когнитивных) особенностей командира и подчиненного необходимо для решения прикладных задач: анализа процесса взаимодействия партнеров по общению в различных служебных контекстах, помощи в решении коммуникативных затруднений при выполнении профессиональных задач. Важное направление прикладного использования результатов такого изучения состоит в создании новых микросоциальных технологий, направленных на формирование представлений, релевантных системе жесткой регламентации и подчинения.
Итак, исследование образа командира и служебного взаимодействия с ним позволяет выявить и описать особенности когнитивных представлений подчиненных в целях изменения смысловых категорий для целенаправленной модификации их в конструктивном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. - Тюмень, 1998.
2. Доценко Е. Л. Семантика межличностного общения: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2000.
3. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск, 1997.
4. СтоляренкоЛ. Д. Основы психологии. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - Сер. Учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д, 2000.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
В. М. Игнатов
Санкт-Петербургский университет МВД России
Деятельность специалистов финансово-экономической сферы в подразделениях органов внутренних дел обладает выраженной спецификой. Она направлена на обеспечение сохранности, укрепление законности и повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов всех форм собственности. Общеизвестно, как выросло количество преступлений в экономической сфере. Распространение и изменение видов экономических преступлений в постсоциалисти-ческом обществе вызвало необходимость целенаправленной подготовки кадров, обладающих комплексной юридической и экономической квалификацией. Основной базой в МВД по подготовке и переподготовке специалистов данного направления стал Санкт-Петербургский университет МВД России. В соответствии с приказом министерства от 30 июля 1998 г. № 458 в его составе был организован факультет подготовки финансово-экономических кадров.
В системе МВД экономисты работают в различных подразделениях в области экономики, управления, финансовой и контрольно-ревизионной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Основными функциями экономистов в ОВД являются организационно-управленческая, контрольно-ревизионная, информационно-аналитическая, нормативно-методическая, внешнеторговая. Кроме того, выпускники экономичес-
кого факультета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» могут решать административно-хозяйственные, экспертно-консультационные, оперативноэкономические, экономико-правовые и научно-методические задачи. Выпускники вузов МВД, получившие подготовку по экономической специализации, направляются на службу в управления по борьбе с организованной преступностью, в контрольно-ревизионные управления и отделы, работают в финансовой разведке, налоговой полиции, выполняют обязанности экспертов и консультантов.
Однако в каком бы подразделении ни работал выпускник экономического факультета вуза МВД, он является защитником правопорядка и законности в обществе. Поэтому качеством, объединяющим разнонаправленные требования, может выступать профессиональное правосознание юристов-экономистов. Для любого юриста уровень его сформированности рассматривается как важнейшее профессионально важное качество, как необходимое условие выполнения специалистом возложенных на него обязанностей в правоохранительной сфере.
В современной правовой науке правосознание понимается как одна из форм общественного сознания, которая отражает взгляды, представления и чувства граждан относительно права и государственно-правовых явлений. Правосознание рассматривается как совокупность чувств, эмоций, взглядов, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.
Изучению проблем формирования правосознания будущих юристов посвящен ряд исследований, но в большинстве своем это работы по юридической специализации. Даже традиционные для педагогики вопросы формирования правовой культуры и правового воспитания чаще изучаются в юридическом аспекте. Правосознание экономистов, которые будут служить в правоохранительных органах, как самостоятельная проблема в литературе до сих пор целенаправленно не рассматривалось. В нашем исследовании была поставлена задача изучить психолого-педагогические условия формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД. На диагностическом этапе изучались мнения и суждения курсантов, характеризующие особенности их отношения к праву, правовым нормам и правовому поведению.
В диагностических целях использовались две методики. Первая представляет тематический опросник «Отношение к праву», апробированный в психологических исследованиях Д. С. Безносова (1) и А. М. Ивановой (4). Методика позволяет выявить типы правосознания на основе сочетания четырех характеристик: отношение к правовым знаниям (и самооценку их уровня), отношение к праву в собственной жизнедеятельности, положительные эмоции, направленность на правомерное поведение и оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Различные комбинации четырех характеристик - правовое знание, правомерное поведение, значимость для себя и для общества - образуют 8 уровней сформированности правосознания - 4 позитивных
(реализм, идеализм, конформизм и фетишизм) и 4 негативных (инфантилизм, скептицизм, цинизм, нигилизм).
Вторая методика «Неоконченные предложения» была проективной и дополняла первую. Ее формулировки позволяли выявить типичные суждения будущих экономистов по различным вопросам их профессионально-правовой деятельности. Дополнительно использовались материалы, полученные в процессе групповых и индивидуальных бесед с курсантами. Были опрошены 100 человек (50 человек в начале второго года обучения и столько же в начале пятого года, из них 57 девушек и 43 юноши), осваивающих специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях». Ниже представлены некоторые результаты проведенного исследования.
Прежде всего следует отметить, что юноши и второго, и пятого курсов в большинстве своем хотели бы после окончания университета работать в контрольно-ревизионных службах или в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями. В единичных случаях отмечается желание работать в ОВД, но по другой специальности. На пятом курсе значимо возрастает количество желающих работать в коммерческих структурах. Девушки также, как правило, намерены работать по специальности в ОВД. Иногда называются подразделения налоговой инспекции, в лицензионно-разрешительной системе, в контрольно-ревизионных организациях.
Знание правовых норм для специалистов финансово-экономической сферы почти все отвечавшие оценивают очень высоко. В неоконченных предложениях используются такие формулировки, как «обязательно», «необходимо», «чрезвычайно важно», «неотъемлемая часть его деятельности», «основа благополучной работы».
По методике «Отношение к праву» суждение: «Я считаю, что необходимо знать и сознательно соблюдать правовые нормы» также занимает первое рейтинговое место. Несогласных с ним выявлено не было. Так же высоко курсанты оценивают суждение: «Я считаю, что поведение человека должно соответствовать нормам права». К тому же большинство отвечавших высоко или выше среднего оценивают уровень своих правовых знаний и уровень собственного правосознания. Лишь 15,0%, в основном девушки, отметили, что требуется самосовершенствование и дальнейшее развитие.
Анализ ответов, касающихся понимания сущности правосознания экономиста, показывает, что по этому вопросу суждения курсантов бессистемны, отрывочны. Второкурсники гораздо чаще ориентируются на знание законов, нормативных правовых актов, реже называется отношение или понимание права. На старших курсах значимо чаще, наряду со знанием законодательства, называются компетентность, профессионализм, умение применить знания на практике, соблюдение норм в своей деятельности. Одновременно почти половина отвечавших считают, что в современных условиях развитое правосознание очень важно, необходимо, но встречается редко.
В то же время, заканчивая предложение: «Соблюдать правовые нормы в современных условиях эконо-
мисту ...», лишь 70,0% второкурсников (девушки - значимо чаще) предложили утверждающие формулировки: «Нужно», «Необходимо», «Очень важно», «Обязательно» и т. д. Остальные высказывали такие суждения, как «Очень сложно, так как нужно знать все правовые нормы»; «Можно не соблюдать, главное, чтобы об этом не узнали»; «Приходится, но очень трудно»; «Нужно, а то посадят»; «Невозможно». Пятикурсники в основном высказывают позитивные суждения, но часто отмечают, что это сложно, трудно, нелегко в современных условиях, «потому что нужно работать с другими», «так как каждый пытается что-то “положить в карман”» и т. д., т. е. их суждения можно считать более зрелыми и реалистичными.
Еще более показательными являются суждения курсантов и второго, и пятого года обучения, заканчивавших предложение: «Умение обойти закон для экономиста.». Лишь третья часть юношей оценивают это умение негативно. Столько же считают, что такое умение необходимо, «чтобы своевременно пресечь преступные действия», «для сотрудника это инструмент по пресечению преступлений». Некоторые из них считают, что это признак профессионализма и подтверждают такими ответами, как: «Является весьма важным»; «Очень важно»; «Доказательство его умений и навыков»; «Очень необходимо»; «Богатое будущее»; «В некоторых случаях крайне важно»; «Значит правильно и умело сделать то, что он задумал»; «Это профессионализм»; «Это навык, выработанный годами».
Девушки в основном оценивают это умение негативно, но и у них встречаются формулировки: «Важно в сегодняшнее время»; «Доскональное знание законодательства и умение применить недостатки этого законодательства в свою пользу»; «Умение жить»; «Значит владеть нормами»; «Это показатель знания закона»; «Очень важно».
Вместе с тем предложение: «В профессии экономиста тот, кто нарушает правовые нормы.» заканчивалось словами: «Преступник», «Подлежит ответственности перед законом»; «Должен нести за это наказание»; «Не является хорошим специалистом», «Не должен работать в ОВД»; «Несет административную или уголовную ответственность» и т. д. Индивидуальные и групповые беседы с курсантами на эту тему показали, что они часто понимают умение обойти закон не как его нарушение, а как использование разночтений, противоречий в законодательстве.
Еще один пример противоречий в правосознании будущих экономистов связан с суждениями курсантов, высказанных в предложении: «Правопослушный экономист в правоохранительных органах...». Несмотря на то что большинство пятикурсников и девушки-второкурсницы дают ему очень высокую оценку, но она формулируется, скорее, как идеальная и желательная, чем реальная. Например, типичны такие высказывания: «Это должно стать для всех законом»; «Это гордость», «Редкость», «Редкое и очень востребованное явление», «Образец для подражания», «Ценный работник», «Отличный, ценный, хороший сотрудник»; «Служит идеалом для системы»; «Это как благородный врач»; «Это правило, не
имеющее исключения»; «Существует»; «Образец для подражания»; «Залог хорошего отношения к МВД»; «Редкость, но встречается»; «Это нормальное явление»; «Данность». Юноши-второкурсники гораздо более скептичны и выражают это в соответствующих формулировках.
Вместе с тем, заканчивая предложение: «Сочетание правопослушности и успешности работы экономиста», курсанты значительно чаще (до 65,0% формулировок) дают позитивные утверждения, хотя также подчеркивают трудность такого сочетания.
Преобладают позитивные ответы и в суждениях относительно выбора средств для служебного роста. «Для того, чтобы продвигаться по служебной лестнице, - считают курсанты (в том числе и юноши-второкурсники, хотя и здесь скептицизма больше, чем у других категорий отвечавших), - нужно выделяться в лучшую сторону, нужно много знать и помогать товарищам; надо много работать; нужно служить честно, добросовестно работать, выполнять свои обязанности; все время повышать свой квалификационный уровень; нужно быть знатоком своего дела и просто хорошим, решительным человеком; понимать свою работу; быть правопослушным, проявлять свою инициативу, нужно усердно работать и завоевывать авторитет у начальства; знать свое дело; добросовестно выполнять служебные обязанности, иметь хорошие знания, и т. д.».
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что более 20,0% курсантов старших курсов считают, что «успешный специалист в финансовой сфере руководствуется прежде всего...» опытом, своей интуицией и умом, умениями, правильным взглядом на сущность вещей. Большинство в этой фразе ставит на первое место закон, законодательство, нормативные правовые акты.
В целом полученные данные позволяют утверждать, что будущие экономисты высоко оценивают роль права в своей профессиональной деятельности, положительно относятся к соблюдению правовых норм, но не умеют в должной мере осмыслить, особенно на младших
курсах, информацию о положении дел на практике, с которой они сталкиваются, осваивая новые знания. Правовой нигилизм, скептицизм в правосознании современного общества нередко отмечается в научной литературе и публицистике (1; 2, 103-104; 3, 268, 271; 4).
Приведенные примеры, характеризующие отношение будущих экономистов к правовым нормам, показывают, что их правосознание, особенно на втором курсе, отличается противоречивостью и требует целенаправленной работы по обсуждению соответствующих вопросов в образовательном процессе.
Квалификационные требования к выпускникам факультета подготовки финансово-экономических кадров определяют, что выпускник должен иметь твердые убеждения в высшей ценности права, необходимости укрепления правового государства, защиты конституционного строя, значимости избранной специальности для обеспечения последовательного развития общества, стабильного функционирования государства. Это означает, что формирование правосознания будущих экономистов является важнейшей задачей в их профессиональной подготовке. Разработка педагогических технологий и условий их реализации является задачей дальнейшего исследования автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безносов Д. С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004.
2. Бурханов Ч. М. Проблемы профессионально-правового воспитания экономистов в вузе МВД России //Актуальные проблемы философии права: мат-лы Всерос. науч. конф. -СПб., 2004.
3. Гриб В. В. Правовой нигилизм как характерная черта российского правосознания // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: мат-лы межвуз. науч.-теорет. конф. - СПб., 2003.
4. Иванова А. М. Психосемантика индивидуального правосознания курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006.