Научная статья на тему 'Характеристика различных форм лидерской деятельности'

Характеристика различных форм лидерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика различных форм лидерской деятельности»

психология

А.М. Первитская

Курганский государственный университет Научный руководитель: д-р психол. наук, профессор Овчарова Р.В.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе теоретических и эмпирических данных выделено три формы лидерской деятельности: потенциальная, актуальная и маргинальная.

Сравнительное исследование компонентов структуры различных форм лидерской деятельности показало отличия в мотивационно-потребностном, исполнительном и контрольно-оценочном звене потенциальной, актуальной и маргинальной лидерской деятельности, в связи с этим существуют особенности реализации лидерской деятельности в зависимости от сочетания параметров структуры.

Говоря о лидерстве потенциальном и актуальном, разграничиваем эти понятия. В первом случае активная жизненная позиция на данном этапе развития не проявляется по отношению к другим членам референтной группы, но при этом существует личностный потенциал, дающий возможность быть активным деятелем своей жизни. Актуальное лидерство без наличия потенциальных возможностей (угасшего мотива власти и стремления к повышению социального престижа) может потерять свою «власть» в любой момент. Наличие данного предположения толкает к поиску лидера «универсально», что и подтверждают данные диагностики. Из общего числа респондентов выделилась группа, имеющая высокие оценки по шкале актуального и потенциального лидерства, - обозначим её «маргинальное» лидерство.

В целом актуальное лидерство характеризуется отсутствием выраженности тех или иных компонентов структуры мотивационно-потребностного звена. Яркого проявления мотива власти не наблюдается. Потребность в достижении успеха выражается в удержании статуса лидера, соответственно процесс саморазвития проходит на уровне запросов и развития группы. Преобладающий вид направленности «на общение», но при этом присутствие «страха быть отвергнутым» весьма значительно, лидер колеблется, подстраивается под группу, стиль его руководства нестабилен, он как никакой другой допускает попустительские нотки в руководстве. Важно отметить, что группа такому лидеру покровительствует и эмоционально принимает его. Именно данный тип получает самые высокие баллы по социометрической шкале.

В качестве возможных вариантов реализации актуального лидерства с учетом особенностей струк-

туры можно выделить:

1) тиранию - направленность «на себя», стремление к достижению собственных интересов в ущерб взаимоотношениям, предпочтение авторитарного стиля руководства;

2) деловое лидерство - направленность «на дело», стремление к достижению цели, значимость социального престижа, преобладание авторитарно-демакрати-ческого стиля руководства;

3) самореализацию в лидерстве - потребность в саморазвитии, достижении успеха и социального престижа с использованием властных тенденций;

4) непринужденное лидерство - желание быть популярным, значимым и принятым в деловой и до-суговой сфере, отсутствие страха отвержения и стремление к достижению цели любыми способами.

Потенциальное лидерство в целом характеризуется присутствием и наиболее яркой выраженностью, чем у других типов, мотива власти. Человек, не будучи лидером актуальным, активно к этому стремится, желает подчинять, приказывать, давать советы, распоряжаться. Потребность в самореализации и самосовершенствовании не значительна, мотивация в достижении успеха так же ярко не выражена. Человек направлен «на себя», стремится добиться желаемых результатов, но за счет потенциала других. Оценки по социометрическому показателю говорят о том, что группа такого человека не выдвигает на роль лидера, но и в «изгои» тоже не записывает.

В качестве возможных вариантов реализации потенциального лидерства с учетом особенностей структуры можно выделить:

1) самореализацию в лидерстве - желание быть принятым и значимым в деловой и досуговой сфере, постоянная борьба за право первенства. Мотивация на достижение успеха, направленность «на дело»;

2) стремление понравиться - потребность быть принятым в обществе, демократический стиль отношений, отрицание проявления со своей стороны любых властныхтенденций;

3) индивидуализм - желание удовлетворить личные интересы, достичь поставленные цели за счет окружающих, отсутствие стремления самостоятельно развиваться и совершенствоваться;

4) вынужденное лидерство - отсутствие стрем-

116

ВЕСТНИК КГУ, 2008. №1

ления быть в обществе других людей, желания повышения социального престижа, предпочтение попустительского стиля руководства.

Маргинальное лидерство характеризуется преимущественно высокими показателями относительно других форм лидерской деятельности. Отметим повышенную потребность в саморазвитии, маргинальные лидеры активно ищут пути и способы самосовершенствования, также значительна ориентация на достижение успеха за счет собственного потенциала. Важен социальный престиж и достижение поставленных целей, такая личность не претендует на власть, но стремится завоевать уважение и симпатию. При этом направлены маргинальные лидеры «на общение» ради общения, они получают удовольствие от взаимодействия. Не признают попустительского стиля управления, считая его бессмысленным и ненадежным. Такие члены группы не являются социометрическими звездами, но группа их принимает и ценит.

В качестве возможных вариантов реализации маргинального лидерства с учетом особенностей структуры можно выделить:

1) напряженное лидерство - направленность «на общение» и «на дело», присутствие страха отвержения, значимость принятия в деловой сфере, предпоч-

тение демократического стиля руководства;

2) случайное лидерство - предпочтение демократического стиля взаимодействия, отрицание значимости деловой сферы, стремление к соперничеству и достижению успеха отсутствует;

3) жесткое лидерство - значимость социального престижа, стремление к достижению поставленных целей, к подчинению окружающих, отсутствие страха отвержения, предпочтение авторитарного стиля руководства;

4) эгоистичное лидерство - потребность в саморазвитии, стремление подчинять других своим интересам, отсутствие страха отвержения, отрицание значимости эмоциональных контактов.

Таким образом, сравнительное исследование компонентов структуры различных форм лидерской деятельности показало отличия в мотивационно-потреб-ностном, исполнительном и контрольно-оценочном звене потенциальной, актуальной и маргинальной лидерской деятельности. Особенности реализации лидерской деятельности проявляются в зависимости от объективных характеристик выделенных форм, имеющих ярко выраженную специфику в само - и взаимооценке по шкале лидерства.

Список литературы

1.Алифанова С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. - 1991. - №3. - С. 90-98.

2.Коркаева А.С. Психологический анализ процесса формирования лидерских качеств у подростков: Учеб. пособие. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л.Хетагурова, 2000. - 35 с.

3.Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 121-124.

4.Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. - Л., 1973. - 127с.

5. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. - Кострома:

КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 117с.

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 3

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.