Научная статья на тему 'Характеристика уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста'

Характеристика уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
868
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИК / УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ / CHARACTERISTICS / INDICATORS (PARAMETERS) / BREEDING LEVELS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN / HEALTH-KEEPING CRITERIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрущенко Наталия Викторовна

В статье рассматриваются вопросы воспитания у детей старшего дошкольного возраста здоровьесберегающего поведения. Определяются критерии воспитанности здоровьесберегающего поведения, соответствующие им показатели, а также представлены результаты констатирующего эксперимента в виде количественной и качественной характеристик уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрущенко Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста»

Андрущенко Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесбе-регающего поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь).-0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16272.htm.

ДРТ 16272 УДК 373.2

Андрущенко Наталия Викторовна,

аспирант Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, г. Умань, Украина 1отНепко1 @гатЬ!ег.ги

Характеристика уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения

детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитания у детей старшего дошкольного возраста здоровьесберегающего поведения. Определяются критерии воспитанности здоровьесберегающего поведения, соответствующие им показатели, а также представлены результаты констатирующего эксперимента в виде количественной и качественной характеристик уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, критерии, показатели, характеристики, уровни воспитанности, дети старшего дошкольного возраста. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Исследование вопроса формирования здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста является весьма актуальным в контексте особенностей развития современного общества, создающего предпосылки к возникновению проблем со здоровьем не только у взрослых, но и у детей. К их числу можно отнести быстрые разнообразные изменения в разных областях социально-экономической жизни социума, что приводит к возрастанию нервно-психического напряжения взрослых^ также некачественное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки. Формирование здорового образа жизни, воспитание у детей убеждений в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, стремление к усвоению знаний о физической, социальной, психической и духовной его составляющих - все это превратилось в серьезные социальные проблемы.

Поскольку воспитание у ребенка здоровьесберегающего поведения является достаточно сложной проблемой, постольку общей стратегией воспитания ребенка дошкольного возраста ученые определяют формирование произвольного поведения - поведения осознанного, инициативного и здоровьесозидающего. Здоровьесберегающим поведением является такой тип социального поведения, который постоянно расширяется и усовершенствуется на основании приобретения ребенком новых знаний о здоровье, важности его сбережения и укрепления, что выражается в организованной определенным образом деятельности, которая обеспечивает связь организма с окружающей средой.

Состояние здоровья и образ жизни современных детей требуют изменения общепринятых подходов к этой сфере, а именно: рассматривать вопросы влияния на формирование здорового образа жизни детей в аспекте актуализации воспитания здоровьесберегающего поведения старших дошкольников во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников рассматриваем как взаимовлияние воспитателей и родителей, взаимодействие которых понимаем как последовательную смену субъект-объектных характеристик участников педагогического процесса в учреждении образования: вначале воспитатель является субъектом, а родители - объектами воздействия, а потом наоборот.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Андрущенко Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесбе-регающего поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь).-0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16272.htm.

Необходимость определения уровней воспитанности здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста требует выделения критериев, служащих индикаторами, на основании которых проводится оценка динамики и результативности экспериментальных исследований. Определяя критерии воспитанности здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на исследования ученых (Т. Андрющенко, В. Бобрицкая, Д. Воронин,

B. Горащук, О. Ежова, Л. Карнаух, С. Кириленко, Л. Кузнецова, Н. Маковецкая,

C. Омельченко и др.), посвященные проблемам сбережения здоровья детей в образовании. Критерий рассматриваем как признак, на основе которого проводится оценка уровня воспитанности здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, выбирая критерии, мы остановились на тех, которые отвечали таким требованиям: взаимосвязь и отражение структуры здоровьесберегающего поведения; надлежащая совокупность показателей, с помощью которых можно продиагностировать различные аспекты сформированности норм и правил, обеспечивающие здоровьесберегающее поведение и способствующие физическому, социальному, психическому и духовному здоровью личности; четкость и доступность критериев для измерения уровня воспитанности поведения детей в процессе педагогического исследования.

Критериями воспитанности здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста определены: мотивационно-ценностный, когнитивно осознаваемый, деятельностно-поведенческий.

Мотивационно-ценностный критерий связан с мотивационной сферой личности - социально детерминированным (по своему происхождению, содержанию и способам реализации) образованием. Здесь мотив выступает в единстве внутреннего и внешнего побуждения активности человека, в котором оказывается система смысловых новообразований и моральных ценностей человека.

Общеизвестно, что мотивация направляет и организует поведение ребенка, предоставляет личностный смысл и значимость его здоровьесберегающей деятельности, способствует превращению внешне сформулированных целей по соблюдению здорового образа жизни во внутренние потребности личности. Формирование здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников не может происходить без активного, сознательного участия самого ребенка, поскольку появление мотивов способствует их соответствию реальному поведению, происходит обособление эмоционального отношения от моральной оценки и их подчинение последней. Следовательно, воспитание здоровьесберегающего поведения у ребенка тесно связано с возникновением мотивов, появляющихся на основании интереса детей к миру взрослых и выражающихся в стремлении быть похожими на них. Среди мотивов выделяют следующие: игровые, мотив личностных достижений (потребность в признании, самоутверждении, самовыражении), моральные (освоение норм и правил общественной морали, поведения, обогащения ценностей внутреннего мира, рост их соответствия реальному поведению ребенка), познавательные и соревновательные [1].

Среди важных новообразований старшего дошкольника в личностной сфере психологи (В. Котырло, Е. Кононко, А. Смирнова и др.) выделяют соподчинение мотивов и развитие нравственного сознания (обобщенное восприятие правил независимо от того, кто требует их исполнения, и отношения к этому человеку; перенос правил на аналогичные усвоенным ситуации; преобразования обобщенных правил в нормы поведения; обогащение опыта поведения; возникновение и обретение устойчивости новых чувств) благодаря освоению ребенком временного пространства, которое способствует формированию полимотивированности действия ребенка. Важ-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Андрущенко Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесбе-регающего поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16272.htm.

ным для развития мотивационной сферы ребенка является возникновение в этом возрасте дифференциации мотивов «хочу» и «нужно», в то же время психологи (В. Котырло, В. Крутецкий) отмечают, что устойчивость иерархии мотивов еще ситуативна, а значит, требует контроля взрослого. Для формирования здоровьесберега-ющего поведения у ребенка важно возникновение внутренних этических инстанций как эталонов, выражающихся в умении не только действовать, следуя моральным мотивам, но и в способности отказаться от того, что интересует.

Также для формирования здоровьесберегающего поведения важную роль играют ценностные ориентации как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых его стратегическими жизненными целями и мировоззренческими ориентирами. Ценностное отношение является важным новообразованием дошкольного периода жизни детей. Базовым компонентом дошкольного образования определены требования к объему необходимой информации, жизненно важных умений и навыков, системы ценностных отношений личности ребенка к миру и к самому себе. Внимание педагога должно направляться на главные линии развития физического, психического и нравственно-духовного здоровья, личностных ценностей как своеобразного внутреннего стержня, ценностных ориентаций по формированию навыков практической жизни [2]. Ценностные ориентации являются внутренней основой отношения ребенка к миру; они развиваются в рамках образного мироощущения и миропонимания, поэтапно постигаются ребенком через восприятие социальной среды, в разнообразных жизненных ситуациях, во время чтения взрослыми художественных произведений и переживания ребенком их содержания, затем конструируют в сознании ребенка индивидуально неповторимый, самобытный образ социального мира. Поэтому исключительное значение для современной педагогики приобретает задача формирования у детей ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе, своему здоровью, к Добру, Жизни, Красоте и Родине [3]. Отсюда первым критерием здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста был определен мотивационно-ценностный, раскрывающий важность развитой мотиваци-онной сферы ребенка и сформированных у него ценностных ориентаций здорового образа жизни. Мотивационно-ценностный критерий характеризирует основные, базовые качества личности, определяющие мотивы поведения, формирующие ценности и приоритеты для сохранения и укрепления здоровья, избежания неоправданных рисков и проблем со здоровьем. Этот критерий раскрывается через следующие показатели: ценностные ориентации в отношении сохранения собственного здоровья; интерес к факторам сохранения здоровья; мотивация к реализации норм и правил здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.

Вторым критерием здоровьесберегающего поведения определен когнитивно осознаваемый, выбор которого обусловливается необходимостью овладения детьми системой представлений о здоровье, здоровом образе жизни и осознания ими необходимости ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Этот критерий выбран исходя из приоритетности умственного развития личности как важной составляющей всестороннего и гармоничного развития ребенка в целом и формирования здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста в частности. Решающим условием в умственном развитии ребенка является его активная деятельность (общение, экспериментирование, макетирование, моделирование), процесс освоения которой базируется на познавательном интересе, субъектной позиции и направленности личности. Естественную научную основу познания детьми представлений о себе, мире людей и предметов, видах деятельности человека в окружающей среде составляет исследовательский рефлекс «Что такое»

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Андрущенко Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесбе-регающего поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16272.htm.

(по И. Павлову), имеющий врожденный характер и познавательную направленность. С развитием ребенка его когнитивные стремления реализуются в познавательной активности, которая выражается в мотивированно обусловленной внутренней готовности к освоению разных видов деятельности. Поэтому вторым критерием здоро-вьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста был определен когнитивно осознаваемый, что подтверждает важность развитой познавательной сферы детей и осознания ими необходимости ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Когнитивно осознаваемый критерий ха-рактеризирует систему представлений ребенка о здоровье и его состоянии, о строении организма, факторах здоровьесбережения, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности, и раскрывается через следующие показатели: представления ребенка о здоровье и характере эмоционального отношения к проблемам здоровья; аргументированный выбор способов жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, и способность выделить опасные факторы; знание норм и правил здоровьесберегающего поведения и осознание целесообразности их соблюдения.

Третьим критерием воспитанности здоровьесберегающего поведения определен поведенческо-деятельностный, выбор которого обусловливается важностью сложившихся социальных норм поведения и необходимостью формирования у ребенка действий и поступков, направленных на сохранение и изменение здоровья как составляющих здоровьесберегающего поведения.

Поведение - это целенаправленная система взаимосвязанных поступков, совершаемых человеком для реализации определенных функций, обусловленных взаимодействием со средой. Таким образом, поведение проявляется в трех основных формах: поступках, нравах, обычаях. Поступок - основная форма и единица поведения, единичный, относительно завершенный акт жизнедеятельности личности. Поступок выражается в действиях вербально и невербально сформулированной позиции или в отношениях личности. Поступок конструируется, осмысливается и осуществляется самой личностью благодаря самосознанию. Из поступков состоит все поведение личности. Промежуточная форма поведения - привычка, автоматизированное действие, которое стандартизирует поведение человека и составляет потребность личности в определенных условиях. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, при этом значительную роль играет основной механизм социализации - подражание старшим, от поведения которых в значительной степени зависит то, какие привычки приобретает ребенок. В аспекте формирования здоровьесберегающего поведения стоит отметить, что привычки делятся на хорошие и плохие, полезные и вредные; положительные и полезные - способствуют гармоническому развитию ребенка. Плохие и вредные привычки, которые могут возникать в результате подражания поведению родителей, воспитателей или значимых сверстников, могут провоцировать риски и опасности, а в дальнейшем привести к проявлению девиантного поведения.

Показателями поведенческо-деятельностного критерия воспитанности здоро-вьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста определяем следующие: умение соблюдать правила сохранения собственного здоровья и здоровья других людей; наличие жизненных навыков преодоления стрессовых ситуаций; наличие навыков здоровьесберегающего способа действия; умение оценивать собственное поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни.

На основании определенных нами критериев воспитанности здоровьесберегаю-щего поведения детей старшего дошкольного возраста и соответствующих показателей были выделены такие уровни воспитанности: достаточный, средний и низкий.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Андрущенко Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесбе-регающего поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16272.htm.

Дети, продемонстрировавшие достаточный уровень здоровьесберегающего поведения, показали сформированные ценностные ориентации в отношении сохранения собственного здоровья и признания здоровья ценностью, устойчивый интерес к факторам сохранения здоровья и сформированную мотивацию к реализации норм и правил здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни, правильные представления о здоровье и адекватное эмоциональное отношение к проблемам здоровья; аргументированный выбор способов жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, и способность выделить опасные факторы; знание норм и правил здоровьесберегающего поведения и осознание целесообразности их соблюдения; умение соблюдать правила сохранения собственного здоровья и здоровья других людей; наличие жизненных навыков преодоления стрессовых ситуаций и здоровьесберегающего способа действия; умение оценивать собственное поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни. Детей, демонстрирующих такой уровень воспитанности, было 15,4%.

Дети, продемонстрировавшие средний уровень здоровьесберегающего поведения, показали индифферентное отношение к сохранению собственного здоровья и демонстрировали признание здоровья ценностью только в условиях конкретной ситуации, ситуативный интерес к факторам сохранения здоровья и частично сформированную мотивацию к реализации норм и правил здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни, частично правильные представления о здоровье и не всегда адекватное эмоциональное отношение к проблемам здоровья; выбор способов жизнедеятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья, был ситуативным, способность выделять опасные факторы проявляется только при поддержке взрослого. Такие дети отличались фрагментарными знаниями относительно норм и правил здоровьесберегающего поведения и не всегда осознанием целесообразности их соблюдения; частично сформированным умением соблюдать правила сохранения собственного здоровья и здоровья других людей; наличием отдельных жизненных навыков преодоления стрессовых ситуаций и здоровьесберегающего способа действия; не всегда правильной оценкой собственного поведения и поведения других людей с позиции здорового образа жизни. Детей, демонстрирующих такой уровень воспитанности, было 37,1%.

Дети, продемонстрировавшие низкий уровень здоровьесберегающего поведения, равнодушно относились к сохранению собственного здоровья и не признали здоровье ценностью, у них отсутствует интерес к факторам сохранения здоровья и мотивация к реализации норм и правил здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни; имеются ложные представления о здоровье и неадекватное эмоциональное отношение к проблемам здоровья; для них характерно неумение определять способы жизнедеятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а также выделять опасные факторы без помощи взрослого; у них не сформированы знания норм и правил здоровьесберегающего поведения и отсутствует осознание целесообразности их соблюдения; у них наблюдается неумение придерживаться правил сохранения собственного здоровья и здоровья других людей; наличие отдельных жизненных навыков преодоления стрессовых ситуаций и здоровьесбере-гающего способа действия; не всегда правильная оценка собственного поведения и поведения других людей с позиции здорового образа жизни. Детей, демонстрирующих такой уровень воспитанности, было 37,5%.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить преобладание низкого уровня воспитанности здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах. Количественные

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Андрущенко Н. В. Характеристика уровней воспитанности здоровьесбе-регающего поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь).-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16272.htm.

данные констатирующего эксперимента показали недостатки в процессе воспитания здоровьесберегающего поведения дошкольников. Это означает, что родители, имеющие вредные привычки, негативно влияют на социализацию детей и воспитание у них здоровьесберегающего поведения; воспитатели дошкольных учреждений не обеспечивают в полной мере формирование здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста, что подтверждает целесообразность определения комплекса педагогических условий, а также необходимость разработки методики формирования здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста с соответствующим программно-методическим обеспечением и ее реализацию в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.

Ссылки на источники

1. Сидельникова А. Личность ребенка: разъяснения к образовательной линии // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 4-8.

2. Базовий компонент дошктьноТ осв^и Украши / Постанова Кабшету МУс^в УкраТни; вщ 23 листопада 2011 р. № 1392 // Веб сайт Верховно' Ради УкраТни. - 2012. - URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/v_5-2736-12.

3. Рогальська I. П. Соцiалiзацiя особистост в дошктьному дитинствк сутнють, специфка, супровщ: монографiя. - К.: Мтешум, 2009. - 400 с.

Natalyia Andrushchenko,

PhD student, Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman, Ukraine tomilenko1 @rambler.ru

Characteristics of the levels of preschoolers' health-keeping behavior

Abstract. The paper is devoted to mastering health-behavior by children of senior preschool age. The author defines the criteria for health-keeping behavior, corresponding indicators, results of the ascertaining experiment in the form of quantitative and qualitative characteristics of the level of preschoolers' health-keeping behavior. Key words: health-keeping criteria, indicators (parameters), characteristics, breeding levels of preschoolers. References

1. Sidel'nikova, A. (2012). "Lichnost' rebenka: raz#jasnenija k obrazovatel'noj linii", Doshkol'noe vospi-tanie, № 10, pp. 4-8 (in Russian).

2. (2012). "Bazovij komponent doshkil'noT osviti UkraTni / Postanova Kabinetu Ministriv UkraTni; vid 23 lis-topada 2011 r. №1392", Veb sajt Verhovnoi Radi Ukraini. Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/v_5-2736-12 (in Ukrainian).

3. Rogal's'ka, I. P. (2009). Socializacija osobistosti v doshkil'nomu ditinstvi: sutnist', specifika, suprovid: monografija, Milenium, Kiev, 400 p. (in Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:

Рогальской-Яблонской И. П., доктором педагогических наук, профессором; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 16.12.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.12.16

Принята к публикации Accepted for publication 19.12.16 Опубликована Published 30.12.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Андрущенко Н. В., 2016

977230412016612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.