Научная статья на тему 'Характеристика налогового контроля осуществляемого налоговыми органами России'

Характеристика налогового контроля осуществляемого налоговыми органами России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СБОР / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Виктор Владимирович

ФНС России представляет собой систему органов, построенных по предметно-территориальному принципу на началах строгой иерархии, что позволяет выстроить систему непрерывного контроля за законностью как внутри самой системы, так и контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мороз Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE TAX CONTROL CARRIED OUT BY THE TAX AUTHORITIES OF RUSSIA

FTS of Russia is a system of organs, built by subject-territorial principle on the basis of a strict hierarchy that allows you to build a system of continuous monitoring of the legality of both within the system and the control over the payment of taxes and fees by taxpayers.

Текст научной работы на тему «Характеристика налогового контроля осуществляемого налоговыми органами России»

Мороз В. В.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

14. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

14.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Налогового консультирования»

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: ФНС России представляет собой систему органов, построенных по предметно-территориальному принципу на началах строгой иерархии, что позволяет выстроить систему непрерывного контроля за законностью как внутри самой системы, так и контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками. Ключевые слова: налог, сбор, налоговый орган, налоговое администрирование, эффективность

CHARACTERISTICS OF THE TAX CONTROL CARRIED OUT BY THE TAX AUTHORITIES OF RUSSIA

Moroz Viktor V., Ph.D., Associate Professor, Professor of Tax Consulting Financial University under the Government of the Russian Federation

Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: FTS of Russia is a system of organs, built by subject-territorial principle on the basis of a strict hierarchy that allows you to build a system of continuous monitoring of the legality of both within the system and the control over the payment of taxes and fees by taxpayers.

Keywords: tax, fee, tax authority, tax Administration, effectiveness

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за

законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы и правоохранительные органы. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ. Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов и сборов.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

- обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

- улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

- проверка налоговых льгот, заявленных налогоплательщиками;

- пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

- проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для преду-

преждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном счете закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов;

г) правоохранительных органов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

а) камеральный - по месту нахождения налогового органа;

б) выездной - в месте расположения налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа.

Рассмотрев характеристику налогового контроля в его теоретической части, необходимо провести анализ налоговой отчетности (2-НК...) контрольной работы налоговых органов за 2013-2014 годы.

В 2014 году по результатам выездных и камеральных проверок соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено платежей

Мороз В. В. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

348.0 млрд. рублей, что на 14,7 млрд. рублей, или на 4,4% больше, чем в 2013 году, в том числе по результатам выездных проверок - 291,1 млрд. рублей (что на 3,6% выше уровня 2013 года - 280,9 млрд. рублей), по результатам камерального контроля - 57,0 млрд. рублей (на 8,8% больше, чем в 2013 году).

Из общей суммы доначисленных платежей по результатам налоговых проверок основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость - 160,6 млрд. рублей (46%), налогу на прибыль организаций -

109.1 млрд. рублей (31%), налогу на доходы физических лиц-38,1 млрд. рублей (11%), (см. рисунок 1).

I

СТРУКТУРА СУММ ДОНАЧИСЛЕННЫХ ГО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПЛАТЕЖЕЙ ПО ВИДАМ НАЛОГОВ. МЛРД РУБ.

2013 год

333 млрд. рублей

34,0 140,27 68,9

2014 год

348 млрд. рублей

| Налогнаприбыльоргажяцт □ Налогнад'ЭЁйапеигуистоимость | Налог надоходыфизическнхлц Щ Прочие налоги и сборы

I

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОМ РАБОТЫ ЗА 2014 ГОД

ДОНАЧИСЛЕНО ПОРЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ГРОВЕРОК

ипрд.руй

УРОВЕНЬ ВЗЫСКАНИЯ ПО ГРОВЕРКАМ. РЕШЕНИЯ ПО КОТОРЫМ ВСТУПИЛИ ВСИЛУ

^ "'т., ^

ЭФФЕКТИВНОСТЬ одной ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

и пн. руб.

УМ ЕН ЬШЕН О П О РЕШЕН ИЯМ СУДЕБНЬКИ ВЫШЕСТОЯ ЩИХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ млрд.руб. -11%

733

И;5

2)13 2014

I

I

Рисунок 1. Структура сумм доначисленных по результатам налоговых проверок (платежей по видам налогов).

Кроме этого в 2014 году налоговыми органами России проведено 35 758 выездных налоговых проверок, количество которых по сравнению с 2013 годом снизилось на 13,5%, и 32,9 млн. камеральных проверок (на 3,9% меньше, чем в 2013 году).

Удельный вес результативных выездных налоговых проверок достиг почти стопроцентного уровня - 98,8%.

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило (взыскано) дополнительно начисленных платежей на сумму 188,5 млрд. рублей, что на 12,6%, или на 21 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Уровень взыскания налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 57,9%, что на 3,3 п. п. выше, чем в 2013 году.

Применение риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, детальный анализ зон риска, использование всех инструментов, предоставленных действующим законодательством, получение информации из внешних источников, в том числе информации от правоохранительных органов, а также использование информации, получаемой налоговыми органами от иностранных налоговых администраций в рамках международных соглашений, использование сведений о трансграничных операциях и применении трансфертных цен позволило повысить эффективность выездных налоговых проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц на 19,8% по сравнению с 2013 годом (с 6,9 млн. рублей до 8,2 млн. рублей), (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Основные результаты контрольной работы за 2014 год.

Повышение уровня мобилизации налоговых доходов в бюджет обеспечивается в том числе за счет контрольно-аналитической работы.

По результатам аналитической работы налоговых органов после направления налогоплательщикам в ходе проведения камеральных проверок требований о предоставлении документов и (или) уведомлений с требованием о предоставлении пояснений, а также в процессе проведения выездных проверок и в связи с самостоятельной оценкой рисков, налогоплательщики в 2014 году представили 147,4 тысячи уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства, на общую сумму 54,9 млрд. рублей, что на 8,8 млрд. рублей, или на 19,2%, больше, чем за 2013 год.

В ходе контрольно-аналитической работы налоговыми органами:

- отказано в возмещении НДС на сумму 83,6 млрд. рублей (против 103,9 млрд. рублей в 2013 году, или на 19,5% меньше);

- выявлен не удержанный (удержанный не полностью) налоговыми агентами НДФл - 0,7 млрд. рублей;

- уменьшены суммы убытка - 477,4 млрд. рублей (на 111,7 млрд. рублей, или в 1,3 раза больше);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не приняты в уменьшение налогооблагаемой базы по НДФЛ имущественные и социальные вычеты - 11,1 млрд. рублей.

О положительных тенденциях в контрольной работе свидетельствует сокращение суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов. Так, за 2014 уменьшенные платежи по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов (с учетом восстановленных) сократились по сравнению с 2013 годом на 11,2% (с 78,3 млрд. рублей до 69,5 млрд. рублей).

Это свидетельствует как о повышении качества проведения контрольных мероприятий и сборе достаточной доказательственной базы по выявляемым правонарушениям, так и квалифицированном и профессиональном подходе по представлению интересов налоговых органов в суде.

Контроль налоговых органов за возмещением НДС налогоплательщиками.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос налогового контроля за возмещением налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, так как существующие проблемы при возмещении НДС требуют от налоговых органов пристального внимания к налогоплательщикам, заявляющих возмещение сумм налога из бюджета. За

2014 год поступления НДС составили 2 181,4 млрд. руб., что на 16,8% больше, чем за 2013 год.

Кроме того, за 2014 год по сравнению с 2013 годом на 23,8% (с 17,0 до 12,9 млрд. рублей) снизился показатель отмены арбитражными судами и вышестоящими налоговыми органами вынесенных территориальными налоговыми органами решений, связанных с незаконными попытками возмещения НДС, что говорит о повышении качества формирования доказательственной базы (см. рисунок 3).

I

Результаты контрольной работы по администрированию НДС за 2014 год

НДС ПО РФ

Отмена решений В НО и судами

Д, -23,3%

Уменьшено НДС по уточненным декларациям

f +13,9%

2014 г. 2013 г.

Доначисления по результатам камерального контроля f +0,5%

г.u г v l L. рил LiriA_n иг nvn I ^ru/lil

1HJ В I

2013 г. 2Ü1J г.

Рисунок 3. Результаты контрольной работы по администрированию НДС за 2014 год.

В то же время, темп прироста сумм отказа в возмещении НДС и сумм чистого отказа в возмещении НДС снизился на 30,7% (или на 26,2 млрд. рублей) и на 32,4% (или на 22,5 млрд. рублей) соответственно. Значение аналогичных показателей без учета результатов контрольной работы Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, на долю налогоплательщиков которого в 2013 году приходилась основная сумма отказа в возмещении нДс, в связи с активным применением мошеннических схем, в целом характеризуется приростом на 2,9% (или на 1,4 млрд. руб.) и на 1,9% (или на 0,7 млрд. руб.) соответственно.

Вместе с тем, на 13,6% в сравнении с 2013 годом вырос и составил 74,5 млрд. рублей показатель суммарного результата контрольной работы, который состоит из показателей суммы чистого отказа в возмещении НДС и показателя суммы заявленного к возмещению НДС, уменьшенного налогоплательщиками вследствие представления уточненных (корректирующих) деклараций после получения ими уведомлений с требованием о представлении пояснений и получения требований о представлении документов (без учета сумм, приходящихся на долю налогоплательщиков г. Санкт-Петербурга), что свидетельствует о положительной динамике контрольной работы. При этом в целом по Российской Федерации показатель заявленного возмещения НДС, уменьшенного по уточненным налоговым декларациям вследствие истребования необходимых пояснений и документов у налогоплательщика, вырос на 13,9% (или на 4,4 млрд. руб.).

На основе проведенного анализа контрольной работы налоговых органов можно сделать вывод о положительной контрольной работе ФНС России за 2014 год по сравнению с 2013 годом, при этом особое внимание налоговых органов остается по контролю за соблюдением законодательства налогоплательщиками при возмещении НДС из федерального бюджета.

Список литературы:

1.Налоговый кодекс РФ.

2. Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки (книга для налогоплательщика и налоговика) 2-е издание. М.: МЦФЭР, 2007.

З.Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. -http://www.nalog.ru.

4. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.taxpravo.ru

Reference list:

1. Tax code of the Russian Federation.

2. Dobrokhotova VB Lobanov AV Tax audits (book for the taxpayer and the taxman) 2nd edition. M .: MCFER 2007.

3. Official website of the Federal Tax Service of Russia. -http://www.nalog.ru.

4. The Russian tax portal [Electronic resource]. - Mode of access: www.taxpravo.ru

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья «Характеристика налогового контроля осуществляемого налоговыми органами России», посвящена анализу контрольной работы налоговых органов и их эффективности за последние годы работы.

Вопросы, рассматриваемые автором в рецензируемой статье, представляют собой интерес, теоретическую и практическую актуальность.

В настоящей статье автор исследует актуальные вопросы оценки деятельности налоговых органов, их статистику, а также вопросы анализа налогового контроля. В статье обозначены экономико-статистические данные работы налоговых органов.

Автором проанализированы официальные статистические данные работы налоговых органов, кроме этого, проведенный анализ (рисунок 1 -3 статьи) дает возможность определить по структуре сумм начисленных платежей по видам налогов по результатам налоговых проверок, в какие отчетные периоды налоговые органы работали эффективно и был контроль со стороны государства на высоком уровне, и когда он был ниже.

В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения по ее решению.

Зам. декана факультета «Налоги и налогообложение», Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н., доцент

В.С. Осипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.