Научная статья на тему 'Характерные черты жизни народа наси в Республиканский период в Китае (1912-1949)'

Характерные черты жизни народа наси в Республиканский период в Китае (1912-1949) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИ / МОСО / ЛИЦЗЯН / ЮНЬНАНЬ / НАЦМЕНЬШИНСТВА КИТАЯ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕРИОД / NAXI / MOSUO / LIJIANG / YUNNAN / CHINA NATIONAL MINORITIES / REPUBLICAN PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грачева Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию положения национальных меньшинств в Китае на примере народа наси. Впервые анализируются общественно-политические и экономические аспекты положения народа наси, рассматриваются некоторые стороны его духовной жизни. Автор пришел к выводу, что положение народа наси в Республиканский период отличалось относительной стабильностью, что обусловлено успешным экономическим развитием Лицзяна, а также весьма осторожной политикой гоминьдановских властей в отношении этого нацменьшинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The naxi people''s life features in the China''s Republican Period (1912-1949)

The article deals with the situation of the Naxi people in the Republican period of China's history. This research analyzes the social and political and economic aspects of the Naxi situation. It considers some issues on the spiritual life of this national minority. The results show that the situation of the Naxi people and their life in the Republican period was relatively stable due to the economic development growth in Lijiang and the preservation of the traditional spiritual and material culture, against a background of intensified interaction with the Han culture.

Текст научной работы на тему «Характерные черты жизни народа наси в Республиканский период в Китае (1912-1949)»

УДК 940:39(510)"1912/1949"

Грачева Юлия Александровна

Gracheva Yulia Aleksandrovna

аспирант Института Дальнего Востока Российской академии наук

PhD student, Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИЗНИ НАРОДА НАСИ В РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕРИОД В КИТАЕ (1912-1949)

THE NAXI PEOPLE'S LIFE FEATURES IN THE CHINA'S REPUBLICAN PERIOD (1912-1949)

Аннотация:

Summary:

Статья посвящена исследованию положения национальных меньшинств в Китае на примере народа наси. Впервые анализируются общественно-политические и экономические аспекты положения народа наси, рассматриваются некоторые стороны его духовной жизни. Автор пришел к выводу, что положение народа наси в Республиканский период отличалось относительной стабильностью, что обусловлено успешным экономическим развитием Лицзяна, а также весьма осторожной политикой гоминьдановских властей в отношении этого нацменьшинства.

The article deals with the situation of the Naxi people in the Republican period of China's history. This research analyzes the social and political and economic aspects of the Naxi situation. It considers some issues on the spiritual life of this national minority. The results show that the situation of the Naxi people and their life in the Republican period was relatively stable due to the economic development growth in Lijiang and the preservation of the traditional spiritual and material culture, against a background of intensified interaction with the Han culture.

Ключевые слова:

наси, мосо, Лицзян, Юньнань, нацменьшинства Китая, Республиканский период.

Keywords:

Naxi, Mosuo, Lijiang, Yunnan, China national minorities, Republican period.

Юго-западные окраинные районы Китая на протяжении веков отличались этнически пестрым населением. Провинция Юньнань всегда была притягательным регионом для исследования национальной ситуации в Китае в разные периоды истории страны. Это в первую очередь касается одного из ее городов, Лицзяна, который сложился как экономический, культурный и политический центр народа наси [1]. В 1922 г. в этой провинции проживало 11 795 486 чел., из них в Лицзяне 132 583 чел. [2, с. 51, 64].

В отечественной историографии существует ряд теоретических трудов, посвященных изучению национальной ситуации в Китае в Республиканский период, среди которых можно выделить следующие: «Национальный вопрос в Китае (1911-1949)» (1984) В.А. Богословского и А.А. Москалева, «Национальный вопрос в Китае» (1974) Л.С. Кюзяджана, «Национальная политика Гоминьдана в Южном Китае: 1927-1937» (1977) и «Петиционное движение неханьских народностей Юго-Западного Китая (30-е гг. ХХ в.)» (1977) М.Х. Махмутходжаева.

В китайской историографии по данному вопросу следует выделить такие работы, как «Проблемы юго-западных национальностей в период войны сопротивления» (1938) Цзян Инляна, «Признание и идентификация: положение юго-западных национальных меньшинств в Республиканский период» (2012) Ван Вэньгуана, «К вопросу об образовании в юго-западных национальных районах в Республиканский период» (2013) Хэ Тэн.

Одной из трудностей при изучении особенностей жизни народа наси в период 1912-1949 гг. является недостаточное количество источников и современных исследований по данной теме как в отечественной и западной, так и в китайской историографии. В первой половине ХХ в. традиционная культура и религия народа наси начали привлекать внимание западных историков, этнографов, ученых других научных дисциплин. Вместе с тем количество их трудов и полевых заметок весьма незначительно. Сведения о жизни народа наси в Республиканский период содержатся в дневниках и других сочинениях миссионеров, путешественников и деловых людей, посещавших Лицзян в те годы.

Большую помощь для понимания жизни наси в Республиканский период оказывают труды американского ботаника, географа и лингвиста Дж. Рока (1884-1962) [3] и русского эмигранта П. Гулларта (1896-1978) [4], содержащие богатый исторический и этнографический материал.

В изучаемый период на территории проживания национальных меньшинств Юго-Запада Китая сложилось два типа политико-административного управления. В районах проживания наси существовало деление на уезды, а местное управление формально осуществлялось китайской (хань) администрацией, но фактически власть находилась в руках старейшин. Второй тип управления сложился в местах расселения народа мосо [5], где отсутствовало деление на уезды. Здесь вся власть была сконцентрирована в руках тусы (вождей племен) [6, с. 23]. Ко времени

образования республики в Юго-Западном Китае этот институт еще не был полностью упразднен [7], а бывшие тусы получали должности чиновников и посты командующих войсками [8, с. 67-68].

С начала своего появления в эпоху династии Юань (1206-1368) власть тусы в Лицзяне бессменно принадлежала клану Му - знатному роду наси. В начале ХХ в. наблюдалась деградация его последних представителей. В 1931 г. Дж. Рок, переписывая «Хроники клана Му», упоминает имя последнего главы клана - Му Сункуэя (1929-?), о судьбе которого ничего не известно. П. Гул-ларт описывал положение последних представителей клана Му, с которыми ему доводилось встречаться лично: «Лишившись доходов от некогда обширных владений, семейство вынуждено было продавать один за другим предметы искусства из столетиями собиравшейся коллекции и драгоценные памятные вещи своих предков, чтобы удовлетворить ненасытную жажду опиума...» [9].

Экономическое развитие наси в Республиканский период отличалось определенной спецификой. Наиболее развитыми территориями проживания этого народа были Лицзян и Юннин. Эти территории значительно отличались друг от друга. Основным злаковым, выращиваемым мосо, было просо, лишь в 1950-х гг. вытесненное рисом. Широкое распространение получили ячмень, бобовые и кукуруза. Овощеводство начало развиваться у мосо в 1930-е гг. [10, с. 195]. Одной из причин этого было то, что тусы Юннина накладывали строгий запрет на выращивание риса на своих территориях, чтобы не допустить притока китайских (хань) иммигрантов [11, р. 144]. Что касается народа наси в Лицзяне, то как рисоводство, так и овощеводство занимали важное место в их хозяйстве еще с эпохи Мин. Это объясняется более сильным влиянием на него со стороны хань [12, с. 32].

Начиная с династии Тан и заканчивая серединой ХХ в., через земли этого народа проходил «Древний чайный и конный путь» (гу ча ма дао благодаря которому Китай торговал с Ти-

бетом и через Бирму с Северо-Восточной Индией. В Республиканский период древний караванный маршрут способствовал процветанию торговли, в которой наси принимали непосредственное участие благодаря традиционному разведению лошадей. Большое значение этот путь приобрел во время Второй мировой войны, особенно в 1942 г., когда приморские города Китая и Бирмы были оккупированы японскими войсками и караваны, следовавшие этим маршрутом, осуществляли снабжение Юго-Западного Китая из Индии.

В Республиканский период Лицзян превращается в один из важнейших финансовых и торговых центров Юго-Западного Китая. Здесь были открыты Банк провинции Юньнань, Банк коммуникаций и филиалы других национальных банков. Особенного расцвета торговля в Лицзяне достигла в 1930-1940-е гг. Число магазинов во время Второй мировой войны выросло до 1 200, тогда как в 1911 г. их насчитывалось всего 30 [13, р. 152].

Юннин в этот период также находился в выгодном с экономической точки зрения положении, являясь ключевым пунктом караванного маршрута, соединявшего Лицзян и Дацзяньлу. В 1930-1940-е гг. большое количество мосо начинают заниматься торговлей, особенно в условиях расширения добычи меди в уезде Мули. Многие зажиточные мосо становятся владельцами караванов, следовавших маршрутом Лицзян - Лхаса [14, с. 199].

В то же время развитая сеть караванных маршрутов сыграла свою роль в торговле опиумом, выращивание которого было широко распространено в Юньнани в первой половине ХХ в. Опиум экспортировался по железнодорожным и караванным путям на рынки Центрального и Южного Китая. В 1930-е гг. культивирование опиума было запрещено властями по всей провинции кроме некоторых регионов на западе и юге, где оно разрешалось (видимо, китайской администрации это было выгодно) [15, р. 101-103]. В 1931 г. было произведено более 50 тыс. даней наркотика (1 дань = 50 кг), в основном выращенных на землях национальных меньшинств [16, с. 133-134]. Это привело к негативным последствиям: курение опиума получило широкое распространение среди мужчин наси. П. Гулларт отмечал, что «многие из них курили опиум без всякой меры», за что часто были «поколочены» своими насийскими женами [17].

Первая половина ХХ в. - время активного проникновения христианских миссионеров в Лицзян, среди которых первыми были голландцы [18, с. 14]. Например, миссионер А. Кок (1883-1951) со своей супругой добрался до Лицзяна в 1912 г. В его письмах говорится о том, что жители Лицзяна, наси, встретили их враждебно, называли «белыми демонами». В 1914 г. была основана христианская школа, просуществовавшая до 1916 г. За эти два года удалось привлечь в нее лишь троих жителей города (об их этнической принадлежности в письме не говорится) [19, р. 344-345].

Как отмечает норвежский исследователь М.Х. Хансен, среди жителей Лицзяна, обращенных в христианство, были только хань, приехавшие туда из Сычуани [20, р. 50]. П. Гулларт объяснял неспособность миссионеров привлечь на свою сторону наси тем, что у этого народа было развито свое восприятие мира, основанное на традиционных верованиях дунба, игравших большую роль в их жизни [21].

В 1940-е гг. в Лицзяне существовало пять монастырей тибетского буддизма, принадлежавших школе кармапа [22]. Как отмечал П. Гулларт, хотя наси не являлись последователями ламаизма, но «мистическая доктрина тантрического буддизма, красочные ритуалы, связь церкви с Лхасой - все это вызывало у наси большую симпатию» [23].

Конфуцианство, несмотря на довольно раннее появление в Лицзяне, не получило распространения среди народа наси. Главными его последователями, как и китайской (хань) культуры в целом, являлись члены правящего клана Mу. Конфуцианские школы, образование в которых сулило продвижение по карьерной лестнице, пользовались популярностью среди зажиточных наси с XIX в. Однако в целом конфуцианство не оказало влияния на религиозные верования и традиционный уклад жизни большинства наси.

Наси являлись самыми образованными среди всех национальных меньшинств провинции Юньнань [24, с. 230-232]. Начало XX в. - время возникновения учебных заведений нового типа. Первая школа в Лицзяне была открыта в 1905 г., к 1911 г. их число возросло до 36, а количество учеников достигло 1 207 чел. [25, с. 13]. Эта тенденция в образовании продолжалась до 1949 г., за эти годы было основано много других учебных заведений. Образование в этих школах происходило по западному образцу. Вместе с тем основное внимание уделялось изучению китайского языка, на котором велось преподавание. Как отмечали Дж. Рок и П. Гулларт, до 1949 г. немногие наси владели китайским языком.

В целом политику гоминьдановских властей в отношении этого нацменьшинства можно охарактеризовать как чрезвычайно осторожную. Народ наси, несмотря на усиливавшееся китайское влияние, продолжал придерживаться традиционного образа жизни. В этот сложный в истории страны период экономический расцвет Лицзяна способствовал сохранению стабильности региона.

Ссылки и примечания:

1. Наси (Ж) - тибето-бирманский народ, большая часть которого проживает в провинции Юньнань. В 2010 г. население наси составляло 326 295 чел. Язык наси принадлежит к лоло-бирманской группе тибето-бирманских языков.

2. Xу Xуаньюн. Чжунго жэнь чжи фэньбу - фу тунцзибяо юй миду ту (фиап^й-^ - = Распространение населения Китая с приложением статистической таблицы и диаграммой плотности населения // Дили сюэбао. 1935. № 2. С. 33-74.

3. В Китае Дж. Рок провел 27 лет (1922-1949). В эти годы он глубоко изучал наси, их язык, культуру, религию.

4. П. Гулларт работал в Aссоциации промышленного сотрудничества, занимался организацией кооперативов, врачеванием, вел борьбу с опиекурением.

5. Правительство КНР официально включает народ мосо в состав наси. Основная часть мосо проживает на территории Нинлан-Ийского автономного уезда в Юннине. В 2010 г. численность мосо составила 53 000 чел.

6. Цзян Инлян. Кан чжань чжун дэ синань миньцзу вэньти (й^ФйИйейН®) = Проблемы юго-западных национальностей в период войны сопротивления. Чунцин, 1938. 44 с.

7. Процесс упразднения системы тусы начинается в правление Иньчжэня (1722-1735), проводившего политику «замены тусы на чиновников, назначаемых из столицы» (гайту гуйлю &±ЛЖ). См.: Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. M., 2005. С. 117.

S. Богословский ВА, Mоскалёв A.A. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). M., 1984. 262 с.

9. Goullart P. Forgotten Kingdom [Электронный ресурс]. London, 1957. URL: http://pratyeka.org/books/forgotten_kingdom/ (дата обращения: 12.01.2017).

10. НИЦСГ. Нинлан ицзу цзычжи сянь гайкуан (тЯ#Жё;ё:В®Я) = Юньнань миньцзу чубаньшэ. Куньмин, 1988. 314 с.

11. Xiao Linguo. State and Ethnicity in China's Southwest. Brill, 2008. 346 p.

12. Ян Линьцзюнь. Mин чжи Mиньго шици наси цзу дицюй нунцзо чуаньжу цзици инсян = Проникновение сельскохозяйственных культур в районы проживания наси и их воздействие с эпохи Mин до Республиканского периода // Нуне каогу. Пекин, 2014. № 6. С. 30-35.

13. Xiao Linguo. Op. cit. P. 152.

14. НИЦСГ ... С. 199.

15. Hall J.C.S. The Yunnan Provincial Faction 1927-1937. Canberra, 1976. 20S p.

16. Куан Xаолинь, Ян Лицюн. Цзиньдай во го шаошу миньцзу дицюй дэ япянь духай вэньти = Проблема пагубного влияния опиума в районах национальных меньшинств в Китае в новой истории // Чжунго цзинцзи ши яньцзю. 1986. № 4. С. 131-142.

17. Goullart P. Op. cit.

1S. Liu Ji. Jidu zongjiao zai Lijiang de chuanbo yanjiu = The research of the spread of Christianity in

Lijiang // Dazhong wenyi: xueshu ban = Mass Art and Literature: scientific publication. 2010. No. 9. P. 13-14.

19. Wonsuk Ma, Menzies R.P. Pentecostalism in Context: Essays in Honor of William W. Menzies. Wipf and Stock Publishers, 200S. 373 p.

20. Hansen M.H. Lessons in Being Chinese: Minority Education and Ethnic Identity in Southwest China. Washington, 1999. 205 p.

21. Goullart P. Op. cit.

22. Тибетский буддизм - это направление буддизма, распространенное в Тибете, а также в прилегающих к нему областях Гималаев и восточных регионов Центральной Aзии. Буддизм появился в Тибете приблизительно в VII в. Кар-мапа - крупнейшая подшкола школы Кагью в тибетском буддизме, отмеченная «стремлением включить мирских последователей в религиозную жизнь монастырей, открыть им доступ к непосредственному изучению письменного сакрального знания». См.: Островская-младшая E.A. Тибетский буддизм. СПб., 2002. С. 264.

23. Goullart P. Op. cit.

24. Ян Линьцзюнь. Указ. соч. С. 230-232.

25. Гэ Чэнянь. Лунь Mиньго шици Лицзян наси цзу дэ сюэсяо цзяоюй (1912-1949) (iÊeBBfflls;MB№¥«SB(1912-1949)) = К вопросу о школьном образовании среди народа наси в Лицзяне в Республиканский период (1912-1949). Куньмин, 2015. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.