и практика физ. культуры. - 1977. - № 3. - С. 18-21.
4. Cappaert, J. Biomechanical highlights of world champion and Olympic swimmers / J. Cappaert, D. Pease, J. Troup // Biomechanics and Medicine in Swimming VII / J. Troup, A. Hollander, D. Strasse, S. Trappe, J. Cappaert, T. Trappe (Eds.) - London : E and FN SPON, 2016. - P. 76-80.
5. Energetics and biomechanics as determining factors of swimming performance: updating the state of the art / T.M. Barbosa, J.A. Bragada, V.M. Reis, D.A. Marinho, C. Carvalho, J.A. Silva // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2010. - No. 13. - P. 262-269.
6. Psycharakis, S.G. Validity of the use of a fixed point for intracycle velocity calculations in swimming / S.G. Psycharakis, R.H. Sanders // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2009. - No. 12. - P. 262-526.
REFERENCES
1. Krylov, A.I., Boutov, A.A. and Wendt, G. (2014), "Nanatatometr. Real-time velocity data for swimming stroke correction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp.109-112.
2. Krylov, A.I., Boutov, A.A. and Vinogradov, E.A. (2016), "Quality and instantaneous intracycle swimming velocity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No.2, pp. 106-110.
3. Issurin, V.B., Glazkov, A.B., Dementiev, A.N., Khokhlovsky, N.B. and Proskuryakov, A.B. (1977), "Metrological analysis of the method of kinocyclicography in the study of the kinematics of movements of swimmers", Theory and practice ofphysical culture, No. 3. - C. 18-21.
4. Cappaert, J.; Pease, D. and Troup, J. (1996). Biomechanical highlights of world champion and Olympic swimmers. In: Biomechanics and Medicine in Swimming VII, J. Troup, A. Hollander, D. Strasse, S. Trappe, J. Cappaert, T. Trappe (Eds.), 76-80, E and FN SPON, London.
5. Barbosa, T.M., Bragada, J.A., Reis, V.M., Marinho, D.A., Carvalho, C. and Silva, J.A. (2010), "Energetics and biomechanics as determining factors of swimming performance: updating the state of the art", Journal of Science and Medicine in Sports, 13, pp. 262-269.
6. Psycharakis, S.G. and Sanders, R.H. (2009) Validity of the use of a fixed point for intracycle velocity calculations in swimming. Journal of Science and Medicine in Sport, 12, pp. 262-526.
Контактная информация: andkrilov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.02.2018
УДК 796.011.3
ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТИТУЦИИ СТУДЕНТОВ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Владимир Николаевич
Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-
строительный университет
Аннотация
В статье рассмотрены особенности типов конституции, влияющие на индивидуальное проявление физических качеств студентов. Проведено экспериментальное тестирование физических качеств обучаемых. Определен уровень однородности испытуемых по результатам выполнения тестов в зависимости от соматотипологического статуса. Разработана оценочная таблица для оперативного определения соматотипа студентов.
Ключевые слова: уровень физического развития, физические качества, двигательные способности, двигательный компонент работоспособности, соматотипологический статус.
CHARACTER OF MANIFESTATION OF PHYSICAL QUALITIES DEPENDING ON
TYPOLOGICAL FEATURES OF CONSTITUTION OF STUDENTS Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Vladimir Nikolaevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University, St. Petersburg
Annotation
The article considers the features of the types of the constitution, influencing on individual display of the physical qualities of students. Experimental testing of the physical qualities of the students was carried out. The level of homogeneity of the subjects is determined by the results of the tests, depending on the somatotypological status. The evaluation table has been developed for the rapid identification of somatotype of the students.
Keywords: level of physical development, physical qualities, motor abilities, motor component of efficiency, somatotypological status.
ВВЕДЕНИЕ
Данные исследований физической подготовленности студентов, не занимавшихся спортом, свидетельствуют о крайней неоднородности в уровне развития физических качеств [1-8]. В наибольшей степени это отмечается в упражнениях, требующих проявления быстроты (V = 20,5-43,2%). По результатам исследований данное физическое качество наряду с выносливостью в наибольшей мере отражает уровень комплексного функционирования основных систем организма.
Показатели, характеризующие проявление силовых способностей различных групп мышц, имеют более детерминированный характер (V=12,01-17,70%). В наименьшей степени выражена вариабельность показателей в упражнениях, характеризующих возможности студентов в проявлении скоростно-силовых качеств (V=7,6-7,8%).
Приведенные данные в значительной мере обусловлены различиями в морфологических показателях и типологическими особенностями конституции студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях уровня физической подготовленности в зависимости от индивидуального физического развития приняли участие 296 студентов в возрасте 18-20 лет, систематически не занимающиеся спортом.
В качестве критерия индивидуального физического развития был принят тип конституции (соматотип), методика диагностики которого дает возможность дифференцированной и комплексной оценки основных морфологических признаков организма.
В основу дифференциации студентов по типу конституции были положены различия в морфологических признаках (костном, жировом и мышечном компонентах) (таблица 1). Расчет достоверности различий осуществлялся при помощи t-критерия Стьюдента.
Таблица 1 - Распределение студентов по типам конституции
№ п/п Тип конституции студентов (соматотип) Количество человек
1. Мускульный (М) 96
2. Мускульно-брюшной (МБ) 51
3. Брюшной (Б) 52
4. Брюшно-мускульный (БМ) 32
5. Мускульно-грудной (МГ) 21
6. Грудно-мускульный (ГМ) 27
7. Грудной грациональный (ГГ) 14
8. Астенический (А) 2
9. Грудной ширококостный (ГШ) 1
Всего 296
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Наиболее представительной оказалась группа первых семи типов конституции. Диагностированные первые семь типов телосложения охватывают 99,4% указанного контингента. В связи с этим, представляют интерес результаты проявления основных физических качеств у студентов этих соматотипов (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели физических качеств студентов различных соматотипологических групп_
Тип конституции (соматотип)
Физические качества / Тесты М Б МБ БМ МГ ГМ ГГ
п=97 п=53 п=52 п=33 п=21 п=27 п=14
Скоростные качества / Бег на 100 м, с 27,03 25,21 26,04 25,76 26,48 25,18 27,43
Взрывная сила / Прыжок в длину с места, см 236,7 218,5 237,7 228,5 231,3 228,1 230,7
Сила мышц рук / Кистевая динамометрия, кг 51,6 46,3 56,8 52,4 51,3 48,3 44,1
Расчет достоверности различий при помощи ^критерия Стьюдента среди соматотипологических групп выявил по результатам тестирования физических качеств из 147 возможных сопоставлений 52,4% случаев достоверных различий (Р <0,05). При этом в результатах прыжка в длину с места достоверные различия наблюдаются в 47,6% сопоставлений, таблица 3.
Таблица 3 - Значения ^критерия достоверности различий между различными соматоти-пами по результатам прыжка в длину с места_
М Б МБ БМ МГ ГМ ГГ
п=96 п=52 п=51 п=32 п=21 п=27 п=14
М 6,19 0,28 3,04 1,20 2,09 0,18
Б 6,38 3,51 2,79 2,28 2,06
МБ 3,31 1,41 2,30 1,19
БМ 0,63 0,10 0,38
МГ 0,59 0,09
ГМ 0,39
ГГ
х, см 236,7 218,5 237,7 227,1 231,3 227,1 230,7
Наибольшая неоднородность между соматотипами отмечается в проявлении силовых способностей. Так, по результатам кистевой динамометрии достоверные различия отмечаются в 76,2% сопоставлений (таблица 4).
Таблица 4 - Значения ^критерия достоверности различий между различными соматоти-пами по результатам кистевой динамометрии_
М Б МБ БМ МГ ГМ ГГ
п=96 п=52 п=51 п=32 п=21 п=27 п=14
М 5,53 4,78 0,64 0,32 2,65 5,19
Б 9,06 5,13 4,05 1,52 1,43
МБ 3,47 4,16 5,96 7,99
БМ 0,81 2,82 5,12
МГ 2,01 4,37
ГМ 2,44
ГГ
х, кг 51,65 46,26 56,77 52,36 51,28 48,30 44,07
По результатам бега на 100 м статистически существенные отличия (Р <0,05) наблюдаются в 47,6% случаев. При этом выявлено три группы студентов, достоверно (Р <0,05) отличающиеся между собой и имеющие разный соматотипологический статус (таблица 5). Расчет достоверности отличий с помощью ^критерия Стьюдента выявил, что по результатам бега на 100 м наиболее высокими показателями характеризуются лица мускульного, мускульно-грудного, грудного грациального и грудно-мускульного типов. Наименьшие показатели отмечены у лиц брюшно-мускульного и брюшного типов, а студенты с мускульно-брюшным соматотипом занимают промежуточное положение.
Таблица 5 - Значения ^критерия достоверности различий между различными соматоти-пами по результатам бега на 100 м_
М Б МБ БМ МГ ГМ ГГ
n=96 n=52 n=51 n=32 n=21 n=27 n=14
М 4,78 1,70 4,30 0,48 0,99 0,20
Б 2,89 0,08 3,39 3,06 3,76
МБ 2,60 0,86 0,44 1,17
БМ 3,13 2,80 3,47
МГ 0,40 0,24
ГМ 0,66
ГГ
x, с 13,8 14,2 13,9 14,2 13,8 13,9 13,8
Исходя из отличительных особенностей проявления физических качеств студентами разных соматотипологических групп, были подобраны двигательные тесты, в которых уровень проявления качеств в наибольшей мере имел отличия, соответствующие морфологическим признакам выявленных соматотипов. Такими тестами оказались бег на 100 м, прыжок в длину с места и кистевая динамометрия. Диапазон результатов в каждом двигательном тесте был разделен на семь интервалов по перцентильной шкале, а граничные значения баллов в указанных двигательных тестах представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Оценочные показатели для оперативного определения соматотипа студентов
Упражнения Балльная оценка
1 2 3 4 5 6 7
Бег на 100 м, с 15,9-16,3 15,2-15,8 14,7-15,1 13,9-14,6 13,5-13,8 13,1-13,4 12,8-13,0
Прыжок в длину, см 180-200 201-216 217-225 226-240 241-250 251-259 260-277
Кистевая динамометрия, кг 34-39 40-44 45-49 50-55 56-61 62-67 68-72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по указанным тестам соматотипологические группы лиц имеют свой средний результат, попадающий в диапазон, соответствующий балльной оценке.
Предложенные тесты дают индивидуальную комбинацию баллов для каждой из групп и являются достаточно простыми в практическом применении, как в процессе учебных занятий, так и для самостоятельного использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дементьев, К.Н. Методика подготовки студентов-юношей к сдаче норм ГТО / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. -№ 29. - С. 14-17.
2. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.
3. Лобанов, Ю.Я. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 143-146.
4. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А.В. Токарева, И.В. Пыжова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 170-174.
5. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
6. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.
7. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета
им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
8. Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил / А.Е. Батурин, В.В. Вольский, В.Н. Коваленко, Н.С. Помогаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 32-37.
REFERENCES
1. Dementiev, K.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A. V. (2017), "Methodology ofpreparing young students for the surrender of GTO standards", Physical Culture, Sport and Health, No. 29, pp. 14-17.
2. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
3. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
4. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V. Tokareva, A.V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
5. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
6. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
7. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
8. Baturin, A.E., Volsky, V.V., Kovalenko V.N. and Pomogaeva, N.S. (2017), "Experimental check of the model of physical training of servicemen of peacekeeping forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 32-37.
Контактная информация: gua58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.02.2018
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет
Петра Великого
Аннотация
В статье проведено теоретико-экспериментальное обоснование методики тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности за счет подбора индивидуально-оптимального темпа выполнения двигательных действий и стандартизации физических нагрузок в заданный временной промежуток. Представлены результаты эксперимента, отражающие эффективность индивидуализации тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, двигательные способности, индивидуализация тренировки.