УДК 37.036
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
Левчаева Надежда Васильевна,
Кандидат филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
FEATURES MORDOVIAN PORTRAIT ESSAYS
Nadezhda Levchaeva
Candidate of Science, assistant professor of humanitarian disciplines Department of Mordovian humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ портретного очерка, который находит свое отражение в творчестве современных мордовских писателей, акцентировано внимание на том, что с его помощью можно полнее показать людей труда, организаторов производства, представителей современного
предпринимательства.
ABSTRACT
The article analyzes the portrait essay, which is reflected in the works of contemporary Mordovian writers focused on the fact that it can be better to show the working people, production organizers, representatives of the modern enterprise.
Ключевые слова: очерк; писатель; мордовская литература; стиль; жанр.
Keywords: essay; writer; Mordovian literature; style; genre.
В современной мордовской литературе очерк занимает особое место. М. Горький, говоря, например, об очерке, писал, что «для познания страны хорошо и усердно служит очерк. Он находит себе место в газете, журнале, сборнике; книги очерков расходятся в многотысячных тиражах, необъятно расширяя поле нашего зрения» [3, с. 38]. Главной и непосредственной задачей очерка является исследование фактов, явлений, постановка важных проблем нашего развития. В этом и заключается смысл очерка, историческое оправдание
его места как жанра в художественной литературе, иначе ему незачем было бы и возникать.
В последнее время современные мордовские литераторы в своем очерковом творчестве отдают предпочтение портретному очерку, чтобы с его помощью полнее показать людей труда, организаторов производства, представителей нового класса предпринимателей. Рисуя характер реальных героев, четко подчеркивают при этом в индивидуальном типичное. Представленные образы, как правило, эмоционально насыщены, вызывают чувство глубокого сопереживания, способствуют усилению эстетического воздействия произведения на читателя. Это характерная черта большинства портретных очерков писателей Мордовии.
Достойное место среди них занимают книги очерков М. Моторкина «Мелиораторт» («Мелиораторы»), И. Девина «Коса келуть шачеманяц...» («Где родилась берёзонька...»), Г. Пинясова «Ялгане и содафоне» («Друзья и знакомые») и другие. «Примечательно, что при знакомстве с этими произведениями наглядно формируется представление об оперативном стиле изложения жанра. Через ряд удачно выписанных портретов, путем показа социальной активности персонажей очеркистами создана публицистическая летопись, зафиксировавшая наиболее приметные и актуальные черты времени. Такова характерная черта большинства портретных очерков писателей Мордовии» [5, с. 7].
Удачный портретный очерк об известном в Мордовии председателе колхоза создан Н.Скобликовым, который выпущен отдельной книгой под названием «Председатель». Автор с искренней любовью и восхищением прослеживает жизненный и «творческий» путь человека, прочно пустившего корни на родной земле. Писатель неоднократно подчеркивает, что только творческий подход к любимому делу помогает Евгению Андреевичу достигать намеченных планов, выходить победителем порой из самых затруднительных ситуаций. При этом прослеживается умение, автора невольно, через призму
описываемых фактов втянуть читателя в сопереживание, мысленно определить гражданскую позицию, сверить свои поступки с поведением главного героя произведения. Автор рассказал своему читателю нечто новое, о чем ранее не ведал, не только о Куликове, но и вообще о руководителе сельскохозяйственного производства. Читая это произведение, приходишь к мысли, что при написании этого очерка автор держал в голове слова Л.Н. Толстого: «Писать надо только тогда, когда чувствуешь в себе современно новое, важное содержание - ясное для себя, но непонятное людям, и когда потребность выразить это содержание не дает покоя» [7, с. 245]. В то же время автор не копирует слепо подлинные жизненные эпизоды своего героя. У него есть и воображение, которое и в свою очередь, ничуть не освобождает его от реальностей жизни, ведь художник никогда не забывает придерживаться непреложного правила: допускать фантазию реалиста в рамках разумного, чтобы не обмануть читателя, не потерять его доверия к себе. Реалии действительности, правда, какой бы она ни была порой горькой, являются определяющими в очерке. И автор, придерживаясь этих принципов, достигает главного: убедительности, достоверности, действительности.
Захватывают внимание и вызывают неподдельный интерес у читателя очерки, созданные Н. Зиновьевым и А. Дорониным, об известных творческих личностях Мордовии. Характерной особенностью письма этих авторов является то, что они ведут повествование о героях с подлинными именами через призму личного восприятия, то есть дают полный и подробный рассказ о герое на основе личных контактов с ним. Среди них следует отметить очерки об известных литераторах республики, созданные Н. Зиновьевым, которые вызвали поистине немалый читательский интерес» «Лавгиновойь тетя» («Отец Лавгинова»), «Поэзиянь сюлмо лангсо» («На крыльях поэзии»), «Рав тамбалейнь эрзя» («Эрзянин с берегов Волга») и другие. Сюжет этих очерков открывает читателю искреннюю теплоту человеческих взаимоотношений, чистые душевные откровения, через которые автор подробно и
последовательно излагает ранее неизвестные читателю страницы из биографии героев.
В очерке «Московонь эрзя» - «Эрзянин из Москвы» настолько с искренней душевной теплотой автор повествует о докторе филологических наук, профессоре Ф.И. Сетине, что даже читатель не остается равнодушным и проникается искренним чувством глубокого уважения к этому человеку. Соотнося личные воспоминания с документальными фактами из жизни профессора, умело вставляя в сюжет произведения диалоги, монологи, Н.Зиновьев сумел нарисовать яркий образ крупного литератора, ученого, педагога и в то же время простого человека из народа, которому не чужды ни человеческие слабости, ни пороки. Автор не возвеличивает, не приукрашивает своего героя, даже не наделяет какими-то особыми чертами гениальности. Профессор Сетин предстает перед читателем таким, каков он есть: с сильными, а порой и слабыми чертами характера. Этим как бы и подчеркивается, что это и есть неповторимость личности, которую автор сумел передать читателю.
Довольно по-своему созданы портретные очерки В. Демина «Паксяв ки» - «Дорога в поле», И. Калинкина «Днепрань герой» - «Герой Днепра», В. Мишаниной «Оймев вайгяль» - «Душевный голос», в которых авторы гармонично соединяют в эстетическое целое правду вымысла, рисуют достоверный облик героев, их характеры, воссоздают обстоятельства, формирующие личностные качества героев.
Неподдельный читательский интерес вызывает портретный очерк талантливого мордовского публициста Г. Пинясова «Моданьконь кшнинь санонза» («Железные жилы Земли»), в котором автор знакомит читателя со строителями газопровода Уренгой - Помары - Ужгород и заостряет внимание на образе бригадира электросварщиков Анатолии Коровине. Он — рабочий нового типа, нового склада мышления. Всей душой он болеет за то, чтобы хорошо шли производственные дела. Рядом с ним не место нерадивым работникам. Принцип его жизни таков: «Работать так работать». Недаром один
из членов бригады Сергей Подплетнев говорит: «Двум сварщикам, работающим вместе, необходимо было бы сделать по плану два, четыре шва, мы же делаем пять-шесть. Изолировщики не успевали за нами, хотя и трудились» [6, с. 121].
«Публицистика Г. Пинясова, пишет А.И. Брыжинский, вызывает настолько живой читательский интерес, что ими как бы отодвигаются на второй план, созданные им художественные произведения. Он все больше и больше завоевывает пальму первенства среди современных мордовских публицистов» [2, с. 169].
Очерковый жанр, как и другие литературные жанры, не стоит на месте. Осваивая и развивая накопленные традиции, он продолжает совершенствоваться, расширять свои возможности в правдивом отражении действительности и воздействии на нее.
Современный мордовский очерк не только осваивает новый материал жизни, поднимает новые актуальные проблемы, но также ищет пути к расширению творческих возможностей жанра.
Оперативность жанра позволяет современным мордовским очеркистам широко и своевременно освещать жизнь нашего народа во всех сферах его деятельности [4, с. 25].
Очерк, исторически возникнув как результат сближения литературы с жизнью, в своем развитии не утрачивает, а укрепляет эту драгоценную близость к живой действительности. Не утрачивает он также и своей кровной связи с так называемой большой литературой. Напротив, на пути своего развития до «пределов возможного совершенства» он все больше овладевает богатством изобразительных средств «большой литературы» и в своей значительной части заметно сближается с ней.
Богатые возможности очеркового жанра ко многому обязывают современных очеркистов. Перед ними - глубокая исторического смысла жизнь;
перёд ними люди - люди нового склада, наконец, внимательный читатель, который умеет правильно понять и оценить правдивое слово художника.
Список литературы:
1. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы). Саранск, 1995. С. 39.
2. Брыжинский А.И. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза: (Движение жанра). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 415 с.
3. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. - М.: ГИХЛ, 1953. С. 38.
4. Левчаева Н.В. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы (конец XX - начало XXI вв.): Дис. канд. филол. наук. Саранск, 2006. 195 с.
5. Левчаева Н.В. Идейно-эстетическое своеобразие современной мордовской прозы (конец XX - начало XXI вв.): Автореф. дис... канд. филол. наук. Саранск, 2006. 18 с.
6. Пинясов Г. Моданьконь кшнинь санонза // Ялгане и содафоне. Саранск, 1985. С. 195.
7. Толстой Л.Н. О литературе. М.: ГИХЛ, 1955. С. 245.