Литература:
1. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте (РФП ВМФ). Часть 1. - М.: Анкил, 2014. - 164 с.
2. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте (РФП ВМФ). Часть 2. - М.: Анкил, 2014. - 203 с.
3. Наставление по физической подготовке в Вооружённых Силах Российской Федерации. Приказ МО РФ от 21.04.2009 г. № 200. с изменениями, внесенными приказом МО РФ № 560 от 31.07.2013 г.
4. Миронов В.В. Пашута В.Л. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - СПб.: ВИФК, 2010. - 296 с.
5. Программа подготовки курсантов Военно-морской академии США [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.usna.edu/Training/_files/documents/References/COMDTMIDNINST%201600.4F%20MIDSHI PMEN%20TRAINING%20PROGRAM.pdf- Загл. с экрана.
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usna.edu/PEDept/index.php
Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
аспирант Леонов Дмитрий Викторович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук Шнайдер Марина Генриховна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ
КОМАНД
Аннотация. В статье приведена оригинальная классификация переключений в волейболе, систематизированных с учетом таких критериев, как игра в нападении и в защите; действия с мячом и действия без мяча; действия в стандартных, нестандартных и прогнозируемых условиях. Представлены результаты видеонаблюдения за соревновательно-игровой деятельностью волейбольных команд, с анализом наиболее часто применяемых видов переключений.
Ключевые слова: классификация переключений, координационные способности, способность к переключению, нападение, защита, подача, прием подачи, вторая передача, игра в защите на передней и задней линиях.
An^tatton. The paper presents an original classification of switches in volleyball, systematized according to criteria such as the game of attack and defense; ball action and action without the ball; action in standard, nonstandard and predictable conditions. Presents the results of the surveillance of competitive-gaming activities volleyball teams, showing that the most common are the following types of switches.
Keywords: classification shifting, coordination abilities, the ability to switch, attack, defense, serving, serve return, second gear, playing in defense at the front and rear lines.
Введение. Волейбол с полным основанием можно отнести к сложно координационным видам спорта, требующим от спортсменов быстрого и эффективного осуществления сложных двигательных действий и входящих в их содержание движений в специфических сочетаниях во времени, пространстве и в условиях постоянно возникающих непредвиденных ситуаций [7, 19, 20]. Для достижения наилучших соревновательных результатов спортсмен должен в совершенстве владеть всем богатством разнообразнейших технических приемов и способов их выполнения [5, 6, 15, 18, 22].
Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников и собственного педагогического опыта в качестве тренера квалифицированных волейбольных команд позволил выделить и систематизировать переключения, встречающиеся в соревновательно-игровой деятельности в современном волейболе [1, 2, 3, 4, 8, 13] (рис. 1). Все переключения разбиты нами на две группы в зависимости от фазы игры, в которых они выполняются: при игре в нападении и при игре в защите. В каждой из этих групп выделяются два вида переключений: действия с мячом, т.е. переключение от одного двигательного действия к другому произошло до контакта или после контакта с мячом; действия без мяча - переключение от одного двигательного действия к другому произошло без предполагаемого контакта с мячом. В свою очередь эти группы переключений разбиты на подгруппы с учетом технического приема, выполняемого до переключения: при игре в нападении: при выполнении подачи, при выполнении второй передачи, при выполнении атакующих действий; при игре в защите: при приеме подачи, при игре в защите на передней и задней линиях (табл. 1).
Анализ видеозаписей игр квалифицированных команд показал, что наиболее часто выполнялись следующие виды переключений: при выполнении подачи: «подача - готовность к приему нападающего удара»; при выполнении приёма подачи: «прием подачи - готовность к выполнению нападающего удара», «прием подачи - страховка нападающего партнера»; при выполнении второй передачи: «вторая передача -страховка нападающего партнера»; при выполнении атакующих действий: «готовность к выполнению нападающего удара - нападающий удар»; при игре в защите на передней линии: «блок - вторая передача»; «готовность к блоку - нападающий удар по переходящему мячу»; «готовность к блоку - прием переходящего мяча»; при игре в защите на задней линии: «готовность к приему нападающего удара - вторая передача»; «прием нападающего удара - страховка нападающего партнера», «приём нападающего удара - готовность к выполнению нападающего удара».
Таблица 1
Распределение количества различных видов переключений, выполняемых в процессе соревновательной игровой деятельности в волейболе, действия с мячом, в %
№ п/п Виды переключений Кол-во, %
1 2 3
Переключение при выполнении подачи
1 Подача - готовность к приему нападающего удара 100
Переключения при приеме подачи
1. Прием подачи - готовность к выполнению нападающего удара; 23
2. Прием подачи - страховка нападающего партнера; 41
3. Остальные переключения 36
Переключения при выполнении второй передачи
1. Вторая передача - страховка нападающего партнера 87
2. Остальные переключения 13
Переключения при выполнении атакующих действий
1. Готовность к выполнению нападающего удара - нападающий удар 89
2. Остальные переключения 11
Переключения при игре в защите на передней линии
1. Готовность к блоку - прием переходящего мяча 20
2. Готовность к блоку - нападающий удар по переходящему мячу 24
3. Блок - вторая передача 26
4. Остальные переключения 30
Переключения при игре в защите на задней линии
1. Прием нападающего удара - готовность к выполнению нападающего удара 14
2. Прием нападающего удара - страховка нападающего партнера 26
3. Готовность к приему нападающего удара - вторая передача 35
4. Остальные переключения 25
Волейбол - спортивная игра, основная часть которой проходит в условиях с постоянно возникающими разнообразными сложными игровыми ситуациями, с большим разнообразием условий игровой деятельности, с множественной вариативностью ситуационных моментов, связанных с необходимостью проявления различных качественных сторон движений [9, 10, 21].
Игровая ситуация - расположение и действия играющих в конкретном отрезке времени [11, 16]. Содержание игры в волейбол предусматривает выполнение игровых действий в стандартных и нестандартных ситуациях [12, 17]. Стандартная игровая ситуация - ситуация которая в соответствии с правилами игры постоянно и точно повторяется [6, 7, 9, 12]. Нестандартная игровая ситуация - это ситуация, возникающая в результате изменения условий режима деятельности [9]. Классификация переключений при различных игровых ситуациях [3, 4, 5, 7, 8] представлена на рисунке 2.
Стандартным положением называется процесс ввода мяча в игру после остановки [1, 6]. Стандартно-прогнозируемая игровая ситуация - ситуация, которая постоянно повторяется, но при этом каждый из игроков прогнозирует возможные изменения условий режима деятельности [9].
Содержание игрового процесса в волейболе можно представить следующей схемой (табл.2) [3]. Из этой схемы видно, что, согласно правилам, ввод мяча в игру осуществляется с помощью технического приёма -«подача». Следовательно, переключения при выполнении «подачи» - осуществляются при выполнении стандартного положения. Ситуацию при приеме подачи, также можно считать стандартной, т.к. она постоянно возникает при выполнении подачи. Но, в то же время волейболисты прогнозируют траекторию перемещения мяча и могут изменить данные параметры полета мяча после его перелета через сетку, что окажет существенное влияние на алгоритм двигательных действий игроков [9]. Следовательно, ситуация, возникнувшая в игре, с момента подачи до проведения атакующих действий принимающей подачу командой - стандартно-прогнозируемая игровая ситуация, при которой выполняются следующие игровые действия: «прём подачи», «вторая передача», «атакующие действия». Таким образом, выполняемые при этом переключения - осуществляются при стандартно-прогнозируемой игровой ситуации.
Таблица 2
Структурная схема содержания игрового процесса
команда «А» команда «Б»
Стандартное положение подача
Стандартно- прогнозируемая ситуация блокирование приём подачи вторая передача нападающий удар и страховка нападающего
Нестандартная ситуация защита в поле и страховка вторая передача нападающий удар и страховка нападающего блокирование защита в поле и страховка вторая передача нападающий удар и страховка нападающего
блокирование и так далее...
Нестандартная игровая ситуация в волейболе - это положение после своей подачи и приема мяча в
защитной позиции [12]. Поэтому, все игровые действия и, соответственно, переключения, выполняемые во время этих действий, осуществляются в нестандартной ситуации. К таким переключениям относятся: переключения при игре в защите на передней линии, переключения при игре в защите на задней линии, переключения при выполнении второй передачи, переключения при выполнении атакующих действий. Волейбол - это игра, основная часть которой, проходит в нестандартных условиях, поэтому, наиболее детальному анализу подвергались игровые действия, в нестандартной ситуации (табл. 3).
Таблица 3
Распределение переключений, в основном выполняемых игроками в процессе соревновательно-игровой деятельности в зависимости от игровой ситуации (в действиях с мячом)
Стандартно-прогнозируемая ситуация Нестандартная ситуация
при приеме подачи
Прием подачи - страховка нападающего партнера 41%
Прием подачи - готовность к выполнению нападающего удара 23%
Остальные переключения 36%
при выполнении второй передачи
Вторая передача - страховка нападающего партнера 91% Вторая передача - страховка нападающего партнера 77%
при выполнении атакующих действий
Готовность к выполнению нападающего удара - нападающий удар 77% Готовность к выполнению нападающего удара - нападающий удар 54%
при игре в защите на передней линии
Блок - вторая передача 26%
Готовность к блоку - нападающий удар по переходящему мячу 24%
Готовность к блоку - прием переходящего мяча 20%
Блок - самостраховка 16%
при игре в защите на задней линии
Готовность к приему нападающего удара - вторая передача 35%
Прием нападающего удара - страховка нападающего партнера 26%
Выводы. Проведённый нами анализ показал, что переключения «вторая передача - страховка нападающего партнера», «готовность к выполнению нападающего удара - нападающий удар», игроки выполняют как при игре в стандартно-прогнозируемой ситуации, так и при игре в нестандартной ситуации. Переключения «блок - вторая передача», «готовность к блоку - нападающий удар по переходящему мячу», «готовность к блоку - прием переходящего мяча», «блок - самостраховка», «готовность к приему нападающего удара - вторая передача»; «прием нападающего удара - страховка нападающего партнера» игроки выполняют только при игре в нестандартной ситуации.
Литература:
1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
4. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
8. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
13. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
17. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
19. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
22. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК: 371
кандидат педагогических наук, доцент Лобанова Ольга Борисовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ посредством народной музыки; рассматривается организация эстетического воспитания старших дошкольников с использованием народной музыки; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, старший дошкольник, народная музыка. Annotation. The article is devoted to the problem of aesthetic education of children of preschool age in the conditions of PRESCHOOL through folk music; the organization of aesthetic education of older preschoolers using folk music; the results of experimental work are presented.
Keywords: aesthetic education, senior preschooler, folk music.
Введение. Актуальность эстетического воспитания дошкольников на современном этапе подчеркивается ФГОС ДО, где в требованиях к содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» указывается «развитие предпосылок у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)» [4].
Важность проблемы эстетического воспитания дошкольников подчеркивается большим количеством исследований, авторы которых рассматривают различные ее аспекты: эстетическое воспитание посредством народного декаративно-прикладного искусства (В.И.Волынкин, Н.О.Геленда, Л.Н.Селезнева,