Научная статья на тему 'Харизма – операционализация и измерение'

Харизма – операционализация и измерение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
784
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
харизма / электоральные рейтинги / рейтинг харизмы / charisma / electoral ratings / rating Charisma

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марк Генри Шапиро

В статье описываются операциональное определение и индикаторы измерения харизмы, предложенные Ф.Н. Ильясовым. Харизма – качества человека, позволяющие ему управлять другими людьми, то есть воздействовать желаемым образом на их настроения и поведение. Эмпирические индикаторы харизмы: 1. личная привлекательность, способность вызывать симпатию; 2 доминантность, выраженность лидерских качеств. Описывается опыт измерения харизмы на примере электорального опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARISMA - OPERATIONALIZATION OF THE CONCEPT AND MEASUREMENT

The article presents the operational definition and measurement indicators Charisma proposed FN Iliassov. Charisma the human qualities that allow him to manage other people, that is, to act in a desired manner on their mood and behavior. Empirical indicators are Charisma: 1. personal attractiveness, ability to elicit sympathy; 2. dominance, strong leadership skills. Based on the above understanding of the charism described the experience of measuring it by the example of electoral poll.

Текст научной работы на тему «Харизма – операционализация и измерение»

Социальные исследования 2 (2016) 43-48

Журнал "Социальные исследования"

Харизма - операционализация и измерение Марк Генри Шапиро а *

а - аналитик компании «Группа ИМА», Москва

АННОТАЦИЯ

В статье описываются операциональное определение и индикаторы измерения харизмы, предложенные Ф.Н. Ильясовым. Харизма - качества человека, позволяющие ему управлять другими людьми, то есть воздействовать желаемым образом на их настроения и поведение. Эмпирические индикаторы харизмы: 1. личная привлекательность, способность вызывать симпатию; 2 доминантность, выраженность лидерских качеств. Описывается опыт измерения харизмы на примере электорального опроса.

Истолкования понятия харизмы отличаются большой широтой и многообразием. Разные авторы используют его в отличающихся смыслах и эти понимания в значительной мере основаны на интуиции. При оценке некоторого конкретного человека может быть так, что одни полагают будто он обладает харизмой, другие отрицают это. Разночтения могут объясняться сложностью этого феномена. В виду отсутствия операционального определения, понятие харизмы используется большей частью как метафора. Употребляется как общее понятие харизмы, так и выделяются отдельные подвиды - лидерская (политическая), религиозно-мессианская, артистическая и т.п. Вопросу харизмы посвящено много научных публикаций, создаются различные типологии, абстрактным образом

О СТАТЬЕ

Прохождение статьи: Поступила: 19.06.2016 Принята: 27.06.2016 Опубликована онлайн: 28.06.2016_

Ключевые слова: харизма,

электоральные рейтинги, рейтинг харизмы

1. Введение

* E-mail: fa08@mail.ru © 2016 Автор

ISSN 2500-0020

Journal of Social Research

описываются свойства человека, наделенного харизмой. Оборы различных пониманий харизмы содержатся во многих публикациях, см., например: [Авдеев, 2015; Бегаль, 2013] и др. При всех разночтениях, общим для истолкования харизмы является понимание ее как некоей способности, свойства личности.

Целью настоящего изложения является изложение существующего операционального определения харизмы и описание случая ее эмпирического измерения.

2. . Операциональное определение

Макс Вебер ввел понятие харизмы (1947, 1968) в активный научный оборот, см., например: [Вебер, 1994] и он же, как представляется, крайне усложнил позитивистское понимание этого феномена. Значительное число работ, похоже, написано под влиянием его метафизических истолкований. Анатолий Костин и Игорь Бурковский, анализируя понимание Вебера, отмечают: «...желание как можно теснее связать понятие харизмы с ее религиозными истоками привело к двусмысленностям и неясностям при ее концептуализации. Но еще более серьезные трудности возникли при попытках операционализации этого понятия» [Костин, Бурковский, 2010: 20]. Важными задачами исследования феномена харизмы, как представляется, являются десакрализация этого понятия, отказ от метафизических истолкований, уход от метафор.

Понятие харизмы, приближенное к операциональному, приводит Социологический словарь Collins: харизма (charisma) - «особые личностные качества или способности, требуемые от индивидуума (например, религиозного или политического лидера) и необходимые ему самому, чтобы оказывать влияние на большие массы людей, становящиеся его приверженцами» [Большой толковый., 1999: 423]. Правда, определение «особые» оставляет почву для метафизических истолкований. При таком понимании остается нерешенной проблема с выявлением, определением индикаторов, свойств, которые формируют феномен харизмы.

Джон Антонакис с коллегами указывают: «Харизма уходит своими корнями в ценности и чувства. Это влияние, рождаемое алхимией таких элементов, которые Аристотель называл логос, этос и пафос. Чтобы убедить других, вы должны использовать мощную и аргументированную риторику, утвердить свой личный и моральный авторитет, а затем пробудить эмоции и страсти своих последователей. Если лидер может сделать эти три вещи хорошо, он или она может затем подключиться к надеждам и идеалам последователей, дать им чувство цели, и вдохновить их добиться многого» [Antonakis, Fenley..., 2012: 127]. Таким образом, харизма в данном прочтении есть совокупность трех свойств: талант ритора,

авторитетность, артистизм, плюс учет запросов определенной группы. В коммуникативном смысле, при самом широком понимании, артистизм есть способность человека вызывать нужные эмоции у собеседника (аудитории) [Майковская, 2005]. Артистизм можно рассматривать как один из элементов эмоционального интеллекта1.

Катерина Клейн и Роберт Хаус отмечают, что к харизматическим свойствам относят такие как: «просоциальная напористость, уверенность в себе, потребность в социальном влиянии, моральная убежденность и забота о нравственном осуществления власти». Кроме того, харизма характеризуется определенными особенностями поведения: «коммуникация, ориентированная на учет высоких ожиданий и доверие последователей, учет второстепенных целей, акцент на символических и выразительных аспектах задачи, артикуляция провидческой миссии» и др. [Klein, House, 1995: 184]. Разные авторы выделяют различные составляющие харизма, но не до конца решенным остается вопрос какие же из свойств являются наиболее общими и исчерпывающе описывают феномен харизмы.

Фархад Ильясов предложил следующее определение и индикаторы для измерения: «Харизма - качества человека, позволяющие ему управлять другими людьми, то есть воздействовать желаемым образом на их настроения и поведение. Выделяются следующие эмпирические индикаторы харизмы: 1. личная привлекательность, способность вызывать симпатию; 2. доминантность, выраженность лидерских качеств. Харизма усиливается таким свойством как социально-групповая идентичность, способность казаться, восприниматься «своим». С точки зрения этологического подхода, можно говорить, что харизма есть свойство доминанта «включать» и активизировать рефлекс подчинения и рефлекс следования» [Ильясов, 2016].

3. Измерение

Измерение харизмы, в соответчики с приведенным пониманием Ильясова, было произведено, в частности, в одном из электоральных исследований, осуществленных фирмой «ИМА-консалтинг». Эмпирическая база - массовый опрос, проведённый 3-4 апреля 1999 г. в 60 населённых пунктах Московской области, N=1500.

«Эмоциональный интеллект - способность субъекта адекватно воспринимать эмоциональные характеристики окружающих и эффективно проявлять свои эмоции для достижения ситуативных и жизненных целей. Иными словами, это способность: правильно понимать и управлять своими эмоциями, правильно понимать эмоции других, проявлять свои эмоции так, чтобы вызвать нужные эмоции у других» [Ильясов, 2016].

Значения показателя «харизма», в соответствии с исходным пониманием, рассчитывалось как средняя арифметическая двух индикаторов:

1. привлекательность - способность вызывать симпатию, нравиться;

2. доминантность - выраженность лидерских качеств.

На рис. 1 приведены величины рейтингов известности и харизмы, полученные в результате обработки данных указанного опроса. Более полно полученные первичные результаты опубликованы: [Ильясов, 2000: 72].

Основная задача, стоявшая перед исследователями, заключалась в том, чтобы определить шансы на победу возможных кандидатов на пост губернатора Московской области задолго (за 8 месяцев) до выборов. Эксперты сходились во мнении, что основными кандидатами могут быть: действующий на тот момент губернатор Московской области Анатолий Тяжлов, политик Геннадий Селезнев и отставной генерал, политик Борис Громов. Опрос показывал, что у действующего губернатора Тяжлова высокий рейтинг известности (около 70%), а электоральный рейтинг (10%) превышает электоральные рейтинги возможных кандидатов в 2,5 и более раза.

Рис. 1. Соотношение рейтингов известности и харизмы ■ Известность ■ Харизма

%

80 70 60 50 40 30 20 10 0

69,7 71,2

61 56,5 ■ ■

Громов Селезнев Тяжлов Брынцалов

Рейтинг харизмы у Бориса Громова (61%) существенно больше, чем у Тяжлова (50,7)% и значимо больше, чем у Селезнева (56,5%), см. рис. 1. Учитывая, что рейтинг известности Громова почти в 2 раза меньше такого же рейтинга

Тяжлова, были основания полагать, что при «простом» увеличении рейтинга известности Громова, он, при сравнении его с Тяжловым, имеет высокие шансы набрать больше голосов.

Рейтинг харизмы Громова не намного, но значимо (на 4,5%) превышал этот же рейтинг Селезнева (см. рис. 1). При этом рейтинг известности Громова был существенно ниже. Сравнение рейтингов известности и харизмы давало основания предполагать, что при повышении рейтинга известности Громова, при сравнении его с Селезневым, Громов имеет шансы набрать больше голосов.

В первом туре (декабрь 1999 г.) Селезнев Г.Н. получил 27,52% голосов избирателей, Громов Б.В. - 20,91%. Тяжлов А.С. - 10,51%. Во втором туре (январь 2000 г.), Громов - 48,09%, Селезнев - 46,39% (разница 1,7%). Таким образом, есть основания полагать, что изложенный концепт понимания и метод измерения харизмы находят эмпирическое обоснование.

Литература

Авдеев П.С. Обзор теорий харизматического лидерства в менеджменте и политике // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1. Электронный ресурс: http://psychology.snauka.ru/2015/01 /4047, дата обращения: 12.05.2016.

Бегаль Василий Николаевич Концептуальные основы харизматического политического лидерства // Альманах современной науки и образования. 2013. № 6 (73). С. 21-25.

Большой толковый социологический словарь (Collins) / Сост.: Д. Джери, Д. Джери. Пер. с англ. Т. 2. М.: Вече. 1999.

Вебер Макс. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА -пресс, 2000. - 200 c.

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования». 2016. Онлайн ресурс, доступно: http://www.jsr.su/dic/dictionary.html, на дату: 10.02.2016.

Костин А. В., Бурковский И. В. Несиловые ресурсы политической власти // Вестник Российского нового университета. 2010. №1. С. 18-26.

Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки. М.: МГУКИ, 2005. - 67 с.

Antonakis John, Fenley Marika, Liechti Sue. Learning Charisma // Harvard Business Review. June 2012. Vol. 90. Issue 6, pp. 127-130.

Klein Katherine J., House Robert J. On fire: charismatic leadership and levels of analysis // leadership Quarterly. 1995. 6(2), 183-198.

CHARISMA - OPERATIONALIZATION OF THE CONCEPT AND MEASUREMENT

Mark Henry Shapiro *

* - analyst "IMA Group", Moscow Email: fa08@mail.ru

Abstract

The article presents the operational definition and measurement indicators Charisma proposed FN Iliassov. Charisma - the human qualities that allow him to manage other people, that is, to act in a desired manner on their mood and behavior. Empirical indicators are Charisma: 1. personal attractiveness, ability to elicit sympathy; 2. dominance, strong leadership skills. Based on the above understanding of the charism described the experience of measuring it by the example of electoral poll.

Keywords: charisma, electoral ratings, rating Charisma

References

Avdeev P.S. Obzor teorii kharizmaticheskogo liderstva v menedzhmente i politike. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2015. № 1. Online resource: http://psychology.snauka.ru/2015/01 /4047; accessed 10.06.2016. (In Russ.)

Begal' V. N. Kontseptual'nye osnovy kharizmaticheskogo politicheskogo liderstva. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. 2013. No 6 (73), p. 21-25. (In Russ.)

Collins Dictionary of Sociology. Eds David J., Jary J. Vol. 2. Moscow: Veche - AST, 1999. (Russ. ed.)

Weber, Max. Favorites. The image of society. Moscow: Yurist, 1994. - 704 p. (Russ. ed.)

Iliassov F.N. Politicheskii marketing. Iskusstvo i nauka pobezhdat' na vyborakh [Political marketing. The art and science of victory in the elections]. Moscow: IMA-press, 2000. - 200 p. (In Russ.)

Iliassov F.N. Dictionary of Social Studies. Prilozhenie k zhurnalu «Sotsialnye issledovaniya» (Supplement to "Journal of Social Research"). 2016. Online resource: http://www.jsr.su/dic/dictionary.html; accessed 10.06.2016. (In Russ.)

Kostin A. V., Burkovskii I. V. Nesilovye resursy politicheskoi vlasti. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. 2010. №1. P. 18-26. (In Russ.)

Maikovskaya L. S. Artistizm uchitelya muzyki [Artistry music teacher]. Moscow: MGUKI, 2005. -67 p. (In Russ.)

Antonakis John, Fenley Marika, Liechti Sue. Learning Charisma. Harvard Business Review. June 2012. Vol. 90. Issue 6, pp. 127-130.

Klein Katherine J., House Robert J. On fire: charismatic leadership and levels of analysis. leadership Quarterly. 1995. 6(2), 183-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.