Научная статья на тему 'Гуманизация семейной политики как стратегия управления отцовскими семьями'

Гуманизация семейной политики как стратегия управления отцовскими семьями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
388
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСКИЕ СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / FAMILY POLICY / HUMANIZATION / SOCIAL SUPPORT / FATHER FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Анна Ивановна

Рассматривается понятие «государственная семейная политика», основные положения Концепции семейной политики. Приводятся несовершенства современной семейной политики, являющиеся одной из причин ослабления института семьи. Трактуется понятие «гуманизация политики» и раскрывается ключевое направление гуманизации социальная помощь. Обозначаются наиболее слабозащищенные категории населения сферы семьи материнские и отцовские семьи. Отмечается, что материнские семьи представляют большинство (согласно данным переписи населения), и государством сформированы организации, направленные на поддержку материнских семей. Кроме того, существуют нормативно-правовые документы, социальные программы, ориентированные на защиту материнства и детства, в то время как семьи одиноких отцов не выделяются как особый объект политики ни на общероссийском, ни на региональном уровнях, не разработаны и не разрабатываются специальные программы по защите и поддержке отцовских семей. Приводится ряд социальных гарантий по поддержке отцов-одиночек и их семей: социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические. Анализируется степень вовлеченности властных структур Забайкальского края в проблемы существования отцовских семей. Делается вывод о том, что необходима серьезная работа по оптимизации социально-правовой базы в отношении отцовских семей и усилению мер по предупреждению появления отцовских семей. Предлагается ряд профилактических мер, объектом которых являются поведенческие проявления женщин как причина появления отцовских семей, а также меры поддержки отцовских семей на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of Family Policy As a Management Strategy Paternal Families

The concept of «state family policy», new provisions of the concept of family policy are observed. The imperfections of modern family policy as one of the reasons for weakening of family institution are given. The author interprets the concept of «humanization of politics» and reveals a key area of humanization social assistance. The author also represents the most poorly protected categories of population sphere of family maternal and paternal family. It is noted that the maternal family represents the majority (according to census data), and the state organization is formed to support single-mother families. In addition, there are legal documents, social programs aimed at protection of motherhood and childhood. At the same time the families of single fathers are not selected as a special object of policy nor on national or regional levels. Special programs to protect and support of his fathers family are not also designed and developed. A number of social guarantees to support single fathers and their families: socio-legal, socio-psychological, socio-pedagogical is given. The degree of involvement of authorities in the Transbaikal Territory into the problem of fathers family existence is analyzed. It is concluded that serious work is needed to optimize the social and legal framework in relation to fathers family and to strengthen measures in order to prevent the appearance of fathers family. A number of preventive measures which target are women as a cause of father family appearance are proposed, as well as measures to support fathers family at the regional level

Текст научной работы на тему «Гуманизация семейной политики как стратегия управления отцовскими семьями»

УДК 316

Михайлова Анна Ивановна Anna Mikhailova

ГУМАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТЦОВСКИМИ СЕМЬЯМИ

HUMANIZATION OF FAMILY POLICY AS A MANAGEMENT STRATEGY PATERNAL FAMILIES

Рассматривается понятие «государственная семейная политика», основные положения Концепции семейной политики. Приводятся несовершенства современной семейной политики, являющиеся одной из причин ослабления института семьи. Трактуется понятие «гуманизация политики» и раскрывается ключевое направление гуманизации — социальная помощь. Обозначаются наиболее слабозащищенные категории населения сферы семьи — материнские и отцовские семьи. Отмечается, что материнские семьи представляют большинство (согласно данным переписи населения), и государством сформированы организации, направленные на поддержку материнских семей.

Кроме того, существуют нормативно-правовые документы, социальные программы, ориентированные на защиту материнства и детства, в то время как семьи одиноких отцов не выделяются как особый объект политики ни на общероссийском, ни на региональном уровнях, не разработаны и не разрабатываются специальные программы по защите и поддержке отцовских семей.

Приводится ряд социальных гарантий по поддержке отцов-одиночек и их семей: социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические. Анализируется степень вовлеченности властных структур Забайкальского края в проблемы существования отцовских семей. Делается вывод о том, что необходима серьезная работа по оптимизации социально-правовой базы в отношении отцовских семей и усилению мер по предупреждению появления отцовских семей. Предлагается ряд профилактических мер, объектом которых являются поведенческие проявления женщин как причина появления отцовских семей, а также меры поддержки отцовских семей на региональном уровне

The concept of «state family policy», new provisions of the concept of family policy are observed. The imperfections of modern family policy as one of the reasons for weakening of family institution are given. The author interprets the concept of «humanization of politics» and reveals a key area of humanization — social assistance. The author also represents the most poorly protected categories of population sphere of family — maternal and paternal family. It is noted that the maternal family represents the majority (according to census data), and the state organization is formed to support single-mother families.

In addition, there are legal documents, social programs aimed at protection of motherhood and childhood. At the same time the families of single fathers are not selected as a special object of policy nor on national or regional levels. Special programs to protect and support of his father's family are not also designed and developed.

A number of social guarantees to support single fathers and their families: socio-legal, socio-psychologi-cal, socio-pedagogical is given. The degree of involvement of authorities in the Transbaikal Territory into the problem of father's family existence is analyzed. It is concluded that serious work is needed to optimize the social and legal framework in relation to father's family and to strengthen measures in order to prevent the appearance of father's family. A number of preventive measures which target are women as a cause of father family' appearance are proposed, as well as measures to support father's family at the regional level

Ключевые слова: отцовские семьи, семейная Key words: father family, family policy, humaniza-политика, гуманизация, социальная поддержка tion, social support

Современное состояние российского общества отмечается системным кризисом, в частности социально-экономическим и духовно-нравственным. Наиболее подверженным разрушительному кризисному влиянию является институт семьи.

Так, одним из негативных явлений се-мейно-брачной системы Забайкальского края отмечается высокий рост количества монородительских семей. По данным переписи населения Забайкальского края за 2010 г., число монородительских семей составляло: 40 689 — материнских, 3 882 — отцовских.

Рост монородительских семей в Забайкальском крае спровоцирован рядом отрицательных тенденций, среди которых следует отметить высокие показатели смертности как среди мужчин, так и среди женщин, значительное число внебрачной рождаемости, рост числа разводов, асоциальный образ жизни. Все это усугубляет нестабильное положение института семьи, в частности рост монородительских семей.

На преодоление кризисных тенденций института семьи направлена государственная семейная политика, поскольку семья является объектом государственной заботы и поддержки.

Государственная семейная политика представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и мер, ориентированных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России.

Среди основных направлений государственной семейной политики Российской Федерации выделяют:

— укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей;

— улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми;

— защита семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций и на этой основе повышение уровня семейного благополучия, улучшение демографической ситуации в стране, разрешение проблемы социального сиротства [1].

В Концепции подтверждается мысль о том, что в современном российском обществе становится нормой возрастающее число неполных семей. Приводятся статистические данные, свидетельствующие о динамике относительно неполных семей: «между переписями населения 2002 и 2010 гг. число полных семей сократилось на 11,2 %, а число неполных семей выросло на 3 %. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88 % из них это материнские семьи. Семья без отца становится нормой» [1].

Одной из причин ослабления института семьи, по мнению исследователей, является отсталость семейного законода-

/~1 о о "Г» о о

тельства. Семейный кодекс Российской Федерации принят в 1995 г. и ни разу не подвергался системному анализу и пересмотру [1].

Важной причиной ослабления института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей является и несовершенство современной семейной политики, поскольку она:

— не является самостоятельным направлением государственной политики и рассматривается обычно как часть социальной и демографической политики государства;

— не имеет единой правовой основы;

— отнесена к ведению субъектов РФ и может быть охарактеризована как некая сумма региональных семейных политик;

— характеризуется низкой долей расходов на семейно-детский бюджет;

— обеспечивает приоритет интересов государства: направлена на увеличение рождаемости и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

— не учитывает и не поддерживает традиционные семейные ценности.

Таким образом, гуманизация государственной семейной политики должна стать в настоящее время одной из приоритетных задач государства.

Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [1].

Следовательно, гуманизация (от лат. Иишапш — «человеческий») — реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию.

Тем самым, гуманизация политики — придание политике гуманистической направленности, т.е. ориентация на реализацию человеческих интересов и ценностей [2].'

Наиболее представительным направлением гуманизации политики относительно человеческих интересов и ценностей является социальная помощь, а именно забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной материальной обеспеченностью. Социальная помощь ( социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях [4]

Состояние социальной помощи в современный период показывает, что субъектами умиротворения общественных отношений и оказания социального вспомоществования могут быть органы общественного управления ( государственного, общественного, гражданского, международного), субъекты материального и духовного производства (предприниматели, банкиры, коммерсанты, писатели, артис-

ты и т.д.) , соответствующие структуры ( производственные, финансовые и др.) , профессионалы определенных категорий (социальные работники, врачи, медсестры, юристы и др.) , религиозные организации и церковь. Большинство стран применяют весьма широкий спектр гуманитарных программ — социально-обеспечительных и защитных мер для различных слоев населе-ния[5; С. 252-253].

Наиболее нуждающимися в социальной помощи выступают слабозащищен-ные слои населения, среди которых важное место занимают монородительские семьи, как материнские, так и отцовские. Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. В настоящее время монородительские материнские семьи находятся в сложном экономическом и социальном положении. Они практически лишились тех прав, что были предписаны социальной политикой советских времен, период трансформации не привел к формированию сильной социальной и семейной политики в отношении данной категории семей. Социальная защищенность их снизилась. Так, исследователями отмечаются маленькие пособия, которые скорее воспринимаются как мера, основная функция которых состоит в том, чтобы государство могло заявить о поддержке материнства, чем реальная экономическая помощь; низкий уровень обеспеченности жильем и отсутствие реальных перспектив улучшения жилищных условий для семей с одним родителем; сложности в получении алиментного обеспечения для разведенных женщин; незащищенность женщин с несовершеннолетними детьми на рынке труда, дискриминационные проявления при приеме на работу, трудности возвращения на работу после рождения ребенка и отпуска по уходу за ним; проблемы сочетания материнства и профессиональной деятельности из-за обострившейся ситуации с детскими дошкольными учреждениями и другие [6]

Тем не менее, государством сформированы организации, направленные на поддержку материнских семей, существующие нормативно-правовые документы, а также

социальные программы ориентированы, прежде всего, на защиту материнства и детства, поскольку понятие «мать-одиночка» юридически закреплено во всех государственных документах.

Так, проблемами положения женщин занимаются:

1. Правительство.

2. Комиссия по вопросам улучшения положения женщин при правительстве РФ.

3. Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда.

4. Управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения и социального развития.

В то время как семьи одиноких отцов не выделяются как особый объект политики ни на общероссийском, ни на региональном уровнях, не разработаны специальные программы по защите и поддержке отцовских семей.

Социальная работа с монородительскими отцовскими семьями носит несистемный характер, хотя число такого рода семей становится больше.

В Конституции РФ, ст. 38 сказано, что «материнство, детство и семья находятся под защитой государства», надо понимать, что отцовство в защите не нуждается.

В настоящее время существует ряд социальных гарантий по поддержке отцов-одиночек и их семей. Данные гарантии носят социально-правовой, социально-психологический, социально-педагогический характер.

Социально-правовая поддержка отражена в ряде нормативно-правовых документов федерального значения:

— кодексы;

— федеральные законы как общероссийского, так и регионального масштабов;

— программа «материнский капитал»;

— предоставление льгот на проезд, услуги ЖКХ, питание детей, лечение (в отдельных российских регионах, кроме Забайкальского края).

По результатам экспертного опроса выяснилось, что в Забайкальском крае отсутствуют региональные программы и положения, ориентированные на поддержку отцовских семей.

Социально-психологическая поддержка осуществляется в различных российских центрах помощи.

Для оказания социальной помощи одиноким отцам в Российской Федерации создаются различные кризисные центры. Один из них Межрегиональный отцовский комитет (МОК) г. Белгород. Основная задача МОК — общественный контроль над соблюдением Семейного кодекса РФ в части права детей на воспитание в семье и общение с обоими родителями, внесение поправок в законодательство и др.

Другая масштабная организация — Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети», оказывающая юридическую помощь отцам и детям.

Еще один центр — Алтайский краевой кризисный центр для мужчин. Цель работы кризисной линии для мужчин — оказание экстренной психологической поддержки мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и членам их семей, в том числе несовершеннолетним, посредством дистанционного психологического консультирования.

Также социально-психологическая поддержка осуществляется посредством СМИ. В настоящее время через средства массовой информации транслируются телепередачи («Пусть говорят», «Отцы-одиночки»), направленные на выявление социально-психологических проблем одиноких отцов в России. Подобные телепередачи в определенной мере имеют психологическую подоплеку — позволяют одиноким отцам почувствовать, что они не одиноки в сложившейся ситуации.

В Забайкальском крае отсутствуют психологические центры, направленные на работу с одинокими отцами, и, как показал экспертный опрос, «одинокие отцы считают, что способны самостоятельно справиться с проблемами и в психологической поддержке не нуждаются». В. Швецов, председатель Совета отцов Читы при городском комитете образования, отмечает, что Совет занимается повышением авторитета отцовства, работает со школами Читы. Ежегодно Совет проводит собрание

«Сильные отцы — сильное отечество». По словам В. Швецова, «отцы-одиночки считают себя самодостаточными и за помощью к другим отцам не обращаются» [7].

Социально-педагогическая поддержка направлена на поддержку детей, воспитывающихся в отцовских семьях. Как правило, руководство дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также классные руководители и воспитатели проявляют инициативу в создании оптималь-

Таким образом, в Забайкальском крае отмечается низкая вовлеченность властных структур в проблемы существования отцовских семей, что обусловлено в первую очередь незаинтересованностью самих одиноких отцов в государственной поддержке как результат нигилистического восприятия социально-правовой системы государства в целом.

Непричастность государственных структур к проблемам монородительских ( отцовских) семей приведет не только к возрастанию числа таких семей, но и к увеличению числа бедных слоев населения, что соответствующим образом сформирует показатели уровня и качества жизни региона. Следовательно, необходима серьезная работа по оптимизации социально-правовой базы в отношении отцовских семей, также необходимо усилить меры по предупреждению появления отцовских семей.

Важное место в решении проблемы отцовских семей занимает профилактика, направленная на причины, которые являются основополагающими в возникновении отцовской семьи. Как показало проведенное нами исследование, основными факторами появления отцовской семьи в Забайкальском крае являются вдовство и асоциальное поведение супруги ( алкоголизм, отказ

ных условий для обучения и развития ребенка из отцовской семьи. Педагогами в процессе работы фокус-групп отмечались «активное участие одиноких отцов в жизни школы» и «заинтересованность в успехах ребенка в учебе».

Опрос одиноких отцов показал, что приоритетным для них является социально-правовая поддержка, а именно право на труд и достойную зарплату, что поможет отцам обеспечить в первую очередь детей.

от воспитания детей по различным причинам). Соответственно, профилактические меры должны быть направлены на улучшение качества медицинского обслуживания и на формирование нравственно и физически здоровой личности, особенно женщины.

Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на достижение желаемого результата, и в то же время — на предотвращение возможных проблем. В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума [8]

Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а следовательно, возникновения неполных семей, роста числа отцов-одиночек необходимо расширить

Рейтинг наиболее значимых прав одиноких отцов

Наиболее значимые права Доля среди опрошенных отцов, % Ранг

Достойная заработная плата 91,2 1

Педагогическая поддержка и сохранение здоровья детей 88,0 2

Обеспеченность жильем и безопасность 67,4 3

^циальные льготы 56,1 4

Помощь психологических центров, создание отцовских клубов 23,3 5

систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни женщин.

Для предотвращения высокой смертности среди женщин, имеющих несовершеннолетних детей, необходимо, во-первых, целенаправленно формировать у молодых женщин образ жизни, ориентированный на принципы заботы о собственном здоровье, отказа от вредных привычек. Важную роль в сохранении здоровья играют уровень и качество жизни населения забайкальского региона.

По данным отчета правительства Забайкальского края за 2013 г., показатель смертности в регионе от онкологических заболеваний вырос на 5,2 % в 2013 г. По информации отчета, показатель материнской смертности в 2013 г. составил 28,6 на 100 тыс. родившихся живыми (в 2012 г. — 5,6 на 100 тыс. родившихся живыми) [9].

Во-вторых, низкий уровень грамотности (комплаентности) в вопросах здоровья существенно влияет на состояние здоровья человека, на возможность его личного, социального и культурного развития. Комп-лаентность населения в пределах России имеет слаборазвитый характер, отмечается небольшое количество отечественных работ по медицинской грамотности населения.

Низкая компетентность населения в вопросах здоровья часто ассоциируется с неравным доступом к медицинскому обслуживанию, поэтому у людей с низкой грамотностью в вопросах здоровья состояние здоровья обычно хуже. Особенно остро данная проблема характерна для жителей сельской местности, где формирование здоровья населения протекает в условиях сложной санитарно-гигиенической, эпидемиологической и экологической обстановки, низкого уровня материальной обеспеченности, медицинской грамотности и активности граждан [10].

Наряду с организационно-экономическими факторами, приводящими сельское здравоохранение к кризисному состоянию, исследователи выделяют неблагоприятный

медико-социальный фон формирования здоровья селян: явления недостаточной медицинской грамотности и активности, сложные условия труда и быта, социальную стратификацию [10].

Исследователи в данной области среди главных причин низкого качества медицинского обслуживания отмечают обострение ситуации острейшего дефицита финансовых ресурсов, чрезмерной децентрализации системы управления, усиления структурных диспропорций в здравоохранении, являющиеся общими для всех регионов Российской Федерации [10].

В Обращении Губернатора Забайкальского края к Законодательному Собранию ... указано, что Министерству здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать систему одноканального финансирования, открывать ФАПы на селе, оснащать современной техникой лечебные учреждения, развивать систему электронной записи к специалистам, обеспечивать постоянный мониторинг выполнения программы оказания бесплатной медицинской помощи. Также необходимо ввести использование на рабочих местах медицинской диагностики, медицинских осмотров и оценку функциональных возможностей работников, что поможет предупредить на ранних стадиях развитие неизлечимых заболеваний [11].

Профилактические меры также должны быть направлены на предупреждение аддиктивного поведения женщин, а именно алкоголизма. Среди негативных особенностей Забайкальского края выделяют высокую алкоголизацию населения [12; С. 56], особенно данная проблема характерна для жителей сельской местности. Безработица, отсутствие досуговых мест времяпрепровождения, неуверенность в завтрашнем дне провоцируют различного рода зависимости, особенно алкогольную. Закон «О запрете продажи алкоголя.» не оказывает значительного воздействия на уменьшение потребления алкоголя. Для лечения женской алкогольной зависимости необходимы крайние меры: принудительное лечение, стимуляции в оплате труда, культурная за-

нятость населения, психологические консультации.

Значительную роль в формировании искаженного представления о семей-но-брачной системе у женщин играют современные ценности с ориентацией на западную культуру. Именно этого рода последствия заставляют говорить о необходимости гуманизации современного общества, но прежде всего современного сознания [13]. Поэтому так необходимо духовно-нравственное воспитание и оздоровление личности путем привития семейных ценностей на основе православной культуры, средств массовой информации, которые несут положительный образ материнства, семьи. Влияние СМИ на нравственно-духовное воспитание неоценимо, поскольку являются открытой общественной средой, которая ответственна за нравственное воспитание. Поэтому необходима информационно-просветительская работа по вопросам реализации семейной политики на территории области посредством выпуска информационных сюжетов, аналитических программ, направленных на формирование позитивного образа жизни семьи, нравственное и духовное развитие молодого поколения, отстаивание ценностей, опирающихся на семейные традиции и

культуру.

Таким образом, главным объектом предложенных профилактических мер являются женщины, поведенческие установки которых являются причиной формирования отцовской семьи. На наш взгляд, предупредить появление отцовской семьи возможно, благодаря таким мерам, как:

— повышение медицинской грамотности, как правило, женской половины населения;

— оздоровление женщин через пропаганду здорового образа жизни, в том числе повышение качества и уровня жизни в Забайкальском крае;

— духовно-нравственное воспитание молодых женщин путем привития традиционных семейных ценностей.

В отношении отцовских семей в настоящее время имеется ряд совершенство-

ваний в программах семейной политики. Среди них:

1) восстановление конституционного равноправия мужчин и женщин в вопросе алиментов. Так, депутаты Государственной думы РФ предложили восстановить конституционное равноправие мужчины и женщины в вопросе претензий на алименты, в связи с чем 23 апреля 2014 г. на рассмотрение парламентариев внесен документ, согласно которому в Семейный Кодекс РФ предложено внести исправления, согласно которым муж или бывший муж, проживающий совместно с общим ребенком до трех лет, сможет претендовать на финансовую компенсацию (алименты) от супруги [14];

2) предложение учредить в стране общероссийский «День отца», поскольку, по мнению инициаторов данной идеи, введение праздника на всероссийском уровне привлечет внимание к отцовству и его проблемам и поспособствует укреплению института семьи в России. Оптимальной праздничной датой предложено третье воскресенье июня [14].

Несмотря на то, что проблема существования одиноких отцов звучит на высших властных уровнях, в Забайкальском крае выявлена низкая заинтересованность властных структур в поддержке семей одиноких отцов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как установлено, одинокие отцы неудовлетворительно оценивают свои правовые знания относительно тех сфер, которые непосредственно касаются их жизнедеятельности. В связи с этим гуманизация жизнедеятельности одиноких отцов связывается в первую очередь с преодолением правовой неосведомленности. Установлено, что одинокие отцы нуждаются в повышении правовой грамотности благодаря разработке и реализации на государственном и муниципальном уровнях специальных проектов. Особенно остро проблема правовой неграмотности затрагивает одиноких отцов, проживающих в сельской местности, где подчас отсутствуют юридические отделы и т.д.

Не менее важным остается вопрос о социальной работе с монородительскими

( отцовскими) семьями, поскольку в рамках социальной политики государства поддержание и обслуживание незащищенных слоев населения, осуществляемого специально подготовленными специалистами — социальными работниками, было и остается на первом плане.

Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством и т.д.

В настоящее время среди незащищенных слоев населения лидирующее место занимают отцовские семьи. В связи с этим актуализируется вопрос о подготовке специалистов для работы с данной категорией населения. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни граждан, обеспечить их социально-правовую защиту.

Как правило, подготовку специалистов по социальной работе осуществляют вузы. В профессионально-образовательной программе каждого вуза предусматривается перечень дисциплин, необходимых для подготовки высококвалифицированного специалиста по социальной работе, а также приводятся виды практической деятельности специалиста по окончании вуза.

Подготовка специалистов социальной работы широкого профиля может осуществляться благодаря введению в курс обучения специальных семинаров, проблемных семинаров, а также возможна разработка спецкурса по изучаемому направлению.

Своевременность введения в курс изучения проблем отцовских семей позволит привлечь внимание к существованию данных семей.

Наиболее остро для социальных работников стоят проблемы охраны материнства и детства, в соответствии с чем приоритетом подготовки социальных работников является помощь и поддержка материнских семей. Отцовство в процессе профессиональной

подготовки специалистов по социальной работе рассматривается фрагментарно либо не рассматривается вообще, что, соответственно, касается и монородительских (отцовских) семей. Следовательно, необходима профессиональная подготовка социальных работников, ориентированных на работу с монородительскими (отцовскими) семьями.

Таким образом, на общероссийском уровне социальная политика предусматривает поддержку отцовских семей через:

— нормативно-правовую базу: права, предоставляемые одиноким родителям Трудовым кодексом РФ, налоговые вычеты для одиноких родителей, прописанные в Налоговом кодексе, возможность использования социальной программы «Материнский капитал», право на алименты;

— организации, специалисты которых оказывают психологическую поддержку одиноким отцам: ассоциации, клубы одиноких отцов;

— средства массовой информации: трансляция телепередач об одиноких отцах, интернет-форумы, где одинокие отцы со всей России имеют возможность совместно обсуждать проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, сайты знакомств, позволяющие отцам «найти человека по интересам» или «устроить личную жизнь».

В Забайкальском крае не отмечена инициатива властных структур в решении проблем отцовских семей, следовательно, органам местного самоуправления Забайкальского края необходимо:

1) через СМИ транслировать статистические показатели по количеству одиноких отцов в Забайкальском крае, привлекая тем самым внимание общественности к данной проблеме;

2) включить учебные курсы по подготовке социальных работников, специализирующихся по отцовству, в тематические планы образовательных учреждений всех ступеней;

3) сформировать региональные программы, ориентированные на предоставление льгот одиноким отцам:

— на оплату услуг ЖКХ;

— льготный проезд;

— бесплатное медицинское обслуживание, в том числе детей, воспитывающихся в отцовской семье, учитывая региональную специфику и особенности семейных традиций;

— бесплатную психологическую помощь;

4) при проведении краевых конкур -сов государственными структурами предусматривать номинации по поддержке

Литература_

1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): http://www.komitet2-6. km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052. html

2. Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 244.

3. Проблемы современного государственного управления в России. Мат-лы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. Вып. № 2 (23). Гуманизм и государственное управление. М.: Научный эксперт, 2009. 96 с.

4. Экономический словарь. 2010 http://dic. academic.-ru/dic.nsf/econ_dict/13862

5. Романова И.В. Образ жизни одиноких женщин посттрудового периода в условиях современного российского общества: монография. Чита: ЗабГУ, 2011. С.252-253.

6. Рашитова Л.К. Городская монородительская материнская семья: автореф. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Уфа, 2011.

7. Http://zabmedia.ru/interview/3879. Дата обращения 28.05.2014 г.

8. Http: //studme.org/12461220/sotsiologiya/ sotsialnaya_profilaktika. Дата обращения 30.08.2014 г.

9. Http://news.chita.ru/59096. Дата обращения 02.07.2014 г.

10. Http: //medical-diss.com/medicina/osoben nos ti-formirovaniya-zdorovya-naseleniya-i-sotsialnye -predposylki-razvitiya-sistemy-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-#ixzz36kEWjLDl. Дата обращения 02.07.2014 г.

отцов, самостоятельно воспитывающих

детей;

5) шире привлекать общественные объединения к экспертизе законопроектов, касающихся региональной семейной политики в отношении монородительских семей;

6) оказывать содействие развитию благотворительности, меценатства и соответствующих гражданских инициатив в интересах семьи, в частности монородительской отцовской.

_References

1. Kontseptsiya gosudarstvennoy semeynoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (State Family Policy Concept of the Russian Federation for the period up to 2025): public project. Available at: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/ 050049124053056052.html

2. Sotsiologicheskaya entsiklopediya [Encyclopedia of Sociology]. In 2-vol. Vol. 1. Moscow: Mysl, 2003, p. 244.

3. Problemy sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya v Rossii. Mat-ly nauchnogo seminara [Problems of modern governance in Russia. Materials of scientific seminar]. Ed. V.I. Yakunin. M.Y. No. 2 (23). Humanism and public administration. Moscow: Scientific Expert, 2009. 96 p.

4. Ekonomicheskiy slovar (Economic Dictionary). 2010. Available at: http: //dic.academic.-ru/dic. nsf/econ_dict/13862.

5. Romanova I.V. Obraz zhizni odinokih zhensh-hin posttrudovogo perioda v usloviyah sovremennogo rossiyskogo obshhestva [Lifestyle of single women of post-labour period in the modern Russian society]: Monograph. Chita: ZabGU, 2011. P. 252-253.

6. Rashitova L.K. Urban single-parent parent family [Gorodskaya monoroditelskaya materinskaya semiya]: Abstract dis. candidate. social sciences. Ufa, 2011.

7. Http://zabmedia.ru/interview/3879 (http:// zabmedia.ru/interview/3879). Accessed 05.28.2014.

8. Http://studme.org/12461220/sotsiologiya/ sotsia lnaya_profilaktika (Http://studme.org/12461 1220/ sotsiologiya / sotsialnaya_profilaktika). Accessed 08.30.2014.

9. Http://news.chita.ru/59096 (Http://news. chita.ru/59096). Accessed 07.02.2014.

10. Http://medical-diss.com/medicina/oso bennosti-formirovaniya-zdorovya-naseleniya-i-sotsialnye-predposylki-razvitiya-sistemy-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-#ixzz36kEWjLDl (Http://medical-diss.com/medicina/osobennosti-formirovaniya-zdorovya-naseleniya-i-sotsialnye-predposylki-razvitiya-sistemy-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-#ixzz36kEWjLDl). Accessed 07.02.2014. "

11. Обращение Губернатора Забайкальского края к Законодательному Собранию 17.04.2014 годаЬНр://губернатор.забайкальскийкрай.рф/ teksty_-oficialnyh_vystupleniy/obrashenie_2014. html. Дата обращения 02.07.2014 г.

12. Бейдина Т.Е. Конфликтогенные факторы, препятствующие управлению системой региональной безопасности в Забайкальском крае // Вестник ЗабГУ, 2014. № 02(105). С. 56.

13. Гуманизация общественных отношений и гуманитарная культура как необходимость нашего времени. С. 38. Http://z3950.ksu.ru/-phil/0706490/033-046.pdf

14. Отцов-одиночек уравняют с матерями. Http://www.firstnews.ru-/articles/id673706-ottsov-odinochek-uravnyayut-s-materyami. Дата обращения 25.04.2014 г.

Коротко об авторе

11. Obrashhenie Gubernatora Zabaykalskogo kraya k Zakonodatelnomu Sobraniyu 17.04.2014 goda (Appeal of the Governor of the Transbaikal Territory to the Legislative Assembly 17.04.2014). Available at: http://ry6epHaTOp.3a6aHK&ŒBCKHHKpan.p^/ teksty_oficialnyh_vystupleniy/obrashenie_2014.html. Accessed 2.07 2014

12. Beydina T.E. Vest. Zab. Gos.Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 02 (105). P. 56.

13. Gumanizatsiya obshhestvennyh otnosheniy i gumanitarnaya kultura kak neobhodimost nashego vremeni (Humanization of social relations and human culture as a necessity of our time). P. 38. Available at: http: //z3950.ksu.ru/-phil/0706490/033-046.pdf.

14. Ottsov-odinochek uravnyayut s matery-ami (Single fathers will be equalized with mothers). Available at: http: //www.firstnews.ru-/articles/ id673706-ottsov-odinochek-uravnyayut-s-materyami/ (Accessed 25 04. 2014).

_Briefly about the author

Михайлова А.И., аспирант, Забайкальский госу- A. Mikhailova, postgraduate, Transbaikal State Uni-

дарственный университет, г. Чита, Россия versity, Chita, Russia

filologia83@mail.ru

Научные интересы: отцовство, монородитель- Scientific interests: fatherhood, single-parent (fa-

ские (отцовские) семьи, одинокие отцы ther) families, single fathers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.