УДК 1(091)
ХАЙДЕГГЕР О БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЭКЗИСТЕНЦИИ
© Николай Владимирович Медведев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, e-mail: philosophy.tsu@mail.ru
© Хамах Али Салих Омед Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, магистрант кафедры философии, e-mail: philosophy.tsu@mail.ru
В статье рассматривается подход Хайдеггера к решению проблемы бытия человека. В исследовании разбираются основные «экзистенциалы» человеческого существования: «забота», «понимание», «интерпретация», «Man», «страх», «бытие-к-смерти», «темпоральность» и др. Особое внимание уделяется постижению Хайдеггером языка, помогающего человеку раскрыть значение его собственной экзистенции. Обоснована актуальность философской антропологии Хайдеггера применительно к современному социально-историческому контексту.
Ключевые слова: Хайдеггер; бытие человека; экзистенция.
Проблема бытия человека во все времена неизменно занимает центральное место в философских рассуждениях. Эта проблема является «вечно новой», поскольку с изменением исторического контекста, с наступлением новой эпохи меняются социальные условия, формы жизни конкретных человеческих индивидов, а вместе с этим их ценностные устремления, мировоззренческие установки и образ мышления. Поэтому всякий раз она является проблемой другого человека, помещенного в исторически изменившуюся культурную среду. Антропологическая проблематика приобретает особую актуальность и остроту в ситуациях, когда динамическое развитие общества сопровождается разрушением привычного уклада жизни людей, когда изменяются социальные нормы поведения, устойчивые формы коммуникации и взаимодействия. Интерес к проблеме бытия конкретного человеческого индивида заметно возрос в современное кризисное время. Глубокие социальные и культурные преобразования в нашей стране и в мире, сопровождаемые социально-экономическими, политическими потрясениями повлекли за собой необходимость переоценки ценностей и идеалов, выработку оптимальной стратегии духовного развития личности, способной противостоять моральному разложению и культу «золотого тельца».
Мартин Хайдеггер (1889-1976) принадлежит к числу выдающихся мыслителей XX столетия, основательно и неординарно разработавших отдельные проблемы культуры и
человека. На протяжении многих десятилетий мысль этого философа оставалась в центре всеобщего внимания. Философские идеи Хайдеггера оказали заметное влияние на духовную атмосферу нашего времени. Мысли Хайдеггера по-прежнему остаются для нас загадкой, поскольку его философствование не поддается простой рефлексии. Немецкий философ глубоко осмыслил острые духовные проблемы современности. По словам Х.-Г. Гада-мера, «никто до Хайдеггера не продвигался в мышлении так далеко назад, к началам, чтобы ... сделать понятным исход человеческой истории в сегодняшнюю техническую цивилизацию и в борьбу за господство над Землей. И при этом не осмеливался продвинуться так далеко вперед по зыбкой почве неконвенциональных понятий, чтобы впервые трезво осмыслить опыты человечества, олицетворенные другими культурами. как наши собственные возможности опыта» [1].
Парадоксальность и значимость мышления Хайдеггера заключается в стремлении возвратить человеку человечность, т. е. его собственное существо. В своих трудах он много размышлял о гуманизме, о положении человеческого индивида в современном мире, его свободе и моральной ответственности. Проблемы нивелирования личности, «неподлинности» существования индивида, отчуждения между людьми, вызывавшие особую озабоченность у немецкого философа, актуальны и сегодня. В статье рассматривается подход Хайдеггера к решению проблемы бытия человека.
Хайдеггер подчеркивает исключительное своеобразие человеческого способа существования и призывает избегать ошибок, свойственных «традиционной метафизике», утерявшей понимание Бытия во всей его полноте и подлинности. Мышление должно вернуться к той основе, на которой вырастает метафизика как «воспоминание о самом Бытии». Хайдеггер подчеркивает, что «на службе вопроса об истине бытия становится необходимым осмысление существа человека; потому что невысказанный, ибо еще даже не проявленный опыт забвения бытия включает все на себе несущую догадку, что отношение бытия к человеческому существу принадлежит, в меру непотаенности бытия, к самому же бытию» [2].
Источником адекватного восприятия идей Хайдеггера служит его фундаментальный труд «Бытие и время» (1927), признанный сегодня шедевром мировой философии. По признанию Хайдеггера, «в трактате «Бытие и время» сделана попытка на основе вопроса об истине бытия... определить существо человека из его отношения к бытию и только из этого отношения, каковое существо человека характеризуется там, в строго очерченном смысле, как присутствие» [3]. Он подчеркивает: «Чтобы как отношение бытия к существу человека, так и сущностное отношение человека к открытости («Вот») бытия как такового схватить одновременно и в одном слове, для сущностной области, в которой стоит человек как человек, было избрано имя «присутствие» (Dasein) [2, с. 30-31].
По словам Хайдеггера, на всем протяжении трактата «Бытие и время» содержание мысли в слове «присутствие» излагается в тезисе: «Сущность присутствия заключена в его экзистенции» [4]. Это означает, что именно экзистенция определяет сущность человека. Экзистенция может быть присуща только человеческому существу, только человеческому способу «бытия». Именно экзистенция есть то, в чем существо человека хранит источник своего определения. Но что такое экзистенция? Хайдеггер определяет это понятие следующим образом: «Само «бытие», к которому присутствие может так или так относится и всегда как-то относилось, мы именуем экзистенцией» [4, с. 12]. Экзистенция человека характеризуется им как стояние
человека «в просвете бытия». Главная забота современного человека, по мнению Хайдеггера, состоит в том, чтобы «прислушаться к зову бытия», «дать бытию сказаться». Вопрос о бытии рассматривается им как вопрос о его смысле, возникающем только в связи с человеком. Именно поэтому Хайдеггер считает необходимым «осмысление существа человека; потому что невысказанный, ибо еще даже не проявленный опыт забвения бытия включает все на себе несущую догадку, что отношение бытия к человеческому существу принадлежит, в меру непотаенности бытия, к самому же бытию» [2, с. 30]. «Забота» является исходной составляющей человеческого бытия-в-мире, она направлена на возвращение человека его существу.
Анализ представленных в «Бытии и времени» проблем Хайдеггер называет «герменевтикой Dasein» («вот-бытие»). Герменевтика в данном контексте рассматривается как феноменологическая разработка самобытности человеческого существования. Хайдегге-ровское экзистенциально-онтологическое
исследование показывает, что «понимание» и «интерпретация» являются основными способами («экзистенциалами») человеческого бытия.
В «Бытии и времени» Хайдеггер полностью освобождается от проблемы коммуникации «Я» с другой личностью. На его взгляд, основание онтологической проблемы следует искать не в сфере взаимодействия с другой личностью, а в сфере отношений с миром. Для немецкого философа другая личность - это своего рода кантовская «вещь-в-себе», она даже более загадочна и непостижима, чем любое явление природы. Поскольку сфера общения людей есть сфера бытия, где доминирует неподлинность (притворство, лицемерие, обман проявляются здесь с особой силой), то онтология понимания, согласно Хайдеггеру, начинается не с «бытия» другой личности, а с «бытия-в-мире».
Хайдеггер берет за объект своего экзистенциально-герменевтического анализа не рефлектирующего субъекта («мыслящая
вещь») Декарта, не «чистое сознание» (Ego)
Э. Гуссерля, а бытие сознания, как особый способ человеческого «бытия-в-мире», «не-обосновываемую и невыводимую фактичность существования» (Гадамер). Хайдеггер исследует каждое сущее в аспекте смысла
бытия вообще. Сущим предстает у него и сам человек. Следует отметить, что у Хайдеггера речь идет не просто об отдельно существующем человеке, а о некоторых всеобщих априорных условиях возможности экзистенции, ее способности открывать бытие, придавать ему смысл. По сравнению с другим сущим человеческое существование (как присутствие) обладает онтологическим преимуществом при раскрытии смысла бытия. Человек как «вот-бытие» (Dasein) определяется им как «сущее, которое в своем бытии понимающе относится к своему бытию». Понимание у Хайдеггера тожественно открытости «вот-бытия» и эта открытость как раз и есть бытие-в-мире. «Быть-в-мире, быть открытым и обладать изначальным пониманием, т. е. герменевтичным - это, по Хайдеггеру, в сущности одно и то же» [5].
Хайдеггер заявляет, что человеческое существо покоится в «бытии-в-мире». Человеческая экзистенция, будучи частью бытия, воплощает в своем устройстве (структуре) предонтологическое понимание мира, в котором она также открывает и себя. Хайдеггер стремится засвидетельствовать структуры этого пред-понимания. Для достижения поставленной цели он использует феноменологический метод своего учителя Э. Гуссерля, направив его на обнаружение скрытых структур человеческого бытия-в-мире. Хайдеггер связывает феноменологию с необходимостью открывать то, что не является непосредственно данным. По сути, он отождествляет феноменологию с герменевтикой, поскольку феноменология «вот-бытия» решает задачу интерпретации. Согласно Хайдеггеру, герменевтика «представляет собой феноменологическое определение специфики самого человеческого существования, так как понимание и интерпретация составляют фундаментальные способы человеческого бытия» [6] Феноменологическая герменевтика раскрывает скрытые структуры человеческой экзистенции, что является необходимым условием успешного решения проблемы смысла бытия.
По Хайдеггеру, первичное экзистенциальное понимание является конститутивным для человеческого «бытия-в-мире». Структуру, лежащую в основе всех актов понимания «вот-бытия», он именует предпониманием. Предпонимание невозможно описать в тер-
минах теории познания, в категориях субъ-ект-объектных отношений. Его можно сформулировать только в терминах аналитики Dasein («вот-бытие»). Способом человеческого существования выступает понимание. Бытие открывается нам через нас самих. Человек должен стать предметом феноменологического истолкования. Задача человека -осуществлять герменевтическое «опрашивание мира». Человек принадлежит бытию, но эта принадлежность не является односторонней, а скорее выступает как взаимопринад-лежность. Поэтому человек должен «прислушиваться к бытию, поскольку оно ему вверено» [7].
Понимание как изначальная форма человеческого существования, его экзистенциал внутренне связано с темпоральностью. Человек есть существо смертное, конечное; бытие человека включает прошлое, настоящее и будущее, но его жизненный горизонт всегда устремлен в будущее. Человек интерпретирует свое бытие на языке своих планов относительно мира. Согласно Хайдеггеру, человек не обладает прочной структурой, что обусловливает его открытость для различных возможностей. Человек предстает как проекция собственных сознательных выборов. При этом понимание нуждается в реализации спроектированной возможности, в ее выполнении. И здесь Хайдеггер вводит термин «толкование» (интерпретация). «Вот-бытие» всегда проектирует себя в процессе понимания для самопонимания, самореализации, которое есть открытие и истолкование данного понимания. Интерпретация зарождается в понимании. Она есть объяснение, развитие понимания. Понимание и интерпретация возможны при наличии целостной экзистенциальной структуры.
Понимание имеет языковую природу, поскольку возможно только в языке и через язык. Поэтому язык помогает человеку раскрыть значение его собственной экзистенции. Язык рассматривается как реальность, которая выявляет сущность человека как говорящего существа. По убеждению Хайдеггера, язык не есть продукт субъективной деятельности сознания, «язык есть дом бытия, в жилище которого обитает человек» [8].
Только язык и дарует ту открытость, благодаря которой может быть явлено нам всякое понимание [5, с. 54].
По Хайдеггеру, язык в его онтологическом определении есть место свершения «истины» как «несокрытости сущего». Хайдеггер сознает, что основная трудность при выборе правильного пути к языку связана с тем, что язык теснейшим образом переплетен с говорением, речью. Люди, как правило, не отделяют друг от друга язык и речь, формулируя обобщенную характеристику о них как о двух сферах человеческой деятельности. Поначалу кажущееся парадоксальным хай-деггеровское утверждение «язык говорит» в действительности не просто «метафора», а ключевое положение его концепции языка. Пытаясь обосновать это положение, ему приходится балансировать на грани «невыразимого». Решение формулы «Привести к языку язык как язык» Хайдеггер осуществляет методом феноменологической редукции. Он отчетливо представляет всю сложность выдвигаемого им проекта, заявляя, что говорить о языке труднее, чем о молчании. Суть языка в целом Хайдеггер называет «сказом», т. к. «сказать» - значит рассказать, обнаружить, ввести в несокрытость, дать увидеть, услышать. Именно эти свойства сказа выводят его к сущности языка, к «моментам» языка как приводящего сущее к явленности (несокрытости).
Разбирая структуру сказа, Хайдеггер приходит к выводу, что суть показывания есть не человеческая деятельность, а явление («самопоказывание»). «Даже там, - пишет, -где показывание совершается нашей речью, ему предшествует указывающее самообна-ружение являющегося» [9]. Следовательно, «язык говорит сам», потому что он сказывает, т. е. показывает, обнаруживает сущее во всех сферах бытия. Язык есть та реальность, где явлено пред-понимание. Язык как исторический горизонт определяет структуру «здесь-бытия». Корни языка берут свое начало в «экзистенциальном устройстве разомк-нутости присутствия» [4, с. 161]. Человек экзистенциально встроен в язык, поэтому структура понимания имеет языковую природу. Хранителями жилища языка, в котором обитает человек, по Хайдеггеру, являются мыслители и поэты.
Важное место в хайдеггеровской концепции человека занимает различение подлинного и неподлинного существования. Немецкий философ обозначает состояние
неподлинного существования неопределенным местоимением «Man». «Man» - это все безличные силы общества, опредмечивание и овеществление человека, «господство других». «Man» - это определенный образ жизни и поведения отдельного человеческого индивида, когда он вынужден приспосабливаться к «господству других», когда его собственное существование растворяется в способе бытия других. «Man» оказывает разрушающее воздействие на личность, подавляя волю индивида и стирая ее индивидуальные особенности. «Man» - это такая форма существования, в которой человек пассивно приспосабливается к среде, утрачивая свою личную индивидуальность. С точки зрения Хайдеггера, «Man» противостоит экзистенции, индивидууму, подавляет и угнетает личность. Подлинный человек берет на себя ответственность за всю правду о своем существовании, не подвержен давлению безличного, не мыслит категориями, навязанными ему «извне». В каждой конкретной ситуации он сам должен выбирать, сам решать, как ему поступать, не ожидая помощи «извне». При этом нет никаких гарантий, что он выбрал правильно, поэтому ему всегда сопутствуют сомнения и тревоги [10].
В «Бытии и времени» Хайдеггер описывает человеческое существование как наличное бытие, заброшенное в чуждый и враждебный ему мир. «Заброшенность» является одной из главных категорий бытия у немецкого философа, который подчеркивает онтологическое одиночество человеческой личности, вырванной из всех реальных связей с другими личностями, лишенной внутренней истории и обреченной на бессмысленное прозябание [10, с. 91]. Человек оказался в этом мире не по своей воле, и его существование в мире сопровождается переживанием страха, который не покидает его никогда. Именно в страхе человеческое существо постигает себя довольно основательно и глубоко, особенно в страхе перед угрозой гибели, перед смертью. Страх перед смертью, по мнению Хайдеггера, приводит наше Я к собственной самости. Смерть предопределена человеку судьбой, поэтому она необходима, а не случайна. Только смерть противостоит обезличиванию и неподлинному существованию, поскольку она всегда личностна. Только в бытии-к-смерти человек становится
самим собой и постигает всю глубину своей уникальной и неповторимой личности. Переживая свою смертность, осознавая свою конечность, человек открывает смысл бытия. Хайдеггер, таким образом, решая проблему человеческого бытия как «экзистенциальной аналитики присутствия», вступает в область фундаментальной онтологии. Опыт Бытия, лежащий в основе фундаментальной онтологии, открыт человеку и только человеку, поскольку только он экзистирует. Только человек есть то сущее, через которое осуществляется связь истины бытия с его существованием.
В «Письме о гуманизме» Хайдеггер приходит к мысли, что «высшие гуманистические определения человеческого существа еще не достигают собственного достоинства человека» [8, с. 201]. Он стремится эксплицировать «гуманизм в высшем смысле», в котором «во главу угла поставлен не человек, а историческое существо человека с его истоком в истине бытия» [8, с. 208]. Для этого нужно заново осмыслить существо человека и показать событийную природу его существа. Обращенный к нам хайдеггеров-ский призыв о «необходимости задуматься о сути своего бытия» связан с его надежной на осуществление решительного прорыва в нашем способе мышления, который выведет за пределы субъект-объектной оппозиции при осмыслении мира через экзистенцию. Нет никакой заранее определенной сущности человека будь то «Я» (самость) или «Мы» (коллектив). «Человек, - пишет Хайдеггер, -начала и заранее экзистирует, выступает в просвет бытия, чья открытость впервые только и освещает собою то «между», внутри которого «отношение» субъекта к объекту может «существовать» [8, с. 213]. Постоянная «открытость» человека позволяет определить его извне как «ничто», «небытие». В каждый момент человек выходит за пределы самого себя, поэтому он никогда не представляется себе как бытие постоянное, завершенное. Скорее это непрерывное бегство в ничто и созидание из ничего. «Без исходной открытости Ничто, - замечает Хайдеггер, - нет никакой самости и никакой свободы... Ничто есть условие возможности рас-
крытия сущего как такового для человеческого бытия» [11].
Хайдеггер анализирует проблему бытия человека всесторонне и академически строго. Его идеи заключают не только констатацию всеобщих условий человеческого существования, осмысление потенциала человеческой личности по преодолению абсурдности и хаотичности происходящего в мире, но и помогают поиску путей освобождения человека от негативных тенденций современной кризисной эпохи через развитие творческих способностей индивида, расширению его идеалов и ценностных ориентиров, формированию инициативы. Философия Хайдеггера способствует осознанию метафизических оснований негативных тенденций общественного развития и открывает нам возможности по их преодолению, обратившись к духовной сфере.
1. Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. Мн., 2007. С. 136.
2. Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 30.
3. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 144.
4. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 42.
5. Гайденко П.П. Хайдеггер и современная философская герменевтика // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978. С. 46.
6. Рузавин Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 32.
7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 74.
8. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192.
9. Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 266.
10. Мозговая Э.Я. Хайдеггер о назначении и
сущности человека // Феноменологическая онтология Мартина Хайдеггера: истоки,
смысл, значение. Социальная теория и современность. М., 1995. Вып. 20. С. 94.
11. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 22-23.
Поступила в редакцию 21.02.2011 г.
UDC 1 (091)
HAIDEGER ABOUT HUMAN REALITY AS EXISTENCE
Nikolay Vladimirovich Medvedev, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Philosophy, Professor, Associate Professor, Head of Philosophy Department, e-mail: philosophy.tsu@mail.ru
Khamakh Ali Salikh Omed, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate for Master’s Degree of Philosophy Department, e-mail: philosophy.tsu@mail.ru
The article considers the approach of Haideger to the problem solution of human reality. The research scrutinizes the main “:existences” of human reality: “care”, “understanding”, “interpretation”, “Man”, “fear”, “existence to death”, “temporality” etc. The special attention is paid to understanding by Haider the language helping to reveal the meaning of personal existence. The actuality of philosophical anthropology of Haideger to modern sociohistorucal context is proved.
Key words: Haideger; human reality; existence.