Джелилова С.И.
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ОЦЕНОК И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
К настоящему времени не вызывает сомнения, что проблема харизмы имеет маргинальный статус, т.е. исследуется в ряде научных областей: в психологии, философии, социологии, политологии, педагогике и др. В психологии отсутствует однозначная трактовка феномена харизмы, к которому в последнее время все чаще обращаются исследователи личности, лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии свободы, психологии успеха и др. [1] . В работах зарубежных психологов М. Вебера, И. Шиффера, Э. Кречмера и ряда других был создан теоретический конструкт харизмы как социально-психологического феномена. М. Вебер, исследуя в начале двадцатого века феномен харизмы, трактовал его как незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная сила. Такая личность обладает особыми силами и свойствами, недоступными для других. Она оценивается как образец для подражания и признается достойной роли «вождя». Как считал М. Вебер, харизма -прежде всего продукт воображения окружающих. Он указывает, что понятие харизма применяется к определенному качеству личности, благодаря которому она отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель исключительных способностей
[3].
Последовательница М. Вебера - А. Уиллнер выявила следующие черты, свойственные харизматической власти: имидж, согласие, сплочение и эмоции. А. Уиллнер определяет каждую из этих черт и выявляет то, каким образом каждая из них проявляет отношения харизматического лидера и его последователей [7]. Достаточно часто психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, т.е. внутри проблем психологии авторитета, власти, честолюбия и др. К числу работ, непосредственно посвященных харизме, относятся исследования А.И. Сосланда, М. Вебера, А. Вебера, С. Московичи, А. Швейцера, А. Уиллнер, Т. Домбровского, И. Шиффера, Н. Энкельмана, Г. Тарда и др.
Популярность понятия «харизма» С.Московичи связывает с его неточностью и неясностью, считая, что харизма «будит в нас таинственные отзвуки». По его мнению, харизматический дар действует как «символическое плацебо», которое производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. С. Московичи предпринял попытку выделить психологические паттерны «харизматического вождя». Среди них: одновременная привлекательность и угроза, способность защищать и пугать, способность вызывать противоречивые чувства любви и ненависти, вызова и отвращения, эмоционального подъема, возбуждения, высокой активности, а также высокая ценность личностных качеств харизматической личности [5;7]. Харизматическая личность имеет ряд психологических паттернов, позволяющих ей занять наиболее высокий ранг и приобрести авторитет среди субъектов социального взаимодействия. Основными детерми-
нантами возникновения феномена харизмы являются: социально-психологическая ситуация, в которой осуществляются основные этапы ее жизни и деятельности; обладание высоким уровнем харизматических способностей или харизматической одаренности, дающие возможность личности выделиться; высочайший уровень профессионального мастерства в «своей» области (в политике, экономике, искусстве и т.д.); наличие обаяния как личной «магнетической» силы; самокультивирование или культивирование исключительных личных качеств, дающих возможность создавать миф или легенду о себе.
В контексте общественной жизни спрос на харизматическую личность всегда или почти всегда сформирован кризисной ситуацией. Харизматический лидер никогда не успокаивает окружающих и никогда не пытается преуменьшить масштабов кризисной обстановки. Наоборот, он всех держит в напряжении, говоря, что все почти катастрофично, но он знает, как со всем этим справиться.
Харизма - это власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Харизматическое влияние определяется отождествлением исполнителя с лидером или с влечением к нему (Хилл Н.). В противоположность безличному, «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние - целиком личностное. Создается впечатление, что харизматические личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится, отличается независимым характером, умеет эффективно общаться и взаимодействовать. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие. Их отличает достойная и уверенная манера держаться. Поэтому они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
Шиффер И. выделял следующие аспекты определения харизмы: 1) харизма чаще всего имеет место у «человека стороны» (charisma of foreigner). Для формирования харизмы достаточно наличия хотя бы признака иного происхождения; 2) «харизма неполноценности» (charisma of imperfection). Это значит, что харизма нуждается в каком-либо признаке, указывающем на ущербность или болезнь. Очень важно располагать каким-нибудь бросающимся в глаза дефектом, стигмой. Первые два аспекта, выделенные И. Шиффером, служат одной и той же цели, а именно: как-то выделить будущего лидера из его окружения, пометить его запоминающимся знаком, подчеркнуть его особенность. Следующим харизматическим элементом Шиффер И. считал «призвание» (calling). Человек получает некий знак, недвусмысленно указывающий ему на его особую миссию. Не менее важным аспектом развития харизмы он считал бойцовскую позицию (the fighting stance of charisma). И.Шиффер считал, что харизматическая личность стремится всячески обращать на себя внимание, причем желательно в ярком, возможно, даже динамично-агрессивном стиле. Он называет этот признак «харизмой притворства» (Charisma of hoax), которая предполагает наличие элемента игры, определенных усилий по формированию внешне-театральной стороны деятельности, обставленной соответствующей символикой, эмблемами, гимнами, знаменами и ритуалами [10].
Харизматический лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают или вспоминают. Ритуалы и символы, правила поведения и привет-
ствия - это то, чему необходимо хранить верность, как нечто незыблемое. Харизматический лидер всегда, так или иначе - заложник своей идеологии и созданного им же самим образа. Успех формирует харизму, а она, в свою очередь, порождает ожидания, которые, распространяясь все дальше и дальше, способствуют новым успехам. Таким образом, возникает то, что называют «харизматическим кругом»: успех - харизма -успех - усиление харизмы - успех и т.д. Харизматический лидер должен уметь любое поражение обращать себе на пользу, то есть владеть процедурой, которую обозначают как «харизматическая утилизация» [7].
Отсутствие новых идей делает харизму ненужной. Аспекты харизмы, которые даны И. Шиффером, дают общую картину этого феномена. Харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение пространства и влияния ее обладателя [10].
Некоторое представление о харизме можно получить из работ Э. Кречмера. В своей книге «Строение тела и характер», разбирая особенности различных конституций, он систематизировал их у описанных им личностных типов. Для уяснения многих важных аспектов харизмы он использовал ряд пропорций. Первая харизматическая пропорция - эманативное/эремитическое (emanatio - лат. истечение, eremita - лат. отшельник). Речь идет о том, что в харизматическом облике сочетаются движение вовне - агрессивно-пропагандистское, направленное на завоевание новых последователей и пространств, с движением внутрь, связанным с неким тайным знанием, с особого рода умудренностью, недоступной нехаризматическим лицам [6].
Широко распространено представление, что харизматическому лидеру непременно свойственна агрессивность, исключительный экстравертный динамизм в сочетании с артистически-ораторским даром. С одной стороны, харизматический лидер - это всегда боец, а, с другой, крайне желательно, чтобы при этом он был бы еще и жертвой. Всегда неплохо, когда есть потребность сплотиться не только вокруг идей и проектов лидера, но и еще ради защиты его от экзистенциального врага. Без эпизодов гонений и преследований в биографических повествованиях, иначе говоря, без персекуторной (persecutio - лат, преследование) части харизмы никак не обойдешься, если заботишься о завершенности и полноте харизматической ситуации [6;7]. К сожалению, нельзя быть харизматическим всегда и для всех. Существует нечто такое, что можно обозначить метафорой «харизматическая волна», на которую потенциальный лидер может настроиться. Поэтому очень непросто предсказать, какой именно человек окажется в поле действия той или иной харизмы. Выбор может осуществляться по комплиментарному сценарию, то есть лидер выбирается по свойствам, недостающим отдельному человеку.
Другую метафору, которая могла бы кое-что прояснить, обозначают как «харизматическая ниша». Как идеология, так и образ нового лидера, должен отвечать на определенный вызов времени, предлагая решение актуальных задач. Потенциально харизматические свойства и идеи, жадно воспринимаемые в какой-либо одной (исторической или корпоративной) ситуации, могут оказаться совершенно невостребованными в другой. Итак, волна и ниша - это метафоры, определяющие довольно приблизительно пространственные и временные рамки функционирования харизмы.
В сущности, харизматический лидер - это тот, кто смог оказать ограниченное влияние на некую ограниченную группу людей в определенный ограниченный отрезок времени. Харизматический охват может быть микросоциальным и макросоциальным. Власть харизматического лидера фанатична, но ситуативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может быстро поблекнуть, утратить свое влияние (Рай-городский Д.Я., Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.).
Можно выделить следующие составляющие харизмы: удаленность от подчиненных (влияние возрастает пропорционально дистанции); наличие чего-то необычного, что порождает эмоциональное возбуждение последователей. Среди поклонников такого лидера нет равнодушных: его или любят, или ненавидят. Со времен М. Вебера, разделяются три варианта харизмы: харизма как символическое решение внутренних проблем; как защита от чужой власти через агрессию; как приписывание лидеру атрибутов, способствующих удовлетворению своих интересов [3].
Все харизматические лидеры обладают авторитетом. Для того, чтобы строить свой образ, лидер использует язык, который публика могла бы уважать и любить, которому могла бы подчиняться. Альфред Вебер предложил различать должностной, деловой и личный авторитеты. Должностной и деловой авторитеты являются частями личного авторитета, они могут усиливать последний, но не заменять его. Человек, обладающий естественным авторитетом, воздействует на окружающих благодаря своим личным качествам. Харизматические личности сами могут добиваться высоких результатов и одновременно побуждать к этому окружающих [2].
Образ харизматического лидера состоит из набора качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Существует три группы таких составляющих. Прежде всего, это персональные характеристики лидера. К ним относятся его физические и психофизиологические особенности, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д. Другая составляющая образа лидера - социальная характеристика, т.е. статус лидера, который связан не только с занимаемой позицией, но также и с происхождением, богатством и т.д. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами, которые поддерживают его и являются союзниками, а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами [3;7;8].
К настоящему времени становится понятно, что каждая из этих характеристик вносит различный вклад в формирование личностной власти и в равной степени поддается сознательному конструированию. Трудно научиться конструировать и «выращивать» эти качества по своему произволу. Социальные характеристики - достаточно подвижная часть имиджа харизматического лидера, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз они конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. Символические характеристики, напротив, являются крайне устойчивыми и неизменными компонентами. Они связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий или даже столетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами. Чтобы действия, которые лидер предпринимает или провозглашает, были восприняты публикой с энтузиазмом, они должны отвечать двум условиям: быть достаточно решительны и поражать воображение. Тот лидер является «на-
стоящим» в глазах последователей, который сражается с врагами и побеждает их. Чем враги многочисленнее и опаснее, тем больше уважения заслуживает герой, победивший их. Враги, по мнению Н. Энкельманна, - это, прежде всего особое психологическое образование. Врагами могут быть отдельные люди, группы людей, страны. Конструирование политических врагов практикуется во все времена и в любых обществах. Помимо конструирования врагов и трудностей, лидеры имеют в своем распоряжении еще один способ продемонстрировать решительность своих действий. Это могут быть грандиозные планы и проекты, которые они либо воплощают в жизнь, либо же нет. Слушая великие планы и обещания лидера, публика чувствует себя участницей истории, а лидер выглядит действительно исторической фигурой. Но все время публика пребывает в состоянии вдохновения тем великим будущим, которое перед ней открывается [9].
Лидер должен выглядеть справедливым по отношению к своим союзникам и последователям. Таким образом, власть харизматического лидера - это власть символа и, одновременно, того момента, когда этот символ поднят над толпой. Это власть человека яркого, но такая яркость идет не столько от человека, сколько от идущих за ним масс, наделяющих своей любовью и его, и несомое за ним знамя. Такая власть фанатична, но ситуативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может быстро поблекнуть, утратить свое влияние [3].
Трудности при использовании понятия «харизма» появляются также из-за конфликтующих теорий обществ, в зависимости от которых определяется и ответ на вопрос о возможности использования этого понятия. Развитие концепции авторитарной личности Э. Фромма способствовало психологизации феномена харизмы (садизм/мазохизм лидера и последователей), оказав значительное влияние на дальнейшие работы по данной проблематике [7;8]. Большое внимание ученые стали уделять психологическим и патологическим аспектам личности вождя, его биографии, а причины появления харизмы усматривать в невротических склонностях масс, в формировании массовых психозов, комплексов и страхов, когда харизма воспринимается исключительно как личностная характеристика.
Э. Фромм разработал концепцию авторитарной личности, согласно которой в современном обществе личность страдает от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных социальных образованиях. Потребность авторитарной личности в поклонении Абсолюту становится, по Э. Фромму, способом преодоления ограниченности индивидуального существования [8]. Энкельманн Н. считал, что харизма - это способность притягивать к себе внимание других людей и удерживать его. В период кризисов лидер, завоевавший авторитет благодаря своим харизматическим качествам, играет решающую роль, потому что ему доверяют и безоговорочно за ним следуют [9]. Диапазон качеств, входящих в понятие харизма, достаточно широк. М. Вебер приводит существенное различие между харизмой подлинной и рутинизиро-ванной, трансформированной в более «стабильные» формы. Истинная харизма является врожденным экстраординарным качеством, она не включена в нормативный порядок и повседневную деятельность. От человека, наделенного харизматическими способностями, исходит заряд энергии, чувство уверенности и авторитетность. Достоинства лидера измеряется исключительно результатами. Уменьшение числа чудес, неудачи в
каком-либо деле, серия поражений и ошибок в его действиях - и сразу его авторитет слабеет. Харизма, потерпевшая поражение, уже не харизма [2].
Анализ отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение харизмы как социально-психологического феномена, дал возможность вычленить пространственные и временные характеристики харизмы, ее связь с социальным контекстом. В настоящее время харизма рассматривается как социально-психологический феномен, который может быть сформирован и развит как усилиями собственной личности, так и представителями того сообщества, в которую она реально включена. Чаще всего это касается профессиональных групп, в которых харизматическая личность может проявить и соответствующим образом репрезентировать себя.
Литература
1. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический смысл: Учеб. пос. для вузов. -М.: Педагогической общество России, 2001. - 46 с.
2. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999;
3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Изд-во Смысл, 1988. - 340 с.
4. Домбровский Т. Харизма. Спб.: Питер, 2002. - 192 с.
5. Котова И.Б. Идея личности в мировой психологии: теория, методология, история: монография / И.Б. Котова. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2012. - 323 с.
6. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 512с.
7. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. - М: Логос, 1999. - с. 368.
8. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990. - С. 112.
9. Энкельманн Николаус Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. - М.: АО «Интерэксперт», 2000.-272 с.
10. Schiffer I. The Laws Of Charisma. 2011. - 208 с.