Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ РОЛЬ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ РОЛЬ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / пространственная экономика / приграничные территории / единое экономическое пространство / regional economy / spatial economy / border territories / common economic space

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кокаев М. А.

Актуальность темы. Приграничные территории играют важную роль в формировании единого экономического пространства страны, особенно такой большой и разнообразной, как Россия. Эти регионы обладают уникальными характеристиками, которые делают их стратегически важными для экономики государства. Цель. Целью представления характеристики приграничных территорий и их роли в едином экономическом пространстве России является всестороннее раскрытие значимости этих регионов для устойчивого социально-экономического развития страны. Методология. В качестве ключевых научных подходов были использованы: логический и процессный. Основными методами научного познания выступили: экономико-географический анализ, кластерный анализ, исторический и институциональный анализ. Информационная база исследования основана на анализе научных работ авторитетных российских и зарубежных ученых и практиков, проблематикой которых являются вопросы теории и методологии пространственного развития территорий, а также содержатся положения, подходы и концепции, которые стали общепринятыми в современной экономической науке и в региональной экономике. Результаты и выводы. Приграничные районы находятся в непосредственной близости от границ других стран, что делает их удобными для международного сотрудничества, торговли и культурного обмена. Это может способствовать развитию трансграничного бизнеса, туризма и логистики. В приграничных регионах часто развиваются тесные экономические отношения с соседями. Это могут быть совместные проекты, поставки товаров и услуг, создание свободных экономических зон и таможенных союзов. Развитие транспортной инфраструктуры, включая дороги, железные дороги, порты и аэропорты, является ключевым фактором для успешного функционирования приграничных регионов. Хорошо развитая инфраструктура позволяет быстрее доставлять товары и услуги через границу, снижать транспортные издержки и повышать конкурентоспособность предприятий. На приграничные территории часто влияют культуры соседних государств, что создает уникальную смесь традиций и обычаев. Это способствует культурному обмену, туризму и созданию совместных культурных проектов. Часто в приграничных районах наблюдается высокая мобильность рабочей силы, так как люди могут работать как в своей стране, так и за границей. Это помогает поддерживать экономику региона и обеспечивать рабочие места. Благодаря своему расположению приграничные области служат основными точками входа и выхода товаров и услуг. Они способствуют развитию внешней торговли, обеспечивая доступ к международным рынкам и создавая возможности для экспорта российских товаров. Область применения. Сфера экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кокаев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF BORDER AREAS AND THEIR ROLE IN THE SINGLE ECONOMIC SPACE OF RUSSIA

The relevance of the topic. Border territories play an important role in the formation of a single economic space of a country, especially one as large and diverse as Russia. These regions have unique characteristics that make them strategically important for the state’s economy. Goal. The purpose of presenting the characteristics of the border territories and their role in the single economic space of Russia is a comprehensive understanding of the importance of these regions for the sustainable socio-economic development of the country. Methodology. The following key scientific approaches were used: logical and process. The main methods of scientific knowledge were: economic and geographical analysis, cluster analysis, historical and institutional analysis. The information base of the research is based on the analysis of scientific works by reputable Russian and foreign scientists and practitioners, whose problems are the theory and methodology of spatial development of territories, and also contains provisions, approaches and concepts that have become generally accepted in modern economics and in regional economics. Results and conclusions. The border areas are located in close proximity to the borders of other countries, which makes them convenient for international cooperation, trade and cultural exchange. This can contribute to the development of cross-border business, tourism and logistics. Border regions often develop close economic relations with their neighbors. These can be joint projects, the supply of goods and services, the creation of free economic zones and customs unions. The development of transport infrastructure, including roads, railways, ports and airports, is a key factor for the successful functioning of the border regions. Well-developed infrastructure makes it possible to deliver goods and services across the border faster, reduce transport costs and increase the competitiveness of enterprises. Border territories are often influenced by the cultures of neighboring States, which creates a unique mix of traditions and customs. It promotes cultural exchange, tourism and the creation of joint cultural projects. There is often high labor mobility in border areas, as people can work both at home and abroad. This helps to support the region’s economy and provide jobs. Due to their location, the border areas serve as the main entry and exit points for goods and services. They contribute to the development of foreign trade by providing access to international markets and creating opportunities for the export of Russian goods. The scope of application. The sphere of economic cooperation.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ РОЛЬ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ»

управление экономическими системами: принципы, формы и методы его осуществления

УДК 339.924

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ РОЛЬ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РОССИИ

Коды JEL: P25, R11

Кокаев М. А., директор Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу МИНТРАНСА РОССИИ, г. Москва, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 20.11.2024. Принята к публикации 29.11.2024

Аннотация

Актуальность темы. Приграничные территории играют важную роль в формировании единого экономического пространства страны, особенно такой большой и разнообразной, как Россия. Эти регионы обладают уникальными характеристиками, которые делают их стратегически важными для экономики государства.

Цель. Целью представления характеристики приграничных территорий и их роли в едином экономическом пространстве России является всестороннее раскрытие значимости этих регионов для устойчивого социально-экономического развития страны.

Методология. В качестве ключевых научных подходов были использованы: логический и процессный. Основными методами научного познания выступили: экономико-географический анализ, кластерный анализ, исторический и институциональный анализ. Информационная база исследования основана на анализе научных работ авторитетных российских и зарубежных ученых и практиков, проблематикой которых являются вопросы теории и методологии пространственного развития территорий, а также содержатся положения, подходы и концепции, которые стали общепринятыми в современной экономической науке и в региональной экономике.

Результаты и выводы. Приграничные районы находятся в непосредственной близости от границ других стран, что делает их удобными для международного сотрудничества, торговли и культурного обмена. Это может способствовать развитию трансграничного бизнеса, туризма и логистики. В приграничных регионах часто развиваются тесные экономические отношения с соседями. Это могут быть совместные проекты, поставки товаров и услуг, создание свободных экономических зон и таможенных союзов. Развитие транспортной инфраструктуры, включая дороги, железные дороги, порты и аэропорты, является ключевым фактором для успешного функционирования приграничных регионов. Хорошо развитая инфраструктура позволяет быстрее доставлять товары и услуги через границу, снижать транспортные издержки и повышать конкурентоспособность предприятий. На приграничные территории часто влияют культуры соседних государств, что создает уникальную смесь традиций и обычаев. Это способствует культурному обмену, туризму и созданию совместных культурных проектов. Часто в приграничных районах наблюдается высокая мобильность рабочей силы, так как люди могут работать как в своей стране, так и за границей. Это помогает поддерживать экономику региона и обеспечивать рабочие места. Благодаря своему расположению приграничные области служат основными точками входа и выхода товаров и услуг. Они способствуют развитию внешней торговли, обеспечивая доступ к международным рынкам и создавая возможности для экспорта российских товаров.

Область применения. Сфера экономического сотрудничества.

Ключевые слова: региональная экономика, пространственная экономика, приграничные территории, единое экономическое пространство.

УДК 339.924

CHARACTERISTICS OF BORDER AREAS AND THEIR ROLE IN THE SINGLE ECONOMIC SPACE OF RUSSIA

JEL codes: P25, R11

Kokaev M. A., Director of the Department of State Policy in the field of arrangement of checkpoints across the State Border of the Ministry of Transport of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: missing

Abstract

The relevance of the topic. Border territories play an important role in the formation of a single economic space of a country, especially one as large and diverse as Russia. These regions have unique characteristics that make them strategically important for the state's economy.

Goal. The purpose of presenting the characteristics of the border territories and their role in the single economic space of Russia is a comprehensive understanding of the importance of these regions for the sustainable socio-economic development of the country.

Methodology. The following key scientific approaches were used: logical and process. The main methods of scientific knowledge were: economic and geographical analysis, cluster analysis, historical and institutional analysis. The information base of the research is based on the analysis of scientific works by reputable Russian and foreign scientists and practitioners, whose problems are the theory and methodology of spatial development of territories, and also contains provisions, approaches and concepts that have become generally accepted in modern economics and in regional economics.

Results and conclusions. The border areas are located in close proximity to the borders of other countries, which makes them convenient for international cooperation, trade and cultural exchange. This can contribute to the development of cross-border business, tourism and logistics. Border regions often develop close economic relations with their neighbors. These can be joint projects, the supply of goods and services, the creation of free economic zones and customs unions. The development of transport infrastructure, including roads, railways, ports and airports, is a key factor for the successful functioning of the border regions. Well-developed infrastructure makes it possible to deliver goods and services across the border faster, reduce transport costs and increase the competitiveness of enterprises. Border territories are often influenced by the cultures of neighboring States, which creates a unique mix of traditions and customs. It promotes cultural exchange, tourism and the creation of joint cultural projects. There is often high labor mobility in border areas, as people can work both at home and abroad. This helps to support the region's economy and provide jobs. Due to their location, the border areas serve as the main entry and exit points for goods and services. They contribute to the development of foreign trade by providing access to international markets and creating opportunities for the export of Russian goods.

The scope of application. The sphere of economic cooperation.

Keywords: regional economy, spatial economy, border territories, common economic space.

Введение

Экономическое пространство России рассматривается как сложная и динамичная система, состоящая из множества элементов и связей между ними. Оно формируется на основе экономических отношений, рыночного саморегулирования, либерализации внешнеэкономической деятельности и других факторов. Важнейшим условием успешного реформирования России является создание и сохранение единого экономического пространства, которое должно отвечать принципам рыночной экономики. Основными атрибутами такого пространства являются общий внутренний рынок, единая денежно-кредитная система и инфраструктура,

DOI: 10.22394/1997-4469-2024-67-4-92-99

граница и приграничная территория. В контексте глобализации, экономическое пространство приобретает новые черты, связанные с формиро -ванием международных экономических объединений и развитием приграничных территорий.

Результаты и их обсуждение

Экономическое пространство формируется множеством элементов и связей между ними. Основные элементы единого экономического пространства представлены на рисунке 1. Эти элементы вместе создают сложную сеть взаимодействий, которая формирует экономическое пространство и определяет его свойства и возможности для развития.

Формирование экономического пространства зависит от множества факторов, среди которых можно выделить несколько ключевых, представленных в таблице 1. Все эти факторы в комплексе оказывают значительное влияние на формирование и развитие экономического пространства, определяя его структуру, динамику и перспективы дальнейшего роста.

Таким образом, основными атрибутами единого экономического пространства являются:

1. Общий внутренний рынок (отсутствие барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между различными регионами страны);

2. Единая денежно-кредитная система (наличие общей валюты и централизованного управления денежной политикой);

3. Единство ключевых инфраструктурных систем (общая энергетика, транспортная сеть и связь, которые обеспечивают бесперебойное функционирование экономики);

4. Функционирование общих инфраструктур (единая система здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и других важных сфер общественной жизни);

5. Свободное перемещение факторов производства (беспрепятственный доступ к ресурсам, рабочей силе, капиталу и информации);

6. Устойчивость к внутренним и внешним шокам (способность сохранять стабильность даже в условиях кризисов и внешних вызовов);

7. Совокупность экономических законов и правил (единое правовое регулирование экономической деятельности, включая налогообложение, антимонопольное законодательство и защиту конкуренции);

8. Государственная граница (линия и проходящая по ней условная вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета).

Населенные пункты

Социально-экономические отношения

трудовые, финансовые и иные взаимоотношения между участниками экономической

деятельности

Рис. 1. Основные элементы единого экономического пространства (составлено автором)

• Города, поселки, деревни и другие населенные местности

Промышленные предприятия

• заводы, фабрики, комбинаты, концерны и прочие объекты производственной

деятельности

Хозяйственно освоенные и рекреационные площади

• земля, используемая для сельского хозяйства, промышленности, туризма и др.

Транспортные и инженерные сети • дороги, железнодорожные пути, трубопроводы и другие коммуникации

Государственная территория • земля, вода, воздух и недра, находящиеся под суверинитетом государства

Экономические единицы • хозяйствующие субъекты (резиденты и нерезиденты)

Инфраструктура

совокупность элементов, обеспечивающих функционирование экономической системы

в рамках определённой территории

Институты и механизмы управления

эффективные институты и механизмы, которые обеспечивают координацию действий участников, соблюдение общих правил и стандартов, а также решение возникающих

проблем и конфликтов.

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование единого экономического пространства

(составлено автором)

Факторы Характеристика

Природные и климатические условия Распределение природных ресурсов (полезные ископаемые, водные ресурсы, лесные массивы). Климатические условия, влияющие на сельское хозяйство, транспортировку и другие аспекты экономической активности.

Размещение производственных сил Специализация регионов на определённых видах производств. Наличие квалифицированной рабочей силы и её распределение. Потенциал плодородных земель и возможность их эффективного использования.

Геополитические и оборонно-стратегические рамки Местоположение страны относительно мировых торговых путей. Исторические и современные политические союзы и альянсы. Стратегическое положение страны в мировом сообществе.

Развитие транспортной инфраструктуры Качество и доступность транспортных сетей (железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские порты). Уровень развития логистических систем и их интеграция с мировой экономикой.

Исторические и культурные традиции Традиционное разделение труда и специализация регионов. Этнические и культурные особенности, влияющие на экономические предпочтения и поведение

Рыночные отношения и экономическая политика Либерализация внешней торговли и инвестиций. Рыночное саморегулирование занятости. Регулирующая роль государства в экономике.

Технологическое развитие Доступ к новым технологиям и их внедрение в производство. Инновационный потенциал и способность к адаптации к изменениям.

Международные экономические отношения Участие в международных экономических объединениях. Внешнеторговый баланс и зависимость от импорта и экспорта. Влияние глобальных экономических трендов и кризисов.

Административно-территориальное деление Границы регионов и муниципальных образований. Особенности административного управления и регулирования.

Социально-демографические факторы Плотность населения и его возрастная структура. Миграционные потоки и их влияние на экономическую активность. Социальная стабильность и уровень жизни населения.

Эти атрибуты способствуют созданию благоприятных условий для экономического сотрудничества в рамках единого экономического пространства.

Понимая значимость каждого из них, остановимся на понятии государственной границы и связанных с ней приграничных территорий.

Понятие государственной границы связано с появлением института государства [3]. Закрепление понятия государственной границы произошло благодаря введению таможенных пошлин за пересечение территории. Существуют различные виды государственных границ: сухопутные, водные и воздушные. Сухопутные границы проходят по суше, водные — по внешним пределам территориальных вод, а воздушные - по воображаемой плоскости, проходящей по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности. Воздушная граница отделяет воздушное пространство государства от космического пространства [9].

Установление государственной границы происходит на основе международных договоров и внутренних законодательных актов прибрежных государств в соответствии с международ-

ным правом. Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы. Известны три типа государственных границ: орографические, геометрические и географические. Орографические границы проводятся по естественным рубежам с учетом рельефа местности, геометрические — минуя населенные пункты, а географические — по определенным географическим координатам, часто совпадающим с параллелью или меридианом [9].

Прохождение государственной границы обычно устанавливается на суше в соответствии со специальными договорами, заключенными между сопредельными государствами, а на море — в соответствии с нормами международного морского права. Обустройство пограничных пунктов контролируется Министерством транспорта соответствующей страны. В Российской Федерации охрана государственной границы производится Пограничной службой ФСБ России и Вооруженными Силами Российской Федерации. Российская Федерация признает наличие границ с восемнадцатью го -сударствами.

Приграничные территории Российской Федерации — это области, расположенные вдоль государственных границ страны. Их особое значение обусловлено тем, что они напрямую взаимодействуют с соседними государствами, что влияет на экономику, безопасность и международные отношения [1, 2].

В Модельном законе о пограничной безопасности СНГ приграничная территория (пограничная зона) была определена как «часть территории государства, как правило, совпадающая с границами соответствующего муниципального (административно-территориального) образования, либо иной район шириной до пяти километров, непосредственно прилегающий к государственной границе или пограничному водному объекту, находящемуся под суверенитетом государства» [6, 7].

В специальном подзаконном акте таможенной службы со свойственной спецификой территория приграничная (пограничная зона) представлена как «полоса таможенной территории, прилегающая к сухопутной границе, протяженность которой (полосы) оговорена в национальном законодательстве и пределы которой позволяют отличить пограничные перевозки от других видов перевозок» [7, 11].

В Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации 2020 г. приграничные территории упоминаются в аспекте состава, включая в себя «территории приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также определенные международными договорами Российской Федерации иные территории Российской Федерации» [7 , 12].

В ранее действовавшей одноименной Концепции 2001 г. приграничная территория определялась как «пограничная зона, часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря, где

установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска» [7, 13].

С точки зрения определенности и исчерпа-емости характеристики правового явления, полагаем, ранее действовавший подход более целесообразным с позиции детализации. В настоящее время ряд сопряженных понятий приграничным территориям и определений к ним представлен в ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [4, 7]: приграничные субъекты Российской Федерации, муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации, территории приграничного сотрудничества Российской Федерации, субъекты приграничного сотрудничества Российской Федерации, субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств, территории приграничного сотрудничества сопредельных государств. Таким образом, общей для представленных терминов является категория приграничных территорий.

Основные характеристики приграничных территорий РФ: протяжённость границ; число приграничных регионов; экономическое значение; социально-экономическое развитие; таможенная инфраструктура; транспортные коммуникации; международное сотрудничество [5, 8, 10, 14]. Таким образом, приграничные территории РФ представляют собой важный элемент единого экономического пространства, государ -ственной политики и экономики, требующий особого внимания и целенаправленных усилий для их устойчивого развития.

Приграничные регионы России — это субъекты Российской Федерации, имеющие общие границы с иностранными государствами (таблица 2).

Таблица 2

Перечень приграничных субъектов Российской Федерации1

№ Субъект Российской Федерации С какими государствами граничит по суше (морю)

1 2 3

Северо-Западный федеральный округ

1. Республика Карелия Финляндия

2. Калининградская область Польша, Литва

3. Ленинградская область Финляндия, Эстония

4. Мурманская область Норвегия, Финляндия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Псковская область Белоруссия, Латвия, Эстония

1 Перечень приграничных субъектов Российской Федерации. иКЬ: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 9a4436e6e6049c8989585d53c7f7585dperechen_prigranichnyh_subektov_rf.pdf

№ 4 (67), 2024 РЕГИОН: системы, экономика, управление

Окончание табл. 2

1 2 3

Центральный федеральный округ

6. Белгородская область Украина

7. Брянская область Белоруссия, Украина

8. Курская область Украина

9. Смоленская область Белоруссия

Южный федеральный округ

10. Республика Калмыкия Казахстан

11. Краснодарский край Абхазия

12. Астраханская область Казахстан

13. Волгоградская область Казахстан

Северо-Кавказский с зедеральный округ

14. Республика Дагестан Азербайджан, Грузия

15. Кабардино-Балкарская Республика Грузия

16. Карачаево-Черкесская Республика Абхазия, Грузия

17. Республика Ингушетия Грузия

18. Республика Северная Осетия-Алания Грузия, Южная Осетия

19. Чеченская республика Грузия

Приволжский федеральный округ

20. Оренбургская область Казахстан

21. Самарская область Казахстан

22. Саратовская область Казахстан

Уральский федеральный округ

23. Курганская область Казахстан

24. Тюменская область Казахстан

25. Челябинская область Казахстан

Сибирский федеральный округ

26. Республика Алтай Казахстан, Китай, Монголия

27. Республика Тыва Монголия

28. Алтайский край Казахстан

29. Новосибирская область Казахстан

30. Омская область Казахстан

Дальневосточный федеральный округ

31. Республика Бурятия Монголия

32. Забайкальский край Китай, Монголия

33. Приморский край Китай, КНДР

34. Хабаровский край Китай

35. Амурская область Китай

36. Чукотский автономный округ США

37. Еврейская автономная область Китай

Субъекты, вошедшие в состав Российской Федерации

38. Херсонская область Украина

39. Запорожская область Украина

40. Донецкая Народная Республика Украина

41. Луганская Народная Республика Украина

Заключение

Приграничные территории можно охарактеризовать как важные атрибуты единого экономического пространства по нескольким причинам. Эти территории часто выступают в роли «ворот» для международного торгового оборота, обеспечивая импорт и экспорт товаров и услуг. Через них проходят ключевые

транспортные коридоры, соединяющие Россию с соседними странами и мировыми рынками. Приграничные регионы способствуют укреплению экономических связей с соседними государствами, создавая основу для совместного предпринимательства, инвестиционных проектов и трансграничного сотрудничества.

Государственные границы требуют особого внимания к вопросам таможенного контроля, соблюдения нормативных актов и обеспечения безопасности. Это делает приграничные территории важными с точки зрения управления экономическими потоками и предотвращения нелегальной деятельности.

Многие приграничные регионы обладают развитой инфраструктурой, такой как порты, аэропорты, железные и автомобильные дороги, что способствует эффективной логистике и движению товаров и людей. Часто в приграничных регионах действуют особые экономические зоны, предоставляющие налоговые льготы и упрощённое таможенное оформление, что стимулирует инвестиционную активность и развитие бизнеса.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Б. Стратегическое развитие трансграничных регионов : Республика Бурятия — Монголия — Автономный район Внутренняя Монголия / А. Б. Андреев, Т. В. Андреева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский государственный университет, Байкальский институт природопользования. — Улан-Удэ : Бурятский государственный университет имени Доржи Банзаро-ва, 2016. — 154 с. — ISBN 978-5-9793-0877-7. — EDN WKRZOV.

2. Божко Л. Л. Приграничное положение как фактор регионального развития / Л. Л. Божко // Вестник университета. — 2010. — № 4. — С. 96—104. — EDN TQIVQF.

3. Виленский А. В. Геостратегические приграничные территории России: малое и среднее предпринимательство / А. В. Виленский // Федерализм. — 2021. — Т. 26, № 2 (102). — С. 169— 186. — DOI 10.21686/2073-1051-2021-2-169-186. — EDN NWMTDV.

4. О Государственной границе Российской Федерации : закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 06.04.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.06.2024). — URL: https://legalacts.ru/doc/ zakon-rf-ot-01041993-n-4730-1-o/ (дата обращения 20.11.2024 г.).

5. Игнатенко И. М. Приграничные территории России: проблемы развития и перспективы сотрудничества / И. М. Игнатенко // Систе-

ма ценностей современного общества. — 2014. — № 35. — С. 82—86. — EDN SEHUFP.

6. Модельный закон о пограничной безопасности (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 г. Постановлением 35-10 на 35-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). — URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=6212 8&ysclid=lmam4up6by186869699 (дата обращения 20.11.2024 г.).

7. Мокроусова К. А. Приграничные территории: формализованные и доктринальные аспекты / К. А. Мокроусова, А. Н. Нифанов // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 10 (226). — С. 143—146. — DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_143. — EDN OWSBDJ.

8. МорошкинаМ. В. Приграничные территории как точки экономического роста / М. В. Морошкина // Вопросы новой экономики. — 2024. — № 1 (69). — С. 6—17. — DOI 10.52170/1994-0556_2024_69_6. — EDN YUMYLI.

9. Пограничный словарь. — Москва : Академия Федеральной ПС РФ. 2002. — URL: https://rus-border-dict.slovaronline. com/?ysclid=lmbyl56xmp358533296 (дата обращения 20.11.2024 г.).

10. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран : (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / А. Г. Базарова, Н. А. Бардаханов, В. С. Батомункуев [и др.]. — Новосибирск : Издательство Сибирского отделения РАН, 2010. — 610 с. — (Интеграционные проекты СО РАН ; Выпуск 23). — ISBN 978-5-7692-1083-3. — EDN QKJJUF.

11. Об утверждении методических рекомендаций о применении карнета АТА : приказ ФТС России от 25 июля 2007 г. № 895 (в ред. Приказов ФТС России от 02.10.2009 № 1814, от 14.01.2010 № 23, от 30.07.2012 № 1527). — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/07pr0895/ (дата обращения 20.11.2024 г.).

12. Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 2577-р. —URL: https://docs.cntd.ru/document/5659640 11?ysclid=lmajc5t3s770125526 (дата обращения 20.11.2024 г.).

13. Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации : распоряжение Правительство Российской Федерации от 09.02.2001 г. № 196-р. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901780926? ysclid=lmajjfnnt4322659447 (дата обращения 20.11.2024 г.).

14. Троянская М. А. Приграничные территории: понятие, развитие и значение для нацио-

нальной экономики / М. А. Троянская, Ю. Г. Тюрина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2020. — Т. 16, № 3 (384). — С. 431—448. — DOI 10.24891/ni. 16.3.431. — EDN MFJTDT.

LITERATURE

1. Andreev A. B. Strategic development of cross-border regions : Republic of Buryatia — Mongolia — Inner Mongolia Autonomous Region / A. B. Andreev, T. V. Andreeva ; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Buryat State University, Baikal Institute of Environmental Management. — Ulan-Ude : Dorji Banzarov Buryat State University, 2016. — 154 p. — ISBN 978-5-9793-0877-7. — EDN WKRZOV.

2. Bozhko L. L. The border situation as a factor of regional development / L. L. Bozhko // Bulletin of the University. — 2010. — No. 4. — Pp. 96—104. — EDN TQIVQF.

3. Vilensky A. V Geostrategic border territories of Russia: small and medium-sized enterprises / A. V. Vilensky // Federalism. — 2021. — Vol. 26, No. 2 (102). — Pp. 169—186. — DOI 10.21686/20731051-2021-2-169-186. — EDN NWMTDV.

4. On the State Border of the Russian Federation : The Law of the Russian Federation dated 04/01/1993 No. 4730-1 (as amended on 04/06/2024) (with amendments and additions, intro. effective from 06/17/2024). — URL: https://legalacts. ru/doc/zakon-rf-ot-01041993-n-4730-1-o / (accessed 11/20/2024).

5. Ignatenko I. M. Border territories of Russia: problems of development and prospects of cooperation / I. M. Ignatenko // The value system of modern society. — 2014. — No. 35. — Pp. 82—86. — EDN SEHUFP.

6. The Model Law on Border Security (Adopted in St. Petersburg on 28.10.2010 By Resolution 35—10 at the 35th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States). — URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=62128&ysclid=lmam4up6by186869699 (accessed 11/20/2024).

7. Mokrousova K. A. Border territories: formalized and doctrinal aspects / K. A. Mokrousova, A. N. Nifanov // Law and the state: theory and practice. — 2023. — № 10 (226). — Pp. 143—146. —

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_143. — EDN OWSBDJ.

8. Moroshkina M. V. Border territories as points of economic growth / M. V. Moroshkina // Issues of the new economy. — 2024. — № 1 (69). — Pp. 6—17. — DOI 10.52170/1994-0556_2024_69_6. — EDN YUMYLI.

9. Border Dictionary. Moscow: Academy of Federal Law of the Russian Federation. 2002. — URL: https://rus-border-dict.slovaronline. com /?ysclid=lmbyl56xmp358533296 (accessed 11/20/2024).

10. Border and cross—border territories of Asian Russia and neighboring countries : (problems and prerequisites for sustainable development) / A. G. Bazarova, N. A. Bardakhanov, V. S. Batomunkuyev [et al.]. — Novosibirsk : Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2010. — 610 p. — (Integration projects of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; Issue 23). — ISBN 978-5-7692-1083-3. — EDN QKJJUF.

11. On approval of methodological recommendations on the use of ATA Carnet : Order of the Federal Customs Service of Russia dated July 25, 2007 No. 895 (as amended. Orders of the Federal Customs Service of Russia dated 02.10.2009 N 1814, dated 14.01.2010 N 23, dated 30.07.2012 N 1527). — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/07pr0895 / (

12. On approval of the Concept of Cross-border cooperation in the Russian Federation : accessed 11/20/2024). 12. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 7, 2020 No. 2577-r. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/565964011 ?ysclid=lmajc5t3s770125526 (accessed 11/20/2024).

13. On Approval of the Concept of Cross-border cooperation in the Russian Federation : Decree of the Government of the Russian Federation No. 196-r dated 09.02.2001. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/901780926 ?ysclid=lmajjfnnt4322659447 (accessed 11/20/2024).

14. Troyanskaya M. A. Border territories: concept, development and significance for the national economy / M. A. Troyanskaya, Yu. G. Tyurina // National interests: priorities and security. — 2020. — Vol. 16, No. 3(384). — Pp. 431—448. — DOI 10.24891/ni.16.3.431. — EDN MFJTDT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.