ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 6 2020
Священник Леонид Сенченко
Характерные особенности, свойственные литургии по Супрасльскому служебнику 1758 г.
DOI 10.47132/1814-5574_2020_6_111
Аннотация: В данной статье рассказывается об униатской литургии, которая служилась в «путешествии», то есть паломничестве. Униатский Служебник 1758 г. представлен лишь только одной Литургией святителя Иоанна Златоуста. Цель исследования — проследить литургическую эволюцию униатской Литургии святителя Иоанна Златоуста по Служебнику 1758 г., который применялся для богослужения на белорусских землях. Ко второй половине XVIII в. униаты прочно стали осваиваться и часто совершали паломничества, крестные ходы, посвященные праздникам и памяти святых. Служебник 1758 г. был напечатан именно для этой цели — служения литургии согласно католическому духу в паломничестве.
Ключевые слова: супрасльский Служебник 1758 г., униатская литургия, белорусские земли, паломничество.
Об авторе: Священник Леонид Леонидович Сенченко
Кандидат богословия, преподаватель литургики и общей церковной истории, секретарь кафедры церковной истории Минской духовной семинарии, докторант кафедры богословия и библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. E-mail: lenyasenchenko@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4147-4520
Ссылка на статью: Сенченко Л., свящ. Характерные особенности, свойственные литургии по Супрасльскому служебнику 1758 г. // Христианское чтение. 2020. №6. С. 111-122.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 6 2020
Priest Leonid Senchenko
Characteristic Features of the Liturgy according to the Suprasl Liturgicon of 1758
DOI 10.47132/1814-5574_2020_6_111
Abstract: This article describes the Uniate Liturgy, which was served on a "journey", that is, a pilgrimage. The Uniate Liturgicon of 1758 contains only one Liturgy of St. John Chrysostom. The purpose of the study is to trace the liturgical evolution of the Uniate Liturgy of St. John Chrysostom according to the Liturgicon of 1758, which was used for worship in the Belarusian lands. By the second half of the 18th century, the Uniates began to settle down firmly and often made pilgrimages, religious processions dedicated to holidays and the memory of saints. The Liturgicon of 1758 was printed precisely for this purpose — the service of the liturgy according to the Roman Catholic style while on the pilgrimage.
Keywords: Missal 1758, Uniate liturgy, pilgrimage. About the author: Priest Leonid Leonidovich Senchenko
Candidate of Theology, Lecturer in Liturgics and General Church History, Secretary of the Department of Church History of the Minsk Theological Seminary, Doctoral Student at the Department of Theology and Biblical Studies of Sts. Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies (Moscow). E-mail: lenyasenchenko@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4147-4520
Article link: Senchenko L., priest. Characteristic Features of the Liturgy according to the Suprasl Liturgicon of 1758. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 6, pp. 111-122.
На титульном листе заглавие: «Служебник в нем же литургиа иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константина града, с службами вопервее праздником господским, по ряду расположенными, по сем богородичным, такожде и нарочитым святым всего года и с прочими различными содержится. В оудобнейшее оу потребление иереем, изрядне еже наедине без пения литургисающим в путеше-ствиих сущих типом издася в Лавре общежителнаго монастыра Супраслскаго в лето от воплощения Бога Слова 1758».
Как видно из названия, этот Служебник содержит в себе лишь Литургию святителя Иоанна Златоуста, с возможностью служения ее в паломничестве.
Текст Служебника 1758 г. напечатан в два столбца (по рамке) 267*155 мм, 10 строк — 83 мм. Кустоды, сигнатуры буквенные, печать в две краски. Пагинация по страницам, в верхнем углу: 1 нн. л., 1-174с. [Книга Белоруссии, 1986, 144].
На первой странице изображен киот. Вверху восседает Спаситель мира. По бокам стоят святые апостолы, пострадавшие в Риме: Петр с ключами и Павел с мечом. Под изображением апостолов показаны сцены их мученической кончины. Внизу киота икона Успения Пресвятой Богородицы.
Содержание Служебника 1758 г.:
1) Титульный лист — 1 нн.
2) Проскомидия литургиям — 1-8 с.
3) Литургия Иоанна Златоуста — 8-35 с.
4) Службы праздникам Господским — 38-93 с.
5) Праздникам Богородичным — 94-116 с.
6) Нарочитым святым всего года — 116-159 с.
7) Службы различные — 159-168 с.
8) За усопших — 169-172 с.
9) Оглавление — 173-174с.
Данная тема в отечественной и зарубежной литературе и литургическо-бого-словской мысли изучена мало. В основном, в современных научных литургических и богословских трудах она затрагивается фрагментарно и лишь как введение к некоей другой основной теме. Имеющиеся же разработки, посвященные похожей теме (в особенности же труд преподавателя Киевской духовной академии, магистра богословия протоиерея Андрея Федоровича Хойнацкого «Западно-русская церковная уния в ее богослужении и обрядах», Киев, 1871 г. [Хойнацкий, 1871]), представлены достаточно неоднородно. В его труде нет указаний и ссылок ни на один белорусский Служебник, изданный в Речи Посполитой, а в основном представлены поздние униатские издания Почаевской лавры (Почаевской типографии) XVIII в.
Чин входных молитв
«Благословен Бог наш», «Царю небесный», «Трисвятое по Отче наш», тропари: «Помилуй нас, Господи», Слава: «Господи помилуй нас», И ныне: «Милосердия двери», «Пречистому Ти образу», «Милосердия сущи источник», «Господи посли ми руку Твою», «Боже милостив буди мне грешному», «Посем умывают руце»: «Умыю в неповинных руце мои»1.
В униатском Служебнике 1758 г. нет в чине входных молитв молитвы «Вниду в дом Твой».
Молитвы на облачения
При надевании наплечника: «Плещи моя вдах на раны»2. На одевание подризника: «Возрадовася душа моя о Господе». Во время опоясования поясом: «Благословен
1 Служебник. Супрасль, 1758. С. 2.
2 Служебник. Супрасль, 1758. С. 2.
Бог, препоясуя мя силою». При надевании епитрахили: «Благословен Бог, изливая благодать свою». На правый «нарукавник»: «Десница Твоя Господи прославися в крепости». На левый поруч: «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя».
Диакон во время облачения в свои одежды говорит те же молитвы, что и священник.
Проскомидия
Священник, подойдя к жертвеннику и расположив «святыя сосуды», молится: «Искупил ны еси от клятвы законныя»3.
Возглас на начало проскомидии: «Благословен Бог наш». Взяв просфору в левую руку, а копие в правую, «знаменует им трижды, верху изображения просфорнаго»: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». При отрезании правой стороны просфоры: «Яко овча на заколение ведеся». На левой стороне: «И яко Агнец прямо стригущему его безгласен, тако не отверзает уст своих». На верхней стороне: «Во смирении иже его суд его взятся». На нижней стороне: «Род же его кто исповесть». При изымании Агнца из просфоры: «Яко вземлется от земля живот его». Нарезая Агнец крестообразно: «Жрется Агнец Божий вземляй грех миру, за мир-ский живот и спасение». Прободая на левой стороне: «И един от воин копием ему ребра прободе и абие изыйде кровь и вода и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его».
После взимает часть Богородичную: «В честь и в память Преблагословенныя Владичица нашея Богородица, и присно Девы Марии». В этом Служебнике указывается вынимать Богородичную часть «аще храм, или праздник Богородицы» с особой молитвой: «Честнаго и славнаго Ея ради (имя) еяже молитвами прими Господи жертву сию, во пренебесный Твой жертвенник». Полагает эту часть на дискосе одесную Агнца: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных, одеянна и преукрашенна».
Потом священник начинает полагать части в память святых на левой стороне от Агнца. Первая часть: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», «Честных небесных сил безплотных», вторая часть: «Честнаго и славнаго пророка и предтечи и крестителя Иоанна и всех святых пророк», третья часть: «Святых славных и все-хвальных апостол Петра и Павла, и прочих двоенадесяти, и всех святых апостол», четвертая часть: «Иже во святых отец наших иерарх, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия, Кирилла, и Николая иже во Мирех, и Бла-женнаго священномученика Иосафата4, и всех святых иерарх», пятая часть: «Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, и святых великомученик Георгия, Димитрия, Феодора и всех святых мученик и мучениц», шестая часть: «Преподобных и богоносных Отец наших, Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия и всех преподобных Отец и Матерей», седьмая часть: «Святых врачев безсребренник, Козмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых безсребренник», восьмая часть: «Святых праведных богоотец Иоакима и Анны, и святаго (имя рек), его же есть день, и всех святых, ихже молитвами посети нас Боже»5. Девятая часть за составителя литургии не вынимается.
Нужно сказать, что поминовение здесь начинается с «Креста», а не с «пророка Иоанна». Нет поминовения русских святых. Не поминается святой храма и составитель литургии.
«Посем за живых полагает части под Агнцем» при чтении молитвы: «О святей-шом Вселенском Архиереи (имя рек) Папе Римском. О Благоверном Короли нашем (имя рек). О Преосвященном Архиепископе нашем (имя рек) или епископе (имя рек). И о всяком епископстве православных, о Честнем Презвитерстве, еже о Христе диаконстве, и о всем священническом чину», добавляя: «О Всечестном Отце нашем
3 Служебник. Супрасль, 1758. С. 3.
4 Служебник. Супрасль, 1758. С.4.
5 Служебник. Супрасль, 1758. С. 5.
Архимандрите (имя рек). Или настоятели (имя рек) о братии нашей, и сослужебни-цех Пресвитерех и диаконех: о иже во чистоте и девстве пребывающих и всей еже о Христе братии нашей, ихже призвал еси в Твое приобщение за Твое благоутробие всеблагий Владыко».
Далее священник читает молитву для поминовения живых: «Господи Иисусе Христе, приими жертву сию в оставление грехов рабу Твоему (имя рек)», и поминает всех живых, «ихже хощет».
О усопших же полагает части: «О блаженней памяти, и оставлении грехов Блаженным Ктитором святыя обители сея (святаго храма сего)», «Помяни Господи душу усопшаго раба Твоего (имя рек)», и поминает умерших. В конце поминовения умерших молится: «О всех иже в надежди воскресения, и жизни вечныя, и Твоего приобщения, усопших Православных Отец и братий наших человеколю-бче Господи».
«Полагает часть о себе самом глаголя»: «Помяни Господи по многим щедротам Твоим и мое недостоинство, и прости ми всяко прегрешение вольное же и невольное»6.
Далее следует покрытие дискоса и Чаши на жертвеннике. Священник читает молитву благословения кадила: «Кадило Ти приносим». Поставляет звездицу «верху Агнца»: «И пришедши звезда ста верху, идеже бе отроча». Покрывает малым покров-цом дискос: «Господь воцарися, в лепоту». Покрывает опять только вторым покров-цом Чашу: «Покри Небеса добродетель Ти Христе, и хвалы Твоея исполнися земля». Покрывает воздухом «обоя»: «Покрый нас Боже кровом крылу Твоею».
После принимает кадило от диакона и кадит «предложение»: «Благословен Бог, сице изволивый, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь». «О предложенных честных дарех Господу помолимся». Молитва «предложения»: «Боже, Боже наш, иже Небесный хлеб, пищу всему миру... благословляет предложение глаголя: Сам благо(+) слови»7. «Слава Ти, Христе Боже, упование наше слава Ти», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Господи благослови», отпуст.
После отпуста священник облачается в фелонь: «Посем облачится в фелонь глаголя»: «Иереи Твои облекутся во правду». После читает 50-й псалом и «приходит пред святую трапезу, отверзает Царские врата, и начинает литургию».
Далее в Служебнике содержится «Увещание иереом», в котором говорится о том, как правильно совершать службу в «дому благороднаго нарочита мужа». Перед началом проскомидии читается молитва на освящение воды: «Боже Великоименитый творяй чудеса», которой окропляется дом. После читается молитва на освящение дома: «Влады-ко Господи Боже наш, молим Тя прилежно»8, и только потом служится литургия.
Литургия оглашенных
Литургия оглашенных начинается с того, что священник с диаконом, став перед престолом, крестятся и молятся: «Благословен Бог наш». После «совокупивше же руце при персих глаголют»: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу» (дважды), «Господи устне мои отверзеши» (единожды).
«Иерей целует святую трапезу, диакону же дает целовати крест». Диакон, преклонив голову священнику, говорит: «Время еже сотворити Господеви, владыко благослови», священник: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков», диакон: «Помолися о мне, владыко», иерей: «Да исправит Господь стопы Твоя», диакон: «Помяни мя, владыко, святый», священник: «Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков».
Диакон, став напротив Царских врат, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно Царство.».
6 Служебник. Супрасль, 1758. С. 6.
7 Служебник. Супрасль, 1758. С. 7.
8 Служебник. Супрасль, 1758. С. 8.
«И абие иерей втай, диакон же велегласно глаголет ектению, руце держаще при персех совокуплены».
За возгласом следует мирная ектения из 13 прошений, в которой речь идет о короле: «Благоверном короли нашем (имя рек), о всей Полате и воех его, Господу помолимся»9.
Молитвы антифона — идентичные современному чину.
Наряду с антифонными молитвами в Служебнике 1758 г. помещены антифоны.
Молитва входа такая же: «Владыко Господи Боже наш, поставивый, на Небесех Чины и Воинства».
После иерей берет Евангелие, которое дает диакону, и исходят северными дверями предыдущим свещеносцам. «Иерею держащу руце совокуплены при персех: и ставши има пред святыми дверми целует Иерей святое Евангелие, и глаголет диакон к иерею тихо»: «Благослови владыко святый вход». Иерей благословляет: «Благословен вход (+) святых твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков». Диакон: «Аминь».
«Аще прилучится быти Архиерею в Церкви, диакон да относит Евангелие к нему, он же е целовав вход благословляет, и паки диакон став пред Царскими дверми и воздвиг руце мало со святым Евангелием возглашает».
«Премудрость прости». Входят в алтарь, и диакон полагает Евангелие на престоле. Хор поет: «Приидите поклонимся». Поются тропари и кондаки.
Иерей перед престолом читает молитву: «Боже святый, иже на святых опочиваяй».
Возглас иерея: «Яко свят еси Боже наш». Диакон наводит орарем к людям: «И во веки веков». Хор: «Аминь».
Далее поется хором «Трисвятая песнь». Священнослужители читают ее в алтаре перед престолом четыре с половиной раза: «Тожде и иерей с диаконом глаголют в себе» 10. Священник отходит «к седалищу» и молится: «Благословен грядый во имя Господне», «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего». Читается Апостол и совершается каждение. Перед чтением Евангелия читается молитва: «Восияй в сердцах наших». За Евангелием следует сугубая ектения, в которой поминаются папа Римский и король: «Еще молимся о святейшом Вселенском Архиереи (имя рек) Папе Римском. И о благочестивом и Богохранимом Короли нашем (имя рек), о державе победе, пребывании, мире, здравии и спасении и оставлении грехов его, и о еже Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити ему во всем, и покорити под нозе его, всякаго врага и супостата»11. Молитва прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежную сию мольбу приими».
Ектения об оглашенных: «Помолитеся оглашенныи Господеви». Молитва за оглашенных: «Господи Боже наш, иже на высоких живый».
«Да и тии с нами славят». Раскрытие илитона. Диакон:
Литургия верных
«Елицы оглашении изыдете». Молитва 1-я верных: «Благодарим Тя Господи Боже сил». Малая ектения и молитва 2-я верных: «Паки и многажды Тебе припадаем».
После возгласа: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсы-лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» молитва: «Никтоже достоин». В то время, когда священник читает молитву, то диакон совершает каждение престола, предложения, людей в церкви с чтением 50-го псалма: «Помилуй мя Боже».
В «Херувимской песни» стоит слово «печаль»12. После троекратного чтения Херувимской священник с диаконом целуют престол и крест и идут к жертвеннику «и тамо поклонившись глаголют»: «Боже милостив буди мне грешному».
9 Служебник. Супрасль, 1758. С. 9.
10 Служебник. Супрасль, 1758. С. 13.
11 Служебник. Супрасль, 1758. С. 15.
12 Служебник. Супрасль, 1758. С. 19.
Иерей, взяв воздух, полагает его на левое плечо диакону со словами: «В мире воздеждете руки ваша во святая и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона сотворивый Небо и землю». Эти слова отличаются от слов, которые говорит священник диакону перед Великим входом: «Возмите руки ваша во святая и благословите Господа».
Дискос иерей дает в руки диакону, а сам, взяв Чашу, выходят северными дверями. Иерей говорит: «Святейшаго Вселенскаго Архиерея (имя рек) Папу Римскаго. Благо-вернаго Короля нашего (имя рек). Преосвященнаго Архиепископа нашего (имя рек). И всечестнаго Отца нашего Настоятеля (имя рек), и весь священнический и иноческий чин. И всех вас православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем, всегда ныне и присно и во веки веков»13. Хор: «Аминь», «Яко Царя всех подемлюще».
После входа «внутрь» алтаря Чаша и дискос поставляются на престоле «аер же кадив покривает им поставленная дары»: «Благообразный Иосиф». Взяв кадило, священник кадит со словами из 50-го псалма: «Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона».
«Посем иерей наклонся к диакону глаголет»: «Помяни мя брате и сослужителю». Диакон отвечает: «Да помянет Господь Бог иерейство Твое во Царствии Своем. По-молися о мне владыко святый». Иерей: «Дух святый найдет на Тя, и сила вышняго осенит Тя». Диакон: «Сам той Дух да действует с нами во вся дни живота нашего. Помяни мя владыко святый». Иерей: «Да помянет Тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь».
Диакон выходит из алтаря на амвон и начинает ектению: «Исполним молитва наша Господеви», во время которой священник, «руце имуще при персех совокупле-ни», читает молитву: «Господи Боже Вседержителю».
Лобзание мира: «Возлюбим друг друга, да в единомыслии исповемы». Хор: «Отца и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Целует священник дискос, Чашу, «край святыя», «трапезу пред собою»: «Возлюблю Тя Господи крепости моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое». Диакон: «Двери, двери, премудро-стию вонмем». Священник совершает веяние воздухом над Дарами. Люди в храме поют Символ веры с приставкой Filioque («и Сына»). Во время веянием воздухом священник читает Символ веры14.
После Символа веры диакон возглашает: «Станем добре». Хор: «Милость мира». Диакон, поклонившись, входит в алтарь.
Евхаристический канон
Священник возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Хор: «И со духом твоим».
«Иерей руце и оце выспрь вознес, вкупе же и мысль, глаголет велегласно»: «Горе имеим сердца». Хор: «Имамы ко Господу». «Иерей совокупив руце при персех и главу прекланяя глаголет»: «Благодарим Господа». Хор: «Достойно и праведно». Священник читает молитву префацио: «Достойно и праведно Тебе пети»15.
Диакон творит крест звездицей над дискосом при словах священника: «Победную песнь». «И целовав звезду, отлагает ю на страну, и совокупи руце при персех покланяется». Хор поет: «Свят, свят, свят».
В этом Служебнике дальше содержится напоминание к освящению Даров: «иере-еви подобает с великим вниманием и расуждением сотворити намерение воле своей ко освящению святых таин. Хлеб и Вино в Тело и Кровь Христову освятити имать словесы самаго Иисуса Христа Спасителя Нашего».
Молитва санктуса: «С сими и мы блаженными силами.». Во время этой молитвы священник «подъемлет руками дискос глаголя»: «Прием хлеб во святыя своя
13 Служебник. Супрасль, 1758. С. 19.
14 Служебник. Супрасль, 1758. С. 21.
15 Служебник. Супрасль, 1758. С. 23.
и пречистыя и непорочныя руки». Преклонив голову, говорит: «Благодарив, (знаменует же десницею верху дискоса, глаголя) и Благо(+)словив, освя(+)тив, прело(+)мив, даяше святым своим учеником и апостолом рек».
«И абие наклонся, зря на хлеб, со вниманием словеса освящающая Тело Христово провещавает возгласно и раздельно»: «Приимете, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов»16. Хор: «Аминь».
«Иерей же низко покланяется святому Телу Христову. Восклонжеся открывает Чашу, и прием ю обема рукама, благословляет десницею глаголя: Такожде и Чашу (+) по Вечери глаголя»: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы, и за многи изливама, во оставление грехов» 17. Хор: «Аминь».
«Иерей же низко поклонся Крови Христовой, глаголет молитву»: «Помняще убо спасительную сию заповедь, и всех».
Священнослужитель берет крестообразно дискос и Чашу и возносит с молитвой: «Твоя от Твоих, Тебе приносим, о всех и за вся».
Хор: «Тебе поем».
Священник с воздетыми руками читает молитву анамнезиса: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу»18.
Священник с диаконом перед престолом молятся и читают тропарь 3-го часа трижды без слов «но обнови нас молящихся» со стихами 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне», «Не отвержи мене от лица Твоего».
После третьего прочтения тропаря 3-го часа «иерей знаменует трижды святыя Дары. Знаменая убо святый Хлеб глаголет»: «И сотвори, Хлеб убо сей (+) честное Тело Христа Твоего». «Знаменая святую Чашу глаголет»: «А еже во Чаши сей (+) честную Кровь Христа Твоего»19. «Преложив я (+) Духом Твоим Святым».
Священник с воздетыми вверх руками молится, читая ходатайственную молитву: «Якоже бытии причащающимся». Приняв кадило, возглашает: «Изряднее о Пре-святей». Хор поет песнь Пресвятой Богородице: «Достойно есть» или задостойник. С воздетыми руками молится: «О святом Иоанне пророце», где поминается о живых король.
«Иерей возглашает руце имея совокупленни»: «Во первых помяни Господи Свя-тейшаго Вселенскаго Архиерея (имя рек), Папу Римскаго»20. Затем читает тайно молитву: «Помяни Господи град сей».
Евхаристический канон заканчивается словами Доксологии: «И даждь нам едине-ми усты».
Иерей: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, со всеми вами»21. Хор: «И со духом твоим».
Диакон: «Вся Святыя помянувшее, паки и паки миром Господу помолимся». Молитва: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду».
Иерей: «И сподоби нас Владыко со дерзновением».
Иерей, «распростер руце глаголет»: «Отче наш». Молитва: «Благодарим Тя Царю невидимый». Молитва: «Вонми Господи Иисусе Христе».
Три раза кланяется и «приемлет» пальцами двух рук святой Агнец. Диакон возглашает: «Вонмем». Иерей: «Святая святым», хор: «Един Свят». Иерей возносит Агнец над дискосом и раздробляет, «полагая их (части) крестообразне» со словами: «Раздрабляется, и разделяется Агнец Божий». В это время поется «киноникон».
Берет на дискосе верхнюю часть Агнца «и творит Крест верху святыя Чаши»: «Исполнение веры Святаго Духа», и влагает в Чашу. Нет в Служебнике указания на вливание в Чашу теплоты.
16 Служебник. Супрасль, 1758. С. 24.
17 Служебник. Супрасль, 1758. С. 24.
18 Служебник. Супрасль, 1758. С. 25.
19 Служебник. Супрасль, 1758. С. 25.
20 Служебник. Супрасль, 1758. С. 27.
21 Служебник. Супрасль, 1758. С. 27.
Причащение священнослужителей
Священник читает молитвы перед причащением: «Верую Господи, и исповедаю», «Вечери Твоей Тайней днесь» «и биется в перси, глаголя»: «Помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си».
Нет молитвы: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему». Поклонившись низко, берет пальцами в руку часть Агнца и молится: «Честнаго и Пресвятаго и Пречистаго Тела Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз недостойный раб Божий (имя рек) иеромонах (имя рек), во оставление грехов моих, и в жизнь вечную. Аминь». В молитве причащения Телом священнослужителя стоит слово «недостойный», что не встретишь в нынешней молитве.
После потребления «Части Тела Христова», «открывает Чашу, покланяется низко, ометает зело опасно и сохранно вся Частици от Дискоса в Чашу, и прием ю десницею крепко, дискос же левою рукою подложив под Чашу глаголет»: «Честныя и Пресвятыя и Пречистыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз недостойный раб Божий иерей (имя рек), во оставление грехов моих, и в жизнь вечную. Аминь»22.
«И причащается от Чаши Крове Христовы единощи точию. Поставив ю паки на Илитоне, и руце соединив, глаголет»: «Се прикоснуся устнам моим».
Нет призыва: «Диаконе, приступи».
За причащением священника следует причастие диакона, который причащается с помощью лжицы: «Честнаго и Пресвятаго и Пречистаго Тела и Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащается раб Божий диакон (имя рек) во оставление грехов своих, и в жизнь вечную, Аминь».
Приняв от иерея Чашу, диакон обращается к людям и возглашает: «Со страхом Божиим и со верою приступите». Хор: «Благословен грядый».
Окончание литургии
После причащения мирян священник благословляет молящихся: «Спаси Боже люди Своя». По Служебнику дальше хор поет: «Бог Господь и явися нам», а не после благословения священника, как это принято сейчас. Хор: «Видехом свет истинный».
«Иерей же обращся к святой Трапезе поставляет Чашу на илитон глаголя»: «Воз-несися на Небеса Боже». После поклона приемлет Чашу и говорит тихо: «Благословен Бог наш» и «Всегда ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь», «Да исполнятся уста наша».
Далее указание в Служебнике на то, чтобы после поставления Чаши на жертвенник священник подложил под нее дискос и потреблял Святые Дары. «Таж вином сию очищает, вливающу ему сие диакону, или служащему и испивает очищение»23.
Диакон выходит из алтаря и произносит ектению: «Прости приемше». В прошении нет слова «святых». Во время этой ектении священнику предписывается читать благодарственную молитву по причащении: «Благодарим Тя владыко чело-веколюбче».
Возглас ектении: «Яко Ты еси святыня наша», а не «освящение», что положено говорить в современном православном чинопоследовании.
Диакон: «С миром изыйдем». Хор: «О имени Господни». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи помилуй». Диакон входит в алтарь, а священник выходит из Царских врат для чтения заамвонной молитвы: «Благословляяй благословящих Тя Господи», где поминает «благовернаго короля»24. Хор: «Аминь», «Буди имя Господне благословенно» и псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время».
«Иерей входя во святый олтарь глаголет»: «Исполнение закона».
22 Служебник. Супрасль, 1758. С. 31.
23 Служебник. Супрасль, 1758. С. 32.
24 Служебник. Супрасль, 1758. С. 33.
После священник произносит: «Благо(+)словение Господне на вас». Хор: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи помилуй», «Господи благослови», отпуст.
После отпуста хор поет многолетие: «Их святыми молитвами утверди Боже веру христианскую. Многая лета святейшему Архиерею Вселенскому (имя рек) Папе Римскому. Господару нашему Великому Королю (имя рек). Спаси Господи Преосвященна-го Архиепископа нашего (имя рек). Весь чин священнический, и иноческий, всех отец и братию нашу, и вся Православныя христианы, Господи помилуй, Господи помилуй, Господи спаси, Пресвятая Богородице, помогай всем православным христианом, и спаси нас»25.
«Иерей совлачится священных одежд» и читает: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое по Отче наш», тропарь: «Уст Твоих яко светолучная заря», Слава, кондак: «С Небес прием», И ныне, богородичен: «Заступнице христианом», «Господи помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», отпуст.
«Умывает же руце, и благодарит Бога о всех и исходит»26.
Униатский митрополит Лоуренс Хокулак придерживается именно такого обряда, который свойствен латинскому мнению. Он придерживается мнения, что мы являемся Православной Церковью, с православным богословием, литургией, духовностью, канонической традицией, которая решает проявить православие в духе первого христианского тысячелетия, в общении с Римом [Украинская Католическая Церковь, 2020].
Униатский священник и богослов П. Галадза учит: «Давайте поручим себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу, Богу нашему». Эти слова звучат на каждой Божественной литургии во время ектений. Он считает, что в этом заключается единый смысл и предложение жить сообща [Галадза, 2004, 9].
В заключение нужно сказать, что всего Служебников, относящихся к белорусской печати, насчитывается 14 экземпляров: 6 православных и 8 униатских. На фоне других 7 униатских изданий, принадлежащих к белорусской печати, Служебник 1758 г. заметно изменен: 1. Нет молитвы «Вниду в дом Твой»; 2. есть молитва на наплечник; 3. за проскомидией упоминается Иосафат Кунцевич как «священномуче-ник»; 3. в Символе веры есть вставка Filioque; 4. Диакон причащается при помощи лжицы; 5. Появляется служба священномученику Иосафату Кунцевичу (если сравнивать с униатским Служебником Льва Сапеги 1617 г.).
Особенности Служебника 1758 г.
В чине Входных молитв Служебника 1758 г. нет молитвы: «Вниду в дом Твой».
В молитвах на облачение присутствует молитва на наплечник: «Плещи моя вдах
на раны»27.
Во время проскомидии не поминаются русские святые. Вместо них поминается священномученик Иосафат28 (Кунцевич), который оказался предателем и гонителем православных христиан. Из заздравной просфоры вынимается часть за папу Римского и короля.
Во время литургии поется Символ веры с приставкой Filioque.
Акт пресуществления Даров совершается во время установительных слов Спасителя: «Приимите, ядите»29. Отражена католическая практика совершения священнодействия. После причащения священник соединяет руки в ладонях.
25 Служебник. Супрасль, 1758. С. 34.
26 Служебник. Супрасль, 1758. С. 35.
27 Служебник. Супрасль, 1758. С. 2.
28 Служебник. Супрасль, 1758. С. 4.
29 Служебник. Супрасль, 1758. С. 24.
После литургии обычное многолетие короля и папы Римского30.
В Служебнике 1758 г. в разделе «Нарочитым святым» имеется «Служба блаженному священномученику Христову Иосафату, Архиепископу Полоцкому»31: тропарь, глас 4: «Светильник светлый явися Блаженный Священномучениче Христов Иосафа-те»; кондак, глас 4: «Зарею огненною от Распятаго Христа»; прокимен, глас 7: «Честна пред Господем смерть святаго и преподобнаго его»; Апостол ко Евреем: «Братие, имуще архиерея великаго, прошедшаго небеса»; Аллилуарий, глас 4: «Священницы твои облекутся в правду»; Евангелие от Иоанна, зач. 36: «Рече Господь к пришедшим к нему иудеом: Аз есмь дверь»32; причастен: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».
В эту эпоху на белорусских землях существовали два очага противостояния униатам: Могилевская (по-другому Белорусская) епархия и Слуцкое княжество. Там было сохранено православие. На тот момент использовался белорусский «Брацкий» Служебник 1641 г. Служебники московской печати были приняты в богослужебное употребление после 1839 г., когда произошло воссоединение униатов с православными. Конечно, здесь нельзя проводить параллель «Брацкого» Служебника 1641 г. с униатским Служебником 1758 г.
«Брацкий» Служебник 1641 г. [Служебник, 1641] был издан в Евье или Вильно, в Типографии братства Святого Духа, и включает 148 листов.
По этому Служебнику видно, что на Малом входе диакон показывает на Дары и говорит священнику: «Благослови владыко предложение сие», и около жертвенника священник благословляет предложение: «Благословенно предложение Божественных твоих Таин, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь» [Служебник, 1641, 18 об.]. О такой практике свидетельствуют и некоторые другие белорусские Служебники 1583 г. (с. 42), 1598 г. (с. 36-36 об. нн.), 1624 г. (с. 20), 1641 г. (18 об).
Во время проскомидии из Девятичинной просфоры вынимается первая часть в честь Креста: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» [Служебник, 1641, 7]. Такая же практика прослеживается и в Служебниках 1624 и 1638 гг.
Отличительной особенностью «Брацкого» Служебника 1641 г. является церемония восхождения священника на горнее место. Диакон: «Повели, владыко», священник: «Повелением Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их». Диакон: «Благослови владыко изыйти к святому месту», священник: «Благословен грядый во Имя Господне», диакон: «Благословен еси на престоле царствия Твоего седяй на Херувимех, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь» [Служебник, 1641, 21-21 об.]. Такую особенность впервые можно встретить в Служебнике 1598 г.
Нужно добавить, что издания 1624, 1638, 1641 гг. одинаковы по составу, и форма поминания светских властей в них одинакова, будучи весьма схожей с той, которая обнаруживается в издании «Брацкого» Служебника 1617 г. Самым важным отличием их от предшествующих изданий является поминание властей церковных. Если в более ранних изданиях в качестве представителя церковной власти упоминался архиепископ [Служебник, 1617, 3], то именно в трех последних кроме него поминается «святейший вселенский патриарх (имя рек)» [Служебник, 1624, 33 об.], что, по нашим представлениям, вполне может определять конфессиональную принадлежность издания того времени [Медведева, 2013]. Служебник 1758 г. поминает папу Римского и короля.
30 Служебник. Супрасль, 1758. С. 34.
31 Служебник. Супрасль, 1758. С. 142.
32 Служебник. Супрасль, 1758. С. 143.
Источники и литература
1. Служебник. Супрасль, 1758. 174 с.
2. Служебник (1617) — Служебник, или Устав Божественной литургии. Вильно: Типография Братская, 1617.
3. Служебник (1641) — Служебник. Евье или Вильно: Типография Братская, 1641. 148 с.
4. Служебник (1624) — Служебник, или Устав Литургии. Вильно: Типография Братская, 1624. 159 с.
5. Галадза (2004) — Галадза П., свящ. Божественная литургия: Онтология для Поклонения. Оттава: Митрополита Андрея Шептицкого Институт восточных христианских исследований, 2004. 1150 с.
6. Книга Белоруссии (1986) — Книга Белоруссии. Сводный каталог 1517-1917 гг. Минск: Издательство «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1986. 615 с.
7. Медведева — МедведеваЕ.М. Камушкат // Белорусский сборник. 2013. URL: http:// kamunikat.fontel.net/www/czasopisy/sbornik/03/09.htm (дата обращения: 20.11.2020).
8. Украинская Католическая Церковь (2020) — Украинская Католическая Церковь. 2020. URL: https://dormitionsaskatoon.ca/pastoral-team/ (дата обращения: 20.11.2020).
9. Хойнацкий (1871) — Хойнацкий А. Ф. свящ. Западно-русская церковная уния в ее богослужении и обрядах. Киев: Киево-Печер. лавра, 1871. 475 с.