УДК 159.922.7
Мураткина Дарья Евгеньевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ «ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
В статье рассматривается понятие «дети группы риска», описываются основные ценностные ориентации этой группы, особенности в развитии подростков, в нее входящих. Отдельное внимание уделяется сложностям психического развития детей-сирот. Показана необходимость осуществления инновационных подходов в деле социального воспитания детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Ключевые слова: группа риска, подростки, развитие, социализация, сироты, детские дома.
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска» [2]. Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Эта категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Понятие «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Этой категории детей тре-
буется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.
Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков [6]:
1. Социально-экономические факторы.
2. Медико-социальные факторы.
3. Социально-демографические.
4. Социально-психологические факторы.
В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориента-
© Мураткина Д.Е., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
169
ций. Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях - к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости, граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.
В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Представители этой группы уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому они всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.
Большое внимание современные исследователи уделяют такой категории детей группы риска, как дети-сироты. На основании многочисленных исследований можно выделить факторы, препятствующие успешной социализации детей-сирот.
Ведущую роль в процессе социальной адаптации ребенка играют социальные группы, люди, имеющие для него важное значение, оказывающие на него влияние (референтные). Как показывают исследования, сегодня в обществе происходит возрастание референтной роли семьи и взаимоотношений в ней. Семья становится главным источником поддержки, устойчивости, ориентиром для подростка. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие семьи, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.
Детей-сирот характеризует очень эмоциональное и напряженное отношение к своим родителям, семье. У большинства детей-сирот (особенно у тех, чьи родители умерли или дети их не помнят) сохраняется положительное эмоциональное отношение к своим родителям, любовь к ним. В то же вре-
мя у всех детей-сирот, как и у «семейных» детей, присутствует ярко выраженное стремление иметь свою семью в будущем [1].
По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития детей-сирот проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми.
Для всех детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество взаимообращений взрослых и детей, практическое отсутствие в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленного на регламентацию поведения. Все вышеперечисленные особенности общения с взрослыми лишают детей важнейшего для их психологического развития переживания своей значимости, необходимости и ценности для других людей и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
Для детей-сирот значимыми в разных ситуациях выступают друзья, братья, сестры, воспитатели, знакомые взрослые и даже родственники, с которыми подростки почти не видятся. С друзьями воспитанники, так же как и «семейные» подростки, могут быть откровенными, делятся с ними радостями и рассказывают о неприятностях, в меньшей степени обращаются к ним в трудных жизненных ситуациях за советом, еще реже они выступают для них примером в жизни. Почти 70% воспитанников считают, что воспитатели могут указать им на их недостатки и они их послушаются; 46% обратятся к воспитателям в трудных жизненных ситуациях, примерно треть - обратится за советом, если решатся изменить свою жизнь, расскажут о важных событиях или проблемах. Также в некоторых ситуациях для воспитанников значимыми людьми выступают знакомые взрослые, в т.ч. директор, психолог, педагог и др. Для довольно большой группы сирот-подростков (почти четверть) референтные лица совсем не выявляются. Таким образом, для воспитанников существует проблема выбора значимых для них людей, на которых они могли бы положиться в трудных ситуациях и которые могли бы служить им примером и образцом для подражания.
Для социального становления подростка большое значение имеет содержание его жизненных планов, его мечты, желания, устремления, то есть проектируемый образ своего будущего. У воспитанников интернатных учреждений преобладает позиция жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. Они представляют свои жизненные перс-
пективы очень расплывчато, не наполняя их реальным содержанием. Практически никогда они не могут сказать, что и как собираются делать для достижения своих целей. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки почти не ставят перед собой перспективные цели, направленные на повышение профессионального уровня и обретение профессии.
Отставание в физическом и интеллектуальном развитии детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствует система воспитания в интернатных учреждениях, в т.ч. постоянная жизнь «строем», «по приказу»; коллективные спальни, где ребенок никогда не может остаться один на один со своими мыслями; переводы из одного детского учреждения в другое, сопровождающиеся разлукой с привычным педагогическим и детским коллективом, братьями и сестрами и т.п.
Успешность социализации во многом определяется принятием окружающих, знанием и усвоением соответствующих социальных норм и ценностей, владением определенными навыками общения и профессией. Однако условия воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях не позволяют в должной мере сформироваться названным качествам, а наоборот, у детей формируются такие особенности личности, которые изолируют их от реального мира. Большинство подростков, воспитывающихся в детском доме, учатся в общеобразовательной школе на «3» или на «3» и «4», не уступают по многим предметам - 17%; наблюдается отсутствие мотивации у - 49%. По мнению опрошенных, им мешает учиться в основном неорганизованность, лень и несформированность общеучебных навыков. После окончания девяти классов большинство собираются продолжить обучение в школе, училище, техникуме, но при этом считают, что «уровень образования важный, но не решающий фактор в жизни». То есть, дети-сироты меньшее значение, чем школьники из семьи, придают образованию. Возможности подростка-сироты в выборе профессии сильно ограничены как в силу неподготовленности, так и в силу неосведомленности. Около половины не знают, где можно приобрести интересующую их профессию. Зачастую во взрослой жизни они становятся хроническими неудачниками, легко попадают под чужое влияние (в том числе негативное) [5].
Чтобы подростки научились рассчитывать в жизни прежде всего на себя, они должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для нормальной адаптации в обществе, а не только в изолированном мире интернатного учреждения, который формирует у воспитанников недоверие и боязнь внешнего мира. Самыми главными опасениями подростков-сирот яв-
ляются: «Остаться без поддержки», «Все то, что будет после выхода из детского дома», «Стать никому не нужным», «Одиночество», «Новые проблемы», и так далее [4].
Становление жизненной позиции, мировоззрения. Современное положение дел в обществе ставит подростка и юношу перед необходимостью определять свои жизненные цели, включаться в совместную деятельность, и только от него зависит, в какой мере он будет воспринимать себя и других в качестве неповторимых человеческих существ и в какой мере видеть в них средства для решения определенных задач. Максимум, что может сделать воспитатель, - это на практике убедить воспитанника, что только личность и личностные отношения составляют сферу высших ценностей социума.
Достигнуть этого педагог может только одним путем: через включение личности в общую, добровольно ею принятую совместную деятельность достаточно высокого уровня кооперации. Эта деятельность направлена на цели, выходящие за рамки групповых ценностей, она предусматривает участие всех без исключения в самоуправлении и, с точки зрения мотивации, ориентирована и на свой процесс, и на свой результат. Общение при этом значимо и очень насыщенно. Если в начале такой деятельности мотивы ее участников нередко индивидуалистичны или сконцентрированы на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широкими социальными, т. е. направленными на иных, даже незнакомых людей. Лишь при этих условиях происходит становление социально ответственного (взрослого) поведения.
Свое же представление о взрослости воспитанники-сироты чаще, чем подростки из других групп, связывают с формальными характеристиками -с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т.е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройством на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимостью отвечать за своих. Только у трети воспитанников детских домов и подростков из приемных семей в их представление о взрослости включена необходимость заботиться о родителях.
Поэтому одной из важнейших задач педагогического коллектива дома является организация социально-актуальной деятельности. Исследования лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО показали, что по мере роста кооперации в организации и содержании этой деятельности растет и степень её воздействия на личность подростка или юноши, и даже взрослого человека. В целом же можно сказать, что именно характер социально значимой деятельности в двадцать лет определяет глубоко интимные черты мировоззрения прошедшего че-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
171
рез неё подростка - его отношение к людям, его тягу или отвращение к ним, склонность к диалогу или к подавлению и использованию.
Агрессивность подростков, которой страдает большинство детей-сирот, формируется в основном как форма протеста против отношения, непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что и проявляется в соответствующем поведении. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в драке, грубости и пр.
Включение же подростков в специально организуемую социально признаваемую и социально одобряемую деятельность заставляет их пересматривать, критически оценивать свое поведение, отношение к людям и к себе, создавая объективные предпосылки для нормального хода личностного становления, нивелируя агрессивные проявления.
В структуре жизненных ценностей на первом месте у подавляющего большинства опрошенных подростков, как «семейных», так и воспитанников интернатных учреждений, - «семья с хорошими отношениями», на втором - у первых стоит «здоровье», а затем «друзья» и «свобода». У детей-сирот на 2-м и 3-м местах соответственно - «друзья» и «любовь». Эти различия являются следствием разного социального статуса, разного ощущаемого отношения к себе и разной самоценности [3].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся вне семьи, в интернатных учреждениях, наблюдаются глубокие отклонения в процессе их социализации. Для них характерна не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми.
Большинство детей-сирот не уверены в себе и своем будущем, они со страхом и пессимизмом ожидают завтрашнего дня. Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать словом «растерянность» перед самостоятельной жизнью. Формально у них множество возможностей и различных жизненных сценариев, но они испытывают определенные трудности в выборе необходимого образования и жела-
емой профессии. В то же время реализация этого выбора у воспитанников затруднена и ограничена. Во многом это обусловлено отсутствием у них тех близких людей, на помощь и поддержку которых они могут рассчитывать.
Воспитание детей в детских домах - это замена фактора риска одного вида (например, плохое питание или физическое насилие) на фактор риска другого вида (например, психологические трудности, проблемы формирования самосознания, вхождения в самостоятельную жизнь). После помещения в интернатное учреждение у детей нет почти никаких шансов вернуться в собственную семью до выхода из него по окончании образования. Одной из причин такого положения является то, что педагогический коллектив интернатного учреждения практически не предпринимает никаких мер к возвращению детей в кровные семьи, к воссоединению родителей и детей.
Все вышеизложенное еще раз подтверждает необходимость осуществления инновационных процессов в деле социального воспитания детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Основной целью инновационных процессов в этих учреждениях является создание условий для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, полноценными гражданами, здоровыми физически, психически и нравственно; способными самостоятельно строить собственную жизнь и быть востребованными обществом и государством.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
2. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Ми-кадзе. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 233 с.
3. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 7-15.
4. Проблемы социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения / под ред. В.Г. Боровик, С.Н. Калашниковой. - Белгород, 2002. - 91 с.
5. Сакату Х. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 23 с.
6. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 166 с.