Научная статья на тему 'Характер снижения авиационного шума с увеличением расстояния до летального аппарата'

Характер снижения авиационного шума с увеличением расстояния до летального аппарата Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Noise Theory and Practice
Область наук
Ключевые слова
уровень звука / авиационный шум / аэропорт / летательный аппарат / взлетнопосадочная полоса / sound level / aviation noise / airport / aircraft / runway

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Фиев К. П., Иванов Н. И., Тюрина Н. В.

Представлены результаты экспериментальных исследований авиационного шума. Проанализирован характер снижения уровней звука (УЗ) в момент разбега летательного аппарата (ЛА) по взлетно-посадочной полосе (ВПП) с удвоением расстояния от ЛА в пределах 100-800 м. Рассмотрены особенности затухания авиационного шума при пролете ЛА над жилой застройкой, расположенной в пределах 5-25 км от аэропорта. Установлено, что уменьшение УЗ при увеличении расстояния от ВПП в границах аэропортов определяется в основном дивергенцией звука, которая носит сложный характер. Установлено снижение УЗ на 3 дБ А (характерное для цилиндрической звуковой волны) при удвоении расстояния от ЛА до точки измерения (ТИ), расположенной на расстоянии от 100 до 200 м; снижение УЗ на 4-5 дБА при удвоении расстояния с 200 до 400 м (квазицилиндрический фронт звуковой волны); снижение УЗ на 6-7 дБ А при увеличении расстояния от ЛА до ТИ с 400 до 800 м (характерное для сферической звуковой волны). Представлены результаты натурных замеров шума летательных аппаратов в границах санитарно-загцитных зон аэропортов и на более значительных расстояниях. В ряде случаев установлено превышение максимальных УЗ, измеренных в ночное время, до 5 дБА над допустимыми санитарными нормами для территории жилой застройки, в частности, при расположении точек измерения на территории жилой застройки, находящейся на расстоянии до 25 км от аэропорта, в ночное время при пролете ЛА зафиксированы максимальные УЗ в диапазоне 60-65 дБА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Фиев К. П., Иванов Н. И., Тюрина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of aviation noise reduction with increasing distance from an aircraft

Results of experimental studies of aircraft noise are presented. The nature of sound levels decrease emitted during the aircraft’s takeoff with a doubling of the distance from the aircraft within 100-800 m is analyzed. Aircraft noise levels measured in residential areas located within 5-25 km from the airport are considered. It has been found that noise decrease within the boundaries of airports is mainly determined by sound divergence, which is complex in nature. Noise decrease by 3 dBA with distance doubling (characteristic for a cylindrical sound wave) was found when the distance from the aircraft to the measuring point is in the range of 100 to 200 meters; noise decrease by 4-5 dBA is found when the distance was doubled from 200 to 400 meters (quasi-cylindrical sound wave); noise decrease by 6-7 dBA is measured when distance increases from 400 to 800 meters (what corresponds to a spherical sound wave propagation). Aircraft noise full-scale measurement results within sanitary protection zones of several airports and at the longer distances are presented. In some cases, aircraft maximal noise levels measured at night time exceed permissible levels for residential areas by 5 dBA. In particular, maximal noise levels in the range of 60-65 dBA were measured at night time in residential areas located at a distance up to 25 km from an airport

Текст научной работы на тему «Характер снижения авиационного шума с увеличением расстояния до летального аппарата»

УДК: 534.6 OECD: 1.03 А А

Характер снижения авиационного шума с увеличением расстояния до летального аппарата

Фиев К.П.1*, Иванов ИМ.2, Тюрина Н.В.3 1 Старший преподаватель, 2'3Профеееор, д.т.н. 1^'3Кафедра «Экология и производственная безопасность», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург, РФ

Аннотация

Представлены результаты экспериментальных исследований авиационного шума. Проанализирован характер снижения уровней звука (УЗ) в момент разбега летательного аппарата (ЛА) по взлетно-посадочной полосе (ВПП) с удвоением расстояния от ЛА в пределах 100-800 м. Рассмотрены особенности затухания авиационного шума при пролете ЛА над жилой застройкой, расположенной в пределах 5-25 км от аэропорта. Установлено, что уменьшение УЗ при увеличении расстояния от ВПП в границах аэропортов определяется в основном дивергенцией звука, которая носит сложный характер.

Установлено снижение УЗ на 3 дБ А (характерное для цилиндрической звуковой волны) при удвоении расстояния от ЛА до точки измерения (ТИ), расположенной на расстоянии от 100 до 200 м; снижение УЗ на 4-5 дБА при удвоении расстояния с 200 до 400 м (квазицилиндрический фронт звуковой волны); снижение УЗ на 6-7 дБ А при увеличении расстояния от ЛА до ТИ с 400 до 800 м (характерное для сферической звуковой волны).

Представлены результаты натурных замеров шума летательных аппаратов в границах санитарно-загцитных зон аэропортов и на более значительных расстояниях. В ряде случаев установлено превышение максимальных УЗ, измеренных в ночное время, до 5 дБА над допустимыми санитарными нормами для территории жилой застройки, в частности, при расположении точек измерения на территории жилой застройки, находящейся на расстоянии до 25 км от аэропорта, в ночное время при пролете ЛА зафиксированы максимальные УЗ в диапазоне 60-65 дБА.

Ключевые слова: уровень звука, авиационный шум, аэропорт, летательный аппарат, взлетно-посадочная полоса.

The nature of aviation noise reduction with increasing distance from an aircraft

Fiev K.P.1*, Ivanov N.I. 2, Tyuriria N.V.3 1 Senior Lecturer, 2'3 Professor 1 '2 '3 Department of Ecology and Industrial Safety Baltic State Technical University 'VOENMEH',

St. Petersburg, Russia

Abstract

Results of experimental studies of aircraft noise are presented. The nature of sound levels decrease emitted during the aircraft's takeoff with a doubling of the distance from the aircraft within 100-800 m is analyzed. Aircraft noise levels measured in residential areas located within 5-25 km from the airport are considered. It has been found that noise decrease within the boundaries of airports is mainly determined by sound divergence, which is complex in nature. Noise decrease by 3 dBA with distance doubling (characteristic for a cylindrical sound wave) was found when the distance from the aircraft to the measuring point is in the range of 100 to 200 meters; noise decrease by 4-5 dBA is found when the distance was doubled from 200 to 400

*E-mail: [email protected] (Фиев К.П.)

meters (quasi-cylindrical sound wave); noise decrease by 6-7 dBA is measured when distance increases from 400 to 800 meters (what corresponds to a spherical sound wave propagation). Aircraft noise full-scale measurement results within sanitary protection zones of several airports and at the longer distances are presented. In some cases, aircraft maximal noise levels measured at night time exceed permissible levels for residential areas by 5 dBA. In particular, maximal noise levels in the range of 60-65 dBA were measured at night time in residential areas located at a distance up to 25 km from an airport.

Keywords: sound level, aviation noise, airport, aircraft, runway.

Введение

Проблеме снижения авиационного шума посвящен ряд исследований [1-8], содержащих, в том числе, анализ влияния расстояния от летательного аппарата (ЛА) на шум в расчетной точке (РТ), В большинстве исследований Л А рассматривается как точечный источник шума, при удвоении расстояния, от которого фиксируется снижение уровня звука (УЗ) на 6 дБА, Авторы обращают внимание на роль молекулярного затухания в рассматриваемых процессах, но представленные выводы, на наш взгляд, выглядят неоднозначно, С целью анализа закономерностей снижения шума с расстоянием и уточнения природы затухания авиационного шума проведены экспериментальные исследования.

1. Характер затухания авиационного шума с увеличением расстояния до летального аппарата в пределах аэропорта

Для получения закономерностей снижения шума при увеличении расстояния от Л А до точки наблюдения проведены 2 этапа измерений. На первом этапе изучались закономерности снижения эквивалентных и максимальных УЗ в процессе разбега самолёта по ВПП и на этапе взлёта. Измерения в рамках первого этапа проводились в пределах аэропорта вблизи ВПП (на расстояниях менее 1 км от ЛА) и их основной целью было определить характер изменения фронта звуковой волны при разбеге Л А по ВПП, а также характер изменения шума в 'П1 при отрыве ЛА от ВПП,

На втором этапе изучались закономерности и механизм снижения шума на расстояниях более 5 км от аэропорта с целью определения предела слышимости отдельного ЛА при удалении от аэропорта.

Изучение закономерностей изменения звукового поля проводилось в аэропорту «Пулково» вблизи ВПП по схеме, приведенной на рисунках 1 и 2,

Всего для измерений шума были выбраны 4 точки, расположенные в перпендикулярном к ВПП направлении, ось точек измерения (ТИ) располагалась примерно в середине ВПП, Самая близкая к ВПП точка измерения была расположена на расстоянии 100 м от ВПП, а остальные 3 точки располагались на удвоенных расстояниях каждая (соответственно на 200, 400 и 800 м от ВПП), Всего выполнено восемь серий измерений.

Рис. 1. Схема измерения эквивалентных и максимальных УЗ при удалении от ВПП: 1 -ВПП, 2 - ЛА, 3 - точка измерений (ТИ 1) па расстоянии 100 м от ВПП, 4 - ТИ 2 (200

м), 5

ТИ 3 (400 м), 6 - ТИ 4 (800 м), 7 - направление движения ЛА

Рис. 2. Схема измерения уровней звука при удалении от ВПП (3,4,5,6 - точки измерений)

Результаты измерений дня восьми ЛА и анализ закономерностей снижения шума с расстоянием от ЛА при разбеге но ВПП и взлете приведены в таблице 1. Обработка полученных результатов показана, что распространение авиационного шума носит сложный характер (Рис, 3),

Таблица 1

Значения эквивалентных и максимальных УЗ в зависимости от удаления от ЛА

Номера испытываемых ЛА Расстояние от ЛА (ВПП), м Уровни звука, дБА

Э квивалентные Максимальные

1 100 78 86

200 75 83

400 70 79

800 64 74

2 100 80 88

200 77 86

400 73 81

800 67 76

3 100 75 82

200 72 79

400 67 74

800 60 68

4 100 79 89

200 75 86

400 70 81

800 63 76

5 100 80 88

200 77 84

400 72 79

800 66 73

6 100 79 87

200 75 84

400 70 80

800 63 73

7 100 78 88

200 75 86

400 71 82

800 66 76

8 100 76 87

200 73 84

400 69 80

800 64 75

100 200 300 400 500 600 700 800

Расстояние, м

Рис. 3. Характер снижения УЗ, дБ А с увеличением расстояния до ВПП: 1 эксперимент;

2 расчет (источник шума Л А принят точечным излучателем звука); I участок экспериментальной кривой, где фронт звуковой волны цилиндрический (снижение УЗ на 3 дБ А); II участок экспериментальной кривой, где фронт звуковой волны квазицилиндрический (снижение УЗ на 4-5 дБ А); III участок экспериментальной кривой, где фронт звуковой волны сферический (снижение УЗ на 6-7 дБ А)

Отмечается снижение УЗ на 3 дБ А при первом удвоении (от 100 до 200 м), снижение на 4-5 дБА при втором удвоении (от 200 до 400 м) и 6-7 дБА при третьем удвоении (от 400 до 800 м). Таким образом, фронт звуковой волны ИШ меняется от цилиндрического к квазицилиндрическому, а затем к сферическому, и эта закономерность прослеживается как для эквивалентных, так и для максимальных УЗ. Это означает, что при расчётах снижения шума для объектов, расположенных вблизи ВПП, необходимо источник шума (летательный аппарат) в процессе разбега по ВПП принимать линейным источником шума на расстояниях до 500 м.

На основании анализа полученных экспериментальных данных сделан вывод о том, что при разбеге Л А в процессе шумообразования, кроме самого летательного аппарата, участвует и ВПП, являясь вторичным источником звука. Учитывая высокую скорость разбега ЛА при взлете, фиксируется отражение звука от ВПП значительной длины. Таким образом, фронт звуковой волны формируется сложным излучателем, состоящим из ЛА и ВПП, который близок к цилиндрическому

2. Снижение авиационного шума с увеличением расстояния от аэропорта до жилой застройки

На втором этапе экспериментальных исследований были выполнены измерения шума ЛА, вылетевших из в нескольких аэропортов («Домодедово», «Пулково», «Анапа»). Точки измерений выбирались достаточно произвольно в городах Москва, Санкт-Петербург, Анапа, в Московской и Ленинградской областях. С целью получения достоверных результатов количество измерений составило более 500. При измерениях фиксировалось удаление измеряемого ЛА от аэропорта, которое находилось в пределах от 5 до 25 км. Измеряемые характеристики на обоих этапах: эквивалентные и максимальные УЗ, дБ А.

В связи с меняющейся интенсивностью полетов в течение суток (дневного и ночного времени), дней недели, месяцев года наиболее объективными и достоверными для оценки являются эквивалентные уровни звука, полученные прямыми измерениями акустических событий (пролетов ВС) за вышеуказанные периоды (например, день/ночь, месяц, год) системами мониторинга авиационного шума.

Измерения были выполнены в соответствии с разработанной авторами методикой измерения авиационного шума [10, 11],

Результаты измерений эквивалентного и максимального УЗ для нескольких аэропортов приведены в таблице 2, Исследования были проведены в 20 населённых пунктах (в д, Низино измерения проводились только в ночное время). При этом были указаны марки самолётов и вертолётов (ЛА), которые осуществляли полёты над каждым населённым пунктом, В таблице 3 приведены усреднённые данные по ЛА,

Таблица. 2

Результаты измерения уровней звука на прилегающих к аэропортам селитебных территориях

Населенный пункт Расстояние до аэропорта, км УЗ, дБ А Описание ЛА

День Ночь

Экв, Макс, Экв, Макс,

Москва и Московская область, Домодедово

Гостиничный комплекс «Орловский», д. Орлово 15,33 49-51 68-70 45 60-62 Авиатранспорт различных компаний (российских и зарубежных), аэропорта Домодедово

Санкт-Петербург и Ленинградская область, Пулково

д, Низино 2,05 51 50-75 В73Н, АТ72, А320, DH8D, А319, CL30, Е170, В744, В736, CEL2, В752

Санкт-Петербург, пересечение ул. летчика Пилютова и пр. Народного Ополчения 5,85 57-62 55-80 46-60 50-80 GALX, GLF5, LJ60, AN24, CEJ2, А320, А321, Е170, CEJ1, А319, В735, В738, В773, В73Н, B73W, DH8D, С56Х, B77L, D73G, F900, CL30, Т204, В772

Санкт-Петербург, ул. Краенопутиловекая 6,49 51-60 69-72 - - Ми-8, Euroeopter AS-355N

Санкт-Петербург, улица Партизана Германа 6,72 53-63 50-80 48-60 55-80 СЕЛ2, А319, А320, А321, Е170, В735, В752, В773, В73\¥, ВЕ40, В763, САЬХ, 01^5, Ы60; В73Н, А№4, Е900, Е190, СЬЗО, 15771.. Е145, С25А, УК 12. АЗЗЗ, Т204, БШб, И00, СЬ60

п, Шушары 6,76 55-63 60-80 49-59 50-80 А321, СЕЛ2; А319, А320, В736, В773, В73Н, В772, СЕЛ2, 1 А7Х: Е170, ЫЗО, В73\¥, Е190, Е900, В73Н, С56Х, И00, С25В, АЗЗЗ, БН8Б

Санкт-Петербург, Петербургское шоссе 7,67 54-55 50-70 49-57 65-80 А320, А321, СЕЛ2; А319, В736, В773, В74Н, В772 КАЯ8\. В73Н, В738, А148, ЕА7Х, УК42

Санкт-Петербург, МО Горе л ово, 4-я линия 8,34 49-57 45-75 49-57 45-75 А321, СЕЛ2; А319, А320, В736, В773, В73Н, В772, СЕЛ2, ЕА7Х; Е170, С56Х, БН8Б, В777, Е190, Е900, Сиб, В77Ь

Санкт-Петербург, гаражный комплекс «Дружба» 9 55-63 50-80 54-59 55-80 СЕЛ2, А319, А321, В73\¥, В735, Е170, В752, В773, ВЕ40, Е190, А321, В763, С56Х, В77Ь, БН8Б, В73С, С150

п. Новоселье 10,65 56-62 50-75 50 40-70 Е135, СЕЛ2, А319, А320, В738, Е145, В728, В735, В73Н, СЬ60, А№4, СЬЗО, ЕА7Х, Би95, СЬЕб

Санкт-Петербург, Волхонское шоссе 10,7 54-58 50-75 55-56 55-80 СЕЛ2, В73\¥, В735, Е170; А319, В773; В752, ВЕ40; Е190, А320, А321, В763, ОЛЬХ. (П.К.-). Ы60, АМ4, БН8Б, В77\¥, С56Х, В73Н, 15771УК 12. СГКХ. К100. СГК1

г, Пушкин 12,27 47-55 50-80 43-52 40-70 А319, А320, А321, В773, В772, CEJ2; В73Н, FA7X, Е170, В738, В736, В735

п. Ленсоветовский 12,35 51-56 50-75 44-52 50-70 А320, А321, CEJ2; В772, А319, В773, FA7X, В73Н, LJ30, B77W, А148, FA7X

п, Стрельна 13,84 56-61 50-70 49-54 60-75 А319, А320, А321, FA7X, CEJ2, SU95, Е145, GLF6, В738, В735, Е135, В73Н, CL60, AN24, CL30, B77W, АЗЗЗ, Е190. В744, Е170

Ленинградская область, д. Верхняя Колония 14,35 51-53 45-70 50 60-70 CL60, CEJ2, FA7X, А319, CL30, GLF6, А320, AN24, SU95, Е145, А321, В735, Е135, В73Н, B77W, АЗЗЗ, АТ72, F900

д, Ольгино 19,60 51 50-70 48-53 50-75 А319, А321, B73W, АТ72, В73Н, В735, Е175, B73G, Е135, CEJ2, CL30, 195

г, Колпино 20,26 47-57 50-75 50-52 50-70 А319, А321, Е190, Е170, CL60, Е135, А320, CEJ2, CL35, GLEX, В733, CEJ2, В735, В73Н, АЗЗЗ, F2TH, Е190

Санкт-Петербург, г, Петергоф 23,18 49-56 50-70 45-52 40-72 А319, А320, А321, Е135, В73Н, GLF6, В738, CL30, SU95, Е145, В735, CL60, Е135, АТ72

п. Красный бор 25,45 49 40-70 43 45-55 А319, CEJ2, F73H, В735, Н25В, В735, CEJ2, SU95, Е190, ЛN26. РЕМ1, Е170, F2TH, А319, GLEX, А321 В738, А321, А320, Е195, CEJ1, АТ72, Е135

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сводные данные по результатам измерений уровней шума летательных аппаратов на расстоянии от 5 до 25 км от аэропортов представлены на рисунках 4-7, При оценке акустической обстановки на селитебной территории учтены нормативные требования по

ГОСТ 22283-2014 [12] и СапПиН 1.2.3685-21 [131-

Согласно представленным графикам в дневное время суток по эквивалентному уровню звука превышения над нормами по ГОСТ 22283-2014 [12] и СапПиН 1.2.3685-21 [13] па селитебной территории наблюдаются в 94% случаев при измерениях па расстоянии от 5 до 25 км от аэропортов. Максимальные уровни звука в дневное время суток в 95% случаев удовлетворяют требованиям нормативных документов.

В ночное время суток превышения по эквивалентному уровню звука па селитебной территории по ГОСТ 22283 - 2014 [12] и СапПиН 1.2.3685 - 21 [131 наблюдаются в 84% случаев, максимальных уровней звука в 26% и 52% случаев, соответственно.

Рассмотрим более подробно данные, представленные па рисунках 4-7. Можно предположить, что па заметных расстояниях от аэропорта фронт звуковой волны приближается к плоскому, а процессы уменьшения шума с расстоянием определяются только молекулярным затуханием. Косвенно это подтверждает большой разброс результатов па каждом графике: молекулярное затухание зависит не только от расстояния, по и от температуры, влажности воздуха, скорости и направления движения воздушных потоков и прочего, что приводило к существенной неопределённости результатов.

УЗ экв, дБА

64 • 62 • 60 -•

• • •

58 56 • • —•-•—

54 52 50 5 6 7

• •

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 -СанПиН 1.2.3685-21 и ГОСТ 22283-2014

• Санкт-Петербург Расстояние от аэропорта, км

• Москва

Рис. 4. Измеренные эквивалентные уровни звука в дневное время суток па различном расстоянии от аэропортов и нормативное значение эквивалентного уровня звука

Рис. 5. Измеренные максимальные уровни звука в дневное время суток на различном расстоянии от аэропортов и нормативное значение максимального уровня звука для

территории жилой застройки

Рис. 6. Измеренные эквивалентные уровни звука в ночное время суток на различном расстоянии от аэропортов и снижение УЗ с расстоянием

75

\ • • •

70 • \

< ш 65 •

ее

и ас го 5 60 —---_ • •

00 >

55 • • •

50

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

СанПиН 1.2.3685 (с 23:00 до 07:00) Расстояние, км -ГОСТ 22283-2014 • Санкт-Петербург • Москва

Рис. 7. Измеренные максимальные уровни звука в ночное время суток на различном

расстоянии от аэропортов

Заключение

С целью анализа закономерностей снижения шума с расстоянием и уточнения природы затухания авиационного шума авторами проведены экспериментальные исследования, в ходе которых было проанализировано снижение шума с увеличением расстояния от ВИИ и с увеличением расстояния до аэропорта. При увеличении расстояния от ВИИ было выявлено снижение УЗ на 3 дБА при первом удвоении (от 100 до 200 м), снижение на 4-5 дБ А при втором удвоении (от 200 до 400 м) и 6-7 дБ А при третьем удвоении (от 400 до 800 м). Таким образом, согласно полученным данным сделан вывод о том, что фронт звуковой волны ИШ меняется от цилиндрического к квазицилиндрическому, а затем к сферическому, и эта закономерность прослеживается как для эквивалентных, так и для максимальных УЗ. Это означает, что при расчётах снижения шума для объектов, расположенных вблизи ВИИ, необходимо источник шума ЛА в процессе разбега по ВИИ принимать линейным источником шума на расстояниях до 500 м. При увеличении расстояния до аэропорта можно увидеть, что УЗ снижаются приблизительно на 10 15 дБ А при увеличении расстояния от 5 до 25 км, что не вполне подчиняется закону дивергенции для точных источников звука. Сделан вывод, что на заметных расстояниях от летательного аппарата до нормируемого объекта фронт звуковой волны приближается к плоскому, а процессы уменьшения шума с расстоянием определяются только молекулярным затуханием. Косвенно это подтверждает большой разброс результатов на графиках, так как молекулярное затухание зависит не только от расстояния, но и от температуры, влажности воздуха, скорости и направления движения воздушных потоков и прочее, что приводит к существенной неопределённости результатов.

Список литературы

1. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом / И,И, Иванов //Учебник, -2008,

2. Авиационная акустика / под ред. А,Г, Мунина, // Машиностроение, 1986,

3. Опыт снижения авиационного шума вблизи аэропортов / O.A. Картышев // Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием под редакцией Н.И. Иванова. - 2011. - С. 133 - 136.

4. Контроль и снижение шума аэропорта «Пулково»/ Н.И. Иванов, М.В. Буторина, А.Е. Шашурин // Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием под редакцией Н.И. Иванова. - 2011. - С. 568 - 579.

5. Критерии оценки авиационного шума для зонирования приаэродромной территории аэропортов и обоснования защитных мероприятий / O.A. Картышев, Н.И. Николайкин // Научный вестник МГТУ ГА - 2017; 20(3): с. 30 - 40.

6. Рекомендации по регулированию зонирования приаэродромной территории и ограничений размещения на ней объектов застройки из условий воздействия авиационного шума / O.A. Картышев // Тезисы докладов XX научно-технической конференции по аэроакустике (24-29 сентября 2023 г.) М,: Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского - 2023 - с. 259 - 260.

7. Мошков П.А. Основные подходы к экспериментальным исследованиям шума винтовых летательных аппаратов самолетного типа. Обзор // Noise Theory and Practice.

- 2023. - N 9(1). - С. 92-101.

8. Крылов B.B. Георгиев В.Б., Дженеен К.А. Численное и экспериментальное моделирование структурного внутреннего шума самолета // Noise Theory and Practice. -2017. - N 3(2). - С. 2-16.

9. 1С AO Doc 9911 «Руководство по рекомендуемому методу расчета контуров шума вокруг аэропортов» / Международная организация гражданской авиации - 2018.

10. Методика измерений уровней авиационного шума с целью оценки его влияния на приаэродромную территорию при отклонении фактической линии пути от установленных процедур взлета / В.В. Светлов, К.П. Фиев // Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита от шума и вибрации». - 2017. - С. 357-360.

11. Методика измерения авиационного шума, учитывающая влияние отклонения воздушных судов от стандартных маршрутов взлета / В.В. Светлов, К.П. Фиев // Акустика среды обитания. Вторая всероссийская конференция молодых ученых и специалистов АСО-2017, сборник трудов. - 2017. - С. 234-240.

12. ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения» // Межгосударственный стандарт

- 2014.

13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач российской федерации / / Постановление. - 2021.

References

1. Engineering acoustics. Theory and practice of noise control /N.I. Ivanov //Textbook. -2008.

2. Aviation acoustics / edited by A.G. Munin, // Mechanical Engineering, 1986.

3. The experience of reducing aviation noise near airports / O.A. Kartvshev // Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Edited by N.I. Ivanov - 2011 - pp. 133 - 136.

4. Control and noise reduction of Pulkovo airport/ N.I. Ivanov, M.V. Butorina, A.E. Shashurin // Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Edited by N.I. Ivanov - 2011 - pp. 568 - 579.

5. Criteria for assessing aviation noise for zoning the airfield area of airports and justification of protective measures / O.A. Kartvshev, N.I. Nikolaikin // Scientific Bulletin of MSTU GA - 2017; 20(3): pp. 30-40.

6. Recommendations on the regulation of the zoning of the airfield area and restrictions on the placement of buildings on it from the conditions of exposure to aviation noise / O.A. Kartvshev // Abstracts of the XX Scientific and Technical Conference on Aeroacoustics (September 24-29, 2023) Moscow: Central Aerohydrodynamie Institute named after prof. N.E. Zhukovskv - 2023 - pp. 259-260.

7. P. A. Moshkov, The main approaches to experimental studies of the noise of aircraft-type propeller aircraft. Review, Noise Theory and Practice, 2023, том 9, (1), с. 92-101.

8. V.V. Krvlov, V.B. Georgiev, K.A. Jevsen/ «Numerical and experimental modeling of structural internal noise of an aircraft», Noise Theory and Practice, 2017, том 3, (2), с.2-16.

9. 1С AO Doc 9911 «Recommended Method for Computing Noise Contours Around Airports» / International Civil Aviation Organization - 2018.

10. Methodology for measuring aircraft noise levels in order to assess its impact on the aerodrome area when the actual path line deviates from the established take-off procedures / V.V. Svetlov, K.P. Fiev // Proceedings of the VI Ail-Russian Scientific and practical conference with international participation «Protection from noise and vibration» - 2017 - pp. 357-360

11. The method of measuring aircraft noise, taking into account the influence of aircraft deviation from standard take-off routes /V.V. Svetlov, K.P. Fiev // Proceedings of the Second All-Russian Conference of Young Scientists and Specialists ASO-2017 «Acoustics of the habitat» - 2017 - pp. 234-240

12. GOST 22283-2014 «Aviation noise. Permissible noise levels in residential buildings and methods of its measurement» // Interstate Standard - 2014.

13. San 1 MX 1.2.3685-21 «Hygienic standards and requirements for ensuring the safety and (or) harmlessness of environmental factors for humans» / Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-being, Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation // Resolution. - 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.