2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 16
Вып. 4
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.91
Д. И. Тюмкова, Н. И. Никитин, Т. О. Кутонова, Р. Ж. Мухамедрахимов
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛОКАЛИЗАЦИИ НЕПОДВИЖНОГО ЗВУКА У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 9 ДО 18 МЕСЯЦЕВ
В статье представлены результаты изучения ориентировочной реакции на звук в группе здоровых детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте от 9 до 18 месяцев. Звуковыми сигналами служили серии коротких щелчков длительностью 1 с, которые предъявлялись в горизонтальной плоскости от 5 динамиков, расположенных под углами 0° (прямо против ребенка), 30° и 60° справа и слева от ребенка. Ориентировочная реакция оценивалась по характеристикам траектории движения головы в направлении источника звука.
Исследование показало, что длительность латентного периода ориентировочной реакции на звук практически не зависит от углового положения источника звука и возраста детей. В то же время величина локализационной ошибки в угловом повороте головы изменяется с возрастом детей. Обсуждаются возможные факторы, влияющие на возрастные изменения величины этой ошибки. Результаты проведенного исследования позволяют расширить научные знания о формировании пространственного слуха в онтогенезе и особенностях когнитивного развития детей в младенческом и раннем возрасте. Библиогр. 23 назв. Ил. 5.
Ключевые слова: локализация звука, реакция локализации, пространственный слух, ранний возраст, неподвижный звуковой сигнал.
Тюмкова Дарья Ивановна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; dasha-zamesina@ rambler.ru
Никитин Николай Иванович — кандидат биологических наук, Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6; nin@ infran.ru
Кутонова Татьяна Олеговна — студент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; bulochkamnet2009@ mail.ru
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Tyumkova Daria Ivanovna — postgraduate student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Nikitin Nikolai Ivanovich — Ph.D., Pavlov Institute of Physiology, RAS, 6, nab. Makarova, St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Kutonova Tatiana Olegovna — student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Muhamedrahimov Rifkat J. — Doctor of Psychological Science, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
118
D. I. Tyumkova, N. I. Nikitin, T. O. Kutonova, R. J. Muhamedrahimov
THE CHARACTERISTICS OF UNMOVING SOUND LOCALIZATION IN INFANTS AGED 9-18 MONTHS
The article presents results of the study of unmoving sound localization in infants aged 9-18 months. Data show the constancy of the localization latency period duration in connection with the degree of the signal and with the age of infants. The error of localization has non-linear age-related changes. The relevance of the study is related to the possibility of obtaining answers to the fundamental questions of physiology and psychology of the spatial hearing perception in humans at an early ag. Refs 23. Figs 5.
Keywords: sound localization, localization response, spatial hearing, early age, unmoving sound stimulus.
Первые систематические исследования пространственной слуховой ориентации человека относятся к началу XX в., однако формирование пространственного слуха в онтогенезе впервые стало изучаться только в 1970-е годы [1-7]. В работах, касающихся локализации звука детьми, на сегодняшний день описаны, в частности, интеграция звуковой и зрительной информации детьми раннего возраста [8; 9]; способность распознавания детьми 12-13 месяцев замаскированных звуковых сигналов при бинауральном слушании [10]; изменение минимально различимого угла (minimum audible angle) в горизонтальной плоскости в возрасте 26-30 недель [11]; способность детей 6-18 месяцев к различению сигналов в вертикальной плоскости [12]. Изучены также следующие факторы, влияющие на особенности локализации звука детьми: степень освещенности экспериментального помещения [13]; перенесенные ребенком заболевания слуховой системы [14]; возрастные изменения размеров головы и межушные различия стимуляции [15]; характеристики предъявляемых звуковых стимулов [16] и некоторые другие. Как видно из обзора, сведения о локализационном поведении у детей в раннем возрасте довольно разрозненны. Авторы рассматривают в своих работах отдельные характеристики ло-кализационного поведения, однако исследований, целостно освещающих реакцию локализации на звук в горизонтальной плоскости у детей в возрасте 9-18 месяцев, недостаточно.
В исследованиях на детях пространственный слух традиционно оценивается по ориентировочной реакции на звук в виде поворота головы и глаз в направлении источника звука. Одной из важных характеристик этой реакции является скрытый (латентный) период двигательной реакции на звуковую стимуляцию [2-7; 9; 10; 17-21]. Данный период определяется как задержка моторной реакции на стимул и различается по длительности в зависимости от возраста ребенка. В частности, у новорожденных младенцев он может длиться до 8 с, после месяца реакция на звуковую стимуляцию практически пропадает [4; 13; 22], а к 4-5 месяцам восстанавливается с существенными изменениями: латентный период сокращается до 1 с и менее, приближаясь к значениям взрослого человека [4]. Обнаружено, что в период от 6 до 18 месяцев после рождения возраст практически не влияет на скорость ответной реакции ребенка на звуковой стимул [12].
Другой характеристикой пространственного слуха детей является точность локализации источника звука [4; 13]. Данный показатель определяется величиной локализационной ошибки, вычисляемой по разности между угловыми положениями головы (глаз) и источника звука. Предполагается, что точность локализации источника звука увеличивается с возрастом ребенка [4].
119
Представленные в настоящей статье данные получены в рамках исследования1, направленного на изучение формирования базовых механизмов локализационно-го поведения ребенка в младенческом и раннем возрасте, в частности на изучение возрастных изменений характеристик слуховой пространственной ориентации. Использованный в работе метод регистрации движений головы ребенка обеспечивал возможность более детального анализа траектории движения головы по сравнению с видеорегистрацией, применявшейся в большинстве предшествующих исследований [9; 10; 12; 14; 22].
Метод. Участники исследования. В исследовании приняли участие 20 детей (10 мальчиков, 10 девочек; средний срок гестации 38,9±1,2 недель) в возрасте от 9,1 до 17,9 месяцев (средний возраст 12,0±2,6 месяцев). Как сами дети, так и сопровождавшие их во время исследования матери обладали нормальным слухом и физическим здоровьем.
Оборудование и процедура исследования. Эксперименты проводились в звукоизолированной анэхоидной (безэховой) камере размером 3x3x4,5 м. В центре камеры находилась полукружная поворотная дуга радиусом 1 м, по длине которой на равном расстоянии друг от друга располагались 49 динамиков (Visaton, Германия) с идентичными частотными характеристиками. Дуга устанавливалась в горизонтальном положении, при котором угол предъявления звука изменялся по азимуту.
Мама с ребенком находились в кресле, расположенном в центре дуги. Ребенок сидел на коленях у матери в вертикальном положении лицом к дуге. В спокойном состоянии его голова находилась на уровне дуги, лицо было обращено в сторону центрального динамика (0°), правое ухо находилось напротив правого крайнего динамика дуги (+90°), левое ухо — напротив крайнего левого динамика (-90°). Для фиксации положения ребенка мама придерживала его тело обеими руками. Экспериментатор давал матерям инструкцию наблюдать за ребенком и по возможности не взаимодействовать с ним.
Звуковые сигналы были синтезированы в цифровом виде на компьютере. Выбор сигнала и его предъявление осуществлялись экспериментатором, находящимся в соседней комнате, с помощью специально разработанной компьютерной программы. Сигналы преобразовывались из цифрового вида в аналоговый с помощью многоканальной аудиоплаты Echo Layla 3G (США) с частотой дискретизации 96 кГц. С выхода преобразователя сигналы поступали на аттенюаторы, процессорно-управляемый электронный коммутатор и многоканальный усилитель звука.
Звуковыми сигналами служили серии коротких щелчков (100 мкс) с периодом следования 20 мс и интенсивностью 65 дБ. Длительность серии щелчков составляла 1 с. Звуковые сигналы подавались в случайном порядке от 5 разных динамиков, которые располагались под углами 0° (прямо против ребенка), 30° и 60° справа и слева от ребенка в горизонтальной плоскости. Интервал между предъявлениями составлял
1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00713 «Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста» (руководитель проекта Р. Ж. Мухамедрахимов, ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014) на базе кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ и лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова РАН; а также при поддержке гранта Правительства РФ «Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка (№ 14.Z50.31.0027, 01.01.2014-31.12.2016 гг.).
120
5-10 с. По ходу звуковой стимуляции сигнал с каждого из 5 динамиков подавался дважды. Общее количество предъявлений сигнала с разных динамиков составляло 10.
Ориентировочная реакция ребенка на предъявляемый звуковой сигнал в виде поворотов головы и глаз регистрировалась с помощью двух видеокамер, а угловое положение головы в заданный момент времени — с помощью прибора системы Fastrak (Pollhemus). Сигналы с обеих камер поступали на цифровой видеосмеситель Panasonic WJ-AVE55 и выводились на экран телевизора в помещении, где находился экспериментатор, что позволяло отслеживать состояние и поведение ребенка и матери.
Для регистрации поворотов головы на голову ребенка надевался чепчик, к которому крепился миниатюрный датчик регистратора Fastrak (Pollhemus). Устройство Fastrak использовалось для измерения угловой траектории движения головы ребенка в горизонтальной плоскости (по азимуту). Длительность регистрации составляла 3,5 с. Регистрация начиналась за 0,5 с до подачи звукового стимула и заканчивалась спустя 2 с после выключения звука.
Показатели локализационного поведения ребенка. Количественный анализ проводился по данным регистрации поворотов головы ребенка, полученным с помощью регистратора Fastrak. С выхода регистратора сигнал в цифровом виде поступал на вход компьютера с частотой 120 Гц. С помощью специально разработанной программы данные регистрации выводились на экран компьютера в графическом виде и записывались на жесткий диск. По цифровым отсчетам (с шагом 8,3 мс) строился график траектории движения головы ребенка и производился анализ пространственно-временных характеристик ориентировочной реакции. Графики строились с поправкой на угловое положение градуса предъявления, в связи с чем уровень стимула на всех графиках соответствовал оси абсцисс. Характеристиками ориентировочной реакции на звук служили латентный период двигательной реакции и локализационная ошибка, вычисленная по разности между угловым положением головы и положением источника звука.
Анализ траектории движения головы при ориентировочной реакции на звук позволил выделить три основные фазы двигательной реакции: 1) латентный период, 2) период начального движения головы, 3) период конечного (корректирующего) движения головы (см. пример на рис. 1).
Разные фазы ориентировочной реакции на звук разделены вертикальными штриховыми линиями. Период 1 — латентный период, 2 — начальный поворот головы, 3 — конечный (корректирующий) поворот головы. Цифры в прямоугольниках — параметры движения головы. Первая цифра — латентность (мс), вторая — угол поворота головы (град). Время действия звукового сигнала (1 с) обозначено жирной линией под кривой (sig)
На рисунке 1 представлен график траектории движения головы ребенка при ориентировочной реакции на звук. Штриховыми линиями обозначены границы фаз движения головы. Латентный период реакции (время между подачей сигнала и началом двигательной реакции на звук) находится между осью ординат и первой линией, в данном примере он равен 0,29 с. Вторая линия соответствует моменту окончания начальной фазы движения головы. По угловому положению головы в данный момент времени вычислялась локализационная ошибка. В примере величина ошибки, показывающей расхождение между положением головы и положением источника звука (ось абсцисс), составила 14,7о.
121
-25--
: 1 2 0,7 4; 14,7 1 3
V-
1 -с 5 5 L 1 5 2 ; з,Е
sig
0,29; -5 8
14
Рис. 1. Траектория движения головы ребенка при предъявлении звукового сигнала. По оси абсцисс — время предъявления сигнала (с); по оси ординат — угловое положение головы (град)
Математические методы обработки данных. Анализ данных был проведен с использованием программного пакета SPSS (версия IBM SPSS Statistics 23.0). Использовались методы регрессионного анализа, построения диаграмм рассеивания, применялись Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r Пирсона.
Результаты. В ходе проведенного исследования было обнаружено, что дети обследованной выборки продемонстрировали ориентировочную реакцию на звук в 94,5% случаев. Из них в 81% случаев имел место поворот головы в сторону звукового сигнала, в 13,5% случаев — в противоположную сторону. В 5,5% случаев реакция на звук отсутствовала; эти случаи были исключены из дальнейшего количественного анализа.
Среднегрупповые значения длительности латентного периода и ошибки локализации звука. Среднегрупповая величина латентного периода при предъявлении звука по центру (0о) составила 0,54±0,24 c, при предъявлении слева под углом 30о — 0,58±0,39 c, 60о — 0,54±0,35 c; при предъявлении справа под углом 30о — 0,54±0,24 c, 60о — 0,58±0,31 c (рис. 2).
Анализ данных не выявил статистически значимых различий в длительности латентного периода при изменении азимута источника звука (р>0,1). Среднее значение длительности латентного периода по всем предъявлениям составило 0,56±0,31 с.
На рисунке 3 представлены изменения среднегрупповых значений ошибки в угловом положении головы (в конце начальной двигательной реакции) при изменении азимута источника звука. Величина ошибки при предъявлении сигнала по центру (0о) составила 27,4±33,8 градуса, при предъявлении под углом 30о слева — 33,16±37,4 град, 60о слева — 33,32±36,9 град, 30о справа — 35,46±37,5 град, 60о справа — 49,45±52,4 град. Сравнение среднегрупповых значений ошибки локализации при различных углах предъявления звука показало отсутствие различий между ними (р>0,1), за исключением значимого различия ошибок локализации при предъявлении сигнала по центру (0о) и при предъявлении под углом 60о справа (t=2,35; р = 0,024).
122
Рис. 2. Среднегрупповые значения длительности латентного периода в связи с угловым положением источника звука. По оси абсцисс — угол предъявления сигнала (град): -30о и -60о — слева от центральной линии, 0о — по центральной линии, 30о и 60о — справа от центральной линии; по оси ординат — длительность латентного периода (с)
Рис. 3. Среднегрупповые значения ошибки локализации в связи с угловым положением источника звука. По оси абсцисс — угол предъявления сигнала (град): -30о и -60о — слева от центральной линии, 0о — по центральной линии, 30о и 60о — справа от центральной линии; по оси ординат — величина ошибки локализации (град)
Таким образом, статистически значимых изменений длительности латентного периода в связи с углом предъявления звука (азимутом) не выявлено, однако наблюдается ухудшение точности локализации звука при предъявлении сигнала под углом 60о справа по сравнению с предъявлением сигнала по центру.
Значения длительности латентного периода в связи с изменением возраста детей представлены на рисунке 4 в виде диаграммы рассеивания. При построении диаграммы дети нумеровались в порядке увеличения возраста. Номера 1-10 присваивались самому младшему ребенку (9,1 месяцев), номера 190-200 — самому старшему (17,9 месяцев). Каждая точка диаграммы соответствует одному измерению. Для каждого из детей получено 10 измерений — по 2 для каждого
123
•
•
4 » 4
• •
•
• Ф
4 •
V • •
» • • Ч •
• 4 « • •а * •
« • Ц > • • • ♦ 1 4
• • • • • • • • « к.1 - « • • 4 4 »
•• н » • • * \ • • • Я И » Г ч д %
• • • • •* Л Г • ф « » _ # •
« • •• • • Ф< • ш • 4 ► ф
• • • < • • • • •
» •
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100110120130140150160170180190200210
Рис. 4. Значения длительности латентного периода при изменении возраста детей. По оси абсцисс — нумерация детей в порядке увеличения возраста; по оси ординат — длительность латентного периода (с)
из 5 значений угла предъявления звука (см. описание методики). Из рисунка видно, что линия тренда проходит практически горизонтально. Регрессионный анализ не выявил статистически значимых связей между возрастом детей и длительностью латентного периода двигательной реакции на звук ^>0,1). Таким образом, длительность латентного периода не изменяется в исследованном возрастном диапазоне.
Значения ошибки локализации в зависимости от возраста детей представлены в виде диаграммы рассеивания на рисунке 5. Регрессионный анализ всей совокупности значений выявил статистически значимую положительную связь между величиной ошибки локализации и возрастом детей (г = 0,2; р = 0,002). В возрастном диапазоне от 9,1 до 17,9 месяцев наблюдается определенная закономерность увеличения ошибки локализации после первого ориентировочного движения с возрастом ребенка.
Обсуждение результатов. Имеющиеся литературные данные свидетельствует о недостаточности и разрозненности представлений о формировании базовых механизмов локализационного поведения в младенческом и раннем возрасте, а также об ограниченном числе работ, в которых исследуются возрастные изменения характеристик локализационного поведения детей. Наша работа была направлена на изучение ориентировочной реакции детей на звук по показателям длительности латентного периода реакции и ошибки локализации при предъявлении звукового стимула в горизонтальной плоскости у детей в возрасте от 9 до 18 месяцев.
Известно, что дети в возрасте 12 месяцев отчетливо реагируют на направление источника звука. К этому времени они проходят определенные этапы развития
124
Рис. 5. Значения локализационной ошибки в связи с возрастом детей. По оси абсцисс — нумерация детей в порядке увеличения возраста; по оси ординат — абсолютные значения ошибки в угловом положении головы (град)
слуховой системы, которые позволяют им определять направление звучания сигнала [7; 10]. Проведенное исследование подтвердило эти данные. Обнаружено, что при предъявлении неподвижного звукового стимула дети обычно демонстрируют выраженную ориентировочную реакцию на звук в виде поворота головы в направлении источника сигнала. При этом наблюдались общие закономерности пространственной слуховой ориентации: наличие скрытого периода двигательной реакции, начальной фазы ориентировочного движения головы и последующей фазы корректирующего ее движения.
Изучение отдельных периодов локализационного поведения показало, что средняя длительность латентного периода у детей обследованной выборки составляет 0,56±0,31 с и является относительно константным показателем, не зависящим от углового положения источника звука. Средняя ошибка локализации в группе составила 35,8±37,0 градусов. При этом обнаружено, что среднегрупповые значения ошибки локализации при различных углах предъявления звука могут различаться: ошибка локализации при предъявлении сигнала по центру (0о) значимо меньше ошибки локализации при расположении источника звука справа под углом 60о. Обнаруженные различия, возможно, связаны с межполушарной асимметрией механизма пространственной слуховой ориентации у детей. Данные литературы показывают, что у взрослого человека пространственное различение звука при расположении источника сбоку значительно хуже, чем при его расположении по центру [3-4]. Кроме того, величина ошибки локализации источника звука у взрослого человека возрастает в среднем на 1о при боковом смещении источника звука на 10о.
125
В целом обследованная выборка демонстрирует ту же тенденцию к увеличению ошибки локализации при боковом отклонении источника звука, однако изменения носят более неравномерный характер, что может быть связано с недостаточной, по сравнению со взрослыми, зрелостью ЦНС у детей раннего возраста.
Сведения о длительности латентного периода как характеристике ориентировочного рефлекса широко представлены в литературе. Известно, что длительность латентного периода с возрастом уменьшается [4; 13], достигая максимума (8 сек) в первые дни после рождения и составляя менее секунды в зрелом возрасте. Предполагается также, что длительность латентного периода в возрасте 6-18 месяцев может сокращаться [12], однако детально этот вопрос ранее не изучался. В нашем исследовании было обнаружено относительное постоянство длительности латентного периода при изменении возраста ребенка в диапазоне от 9 до 18 месяцев. Полученные значения длительности латентного периода в обследованной выборке приближаются к значениям, характерным для взрослых людей (меньше секунды), что может косвенно свидетельствовать об определенной зрелости мозговых структур, отвечающих за обработку звуковых сигналов, у детей в изученном возрастном диапазоне.
Данные, полученные при анализе возрастных изменений ошибки локализации, свидетельствуют о тенденции к возрастанию ее величины с возрастом ребенка. Обнаруженная закономерность расходится с данными литературы, указывающими на противоположную тенденцию, проявляющуюся в уменьшении ошибки локализации с возрастом [4]. Можно предположить, что причина расхождения данных связана с различиями в методике проведения эксперимента. В предыдущих исследованиях принимались специальные меры по фиксации головы ребенка. В настоящей работе такие меры не предусматривались. Возможная связь ло-кализационной ошибки с исходным положения головы заслуживает отдельного рассмотрения. Кроме того, следует отметить, что величина ошибки локализации подвержена большей изменчивости по сравнению с величиной латентного периода. Начальное движение головы в сторону источника звука, служащее рефлекторной реакцией на звук, в своей завершающей части может накладываться на последующее произвольное движение, связанное с коррекцией конечного положения головы. В этом случае могут играть роль как внешние, так и внутренние психологические факторы, такие как эмоционально-волевой компонент действия, особенности внимания и памяти у ребенка раннего возраста. В связи с тем, что ребенок во время обследования находился на коленях у матери, важным фактором, влияющим на его локализационное поведение, может быть специфика взаимодействия матери и ребенка.
Перспективы исследования. На наш взгляд, полученные данные открывают перспективное направление для дальнейших исследований в области психофизиологии раннего возраста. Расширение возрастного диапазона выборки позволит уточнить закономерности возрастных изменений пространственной слуховой ориентации детей, выявить основные тенденции ее формирования. Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть связаны с изучением влияния межиндивидуальных различий, социально-психологических или генно-средовых взаимодействий на онтогенетические изменения пространственной ориентации у детей [20; 23].
126
Литература
1. Gardner M. B. Lateral localization of 0o- or near-0o-oriented speech signals in anechoic space // J. Acoust. Soc. Amer. 1968. Vol. 44. P. 797-802.
2. Алексеенко Н. Ю. Значение двигательной активности для пространственного слуха // Сенсорные системы. Л.: Наука, 1978. С. 46-60.
3. Альтман Я. А. Локализация движущегося источника звука. Л.: Наука, 1983. 176 с.
4. Альтман Я. А. Пространственный слух. СПб.: Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, 2011. 311 с.
5. Блауэрт Й. Пространственный слух / пер. с нем. И. Д. Гурвиц. М.: Энергия, 1979. 222 с.
6. Гельфанд С. А. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику / пер. с англ. О. К. Федоровой, О. П. Токарева. М.: Медицина, 1984. 350 с.
7. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во МГУ, 1958. 330 с.
8. Walker-Andrews A. S., Lennon E. M. Auditory-Visual Perception of Changing Distance by Human Infants // Child Development. 1985. Vol. 56 (3). P. 544-548.
9. Neil P. A., Chee-Ruiter C., Scheier C., Lewkowicz D. J., Shimojo S. Development of multisensory spatial integration and perception in humans // Development Science. 2006. Vol. 9 (5). P. 454-464.
10. Schneider B. A., Bull D., Trehub S. E. Binaural unmasking in infants // J. Acoust. Soc. Am. 1988. Vol. 83 (3). P. 1124-1132.
11. Ashmead D. H., Clifton R. K., Perris E. E. Precision of auditory localization in human infants // Developmental Psychology. 1987. Vol. 23 (5). P. 641-647.
12. Morrongiello B. A. Infants' localization of sounds in the median sagittal plane: Effects of signal frequency // J. Acoust. Soc. Am. 1987. Vol. 82 (3). P. 900-905.
13. LaGass L. L., VanVorst R. F., Brunner S. M., Zucker M. S. Infants' understanding of auditory events // Infant and child Development. 1999. N 8. P. 85-100.
14. Morrongiello B. A. Infants' monaural localization of sounds: effects of unilateral ear infection // J. Acoust. Soc. Am. 1989. Vol. 86 (2). P. 597-602.
15. Clifton R. K., Clarkson M. G., Gwiazda J., Bauer J. A., Held R. M. Growth in head size during infancy: Implications for sound localization // Development Psychobiology. 1988. Vol. 24 (4). P. 477-483.
16. Clarkson M. G., Swain I. U., Clifton R. K., Cohen K. Newborns' Head Orientation Toward Trains of Brief Sounds // J. Acoust. Soc. Am. 1991. Vol. 89 (5). P. 2411-2420.
17. Grothe B., Pecka M., McAlpine D. Mechanisms of Sound Localization in Mammals // Physiol. Rev. 2010. Vol. 90. P. 983-1012.
18. Замесина Д. И., Мухамедрахимов Р. Ж., Никитин Н. И. Слуховое пространственное восприятие у детей в раннем возрасте // От детектора признака к единому зрительному образу: выездная сессия ОФФМ РАН, посвящ. 80-летию со дня рождения акад. И. А. Шевелева (Москва, 1-3 окт. 2012 г.). М.: Сам полиграфист, 2012. С. 98-99.
19. Замесина Д. И., Мухамедрахимов Р. Ж., Никитин Н. И. Характеристики локализации неподвижных звуковых сигналов детьми раннего возраста // Научные исследования выпускников факультета психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. С. 203-221.
20. Мухамедрахимов Р. Ж., Никитин Н. И., Замесина Д. И. Пространственная слуховая ориентация у детей в раннем возрасте // Ананьевские чтения — 2013: Психология в здравоохранении: материалы науч. конф. 22-24 октября 2013 г. / отв. ред. О. Ю. Щелкова. СПб.: Скифия-принт, 2013. С. 93-95.
21. Алексеенко Н. Ю. Восприятие направления при одновременном действии неакустических раздражений: дис. ... канд. биол. наук. Л., 1946. 139 с.
22. Muir D., Field J. Newborn infants orient to sounds // Child Development. 1979. Vol. 50. P. 199-216.
23. Hale J. A., Lewis M. (eds.). Attention and cognitive development. New York: Plenum Press, 1979. xv+366 р.
References
1. Gardner M. B. Lateral localization of 0o- or near-0o-oriented speech signals in anechoic space. J. Acoust. Soc. Amer. 1968. Vol. 44, pp. 797-802.
2. Alekseenko N. Iu. Znachenie dvigatel'noi aktivnosti dlia prostranstvennogo slukha [The value of motor activity for spatial hearing]. Sensornye sistemy [Touch system]. Leningrad, Nauka Publ., 1978, pp. 46-60.
3. Al'tman Ia. A. Lokalizatsiia dvizhushchegosia istochnika zvuka [The localization of a moving sound source]. Leningrad, Nauka Publ., 1983. 176 p.
127
4. Al'tman Ia. A. Prostranstvennyi slukh [The directional hearing]. St. Petersburg, Institut fiziologii im. I. P. Pavlova RAN, 2011. 311 p.
5. Blauert I. Prostranstvennyi slukh [The spatial hearing]. Transl. from Germany by I. D. Gurvits. Moscow, Energiia Publ., 1979. 222 p.
6. Gel'fand S. A. Slukh: vvedenie v psikhologicheskuiu i fiziologicheskuiu akustiku [Hearing. An introduction to psychological and physiological acoustics]. Transl. from angl. by O. K. Fedorova, O. P. Tokarev. Moscow, Meditsina Publ., 1984. 350 p.
7. Sokolov E. N. Vospriiatie i uslovnyi refleks [Perception and the conditioned reflex]. Moscow, Izd-vo MGU, 1958. 330 p.
8. Walker-Andrews A. S., Lennon E. M. Auditory-Visual Perception of Changing Distance by Human Infants. Child Development, 1985, vol. 56 (3), pp. 544-548.
9. Neil P. A., Chee-Ruiter C., Scheier C., Lewkowicz D. J., Shimojo S. Development of multisensory spatial integration and perception in humans. Development Science, 2006, vol. 9 (5), pp. 454-464.
10. Schneider B. A., Bull D., Trehub S. E. Binaural unmasking in infants. J. Acoust. Soc. Am., 1988, vol. 83 (3), pp. 1124-1132.
11. Ashmead D. H., Clifton R. K., Perris E. E. Precision of auditory localization in human infants. Developmental Psychology, 1987, vol. 23 (5), pp. 641-647.
12. Morrongiello B. A. Infants' localization of sounds in the median sagittal plane: Effects of signal frequency. J. Acoust. Soc. Am., 1987, vol. 82 (3), pp. 900-905.
13. LaGass L. L., VanVorst R. F., Brunner S. M., Zucker M. S. Infants' understanding of auditory events. Infant and child Development, 1999, no. 8, pp. 85-100.
14. Morrongiello B. A. Infants' monaural localization of sounds: effects of unilateral ear infection. J. Acoust. Soc. Am., 1989, vol. 86 (2), pp. 597-602.
15. Clifton R. K., Clarkson M. G., Gwiazda J., Bauer J. A., Held R. M. Growth in head size during infancy: Implications for sound localization. Development Psychobiology. 1988, vol. 24 (4), pp. 477-483.
16. Clarkson M. G., Swain I. U., Clifton R. K., Cohen K. Newborns' Head Orientation Toward Trains of Brief Sounds. J. Acoust. Soc. Am. 1991, vol. 89 (5), pp. 2411-2420.
17. Grothe B., Pecka M., McAlpine D. Mechanisms of Sound Localization in Mammals. Physiol. Rev. 2010, vol. 90, pp. 983-1012.
18. Zamesina D. I., Mukhamedrakhimov R. Zh., Nikitin N. I. Slukhovoe prostranstvennoe vospriiatie u detei v rannem vozraste [The auditory directional perception in children at an early age]. Ot detektora priznaka k edinomu zritelnomu obrazu: vyezdnaia sessiia OFFM RAN, posviashch. 80-letiiu so dnia rozhdeniia akad. I. A. Sheveleva (Moskva, 1-3 okt. 2012 g.) [From detection feature to a single visual image: OFFM visiting session of Russian Academy of Sciences, is dedicated to 80th anniversary of acad. Shevelev (Moscow 1-3 okt. 2012)]. Moscow, Sam poligrafist, 2012, pp. 98-99.
19. Zamesina D. I., Mukhamedrakhimov R. Zh., Nikitin N. I. Kharakteristiki lokalizatsii nepodvizhnykh zvukovykh signalov det'mi rannego vozrasta [The characteristics of localization unmoving sounds in early age]. Nauchnye issledovaniia vypusknikov fakul'teta psikhologii [Research alumni of the Faculty of Psychology]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2013, pp. 203-221.
20. Mukhamedrakhimov R. Zh., Nikitin N. I., Zamesina D. I. [Auditory spatial orientation in children at an early age]. Anan'evskie chteniia — 2013: Psikhologiia v zdravookhranenii: materialy nauch. konf. 2224 oktiabria 2013 g. [Ananevskij read — 2013 in health psychology. Proceedings of the conference on 22-24 October 2013]. Ed. by O. Iu. Shchelkova. St. Petersburg, Skifiia-print Publ., 2013, pp. 93-95.
21. Alekseenko N. Iu. Vospriiatie napravleniia pri odnovremennom deistvii neakusticheskikh razdra-zhenii. Dis. kand. biol. nauk. [Perception of acoustic direction is not under the simultaneous action irritation. Dis. PhD]. Leningrad, 1946. 139 p.
22. Muir D., Field J. Newborn infants orient to sounds. Child Development. 1979, vol. 50, pp. 199-216.
23. Attention and cognitive development. Eds. J. A. Hale, M. Lewis. New York, Plenum Press, 1979. xv+366 p.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2015 г.
128