и обладающих знаниями в различных областях, в том числе и управленческой психологии.
По мнению Лариной Н. В., для современного руководителя важными являются не только вопросы производства, но и социально-психологический климат в коллективе, при решении которых необходимы знания, умения и навыки, связанные с социально-психологической компетенцией руководителя - феноменом, играющим ключевую роль в решении проблемы эффективности управления. В теоретической модели социально-психологической компетенции руководителя выделяют три компонента, связанных между собой: деятельностно-процессуальный, структурно-личностный и функционально-личностный. Для формирования у руководителя навыков социально-психологической компетенции используются психотренинговые упражнения и дискуссии, причем обучаемые активно включаются в коммуникативную деятельность, обсуждая реальные служебные ситуации взи-модействия руководителя и подчиненных или игры, имитирующие ситуации из практики. Эффективность данных методов обучения доказана на практике, поэтому в процессе тренингов происходит диагностика уровней сформированности коммуникативных способностей руководителей и их социально-психологической компетентности. Одним из способов достижения определенного уровня социально-психологической компетентности можно считать задействование современных эффективных психотехнологий, позволяющих руководителю раскрыть свой творческий потенциал, удовлетворить ожидания подчиненных и эффективнее управлять коллективом.
Социально-экономические преобразования в России обострили проблему недостаточного уровня профессиональной компетентности руководителей и привели к предъявлению более высоких требований к профессиональному мастерству, знаниям, умениям и навыкам руководителей. Практика показывает, что недостаточный уровень компетентности руководителей приводит к принятию неверных управленческих решений и снижению эффективности управленческого воздействия (Аюпов Р. Г.). Понятие профессиональная компетентность руководителя - интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств руководителя, на основе приобретенных им знаний, умений, навыков и опыта, которые способствуют эффективным управленческим решениям организационных задач. Как один из критериев эффективной управленческой деятельности руководителя, выделяется повышение своей профессиональной компетентности за счет аккумулирования в себе важных личностных и деловых качеств. Способность к управленческой деятельности предполагает наличие ряда черт и умений, таких как: умение решать нестандартные задачи, масштабно мыслить, обеспечивать положительную саморегуляцию управленческой системы, способность к доминированию в коллективе, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, ответственность, общительность и независимость.Критерием продуктивности и качества управленческой деятельности является результат деятельности всего коллектива, где немаловажную роль играет профессиональная компетентность руководителя.
УДК 159.9
Шиян И.С (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТИ
Shiyan I.S (RANERA, Moscow, Russia) CHARACTERISTICS OF A CONFIDENT PERSONALITY
Уверенность - это свойство личности, которое обеспечивает эффективность деятельности и общения, успешность адаптации в социальной среде, успешность в профессиональной сфере.
В рамках научного проекта «Понятие уверенность в себе, как психологический конструкт» нами была проведена серия эмпирических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.
Было выделено и описано пять характеристик здоровой, уверенной в себе личности.
Это:
- эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств;
- соответствие между вербальным и невербальным поведением;
- уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «Я».
- им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.
- способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.
Под уверенностью в себе понимают способность человека предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.
Уверенность в себе есть свойство личности, в центре которого положительная оценка собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для человека целей и удовлетворения его потребностей. Фундаментом для формирования такого рода оценок служит положительный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей).
Уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого.
Поведение уверенного в себе человека можно определить по его жестам.
1. Рукопожатие. Через рукопожатие можно определить, насколько уверен в себе человек и какую позицию он стремится занять в разговоре. Рука уверенного человека теплая и сухая, а рукопожатие крепкое, но не до хруста костей. Если человек хочет занять доминирующее положение в контакте, то и свою руку в рукопожатии он будет держать сверху. Если же подчиненное - позволит развернуть ее ладонью вверх.
2. Шпиль-жест. Это жест, при котором человек соединяет пальцы обеих рук друг с другом, образуя как бы двускатную крышу, при этом ее острие направлено вверх. Этот жест часто используют уверенные в себе люди, занимающие высокое социальное положение, он также свидетельствует о том, что человек уверен в своей позиции и считает, что события развиваются в нужном направлении.
3. Открытые жесты. К открытым жестам относятся такие положения рук и ног, при которых ни руки не ноги не перекрещиваются друг с другом.
4. Взгляд в глаза. Человек, который уверен в cебе, смотрит в глаза своему собеседнику, и наоборот, неуверенный человек часто опускает глаза вниз или отводит их в сторону. Если зрачки глаз при этом расширены, то человек испытывает удовольствие от контакта и заинтересован в своем собеседнике.
5. Дистанция между людьми. Чем более комфортно и уверенно в диалоге чувствует себя человек, тем на более близкое расстояние он может подойти к собеседнику, но оценивая этот параметр, важно помнить, что разные люди изначально имеют разную зону комфорта.
6. Демонстрация больших пальцев рук. Они означают уверенность в себе, переходящую в заносчивость и демонстрацию чувства собственного превосходства.
7. Руки, заведенные за голову. Этот жест показывает, что человек испытывает полную уверенность в себе и силу занимаемых им позиций. Жест открытый, поскольку полностью оставляет незащищенным корпус.
Таким образом, уверенность в себе трактовалась через описание различных психических явлений. Это и способность к самовыражению, и высокая стабильная самооценка, и принятие себя.
Подписано в печать 06.07.2015. Формат 70х90/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 8,0. Усл.-печ.л. 9,33 Тираж 1500 экз. Заказ № 5708
ООО «НИИ школьных технологий» 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2 Тел.: (495) 345-52-00 Электронная почта: [email protected] Продажа: [email protected]
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий Тел. (495) 972-59-62