15. Родин В. А., Синегубов С. В. Исследование потока сигналов на пульте централизованной охраны с учетом задержки на обслуживание // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 3. С. 22-29.
Характеристика силуэта одежды как фактора формообразования современного костюма Киселева Т. В.
Киселева Татьяна Владимировна /Ю.е1еуа Ta.tia.na ЩсиИттсюпа. — доцент, кафедра экономики, управления и технологии, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск
Аннотация: в статье рассматриваются особенности конструктивного решения различных силуэтных форм современной одежды.
Ключевые слова: формообразование костюма, силуэт одежды, группы силуэтов, конструктивное решение формы.
Конструктивная характеристика современной одежды очень обширна, поэтому исследование силуэта как фактора формообразования предполагает рассмотрение возможного разнообразия отдельных элементов конструкции и выделение наиболее значимых признаков формы, определяющих специфику силуэтного решения костюма [3].
Являясь стилизованной проекцией объемной поверхности одежды на плоскость, акцентирующей основные особенности формы, силуэт играет значимую роль в восприятии внешнего вида изделия и определяется размерами, расположением и конфигурацией силуэтных линий. Группы прямого, трапециевидного, полуприлегающего и приталенного силуэтов, выделенные в большом разнообразии одежды по виду геометрической основы и степени прилегания, на протяжении десятков лет являются классическими для костюма при любых изменениях моды [2].
Одежда прямого силуэта характеризуется примерно одинаковой шириной изделия на уровнях плеч, груди, талии и низа, а также прямолинейным, как правило, оформлением элементов вертикального членения формы при полном отсутствии акцентирования в области талии. В эту группу могут быть включены как очень объемные, так и достаточно прилегающие по груди и бедрам изделия, сохраняющие ширину книзу или слегка зауженные. Прямой силуэт является наиболее универсальным и всегда достаточно востребован в современном костюме.
Для одежды трапециевидного силуэта характерно значительное преобладание ширины внизу по сравнению со всеми другими горизонтальными конструктивными участками. Причем в зависимости от моды различными бывают степень расширения изделия книзу, свобода облегания верхней части тела, а также уровень начала расширения, который в любом случае должен располагаться выше естественной талии. Элементы вертикального членения могут быть оформлены как прямолинейно, так и с прогибом, слегка акцентирующим уровень под грудью в изделиях малого объема. Одежда трапециевидного силуэта, являясь очень актуальной в отдельные периоды моды, активно используется с целью визуальной корректировки особенностей фигур индивидуальных потребителей [4].
Выявляя естественные очертания и пропорции тела человека, одежда полуприлегающего силуэта имеет небольшой объем по линии груди, незначительное прилегание в области талии, умеренное или достаточное облегание на уровне бедер, уравновешивающее верхнюю и нижнюю части фигуры при условии сохранения ширины или расширения формы книзу. В этом силуэте отсутствует конкретная точка наибольшего приталивания, хотя уровень талии четко выражен и располагается на естественном месте. В силу этого элементы вертикального членения, хотя и имеют в зависимости от моды различную конфигурацию, в области талии всегда оформляются плавными кривыми. Такая силуэтная форма в современной одежде может предполагать различную длину, степень приталивания и характер расширения ниже уровня бедер.
Основной характерной особенностью одежды приталенного силуэта является плотное прилегание в области талии, которое в зависимости от моды выделяется на участке определенной протяженности. Причем объем лифа, а также ширина внизу и на уровне бедер могут быть различными и по-разному сочетаться друг с другом. Вследствие этого оформление элементов вертикального членения бывает самым разнообразным. Как частный случай
32
приталенной формы изделия небольшого объема в отдельные модные периоды выделяют прилегающий силуэт с маленьким лифом и узкой юбкой, которые подчеркивают естественную конфигурацию тела потребителя.
В зависимости от внешнего вида одежды и параметров характеристик силуэтных линий выделяют основные и производные формы. Основными считают классические прямой, приталенный, полуприлегающий и трапециевидный силуэты, определяемые построением модели формообразования того или иного модного периода, на базе которой задается ряд типичных вариантов с характерными дополнениями. К производным относят силуэты одной формы, но различно трактуемые модой. Например, в группе прямого силуэта возможны прямой вытянутый, прямой Т-образный, прямой У-образный и т. д. Как правило, такие силуэты наиболее распространены в переходные периоды развития формообразующей основы. Для них в целом характерны классические признаки группы, но им обязательно присущи и вариации определенных элементов формообразования [1].
Одной из таких модификаций прямого силуэта является овальная форма, которая имеет округлую плечевую линию и заужение книзу, в результате чего самой широкой частью одежды становится область талии и бедер. При этом преобразование классической исходной формы (округление плеча и заужение книзу) может быть достигнуто в изделии путем использования определенных конструктивных приемов (покрой рукава, различные детали и элементы). По аналогии с этим утрированно четкий плечевой пояс прямого силуэта в сочетании с заужением книзу обеспечивает У-образную форму одежды, а значительное расширение от уровня плеч, создающее крупные подвижные фалды, определяет А-образный вариант трапециевидного силуэта. Кроме того, производные силуэты могут сочетать в себе различные черты основных силуэтов. Например, для одной и той же формы по контуру плечевой линии характерна овальность, а по боковому контуру - прямоугольность и т. д.
Следует также отметить, что одежда, являясь оболочкой тела человека, может быть по-разному расположена относительно поверхности его фигуры, имея округлую или уплощенную форму становой части, что обеспечивается определенными конструктивными приемами в различных по объему изделиях. В равной степени успешно два противоположных варианта решения становой части могут быть созданы в одежде умеренного объема, которая имеет среднюю степень прилегания к поверхности тела на уровне груди. Изделия малого объема плотно облегают фигуру и в силу этого повторяют рельеф ее поверхности, поэтому их, как правило, проектируют округлой формы в становой части. В одежде большого объема, очень свободной по линии груди, избыток ширины сосредоточен в местах перехода от передней и задней поверхностей к боковым участкам, и это определенным образом обеспечивает уплощенность формы становой части изделия, хотя с помощью ряда конструктивных средств можно добиться и некоторой ее округлости.
Выделение наиболее значимых признаков модной формы и рассмотрение их разнообразия на основе анализа модельного оформления и конструктивного решения изделий ряда последних десятилетий позволяет провести исследование силуэта одежды как фактора формообразования с целью выявления особенностей развития современного костюма и определения специфики процесса создания его новой формы в предстоящие периоды моды [5].
Литература
1. Киселева Т. В. Модельные элементы как средство формообразования современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]. Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://eHbrary.ru/item.asp?id=255П885/ (дата обращения: 18.04.2016).
2. Киселева Т. В. Основные элементы структуры формы современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://3mmшt.rШimages/PDF/2 016/21/osnovnye-elementy-straktшy.pdf/ (дата обращения: 18.04.2016).
3. Киселева Т. В. Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25125981/ (дата обращения: 18.04.2016).
4. Киселева Т. В. Специфика проектирования моделей одежды для женщин невысокого роста // Наука, техника и образование [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25388422/ (дата обращения: 18.04.2016).
5. Киселева Т. В. Особенности формообразования и конструктивного моделирования современной одежды. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Руконт. Режим доступа: http://www.rucont.ru/efd/145738/ (дата обращения: 18.04.2016).
Повышение прочности алюминиевых сплавов за счет легирования наночастицами карбида кремния Смань А. В.
Смань Антон Владимирович /Sman Anton Vladimirovich - аспирант, кафедра металлургии, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье предложен способ введения наночастиц карбида кремния в алюминиевый литейный сплав. Армирующая фаза в составе порошкового комплекса подвергалась предварительной механоактивации, что позволило получить композиционный сплав, превосходящий по своим свойствам исходный.
Ключевые слова: алюминиевые сплавы, наночастицы карбида кремния, легирование, композиционные материалы, порошковые комплексы.
Несмотря на высокие физико-механические показатели конструкционных материалов, их применение до сих пор не вышло из стадии полупромышленного опробования [1]. Это связано в первую очередь с несовершенством технологии их изготовления, а также сложными взаимодействиями компонентов, определяющих стабильность физико-механических характеристик КМ и высокой стоимостью большинства армирующих наполнителей. Новые КМ требуют также новых конструкторских решений, позволяющих в полной мере реализовать их преимущества перед традиционными материалами.
Традиционные технологии получения композиционных сплавов на алюминиевой основе подразумевают две стадии [2]: получение порошков нужного размера и последующее их введение в алюминиевую матрицу. Но такой процесс требует значительных материальных трудозатрат, что негативным образом сказывается на производительности и себестоимости полученного продукта.
Основной проблемой, возникающей при получении литейных композиционных сплавов, является проблема введения в расплав и сложность равномерного распределения в матрице частиц субмикронных и более мелких размеров [3, 4]. Уменьшение размеров частиц до нанометровых значений приводит к возрастанию их химической активности и усилению тенденции к агрегации. Также остаются открытыми вопросы влияния количества, фазового состава и условий введения наночастиц в расплав [5].
В работе был реализован метод предварительной механоактивации порошкового комплекса, состоящего из частиц карбида кремния, частиц-носителей (металлов), позволивший добиться измельчения армирующей фазы до нано- и субмикронного размера, а также успешный ввод этой фазы в расплав. При этом на конечные характеристики сплава оказывают влияние следующие факторы: температура плавления частиц-носителя, их размер, время замешивания и температура, вязкость расплава. Кроме того, было установлено, что порошок Ti является наиболее перспективным в качестве носителя, по сравнению с порошками Cu и Cr. Однако не удалось добиться эталонной однородности распределения частиц в объеме расплава, что является предметом для дальнейших исследований.
В результате проведенной работы удалось улучшить свойства алюминиевого литейного сплава АК7пч. Полученный композиционный сплав на его основе и армированный наночастицами карбида кремния имеет значение предела прочности равное 224 МПа, что на 37 % больше, чем у исходного, а также значение твердости равное 167 HV, что практически вдвое больше, чем у исходного.
Изучение макро- и микроструктурных изменений создает возможность понимания природы и характера упрочнения алюминиевых сплавов. Для решения этих задач необходима организация экспериментальных производств на предприятиях алюминиевой промышленности и проведение комплексных исследований по реализации перспективных способов на современном высокопроизводительном оборудовании.
34