Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 99-107 99
УДК 316.454.5
ХАРАКТЕРИСТИКИ АЛЬТЕРОФОБИИ В ШКОЛЕ © 2017 г. Е.Е. Кутявина, Е.А. Шорыгин
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила врндакцию 10.06.2016 Статья принята к публикации 06.02.2017
Делается попытка теоретического и эмпирического осмысления феномена альтерофобии в социокультурном пространстве современной школы. Цель исследования - определение места альтерофобии среди факторов школьного насилия. Приводятся результаты авторского исследования характеристик данного феномена в школах Нижнего Новгорода, раскрывающие распространенность нетерпимости к альтернативным молодежным субкультурам среди других форм ксенофобии, ее основные причины и формы. Делается вывод о распространенности проблемы, характеризующейся не только ярко выраженной гендерной окраской, но и тесным переплетением с гомофобией. Впервые используется понятие «альтерофобия» для изучения взаимоотношений школьников.
Ключнвын слова: альтерофобия, ксенофобия, гомофобия, субкультуры, молодежные субкультуры, толерантность, школа, насилие в школе, буллинг, социология молодежи, школьники.
Существует несколько точек зрения по поводу распространенности молодежных субкультур, одна из которых заключается в том, что «классические субкультуры уходят со сцены» [1], тем не менее последние социологические исследования подтверждают факт широкой распространенности субкультурных групп [2, с. 72]. Среди наиболее распространённых молодежных субкультур сегодня можно выделить гопников, футбольных фанатов, хипстеров, скинхедов, анимешников, гиков, рэперов, готов и эмо.
При рассмотрении наиболее распространенных субкультур в рамках школы в первую очередь «выделяются группы нейтральной и маскулинной направленности - геймеры (17%), футбольные фанаты (12%), скинхеды (12%), рокеры (10%). Среди андрогинных солидарно-стей на первый план выходят анимешники - 8% школьников заявляют о принадлежности к данной группе. В меньшинстве оказались хиппи (3%), фрики (2%), готы и эмо (1%)» [3, с. 66]. Тем не менее почти половина нижегородских школьников (41%) заявляют, что встречали представителей андрогинных субкультур (эмо, готы) в школе, что можно рассматривать как пример сте-реотипизации и навешивания ярлыков на тех подростков, чей дисплей идентичности имеет некие атрибуты «типичных» эмо или готов.
По мнению ряда исследователей, пик буллинга приходится на подростковый возраст [4-7]. Эрик Эриксон констатирует, что «молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо
отвергать всех "чужаков", отличающихся от них цветом кожи, происхождением и уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто -забавными особенностями одежды, макияжа и жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков "своих"» [8, с. 180].
Наше пилотное исследование отношения молодежи к альтернативным молодежным субкультурам, проведенное весной 2014 года (и=170), показало, что наибольший градус нетерпимости и авторитарности свойственен именно школьникам (таблица 1). Более того, исследование показало, что 33% молодых людей заявляют о готовности прибегнуть к физическому насилию на почве альтерофобии (в других возрастных группах этот показатель составляет в среднем 12%).
В рамках исследования «Школа: обыденность насилия (Анализ социокультурных корней насилия в современной российской школе)» было выявлено, что «17.2% детей недовольны и еще 3.6% учащихся очень недовольны классом, в котором учатся» [9, с. 66].
Однако в российских исследованиях школьного буллинга зачастую не уделяется должного внимания гендерному и социокультурному аспектам насилия. Модель анализа гендерной доминанты сводится к нахождению корреляции насилия и биологического пола и ответов на вопрос, кто чаще является жертвой/агрессором -мальчик или девочка. При этом игнорируется специфика гендерной и культурной идентичности, сексуальной ориентации. Как показывают зарубежные исследования, именно эти факторы
Корреляция возраста и уровня авторитарности молодежи, %
Таблица 1
Возраст Уровень авторитарности 14-17 лет 18-21 лет 22-25 лет 26-29 лет
1 - (<2) очень низкий 13 19 28 42
2 - (2-3) ниже среднего 17 59 56 50
3 - (3 - 4.5) средний 63 22 14 8
4 - (4.5 - 5.5) выше среднего 3 0 2 0
5 - (>5.5) очень высокий 3 0 0 0
выступают на передний план в контексте школьного насилия.
Авторы выдвигают гипотезу о том, что специфика альтерофобии обусловлена тендерными режимами ключевых агентов социализации (семья, друзья, школа, СМИ) и проявляется в насилии по отношению к членам андрогинных субкультур со стороны маскулинных групп, основными мотивами которых являются гомо-фобия и сексизм.
Исследование ирландского психолога Стивена Минтона подтверждает факт уязвимости андрогинных субкультур в контексте школьного буллинга. Автор вводит в научный оборот термин «альтерофобия», под которым понимается «предвзятое отношение к членам альтернативных субкультур», в том числе к тем, кто выглядят как готы, панки, эмо, скейтеры, поклонники тяжелого металла или любой альтернативной музыки. Предубеждения основаны на отличном от мейнстрима внешнем виде, музыкальных и других интересах [10, p. 86]. Результаты исследования свидетельствовали о том, что «члены альтернативных субкультур более подвержены буллингу, а члены «неальтернативных» субкультур более склонны к буллингу в отношении других. Был сделан вывод о том, что альте-рофобный буллинг является реальностью и члены альтернативных субкультур находятся в группе риска» [11, p. 86]. Под альтернативными субкультурами исследователь подразумевает в первую очередь рокеров, эмо и готов - молодежные группы, проявляющие нонконформные модели дисплея идентичности и поведения.
Само понятие «альтернатива» (alternative, alternative rock, alternative pop-rock) имеет не столько стилевое значение, сколько общекультурологическое: так называют группы, стремящиеся продемонстрировать свои некоммерческие (и даже антикоммерческие) идеалы и противопоставить себя мейнстриму (поп-музыке, шансону, блюзу, «ортодоксальному» металлу и др.).
В социологическом исследовании Т.В. Латышевой отмечается, что «андрогинность и маскулинность - два полюса гендерной субкультурной ориентации, порождающие кон-
фликты между субкультурными группами» [12, с. 94]. По результатам исследования выяснилось, что наиболее уязвимыми субкультурами оказались андрогинно-ориентированные (готы, эмо, анимешники, фрики, хиппи).
Результаты социологического исследования В.В. Когана об отношении молодежи к субкультурам показали, что 62.5% опрошенных молодых людей из Мурманска на вопрос о том, сталкивались ли респонденты со случаями унижения достоинства человека из-за его принадлежности к субкультуре, ответили, что наблюдали это лично, 20.8% слышали от знакомых, а 6.3% никогда не обращали на это внимания [13, с. 51].
Таким образом, как зарубежными, так и российскими исследователями констатируется высокий градус нетерпимости к членам альтернативных молодежных субкультур. Однако односторонний замер уровня толерантности к данной группе не позволяет рассмотреть каузальный аспект предубеждений, иначе говоря, проанализировать причины и факторы, обусловливающие и формирующие альтерофобные установки. Настоящая статья представляет собой попытку открыть это потенциальное поле исследований.
Методология исследования
С помощью метода глубинного интервью были опрошены 24 студента первого курса нижегородских высших учебных заведений, среди которых было 15 юношей и 9 девушек. Подобные пропорции обусловлены гендерной спецификой исследуемой проблематики. Целью исследования было описание феномена альтеро-фобии в нижегородских школах.
В рамках анкетирования нами было опрошено 600 старшеклассников (9-11-е классы) в 8 районах города Нижнего Новгорода (8 школ соответственно) с целью количественного замера уровня альтерофобии и ее характеристик.
Результаты
Интерес к проблеме обострился в 2008 г., когда в публичной риторике политических деяте-
Эмо ЛГЪТ Готы Фрики Анимешники Этнические или расовые..
Хипстеры Хиппи Гики/иерды Религиозные меньшинства Инвалиды Рэперы Геймеры Скинхеды Гопники Рокеры Скейтеры Паркурщики Футбольные фанаты Рис. 1. Соотношение групп меньшинств и субкультур в контексте школьного буллинга, %
лей стали активно употребляться «антинеформальные» коннотации, связанные с разработкой Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности. Яркими примерами подобных дискурсов являются следующие высказывания:
Всн эти готы, связаннын с сатанизмом, или ннпонятнын эмо просто опасны для психичнского здоровья молоднжи. Зомбированин происходит чнрнз музыку и так далнн (Максим Мищннко, лиднр движнния «Молодая гвардия», инициатор закона);
Готы и эмо - всн это льнтся на молоднжь с Интнрннта и тнлнвиднния. Надо запрнтить упоминания о них на ТВ и в Интнрннтн (Снргнй Анисимов, главный спнциалист по работн с молоднжью исполкома рнгионального отднлнния «Единой России»);
Права чнловнка можно ограничивать, нсли рнчь иднт о здоровьн и нравствннности. А пирсинг и татуировки можно расцннивать как причинннин врнда здоровью (Павнл Астахов, уполномочннный по правам рнбннка РФ).
С тех пор начали формироваться «антинеформальные» сообщества в социальных сетях типа «Анти-Эмо», «Анти-Готы», «Против нефоров» и другие, которые являются активными и сегодня.
Нами было установлено, что российская специфика феномена альтерофобии немногим отличается от британской действительности -«члены андрогинных субкультур (готы, эмо, фрики, анимешники) более подвержены бул-лингу (рисунок 1), а члены «неальтернативных»
субкультур более склонны к агрессии в отношении других» [14, с. 97].
Интересным моментом является выделение студентами в качестве объекта нетерпимости людей, пытающихся выглядеть как представители определенной субкультуры, то есть, как выражаются сами неформалы, «позеров».
Рнспондннт (далнн - Р): Раздражают пснв-доподобин рокнров, которын цвнтасто раскрашиваются, прокалываются, панки, которын собираются и пьют бнсконнчно. И так жн раздражают группы подростков, которын тупо под кого-то закашивают, они нн имнют никакой принадлнжности ни к каким группам, а тупо косят [М, 18].
В следующем фрагменте мы можем видеть подтверждение факта о полярности субкультур готов и эмо, несмотря на их общий признак -андрогинную ориентацию.
Р: Ну вот гопники бы изднвались над эмо, ну и готы тожн над эмо, у них жн вродн там нн-приязнь какая-то, да, а всн остальнын бы нормально уживались друг с другом [М, 17].
Рассматривая причины нетерпимости к анд-рогинно-ориентированным субкультурам, можно отметить достаточно большой набор факторов, значимость которых отражена в табл. 2.
Наибольший вес среди причин альтерофо-бии занимает специфика дисплея идентичности, характеризующаяся эпатажностью и нонкон-формностью, которые не совпадают с системой релевантностей большинства школьников. Система релевантностей «устанавливает элементы, составляющие основу обобщающей типизации,
Таблица 2
Причины альтерофобии в школе_
Причины альтерофобии Вес фактора, % Индикаторы %
Эпатажность 45 Эпатажный внешний вид 58
Не разделяю их мировоззрения 33
Гомофобия 43 Неформалы похожи на геев и лесбиянок 53
Схожесть с лицом противоположного пола 34
Сексизм 41 Парень не должен так выглядеть 54
Девушка не должна так выглядеть 44
Природой заложено, что юноша не должен так выглядеть и вести себя 35
Девушки и юноши не должны так одеваться 33
Надменное поведение 38 Агрессивность членов субкультур 48
Высокомерие 29
Асоциальный образ жизни 38 Они часто пьют и курят 43
Ведут криминальный образ жизни 34
Ксенофобия 30 Идут против общества 48
Они не такие, как все 33
Их меньшинство 13
Религиозность 25 Неформалы игнорируют традиции 26
Они отвергают Бога 25
Национализм 23 В СССР такого не было, и это хорошо 29
Это негативное влияние Запада 24
Они чужды российскому менталитету 20
Это отклонение 23 Это нельзя назвать культурой 27
Я считаю, что это болезнь 20
Слабость 18 Такие люди не смогут служить в армии 14
Неформалы слабые и не могут за себя постоять 12
Неформалы часто ноют и плачут 28
Асоциабельность 15 Замкнутость, необщительность 21
С ними не о чем поговорить 9
Заниженный катексис 10 С таким человеком не построишь отношения 12
Принадлежность к антагонистической субкультуре 9 Их представители нетерпимы к моей субкультуре 10
Моя субкультура их недолюбливает 8
Латентные желания 4 Возможно, я бы сам(а) хотел(а) бы стать неформалом, но боюсь осуждения окружающих 4
и черты этих элементов, которые станут характерно типичными или, наоборот, уникальными и индивидуальными» [15, с. 130].
Как выяснилось, для получения ярлыка девианта юношам достаточно отрастить челку, а девушкам перекрасить волосы.
Интервьюер (далее - И): В чем заключалась причина ненависти?
Р: Конечно, волосы у них длинные, хотя у меня тоже длинные волосы, но у меня челки нет на глазах [М, 18].
Р: Ну, родителей вызывали, когда волосы в синий, зеленый красила, меры предпринимали [Ж, 18].
Следующая по значимости причина сводится к гомофобии, которую резолюция Европарла-мента от 18 января 2006 г. [16] определила как иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму. Упомянутые явления не только сходны, но и взаимосвязаны, при-
чем ксенофобия, то есть негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам, является в этой связке родовым понятием. Ее объектами могут быть как конкретные социальные группы, так и «обобщенный Чужой» [17].
Об этой причине альтерофобии студенты рассуждают в следующем ключе.
И: А где та граница, за которую не должны выходить юноши и девушки в своем внешнем виде и поведении? Что будет считаться ненормальным?
Р: Ну, то, что будет противоречить праву, нормам каким-то.
И: А что предписывают эти нормы юношам и девушкам?
Р: Ну... для парней это не особо яркая одежда. Потому что яркая одежда это... это... ну это к таким (показывает манерный жест рукой).
И: К каким таким?
Р: Ну, к нетрадиционной ориентации [М, 17].
Наряду с этим одним из значимых факторов нетерпимости юношей и девушек к альтернативным субкультурам является специфика их
гендерной идентичности, а именно андрогин-ность, «под которой понимаются (как концептуально, так и методологически) следующие индивидуумы: (1) в их представлении о самих себе объединены культурные определения как маскулинности, так и фемининности; (2) их представление о самих себе вообще не связано с культурными определениями гендерного соответствия» [18, с. 172].
Как полагает И. Гоффман, феминность и маскулинность рассматриваются как «прототипы сущностного выражения, как нечто, считываемое с первого взгляда в любой социальной ситуации и воспринимаемое нами как самая основная характеристика индивида» [19, р. 75].
Неприятие андрогинности является индикатором сексистских и гетеронормативных установок. Андрогинный внешний вид вызывает у школьников резкое отторжение, многие молодые люди говорят, что не хотели бы учиться вместе с представителями таких субкультур. Молодые люди отмечают андрогинность субкультур, указывая на нарушение ими нормативного гендерного порядка.
И: Как считаншь, к каким прндставитнлям из субкультур относились бы ннгативно?
Р: Эмо, глнм, рокнры.
И: Почнму так?
Р: Потому что они выглядят слишком ярко и ннобычно, они слишком выднляются срнди других. Тут нщн как б, по внншности мы строим образ, а тут образ жннствннный и ннсколь-ко такин эмоциональнын они. И нсли это парни, то это сильный уход от нормы и порицантся другими парнями. Если сравнивать с готами, они жн тожн яркин, то их образ ннсколько по-мужнствннннн можнт быть [М, 19].
Однако андрогинный внешний вид представителей субкультур не всегда является доминирующей причиной нетерпимости. Некоторые студенты отмечали связь между принадлежностью к субкультурам и коммуникативными навыками. Нами была выявлена точка зрения о прямой связи между этими факторами. Подростки считают, что субкультура погружает индивида в «пузырь», закрытый характер которого, в некоторой степени, отгораживает молодых людей от окружающей действительности, в том числе и в коммуникативном плане.
И: Прндставитнли каких субкультур у вас были в классн? Как-то они мннялись с возрастом?
Р: У нас был один парннь, который вснгда искал снбя. Волосы красил постоянно в разнын цвнта, татуировки днлал, пирсинг носил. А так он был как всн, активно со вснми участвовал, потом, когда начал углубляться в субкультуры, отрастил волосы, начал в снбн замыкаться.
С ним в рнзультатн остались общаться тн, с кнм он близко дружил раньшн [Ж, 17].
Факт принадлежности молодежи к субкультурам имеет колоссальное влияние на специфику социального взаимодействия, результат которого может быть как положительным, так и отрицательным. Однако определяющим моментом является не столько поведение члена субкультуры, сколько атмосфера класса и школы -насколько она дружная, толерантная и сплоченная. Данная точка зрения отражена в следующем высказывании:
Р: Ну, вот в основном всн зависит от кол-лнктива... нсли он дружный, то ннважно какой ты - эмо там, нн эмо... анимншка... гнй, там... розовый... главнон - отношнния внутри коллнк-тива [Ж, 17].
Наиболее распространенным микросюжетом является «насилие по отношению к юношам-неформалам», об этом упомянула большая часть молодых людей. Очевидным для многих оказался факт, что к мальчикам, причисляющим себя к субкультурам, в несколько раз чаще применялись бы социальные санкции, зачастую - с применением физической силы.
Р: К таким днвочкам бы относились спокойно, а мальчикам бы пришлось тяжнло! Про-блнма в вас, мужиках! (смеется) [Ж, 17]
В ходе анкетирования было также установлено уязвимое положение юношей-неформалов - 29% учеников считают, что альтернативные мальчики более подвержены альтерофобии, чем девочки (6%). Вероятность проявления нетерпимости по отношению к юношам, которая в 6 раз больше по сравнению с девочками, обусловлена рядом причин.
Причины альтерофобии видятся школьниками по-разному в зависимости от пола «альтер-нативщика» (таблица 3). Как нами было установлено, вероятность стать мишенью альтеро-фобии для юношей обусловлена прежде всего сексизмом. Подавляющее большинство молодых людей считают, что проявление агрессии по отношению к альтернативным юношам связано с их гендерным дисплеем - они похожи на геев и лесбиянок (54%), и зачастую бывает трудно определить их пол (41%), что, в свою очередь, выглядит некрасиво (38%), вызывающе (31%) и противоестественно (27%) и воспринимается как вызов природе (26%). Получается, что одна фобия становится причиной другой, что подтверждает гипотезу о гендерной обусловленности альтерофобии и специфики формирования молодежных солидарностей.
Полученные данные подтверждают ведущую тему большинства интервью об уязвимом положении юношей-неформалов в социокультур-
Таблица 3
Гендерная специфика причин альтерофобии, %_
Причины альтерофобии
К юношам К девушкам
Похожи на геев 54 Вызывающе выглядят 39
Трудно определить их пол 41 Это некрасиво 35
Это некрасиво 38 Похожи на лесбиянок 34
Выглядят как представители противоположного пола 34 Трудно определить их пол 24
Вызывающе выглядят 31 Это противоестественно 24
Это противоестественно 27 Идут против природы 23
Идут против природы 26 Выглядят как представители противоположного пола 20
Ученики не должны так выглядеть и вести себя 23 Ученики не должны так выглядеть и вести себя 19
Таблица 4
Соотношение спортивности и альтерофобии, %
Уровень альтерофобии Спортивные Неспортивные
Высокий 34 17
Средний 1 0
Низкий 0 10
ном пространстве школы, специфика которого состоит в преобладании консервативного тендерного режима, сводящегося по сути к принудительному исполнению индивидом традиционного гендерного сценария в зависимости от биологического пола [20, с. 1762]. Следующая цитата демонстрирует их основополагающую роль в контексте гендерной поляризации.
Р: Ну, вот мальчики не должны быть... ну, природой это предписано, что они не должны так одеваться, не должны себя так вести, характер не должен быть такой [М 17].
Проявления альтерофобии по отношению к девушкам имеют под собой несколько иную основу - здесь на первый план скорее выходит дисплей идентичности, нежели гендерный дисплей, а сексизм уходит на второй план. Молодежью воспринимается агрессивно по большей части нарушение нормативной женственности, проявление индивидуальности и свободомыслия, выражающиеся через особые внешние атрибуты.
Среди студентов распространено мнение о невозможности взаимодействия неформалов в рамках социальных институтов, в частности, таких как семья и армия, поскольку «парни должны быть мужественные и они... ну... они не могут делать того, что настоящие могут делать, обычные - ну разве такой пойдет вагоны разгружать» [М, 18].
Р: Ну, мне кажется, что не каждую девушку такое привлечет, извините, но строить семью с таким человеком - это несерьезно [Ж, 18].
Несколько студентов упомянули о распространенности в субкультурной среде девиант-
ного поведения, и это проявляется в том, что «они (эмо, фрики) курят часто, пьют» [М, 17]. Приобщение к вредным привычкам представителей субкультур расценивается молодыми людьми негативно, особенно школьниками, проповедующими здоровый образ жизни.
Р: Вот почему-то другие не хотят так самовыражаться, а они хотят. Хочешь выделиться - найди другой способ. Занимайся в зале, тягай штангу, пей протеин, и будет тебе счастье! [М, 18]
Исследование показало, что одним из факторов нетерпимости является спортивная ориентированность школьников-агрессоров (таблица 4). Подобную точку зрения разделяют трое первокурсников, рассуждая в следующем ключе.
Р: Только вот ребята у нас, парни все спортсмены, а такие представители субкультур немного немужественно выглядят (парни именно) [Ж, 17].
Р: Парням, которые спортом занимаются, скорее бы это больше не нравилось, наверное, со стороны их и насилие бы было [М, 18].
В этом контексте занятия спортом являются элементом гипермаскулинности - психологической черты, выражающейся в гипертрофированном, стереотипическом понимании мужественности (физическая сила, волосатая грудь, грубость, сексуальная агрессия и др.). Гипермаскулинность очень часто идет рука об руку с такими нездоровыми убеждениями, как сек-сизм, расизм и женоненавистничество. Такие юноши имеют предубеждения ко всем моделям поведения и образам жизни, которые хотя бы в
какой-то степени выпадают из этого стереотипного образа настоящего мужчины.
И: Занятин спортом влиянт на отношннин к субкул ьтурам ?
Р: Ну, в смыслн, что они нормальнын пацаны, им нн нравятся экспнримннты подобного плана, с внншностью там [М, 19].
Другими словами, увлечение молодых людей спортом, а точнее его определенными видами, может быть индикатором принадлежности к спортивной субкультуре, к которой относятся байкеры, скейтеры, паркурщики. Согласно мнениям студентов, спортивные субкультуры имеют антагонистическое соотношение с андрогинными.
Специфика форм проявления альтерофобии напрямую зависит от субъекта насилия. Наиболее жесткие и радикальные насильственные формы свойственны ровесникам, ученикам школы. Самой мягкой и наиболее распространенной формой неприязни являются насмешки, о чем говорит большая часть первокурсников, вспоминая о своем школьном опыте.
Большинство школьников наблюдали лично или слышали от знакомых, что члены альтернативных субкультур подвергаются кибербуллин-гу - оскорблению в социальных сетях. По утверждениям психологов, в России кибербул-лингу подвергается каждый третий ребенок [21]. О масштабе явления также можно судить по материалам новостей, где освещаются инциденты, связанные с тяжелой формой кибербул-линга, то есть сопряженные с физическим насилием [22, с. 122].
Игнорирование в случае проявления альтеро-фобии является тем минимумом, после которого следуют уже более прямые формы воздействия.
Р: Ну, самон минимальнон, я думаю, просто отказались бы от общнния с ними, а самон худшнн - просто избивали бы послн занятий, всякин стрнлки и т.п. [Ж, 18].
Р: Скорнн вснго, старались бы нн замнчать таких люднй, игнорировали бы просто. Ну, это аутсайднр класса сразу, нсли это парннь. Дн-вушки нщн болнн-мнннн [М, 18].
Продолжая разговор о формах проявления нетерпимости, рассмотрим следующие элементы по восходящей траектории - от наиболее мягких форм к более радикальным. Насмешки относятся к психологическому насилию, которое имеет широкое распространение почти во всех школах.
Помимо насмешек и задираний первокурсники отмечали, что «днло доходило до драк, их избивали». В этом контексте вновь всплывает специфика антагонистических групп, в рамках которой маскулинные субкультуры более склонны к радикальным методам воздействия.
Например, многие студенты уточняют, что «гопники бы их сразу побили и футбольнын фанаты бы их тожн замяли».
Отдельно выявился факт распространенности насилия за пределами школы со стороны одноклассников, поскольку «в стннах школы учитнля бы прнснкали всячнскин драки и разборки», поэтому «скорнн вснго их бы поджидали послн школы».
Р: Ну, послн школы, навнрнон, ну, внн школы, точннн... нго бы поджидали бы, подстригли бы нго [М, 17].
Р: Навнрнон, драки происходили бы за нн прнднлами, послн уроков [М, 18].
Р: Послн уроков подкараулили бы [М, 18].
Необходимо отметить, что не все первокурсники имеют интолерантные установки по отношению к андрогинно-ориентированным субкультурам. Однако, рассказывая о своем школьном опыте и отвечая на проективные вопросы, молодые люди описали группы, наиболее склонные к альтерофобии.
Специфика альтерофобии, в первую очередь, обусловлена межгрупповыми противоречиями. Главными субъектами насилия над членами альтернативных субкультур, по мнению большинства школьников, оказались представители маскулинных солидарностей - гопники, скинхеды и футбольные фанаты, что подтверждает гипотезу о наличии антагонизмов между членами гендерно поляризованных групп.
И: Могли бы взаимоднйствовать мнжду собой гопники и эмо?
Р: Думаю, что ннт, думаю, что гопники бы их сразу побили. И футбольнын фанаты бы их тожн замяли, но гопники бы точно подружились с фанатами [Ж, 17].
В качестве субъектов альтерофобии выделяются учителя и администрация школы. Их влияние может быть как прямым, так и косвенным. «Учитнля могли бы закрывать глаза на это, мол, ну днти - сами разбнрутся». К прямому влиянию относятся конкретные проявления нетерпимости - упреки, занижение оценок, унижения. В одной школе «всн учитнля смот-рнли только на днвочку с синими волосами. Навнрнон, это что-то личнон было! А на агрнссо-ров таких они что-то нн особо смотрнли (учитнля), поэтому у нас творился хаос дикий».
Студенты отмечают, что со стороны учителей были возможны: «порицанин, разговоры -это точно было, иногда на урокн могли скандал устроить, на успнванмость это нн влияло. Но, нсли спрашивали у доски, могли большн заваливать»; «нножиданно устраивают звнздный час и унижают, как могут, начиная с умствннных способностнй, заканчивая язвитнльными шут-
ками относительно предпочтений во внешнем виде», «пытались бороться, стыдили их, и на линейке вызывали».
Формальный статус общеобразовательных учебных заведений автоматически создает систему фреймов, сотканную из набора норм и предписаний, нарушение которых неизбежно приведет к негативным санкциям со стороны большинства. Подобный лейтмотив четко прослеживается практически в каждом интервью:
Со стороны рамок, вот общественных, человек должен придерживаться норм того места, где он находится, независимо от того, какие у него желания и интересы. Пусть там, например, волосы будут розовые, но вот в школе выглядеть нужно как все [Ж,17];
В школе ты должен соблюдать нормы. Хочешь - выражайся в другом месте. Не в школе [М,18].
В некоторых интервью упоминался сюжет о том, что в качестве потенциального субъекта нетерпимости могут выступать и родители.
Таким образом, нами установлено, что уровень нетерпимости к альтернативной молодежи в нижегородских школах достигает высочайших пределов. Ключевыми характеристиками альтерофобии становятся ее гендерная обусловленность, проявляющаяся в повышенной вероятности для юношей стать жертвой альтерофо-бии, наличии антагонистических групп, а также тесной связи с гомофобией. Основными формами проявления альтерофобии, как правило, являются кибербуллинг и вербальное насилие, однако на межгрупповом уровне агрессоры заходят дальше, прибегая к физическому насилию. В этой связи дальнейшие исследования ксенофобии в школе должны быть сфокусированы на ее доминирующих формах - гомофо-бии, альтерофобии, этнофобии и гандикапизме.
Список литературы
1. Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А. В поисках молодежных солидарностей [online]. URL: http://youth. hse.spb.ru/node/124 (дата обращения: 9.02.2015).
2. Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал. Часть первая // Доклады Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. 11. М.: Научный эксперт, 2014. 72 с.
3. Шорыгин Е.А. Распространенность и особенности восприятия молодежных субкультур в современных школах // Молодежная галактика. 2015. № 12. С. 63-71.
4. Minton S.J. Students experiences of aggressive behaviour and bully/victim problems in Irish schools // Irish
Educational Studies. 2010. Vol. 29. № 2. P. 131-152.
5. Smith P.K. Violence in schools: The response in Europe. London: Routledge-Falmer, 2003. 384 p.
6. Smith P.K., Pepler D. and Rigby K. Bullying in schools: How effective can interventions be? Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 356 p.
7. Smith P.K., Morita Y., Junger-Tas J., Olweus D., Catalano R.F. and Slee P. The nature of school bullying: A cross national perspective. Abingdon: Routledge, 1999. 400 p.
8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
9. Мигунова А.В. Возможности социальной работы в решении школьных проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2013. № 4 (32). C. 62-67.
10. Minton S.J. Using psychology in the classroom. London: Sage, 2012. 192 p.
11. Minton S.J. Alterophobic bullying and pro-conformist aggression in a survey of upper secondary school students in Ireland // Journal of Aggression, Conflict and Peace Research. Vol. 4. Iss: 2. Р. 86-95.
12. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // СОЦИС. 2010. № 6. С. 93-101.
13. Коган В.В. Педагог и молодежные субкультуры // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. С. 49-51.
14. Шорыгин Е.А. Феномен альтерофобии в современных социокультурных условиях // Социология в действии - 2015. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2015. С. 94-102.
15. Щюц А. Структура повседневного мышления // СОЦИС. 1988. № 2. С.129-137.
16. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (18 января 2006 г.). European Parliament resolution on homophobia in Europ. URL: http://www. euro-parl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=//EP//TEXT+T A+20060118+ITEMS+D0C+XML+V0//EN&language= DE#sdocta9 (дата обращения: 07.06.2015).
17. Кон И.С. Гомофобия как форма ксенофобии [online]. URL: http://seksologiya.org/info167.html (дата обращения: 12.06.2016).
18. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 336 с.
19. Goffman E. Gender display // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1976. Vol. 3. Р. 69-77.
20. Шорыгин Е.А. Гендерные режимы нижегородских школ // Десятые Ковалевские чтения: Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2014 года. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 1761-1763.
21. Дробышева И. Как защитить ребенка от ки-бербуллинга // Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. № 5947 (274).
22. Зинцова А.С. Социальная профилактика ки-бербуллинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Сер. Социальные науки. 2014. № 3 (35). C. 122-128.
CHARACTERISTICS OF ALTEROPHOBIA IN SCHOOLS E.E. Kutyavina, E.A Shorygin
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
This study is an attempt at the theoretical and empirical understanding of alterophobia in the sociocultural space of schools. The aim of the research is to identify the significance of alterophobia among the factors of school violence. We present the results of the authors' research of this phenomenon in Nizhni Novgorod schools, reveal the prevalence of intolerance to alternative youth subcultures among other forms of xenophobia, its root causes and forms. The study has shown the prevalence of the problem, which has a pronounced gender-specific nature and is directly related to homophobia. For the first time, we use the concept of alterophobia for the research of the relations between school students.
Keywords: alterophobia, xenophobia, homophobia, subculture, youth subculture, tolerance, school, school violence, bullying, sociology of youth, schoolchildren.