УДК 796.011.3
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СТРУКТУРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Гия Амиранович Абрамишвили, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва; Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской психолого-педагогический университет; Мария Славовна Антонова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пиро-
гова, г. Москва
Аннотация
Негативная тенденция, наблюдаемая в России, по ухудшению состояния здоровья, снижению уровня физической подготовленности, дисгармонии физического развития и снижения физической работоспособности школьников, требует привлечения кардинальных изменений в процесс физического воспитания, начиная с начальной школы. В связи с этим нами проведена работа по изучению потребностно-мотивационных характеристик в структуре физической культуры личности младшего школьника.
Ключевые слова: учащиеся, физическое воспитание, мотивация, двигательная активность, урок физической культуры, виды спорта, двигательный режим.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p115-120
CHARACTERISTICS OF NEED-MOTIVATIONAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PHYSICAL CULTURE OF THE PERSONALITY OF YOUNGER
SCHOOL STUDENT
Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Giya Amiranovich Abramishvili, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University Moscow; Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Psychology and Pedagogical University; Maria Slavovna Antonova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, the Pirogov Russian National Research
Medical University, Moscow
Annotation
The negative tendency observed in Russia on deterioration in a state of health, decrease in level of physical fitness, disharmony of physical development and decrease in physical efficiency of school students, all it demands the attraction of fundamental changes in the process of the physical training, beginning from the elementary school. In this regard we have carried out work on studying of the need-motivational characteristics in the structure of physical culture of the personality of the younger school student.
Keywords: pupils, physical training, motivation, physical activity, physical education class, sports, motive mode.
ВВЕДЕНИЕ
Учащиеся младших классов обладают различным уровнем здоровья, физической подготовленности, теоретической и психической готовностью для решения задач основной направленности учебно-воспитательного процесса [2, 6, 8]. Годами сложившийся подход в обобщенном выборе средств физического воспитания, усредненное дозирование физической нагрузки, без учета индивидуальных способностей, делают нагрузку на занятиях для одних чрезмерной, для других недостаточной [3, 9].
Добиться более высоких показателей эффективности физического воспитания учащихся возможно с помощью изменения построения и содержания уроков физической
культуры, сделав их при этом интересными, доступными и привлекательными. Для этого необходимо использовать в работе дифференцированные подходы при развитии физических способностей, формировании двигательных умений и навыков, формируя у детей основы знаний, мотив и потребность к осознанному и самостоятельному выполнению физических упражнений [2, 3, 4, 10].
Современные условия жизни, новая парадигма образования предъявляют новые требования, заставляющие изменить тип педагогического мышления. Поиск альтернативы по организации учебного процесса привел к появлению в образовании гимназий, прогимназий, лицеев.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами рассматривалась мотивация к занятиям физическими упражнениями учащихся младшего школьного возраста гимназий и лицеев, потребностно-мотивационная характеристика физической культуры, а так же проводилось исследование двигательной активности [1, 7].
Двигательная активность учеников определялась по мотивации к занятиям физическими упражнениями, по регулярности и частоте занятий, общего времени, затраченного на них за неделю, тренировочной деятельности в спортивной школе, организационным формам занятий (занятия в спортивных секциях и тренировки в ДЮСШ, самостоятельных занятий в домашних условиях под руководством родителей, уроки физической культуры).
Нами анализировались мнения учащихся о сообразности занятий видами спорта [5]. Были подготовлены и адресованы учащимся следующие вопросы: насколько интересно и продуктивно проходят уроки физической культуры, определялось мнение детей в необходимости проведения этих занятий, существует ли потребность в увеличении количества занятий в неделю, а так же выявлялись виды спорта, вызывающие наибольший интерес у учащихся, и какими видами спорта они хотели или уже занимаются в настоящее время.
Нас интересовали основные причины и побуждающие мотивы, заставляющие респондентов заняться тем или иным видом спорта. В процессе анкетирования детям были заданы 27 вопросов, в которых они выбирали различные варианты ответа. На вопрос: «Насколько полезными ты считаешь для себя занятия на уроках физической культуры?», ответы были следующие: ученики гимназии - 67,4%; лицея - 67,6%; посещение уроков физической культуры считают эффективными и полезными, испытывают сомнения по этому вопросу - (гимназия -17,8%; лицей - 18,5%), и считают не нужными - (гимназия -14,8%; лицей - 13,9%) проведение этих занятий.
По данным анкетирования, сомнения, имеющиеся у учащихся о пользе занятий физической культурой, связаны с отсутствием или невысоким уровнем в этой области знаний, отсутствием, потерей интереса к урокам по данному предмету, из-за недостаточного уровня физического развития (по морфофункциональным показателям) и физической подготовленности. Многие учащиеся осознавали важность воздействия уроков на состояние здоровья занятий физическими упражнениями, гармоничность физического развития и влияния на развитие физических качеств.
У большинства (81,1%) учащихся отмечено положительное отношение к урокам физической культуры, дети отмечают заинтересованность педагогов физической культуры к проведению уроков и привлечению учеников к ним. Многие ученики (гимназия -94,8%; лицей - 95,4%) заинтересованы в посещении уроков по физической культуре и регулярно это делают. Бросается в глаза большая учебная загруженность учащихся, что заставляет их уделять много времени самостоятельной подготовке в виде домашних заданий. Решение такого несбалансированного положения дел в режиме дня, а так же их полноценного физического воспитания возможно лишь с учетом их активного участия в
спортивно-массовых мероприятиях и обязательного посещения уроков согласно утвержденному расписанию.
При ответах учащиеся проявляют некую убежденность проведения трех уроков физической культуры - (гимназия - 51,9%; лицей - 53,1%), имеют мнение 24,0% учащихся гимназии и 26,9% лицея о том, что вполне достаточно уже имеющихся двух уроков в неделю. Незначительное количество обучающихся хотели бы видеть в расписании увеличения уроков до четырех раз в неделю - (гимназия - 24,1%; лицей - 20,0%). Трехразовые занятия в неделю на наш взгляд, оптимально сбалансированный вариант для детей этого возраста.
Основными мотивами при занятиях на уроках у мальчиков гимназии отмечено -(40,3%) «развитие силы и ловкости», «для владения приемами самообороны» (19,4%), «с целью формирования спортивной и подтянутой фигуры» (16,1%). У мальчиков лицеев можно отметить наиболее значимыми такие мотивы как: «развитие силы и ловкости» (46,9%), «для владения приемами самообороны» (14,1%), «с целью формирования спортивной и подтянутой фигуры» (14,0%).
У девочек в данных образовательных учреждениях, наблюдается иная значимость мотивов к занятиям физическими упражнениями: «для формирования подтянутой и красивой фигуры» (гимназия - 47,8%, лицей - 51,5%), «для улучшения состояния здоровья» (22,4%; 22,7%), адекватно и самодостаточно чувствовать себя среди сверстников» (соответственно 20,9 и 15,2%).
Проведенный анализ показал, что у учащихся лицеев и гимназий просматривается некоторая общность в закономерности проявления и значимости мотивов. С другой стороны отдельные мотивы при занятиях физической культурой отличаются по показателям достаточно значительно.
Мальчики в большинстве отдают предпочтение следующим видам спорта: спортивные игры (баскетбол, волейбол, теннис, футбол), экстремальным видам спорта, различным видам легкой атлетики и плаванию.
У девочек наиболее популярны спортивные игры, художественная и спортивная гимнастика, шейпинг, аэробика и плавание.
По нашим данным, только 24,7% учеников гимназий и лицеев считают себя здоровыми, 30,1% школьников дают невысокую оценку состоянию своего здоровья, а 45,2% анкетируемых проявляют недовольство своим здоровьем. Правил ведения здорового образа жизни придерживаются, небольшое количество 11,6% детей, основная масса 62,5% учащихся оценивают свой образ жизни как нездоровый.
Только отдельные учащиеся младших классов гимназий и лицеев дают положительную оценку занятиям физической культурой для повышения общего уровня состояния здоровья, проявляют интерес к занятиям различными видами спорта. Физические упражнения - важные и универсальные средства воспитания учащихся, однако привлечь их к занятиям достаточно трудно, часто это связано с финансовыми проблемами в семье. Одно из важных направлений перестройки и переосмысления содержания физической культуры в учебных заведениях разного типа - изучение результатов физкультурно-спортивной работы в оценке самих занимающихся.
Результаты исследования позволили сгруппировать мнения учеников о причинах низкого авторитета учебного предмета «Физическая культура» по четырем направлениям: содержание уроков; методика занятий; материальное обеспечение; работа педагогов.
По содержанию уроков: «заниматься больше подвижными играми», «чаще включать эстафеты», «давать учебный материал с учетом двигательных возможностей и пожеланий учащихся». По методике занятий: «интереснее проводить уроки», «давать разнообразную физическую нагрузку», «сделать более доступными учебные нормативы», «проводить уроки с музыкальным сопровождением», «отводить больше времени на самостоятельное выполнение упражнений на уроке».
По материальному обеспечению: «иметь красивую спортивную форму», «лучший по качеству инвентарь», «построить тренажерный зал», «сделать хорошие раздевалки с душевыми». Пожелания по работе педагогов: «чтобы учитель больше внимания уделял ученикам», «чтобы отменил уставные отношения на уроках физической культуры», «чтобы давать возможность больше играть на уроке». По мнению учащихся учебных заведений разного типа, необходимо чаще использовать игровой и соревновательной методы, включать упражнения с учетом интереса занимающихся, использовать на уроках физической культуры музыкальное сопровождение, дифференцировать учебные задания с учетом особенностей пола, успеваемости, уровня физической подготовленности.
Основные формы занятий, которые используют учащиеся учебных заведений разного типа во внеурочное время: утренней гигиенической гимнастикой занимаются 23,0% мальчиков и 14,3% девочек, оздоровительным бегом - соответственно 21,4 и 6,7%, физкультурные паузы выполняют 19,0 и 11,3%, на прогулках играют и развлекаются 36,5 и 26,3%, в спортивных секциях занимаются 16,7 и 11,3%.
«Что же мешает вам во внеучебное время заниматься регулярно физическими упражнениями?» Полученные ответы таковы: «нет времени» - 32,5% мальчиков и 45,9% девочек; «лень» - 27,8 и 15,8%; «не позволяют жилищные условия» - 18,3 и 13,5%; «нет вблизи спортивных сооружений» - 15,9 и 17,3%; «не знаю комплексов упражнений» - 7,1 и 12,0%; «не поощряют родители» - 14,3 и 12,8%. Ответы респондентов показывают, что пока у детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, не проявляется в должной мере потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, что ссылки большинства учащихся гимназий и лицеев на дефицит времени несостоятельны, не сформированы умения организовать свой физкультурно-спортивный досуг.
На вопрос «Помогают или мешают занятия физической культурой вашей учебе по другим предметам?» учащиеся ответили так: «помогают» - 27,8% (мальчики) и 20,3% (девочки); «не мешают» - 67,5 и 69,2%; «мешают» - 3,1 и 5,3%.
На вопрос «Помогают или мешают занятия физической культурой вашей учебе по другим предметам?» учащиеся ответили так: «помогают» - 27,8% (мальчики) и 20,3% (девочки); «не мешают» - 67,5 и 69,2%; «мешают» - 3,1 и 5,3%.
На вопрос «Авторитетна ли физическая культура у ваших родителей?» утвердительно ответили 50,2% учеников, отрицательно - 39,4%; 10,4% учащихся оставили вопрос без ответа. По нашим данным, 68,7% родителей не интересуются уровнем физической подготовленности своего ребенка. Многие (67,6%) учащиеся указали на необъективность оценивания их двигательных возможностей, что формирует у них негативное отношение к урокам физической культуры.
Мы изучали сезонность динамики показателей двигательной активности у учащихся лицеев и гимназий (рисунок 1). Наибольший показатель спонтанного проявления двигательной активности выявлен в летний период (июль), как у мальчиков, так и у девочек. Наименьший показатель определен в зимний (девочки) и весенний (мальчики) периоды. По данному показателю мальчики существенно превосходят девочек. Так же наиболее высокие показатели организованной двигательной активности отмечены у мальчиков, чему способствовала их двигательная устремленность, обеспечившаяся данный уровень в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Выявленные данные показателей сезонной организованной двигательной активности несущественно изменяются в процессе обучения в образовательных учреждениях разного типа.
В результате было выявлено, что общий двигательный режим детей гораздо ниже рекомендуемых нормативных показателей, способствующих нормальному функционированию систем организма. Суммарная учебная деятельность в условиях данных учебных заведений составляет 8,7 часов у мальчиков, у девочек - 9,2 часов.
Необходимо отметить, что у учащихся в гимназиях и лицеях ярко просматривается
доминирование части времени, приходящегося на учебную деятельность, и как следствие низкие показатели уровня двигательной активности.
Мальчики
сентябрь 1...................................................|_|_
ноябрь январь март май
гг
2000
4000
сентябрь ноябрь январь март май
6000
Девочки I_I
8000 10000 12000 14000 Количество шагов
=Т=
=Т=
=т=
=т=
=т=
=т=
=т=
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 □ Организованная □ Спонтанная
8000 9000 10000 Количество шагов
Рисунок 1. Сезонная организованная и спонтанная двигательная активность учащихся гимназий и лицеев
в динамике (средние показатели)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования показывают, что основная масса учащихся осознаёт, что урочные и внеурочные занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на их здоровье, физическое развитие, физическую подготовленность. Детям нравится организация, построение, методика проведения уроков, они предпочитают увеличения их количества в неделю. К сожалению, общий двигательный режим обучающихся гораздо ниже уровня, обеспечивающего функционирование систем организма в норме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамишвили, Г. А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. - 2015. - № 1. - С. 67-70.
2. Абрамишвили, Г.А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 7-12.
3. Березина, Л.А. Оптимизация двигательного режима учащихся младшего школьного возраста в учебных заведениях нового типа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Березина Л.А. -Волгоград, 2003. - 24 с.
4. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учета их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 714.
5. Карпов, В.Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 9-11.
6. Карпов, В.Ю. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д. Калинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.
7. Карпов, В. Ю. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры младших школьников новых типов учебных заведений / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили //
июль
0
июль
0
Известия Сочинского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 141-143.
8. Карпов, В.Ю. Типоспецифическая физическая подготовка учащихся младшего школьного возраста лицеев и гимназий / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 113-117.
9. Макеева, В.С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся / В.С. Макеева // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 41-43.
10. Abramishvili, G.A. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils / G.A. Abramishvili, V.Y. Karpov, M.V. Eremin // Asian Social Science. - 2015. - No. 11. - V. 19. -P. 329-334.
REFERENCES
1. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general educational institution", Scientific search, No. 1, pp. 67-70.
2. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2014), "Modern view on problems of physical training of pupils of younger school age" / G.A. Abramishvili, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 7-12.
3. Berezina, L.A. (2003), Optimization of the motive regime of pupils of younger school age in educational institutions of new type, dissertation, Volgograd.
4. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education pupils of elementary grades on a basis the accounting of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.
5. Karpov, V.Yu. and Golov, V.A. (2008), "Children and youth sport in development of physical culture of the studying youth", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 9-11.
6. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Kalinin A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.
7. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A (2011), "Need-motivational characteristics of physical culture of younger school students of new types of educational institutions", News of Sochi State University, No. 2, pp. 141-143.
8. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Type-specific physical training of pupils of younger school age of lyceums and gymnasiums", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 113-117.
9. Makeeva, V.S. (2013), "The differentiated approach in formation of physical culture trained", Pedagogical education and science, No. 4, pp. 41-43.
10. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils", Asian Social Science, No. 11, Vol. 19, pp. 329-334.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2016
УДК 796.015.365
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ
Александр Петрович Кизько, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Новосибирск
Аннотация
Физические нагрузки в спорте стали не только средством достижения выдающихся результатов, но и острейшим стрессовым фактором, способным разрушить физическое и духовное благополучие человека. В этой связи в теории и методике спорта существует потребность в поиске и обосновании подходов к подготовке спортсменов, позволяющих решить проблему строгой индивидуализации тренировочного процесса, т. е. привести систему тренировочных воздействий в соответствие с объективными закономерностями деятельности организма человека, как эволюционно сформировавшейся биологической системы.
Ключевые слова: управление подготовкой спортсменов, перспективы совершенствования.