УДК 371.71(471.46)+614.2
ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА ШКОЛЬНИКОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Олег Александрович Козлятников, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация
Анализ заболеваемости 2564 школьников (1279 девочек и 1285 мальчиков) в возрасте 7-17 лет, обучающихся в сельских и городских средних общеобразовательных учебных заведениях Астраханской области показал, что уровень заболеваемости мальчиков сельских школ в возрасте 7 составил 157,0 обращений на 100 человек, к 10 годам показатель снизился до 128,0 обращений, а затем к 17 годам значительно повысился и достиг 244,4 обращений. Уровень заболеваемости сельских и городских девочек значительно выше, особенно в старшем школьном возрасте. Учащиеся сельских средних общеобразовательных учреждений во все возрастные периоды болели реже городских школьников. Данные результаты исследования дают основание для адекватного подбора педагогических средств, способствующих оптимизации физического состояния и здоровья школьников за счет рациональной организации двигательного режима в условиях обучения в средних общеобразовательных учреждениях данного региона.
Ключевые слова: школьники, заболевания, медицинский осмотр, городские и сельские общеобразовательные учреждения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p46-49
CHARACTERISTIC AND STRUCTURE OF THE INCIDENCE OF VARIOUS
CONTINGENTS OF THE SCHOOL STUDENTS AT THE ASTRAKHAN REGION
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
Oleg Aleksandrovich Kozlyatnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Astrakhan State Medical University
Annotation
Analysis of the incidence of 2564 students (1279 girls and 1285 boys) aged 7-17 years, students in rural and urban secondary education institutions of the Astrakhan region showed that the incidence of rural school boys aged 7 was 157.0 calls for 100 people, to 10-year the rate decreased to 128.0 calls, and then to 17 years increased significantly and reached 244.4 calls. The incidence level for the rural and urban girls is much higher, especially in the older school age. Students in rural secondary educational institutions in all age periods fall ill less than urban schoolchildren. These results of the investigation allow adequately picking up the pedagogical tools to help to optimize the physical condition and health of schoolchildren, through the rational organization of motor mode in the conditions of the learning in the secondary educational institutions in the region.
Keywords: students, diseases, medical examinations, urban and rural educational institutions.
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты [1] отмечают тесную взаимосвязь между показателями физического развития, физической подготовленности и состоянием здоровья учащихся [2, 4]. Социально-экономические и экологические условия оказывают отчетливо выраженные негативные тенденции на данные характеристики. Выявленные особенности заболеваемости учащихся школьного возраста требуют внесения коррективов в вариативный компонент учебной программы по физической культуре [3, 5]. К сожалению, подобные исследования проводятся нерегулярно и на малочисленном контингенте занимающихся, искажая реальную ситуацию по состоянию здоровья учащейся молодежи, часто направляя мето-
дические изыскания педагогов по ложному пути. В этой связи мы проводили мониторинг на достаточно большом количестве занимающихся показатели состояния здоровья учащихся школьного возраста Астраханской области.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведен анализ заболеваемости 2564 школьников (1279 девочек и 1285 мальчиков) в возрасте 7-17 лет, обучающихся в сельских и городских средних общеобразовательных учебных заведениях Астраханской области. Изучение заболеваемости проведено по первичной обращаемости путем выкопировки сведений из документов сельских и городских школьных медицинских пунктов и детских поликлиник за два года. Квалифицированные врачи (педиатры, невропатологи, эндокринологи, отоларингологи, стоматологи, окулисты) провели комплексное медицинское обследование данного контингента учащихся
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По нашим данным, уровень заболеваемости мальчиков сельских школ в возрасте 7 лет составил 157,0 обращений на 100 человек, к 10 годам показатель снизился до 128,0 обращений, а затем к 17 годам значительно повысился и достиг 244,4 обращений. Уровень заболеваемости сельских и городских девочек значительно выше, особенно в старшем школьном возрасте. Учащиеся сельских средних общеобразовательных учреждений во все возрастные периоды болели реже городских школьников (рисунок 1).
В структуре заболеваемости у 7-10-летних девочек высок процент патологий эндокринной, мочеполовой и костно-мышечной систем, у мальчиков - системы кровообращения. У сельских школьников наиболее часто врачи выявляли болезни костно-мышечной системы (девочки - 33,4; мальчики - 26,6 обращений на 100 человек), у городских школьников - инфекционные заболевания (девочки - 32,5; мальчики - 36,6 обращений). В возрасте 11-13 лет у городских школьников превалировали болезни органов пищеварения (девочки - 30,4; мальчики - 36,6 обращений), у учащихся сельских школ -функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (девочки - 30,7; мальчики -25,5 обращений).
Возраст, лет
д 350 л я
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
□ Сельские мальчики □ Сельские девочки □ Городские мальчики □ Городские девочки
Рис. 1. Уровень заболеваемости различного контингента учащихся по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения (на 100 человек соответствующего пола и возраста)
У 14-15-летних учащихся городских школ отмечается наибольшее число заболеваний органов пищеварения (девочки - 45,6; мальчики - 42,7 обращений). Подростково-
му возрасту принадлежит особое место в тенденциях роста заболеваемости, как одному из критических периодов развития систем организма, когда повышается чувствительность к воздействию факторов среды и возрастает количество патологий, связанных с вредными привычками, психологическим стрессом.
У старшеклассников показатели заболеваемости продолжали заметно увеличиваться, особенно у юношей и девушек городских общеобразовательных учреждений. Углубленный медицинский осмотр данного контингента учащихся позволил получить репрезентативные показатели распространенности отклонений в состоянии здоровья у сельских и городских школьников. У сельских школьников рост заболеваемости менее выражен, чем у детей, проживающих в городе.
Заболевания органов пищеварения проявились у 9,4% сельских и 15,7% городских школьников, в их структуре преобладали болезни печени, желчевыводящих путей, желудка, кишечника и поджелудочной железы. Ожирение диагностировано у 6,4% девушек и 9,1% юношей сельских школ и 10,6% девушек и 18,7% юношей городских школ. Осложненная нейроэндокринная форма ожирения 11-1У степени определена только у небольшого количества учащихся.
Наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания у школьников являлись ОРВИ, грипп и ангина, которые диагностировались у 18,8% сельских и 29,7% городских учеников. Климатогеографическими особенностями местности и плохой организацией медицинской помощи сельскому населению объясняется частое выявление болезней полости рта, челюстей, кариозное поражение зубов у учащихся сельских средних учебных заведений.
У 47,6% сельских и 53,8% городских школьников выявлены различные нарушения осанки, преимущественно в виде таких функциональных нарушений, как сколиозы и сутулость. Количество учащихся с нарушениями осанки значительно возрастает, особенно у девочек в период полового созревания организма. Городские школьники чаще страдали разными нервно-психическими расстройствами: у юношей они проявлялись главным образом в виде речевых нарушений, у девушек - нейроциркуляторной дистонии и вегетативно-сосудистой лабильности. С возрастом количество учащихся, имеющих невротические и речевые расстройства, уменьшалось.
Городские школьники чаще страдали разными нервно-психическими расстройствами: у юношей они проявлялись главным образом в виде речевых нарушений, у девушек - нейроциркуляторной дистонии и вегетативно-сосудистой лабильности. С возрастом количество учащихся, имеющих невротические и речевые расстройства, постепенно уменьшалось.
Функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы обнаружены у 11,3% сельских и 15,4% городских учащихся с одинаковой частотой проявления у юношей и девушек. Задержка роста установлена у 0,9% обследуемых, низкорослость - у 2,1% школьников. В развитии заболеваний эндокринной системы прослеживались половые особенности: у девушек чаще выявлялось увеличение щитовидной железы и ожирение, у юношей - задержка роста и полового созревания. Существенных различий у сельских и городских учащихся по этим характеристикам нами не выявлено.
Анализ результатов исследования позволяет наметить педагогические средства, способствующие оптимизации физического состояния школьников, рациональной организации режима дня, учебы, отдыха и двигательной активности в условиях обучения в средних общеобразовательных учреждениях данного региона.
ВЫВОД
В последнее десятилетие значительно изменилась структура заболеваемости школьников Астраханской области, что обусловлено спецификой воздействия педагогических, социально-гигиенических и биологических факторов. С возрастом уровень забо-
леваемости различного контингента учащихся (на 100 детей соответствующего пола и возраста) заметно возрастает, отклонения в состоянии здоровья у различного контингента школьников существенно различаются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Здоровье школьников / А. А. Баранов, Н.А. Матвеева ; Красноярский гос. ун-т. - Красноярск : Изд-во КГУ, 1989. - 184 с.
2. Барсукова, Н.К. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков / Н.К. Барсукова, П.И. Храмцов // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в ХХ1 веке : материалы междунар. конгресса. - М., 2004. - С. 116-118.
3. Прохорова, И.В. Физическое воспитание в общеобразовательной школе : учебно-методическое пособие / И.В. Прохорова, Т.М. Макаренко ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2004. - 73 с.
4. Семенов, Л.А. Организация мониторинга состояния физического здоровья в образовательных учреждениях Свердловской области : проблемы и пути их решения / Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 4145.
5. Хрущева, С.В. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников : методическое пособие / С.В. Хрущева, И.Т. Корнеева. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. and Matveeva, N.A. (1989), The health of school children, publishing house "KSU", Krasnoyarsk.
2. Barsukov, N.K. and Hramtsov, P.I. (2004), "The health and lifestyle of modern adolescents", Health, training of children and youth in XXI century, collection of Intern. Congress, Moscow, pp. 116118.
3. Prokhorova, I.V. and Makarenko, T.M. (2004), Physical education in secondary school: a teaching aid, publishing house "VGAFK", Volgograd.
4. Semenov, L.A. (2002), "Up monitoring of physically healthy-ness educational institutions of Sverdlovsk Region: Problems and Solutions", Physical culture: education, training, No. 3, pp.41-45.
5. Khrushchev, S.V. and Korneev, I.T. (2006), Monitoring and correction of physical health of students, Iris Press, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2014.
УДК 796.814
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМБО ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В РОССИИ
Александр Викторович Жалилов, соискатель, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия, (ГБОУ ВПО ИвГМА), г. Иваново
Аннотация
В работе анализируются основные проблемы, отражающие современное состояние развития борьбы самбо в России для глухих и слабослышащих. Приведены результаты исследования на контингенте глухих спортсменов, тренеров, представителей спортивных школ, директоров спортивных клубов инвалидов из 12 регионов РФ. Определены перспективы развития самбо среди лиц с нарушением слуха в нашей стране.
Ключевые слова: самбо, лица с нарушениями слуха, проблемы, перспективы, адаптивный
спорт.