УДК: 687.173:687.11
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МУЖСКИХ КУРТОК
А.В. Пантелеева, О.В. Лобацкая, Е.М. Лобацкая
Проектирование и изготовление одежды - сложный комплексный процесс, объединяющий в себе решение художественных, технических и социальных задач. Основными критериями модной одежды являются функциональность, удобство, комфортность и практичность. Ощущение комфортности и защищенности современному человеку дает одежда спортивного стиля. Этим требованиям отвечает популярная мужская верхняя одежда - куртка. Она практична, легко варьируется в зависимости от условий эксплуатации и является одеждой, универсальной во всех отношениях.
Куртка как вариант верхней одежды появилась еще в начале XIX века, так называемая «куртка - карманьола», и использовалась она в качестве рабочей одежды. Долгое время модельеры мужской одежды руководствовались предубеждением, что удобство мягкой куртки - исключительно привилегия домашней или спортивной одежды, а вне дома и спорта возможен только традиционный костюм. Однако в середине прошлого века в коллекциях ведущих модельеров (Пьер Карден, Жак Эстерель) появилась наиболее массовая и стандартная одежда XX века - джинсовые брюки и куртки. Это одежда для всех независимо от пола, возраста, социального происхождения, образования и национальности. Первые публикации о куртках как о новом виде одежды появились в 70х годах прошлого века сначала в зарубежных, а затем отечественных журналах мод. Однако опубликованные сведения не охватывают всего разнообразия курток, не проведена их систематизация, не выявлены основные конструктивные формы. В последнее время появились разнообразные варианты такой одежды, разной по форме, назначению и применяемым материалам [1]. Куртка, решенная в спортивном стиле или в сочетании различных стилей, наиболее ярко отражает черты современной жизни и позволяет максимально разнообразить ассортимент мужской одежды не только для спорта и досуга, но также повседневной и нарядной. Она гигиенична, практична, легко варьируется в зависимости от условий эксплуатации и является универсальной во всех отношениях одеждой. Несмотря на значительное разнообразие курток комплексное изучение конструктивных особенностей, влияющих на внешний вид моделей, не проводилось. Не систематизированы сведения об ассортименте мужских курток и разновидностях их внешней формы, не проведена унификация конструкций деталей, не выявлены возможности использования современных САПР для совершенствования процесса проектирования и сокращения сроков конструкторской и технологической подготовки производства.
Целью данной работы явились систематизация сведений об ассортиментном разнообразии летних мужских курток, разработка классификации конструктивнокомпозиционного решения деталей и узлов изделий, анализ вариантов и конструктивного решения современных накладных карманов. В ходе работы были проанализированы модели, выпускаемые предприятиями, а также представленные в журналах мод и каталогах за несколько лет. Анализ проводился по следующим показателям: наименование и назначение изделия, его силуэт, конструктивное решение объемнопространственной формы, декоративное оформление, применяемые материалы [2].
В результате проведенного анализа моделей выделены следующие разновидности курток: обычная куртка, куртка-блузон, куртка-сафари, куртка-рубашка, куртка-пиджак, куртка-ветровка, куртка-анорак, куртка-роба. Изделия были объединены в группы в соответствии с их функциональными признаками (силуэтной формой, длиной, пропорциями и т. д.) и сходством форм деталей по внешнему виду (рисунок 1).
Рисунок 1 - Разновидности курток: а - обычная; б - блузон; в - куртка-сафари; г - куртка-рубашка; д - куртка-пиджак; е - куртка-ветровка; ж - анорак;
е - куртка-роба
Куртка «обычная» появилась в начале ХХ века в связи с развитием спорта, велосипедного и автомобильного транспорта. Она сохранилась до настоящего времени, не претерпев существенных изменений. Ее форма и конструктивно-композиционное построение деталей воспринимаются как повседневные, обычные в нашей жизни. Куртки «обычные» чаще всего с втачным или рубашечным рукавом, прямого или полуприлегающего силуэта. Перед и спинка обычно с кокетками и различными
конструктивно-декоративными швами. Низ рукава на манжете или без нее, низ куртки на притачном поясе или без него. Для их пошива используют разнообразные материалы -плащевые и джинсовые, хлопчатобумажные и полушерстяные ткани, вельветы, искусственная и натуральная кожа, замша и т. д.
Куртки-блузоны обычно прямого силуэта, свободного покроя с удлиненной линией плеча и углубленной проймой; с рукавом реглан, рубашечным или цельнокроеным. Они отличаются большим разнообразием конструктивно-композиционного построения деталей и отделкой. Материалы, используемые для их изготовления, те же, что и у обычных курток.
Куртка-сафари обычно шьется из хлопчатобумажных или плащевых тканей белого и бежевого или цвета хаки; напоминает военную форму колониальных войск и охотничью одежду для африканского сафари. Они бывают прямого или полуприлегающего силуэта, с рукавом покроя реглан, рубашечным или втачным. Детали переда и спинки по конструктивному решению могут быть целые, с кокеткой, конструктивно-декоративными швами от нее и горизонтальными членениями по линии талии. Отличительной особенностью этих курток является наличие большого числа накладных карманов и различных отделочных деталей (погоны, паты и др.).
Куртки-рубашки различных силуэтов имеют обычно более свободную форму, что позволяет носить их навыпуск и поверх других видов одежды: сорочки, свитера и т. п. Они отличаются большим разнообразием кокеток и отделочных деталей; рукава могут быть длинные или короткие, рубашечного покроя или реглан. Длина изделий до линии бедер с различным оформлением низа или с разрезом в боковых швах. Используются хлопчатобумажные и джинсовые плотные ткани, мягкие полушерстяные ткани, фланели, вельветы с тонким рубчиком и др.
Куртки-пиджаки в спортивных комплектах и комбинированных костюмах заменяют классические пиджаки. Их можно разделить на изделия классического и спортивного стиля. Классические ближе по форме к традиционным пиджакам, но выполнены без подкладки или с короткой подкладкой только на спинке; спортивного типа более разнообразны по конструктивному решению деталей, силуэт прилегающий или полуприлегающий, с втачным рукавом. Воротники пиджачного типа или отложные с отворотами. Характерно минимальное число отделочных деталей. Материалы - плотные хлопчатобумажные, джинсовые, льняные или шерстяные ткани, вельвет, бархат.
Само название куртка-ветровка определяет ее функциональное назначение. Изготовляется из полиамидных или полиэфирных тканей со специальной отделкой, из искусственной мягкой кожи, хлопчатобумажных или смешанных тканей с пропиткой и т. п. Они бывают прямого или полуприлегающего силуэта, всех покроев, низ изделия и рукавов чаще стянут шнуром или эластичной тесьмой. Конструктивное решение различное, воротники отложные или стойки, почти во всех куртках имеется капюшон, застежка всегда доверху и может быть дополнена ветрозащитной планкой.
Куртка-анорак - очень удобная универсальная одежда для отдыха и работы в условиях холода, ветра, дождя. Первоначально использовалась полярниками. Застежка чаще несквозная, обычно закрыта планкой. Обязательным элементом является капюшон, который может быть и вместе с воротником. Низ изделия стянут шнуром; силуэт прямой; форма свободная, объемная; линия плеч удлиненная. Широко используются карманы «кенгуру», «портфель». Изготавливают из непродуваемого материала: джинсовой ткани и плотных тканей различного волокнистого состава, иногда со специальными пропитками.
Куртки-робы - незаменимая одежда для отдыха и спорта; они свободной формы и удобного покроя рукава (цельнокроенного или рубашечного). Застежка симметричная, асимметричная, сквозная, несквозная и др. Рукава короткие или длинные. Отделочные детали разнообразные. Изготавливаются из хлопчатобумажных, полушерстяных, полульняных тканей.
Приведенная характеристика курток позволяет судить о большом разнообразии конструктивно-декоративного оформления их внешнего вида.
Разнообразие мужских курток достигается разными силуэтами и длиной, конфигурацией и расположением рельефных линий, особенностями членения деталей,
обработкой бортов и оформлением застежки, применяемыми материалами и отделкой. В мужских куртках наиболее распространены воротники пиджачного типа, отложной, стойка и отложной с отрезной стойкой, которые хорошо сочетаются с удобной и часто встречаемой застежкой доверху.
Ведущую роль в композиции куртки играет застежка, которая является также декоративным элементом. Современный выбор фурнитуры позволяет выполнить застежку с разнообразными пуговицами, кнопками, тесьмой-молнией, текстильной застежкой и т. п.
Наиболее важным приемом оформления курток всех видов являются карманы. Они могут быть прорезные (верхние, боковые), непрорезные (в шве притачивания кокетки, в рельефных швах), накладные. Именно карманы призваны в сущности изменять форму куртки, то есть придавать индивидуальность, делать ее ярче, выразительнее и современнее.
Особая роль отводится накладным карманам, они стали более разнообразными по форме, размерам и декоративной отделке. Предлагаются карманы квадратные, прямоугольные, треугольные, с овальным входом, двойные с двумя входами, симметрично и асимметрично расположенные в изделии. Они оформляются клапанами различной конфигурации, встречными складками, шнуровкой, отделочными строчками, могут быть застегнуты на кнопки, пуговицы, молнии (рисунок 2).
Рисунок 2 - Разновидности накладных карманов
Используются также новые формы объемных карманов: гармошки, конверты,
портфели, мешки, сумки и т. п. Очень интересны карманы с отлетным краем. В ходе анализа было выделено несколько основных конструкций карманов.
Рисунок 3 - Конструкция накладных карманов: а, б - карманы-портфель с клапаном; в - карман-портфель с отрезной деталью и клапаном; г - карман-портфель со складками по нижней и боковой сторонам; д - съемный карман-сумка; е - отлетной карман-мешок, прикрепляемый при помощи кнопок или пуговиц
На рисунке 3 представлены наиболее популярные из них. Приведены также их размеры, установленные опытным путем для данных вариантов конструкций, они могут изменяться в зависимости от расположения кармана; пропорции их при этом остаются неизменными. В основном они состоят непосредственно из самого кармана и боковой его части, которая может быть и цельнокроеной.
Проведенная систематизация разновидностей мужских курток позволила выявить классификационные признаки, по которым проведено разделение изделий на классы, группы и виды. Для более конкретной характеристики формы и конструкции выделенных разновидностей курток разработан классификатор ассортимента летних мужских курток по признакам внешнего вида и конструктивно-композиционного построения деталей и узлов. При разработке классификатора использован иерархический метод классификации и цифровое кодирование. Длина кода - десять цифровых десятичных знаков. Укрупненная структура кода представлена на рисунке 4.
Ассортимент X XXX XXX XXX
мужских
курток
Характеристика внешнего вида курток
Разновидности членения и оформления основных деталей курток
Наименование и разновидности конструктивного решения узлов
Рисунок 4 - Классификатор ассортимента, внешнего вида и конструктивнокомпозиционного построения деталей и узлов мужских курток
В таблице представлены правила кодирования мужских курток в зависимости от конструктивно-композиционного решения деталей и узлов.
Таблица - Кодирование конструктивно-композиционных решений деталей и узлов мужских курток________________________________________________________________
Класс Группа Вид
1 2 3
Ассортимент мужских курток Разновидности мужских курток (первая цифра кода ) 1 - «обычная» 2 - блузон 3 - сафари 4 - рубашка 5 - пиджак 6 - ветровка 7 - анорак 8 - роба 9 - прочие
Продолжение таблицы
1 2 3
Характеристика внешнего вида Силуэт изделия, покрой рукава (вторая цифра кода ) 1 - прямой, с втачным рукавом 2 - прямой, с рукавом рубашечного типа 3 - прямой, с рукавом «реглан» 4 - полуприлегающий, с втачным рукавом 5 - полуприлегающий, с рукавом рубашечного типа 6 - полуприлегающий, с рукавом покроя «реглан» 7 - прочие
Конструкция борта и вид застежки (третья цифра кода) 1 - цельнокроеный, центральная открытая, на петли и пуговицы или кнопки-пуговицы 2 - цельнокроеный, центральная закрытая, на петли и пуговицы или кнопки-пуговицы 3 - обтачной, центральная открытая на петли и пуговицы 4 - обтачной, центральная закрытая, с притачными планками на кнопки-пуговицы или петли и пуговицы 5 - обтачной, центральная закрытая, на тесьму-молнию 6 - обтачной, асимметричная закрытая, на кнопки-пуговицы, петли и пуговицы или навесные петли и пуговицы 7 - обтачной, центральная закрытая, потайная, на тесьму-молнию 8 - прочие
Оформление низа изделия (четвертая цифра кода ) 1 - на притачном поясе 2 - швом вподгибку, линия низа обычная 3 - на притачном поясе, стянутом эластичной тесьмой 4 - швом вподгибку, стянутым шнуром, тесьмой 5 - швом вподгибку, с разрезом в боковых швах 6 - на поясе из трикотажного полотна 7 - комбинированное 8 - прочие
Разновидности членения и оформления основных деталей курток Спинка (пятая цифра кода) 1 - целая 2 - с кокеткой 3 - с кокеткой и средним швом (складкой по середине) 4 - с рельефами от кокетки 5 - с рельефами от плечевых срезов 6 - с рельефами от проймы 7 - со средним швом 8 - прочие
Окончание таблицы
1 2 3
Перед (шестая цифра кода) 1 - целый 2 - с кокеткой
3 - с отлетной кокеткой 4 - с рельефами от кокеток 5 - с рельефами от плечевых срезов 6 - с рельефами от проймы 7 - с отрезными бочками 8 - прочие
Рукав (седьмая цифра кода) 1 - одношовный, низ вподгибку 2 - одношовный, с отложной или настрочной манжетой 3 - одношовный, на манжете из основной ткани или трикотажного полотна 4 - одношовный, на манжете, стянутой эластичной тесьмой 5 - одношовный, низ вподгибку стянут эластичной тесьмой или шнуром 6 - двухшовный, на манжете из основной ткани 7 - двухшовный, с патой (без паты), низ вподгибку 8 - прочие
Наименование и разновидности конструктивного решения узлов Воротник, капюшон (восьмая цифра кода) 1 - отложной 2 - отложной с отрезной стойкой 3 - стойка 4 - пиджачного типа 5 - капюшон 6 - воротник и капюшон 7 - прочие
Карман (девятая цифра кода) 1 - верхний накладной 2 - боковой прорезной 3 - боковой накладной 4 - карман «кенгуру» 5 - карман «муфта» 6 - карман «портфель» 7 - карман «мешок» 8 - карман «сумка» 9 - прочие
Отделочные детали (десятая цифра кода) 1 - погоны 2 - хлястики 3 - клапаны 4 - пояса 5 - паты 6 - отлетные планки 7 - шлевки 8 - прочие
Полученные результаты дают возможность из многообразия видов и форм мужских курток, а также вариантов их конструктивного решения выбрать те, которые станут наиболее актуальными и востребованными, а значит наиболее экономически обоснованными. Разработанный классификатор может быть использован при создании эскизов новых моделей курток и составлении описания их внешнего вида в системе информационного обеспечения при автоматизированном проектировании.
В настоящее время в большинстве САПР заложено несколько систем конструирования одежды, и специалист может воспользоваться любой из них. Однако выбор параметров
(размерных признаков, прибавок, длины и ширины изделия, величины тех или иных участков, форма и размеры отделочных деталей) во многом субъективен и зависит от личного опыта, наличия вкуса и понимания текущей моды. Интуитивный подход в условиях массового производства налагает большую ответственность на дизайнеров и конструкторов одежды. Поэтому промышленное проектирование одежды требует постоянной корректировки данных о форме и размерах конструктивных элементов одежды, которые могут быть получены с помощью анализа текущих требований моды, социологических опросов, экспертных оценок и анализа покупательского спроса.
Для сокращения объема работ при подготовке информации целесообразно использовать типовые унифицированные детали конструкции, к которым относятся рассмотренные виды накладных карманов, дающие возможность получать разнообразные модели на одной или нескольких конструктивных основах.
Список использованных источников
1. Мужская одежда нового века / В. И. Матюнина // Швейная промышленность. -2001. - № 2 - С. 18-19.
2. Анализ конструктивных решений мужских курток / А. В. Пантелеева, О. В. Лобацкая // Новое в технике и технологии текстильной промышленности: материалы МНТК Витебск, ноябрь 2011 г. В 2 ч. Ч.1 / УО «ВГТУ», 2011 - С. 221222.
Статья поступила в редакцию 02.03.2012