Научная статья на тему 'Характеристика транспортного комплекса России на современном этапе развития страны'

Характеристика транспортного комплекса России на современном этапе развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT COMPLEX / STRATEGY / COMPETITIVE ADVANTAGES / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов В. И., Бакланов В.

В данной статье авторами рассматриваются основные проблемы транспортного комплекса России, которые не позволяют стране в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества, препятствуют реализации экспортного потенциала страны, наращиванию товарооборота и пассажиропотока как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Для решения данных проблем авторами предлагается уделить особое внимание развитию транспортной инфраструктуры как важнейшей составляющей транспортного комплекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

In this article, the authors consider the main problems of the transport complex of Russia, which do not allow the country to fully realize its competitive advantages, prevent the realization of the export potential of the country, the increase in trade and passenger traffic both within the country and with foreign partners. To solve these problems, the authors propose to pay special attention to the development of transport infrastructure as an important component of the transport complex of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Характеристика транспортного комплекса России на современном этапе развития страны»

УДК: 332.13 ГРНТИ: 06.61.01 DOI: 10.32415/jscientia.2018.11.07

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

В. И. Белов, В. Бакланов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 8

S3 Белов Валерий Игоревич - [email protected]

В данной статье авторами рассматриваются основные проблемы транспортного комплекса России, которые не позволяют стране в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества, препятствуют реализации экспортного потенциала страны, наращиванию товарооборота и пассажиропотока как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Для решения данных проблем авторами предлагается уделить особое внимание развитию транспортной инфраструктуры как важнейшей составляющей транспортного комплекса РФ.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, стратегия, конкурентные преимущества, транспортно-логистическая система.

CHARACTERISTICS OF THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

V. I. Belov, V. Baklanov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 8 Dnepropetrovsk St., 199178 Saint Petersburg, Russia

El Belov Valery - [email protected]

In this article, the authors consider the main problems of the transport complex of Russia, which do not allow the country to fully realize its competitive advantages, prevent the realization of the export potential of the country, the increase in trade and passenger traffic both within the country and with foreign partners. To solve these problems, the authors propose to pay special attention to the development of transport infrastructure as an important component of the transport complex of the Russian Federation.

Keywords: transport infrastructure, transport complex, strategy, competitive advantages, transport and logistics system.

Конкурентоспособность российской экономики в немалой степени зависит от уровня развития транспортного комплекса страны. Все возрастающая конкуренция на мировых рынках транспортного обслуживания предъявляет особые требования к качеству формирующейся современной транспортной инфраструктуры. Скорость перемещения различных грузов, а также приемлемая цена для контрагентов могут стать решающими компонентами в этой конкурентной борьбе.

Российская Федерация имеет определенные конкурентные преимущества перед остальными участниками рынка, поскольку обладает достаточно выгодным географическим положением между зарождающимися новыми экономическими центрами. Кроме того, наличие современной транспортной инфраструктуры на территории страны могло бы способствовать не только наращиванию товарооборота транзитных грузов через Россию, но и перемещению генеральных грузов внутри страны, налаживая таким образом межрегиональное сотрудничество [2, с. 133-145].

Для развития транспортной инфраструктуры страны правительством было принято решение о разработке стратегии развития транспортной инфраструктуры. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р была утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года [5] (далее Стратегия).

Общим направлением современной Стратегии является переход к экономическому росту, поддержание конкурентоспособности производства, стимулирование деловой активности, улучшение региональной доступности и развитие

межрегионального стратегического сотрудничества. В соответствии со Стратегией до 2030 года Российской Федерации необходимо достичь следующих целей:

- интеграции в глобальное транспортное сообщество;

- развития экспорта транспортных услуг;

- обеспечение транзитного потенциала страны;

- развитие логистической инфраструктуры для мульти-модальных транспортных узлов и морских портов;

- обеспечения транзитного потенциала страны;

- создания базовой сети терминальных комплексов и логистических центров в стране, что является связующим звеном между точками роста российской экономики.

В настоящее время для развития транспортного комплекса в России внедряются следующие системные направления, затрагивающие весь промышленный сектор [4, с. 75-79]:

- развитие дорожной, энергетической и инженерной инфраструктуры;

- формирование и развитие кластеров, особых экономических зон, промышленных технопарков и свободных экономических зон;

- стимулирование роста частного сектора, включая инфраструктурную поддержку иностранных инвестиций в промышленные и транспортные комплексы;

- целенаправленная подготовка квалифицированного инженерного персонала;

- создание транспортных и логистических центров, которые снижают стоимость продажи продукции для промышленных компаний.

26

Juvenis scientia 2018 № 11 | Экономические науки

Одним из основных видов транспорта в России является железнодорожный. Ключевой характеристикой эффективности данного транспорта является возможность транспортировки груза и пассажиров на дальние расстояния, а также возможность использования его в любых климатических условиях. Товарооборот на железнодорожном транспорте составляет 46,2%, а пассажиропоток - 29,1% от общего числа товарооборота и пассажиропотока по состоянию на август 2018 года [3, с. 133-136].

Главным показателем эффективного развития автомобильного транспорта в стране является состояние дорог. В России автомобильная транспортная инфраструктура недостаточно развита, что связано с высокой степенью износа большинства автомобильных дорог. В настоящее время с точки зрения пропускной способности длина проблемной зоны составляет около 30% от общей длины дорог.

Согласно принятым положениям Стратегии, автомобильные дороги федерального значения должны обеспечить целостность и единство всех регионов страны, но в России к настоящему времени не выстроена единая сеть дорог, которая охватывала бы все регионы. Менее 40% всех федеральных дорог отвечают нормативным требования, а во многих регионах страны вообще отсутствует автомобильная дорога на твердом покрытии. Тем самым, в критические периоды около 15% населения страны остаются вне транспортной доступности.

Важным показателем научно-технического потенциала страны является развитие авиации. Во многих регионах РФ отсутствует авиасообщение (для некоторых населенных пунктов это является единственным средством передвижения). Это связано с тем, что в ходе экономических реформ количество аэродромов и аэропортов снизилось примерно в два раза, а это, в свою очередь, привело к тому, что большинство всех авиаперевозок приходится на Москву и Санкт-Петербург.

Благодаря своему географическому положению Россия располагает множеством морей и рек, но в силу частых неблагоприятных погодных условий (в зимний период времени реки покрываются льдом и их использование становится невозможным) в России преимущественно используется иной транспорт.

По состоянию на конец 2017 года, протяженность железных дорог в стране составляет 85,5 тыс. км., протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 1,063 млн. км., протяженность водных путей равна 101,4 тыс. км., протяженность воздушных трасс равна 600 тыс. км., а протяженность трамвайных, метрополитена и троллейбусных путей составляет 7,3 тыс. км., 635,1 км., и 5,3 тыс. км. соответственно [6].

Недостаточное развитие транспортно-логистической системы связано с неэффективным использованием территориальных и временных ресурсов. Главной причиной такой неэффективности является разный уровень развития транспортной инфраструктуры в разных регионах страны. Анализ практики хозяйствования показывает, что большинство финансовых и трудовых ресурсов направлены на развитие транспортной инфраструктуры крупных городов России, в то время как оставшаяся бо'льшая часть территории страны остается без особого внимания со стороны властей [1, с. 97-103].

Обращают на себя внимание и вопросы, связанные с технико-технологическим отставанием России в транспорт-

ной системе по сравнению с развитыми странами. Россия пока не в полной мере готова широко использовать современные технологии, прежде всего контейнерные. Недостаточный уровень развития транспортных и логистических систем демонстрирует невысокие темпы роста товарооборота страны. Транспортно-экспедиционные услуги для бизнеса и населения также находятся на низком уровне. Ко всему прочему добавляются проблемы со слабо развитым высокоскоростным железнодорожным сообщением, что могло бы значительно увеличить скорость и нарастить объемы товарооборота.

Кроме того, к настоящему времени в России накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это связано с неравномерными и неустойчивыми грузовыми базами, недостаточным развитием прилегающих железных дорог, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской инфраструктуры.

Инновационная часть развития железнодорожных транспортных парков и технических транспортных средств по-прежнему находится на низком уровне, особенно с точки зрения внутреннего транспорта. Городской общественный транспорт не получает должного внимания с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, включая его современный высокоскоростной тип, несмотря на то, что он может значительно уменьшить серьезность проблемы с трафиком в мегаполисах.

Практически во всех секторах транспортного комплекса страны наблюдается отрицательная тенденция, связанная со старением основных фондов и их неэффективном использованием. Износ основных фондов различных основных групп достигает 55-70 % и продолжает расти.

Более того, на критическом уровне находится состояние многих технических средств страны, большая часть которых эксплуатируется сверх нормативного срока службы, а другая - уже приближается к этому сроку. В итоге безопасность и экономическая эффективность работы транспортных средств уменьшается в значительной степени.

Высокие темпы роста цен на потребляемые транспортом ресурсы только усугубляют финансовое состояние транспортной системы. В связи с принятием Правительством Российской Федерации решения по сдерживанию индексации тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки уровень доходности по пассажирским перевозкам стал отставать от роста цен на ресурсы.

Остается открытой проблема безопасности в автомобильном и воздушном транспорте. По состоянию на 2017 год в России в ДТП погибло примерно 13 человек на 100 тыс. населения, в то время как в Европейском Союзе этот показатель составляет 9 человек на 100 тыс. населения. Вероятно, отечественные транспортные компании-перевозчики, а также граждане страны, пользующиеся личным автомобильным транспортом, пренебрегают, а часто и нарушают основные правила безопасности пассажирских перевозок.

Таким образом, сформулированные в Стратегии цели могут быть достигнуты, а поставленные задачи - решены, если на мировом рынке транспортных услуг России в полной мере удастся реализовать свои конкурентные преимущества. Для этого необходимо целенаправленное развитие отечественной транспортной инфраструктуры на качественно ином уровне, отвечающем самым современным международным требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов В.И. Государственное регулирование размещения производительных сил в российской экономике: история, современность, тенденции // Управленческое консультирование. 2014. № 6 (66). С. 97-103.

2. Белов В.И. Использование типологического подхода при проведении местной экономической политики (на примере Гатчинского района Ленинградской области) // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 133-145.

3. Белов В.И., Степанова Т.В. Территории опережающего развития как инструмент социально-экономической политики государства // В сборнике: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2018. С. 133-136.

4. Задворный Ю. Транспортная инфраструктура региона: управление и информационное пространство // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2. С. 75- 79.

5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / Официальный сайт Министерства транспорта РФ. URL: https:// www.mintrans.ru/documents/3/1009

6. Транспорт и связь в России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/3e4fc4004e3423529616fe18bf0023dd.

Поступила в редакцию 09.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.