Научная статья на тему 'Характеристика двигательной активности учащихся среднего школьного возраста республики Калмыкия'

Характеристика двигательной активности учащихся среднего школьного возраста республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика двигательной активности учащихся среднего школьного возраста республики Калмыкия»

негативных эмоциональных переживаний значительно сократился.

Было выявлено также, что балльная система способствует существенному снижению количества учащихся, у которых психофизиологической установкой является доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы, обусловливающее чрезмерные энергозатраты и расходование сил (показатель вегетативного ко-эффициента>1,5) [4]. Процент учащихся экспериментальных групп, испытывающих повышенный уровень тревожности, перевозбуждения, склонности к лихорадочности, значительно уменьшился.

Таким образом, разработанная нами система интегрального оценивания двигательных действий в младших классах на уроках физической культуры является достаточно эффективной в плане и повышения уровня физической подготовленности учащихся, и формирования положительного отношения к занятиям физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костылев, Ф.В. Учись по - новому. Нужны ли оценки - баллы : книга для учителя / Ф.В. Костылев. - М. : Владос, 2000. - 140 с.

2. Сергеева, В.П. Современные средства оценивания результатов обучения : учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева, Ф.В. Каскулова, И.С. Гринченко. - М. : АПКиППРО, 2005. - 116 с.

3. Матвеев, А. П. Образовательная учебная программа по физической культуре в школе // Физическая культура в школе. - 1997. - № 1. - С. 36-37.

4. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов : модифицированный цветовой тест Люшера / Л.Н. Собчик. - М. : [б.и.], 1990. - 87 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

В. С. Шушунов

Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения обусловлена в основном низкой эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию: физкультурно-спортивная деятельность не стала для большинства школьников насущной потребностью, здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей у значительной части учащейся молодежи, у многих учеников проявляется гиподинамия, снижается интерес к занятиям физической культурой и спортом [1, 2, 5]. Выход из этой ситуации возможен на основе активизации двигательной активности за счет использования средств национальных видов спорта [3, 4].

Природно-климатические условия проживания существенно влияют на динамику физического состояния детей, региональные особенности изменяют картину сенситивных периодов развития, факторы внешней среды в значительной мере предопределяют выбор средств и методов физического воспитания [2, 5].

Существующие программы по физическому воспитанию в средних общеобразовательных учебных заведениях составлены на основе усредненных общероссийских показателей, без учета региональных особенностей физического развития детей и природно-климатических условий мест их проживания. Игнорирование этногеографиче-ского принципа, зачастую приводит к искажению целевой направленности и снижению эффективности процесса физического воспитания [3].

Результаты и их обсуждение. Основной задачей данного исследования было выявление уровней двигательной активности у 254 учащихся среднего школьного возраста республики Калмыкия. Двигательная активность школьников определялась по следующим параметрам: мотивация к занятиям, регулярность, частота занятий, продолжительность одного занятия и сумма времени занятий за неделю, тренировочные занятия в спортивной школе, организационные формы занятий. Анализировалось так-

же мнение учащихся о целесообразности занятий тем или иным видом физкультурноспортивной деятельности.

Двигательная активность является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени не получила широкого распространения среди подросткового населения Республики Калмыкия. Двигательный компонент учащихся среднего школьного возраста имеет такое количественное выражение: 10 лет - 13,5 тыс. шагов, 11 лет - 13,7 тыс. шагов, 12 лет - 14,1 тыс. шагов, 13 лет - 14,9 тыс. шагов, 14 лет - 14,2 тыс. шагов, 15 лет - 14,0 тыс. шагов. Сопоставление этих характеристик с гигиенической нормой позволяет сделать утверждение о двигательной недостаточности у большинства учащихся в возрасте 10-15 лет. Суммарная суточная двигательная активность реализуется в среднем только на 55-65% от гигиенической нормы.

Потребность в движении учащихся среднего школьного возраста удовлетворяется в условиях школы только на 20-25%. В дни, когда проводится урок физической культуры (при отсутствии других форм физического воспитания), дети недополучают 38,5-42,4% движений, а без таких уроков - 69,4-74,5% движений.

Таким образом, система организации учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных школах Республики Калмыкия не обеспечивает биологическую потребность организма учащихся в необходимом для жизнедеятельности режиме двигательной активности. На наш взгляд, только программа целенаправленных занятий физической культурой, реализуемая как через государственные, так и самодеятельные структуры, может компенсировать дефицит двигательной активности у данного контингента школьников.

Анализ двигательной активности учащихся среднего школьного возраста Республики Калмыкия и материалов специалистов по данной проблеме позволил нам специфицировать показатели суммарной суточной двигательной активности по следующим градациям оценок: высокий - 26,5 тыс. локомоций и более; выше среднего -22,7 тыс. локомоций, средний - 16,4 тыс. локомоций, ниже среднего - 15,1 тыс. локомоций, низкий - менее 13,0 тыс. локомоций. Эти данные несколько ниже результатов, полученных специалистами для средней полосы Российской Федерации. На наш взгляд, это оправданно, так как в Республике Калмыкия отмечается резкоконтинентальный климат: очень жаркое лето и холодная зима с ветром. Безусловно, такой неблагоприятный климат оказывает негативное влияние на двигательную активность учащихся этого региона.

По нашим данным, для повышения двигательной активности оптимальным вариантом будет, с одной стороны, увеличение количества уроков физической культуры до трех в неделю, а, с другой, необходимо существенно повысить двигательную деятельность в процессе самостоятельных занятий.

Результаты исследования двигательной активности учащихся Республики Калмыкия показывают сезонность динамики данных показателей, особенно спонтанной двигательной активности. Наименьшие данные показатели выявлены в летний период (возраст 10-11 лет - 4,3 тыс. шагов, 12-13 лет - 4,4 тыс. шагов, 14-15 лет - 4,3 тыс. шагов), а наибольшие показатели - в весенне-осенний период, когда погодные условия позволяют подросткам активно двигаться. У анализируемого контингента показатели организованной двигательной активности значительно ниже. По-видимому, более высокий уровень такой активности обусловлен возрастными особенностями занимающихся.

Факторов, которые приводят к возникновению гипокинезии у подростков Республики Калмыкия можно назвать много, но если попытаться их сгруппировать, картина в среднем такая: пренебрежительное отношение учащихся к физической нагрузке - 21,7%; неправильная организация учебно-воспитательного процесса - 17,3%; отсут-

ствие в учебной программе упражнений из национальных видов спорта - 15,0%; перегрузка учебными занятиями - 13,0%; отсутствие свободного времени - 11,0%; неблагоприятные климатические условия, ограничивающие двигательную активность -9,8%; привыкание к малоподвижному образу жизни - 8,7%; игнорирование физического и трудового воспитания - 3,5%.

Результаты нашего исследования показывают в целом тревожную ситуацию в системе формирования двигательной активности подростков Республики Калмыкия. Занятия национальными видами спорта - оптимальное решение данной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб. : Изд-во ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 1999. - 353 с.

2. Бальсевич, В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич. - М. : Изд-во Рос. Гос. акад. физ. культуры, 2002. - 30 с.

3. Бурлыков, В. Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурлыков В. Д. - Волгоград, 2006. - 24 с.

4. Жемчуев, А.А. Борьба : из истории развития спортивной борьбы в Калмыкии / А.А. Жемчуев. - Элиста : Изд-во КалГУ, 1975. - 40 с.

5. Осик, В.И. Физическая активность в онтогенезе : учебное пособие / В.И. Осик, Н.Д. Фролов, Н.В. Чирвина ; Краснодарская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2003. - 58 с.

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В.М. Яворский

Современные условия жизни представляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям молодежи. Будущие специалисты должны обладать высокой профессиональной квалификацией, быть здоровыми, физически выносливыми и обладать высоким уровнем работоспособности, поэтому уровень здоровья студентов является весьма важным условием на протяжении всего периода обучения профессиональной деятельности (А.П. Лаптев, В. А. Панков, 2003).

В педагогическом вузе двигательная активность студентов во многом зависит от построения процесса физического воспитания, организованные формы которого в полной мере не могут удовлетворить развивающуюся личность, так как частота проведения занятий физическими упражнениями не согласуется с биологическими закономерностями организма, а содержание их не отвечает потребностям и индивидуальным особенностям студентов.

Анализ двигательной активности и физического состояния студенток (п = 120) показал, что уровень их двигательной активности за время обучения в вузе снижается в 2,5 раза, при этом за последний курс падение этого показателя наиболее значительно и составляет 1,3 раза, что, видимо, связано с отменой обязательных занятий.

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь объема двигательной активности с показателями физического состояния, где наибольшие отрицательные зависимости обнаружены у студенток на пятом курсе между: весом (г = -0,86); уровнем выносливости (г = -0,82); уровнем силы (г = -0,76); уровнем гибкости (г = -0,69). Наименьшая отрицательная взаимосвязь была выявлена у студенток первого года обучения между: уровнем быстроты (г = -0,23); уровнем ловкости (г = - 0,17); уровнем силы (г = -0,11).

Выявленная связь двигательной активности с реальными показателями физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.