Научная статья на тему 'Хазары на картах средневековых арабских географов'

Хазары на картах средневековых арабских географов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
725
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хазары / Хазарский каганат / средневековые арабские авторы / средневековая география и картография. / Khazars / Khazar Kaganate / medieval Arab authors / medieval geography and cartography

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калинина Татьяна Михайловна

Данная статья посвящена рассмотрению места хазар и Хазарского государства в географических и картографических трудах арабских авторов. Познание народов, связанных с Халифатом военными, политическими, торговыми отношениями, в том числе с хазарами и соседними народами, значительно расширило круг освоения пространства арабскими учеными; географический образ хазар стал не конструктом, но вполне реальным отображением знаний этого народа с ясным для восточных географов местоположением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KHAZARS ON THE MAPS OF THE MEDIEVAL ARAB GEOGRAPHERS

This article is devoted to the consideration of the place of the Khazars and the Khazar state in the works of Arab authors, devoted to the problems of geography and cartography. The knowledge of the peoples connected with the Caliphate with military, political, and commercial relations, including with the Khazars and neighboring peoples, greatly expanded the scope of territorial exploration by Arab scholars; the geographical image of the Khazars became not a construct, but a very real reflection of the knowledge of this people with a clear location for Eastern geographers.

Текст научной работы на тему «Хазары на картах средневековых арабских географов»

УДК 94(470)"..Л150"

ХАЗАРЫ НА КАРТАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ГЕОГРАФОВ

Т.М. Калинина

Институт всеобщей истории РАН г. Москва, Российская Федерация mka@yandex. ги

Резюме. Данная статья посвящена рассмотрению места хазар и Хазарского государства в географических и картографических трудах арабских авторов. Познание народов, связанных с Халифатом военными, политическими, торговыми отношениями, в том числе с хазарами и соседними народами, значительно расширило круг освоения пространства арабскими учеными; географический образ хазар стал не конструктом, но вполне реальным отображением знаний этого народа с ясным для восточных географов местоположением.

Ключевые слова: хазары, Хазарский каганат, средневековые арабские авторы, средневековая география и картография.

Познание окружающего пространства древними арабами, которое определялось поначалу не слишком большим кругозором, расширилось в большой степени по причине создания Халифата. Его официальные и ученые круги познакомились, с одной стороны, с государствами и территориями из-за ведения многочисленных войн, а с другой, столкнулись с насущными нуждами политиков, военных деятелей, собирателей налогов, торговцев, которым стали необходимы сведения об окружающих и отдаленных народах и обществах. Большое значение имело накопленное в результате обширных завоеваний практическое знакомство с обитателями отдаленных стран, с морями и сушей. Модели географических образов ойкумены в одних случаях соответствовали реальности, в других «подгонялись» под традиционные, накопленные ранее или взятые из других культур познания. Они зачастую переплетались друг с другом, давая сложный комплекс образов пространства [5, с. 14-15].

Мусульманская культура, как и любая другая, вырабатывала на протяжении столетий свои пространственные представления, в основе которых лежали определенные географические образы; они представляли собой компактные модели некоего пространства. Один из базовых методов имажиналь-ной географии являлось образно-географическое картографирование [6, с. 27].

Картина мира для ученых Халифата складывалась в большой степени на основе теорий: античной географии и космографии, сирийской, иранской, индийской научных традиций, которые дали фундаментальные сведения о Земле, ее месте во Вселенной, разделении, рельефе. Служители науки при описании Земли ссылались на Гиппократа, Галена, Аристотеля, Птолемея и других античных предшественников. Большое значение играли сирийские переводы греческих произведений. Именно от сирийцев арабы узнали о философии, медицине, алхимии, географии времен античности [23, 8. 156 йра881ш; 10, с. 87-88].

Помимо теоретических знаний, арабы узнавали о дальних народах и практическим путем. Вдоль древних караванных путей в УН-УШ вв. образовались сирийские христианские фактории в Средней Азии, Индии, Китае. Кроме них, существовали созданные согдийцами торгово-ремеслен-ные центры вдоль Великого Шелкового пути в Семиречье, Джунгарии, Восточном Туркестане, Северном Китае. Эти пути и дороги были важным руслом, по которому проходила информация, попадавшая и к арабам, о дальних областях и их населении.

Кроме того, принятие ислама вызвало потребность любого человека определить киблу, т.е. направления на Мекку и Каабу, вне зависимости от местонахождения верующего, поскольку именно в эту стороны должен был молиться адепт, что также вызывало необходимость географических познаний [13, с. 123].

Арабские писатели широко использовали информацию и переведенных с других языков сочинений, и более ранних произведений своих соотечественников. При этом особенность средневековой, и в особенности арабской, литературы состояла в том, что писатели позднего времени включали в своё произведение информацию гораздо более ранних трудов, зачастую без ссылок на свои источники. «Критическое отношение к использованным письменным источникам применялось не всегда; во всей арабской литературе господствовал такой взгляд на литературную собственность, который иногда совпадал с современным понятием плагиата» [10, с. 23]. «С наличными текстовыми материалами (записями логографов, переводами и др.) арабские писатели обращались как с общим или ничейным достоянием, усердно черпая из них то, что считали нужным или подходящим. Путем простой перестановки литературных материалов, новой их компоновки, систематизации было создано немало арабских книг. Метод компилирования получил широкое признание. Включение в свою книгу чужого сочинения, по частям или целиком, в тех же самых выражениях, никак не возбранялось, даже наоборот, по крайней мере в отдельных отраслях литературы, поощрялось и предписывалось. Добросовестные авторы при этом указывали свой источник и границы каждой цитаты, а менее аккуратные обходились без этого либо же старались затушевать заимствование» [14, с. 75].

Таким образом, восточный автор часто создавал свое произведение из готовых сюжетных и стилистических форм, не считая нужным во многих случаях назвать первоисточник своей информации. При этом старинные представления о населении Земли, и о хазарах, в частности, передавались из поколения в поколения, чему не мешали новые сведения о них.

Весьма древней визуальной картиной Земли можно считать изображение ее в виде птицы, части которой соответствовали разным странам. Такие описания сохранились у 'Абд ар-Рахмана ибн 'Абд ал-Хакама (IX в.) со слов 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн ал-'Аса (616-684 г.) [1, с. 18], у Ибн ал-Факиха [писал в 903 г.), а также у поздних ученых Ибрахима ибн Васиф шаха (к. XII-нач. XIII в.), Таки ад-Дина Ахмада ибн 'Али ал-Макризи (1364-1442), Абу-л-Махасина ибн Тагриберди (ум. 1469) [10, с. 51-52]. 'Абд ар-Рахман ибн 'Абд ал-Хакам при описании мира как птицы не упоминал хазар. Но Ибн ал-Факих (903) повествовал несколько иначе: «Голова мира - Китай, Вак-Вак и множество неведомых народов, правое крыло - Индия и море, левое - Хазария, неизвестные племена Маншак и Машак, Йаджудж и Маджудж, грудь - Мекка, Хиджаз, Сирия, Ирак и Египет, хвост - области к западу от Египта [17, с. 3].

В приведенной версии описания мира Ибн ал-Факиха, левое крыло -это жители отдаленных мест: хазары, за ними легендарные Машак (в Библии Мешек, варварский народ, который вместе с Рошем и Фувалом (=Тубалом) вторгнется в Ханаан под предводительством Гога (Псл. 119:5; Иез. 32:26, 38:2, 39:1). Маншак - скорее всего, придумано по созвучию, для «пары» к первому; как отмечал И.Ю. Крачковский, это - «дублет Мешека (евр.)» [10, с. 51]. Йаджудж и Маджудж идентичны библейским племенам Гог и Маг (Иез. 38: 2-3, 14-16; Откр. 20:7), которые в конце света должны наводнить мир. Они известны в Коране, по писанию которого Зу-л-Карнайн (Александр Македонский) отгородил их от цивилизации крепкой стеной (18:83, 92-97; 21:96) [13, с. 119; 9, с. 30-32]. Таким образом, хазары здесь выделены как обитатели далекого востока вместе с легендарными народами.

Через несколько веков подобное представление передал географ ад-Ди-машки (1256-1327) в книге «Выборка времени о диковинках суши и моря». Он использовал множество книг предшественников. Изобретение такой схемы было приписано им герою иранского эпоса Феридуну: «Что же касается Афридуна, то он разделял землю подобно изображению птицы: голова ее -Китай, правое крыло - Индия, левое крыло - хазары и турки, грудь - Йемен, Ирак и Сирия, ее хвост - Магриб, с перьями, направленными оттуда к суданцам [2, с. 24 (араб. текст). с. 334 (пер)]. Здесь автором использована древняя традиция, и хотя названы вполне реальные народы (впрочем, хазары во время жизни нашего автора уже не существовали), но эта информация наглядно демонстрирует то отношение к ранее существовавшим и использованным письменным источникам, о котором писали И.Ю. Крачковский и

А.Б. Халидов (см. выше), а также живучесть традиций в арабской географической литературе.

В основанной халифом ал-Мансуром (754-775) столице Халифата Багдаде была собрана большая библиотека, расширенная его сыном Харуном ар-Рашидом (786-809) и перешедшая к внуку ал-Мансура ал-Ма'муну (813833). Ал-Ма'мун организовал «Дом мудрости» («Байт ал-хикма»), в котором ученые разных стран переводили с греческого, латинского, сирийского и других языков философские, астрономические, математические трактаты. По инициативе ал-Ма'муна была проведена работа по созданию карты мира с введением географических координат известных объектов (стран, областей, городов) с опорой на античные традиции, особенно Птолемея. Такая карта была названа сурат ал-ард («вид», «образ», картина», «изображение» Земли). К сожалению, она не сохранилась, хотя была известна более поздним авторам [10, с. 87]1.

В «Байт ал-Хикма» работал Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, математик, астроном и географ (80-е гг. VIII в. - ок. 847). Он написал «Книгу картины Земли» («Китаб сурат ал-'ард»). Ряд ученых полагает, что таблицы координат в этой книге были подготовлены для карты мира ал-Ма'муна [32, Bd. 58. 8. 151-176; 33, 8. 163-165; 23, 8. 155-156, 160-161].

Издатель труда ал-Хорезми Х. ф. Мжик пронумеровал все координаты, приведенные автором. Среди населенных пунктов в книге ал-Хорезми в шестом климате значится координата для местечка ал-хазар (468), на границе «страны Скифии», которая названа автором «землей тюрков», вблизи реки Длинной (2222), аналогичной Яксарту Птолемея, т.е. Сырдарье [26, 8. 32; 8, с. 40, 50, 74-75, 100]

1 Есть, однако, предположение, что такая карта отражена в сочинении ал-'Умари (1301-1349) [Fuat Sezgin. Die Entdeckung des Amerikanischen Kontinent durch muslimische Seegahrer vor Kolumbus. Exzerpt aus Geschichte des arabischen Schrifttums. Band XIII. 2006: Institut für Geschichte der Arabisch-Islamischen Wissenschaften an der Johann Wolfgang Goethe-Universität. Frankfurt am Main, P. 9-10: http://web.uni-frankfurt.de/ fb13/igaiw/vortrag/amerikavorkolumbus.pdf] Аналогичная карта показана также в сборнике арабских карт [3, s. 268] Однако публикаторы не связывают ее с именем ал-Ма'муна.

Рис. 1. Авторская реконструкция части Средней Азии, по координатам книги ал-Хорезми. Координата под номером 467 (черный кружок) вблизи реки Балха называется в тексте «Хорезм»; координата (черный кружок) под номером 468 вблизи реки Длинной называется в тексте «ал-Хазар». Синим выделены Каспий, Арал (море Балха), река Балха (соответствует Оксу Птолемея и реальной Сырдарье), река Балх и река Длинная (соответствует Яксарту Птолемея и реальной Амударье). Цвета гор показаны так, как они названы в книге ал-Хорезми

Общая картина мира была нарисована известнейшим ученым ал-Биру-ни (973-1048), который показал схему разделения Земли с очертаниями морей как заливов Окружающего океана и соседних с ними народов. Только Каспий (море Джурджана у ал-Бируни), как у подавляющего большинства арабских географов, не имеет соединения с другими морями, это отдельный водный бассейн, на правом берегу которого (карты и схемы имеют южную ориентацию) показаны хазары.

Рис. 2. Аль-Бируни, 1975. С. 101

Иным способом освоения пространства арабами являлось разделение Земли на климаты, основой которого являлась античная традиция. Большое значение имели сирийские переводы греческих произведений. Именно от сирийцев арабы узнали о философии, медицине, алхимии, географии времен античности [23, 8. 110-117, 156 е1ра88т; 10, с. 87-88; 34, р. 333-336 е1ра881ш;15, с. 243-265]. Античные ученые разделяли Землю на 4 четверти, из которых только одна была обитаема и членилась на параллельные экватору зоны. Такая широтная зона называлась климатом и определялась в зависимости от долготы дня или склонения Солнца к экватору. Греческое слово то кМца происходит от глагола к^ггю «склонить(ся), наклонять(ся)» и переводится как 1) «склон, скат, спуск», 2) «страна света, климатический пояс». Появление системы семи климатов связывают с Эратосфеном, Гиппархом, Марином Тирским, Клавдием Птолемеем. Арабам это учение было более всего знакомо по трудам Клавдия Птолемея и сирийским переработкам его сочинений. Термин «климат» арабские ученые воспроизводили как иклим.

Подобную систему климатов очень подробно описывал еще в IX в. ал-Фергани, начиная отсчет с далекого востока, где располагалась страна Йаджудж (есть мнение, что здесь это - реальная страна Кокурьо, т.е. Корея

[18, р. 105-106, 108, 169]). Шестой климат, в описании ал-Фергани, начинался с востока от этой страны; шел через страны Средней Азии, через страну Хазар и море Джурджана (Каспий), далее через Малую Азию и частично Европу. Все климаты, начинаясь с востока, заканчивались в Западном море (Атлантике) [20, р. 38; 8, с. 129, 130].

Ибн Русте (IX - нач. Х в.) в «Книге дорогих ценностей» писал, что шестой климат начинается на востоке, от страны Маджудж, затем проходит по стране ал-Хазар, пересекает Каспий (море Табаристана), доходит до Византии (страны ар-Рум) и далее идет через города и области Малой Азии, заканчиваясь в Атлантическом океане (Западном море) [24, р. 98]. Ал-Мас'уди (ок. 890-956) в «Золотых копях» («Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джаухар») писал, что в шестой климат входят тюрки, хазары, Дейлем и славяне, [29, р. 182]. Ал-Бируни шестой климат отводил тюркам и другим среднеазиатским народам, хазарам, северной части Каспия, аланам, области между Каспием и Черным морем [4, с. 100-101]. Подрбные воззрения можно встретить и у других арабских географов (Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси, ал-Марвази, ал-Казвини и др.).

Отголоском античных традиций в «Книге путей и стран» Ибн Хордад-беха (IX в.) и в «Книге стран» Ибн ал-Факиха является информация о членении Земли на четыре части: Европу, Ливию, Эфиопию (ал-Хабаша) и Скифию (Аскусийа или Искусийа), в которую входили Арминийа (так арабы называли собственно Армению и окружающие кавказские земли, входившие некогда в состав Сасанидской державы, а затем Арабского халифата), Хорасан, земли тюрок и хазар [25, р. 155; 7, с. 124-125; 17, р. 7]. Много позже Шамс ад-Дин ад-Димашки (1256-1327) в сочинение «Выборка времени о диковинках суши и моря» вставил фрагмент о разделении Земли на четыре части Александром Македонским, «согласно утверждениям древних». Ад-Димашки назвал эти четыре части - Европа, Ифрикийа (Тунис и северная часть Африки), Аскамунийа и Банушийа (?). В Аскамунийу [искаженное: Аскусийа, т.е. Скифия) входили Арминийа, хазары, тюрки и Хорасан [2, с. 294 (араб. текст); с. 334 (рус. пер.)]. Этот пассаж, по-видимому, является отголоском сведений Ибн Хордадбеха. Так же, как для античных ученых, Скифия для арабов представляла собой незнакомую отдаленную часть Земли, и именно в ней отводилось место тюркам и хазарам.

Кроме греческой, была воспринята арабами и иранская традиция деления мира на семь областей. Ал-Мас'уди (первая пол. Х в.) говорил: «Название «климат» (иклим) на персидском языке - это кешвар» [27, р. 32]. Климаты выглядели как круги, расположенные вокруг центрального круга и соприкасающиеся одной стороной в одной точке. В центре каждого круга находилось название той страны или нескольких стран, которые превалировали в этом климате. Имена наиболее важных стран у разных авторов не совпадали, тем не менее хазарытам всегда присутствовали. Например, опи-

сание семи климатов, с модификациями и добавлениями названий народов, встречается у Ибн ал-Факих ал-Хамадани (903 г.), который называл кешвары климатами. Описывая их, он говорил: «...Говорят, что климатов семь... Климат пятый - Константинополь, Византия (Рум) и Хазары [17, р. 6].

Ал-Бируни показал схему такого разделения климатов (кешваров) между странами и народами.

Рис. 3. Аль-Бируни, 1975. С. 115

Приведенные выше представления являют собой теоретические, традиционные взгляды на местонахождении народа хазар. Ведь и Ибн ал-Факих, и Ибн Русте, и ал-Мас'уди, и другие географы предоставляли совершенно реальную информацию о хазарах и их местожительстве в их эпоху; историки писали о войнах, которые вели хазары на вполне определенных территориях.

Кроме теоретических и весьма старинных представлений, важным направлением в восприятии мусульманскими учеными окружающего пространства стал «Атлас ислама», основателем которого явилсясреднеазиатский ученый Абу Зайд ал-Балхи (849-934). Он написал в 920-921 гг. трактат «Изображение семи климатов», известный и под другими названиями, в который входили карты мира и его разных частей. Ал-Балхи считается основателем «классической школы» географов, представленной, кроме своего создателя, именами ал-Истахри, Ибн Хаукала и Шамс ад-Дина ал-Мукадда-си [10, с. 194-218; 28, 8. 66; 37, 8. 399-400; 35, р. 108-111]. Эти географы создавали круглые карты мира с нанесенными на них названиями морей, рек, озер, областей и городов, а также отдельные карты, которые прилагались к

описательным главам об этих объектах. В картах не обозначены координаты, не выдержаны масштабы. Север показан внизу, юг - наверху. Тексты этих произведений являют собой описания земель и торговых дорог; не исключено, что образцами для них послужили дорожники сасанидского времени [35, р. 114-115]. В этих сочинениях, как и в «Книге путей и государств» Ибн Хордадбеха, и в «Книге стран» Ибн ал-Факиха, а также в сохранившихся сочинениях Ибн Русте, ал-Мас'уди и других арабских авторов содержится вполне конкретная, давно известная ученым информация о местонахождении хазар возле Волги, их обычаях, образе жизни, политическом строе и т.д.

Ранее считалось, что карта и труд ал-Балхи не сохранились.

Однако недавно востоковед из Казахстана Р. Кумекова обнаружила в Институте арабских рукописей Лиги арабских стран в Каире рукопись географического сочинения «Упоминание о расстояниях и изображение климатов» («Зикр ал-масафат ва сувар ал-акалим»), чьим автором указан Абу Зайд Ахмад ибн Сахл ал-Балхи. Предварительное ознакомление с этой рукописью позволило исследовательнице полагать, что это не редакция труда ал-Истахри, как это раньше неоднократно обнаруживалось, а, скорее всего, оригинальное сочинение ал-Балхи, поскольку тексты произведения ал-Балхи и труда ал-Истахри не идентичны. Сравнение географических карт в этих произведениях, сделанное Р. Кумековой, также показало их различие. Карта ал-Балхи более насыщена этнонимическими деталями, чем карта ал-Истахри. Обнаружились дополнения, исправления, изменения, уточнения, которые внёс ал-Истахри (сравнение проводилось на основе издания полных списков его труда: Каир, 1961 г.) при использовании им работы ал-Балхи. Как предполагали ученые и ранее, труд ал-Балхи почти полностью включен в сочинение ал-Истахри. Р. Кумекова рассказала, что ал-Балхи описывал только мусульманские страны, распределив их на двадцать климатов, представляющих не семь поясов («климатов» - иклим), следующих с юга на север, а географические округа - области, начиная с арабских стран и заканчивая Мавераннах-ром. Каждую область предваряет географическая карта, а текстовая часть сочинения представляет описание этих карт [11, с.63-65; 12, с. 324-330].

К сожалению, каирская карта и само сочинение не издано, они известны только по описаниям и комментариям к картам и рукописи ал-Балхи, выполненные Р. Кумековой. Следует отметить, что указанные исследовательницей параметры характерны для всех текстов произведений и карт «классической школы» географов. Р. Кумекова в своих кратких заметках также не указала на возможность сопоставления этой рукописи с трудом или картами Ибн Хаукаля, поэтому требуется серьезная дальнейшая разработка этой темы.

Ныне опубликована другая недатированная круглая карта мира, хранящаяся в коллекции Айя София в Стамбуле, где автором назван ал-Балхи [3, с. 98-99. Как считают авторы подборки карт Д. Стоименов и С. Кенде-рова, карта относится к 920-922 гг.

Рис. 4. Фрагмент карты ал-Балхи: Атлас: Българските земи, 11.1; С. 98-99, 100-101

Здесь показан Каспий (море Табаристана) и река Итиль. Один из ее рукавов впадает в Константинопольский пролив, в свою очередь соединенный с Северным морем (справа). Северное море в данном случае - это северная часть Окружающего всю Землю океана. Другое ответвление Итиля также соприкасается с Северным морем. Именно вдоль этой части обозначены русы, булгары; на другом берегу близ Каспия - буртасы и хазары. Противоположный берег Итиля занимают кимаки, ниже показаны народы йаджудж и маджудж, еще ниже, ближе к Окружающему океану - «пустыни севера». Вблизи впадения рукава Каспия в Константинопольский пролив показаны славяне (ас-сакалиба). Константинопольский пролив (халидж ал-Кустани-нийа) является северной частью большого водного массива, идущего от Гибралтара, через Средиземное море к северной части Окружающего Землю океана. Черное и Азовское море не показаны на картах ал-Балхи и его последователей.

Как было отмечено выше, труд ал-Балхи был использован и дополнен младшим современником его Абу Исхаком ал-Фариси ал-Истахри, нисба которого показывает место его рождения - на юге Ирана. Известно, что он путешествовал по Ирану и странам Средней Азии, был в Аравии, Сирии и Египте. В начале 30-х гг. написал собственное географическое сочинение «Книга путей стран». Считается, что около 950 г. им самим или его

учениками была произведена редакторская работа этого опуса, и именно она сохранилась и была весьма популярна; сохранилось много карт и тексты этого произведения, а также персидские переводы [10, с. 196-198; 30, р. 222223; 35, р. 108-111].

Фрагмент одной из круглых карт мира ал-Истахри, копия 1198 г. (Рис. 5). На этой карте изображен Каспий под именем моряал-Хазар, правее и ниже отчетливо видна надпись «внутренние булгары», между Каспием и страной ар-Рум (т.е. Византией) на берегу моря Рума (т.е. Средиземного). Однако другие надписи вокруг моря ал-Хазар, к сожалению, стёрты. От водного потока (Итиля), выходящего из моря ал-Хазар, отходит в сторону востока рукав. На этой карте оба эти реки не соединяются ни с Константинопольским проливом, ни с морем Рума, ни с северными водами Окружающего океана. Внизу показаны пустынные земли Севера. Ал-Истахри в книге описывал Каспий, называя его морем Хазар, следующим образом: «Это море не соединяется ни с одним из морей на поверхности земли, и если человек объедет вокруг моря, то вернется к тому месту, с которого начал [путь] без помех, разве только пресная река впадает в него... (имеется в виду Итил - Т.К.) [36, р. 218].

Рис. 5. Фрагмент карты мира ал-Истахри: Атлас: Българските земи, 2011. 11.21.

С. 104-105, 106-107.

Фрагмент одной из круглых карт мира ал-Истахри, копия 1460 г. (Рис. 6). Здесь также река (Итил) имеет два рукава, не соединенные ни с одним водным бассейном. На берегу восточного ответвления показаны ближе всего к северу русы, буртасы, хазары, Сарир.

Рис. 6. Фрагмент карты мира ал-Истахри: Атлас: Българските земи, 2011. II.2.6; С. 121

В свою очередь, труд ал-Истахри лег в основу географического произведения Абу-л-Касима Ибн Хаукала ан-Нисиби, уроженца г. Нисибин в Верхней Месопотамии. Он много путешествовал, побывав в Сев. Африке, Сицилии, мусульманской Испании, возможно, и в Индии. Есть предположение, что он был политическим агентом при дворе кордовского Омейада Абд ар-Рахмана III (912-961 гг.). Познакомившись с ал-Истахри, Ибн Хаукал, по согласию последнего, использовал его материалы для своей книги, исправляя и добавляя свои данные. Онзавершил сочинение в 977 (или 988) г. [10, с. 198-205; 30, р. 786-788].

Фрагмент из карты мира Ибн Хаукала из рукописи 1086 г. (Рис. 7). Издатели считают, что карта показывает территорию и народы примерно 980 г. На северном берегу восточного рукава показаны булгары и русы, на южном - буртасы и хазары, ближе к Каспию. Здесь главное течение Итила показано впадающим в Константинопольский пролив (халидж ал-Кустанинийа). Итил имеет еще два рукава. Снизу правого рукава показаны

булгары и русы, сверху него - буртасы и хазары, ближе к Каспию. Вблизи Каспия (бахр ал-Хазар) располагаются разные виды тюрок.

Рис. 7. Фрагмент карты мира Ибн Хаукала: Атлас: Българските земи , 2011. 11.3. С. 130-131

В тексте Ибн Хаукал писал: «Море Хазар. Это море не соединяется ни с одним из морей земли ни способом смешения, ни способом связи, кроме того, что входит в него из реки русов, известной как Итиль, и оно связано ответвлением, ведущим от него к проливу, [который] выходит из земли Константинополя, с морем Окружающим» [16, р. 388]. «Итиль - название реки, которая течет к ним (хазарам. - Т.К.) от русов и булгар и впадает в море Хазар (Каспийское. - Т.К.). Говорят, что эта река вытекает из [области] мраков и никто не знает начала её, и никто не доходил до её истоков» [16, р. 389]. «Говорят, что от этой реки отделяется более 70 рек, а главное русло реки остается течь к Хазарану и впадает в море» [16, р. 393]. Точно такой же текст имеется в книге ал-Истахри [36, р. 222].

Итак, Ибн Хаукал внес существенные коррективы в представления ал-Истахри. Ибн Хаукал же соединил море ал-Хазар, посредством реки Итил, с проливом ал-Кустантинийа, добавив в описание моря Хазар ал-Истахри существенную деталь: «Это море не соединяется ни с одним из морей на поверхности земли ни способом смешения, ни способом связи, кроме того, что входит в него из реки ар-Рус, известной как Итил, и оно (море) связано ответвлением, ведущим от него к проливу, (который) выходит из земли

ал-Кустанинийа, с морем Окружающим (подчеркуто мной - Т.К.). И если человек объедет вокруг этого моря... [далее - как у ал-Истахри]» [16, р. 388].

Таким образом, основой для информации о реке Итил послужили сведения ал-Истахри, однако Ибн Хаукал вставил свои известия об имени реки («река русов»), течении ее к Хазарану, неизвестных истоках в «стране мраков» и соединении с Константинопольским проливом. Последний представляет собой водный поток, выходящий из моря Рума (цепи морей от Гибралтара до Сирии). Начальная часть моря Рума почти совпадает с данными ал-Истахри: из Окружающего океана (т.е. западной части Атлантики), начиная от Гибралтарского пролива, вытекают соединяющиеся между собой моря. После прохождения мимо Сирии (аш-Шам) поток резко поворачивает вниз и становится Константинопольским проливом (халидж ал-Кустанти-нийа). Отдельно от описания моря Рума Ибн Хаукал отмечает, что в правой части карты показан пролив, который называется Константинопольским, соединяющийся, по мнению нашего географа, с морем ал-Хазар [16, р. 8-9).

Таким образом, как на карте, так и в тексте Ибн Хаукала, восточноевропейские водные пути представлены одним водным потоком, связывающим малоазиатские и византийские земли с севером. Ибн Хаукал выразил таким образом полученную информацию о торговых связях северных земель (Руси, Хазарии, Волжской Булгарии, Скандинавии) с Византией и Востоком.

На картах из трудов ал-Балхи (предположительно), ал-Истахри и Ибн Хаукала жителями северо-востока Земли предстают разные виды тюрок, хазары, булгары, буртасы, русы, славяне (сакалиба); Византия и Рим. Представители «классической» школы географов не знали о существовании Черного и Азовского морей, которые оказываются как бы внутри Константинопольского пролива. Это обстоятельство показывает преимущественный интерес географов к областям ислама и Поволжья.

На этих картах нет географических координат, не упоминаются они и в текстах. Эти ученые оперируют понятиями «климат», который у них означает разные территории, никак не связанные с понятиями широтной зоны: «Что касается хазар, то это - имя климата» [36, р. 220; 16, р. 389]. Употребляется также термин «мамлакат», т.е. «государство»: «ар-Рус, ал-хазар, ас-Сарир -название государства, а не города и людей [36, р. 223]; «.название государства и области, а не людей и племени» [16, р. 394]. Впрочем, в других случаях сказано, как раз наоборот, что «хазары - это имя (исм) для вида (джинс) людей. Это - страна (балад) между морем ал-Хазар [Каспием -Т.К.], [странами - Т.К.] Сарир, русов и гузов» [36, р. 10; 16, р. 15]. Таким образом, встречается и слово «балад» в значении «страна»: «Расстояние. от Абаскуна вправо до страны (балад) ал-хазар - 300 фарсахов...» [36, р. 226; 16, р. 398]. Третий автор Х в., Шамс ад-дин ал-Мукаддаси (946/7-1000), который тоже причисляется к «классической школе» географов [10, с. 210-

218], использует для территории хазар термины «страна» (балад), «округ» (нахйа), «климат» (иклим) [19, р. 61, 353, 361, 365].

Разнобой в применение терминов авторами «классической школы» показывает, что они не вкладывали какой бы то ни было политический смысл в термины для обозначения страны хазар, воспринимая ее чисто географически. В этом отношении показательно описание карты севера, сохранившееся в книге Ибн Хаукала: «...Затем по проливу [Константинопольскому, который воплощает в себе соединение Северного океана со Средиземным морем - Т.К.] - сторона Трапезунда, а сверху реки, идущей рядом [Итиль -Т.К.] [живут - Т.К.] булгары, русы, башджирты, буртасы, хазары, печенеги, булгары еще вторые, затем страна Сарир, а сверху тех - страна внутренняя и внешняя Армения» [16, р. 9].

Как ранее отмечали востоковеды, сочинения со схожими или аналогичными названиями, текстами и картами, где автором был указан ал-Балхи, встречались достаточно часто. Однако при тщательном рассмотрении оказывалось, что труд аналогичен либо сочинению ал-Истахри, либо труду Ибн Хаукала. Соотношение произведений авторов «Атласа ислама» не поддаётся пока уверенному отождествлению, вследствие чего приходится вспомнить замечания ориенталистов, которые говорили, что относительно сочинений ал-Балхи, ал-Истахри и Ибн Хаукала существует большая путаница, поэтому необходима дальнейшая систематическая работа по сравнению текстов и карт авторов [22, 8, 42; 28, р. 9-30].

Однако познание народов, связанных с Халифатом военными, политическими, торговыми отношениями, в том числе с хазарами и соседними народами, значительно расширило круг освоения пространства арабскими учеными; географический образ хазар стал не конструктом, но вполне реальным отображением знаний этого народа с ясным для восточных географов местоположением.

Список литературы

1. Абд ар-Рахман ибн 'Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, Магриба и ал-Андалуса. Пер. с араб., предисловие и примечания С.Б. Певзнера. М., Наука, 1985.

2. Арабские источники ХШ-Х1У вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М., 2002.

3. Атлас. Българските земи в средневековната арабописмена карто-графска традия (1Х-Х1У вв.). Под ред. проф. С. Кендерова и проф. ргоф. дфн. А. Стоянов. София: Национална библиотека Св. Св. Кирилл и Методий: Тангра Таннакра, 2011.

4. Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах // Избранные произведения. Ташкент: ФАН, 1975. Т. VI.

5. Замятин Д.Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004.

6. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 26-50.

7. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комм., исследование, указатели и карты Наили Велихановой. Баку, 1986.

8. Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. Тексты, пер., комментарий. М.: Наука, 1988.

9. Калинина Т.М. Легендарные народы на краю Ойкумены (по данным арабских средневековых ученых) // История наук о Земле. Сб. статей. М.: ИИЕТ РАН, 2011.

10. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. M.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. IV. 1957. С.51-52.

11. Кумекова Р.Б. Карта мира Абу Зайда ал-Балхи (X в.) как источник по истории Казахстана // Вестник КазНУ, серия историческая №3 (54), Алматы, 2009.

12. Кумекова Р.Б.Сведения классических арабских географов о тюркских племенах Казахстана // Сборник материалов международной научной конференции «Кипчаки Евразии: история, язык и письменные памятники», посвященный 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюркской письменности и культуры. Астана, 2013.

13. Пиотровский М. Йаджудж и Маджудж // Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

14. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.

15. Щеглов Д.А. Система семи климатов Птолемея и география Эрато-сфена // ВДИ. 2005. № 3. C. 243-265.

16. Opus geographicum auctore Ibn Haukal (Abü'l-Käsim ibn Haukal al-Nasibi)... «Liber imaginis terrae» / Ed. collatio textu primae editionis aliisque fontibus adhibitis J.H.Kramers. Lugduni Batavorum, 1938-1939.

17. Compendium libri Kitab al-Boldan auctore Ibn al-Fakih al-Hamadani / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1885.

18. Daunicht H. Der Osten nach der Erdkarte al-Huwarismi's. Bonn: Universität, 1968. T. I.

19. Descriptio Imperii Moslemici auctore... Schamso'd-din Abü 'Abdolläh Mohammed ibn Ahmed ibn Abi Bekr al-Bannä' al-Bashschäri al-Mokaddasi / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1877.

20. Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Al-Fraganus dicitur. Elementa astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669.

21. Fuat Sezgin. Die Entdeckung des Amerikanischen Kontinent durch muslimische Seegahrer vor Kolumbus. Exzerpt aus Geschichte des arabischen

Schrifttums. Band XIII. 2006: Institut für Geschichte der Arabisch-Islamischen Wissenschaften an der Johann Wolfgang Goethe-Universität. Frankfurt am Main. P. 9-10: http://web.uni-frankfurt.de/fb13/igaiw/vortrag/amerikavorkolumbus .pdf

22. De Goeje M. Die Istakhri-Balkhi Frage // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Leipzig, 1871. № 25.

23. Honigmann E. Die sieben Klimata und die no^stç 'smonpoi. Heidelberg,

1929.

24. Kitab al-A'lak an-nafisa VII auctore Abu Ali Ahmed ibn Omar Ibn Rosteh... / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892.

25. Kitâb al-Masâlik wa'l-Mamâlik (Liber viarum et regnorum) auctore Abu'l-Kâsim 'Obaidallah ibn 'Abdallah Ibn Khordâdhbeh... / de Goeje M.J. Lugduni Batavorum, 1889.

26. Das Kitab Surat al-ard des Abu Ga'far Muhammad Ibn Musa al-Huwarizmi's hrsgb. nach dem handschriftlichen Unikum der Bibliotheque de l'Universite et regionale in Strassburg (cod. 4247) / Hans von Mzik. Arabischer Text mit 5 Falttafeln in Lichtdruck, Einleitung auf deutsch. Leipzig, 1926. XXI + 163 S.

27. Kitab at-tanbih wal-ischraf auctore al-Masûdi. Leiden: Brill, 1894.

28. Kramers J.H. La question Balhi-Istakhri-Ibn Hawqal et l'atlas de l'Islam // Acta Orientalia. Leiden, 1932. Vol. 10. P. 9-30.

29. Maçoudi. Les Prairies d'or / Texte et traduction par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris, 1861. T. I.

30. Miquel A. Ibn Hawkal // The Encyclopaedia of Islam. New Ed. Leiden, 1986. Vol. III.

31. Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Al-Fraganus dicitur. Elementa astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669.

32. Mzik H. Ptolemaeus und die Karten der arabischen Geographen // Mitteilungen der Kaiserlich-Königlischen geographischen Gesellschaft. Wien, 1915. Bd. 58. S. 151-176.

33. Mzik H. Osteuropa nach der arabischen rsœypa^iKn'u^ysciç des Kl. Ptolemaios von Muhammad ibn Musa al-Huwarizmi // Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenländes. Wien, 1936. Bd.43, H. 3-4. S.173-184.

34. Neugebauer O. A History of Ancient Mathematical Astronomy. Berlin; Heidelberg; New York: Springer Verlag, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Tibbetts G.R. The Balkhi School of Geographers // The History of Cartography. Vol. 2. Pt. 1. Cartography in the Traditional Islamic and South Asian Societies / Ed. by J.B. Harley, D. Woodward. Chicago University Press Home, 1992.

36. Viae regnorum. Descriptio ditionis moslemicae auctore Abu Ishâk al-Fârisi al-Istakhri / Leiden, 1870.

37. Watt, 1983 - Watt W. M. Abü Zayd al-Balkî // Enzyclopaedia Iranica. 1983. Vol. I. Fasc. 4. P. 399-400.

Сведения об авторе: Калинина Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, e-mail: tmka@yandex.ru

Дата поступления материала 03.05.2018.

Принят к публикации 07.06.2018.

THE KHAZARS ON THE MAPS OF THE MEDIEVAL ARAB GEOGRAPHERS

T. Kalinina

Institute 's of World History Russian Academy of Sciences Moscow, Russian Federation

Abstract. This article is devoted to the consideration of the place of the Khazars and the Khazar state in the works of Arab authors, devoted to the problems of geography and cartography. The knowledge of the peoples connected with the Caliphate with military, political, and commercial relations, including with the Khazars and neighboring peoples, greatly expanded the scope of territorial exploration by Arab scholars; the geographical image of the Khazars became not a construct, but a very real reflection of the knowledge of this people with a clear location for Eastern geographers.

Keywords: Khazars, Khazar Kaganate, medieval Arab authors, medieval geography and cartography.

References

1. Abd ar-Rahman ibn 'Abd al-Hakam. Zavoevanie Egipta, Magriba i alAndalusa. Per. s arab., predislovie i primechaniya S.B. Pevznera. M., Nauka, 1985.

2. Arabskie istochniki XIII-XIV vv. po ehtnografii i istorii Afriki yuzhnee Sahary. M., 2002.

3. Atlas. Bolgarskite zemi v srednevekovnata arabopismena kartografska tradiya (IX-XIV vv.). Pod red. prof. S. Kenderova i prof. prof. dfn. A. Stoyanov. Sofiya: Nacionalna biblioteka Sv. Sv. Kirill i Metodij: Tangra Tannakra, 2011.

4. Al-Biruni Abu-r-Rajhan Muhammad ibn Ahmad. Kniga vrazumleniya nachatkam nauki o zvezdah // Izbrannye proizvedeniya. Tashkent: FAN, 1975. T. VI.

5. Zamyatin D.N. Metageografiya: prostranstvo obrazov i obrazy prostranstva. M.: Agraf, 2004.

6. Zamyatin D.N. Gumanitarnaya geografiya: prostranstvo, voobrazhenie i vzaimodejstvie sovremennyh gumanitarnyh nauk // Sociologicheskoe obozrenie. 2010. T. 9. № 3. S. 26-50.

7. Ibn Hordadbekh. Kniga putej i stran / Per. s arab., komm., issledovanie, ukazateli i karty Naili Velihanovoj. Baku, 1986.

8. Kalinina T.M. Svedeniya rannih uchenyh Arabskogo halifata. Teksty, per., kommentarij. M.: Nauka, 1988.

9. Kalinina T.M. Legendarnye narody na krayu Ojkumeny (po dannym arabskih srednevekovyh uchenyh) // Istoriya nauk o Zemle. Sb. statej. M.: IIET RAN, 2011.

10. Krachkovskij I.YU. Izbrannye sochineniya. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1957. T. IV. 1957. S.51-52.

11. Kumekova R.B. Karta mira Abu Zajda al-Balhi (X v.) kak istochnik po istorii Kazahstana // Vestnik KazNU, seriya istoricheskaya №3 (54), Almaty, 2009.

12. Kumekova R.B.Svedeniya klassicheskih arabskih geografov o tyurkskih plemenah Kazahstana // Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Kipchaki Evrazii: istoriya, yazyk i pis'mennye pamyatniki», posvyashchennyj 1100-letiyu Kimekskogo gosudarstva v ramkah Dnej tyurkskoj pis'mennosti i kul'tury. Astana, 2013.

13. Piotrovskij M. Jadzhudzh i Madzhudzh // Islam. EHnciklopedicheskij slovar'. M.: Nauka, 1991.

14. Halidov A.B. Arabskie rukopisi i arabskaya rukopisnaya tradiciya. M.,

1985.

15. SHCHeglov D.A. Sistema semi klimatov Ptolemeya i geografiya EHratosfena // VDI. 2005. № 3. C. 243-265.

16. Opus geographicum auctore Ibn Haukal (Abü'l-Käsim ibn Haukal al-Nasibi)... «Liber imaginis terrae» / Ed. collatio textu primae editionis aliisque fontibus adhibitis J.H.Kramers. Lugduni Batavorum, 1938-1939.

17. Compendium libri Kitab al-Boldan auctore Ibn al-Fakih al-Hamadani / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1885.

18. Daunicht H. Der Osten nach der Erdkarte al-Huwarismi's. Bonn: Universität, 1968. T. I.

19. Descriptio Imperii Moslemici auctore... Schamso'd-din Abü 'Abdolläh Mohammed ibn Ahmed ibn Abi Bekr al-Bannä' al-Bashschäri al-Mokaddasi / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1877.

20. Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Al-Fraganus dicitur. Elementa astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669.

21. Fuat Sezgin. Die Entdeckung des Amerikanischen Kontinent durch muslimische Seegahrer vor Kolumbus. Exzerpt aus Geschichte des arabischen Schrifttums. Band XIII. 2006: Institut für Geschichte der Arabisch-Islamischen Wissenschaften an der Johann Wolfgang Goethe-Universität. Frankfurt am Main. P. 9-10: http://web.uni-frankfurt.de/fb13/igaiw/vortrag/amerikavorkolumbus .pdf

22. De Goeje M. Die Istakhri-Balkhi Frage // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Leipzig, 1871. № 25.

23. Honigmann E. Die sieben Klimata und die no^siç 'smonMßi. Heidelberg,

1929.

24. Kitab al-A'lak an-nafisa VII auctore Abu Ali Ahmed ibn Omar Ibn Rosteh... / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892.

25. Kitâb al-Masâlik wa'l-Mamâlik (Liber viarum et regnorum) auctore Abu'l-Kâsim 'Obaidallah ibn 'Abdallah Ibn Khordâdhbeh... / de Goeje M.J. Lugduni Batavorum, 1889.

26. Das Kitab Surat al-ard des Abu Ga'far Muhammad Ibn Musa al-Huwarizmi's hrsgb. nach dem handschriftlichen Unikum der Bibliotheque de l'Universite et regionale in Strassburg (cod. 4247) / Hans von Mzik. Arabischer Text mit 5 Falttafeln in Lichtdruck, Einleitung auf deutsch. Leipzig, 1926. XXI + 163 S.

27. Kitab at-tanbih wal-ischraf auctore al-Masûdi. Leiden: Brill, 1894.

28. Kramers J.H. La question Balhi-Istakhri-Ibn Hawqal et l'atlas de l'Islam // Acta Orientalia. Leiden, 1932. Vol. 10. P. 9-30.

29. Maçoudi. Les Prairies d'or / Texte et traduction par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris, 1861. T. I.

30. Miquel A. Ibn Hawkal // The Encyclopaedia of Islam. New Ed. Leiden, 1986. Vol. III.

31. Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Al-Fraganus dicitur. Elementa astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669.

32. Mzik H. Ptolemaeus und die Karten der arabischen Geographen // Mitteilungen der Kaiserlich-Königlischen geographischen Gesellschaft. Wien, 1915. Bd. 58. S. 151-176.

33. Mzik H. Osteuropa nach der arabischen rsœypa^iKn'u^qysciç des Kl. Ptolemaios von Muhammad ibn Musa al-Huwarizmi // Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenländes. Wien, 1936. Bd.43, H. 3-4. S.173-184.

34. Neugebauer O. A History of Ancient Mathematical Astronomy. Berlin; Heidelberg; New York: Springer Verlag, 1975.

35. Tibbetts G.R. The Balkhi School of Geographers // The History of Cartography. Vol. 2. Pt. 1. Cartography in the Traditional Islamic and South Asian Societies / Ed. by J.B. Harley, D. Woodward. Chicago University Press Home, 1992.

36. Viae regnorum. Descriptio ditionis moslemicae auctore Abu Ishâk al-Fârisi al-Istakhri / Leiden, 1870.

37. Watt, 1983 - Watt W. M. Abü Zayd al-Balkî // Enzyclopaedia Iranica. 1983. Vol. I. Fasc. 4. R. 399-400.

About the author: Tatyana Kalinina, Cand. Sci. (History), Senior Research Fellow Institute's of World History, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, e-mail: tmka@yandex.ru

Received May 03, 2018. Accepted for publication June 07, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.