Хавейл в России: семилетний путь к успеху Haval in Russia: a seven-year road to success
Киселев Даниил Витальевич
Студент 2 курса магистратуры Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Россия e-mail: daniil. kiselev. spb @gmail. com
Kiselev Daniil
2nd-year graduate student Faculty of Economics St Petersburg University St Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В начале 2000-х годов Great Wall Motor стала одной из первых китайских компаний, вышедших на российский автомобильный рынок. Спустя время, в 2015-м году компания начала продажи автомобилей в России под новым брендом Haval. В результате к концу 2021 года бренд Haval занял 12 место в России по количеству проданных за год автомобилей, став самым популярным среди китайских марок. В данной статье рассматривается путь бренда Haval от появления в стране и старта продаж до наших дней. Анализируется статистика продаж автомобилей бренда Haval в разное время, а также уделяется особое внимание изучению проблем и перспектив бренда на современном этапе, включая производство и продажи.
Annotation.
In the early 2000s, Great Wall Motor became one of the first Chinese companies entered the Russian car market. In 2015, the company began selling cars in Russia under the Haval brand. As a result, by the end of 2021, the Haval brand took 12th place in Russia in terms of the number of cars sold per year, becoming the most popular among Chinese brands. This article discusses the path of the Haval brand from its appearance in the country and the start of sales to the present day. The statistics of sales of cars of the Haval brand at different times are analyzed, and special attention is paid to the study of the problems and prospects of the brand at the present stage, including production and sales.
Ключевые слова: Хавейл, автомобили, Китай, Россия, экономика.
Key words: Haval, cars, China, Russia, economics.
В начале двадцать первого века российский рынок стал постепенно пополняться автомобилями китайских производителей: Zhongxing, Xinkai и другие компании начали выводить на наш авторынок свою продукцию. В числе этих автопроизводителей была и компания Great Wall Motor, начавшая свой путь в России, как и многие другие, с продажи лицензионных пикапов. При этом автомобили Great Wall были довольно привлекательными на фоне машин других китайских марок, ведь они обладали опциональным полным приводом, оцинкованным кузовом и множеством полезных опций для повседневного использования, таких как кондиционер, гидроусилитель руля и электропривод стеклоподъемников. К недостаткам китайских автомобилей того времени можно было отнести безопасность, а именно полное отсутствие подушек безопасности, однако на тот момент это был хороший товар за свои деньги [1].
Составлено по: Статистика и спрос на новые автомобили в России [Электронный ресурс] // VERcity.ru. 2022. URL: https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/russia/ (дата обращения: 31.05.2022).
На рисунке 1 можно видеть статистику продаж автомобилей под брендом Great Wall в России в период с 2006 по 2013 годы. Несмотря на уверенный рост, который можно было наблюдать с 2009 по 2013 годы, за время которого продажи автомобилей бренда выросли более чем в 15 раз, пришедший за ним спад существенно сократил продажи китайских автомобилей в стране. Лишь за 2015 год снижение составило 52%, при этом отрицательная динамика продаж Great Wall приблизилась к 80% в годовом исчислении [2]. С течением времени изменились потребности российских покупателей: появилась необходимость в более инновационном и технологичном автомобильном товаре [3].
Начиная с 2014 года, компания Great Wall Motor занялась подготовкой своего нового бренда Haval к выходу на российский автомобильный рынок: на Московском международном автосалоне был представлен будущий модельный ряд Haval, состоящий из кроссоверов и внедорожников [4], было подписано соглашение о строительстве завода в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области [5]. Летом 2015 года начались официальные продажи автомобилей под брендом Haval в России, первым дилером стал московский «Хавейл Центр Аминьевское», подготовленный в соответствии со всеми стандартами бренда [6].
Значительных результатов компания достигла уже в 2017 году: в первом полугодии продажи Haval составили 869 автомобилей, при этом дилерская сеть состояла лишь из шести официальных дилерских центров [7]. Всего за 2017 год в России было продано немногим менее 1900 автомобилей Haval, более 75% продаж пришлось на кроссовер Haval H6 [8]. Важно отметить, что 2017 год стал переломным моментом для всех китайских автомобилей в России: после спада продаж, продолжавшегося с 2014 года, наконец-то была показана положительная динамика. За 2017 год в России было продано почти 32 тысячи китайских автомобилей, более половины из них пришлось на бренд Lifan. Следующими тремя брендами по объему продаж стали Chery, Geely и Haval [9].
В 2018 году под брендом Haval в России было продано уже более 3,2 тысяч автомобилей, при этом лидером по числу продаж остался кроссовер H6 [10]. В начале июня 2019 года был открыт российский завод Haval в Тульской области, на котором началось конвейерное производство модели F7, а затем и других моделей
бренда [11]. К концу 2019 года Haval был представлен в России 82 официальными дилерскими центрами, занимающимися продажей и сервисным обслуживанием автомобилей бренда [12], а продажи за 2019 год в количественном выражении превысили 12 тысяч автомобилей. Новым лидером по количеству проданных экземпляров стала модель Haval F7. Во многом это увеличение продаж оказалось возможным именно благодаря завершению строительства и началу производства на новом заводе в Тульской области - за неполный год на нем было выпущено более пяти с половиной тысяч автомобилей под брендом Haval [13].
Пандемия коронавируса стала для китайских автопроизводителей временем возможностей. Благодаря отсутствию дополнительного оборудования, навязываемого дилерами производителей из других стран и ставшего масштабной проблемой российского автомобильного рынка в период пандемии COVID-19, автомобили из Китая смогли привлечь дополнительных клиентов, показав существенный рост продаж в 2020 году. В десятку лидеров среди китайских автомобилей на российском рынке вошли четыре модели Haval: F7, F7x, H5 и H6. Для сравнения, в топ-10 также вошли три модели под брендом Chery, две модели под брендом Geely и одна модель под брендом Changan [14].
Составлено по: Статистика и спрос на новые автомобили в России [Электронный ресурс] // VERcity.ru. 2022. URL: https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/russia/ (дата обращения: 31.05.2022).
На рисунке 2 можно видеть статистику продаж автомобилей под брендом Haval в России в период с 2017 по 2021 годы. Если в 2017 и 2018 году эта цифра составляла менее пяти тысяч, то в 2021 году в нашей стране было реализовано уже почти 40 тысяч автомобилей Haval. Из них более 12 тысяч пришлось на модель F7, более 10 тысяч - на модель F7x, и чуть менее 10 тысяч - на новый Haval Jolion. В результате Haval третий раз подряд стал лидером по количеству проданных за год автомобилей среди китайских брендов в России [15].
Важно отметить, что модельный ряд бренда полностью состоит из автомобилей самого популярного в России сегмента SUV: помимо трех уже упомянутых ранее моделей, сейчас в него входят внедорожник Haval H9 и новый кроссовер Haval Dargo, появившийся в продаже в нашей стране лишь летом 2022 года [16]. Это также можно отнести к факторам успеха компании на российском рынке, наряду с отсутствием дополнительного оборудования и прочими факторами.
Что касается актуальных вызовов, здесь существует целый список задач, которые требуют решения. Во-первых, автомобильный рынок существует в условиях длительного спада: в первом полугодии 2022 года количество проданных в России новых автомобилей снизилось более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [17]. Конечно, китайские автомобили подвержены этому менее остальных, а спад продаж Haval составил менее 20%, однако геополитическая обстановка накладывает определенный эффект на автомобильный рынок в целом. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос локализации производства: хотя Haval уже имеет собственный завод в Тульской области, повышение текущего процента локализации входит в список актуальных для бренда задач [18].
Во-вторых, по-прежнему актуальным для всех китайских автомобилей, и Haval здесь - не исключение, является вопрос идентичности бренда. У автомобилей Haval отсутствуют черты, которые придают сходство различным моделям и помогают выделить продукцию бренда на фоне других автомобильных марок. Недавно появившийся кроссовер Dargo - очередное подтверждение того, что вопрос идентичности бренда пока не является для компании приоритетным: у новой модели больше визуальных сходств с автомобилями других брендов, нежели чем, например, с появившимся ранее Haval Jolion. Кроме того, решения требуют и менее масштабные потребительские задачи, такие как, например, качество лакокрасочного покрытия.
Тем не менее, можно говорить об обширных перспективах автомобилей бренда Haval в нашей стране: на фоне ухода конкурентов из стран Запада появляется значительное пространство для расширения актуальной модельной линейки, в том числе и за счет премиальных моделей, а также для увеличения существующей доли на рынке. Кроме того, даже после недавнего повышения цен, продукция под брендом Haval остается финансово привлекательной для российских потребителей. Модель Jolion в самой дорогой модификации Premium с полным приводом обходится в 2 519 000 рублей [16], в то время как Hyundai Creta в максимальной версии SMART - не менее чем в 2 660 000 рублей [19]. При этом автомобили имеют схожую мощность двигателя и многие другие характеристики, не говоря уже о множестве совпадающих опций, таких как бесключевой доступ, климат-контроль, подогрев задних сидений и другие.
Таблица 1. Продажи топ-10 попу лярных SUV в России за 7 месяцев 2022 года
Марка, модель Объем продаж за 7 месяцев 2022, шт. Доля в объеме марки % изменений, 2022 / 2021
Hyundai Creta 15 195 37,4% -63%
Renault Duster 12 009 35,8% -48%
LADA Niva Travel 9 018 10,8% -44%
Toyota RAV4 8 760 38,6% -60%
Haval Jolion 6 912 46,9% +270%
Kia Seltos 6 642 13,6% -38%
Nissan Qashqai 6 228 44,5% -44%
Mazda CX-5 5 908 74,5% -47%
Chery Tiggo 7 PRO 5 209 33,9% +5%
Nissan X-Trail 5 145 36,8% -49%
Составлено по: Лобода, В. ТОП-10 самых популярных кроссоверов и внедорожников в РФ [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2022. URL: https://www.autostat.ru/news/52285/ (дата обращения: 22.08.2022).
Статистика продаж за 2022 год также свидетельствует об открывшихся для китайских автопроизводителей возможностях. Данные таблицы 1 показывают, что среди десяти самых популярных автомобилей в сегменте SUV в России лишь два автомобиля показали положительную динамику продаж по сравнению с 2021 годом, и оба они - представители китайских брендов. Продажи Haval Jolion за первые семь месяцев 2022 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 270%, в то время как продажи лидера сегмента SUV, Hyundai Creta, снизились за тот же промежуток времени на 63 процента. Наименьшее снижение в топ-10 наблюдалось у Kia Seltos: продажи этого SUV сократились лишь на 38 процентов.
При этом рост продаж второго из китайских автомобилей в данном рейтинге, Chery Tiggo 7 PRO, составил всего 5%, что довольно сложно сопоставить с выдающимся результатом Haval Jolion.
Таким образом, можно говорить о том, что бренд Haval за свои 7 лет существования в России уже успел достичь определенных успехов: локальный завод и широко развитая дилерская сеть обеспечили бренду стабильность в непростые времена и позволили не упустить удобный момент для дальнейшего развития. Однако остается целый ряд вызовов, которые еще только предстоит решать, не отменяющий в то же время широкие перспективы будущего Haval в нашей стране.
Список используемой литературы:
1. Сафарова, Е. Китайская автомобильная революция [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2005.
URL: https://www.kommersant.ru/doc/553507 (дата обращения: 15.05.2022).
2. Тимерханов, А. Продажи китайских легковых автомобилей в России упали на 52% [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2016. URL: https://www.autostat.ru/news/24674/ (дата обращения: 15.05.2022).
3. Бараболина, А.И. Сборочное производство китайских автомобилей в России [Электронный ресурс]: инновационный аспект // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. №7. С. 44-48. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21175323 (дата обращения: 12.06.2022).
4. Чупров, А. Внедорожники Haval стартуют на российском рынке до конца 2014 года [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2014. URL: https://www.autostat.ru/news/17842/ (дата обращения: 19.08.2022).
5. Чупров, А. Great Wall планирует выпускать в Тульской области автомобили под маркой Haval [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2014. URL: https://www.autostat.ru/news/16698/ (дата обращения: 19.08.2022).
6. Китайская марка Haval начинает продажи в России [Электронный ресурс] / За рулём // АВТОСТАТ. 2015. URL: https://www.autostat.ru/news/21850/ (дата обращения: 02.06.2022).
7. Чупров, А. Haval в I полугодии увеличил продажи в России [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2017. URL: https://www.autostat.ru/news/30826/ (дата обращения: 19.08.2022).
8. Чупров, А. Haval в 2017 году увеличил продажи в России на 80% [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2018. URL: https://www.autostat.ru/news/32705/ (дата обращения: 19.08.2022).
9. Тимерханов, А. В 2017 году в России было продано около 32 тысяч китайских автомобилей [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2018. URL: https://www.autostat.ru/news/32860/ (дата обращения: 03.06.2022).
10. Чупров, А. Haval в 2018 году увеличил продажи в России на 70% [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2019. URL: https://www.autostat.ru/news/37509/ (дата обращения: 19.08.2022).
11. Чупров, А. Great Wall открыла в России новый автозавод Haval [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2019. URL: https://www.autostat.ru/news/39511/ (дата обращения: 19.08.2022).
12. Чупров, А. Haval открыл новые дилерские центры в России [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2019. URL: https://www.autostat.ru/news/42319/ (дата обращения: 19.08.2022).
13. Чупров, А. Haval в декабре установил новый рекорд продаж в России [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2020. URL: https://www.autostat.ru/news/42398/ (дата обращения: 19.08.2022).
14. Лузина, М. ТОП-10 самых продаваемых автомобилей китайских марок в 2020 году [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2021. URL: https://www.autostat.ru/news/47303/ (дата обращения: 05.06.2022).
15. Чупров, А. Haval в 2021 году установил новый рекорд продаж в России [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2022. URL: https://www.autostat.ru/news/50417/ (дата обращения: 19.08.2022).
16. Haval. 2022. URL: https://haval.ru/ (дата обращения: 20.08.2022).
17. Тимерханов, А. Лидеры и аутсайдеры авторынка РФ в 1 полугодии 2022 года [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2022. URL: https://www.autostat.ru/news/52030/ (дата обращения: 19.08.2022).
18. Чупров, А. Haval намерен локализовать производство в России на 80% [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2022. URL: https://www.autostat.ru/news/52380/ (дата обращения: 19.08.2022).
19. Hyundai. 2022. URL: https://www.hyundai.ru/ (дата обращения: 20.08.2022).
20. Лобода, В. ТОП-10 самых популярных кроссоверов и внедорожников в РФ [Электронный ресурс] // АВТОСТАТ. 2022. URL: https://www.autostat.ru/news/52285/ (дата обращения: 22.08.2022).
21. Статистика и спрос на новые автомобили в России [Электронный ресурс] // VERcity.ru. 2022. URL: https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/russia/ (дата обращения: 31.05.2022).