первый взгляд является харамом» [5, с. 186-187].

Анализируя аяты, можно заметить, что в суре «Араф» обращение начинается как «О, потомки Адама!», в суре «Нур» обращение к верующим мужчинам, а в последующих аятах обращаются к верующим женщинам, учитывая особенности управления чувств человека как самого разумного создания.

Женщины несут те же обязанности, что и мужчины. Данная мысль находит продолжение в стихе 31 суры ан-Нур. Здесь говорится: «Скажите верующим женщинам отвести взгляд от того, что запрещено, и прикрывать части тела (или прикрыть себя); пусть они не выставляют на показ своих прикрас (шея, ноги и т.д.) за исключением тех которые видны (лицо и руки), пусть натягивают головные уборы до уровня груди, прикрывая шею и грудь, и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - может, преуспеете (достигнете своей цели)» (Сура ан-Нур 24/31, Толкование Ас-Саади).

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

Этот аят расширяет сферу приказа покрывать себя, указывая на важность контролирования своих взглядов, защищать свою честь и закрывая части тела перед незнакомцами, оставляя открытыми некоторые места только перед своими родственниками. Таким образом, принимая во внимание различия в характере мужчин и женщин, заповедано, чтобы мужчина закрывал свои «глаза», а женщина закрывала свое «тело».

Но почему ислам повелел хиджаб для женщин и почему он более чувствителен к прикрыванию женщины, чем мужчины? Бог сотворил мужчину и женщину с большими различиями, и нам заповедано сохранять врожденные (природные, естественные) половые различия. Нарушение врожденных различий очень опасно для жизни человека, особенно в области морали. Эта ситуация четко указано в хадисе «прокляты мужчины, которые пытаются подражать женщинам, и женщины, которые пытаются подражать мужчинам» (Buxari; Libas-íbni Maje; Nikah). Поддерживать здоровую семейную жизнь можно, зная различия между мужчинами и женщинами и действуя соответственно. Основными качествами женской натуры являются сострадание, нежность, мягкость, а основными качествами в природе мужчины являются воля, сила, смелость, самообладание и защита.

Исследователь Мустафа Исламоглу написал в своей статье «Приказ хиджаба: первенство личности перед женственностью»: «Общество должно принимать женщин как личность [6]. В целом, приказ о том, чтобы покрыть себя, является формой меры предосторожности, которая представляется окружающим узнать женщину не по ее половой принадлежности, а как личности». Эти критерии составляют часть идентичности женщины. Это способ представить свою личность.

Философ Муса Джарулла считал: «Споры и неправильные представления о женщинах - это не только проблема восточных обществ, но и проблема всего человечества. Это связано с тем, что идея превращения биологических различий между мужчинами и женщинами в социальные и культурные различия стала самой мощной идеологией против времени и перемен, возникшей тысячи лет назад. Когда Священный Коран был послан людям, он боролся против общества, и идеологии сексизма которое хоронило девочек заживо [7, с. 114].

Ислам, который ценит женщин, рекомендует им защищать свое целомудрие, прикрывать свое тело и не совершать прелюбодеяние.

В связи с этим Ибн Кесир писал: «Чтобы лучше понять вышесказанное, важно объяснить четыре особенности - прикрасы, открытые прикрасы, ношение хиджаба до уровня груди и исключения. Таким образом, слово, переведенное как «прикрасы, украшение», используется в Коране для обозначения «одежды,

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

украшений, приятных и красивых вещей, вещей, которые делают человека материально или духовно прекрасным» [5, с. 102-103].

Абу Дауд написал в своей книге «Либас»: «Даже если в некоторых тафсирах (интерпретациях) Священного Корана это переведено как «украшение», невозможно думать о ювелирных изделиях, которые носит женщина (Либас. 14, (4057)). Единственное, что остается, это ее тело. Материальное/ ментальное, логическое доказательство этого значения состоит в том, что женское тело красиво и привлекательно. Доказательство повествования состоит в том, что сразу после предложения «Они не должны показывать свое украшение» следует: «Пусть они закроют свои головы и шею». Это объясняет, что «украшение» здесь логически означает, что тело женщины (шея и грудь) является местом украшения. Далее автор пишет: «Поскольку Коран требует, чтобы тело женщины было покрыто как украшение, если бы не было сделано исключения, тогда все тело должно было быть накрыто перед всеми. Исключения составляют два случая: во-первых, некоторые части (руки, лицо) не будут закрыты, а во-вторых, закрытые части будут открыты для некоторых людей» [8, с. 24].

Исламский ученый Джалал Йилдырым: «Приказ хиджаба свидетельствует об уважении и заботе о женщине. В то же время, поскольку женщина является матерью, все, что могло бы поранить ее самые возвышенные чувства, считается харам или макрух» [9, с. 64].

Как видно, в Коране показано, в какой степени общество обязано уделять внимание внешнему виду человека и его одежде в соответствии с правилами морали.

Большинство источников утверждают, что в период невежества (Джахилия) для женщины не было привычным покрывать все части своего тела, кроме рук и лица, как в исламе. Али Бардакоглу в своей статье «Женщины в эпоху невежества» отмечал: «Женщины одевались в соответствии с традицией. Арабские женщины, в частности, одевались таким образом, чтобы подчеркнуть свою привлекательность, демонстрируя свою красоту и привлекая больше внимания со стороны мужчин» [10, с. 97].

Причиной хиджаба было то, что женщины закрывали головы и опускали платки ниже талии, оставляя открытыми грудь, шею и уши. «Свободных женщин преследовали из-за колец на ногах, думая, что они наложницы» [11, с. 54].

В связи с этим давайте посмотрим на стих 33 из Суры аль-Ахзаб: «И пребывайте в своих домах. Не украшайтесь так, как украшались (женщины) во времена первого невежества (не показывайте свою красоту как это делали женщины до Ислама). И совершайте молитву (надлежащим образом), давайте обязательную милостыню (закят) и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. Ведь

- 5 -

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (СБ-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

Аллах лишь хочет отвести скверну (зло, страдания) от вас и сделать вас безупречно чистыми [Сура аль-Ахзаб, 33/33, Толкование Абу-Адель]. Это предупреждение направлено на защиту человеческой морали и своевременное устранение ситуаций, которые могут угрожать формированию здорового общества в будущем.

Как мы упоминали выше, целью таких стихов в Коране является определение социальных, моральных и других аспектов общества. В связи с этим в стихе 59 Суры аль-Ахзаб говорится: «О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будет легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах-Прощающий, милосердный» (Толкование ас-Саади).

Этот аят получил названия аята о покрывале. Аллах повелел своему пророку призвать верующих женщин закрывать голову и грудь покрывалом и начать со своих жен и дочерей, потому что на них лежала большая ответственность, чем на остальных мусульманках. Человек, который призывает окружающих к добрым делам, всегда должен в первую очередь проповедать добро среди своих родных и близких, потому что Всевышний сказал: «О, те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66:6). Всевышний также сообщил о смысле этого предписания. Если женщина носит покрывало, не дает повода дурным людям претворять в жизнь свои скверные помыслы. Аллах простил правоверным мусульманам то, что они совершили до того, как им открылась истина.

Таким образом, повеление женщинам прикрывать себя и принадлежать только своему мужу, направлено на укрепление семейных уз. Коран, который проповедует честность и преданность делу защиты семьи, запрещает не только прелюбодеяние, но и действия, побуждающие к нему человека.

Такие же интерпретации можно найти во многих других исследованиях, таких как Мутахарри «Человек и общество» [3], Османа Карабулута [12], «Брак и семейное воспитание в исламе» Али Ерена [13], М. Казима Йылмаза «Семья Корана» [14], Белкиса Конана «Период обретения политических прав турецких женщин» [15] и т.д.

Является ли хиджаб повелением религии, значением и смыслом стихов, касающихся освещения в комментариях муджтахидов первой или второй степени или ученых-теологов, таких как аль-Табари, Абу Бакр аль-Рази аль-Джассас, аль-Кая аль-Харраси из школы Шафи'и и Ибн аль-Араби из Малики, расхождений во мнениях не отмечалось. Ссылаясь на источники, можно уточнить, как долго вопрос был спорным и мнения исследователей по этому поводу. Со времен Пророка (мир ему и по сей день) не было ни муджтахида, ни

- 6 -

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

теолога, который сказал бы: «Все секты сходятся во мнении, что мусульманская женщина обязана прикрывать голову» [16, с. 131; 17, с. 61-65].

Самый важный аргумент тех, кто защищает свободу хиджаба, заключается не в том, чтобы принять ее как требование религии, а как свободу одежды и образа жизни в соответствии с международными правами человека. Выступающие против хиджаба, также рассматривают это как вопрос юридический, а не религиозный. Согласно проведенному опросу в Турции хиджаб не является актуальной проблемой в обществе. После провозглашения Турецкой Республики из Конституции 1928 года была удалена статья «Религия государства - ислам», а в 1937 году был принят принцип секуляризма. Таким образом, в республиканский период общественная жизнь начала перестраиваться в соответствии с современным мировоззрением.

Турецкая модернизация возникла не в результате длительной борьбы, как в Европе, а как прямое применение результатов европейского процесса модернизации. Применение этой готовой модели к турецкому обществу, которое имеет иную социальную и религиозную структуру, создало ряд противоречий и проблем. В частности, запрет на хиджаб в некоторых университетах, усугубив эти противоречия, нарушая конституционные права турецких граждан, таких как свобода образования, работы и совести, был использован в политических целях. Вопрос о хиджабе всегда был в повестке дня турецких СМИ. Это привело к появлению различных способов осмысления ситуации в обществе, поляризации среди граждан страны и эскалации конфликтов. Проблема студентов в головных платках была упомянута лишь 5,7% респондентов и заняла четвертое место по значимости [18, с. 98-112]. Согласно социальному опросу 2010 года, проведенному исследовательской компанией TIKAD Metropol, 78,2% респондентов заявили, что дискриминация по форме одежды не имеет никакую юридическую основу и женщины должны иметь свободу выбора одежды [19, с. 6-8].

Причиной обсуждения стихов, упоминающих хиджаб, является не их малая значимость или трудность для понимания, а восприятие в современном турецком обществе этой традиционной одежды как политического и религиозного символа.

В повседневной жизни только одна пятая часть опрошенных молодых людей относится к хиджабу отрицательно. Для молодого поколения мусульман хиджаб становится символом добровольного принятия ислама, новых социальных возможностей и собственной мировоззренческой позиции, а с позиции мусульманских женщин - символом нового статуса и нового осмысления социума.

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (СБ-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

Список использованных источников

1. Bunyadov Z., Mammadaliyev V. Qurani Karim. Baku : Azerne§r, 1992. 128 s.

2. Uysal M. islamda Tesettür ve Haya, Uysal yayinlari. Konya : 1970. S. 137-138.

3. Mutehheri M. Insan vs csmiyyst. Na§ir: §ehriyаr, 2013. 105 s.

4. Yilmaz i. K. Takva ile ihsan Arasinda Allah ile Olmak. Altinoluk Dergisi Ar§iv., 2009. Sayi: 286 (11): 7-9, s. 24-28.

5. ibn Kesir. Tefsirul-Kuranil-Azim, Daru Kahraman. istanbul : 1984. C. 6. 471 s.

6. Imamoglu M. Gündem Haberleri // Yeni Safak : новостной портал. URL: https://www.yenisafak.com/arsiv/2001/ocak/26/mislamoglu.html (дата обращения: 21.08.2020).

7. Carullah M. Hatun. Kitabiyat Yayinlari, 1. Baski, Ankara : 1999. 151 s.

8. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М. : Ансар, 2007. 400

с.

9. Yildirim C. Kaynaklariyla islam Fikhi, Uysal Kitabevi, 6. Baski, Konya : 2010. 550 s.

10. Bardakoglu A. Cahiliyye Döneminde Kadin, Sosyal Hayatta Kadin, Ensar Ne§riyat, istanbul, 1996. 280 s.

11. Karaman H. islamda Kadin ve Aile, istanbul : Ensar Ne§riyat, 1995. 446.

12. Karabulut O. islamda evlilik ve mahremiyyetleri. istanbul : Uysal kitab evi, 2015. 357 s.

13. Eren A. islamda evlilik ve aile egitimi. istanbul : ipek yayinlari, 1997. 206 s.

14. Yilmaz K. Quran ailssi. §anliurfa : Hilal yayinlari, 1994. 218 s.

15. Konan B. Türk Kadinin Siyasi Haklari Kazanma Süreci. Istanbul : 2017. S. 165-167.

16. Fahreddin er-Razi. Physics and the nature of the Physical World: A preliminary survey // Islam & Science. 2010. № 2. 214 p.

17. Sirman. N. Feminism in Turkey: A short History, London : Rutledge, 1989. 332 s.

18. ^arkoglu A., Binnaz T. Deyi§en Türkiyede Din, Toplum ve Siyaset. TESEV yayinlari, 2006. 200 s.

19. Charkoglu A., Kalaycioglu E. Turkish DemocracyToday: Elections, Protest and Stability in an Islamic Society, I.B. Tauris, 2006. S. 11.

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (СБ-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 4. ID 261

Bagirova Azada

PhD student, Academician Z. Bunyatov Institute of Oriental Studies, NAS of Azerbaijan, Baku (Azerbaijan)

HIJAB IN ISLAMIC THEOLOGY AND ITS PERCEPTION IN MODERN TURKISH SOCIETY

The article deals with the philosophical basis of the hijab, its description in the Holy Qur'an and in the Islamic faith. The verses and interpretations of Sura al-Nur, Sura al-Araf, and Sura al-Ahzab from the Holy Qur'an that define the hijab criteria are discussed. Interpretations of this problem by theologians are considered. Issues related to the religious and historical perception of the hijab in modern Turkey are discussed.

Key words: hijab, society, interpretation, surah, theology, verse.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020 © Багирова А. Б., 2020

Учредитель и издатель журнала:

E-mail: [email protected] О журнале

Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Багирова А. Б. Хиджаб в исламской теологии и его восприятие в современном турецком обществе / А. Б. Багирова. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 4. ID 261

^ Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

^ Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.