Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю., Киселева Н.Г.
Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого,
г. Красноярск
ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
В представленной статье отражена динамика соматического состояния здоровья детей в течение десяти лет обучения в зависимости от возраста начала школьного образования. В распределении по группам здоровья наиболее неблагоприятная динамика отмечена для всего периода обучения в отношении 6-летних детей и для первого года обучения среди детей, начавших образование с 8 лет.
Заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем преобладали среди школьников, начавших обучение с 6 и 8 лет, при этом изменения в структуре нозологий за период школьного обучения характеризовались нарастанием частоты функциональных нарушений и формированием хронической патологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьники; группы здоровья; соматическая патология; возраст начала школьного обучения.
Tepper E.A., Taranushenko T.E., Grishkevich N.Yu., Kiseleva N.G.
Krasnoyarsk State Medical University them V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk
HEALTH STATUS OF SCHOOL-AGED CHILDREN IN DIFFERENT GROUPS OF SOMATIC PATHOLOGY
The dynamics of somatic state of children during 10 years of education process in dependent of the start of school education is presented in the paper. The most negative dynamics was noted in regard to 6 years old children and 8 years old children. Gastrointestinal diseases, cardiovascular diseases, urinary system diseases, endocrinology system diseases were in groups of children of 6 and 8 years old. The frequency of functional disorders and chronic pathology forming were reveled in these groups.
KEY WORDS: school; health groups; somatic pathology; age at school.
Изучение состояния здоровья школьников в процессе роста подтверждает неблагоприятные тенденции. Наиболее значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен в «критические» периоды детства: в 6-7 лет, при поступлении в первый класс, и в 9-10 лет, при подготовке к переходу в средние классы общеобразовательной школы. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12 % [1]. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III-IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии [2-5].
Изучение состояния здоровья дошкольников свидетельствует, что численность практически здоровых детей не превышает 10 %, и у значительной части обследованных детей (70 %) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны
Корреспонденцию адресовать:
ТЕППЕР Елена Александровна,
660049, г. Красноярск, ул. Конституции, д. 9, кв. 44.
Тел.: 8 (3912) 27-72-22.
E-mail: [email protected]
органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания ЛОР-органов. Отмечено значительное возрастание аллергопатологии [6-8].
Вместе с тем, в литературе недостаточно представлены данные динамического наблюдения по вы-являемости наиболее значимой патологии на различных этапах школьного обучения.
Цель настоящего исследования — на основе сопоставления показателей выявляемости различных нозологий у детей, начавших школьное образование в разном возрасте, оценить состояние здоровья в течение всего периода обучения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследование школьников проводилось в типовых школах разных районов г. Красноярска. Школьный процесс (обучение в первую смену, суточная и суммарная недельная нагрузка, продолжительность урока, продолжительность перемен, число учебных дней в неделю) во всех школах был организован одинаково и не имел существенных различий по условиям обучения (световой, тепловой и воздушный режимы, подбор мебели соответственно росту).
Обследованы 437 детей. Все дети были разделены на группы: первую группу составили школьники, начавшие обучение в возрасте 6 лет (п = 135),
■ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
вторую группу — в возрасте 7 лет (п = 274), третью — в возрасте 8 лет (п = 28). Возрастные группы формировались следующим образом: детей в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев 29 дней отнесли к 6-летним; от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней отнесли к 7-летним, от 7 лет
6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней отнесли к 8-летним. Анализ выполнялся с учетом как возрастных, так и гендерных различий.
Обследование учащихся проводилось в конце учебного года (апрель-май) и в соответствии с приказами о профилактических осмотрах в декретированных группах детского населения, но дети первого года обучения осматривались 2 раза (осень и весна).
В работе выделены основные этапы наблюдения:
1) до поступления в школу;
2) после окончания первого года обучения;
3) после окончания начальной школы;
4) завершение школьного обучения. Основой комплексной оценки состояния
здоровья детей были результаты клинического осмотра, заключения врачей узких специальностей, данные анамнеза из анкет, которые заполняли родители, и сведения из медицинской документации (история развития ребёнка ф. 112 и медицинская карта ребёнка ф. 026). Группы здоровья оценивались в соответствии с приказом МЗ РФ № 621 от 2003 г.
Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ БТАТКТЖА 6.0 и ВЮБТЛТКТЖЛ. Для всех данных рассчитывали абсолютные показатели и процент, характеризующий долю детей с определенным признаком. Сравнение качественных признаков проводилось с помощью вычисления X2.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1
Распределение учащихся с учетом принадлежности к группе здоровья за период 10-летнего обучения в зависимости от пола и возраста поступления в школу (в %)
Период обучения Группы здоровья Группы обследованных Достоверность различий
1 2 3 4 5 6
Девочки Мальчики
n 79 157 19 56 117 9
Перед школой I 9,5 1,8 2,6 p2,5 = 0,028
1 II 93,7 89,2 78,9 87,5 94,0 55,6 p5,6 = 0,000
III 6,3 1,3 21,1 10,7 3,4 44,4 p2,3 = 0,000 p5,6 = 0,000
n 68 148 21 56 105 10
I 4,0 1,9
p2,3 = 0,000
После II 85,3 93,2 57,1 78,6 92,3 40,0 p1,3 = 0,014 p4,5 = 0,023
2 окончания p5,6 = 0,000
1 класса p1,2 = 0,002 p2,3 = 0,000
III 14,7 2,8 42,9 21,4 5,7 60,0 p4,5 = 0,006 p5,6 = 0,000 p1,4 = 0,000
n 50 98 21 51 104 11
I 5,1 1,9
3 После окончания II 76,0 87,7 57,1 76,5 94,2 45,5 p2,3 = 0,000 p4,5 = 0,017 p5,6 = 0,000
школы p1,2 = 0,008
III 24,0 7,1 42,9 23,5 3,8 54,5 p2,3 = 0,000 p4,5 = 0,004 p5,6 = 0,000
n 38 94 21 37 104 9
I 5.3 1,9
p1,2 = 0,000
Завершение II 65,8 84,0 57,1 67,6 92,3 33,3 p2,3 = 0,014 p4,5 = 0,000
4 школьного p5,6 = 0,000
обучения p1,2 = 0,019
III 28,9 10,6 42,9 32,4 5,8 66,7 p2,3 = 0,001 p4,5 = 0,000 p5,6 = 0,000
IV 5,3
Для выявления особенностей состояния здоровья изучено распределение детей по группам здоровья в разные периоды школьного обучения и с учетом возраста поступления в школу для уточнения групп риска развития патологии (табл. 1).
На первом этапе обследования (при поступлении в школу) во всех возрастных группах преобладали
дети со II группой здоровья, при этом наибольший процент выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 6- и 7-летнего возраста — от 94 % до 87,5 %, соответственно. Меньшее количество детей со II группой здоровья отмечено у обучающихся с 8-летнего возраста (от 78,9 % до 55,5 %). Дети
Сведения об авторах:
ТЕППЕР Елена Александровна, канд. мед. наук, доцент, кафедра поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия. E-mail: [email protected]
ТАРАНУШЕНКО Татьяна Евгеньевна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой педиатрии ИПО, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясе-нецкого, г. Красноярск, Россия.
ГРИШКЕВИЧ Наталья Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра сестринского дела и клинического ухода, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. В.Ф. Вой-но-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия.
КИСЕЛЕВА Наталья Геннадьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра педиатрии ИПО, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия.
с I группой здоровья зарегистрированы среди мальчиков и девочек, пришедших в школу с 7 лет, и среди мальчиков, начавших обучение с 6 лет. В группе детей, имеющих III группу здоровья, преобладали школьники обоего пола, начавших обучение с 8 лет (21,1 % до 44,4 %). Наименьший процент детей с III группой здоровья выявлен у детей 7 лет (от 1,3 % до 3,4 %). В III группе здоровья достоверно преобладали мальчики и девочки, начавшие обучение с 8 лет; можно предположить, что наличие хронических заболеваний определило более позднее поступление в школу (р = 0,000).
На втором этапе наблюдения (по окончании первого класса) во всех группах обследованных наибольший процент по-прежнему составили школьники II группы здоровья, с более значительной долей детей, как среди девочек, так и мальчиков, начавших обучение с 7 лет —
92,3 % и 92,4 %. Самый низкий процент детей со II группой здоровья отмечен среди школьников, обучающихся с 8 лет. I группа здоровья была представлена только детьми, начавшими обучение с 7 лет. Важно отметить, что дети с I группой здоровья, которые пошли в школу с 6 лет, к концу 1 года обучения перешли во II группу здоровья. В III группе здоровья преобладали школьники, начавшие обучение с 8 лет (от 42,9 % до 60 %). У школьников 6-леток достоверно возрос процент детей с III группой здоровья (р =
0,00); при этом наименьший процент детей с хроническими заболеваниями отмечен в группе 7-летних учащихся обоих полов. Сравнение распределений по группам здоровья не показало негативной динамики за первый год обучения.
Третий этап наблюдения (окончание начальной школы) вновь подтвердил наибольший процент детей со II группой здоровья во всех обследуемых группах с более высокой долей детей, обучавшихся с 7 лет. В группах 6- и 8летних учащихся существенно возрос процент детей с III группой здоровья (р = 0,008; р = 0,000; р = 0,004; р =
0,000). В сравнении с предыдущим (вторым) этапом наблюдения, I группа не
изменилась и была представлена только школьниками, которые начали обучение с 7 лет.
На четвертом этапе наблюдения (к окончанию школы) во всех группах превалировали дети со II группой здоровья с более высокой долей школьников, обучавшихся с 7 лет. С I группой здоровья выявлены только дети, начавшие школьное обучение с 7 лет. Нами отмечены достоверное увеличение школьников с III группой здоровья у учащихся, которые пошли в школу с 6- и 8-летнего возраста (р = 0,000). Следует отметить, что к окончанию школы выявлены подростки с IV группой здоровья среди девочек, начавших обучение с 6 лет. Наряду с этим, отмечена тен-
Таблица 2
Распределение учащихся с учетом выявляемости патологии системы органов кровообращения за период 10-летнего обучения в зависимости от пола и возраста поступления в школу (в %)
Период обучения Группы обследованных Достоверность различий
Показатели 1 2 3 4 5 6
Девочки Мальчики
Перед школой п 79 157 19 56 117 9
1 Без патологии 97,5 98,7 100 100 98,3 100
ПМК 1-11 2,5 1,3 1,7
п 68 148 21 56 105 10
После Без патологии 88,2 98,8 95,2 96,4 98,1 90,0 p1,2 = 0,021
2 окончания ПМК 1-11 8,8 1,2 3,57 1,9
1 класса Лабильная гипертония 2,9 4,89 1,8 10,0
п 50 98 21 51 104 11
Без патологии 82,0 96,9 90,5 88,2 96,1 81,8 p1,2 = 0,000
После окончания начальной школы Острый миокардит 2,0
3 Вторичная кардиомиопатия 2,0
ПМК 1-11 8,0 2,0 3,9 1,9
Лабильная гипертония 8,0 1,0 9,5 7,8 1,9 18,2
п 38 94 21 37 104 9
p1,2 = 0,000
Без патологии 68,4 95,7 80,9 75,7 96,1 77,8 p2,3 = 0,1 p4,5 = 0,000
Завершение Острый 4,8
4 школьного миокардит
обучения Вторичная 2,6 2,7
кардиомиопатия
ПМК 1-11 10,5 2,1 5,4 1,0
Лабильная гипертония 18,4 2,1 14,3 16,2 2,9 22,2 p1,2 = 0,003 p4,5 = 0,001
Information about authors:
TEPPER Elena Alexandrovna, candidate of medical sciences, docent, department of outpatient care, family medicine and healthy living, Krasnoyarsk
State Medical University them V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
TARANUSHENKO Tatiana Evgenievna, doctor of medical sciences, professor, head department of pediatrics, Institute of Continuing Education, Krasnoyarsk State Medical University them V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.
GRISHKEVICH Natalia Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of nursing and clinical care, Krasnoyarsk State Medical University
them V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.
KISELEVA Natalia Gennadievna, candidate of medical sciences, docent, department of pediatrics, Institute of Continuing Education, Krasnoyarsk State Medical University them V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.
■ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
денция к росту числа детей с III группой здоровья в сравнении с предыдущим этапом. Указанные результаты подтверждают известные данные о росте хронической патологии за период школьного обучения.
Для более детального изучения изменений в состоянии здоровья учащихся рассмотрены показатели выявляемости различных нозологий во всех обследованных группах на протяжении периода обучения.
Известно, что патология сердечно-сосудистой системы является одной из наиболее распространенных патологий в периоде детства.
На первом этапе, по данным анамнеза за 1 год до поступления в школу, среди всех групп обследованных преобладали дети, не имевшие заболеваний сердечно-сосудистой системы, что составило 100-97,5 % (табл. 2). Вместе с тем, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы регистрировались у школьников, начавших обучение с 6 лет; в структуре заболеваний преобладал ПМК Ш степени.
На втором этапе исследования выявлено достоверное снижение доли детей без патологии в группе 6-летних учениц (р = 0,02). Увеличение доли детей с патологией сердечно-сосудистой системы происходило преимущественно за счет нарастания случаев ПМК ьп степени, что может быть обусловлено манифестацией проявлений соединитель-но-тканной дисплазии на фоне интенсивных школьных нагрузок. В остальных группах существенных различий в выявляемости сердечно-сосудистых нарушений не выявлено.
На третьем этапе исследования сохранялись выше изложенные тенденции, но в группе 6-летних школьников выявлено по одному случаю вторичной кардиомиопатии и острого миокардита.
На четвертом этапе исследования отмечено, что среди всех групп обследованных по-прежнему преобладали дети, не имевшие заболеваний сердечно-сосудистой системы — от 100 % до 86,6 %. Группу риска по развитию данной патологии составили школьницы, которые начали образование с 6-летнего возраста — 86,6 % (р = 0,03), в сравнении с детьми, обучающимися с
7 лет, среди которых лидирующей патологией был ПМК Ш степени. В группе выпускников, которые начали обучение с 6 лет, были вновь диагностированы 2 случая вторичной кардиоми-опатии без признаков сердечной недостаточности, а у юноши, который пошел в школу с 8 лет — острого миокардита.
На всех этапах наблюдения не выявлены гендерные различия по частоте возникновения патологии сердечнососудистой системы.
Известно, что заболевания желудочно-кишечного тракта являют-
ся весьма распространенной патологией в периоде детства, поскольку наиболее значимыми причинами ее развития являются нервно-психические перегрузки, несоблюдение режима, неадекватный характер питания, изменение стереотипа питания, физические и умственные перегрузки.
На первом этапе наблюдения среди всех групп обследованных преобладали дети, не имевшие заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) — от 100 % до 95,7 % по данным анамнеза за 1 год до поступления в школу. Наиболее подверженными данной патологии были мальчики, начавшие обучение с 7 лет, у которых было диагностировано органическое поражение ЖКТ — хронический гастрит (табл. 3). В целом, по всем обследованным возрастным группам в структуре заболеваний преобладали функциональные нарушения со стороны органов пищеварения (функциональная диспепсия, синдром раздраженного кишечника, функциональные запоры).
На втором этапе исследования выявлено достоверное снижение доли детей без патологии желудочно-кишечного тракта в группе 6-летних учениц (р = 0,000): увеличение доли детей с заболеваниями системы органов пищеварения наступало преимущественно за счет достоверного нарастания случаев функци-
Таблица 3
Распределение учащихся с учетом выявляемости патологии системы органов пищеварения за период 10-летнего обучения в зависимости от пола и возраста поступления в школу (в %)
Период обучения Группы обследованных Достоверность различий
Показатели 1 2 3 4 5 6
Девочки Мальчики
п 79 157 19 56 117 9
Без патологии 96,2 98,7 100 98,2 95,7 100
1 Перед школой Хронический гастрит 1,7
Функцион. нарушения 3,8 1,3 1,8 2,6
п 68 148 21 56 105 10
После окончания 1 класса Без патологии 76,5 97,3 80,9 85,7 91,4 100 р1,2 = 0,04
2 Хронический гастрит 5,9 3,6 1,9
Функцион. нарушения 17,6 2,7 19,1 10,7 6,7 р1,2 = 0,01
п 50 98 21 51 104 11
После Без патологии 70,0 93,9 71,4 80,4 92,3 81,8 р1,2 = 0,000
3 окончания начальной Хронический гастрит 12,0 1,0 14,3 9,8 1,9 18,2
школы Функцион. нарушения 18,0 5,1 14,3 9,8 5,8
п 38 94 21 37 104 9
р1,2 = 0,002
Без патологии 68,4 91,5 66,7 70,3 93,2 77,8 р4,5 = 0,000
Завершение р1,4 = 0,000
4 школьного обучения Хронический гастрит 18,4 4,3 14,3 21,6 3,8 22,2
ЯБ ДПК 5,3 4,7 2,7
Функцион. нарушения 7,9 4,2 14,3 5,4 2,88
ональных нарушений (р = 0,01 в сравнении с первым этапом) и органической патологии — хронического гастрита. В других возрастно-половых группах также отмечалось умеренное нарастание функциональных нарушений со стороны ЖКТ.
На третьем этапе обследования сохранялись выше изложенные тенденции. В целом, по всем обследованным возрастным группам в структуре заболеваний преобладали функциональные нарушения со стороны органов пищеварения.
На четвертом этапе обследования среди всех групп обследованных преобладали дети, не имевшие заболеваний желудочно-кишечного тракта, что составило от 68,4 % до 93,2 %. С наибольшей частотой патология ЖКТ выявлялась у школьников, которые начали образование с 6-летнего возраста —
68,4 % у девочек и 70,3 % у мальчиков (р = 0,02 и р = 0,000 в сравнении с детьми, начавшими обучение с 7 лет).
В данной возрастно-половой группе ведущей была органическая патология — проявления хронического гастрита и ЯБДПК. В других обследованных группах соотношение органической и функциональной патологии было примерно равным. При сравнении числа случаев патологии ЖКТ до начала обучения и к завершению школьного образования нами отмечено достоверное увеличение заболеваний системы пищеварения во всех возрастных группах у девочек и в группе мальчиков, которые пошли в школу с 6 лет.
Заболевания мочевыводящих путей занимают одно из «лидирующих» мест в патологии детей школьного возраста.
На первом этапе по данным анамнеза (за 1 год до поступления в школу) среди всех групп обследованных преобладали дети без заболеваний мочевыводящих путей от 100 % до 96,1 %. Однако наиболее уязвимыми по данной патологии были школьники, начавшие обучение с 6 лет, среди которых в основном диагностировалась инфекция мочевыводящих путей (табл. 4). В целом по всем обследованным возрастным группам в структуре заболеваний преобладали функциональные и метаболические нарушения со стороны органов мочевыделения (энурез, дизметаболические нефропатии).
На втором этапе исследования выявлено снижение доли детей без патологии мочевыделительной системы в группе 6-летних учеников: нарастание заболеваний мочевыделительной системы в сравнении с 7-летими школьниками отмечено преимуществен-
Таблица 4
Распределение учащихся с учетом выявляемости патологии мочевыводящих путей за период 10-летнего обучения в зависимости от пола и возраста поступления в школу (в %)
Период обучения Группы обследованных Достоверность различий
Показатели 1 2 3 4 5 6
Девочки Мальчики
п 79 157 19 56 117 9
Без патологии 96,1 98,1 100 100 98,3 100
1 Перед Инфекция мочевыводящих 1,3 1,3 0,8
школой путей
Метаболическая 1,3 0,6
нефропатия
Энурез 1,3 0,8
п 68 148 21 56 105 10
Без патологии 91,2 98,6 95,2 91,1 98,1 100
После Инфекция мочевыводящих 2,9 0,7 5,3 0,9
2 окончания путей
1 класса Метаболическая нефропатия 1,5 0,7 1,8 0,9
Энурез 4,4 7,1 р1,2 = 0,05 р4,5 = 0,02
п 50 98 21 51 104 11
Без патологии 86,0 95,9 90,5 86,3 97,1 90,9
Инфекция
После мочевыводящих 4,0 1,0 2,0 2,0
3 окончания путей
начальной Пиелонефрит 2,0 1,0 4,8 3,9
школы Гломерулонефрит 9,1
Метаболическая нефропатия 4,0 2,0 4,8 3,9 1,9
Энурез 4,0 3,9
п 38 94 21 37 104 9
Без патологии 86,8 98,9 95,2 89,2 99,0 88,9 р1,2 = 0,01
Инфекция
Завершение мочевыводящих 4,8
4 школьного путей
обучения Пиелонефрит 5,3 1,1 5,4
Гломерулонефрит 11,1
Метаболическая 5,3 5,4 1,0
нефропатия
но за счет проявлений энуреза (р = 0,05 у девочек, р = 0,02 у мальчиков). Можно предположить, что в манифестации данной патологии триггерную роль играют задержка созревания нервной системы с поздним становлением навыков регуляции (особенно у детей, рано начавших обучение в школе), урологическая патология и инфекции мочевыводящих путей, а также стресс, психологические факторы и режимные моменты в условиях школы, нарушающие режим мочеиспусканий. В структуре заболеваний функциональные нарушения со стороны органов мочевыделения преобладали во всех обследованных возрастных группах.
На третьем этапе обследования сохранялись выше изложенные особенности с наиболее высокой час-
■ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
тотой выявляемости функциональных нарушений со стороны органов мочевыделения во всех возрастных группах.
Наряду с этим, на данном этапе наблюдения диагностирована и органическая патология (пиелонефрит среди девочек всех возрастных групп и один случай гломерулонефрита у мальчика, который пошел в школу с 8 лет). Проявления энуреза в группе школьников, которые начали обучение с 6 лет, сохранялись.
На четвертом этапе обследования среди всех групп обследованных преобладали дети, не имевшие заболеваний мочевыводящих путей — от 88,6 % до 99 %. С наибольшей частотой данная патология диагностирована у школьников, которые начали обучение с 6- и 8-летнего возраста — 88,6 % и 88,9 %
(р = 0,01 в сравнении с детьми, поступившими в школу в 7 лет). В данных возрастно-половых группах соотношение органической патологии и функциональных расстройств было примерно одинаковым, вероятно, на фоне функциональных нарушений развивались более тяжелые заболевания.
На всех этапах наблюдения не установлены гендерные различия по частоте возникновения патологии мочевыводящих путей.
Заболевания эндокринной системы по результатам регулярных массовых обследований подтверждают широкое распространение ожирения, нарушений углеводного обмена, дефицита микронут-риентов, особенно йода, у значительной части детского населения.
На первом этапе среди всех групп обследованных, преобладали дети без заболеваний эндокринной системы — 93,7-88,9 % (данные анамнеза в течение 1 года до поступления в школу). Наиболее подвержены данной патологии были школьники, начавшие обучение с 8 лет (табл. 5). В целом, по всем обследованным возрастным группам в структуре заболеваний превалировали нарушения со стороны щитовидной железы. Две ученицы, которые пошли в школу с 6 и 7 лет, страдали сахарным диабетом.
На втором этапе исследования выявлено снижение доли детей без патологии эндокринной системы во всех возрастно-половых группах. Нарастание заболеваний эндокринной системы произошло за счет увеличения доли детей с диффузным зобом.
На третьем и четвертом этапах обследования сохранялись выше изложенные особенности данной патологии. В целом, по всем обследованным возрастным группам в структуре заболеваний преобладали увеличенные размеры щитовидной железы. Наряду с этим, сохранялась тяжелая патология — сахарный диабет среди девочек, начавших образование с 6 и 7 лет.
Таким образом, анализ заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельс-
Таблица 5
Распределение учащихся с учетом выявляемости патологии эндокринной системы за период 10-летнего обучения в зависимости от пола и возраста поступления в школу (в %)
Период обучения Группы обследованных Достоверность различий
Показатели 1 2 3 4 5 6
Девочки Мальчики
п 79 157 19 56 117 9
Перед Без патологии 93,7 97,4 94,7 94,6 97,5 88,9
школой Диффузный зоб 5,1 1,9 5,3 5,4 2,5 11,1
Сахарный диабет 1,2 0,6
После п 68 148 21 56 105 10
2 Без патологии 89,7 96,6 90,5 89,3 95,2 80,0
1 класса Диффузный зоб 8,8 2,7 9,5 10,7 4,8 20,0
Сахарный диабет 1,5 0,7
После п 50 98 21 51 104 11
3 окончания Без патологии 86,0 94,9 85,7 86,3 96,1 90,9
начальной Диффузный зоб 12,0 4,1 14,3 13,7 3,9 9,1
школы Сахарный диабет 2,0 1,0
Завершение школьного обучения п 38 94 21 37 104 9
4 Без патологии 78,9 94,7 84,2 89,3 98,1 88,9 р1,4 = 0,039
Диффузный зоб 18,4 4,2 14,3 16,2 1,9 11,1
Сахарный диабет 2,6 1,1
твует о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, необходимости повышения качества медицинских осмотров, целесообразности осуществления профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий в образовательных учреждениях с последующей оценкой эффективности проведенной работы.
ВЫВОДЫ:
1. Распределение детей по группам здоровья с учетом возраста поступления в школу показало преобладание второй группы здоровья во все периоды наблюдения, увеличение третьей группы с хронической патологией с первых лет учебы и формирование четвертой группы здоровья при завершении школьного обучения.
2. В распределении по группам здоровья наиболее неблагоприятная динамика отмечена для всего периода обучения в отношении 6-летних детей и для первого года обучения среди детей, начавших образования с 8 лет.
3. В структуре сердечно-сосудистых нарушений преобладали функциональные расстройства в виде нетяжелых форм пролапса митрального клапана, преимущественно у детей, начавших обучение с 6 лет, с последующим ростом частоты данной патологии на всех этапах динамического наблюдения.
4. Заболевания желудочно-кишечного тракта преобладали среди школьников, начавших обучение с 6 лет, при этом изменения в структуре нозологий за период школьного обучения характеризовались нарастанием частоты функциональных нарушений и формированием хронической патологии (хронический гастрит и ЯБ ДПК).
5. Патология мочевыделительной системы с наибольшей частотой регистрировалась у школьников, начавших обучение с 6 лет, с преобладанием в структуре заболеваний функциональных отклонений (энуреза), в старших возрастно-половых группах соотношение органической патологии и функциональных расстройств выравнивалось, од-
нако возрастало число более тяжелых заболеваний.
6. Заболевания эндокринной системы превалировали в группе 8-летних школьников; в структуре патологии отмечена наиболее высокая частота диффузного зоба, как в начале обучения, так и к окончанию школы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кучма, Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников /Кучма Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. //Вопр. соврем. пед. - 2008. - Т. 7, № 4. - С. 9-12.
2. Баранов, А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах /Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. - М., 2004. - 168 с.
3. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей: руков. для врачей /А.А. Баранов, Р.В. Кучма, Л.М. Сухарева. - М., 2008. - 432 с.
4. Демографический ежегодник России. 2008: Стат. сб. рос. стат. - М., 2008. - 557 с.
5. Виблая, И.В. Первые результаты эксплуатации блока «Здоровье школьников и педагогических работников» в рамках АИС СГМ (на примере г. Новокузнецка) /Виблая И.В., Чеченин Г.И., Якимова Т.В. //Вестн. Кузбасского научного центра. - Кемерово, 2006. -№ 2. - С. 13-15.
6. Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения в младших классах /Сухарева Л.М., Намазова Л.С., Рапопорт И.К. и др. //Актуальные проблемы педиатрии: Сб. матер. XII Конгресса педиатров. - М., 2008. - С. 324.
7. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007) /Ямпольская Ю.А. //Актуальные проблемы педиатрии: Сб. матер. XII Конгресса педиатров. - М., 2008. - С. 402.
8. Рапопорт, И.К. Состояние здоровья подростков 15-17 лет как интегральный показатель их медико-биологической адаптации при динамических наблюдениях: руков. для врачей /Рапопорт И.К. //Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности /под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. - М., 2007. -С. 197-213.
REFERENCES:
1. Kuchma R., Zvezdina I.V., Zhigareva N.S. Medico-social aspects of formation of health of younger school students. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2008; 4: 9-12 (In Russian).
2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Assessment of health of children and teenagers at routine medical examinations. Moskva, 2004, 168 (In Russian).
3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Assessment of a state of health of children: rukovodstvo dlja vrachej. Moskva, 2008; 432 (In Russian).
4. Demographic year-book of Russia. 2008: Statisticheskij sbornik rossijskoj statistiki. - Moskva, 2008; 557 (In Russian).
5. Viblaja I.V., Chechenin G.I., Jakimova T.V. The first results of operation of the «Health of School Students and Pedagogical Workers» block within AIS SGM (on the example of Novokuznetsk). Vestnik Kuzbasskogo nauchnogo centra. - Kemerovo, 2006; 2: 13-15 (In Russian).
6. Suhareva L.M., Namazova L.S., Rapoport I.K. i dr. Change of incidence of pupils in dynamics of training in elementary grades. Aktual'nye problemy pediatrii: Sbornik materialov XII Kongressa pediatrov. Moskva, 2008; 324 (In Russian).
7. Jampol'skaja Ju.A. Physical development of school students of Moscow in recent years (2005-2007). Aktual'nye problemy pediatrii: Sbornik materialov XII Kongressa pediatrov. Moskva, 2008; 402 (In Russian).
8. Rapoport I.K. State of health of teenagers of 15-17 years as an integrated indicator of their medicobiological adaptation at dynamic supervision. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity: rukovodstvo dlja vrachej. Pod redakciej A.A. Baranova, V.R. Kuchmy, L.M. Suharevoj. Moskva, 2007; 197-213 (In Russian).