4. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. — М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта исследование: в 2 т. — М.: Рус. книга, 2002.
6. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. — М., 1993. — Т. 1.
7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура. — Тверь: Приз, 1994.
9. Попов Л.М, Голубева О.Ю., Устин ПН. Добро и зло в этической психологии личности. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008.
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2007.
11. Сочивко Д.В. Мнимая безрелигиозность или неоязычество // Психология: журн. Высшей школы экономики. — 2007. — Т. 4. — № 4.
12. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 3. — С. 14-19.
13. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: МПСИ, 2007.
14. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
15. Сочивко Д.В., Голышева Ю.Н. Возрастание духовности и религиозности осужденных молодежного возраста как фактор их психологического исправления и ресоциализации. — Рязань: Академия ФСИН России, 2012.
16. Сочивко Д.В, Полянин Н.А, Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 4. — С. 133-146.
17. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1. — С. 6-21.
18. Степун Е. 1090,94 тыс. верующих заключенных // Коммерсантъ: еженедельник. 2007. 5 нояб. № 43 (747).
ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПЫТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Аннотация: автор статьи предлагает краткий анализ теоретического аспекта изучения познавательных процессов и когнитивной деятельности личности в контексте опыта христианской психологии, представленного в трудах великого русского ученого-богослова Феофана (Говорова), Затворника Вышенского (1815-1894). В представленном материале раскрывается специфика христианского подхода как возможного пути изучения когнитивной сферы человека в единстве научного и духовного познания.
Н. Е. Шафажинская
Ключевые слова: святитель Феофан Затворник, христианская психология, познавательная деятельность, христианская гносеология, рассудок, разум.
Summary: the author of article offers the short analysis of theoretical aspect of studying of informative processes and cognitive activity of the personality in a context of experience of the Christian psychology presented in works of great Russian scientist-theologian Feofan (Govorov), the Hermit Vyshensky (1815-1894). In the offered material specifics of a Christian approach as possible way of studying
of the cognitive sphere of the person in unity of scientific and spiritual knowledge reveals.
Keywords: prelate Feofan Zatvornik, Christian psychology, informative activity, Christian gnoseology, mind, reason.
Актуальность темы статьи определяется тем, что в рамках академической психологической науки когнитивная сфера личности изучена достаточно полно, хотя остается еще обширное исследовательское пространство для выявления и анализа многообразных проявлений познавательных процессов. Однако в современной науке практически не исследованы иные, нетрадиционные, с точки зрения академического научного подхода, то есть неклассические парадигмы изучения личности, включающие ее когнитивную область. В предложенном материале речь идет о содержании и особенностях когнитивных процессов в концепции христианской психологии святителя Феофана Затворника, который фактически впервые в истории отечественной гуманитарной науки ввел понятие и раскрыл смысл возможного существования христианской психологии, в свете которой предлагается к рассмотрению содержание познавательных процессов. Полагаем логичным в качестве вводной части статьи дать обоснование христианского подхода к пониманию человека, его деятельности и познания, высказанное Феофаном Говоровым.
Понимание устройства человека и его жизни с позиций христианской антропологии мыслитель называет самим естеством, сущностью человеческой природы, утверждая, что «христианство восстанавливает наше естество
и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства» [1, с. 404]. Христианская психология могла бы послужить своего рода программой, необходимым нравоучительным пособием для развития естества человека с позиций трихотомического учения, составляющего единство духа, души и тела. Святитель Феофан Затворник, исходя из данного подхода, выстраивает собственную иерархию сил, влияние которых проявляется в различном качестве у человека под действием греха и под воздействием благодати. Начинает богословско-психологический анализ ученый с тех сил, которые ответственны за познание вещей и постижение истины, давая пространную характеристику состояния познавательных способностей личности. Среди них, отводя их проявлению низшую ступень, Феофан Затворник называет наблюдение, воображение и память как те познавательные процессы, с помощью которых человек собирает материал об окружающем мире и о себе самом, аккумулирует данный опыт для последующего развития. Далее ученый называет рассудок, благодаря которому полученные знания преобразуются в процессе познания. Наконец, в качестве высшего познавательного уровня, богослов постулирует действие разума, «который познает вещи невидимые и духовные и внутреннейшие стороны вещей, уже познанных рассудком» [1, с. 411]. Следует отметить, что Феофан Затворник отводит так называемым низшим способностям познания души весьма важную роль, поскольку они являются, по его мнению, взаимосвязанными и взаимообусловленными позна-
вательными детерминантами внешнего и внутреннего наблюдения, воображения и памяти. Данные когнитивные процессы осуществляют своего рода вход во внутренний план формирования знания и выступают в качестве необходимых слагаемых не только сознания, но всей деятельности человека. От первоначальной деятельности воображения и памяти — первой ступени восприятия предметов и явлений, на которой душе сообщаются сведения о мире, — следует отличать деятельность последующую. В определении Феофана Затворника — это ступень, на которой «приобретенное прежде употребляется в дело по нуждам души» [1, с. 412]. Сформированные воображением и хранящиеся в памяти образы могут быть актуализированы либо в первично приобретенном, либо трансформированном виде. При этом мыслитель прибегает к дифференциации: первую деятельность он называет воспоминанием или воспроизводительным воображением, а вторую квалифицирует как фантазию. Действия воображения и памяти на обеих ступенях согласованы и отличаются своеобразием. В процессе воспоминания образы, сохраненные в памяти, репрезентируются благодаря воображению в прежнем виде по принципу ассоциации идей. Отмечая разные виды связи указанных когнитивных процессов, Феофан Затворник называет и различные законы воспоминания, по которым эти связи осуществляется: «закон сосуществования и последования; сходства и противоположности; целого и частей; причины и действия; средства и цели; материи и формы» [1, с. 412].
Все упомянутые когнитивные действия в концепции христианской психологии Феофана Говорова — это важные
средства для познания внешней картины мира, сил и стихий ее создающих. Однако главной целью человеческого бытия и подлинным его смыслом является, по утверждению ученого, постижение кроющейся за всеми этими событиями «мысли Божией». С позиций христианской гносеологии мыслитель предлагает свою трактовку понятий рассудка и разума, их функций и назначения в процессе познания. Рассудком Феофан Затворник называет способность, направленную на познание «видимого, тварного, конечного». Отметим, что понятие и характеристика рассудка никак не связаны у святителя с религиозностью либо нравственными качествами личности. Деятельность рассудка опирается на действия воображения и памяти, которые посредством чувств формируют своего рода банк сведений и знаний о том, что находится вне нас и присутствует в нас, то есть обо всем, существующем в пространственно-временных отношениях. Функции рассудка сводятся к формированию четких, ясных понятий и выстраиванию из них некоего знания посредством мышления. Содержание образа деятельности рассудка заключается в приобретении доступного ему познания: рассудок выстраивает «наведения», составляет понятия, конструирует и развивает мысль, формирует суждения и умозаключения, делает соответствующие выводы.
Феофан Затворник фактически называет и описывает весь спектр мыслительных операций, изучаемых в современной академической когнитивной психологии. Однако, не умаляя значимости упомянутых функций, ученый призывает акцентировать внимание на другом аспекте — на содержании рас-
судочных познаний (материальная сторона рассудка), компонентами которого выступают свойства и состав вещей, причинно-следственные связи между ними, средства и цель, материя и форма. В качестве основы для деятельности рассудка называются наблюдение и опыт, а орудием — обобщение и наведение [2, с. 228-230]. К примеру, изучение человека, наблюдение за его поведением, действиями, поступками, дает возможность обобщения и наведения, в результате которых знание о человеке рассудок делит на группы: 1) наличие представлений, 2) желаний и 3) чувствований. Далее, действия рассудка позволяют распределить эти элементы на три вида: чувственные, душевные и духовные. Все перечисленные компоненты соприкасаются друг с другом и соединены в едином исходном начале — «лице человека», то есть в его личности.
Задача для рассудка в познании явлений и событий заключается, по мнению Феофана Затворника, в определении причины явления, выявлении того, какими средствами оно осуществляется, и закона, по которому оно происходит, а также определении условий и обстоятельств явления, его цели и следствия. Конечный итог деятельности рассудка наступает тогда, когда «он с уверенностью удовлетворительно может ответить на вопрос: как из известной причины, по известному закону при известных пособиях и среди известных обстоятельств могло образоваться то или иное явление?» [1, с. 211]. Таким образом, полученное знание о конкретных явлениях есть «созерцание их происхождения с сознанием неизбежности и необходимости сего именно, а не другого их хода, судя по причине и соприкосновен-
ным обстоятельствам» [1, с. 211]. Чрезвычайно интересным и важным заключением Феофана Затворника о назначении и специфике рассудка в контексте христианской гносеологии представляется вывод о том, что венцом мыслительной работы рассудка является наука. И если научная деятельность — это прерогатива ученых — «научников», как называет их святитель, то сам процесс познания мира с целью расширения представлений и формирования новых понятий о том, что вне человека и что внутри личности — неотъемлемая часть нашего естества, которая не только может, но и должна быть реализована [3, с. 20-21]. Характеризуя процесс познания с позиций христианской психологии и гносеологии, Феофан Говоров утверждает, что «целостность, полнота и истинность знания принадлежат людям, благодатью и в Боге живущим. У других оно и неполно, и неистинно» [1, с. 221]. Упоминая блаженного Августина, святитель апеллирует к жизненному пути выдающегося христианского философа и его словам о том, что только жизнь ведет в храм мудрости, а не наоборот [1, с. 221].
Давая определение разуму, святитель отводит ему место в высших уровнях души и утверждает, что именно благодаря разуму человек способен проникнуть в сокровенную мысль всякой вещи мироздания, поскольку мир в целом и в каждой малейшей его части «есть безко-нечно мудрое, художественное произведение Божие...» [1, с. 222]. Ученый называет важнейшее условие такого познания: необходимость иметь разум, получивший развитие не только с помощью Откровения, но и просвещенный благодатью. Только «облагодатствованному человеку», по мнению святителя, доступ-
но знание сокровенного в вещах, событиях и явлениях. Область сокровенного знания, о которой повествует мыслитель, «есть собственно область Божественного ума, где лежат умственные сокровища Бога-Царя. Да не надеется кто-нибудь вторгнуться туда насилием, или самовольно. Истинная философия есть Богом даруемая мудрость» [1, с. 224]. Безусловно, речь идет о высшей познавательной части души, о которой вправе рассуждать богословы, отчасти философы, христианские психологи, но которая не может быть исследована средствами академической науки. В связи с этим правомерно определить содержание когнитивной академической психологии как сферы деятельности по большей части рассудка.
Важно подчеркнуть, что святитель называет разум той зрительной силой познания духовного мира, которую следует развивать только в непосредственном соприкосновении и общении с Богом и духовным миром. Без постоянного богообщения и духовной практики высшая познавательная потребность души может остаться невостребованной, нереализованной, и душа «не взойдет на степень знания ясного, действительного, определенно-убедительного...» [1, с. 228], не достигнув высот духовной красоты. Эта красота, в соответствии с положениями христианской антропологии, «данная и заданная человеку в творении, раскрывается. при правильной жизни,
именуемой аскетикой» [4, с. 143]. Определяя понятие аскетики, русский религиозный философ, священник П. Флоренский писал о том, что святые отцы называли аскетику «искусством из искусств», «художеством из художеств». Созерцательное видение, даваемое аскетикою, есть А1окаПа — «любовь к красоте» [5, с. 98-99]. Подлинная красота, как и настоящее, истинное познание, по утверждению Феофана Затворника, дается только Духом.
В завершение краткого обзора темы укажем на один из важнейших постулатов ученого-богослова, относящихся к сфере познания как неотъемлемой части христианской психологии: разум, являясь великим даром Божиим человеку, не есть источник истины, а только ее приемник. Иными словами, разум — это способность познавать истину, однако сама истина находится вне его, и должна быть преподана ему свыше.
Литература
1. Феофан Затворник, святитель. Православие и наука. — М.: Даниловский благовестник, 2005.
2. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. — М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
3. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. — Л., 1991.
4. Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической антропологии // Православное учение о человеке: избр. ст. — М.; Клин: Синодальная Богословская Комиссия; Христианская жизнь, 2004.
5. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. — М., 1914.