УДК 398 (=512.153) «20» Л. С. Ефимова, Н. С. Чистобаева, Ю. И. Чаптыкова
ХАКАССКИЙ ФОЛЬКЛОР В XXI ВЕКЕ: ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ
Актуальность данного исследования состоит в необходимости анализа и переоценки развития хакасской фольклористики. Целью статьи является анализ итогов изучения жанров хакасского фольклора и выявление основных проблем по дальнейшему изучению фольклора. В работе использованы сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический методы исследования. В статье осуществлено выявление основных проблем хакасской фольклористики на основе периодизации её развития. На основе научных материалов исследователей составлена периодизация развития хакасской фольклористики с целью подведения некоторых итогов научно-исследовательской деятельности. Результаты, выводы данного исследования могут стать теоретической и методологической основой для выявления перспектив дальнейшего изучения фольклора. Дореволюционный период изучения хакасского фольклора отличается деятельностью ранних исследователей истории, этнографии хакасов. Они создали основы источниковой базы хакасской фольклористики. С 1930-х гг. советского периода до 1992 г. можно считать периодом зарождения хакасской фольклористики как отдельного направления научной деятельности в автономной области. С созданием ХакНИИЯЛИ планомерно были организованы фольклорные экспедиции, материалы которых сохранены в рукописном фонде института. После 1992 г. в постсоветский период впервые появились в печати тексты хакасских считалок и скороговорок, детской народной поэзии, текстовые материалы мифов. С начала 2000-х гг. Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории выступает инициатором изучения научного наследия Н. Ф. Катанова. Впервые были переизданы его труды и изданы материалы конференций. Начиная с 2000-х годов, отмечается приток молодых исследователей.
Ключевые слова: хакасская фольклористика, итоги, проблемы, периодизация, развитие, фольклорные материалы, героический эпос, тексты считалок и скороговорок, детская народная поэзия, мифы, экспедиция.
ЕФИМОВА Людмила Степановна - д. филол. н., проф. каф. фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: Ludmilaxoco@mail.ru
YEFIMOVA Lyudmila Stepanovna - Doctor of Philological Sciences, Professor, Department of Folklore and Culture, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ЧИСТОБАЕВА Надежда Степановна - канд. филол. наук, зав. сектором фольклора ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории».
E-mail: Chistobaeva-76@mail.ru
CHISTOBAEVA Nadezhda Stepanovna - Candidate of Philological Sciences, Head of the Department of Folklore, Khakass Research Institute of Language, Literature and History.
ЧАПТыКОВА Юлия Иннокентьевна - канд. филол. наук, с. н. с. сектора фольклора ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории».
E-mail: yuliya-hakasiya@mail.ru
CHAPTYKOVA Yuliya Innokentyevna - Candidate of Philological Sciences, Senior Research Fellow, Department of Folklore, Khakass Research Institute of Language, Literature and History.
L. S. Yefimova, N. S. Chistobaeva, Y. I. Chaptykova
The Khakass Folklore in the 21st Century: Study Results, Problems
The relevance of this study is in the need to analyze and reassess the development of Khakas folklore. The purpose of the article is to analyze the results of studying the genres of the Khakas folklore and to reveal identify the main problems in the further study of folklore. The work uses comparative, structural-typological methods of investigation. The main conclusion is the identification of the main problems of the Khakas folklore studies based on the division into periods of its development. In the article the periodization of the development of Khakas folklore studies was compiled with the aim of summarizing some of the results of research activities based on the scientific materials of the researchers. Results of this study can be a theoretical and methodological basis for identifying the prospects for further study of folklore. The pre-revolutionary period of the study of Khakas folklore is distinguished by the activity of early researchers of the history, ethnography of the Khakases. They were creating the foundations of the source base of Khakas folklore. In the period on 1930 years was the stage of the birth of Khakas folklore as a separate research area in the autonomous region. On 1944 year is created Khakas Scientific Research Institute of language, literature and history. The folklore expeditions have been organized. Materials stored in manuscript fund of the Institute. Texts of heroic tales, of tongue twisters, children's folk poetry and myths been published after 1992 year. Khakas Scientific Research Institute of language, literature and history became the initiator of the study of the scientific heritage of N.F. Katanov. The first time his works were re-published for and conferences proceedings were published. Since the 2000s, there has been an influx of young researchers. VE Minogasheva gives her vision of the stage development of Khakas Alyptykh Nymakh (2015).
Keywords: Khakas folklore, results, problems, a periodization, a development, folklore materials, heroic tales, texts of tongue twisters, children's folk poetry, myths, expeditions of study folklore genres.
Введение
Хакасская фольклористика прошла свой неповторимый путь развития, имеет свою определенную историографию. Но назрела необходимость анализа и переоценки развития хакасской фольклористики на современном этапе. Целью работы станет проведение исследования по подведению итогов изучения жанров хакасского фольклора и выявление основных проблем по дальнейшему изучению фольклора. Для достижения цели исследования поставлены определенные задачи.
Исследователи хакасского фольклора время от времени уделяли внимание переосмыслению достигнутых целей и постановке новых задач в данной области науки. Так, впервые в хакасской фольклористике П. А. Трояков написал статью по проблемам изучения фольклора в 1961 г. [1]. Современное значение хакасской фольклористики на рубеже XXI века было отражено в статье В. Е. Майногашевой в 2001 г. [2]. Некоторые проблемы развития фольклористики рассмотрены в статье В. Н. Тугужековой [3]. В последнее время вышли научные статьи по осмыслению современного состояния и дальнейшего изучения хакасского фольклора [4, 5]. На основе материалов всех предыдущих исследователей следует анализировать развитие хакасской фольклористики.
Основные проблемы изучения хакасского фольклора
Основными критериями анализа развития фольклористики станут следующие признаки: источниковая база научных исследований, исследователи и их работы, публикация результатов работ в каждый период, подготовка профессиональных кадров
в республике. Критерии необходимы для выявления основных проблем в развитии хакасской фольклористики.
Дореволюционный период хакасской фольклористики связан с именами ранних исследователей истории, этнографии хакасов, которые оставили первые сведения по хакасскому фольклору. Офицер шведской армии короля Карла XII Ф. И. Страленберг, попав в плен, был отправлен в ссылку в Тобольск, где собрал богатый материал, сделал первую попытку записи содержания преданий племени аринцев (ара) о происхождении наименования этого племени, о войнах со змеиным народом. Участник Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. И. Э. Гмелин записал несколько хакасских песен с их мелодиями. Декабрист А. Беляев в Минусинске, передав краткое содержание по-русски, оставил предание о горе Самохвал. Финский филолог М. А. Кастрен открыл научному миру богатырские сказания койбалов. Он побывал в улусах абаканских татар, написал краткое изложение 3 образцов преданий хакасского фольклора о Чайзаге и Чайзане, о Чанар Хусе, Ханза Пиге, записал 7 текстов на немецком языках, хотя он прибыл к ним именно с целью изучения языка и этногенеза племен и народностей Енисейской губернии в 1847 г. В 1855 г. писатель В. Титов опубликовал записанные самим сказания хакасов, издал 7 сказаний на русском языке в отдельном сборнике. Он впервые выделил в хакасском фольклоре жанр богатырской поэмы, ставил вопрос о роли сказителя в фольклорной традиции. А. Шифнер в 1859 г. издал отдельной книгой в немецком переводе сказания, записанные М. А. Кастреном и В. Титовым. В формировании источниковой базы хакасской фольклористики большую роль сыграл известный исследователь В. В. Радлов. Он впервые ввел в научный оборот тексты многих хакасских героических сказаний с немецким переводом. Два тома «Образцов народной литературы тюркских племен», изданных В. В. Радловым, были посвящены изданию текстов хакасского фольклора [6, 7]. Создание хакасской фольклористики тесно связано с именем великого сына хакасского народа, известного тюрколога-лингвиста, магистра турецко-татарской словесности, доктора сравнительного языкознания Николая Федоровича Катанова (1862-1922 гг.). Он внес огромный вклад в создание источниковой базы по фольклору хакасов. Первые шаги в исследовательской деятельности он связывал с устным народным творчеством родного народа [8]. Он писал: «Тексты, записанные мной, транскрибированные по системе О. Н. Бетлинга, В. В. Радлова, принадлежащие 6 народностям: туба «урянхайцы» между хребтами Саянскими и Танну; качинцы и сагайцы Абаканской долины Минусинского округа Енисейской губернии; сагайцы, койбалы, качинцы и бельтиры Абаканской долины Минусинского округа; бельтиры, качинцы, сагайцы; карагасы на реке Кан в Канском округе Енисейской губернии» [9, с. 1]. Им были записаны песни, загадки, предания, легенды, шаманские молитвы, описания обычаев. В период «с февраля 1891 года по май 1982 года собрал 120 сказок, 90 рассказов, свыше 500 четверостиший, 153 песен, свыше 600 пословиц, около 70 поверий, 38 загадок, свыше 900 толкований снов и других материалов». Сразу обрабатывал свои полевые материалы. «В 1889 и 1890 годы сдавал по 3 рукописи» [10, с. 27]. Интересные материалы фольклора были записаны молодым, подающим надежду этнографом С. Д. Майнагашевым (1886-1920). Он оставил единственную, но ценную запись сказки и запись обряда поклонения Небу у бельтиров [11]. Таким образом, в дореволюционный период была создана богатая источниковая база, заложены основы для создания хакасской фольклористики. На данном этапе развития создана источниковая база хакасской фольклористики, но не были проведены научные исследования фольклора.
В советский период, в 1930-е гг., Н. П. Дыренкова собирала материалы на хакасском языке, некоторая часть алыптыг нымахов хранится в её фонде архива МАЭ. В 1941 г. на языке оригинала вышел первый сборник по хакасскому фольклору, куда были включены тексты 1 эпоса, 7 нымахов, 2 легенд и 2 былин [12]. А. К. Манаргин, работник книжного издательства в Абакане, записал героические сказания и издал их в 1946 г. в сборнике
«Хакасский фольклор» [13]. В 1944 г. был создан Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. С момента создания института и появления сектора литературы и фольклора началась планомерная деятельность по дальнейшему сбору фольклорных материалов. В те времена исследователи смогли записывать материалы от живых носителей фольклорных и эпических традиций. Зав. сектором литературы и фольклора В. И. Доможаков, сотрудники института М. И. Боргояков, Д. И. Чанков систематически ездили в фольклорные экспедиции, в которых были выявлены крупные мастера сказительского творчества. Так, например, С. П. Кадышев, позднее ставший членом Союза советских писателей (у него в репертуаре было более 30 сказаний), П. В. Курбижеков, знавший свыше 100 сказаний, А. В. Курбижекова, М. К. Добров, К. Бастаев, Е. П. Миягашев, П. В. Сулекова, П. В. Тоданов, Е. Н. Кулагашева и др. В 1947 г. был создан рукописный фонд ХакНИИЯЛИ, где хранились материалы экспедиций. В советское время, в 1979-1981 гг., по материалам В. Е. Майногашевой, фольклорными экспедициями были охвачены Аскизский, Таштыпский, Ширинский, Орджоникидзевский районы. В те времена активно бытовали разножанровые сказки, кип-чоохи (легенды о горах, птицах, о происхождении родов), загадки, тахпахи. В экспедициях всего было собрано около 100 текстов героических сказаний хакасского народа. В 1951 г. В. И. Доможаков, Д. И. Чанков подготовили и издали первый сборник «Алыптыг нымахтар», включающий 3 произведения [14]. Со времени создания ХакНИИЯЛИ, с 1944 г., было записано только одних сказок свыше 300 текстов. Следует отметить активную деятельность сотрудника института, фольклориста Т. Г. Тачеевой, ею всего записано и собрано свыше 40 текстов алыптыг нымахов, кип-чоохов, сказок. По специальности 10.01.09 - фольклористика М. А. Унгвицкая защитила докторскую диссертацию по хакасскому народному творчеству [15]. В. Е. Майногашева защитила кандидатскую диссертацию по изучению хакасского героического эпоса «Алтын Арыг» [16]. В 1966 г. вышла первая научная монография М. А. Унгвицкой по изучению хакасских бытовых сказок [17]. В 1969 г. В. Е. Майногашева подготовила к печати 2 богатырские поэмы «Хан Мирген» и «Два бело-буланых жеребенка», записанные со слов М. К. Доброва. Большой вклад в изучение хакасской волшебной сказки внес П. А. Трояков, раскрыв в своей монографии их истоки и формы чудесного вымысла [18]. В 1972 г. появилась первая и до сих пор единственная работа по анализу изучения жанров хакасского фольклора [19]. В работе были охарактеризованы такие прозаические жанры фольклора, как мифы-былички (архаические кип-чоохи) - короткие прозаические рассказы, которые, по мнению авторов, отражали достоверный факт и формировались в тагаро-таштыкскую эпоху. Раскрыты стихотворные предания (кип-чоохи), хакасская сказка, песенные жанры - ыр (сарын), тахпах, пословицы и поговорки, загадки. В работе дана полная характеристика героическому эпосу алыптыг нымах (героические или богатырские сказания) или чаалыг нымахтар (сказания о подвигах богатырей). Впервые выявлены основные черты алыптыг нымах. Дана первая периодизация развития героических сказаний хакасов. Далее авторами была дана характеристика таких жанров хакасского фольклора, как героико-исторический эпос - кип-чоох периода монгольско-джунгарских завоеваний (ХН-ХУН вв.). В работе также дана оценка песенному фольклору советской эпохи.
Одной из традиций ХакНИИЯЛИ было проведение областных слетов хайджи 'сказителей' и тахпахчи 'певцов'. Первые два областных слета проходили в 1958-1959 гг., где принимали участие 30 носителей хакасского фольклора. Во время слетов записано 20 героических сказаний, кип-чоохи и тахпахи. Во время слетов сказителей и певцов в 1958-1961 гг. был накоплен большой фольклорный материал. В 1988 г. В. Е. Майногаше-вой было подготовлено и осуществлено издание героического сказания «Алтын Арыг» со слов П. В. Курбижекова в академической серии СССР «Эпос народов СССР» [20]. Издана монография П. А. Троякова по проблемам изучения эпоса [21]. В становление хакасской фольклористики свой вклад внесли этнографы профессор В. Я. Бутанаев
и доцент И. И. Бутанаева [22]. Начиная с 1968 г., они собирали этнографические, фольклорные материалы. В личном архиве исследователей насчитывается около 500 наименований фольклорных произведений, включая их различные варианты. Таким образом, этап с 1930-х гг. советского периода до 1992 г. можно считать периодом зарождения хакасской фольклористики как отдельного направления научной деятельности в автономной области. С созданием ХакНИИЯЛИ планомерно были организованы фольклорные экспедиции, материалы которых сохранены в рукописном фонде института. Издательская деятельность заметно активизировалась. На данном этапе развития хакасской фольклористики впервые осуществлена общая характеристика жанров хакасского фольклора, больше внимания было уделено сбору полевых и изданию текстовых материалов. Научному исследованию были подвергнуты только 2 жанра хакасского фольклора: бытовая сказка (М. А. Унгвицкая, 1966) и алыптыг нымах (В. Е. Майногашева 1967, П. А. Трояков 1991). Были защищены 1 докторская и 1 кандидатская диссертации. Остальные жанры остались вне поля зрения исследователей.
После 1992 г., в постсоветский период, изданы тексты 6 героических сказаний. Впервые появились в печати тексты хакасских считалок и скороговорок, детской народной поэзии. Вышли текстовые материалы мифов. В академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» отдельным томом изданы хакасские народные сказки. Во вступительной статье тома дана историография хакасских сказок [23]. С начала 2000-х гг. Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории выступает инициатором изучения научного наследия первого хакасского ученого, доктора сравнительного языкознания Н. Ф. Катанова. Впервые были переизданы его труды. Проведены международные конференции, изданы материалы конференций. Языковед О. В. Субракова издала первую монографию по изучению языка хакасского эпоса с лингвистических позиций [24]. Впервые в хакасской фольклористике В. Я. и И. И. Бутанаевы представили свою версию формирования хакасского, по их мнению, хонгорского фольклора, охватившего разные исторические эпохи, состоящего из разных пластов [25]. В. Е. Майногашева [2] дает обновленное на основе последних исследований видение стадиального развития хакасского алыптыг нымах. Она сначала выделяет стадию хунно-сарматской эпохи, где составлены многочисленные повествования о богатырях и богатырях-ханах, защищающих свои владения - чурты - от иноплеменных, иноэтнических богатырей - грабителей. Следующей стадией она считает период Древнекыргызского (древнехакасского) государства У1-Х111 вв., называя его второй стадией развития алыптыг нымах. Последний, третий период развития алыптыг нымах - время установления монгольского ига и последующего за ним присоединения к России (XШ-XVШ вв.). В. В. Миндибековой исследована жанровая специфика хакасских мифов [26]. В работе Н. С. Чистобаевой выявлены особенности тематики и поэтики, рассмотрена поэтико-стилевая система, типические места хакасского эпоса [27]. Таким образом, с 1992 г. по настоящее время постсоветский этап можно называть периодом становления хакасской фольклористики. За это время изданы текстовые материалы считалок и скороговорок, детской народной поэзии, мифов, хакасских народных сказок. Исследованы язык хакасского эпоса, мифы, сказки, алыптыг нымах. Разработано несколько версий по изучению стадиального развития хакасского эпоса - алыптыг нымах. 3 молодых исследователя защитили кандидатские диссертации. Однако в этот период мало было проведено фольклорных экспедиций, не исследовано современное бытование фольклора. Некоторые жанры фольклора до сих пор не стали объектами научного изыскания, хотя была достаточно подготовлена их источниковая база (скороговорки, считалки, тахпахи, обрядовая и шаманская поэзия и др.).
Заключение
Таким образом, составлен сравнительно-сопоставительный анализ итогов изучения
жанров фольклора на основе периодизации хакасской фольклористики. За три периода (дореволюционный, советский, постсоветский) создана источниковая база, собраны полевые материалы, создан рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. Активно велась издательская деятельность. Исследовано народное творчество хакасов, изучены 3 жанра хакасского фольклора: алыптыг нымах, миф и сказка, начато исследование языка эпоса. За два периода (советский, постсоветский) превалирующее положение в хакасской фольклористике принадлежит изучению алыптыг нымах. По нашим предварительным подсчетам по данной теме издано 35 текстов героических сказаний, 2 тома в академических сериях, написаны 3 монографии, защищено 2 диссертации (В. Е. Майногашева, Н. С. Чистобаева). Наиболее исследованными жанрами являются народные сказки, изданы 18 текстовых материалов, 2 монографии, 1 том в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
Несмотря на определенные успехи, не исследованными до сих пор остаются народные песни, тахпахи, малые жанры (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки), легенды - кип-чоохи, предания, обрядовая поэзия и шаманский фольклор. Другая проблема состоит в нехватке высококвалифицированных специалистов-фольклористов. За все эти годы по специальности 10.01.09 - фольклористика подготовлены 1 доктор и 4 кандидата наук. В дальнейшем следует больше внимания уделить исследованию других жанров фольклора. Необходимо изучить современное состояние и бытование хакасского фольклора и наметить дальнейшие пути его научного изучения.
Л и т е р а т у р а
1. Трояков П. А. Итоги и задачи хакасского фольклора // Основные проблемы изучения поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока. - Улан-Удэ: Бурят-е кн-е изд-во, 1961. - С. 58-72.
2. Майногашева В. Е. Хакасский героический эпос алыптыг нымах: поиски исторических реалий и периодизация (избранные труды). Абакан: ООО «Кн-е изд-во «Бригантина», 2015. - С. 198-205
3. Тугужекова В. Н. Некоторые вопросы развития фольклористики в Хакасии // Идель-Алтай: история и традиционная культура народов Евразии. Материалы 3 Межд.форума, посв. 90-летию д-р. филол.наук, профессора С. С. Суразакова. - Горно-Алтайск: ООО «Горно-Алт. типография», 2015.
- С. 227-228
4. Ачитаева Л. К., Кулумаева С. К., Майногашева В. Е. Изучение хакасского фольклора // Валеев В. М., Тугужекова В. Н. и др. Н. Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков: Очерки истории российской тюркологии. - Казань-Абакан: Алма-Лит, 2008-2009. - С. 167-174.
5. Ефимова Л. С., Майнагашева Н. С., Чаптыкова Ю. И. Хакасский фольклор в материалах Н. Ф. Катанова: проблемы изучения и сохранения // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4 (35). - С. 71-78.
6. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. Наречия тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. Ч. 2. - СПб., 1868.
- 749 с.
7. Образцы народной литературы тюркских племен. Наречия дикокаменных киргизов». Ч. 5. - СПб., 1885. - 492 с.
8. Образцы народной литературы тюркских племён, изданные В. Радловым. Часть. IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведённые Н. Ф. Катановым. - СПб., 1907. - 668 с.
9. Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии Н. Ф. Катанова. - Казань: Типо-литография Имп. Каз-го университета, 1897. - 104 с.
10. Иванов С. Н. Николай Федорович Катанов (Очерки жизни и деятельности). Издание 2-е. - М.: Изд-во «Наука», - Главная редакция восточной литературы, 1973.
11. Майнагашев С. Д. Жертвоприношение Небу у бельтиров // Сборник МАЭ. - П., 1916. - С. 93-101.
12. Хакасский фольклор. - Абакан: Хак-е обл-е нац-е изд-во, 1941. - 167 с.
13. Хакасский фольклор. На хакасском языке. - Абакан, 1946. - 149 с.
14. Алыптыг нымахтар. Героические сказания. Подг. В. И. Доможаков, Д. И. Чанков. - Абакан, 1951. - 318 с.
15. Унгвицкая М. А. Хакасское народное поэтическое творчество. Автореф... дисс. д.филол.н. -Абакан, 1965. - 31 с.
16. Майногашева В. Е. Хакасский героический эпос «Алтын Арыг». Автореф. дисс. к. филол. н.
- Новосибирск, 1967. - 17 с.
17. Унгвицкая М. А. Хакасская бытовая сказка. - Абакан: Красн-е кн-е изд-во, 1966. - 71 с.
18. Трояков П. А. Истоки и формы чудесного вымысла (на материалах волшебных сказок хакасов и других народов Сибири). - Абакан, 1991. - 366 с.
19. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е.. Хакасское народное поэтическое творчество. - Абакан: Хак-е отд-е Красн-го книж-го изд-ва, 1972. - 311 с.
20. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос. - М. Наука: Главная редакция восточной литературы, 1988. - 592 с.
21. Трояков П. А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения (исследование и приложение).
- Абакан, 1991. - 325 с.
22. Бутанаев В. Я. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во Хак.гос.университета, 2008. - 376 с.
23. Хакасские народные сказки. - Новосибирск: Омега Принт, 2015. - 770 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.Т. 33)
24. Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. - Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. - 164 с.
25. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Хакасский исторический фольклор. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2001. - 148 с.
26. Миндибекова В. В. Жанровая специфика хакасских мифов. Автореф. дисс. к.филол.н. - Улан-Удэ, 2004. - 19 с.
27. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. - Абакан: ООО «Кн-е изд-во «Бригантина», 2015. - 170 с.
R e f e r e n c e s
1. Troiakov P. A. Itogi i zadachi khakasskogo fol'klora // Osnovnye problemy izucheniia poeticheskogo tvorchestva narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka. - Ulan-Ude: Buriat-e kn-e izd-vo, 1961. - S. 58-72.
2. Mainogasheva V. E. Khakasskii geroicheskii epos alyptyg nymakh: poiski istoricheskikh realii i periodizatsiia (izbrannye trudy). Abakan: OOO «Kn-e izd-vo «Brigantina», 2015. - S. 198-205
3. Tuguzhekova V. N. Nekotorye voprosy razvitiia fol'kloristiki v Khakasii // Idel'-Altai: istoriia i traditsionnaia kul'tura narodov Evrazii. Materialy 3 Mezhd.foruma, posv. 90-letiiu d-r.filol.nauk, professora S. S. Surazakova. - Gorno-Altaisk: OOO «Gorno-Alt. tipografiia», 2015. - S. 227-228
4. Achitaeva L. K., Kulumaeva S. K., Mainogasheva V. E. Izuchenie khakasskogo fol'klora // Valeev V. M., Tuguzhekova V. N. i dr. N. F. Katanov i gumanitarnye nauki na rubezhe vekov: Ocherki istorii rossiiskoi tiurkologii. - Kazan'-Abakan: Alma-Lit, 2008-2009. - S. 167-174.
5. Efimova L. S., Mainagasheva N. S., Chaptykova Iu. I. Khakasskii fol'klor v materialakh N. F. Katanova: problemy izucheniia i sokhraneniia // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia. - 2012. - № 4 (35). - S. 71-78.
6. Obraztsy narodnoi literatury tiurkskikh plemen, zhivushchikh v Iuzhnoi Sibiri i Dzhungarskoi stepi. Narechiia tiurkskikh plemen, zhivushchikh v Iuzhnoi Sibiri i Dzhungarskoi stepi. Ch. 2. - SPb., 1868. - 749 s.
7. Obraztsy narodnoi literatury tiurkskikh plemen. Narechiia dikokamennykh kirgizov». Ch. 5. - SPb., 1885. - 492 s.
8. Obraztsy narodnoi literatury tiurkskikh plemen, izdannye V. Radlovym. Chast'. IX. Narechiia uriankhaitsev (soiotov), abakanskikh tatar i karagasov. Teksty, sobrannye i perevedennye N. F. Katanovym.
- SPb., 1907. - 668 s.
9. Katanov N. F. Otchet o poezdke, sovershennoi s 15 maia po 1 sentiabria 1896 g. v Minusinskii okrug Eniseiskoi gubernii N. F. Katanova. - Kazan': Tipo-litografiia Imp. Kaz-go universiteta, 1897. - 104 s.
10. Ivanov S. N. Nikolai Fedorovich Katanov (Ocherki zhizni i deiatel'nosti). Izdanie 2-e. - M.: Izd-vo
«Nauka», - Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury, 1973.
11. Mainagashev S. D. Zhertvoprinoshenie Nebu u bel'tirov // Sbornik MAE. - P., 1916. - S. 93-101.
12. Khakasskii fol'klor. - Abakan: Khak-e obl-e nats-e izd-vo, 1941. - 167 s.
13. Khakasskii fol'klor. Na khakasskom iazyke. - Abakan, 1946. - 149 s.
14. Alyptyg nymakhtar. Geroicheskie skazaniia. Podg. V. I. Domozhakov, D. I. Chankov. - Abakan, 1951. - 318 s.
15. Ungvitskaia M. A. Khakasskoe narodnoe poeticheskoe tvorchestvo. Avtoref... diss. d.filol.n. - Abakan, 1965. - 31 s.
16. Mainogasheva V. E. Khakasskii geroicheskii epos «Altyn Aryg». Avtoref. diss. k. filol. n. -Novosibirsk, 1967. - 17 s.
17. Ungvitskaia M. A. Khakasskaia bytovaia skazka. - Abakan: Krasn-e kn-e izd-vo, 1966. - 71 s.
18. Troiakov P. A. Istoki i formy chudesnogo vymysla (na materialakh volshebnykh skazok khakasov i drugikh narodov Sibiri). - Abakan, 1991. - 366 s.
19. Ungvitskaia M. A., Mainogasheva V. E.. Khakasskoe narodnoe poeticheskoe tvorchestvo. - Abakan: Khak-e otd-e Krasn-go knizh-go izd-va, 1972. - 311 s.
20. Altyn Aryg. Khakasskii geroicheskii epos. - M. Nauka: Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury, 1988. - 592 s.
21. Troiakov P. A. Geroicheskii epos khakasov i problemy izucheniia (issledovanie i prilozhenie). - Abakan, 1991. - 325 s.
22. Butanaev V. Ia. Mir khongorskogo (khakasskogo) fol'klora. Abakan: Izd-vo Khak.gos.universiteta, 2008. - 376 s.
23. Khakasskie narodnye skazki. - Novosibirsk: Omega Print, 2015. - 770 s. (Pamiatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka.T. 33)
24. Subrakova O. V. Iazyk khakasskogo geroicheskogo eposa. - Abakan: Khak. kn. izd-vo, 2007. - 164 s.
25. Butanaev V. Ia., Butanaeva I. I. Khakasskii istoricheskii fol'klor. - Abakan: Izd-vo KhGU im. N. F. Katanova, 2001. - 148 s.
26. Mindibekova V. V. Zhanrovaia spetsifika khakasskikh mifov. Avtoref. diss. k.filol.n. - Ulan-Ude, 2004. - 19 s.
27. Chistobaeva N. S. Geroicheskii epos khakasov: tematika i poetika. - Abakan: OOO «Kn-e izd-vo «Brigantina», 2015. - 170 s.