- гуманизация образования - это многоплановый социальный процесс, включающий в себя также и широкий спектр нравственных проблем, связанных с личностью учителя;
- гуманизация образования - это процесс перехода от авторитарной системы отношений к системе нравственных гуманистических отношений;
- гуманизация образования - это личностно ориентированная педагогическая практика, суть которой проявляется в том, что гуманизм и свобода учителя, за реализацию которых он несет ответственность, приобретает для него смысл через развитие у ребенка способности присваивать гуманистические ценности, через становление у него свободы как творческой силы в созидании ценностей. Гуманизация образования личностна, но направлена социально.
Гуманизация воспитания (как в широком социальном, так и в узком, педагогическом смысле) представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. По своим целевым функциям она выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. И, наконец, гуманизация воспитания -ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности [2; 6].
Цель гуманизации образования и воспитания - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Раскрыть сущность процесса гуманизации -значит определить основную ее характеристику. Раскрыть природу этого процесса - значит определить стойкие инвариантные его характеристики, отражающие особенности изучаемого феномена. Исследовать проблемы гуманизации образования и воспитания - значит определить принципы, лежащие в основе конкретных теоретических концепций, и направления научного исследования.
Одним из ведущих научных принципов является принцип гуманизма [3]. Гуманизм - это сложное многоплановое явление. Значительное место данная проблема занимает в этике, где гуманизм рассматривается в качестве фундаментального принципа морали. Понятие «гуманизм» употребляется в научной литературе в узком и широком смысле этого слова. В узком - это культурное движение эпохи Возрождения. В широком - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм трактуется как исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способ-
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ...
ностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов.
Обращение к проблеме гуманизма - это важное направление анализа происходящих в современных условиях изменений, в частности - изменений в образовании и воспитании. Понимание того, что гуманистический идеал не совпадает с реальностью, не исключает осознание того, что такой идеал необходим, что к нему нужно стремиться. Этот идеал, говоря словами С. И. Гессена, есть цель-задание, то есть задача высшего порядка, неисчерпаемая по самому существу и открывающая для стремящегося к ней человечества путь бесконечного развития. Гуманизм - это мера человечности, это характеристика конструктивных отношений между людьми, отношений, созидающих и собирающих человеческое в человеке - это человечность, гуманность. Гуманизм как ценность, которая, будучи реализованной педагогом при достижении цели образования и воспитания, определяет характер и содержание пересечения действий учителя и ученика, их встречную активность по освоению ценностей, принятию друг друга [1].
Гуманизация образования и воспитания выполняет социальную и культурную функции: социальная - решение общих социальных проблем; культурная - использование ранее накопленного опыта, повышение уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях для поступательного развития цивилизации. Важно отметить, что гуманизация образования и воспитания имеет черты всеобщего характера (всеобщие ценностные ориентации, общечеловеческие проблемы развития цивилизации, стратегия развития человеческого общества), особенного (специфика процесса гуманизации образования и воспитания как организованного и целенаправленного педагогического процесса в различных образовательных и воспитательных системах) и конкретно-единичного характера, проявляющиеся в конкретных формах, методах и технологиях личностно ориентированного педагогического процесса, учитывающего личностные особенности обучаемых, проявления их склонностей и способностей, реализацию их потребностей и интересов.
Раскрывая основные черты гуманизации современного образования и воспитания, необходимо опираться на совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как педагогика, психология, социология, философия, право и др., исходя из основной цели гуманизации, объединяющей все компоненты системы образования, — формирования достойного гражданина, обладающего высоким интеллектом, гуманными человеческими качествами, компетентного, способного к самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, толерантного, ведущего здоровый образ жизни. Гуманизация образования и воспитания как специальная область осмысления объективной действительности суммирует эмпирический опыт познания мира, постепенно осмысли-
ваемый и теоретически обобщаемый. Одновременно в содержание понятия гуманизации образования и воспитания входит опыт мировой общественной практики. Благодаря этому происходит рациональное осмысление человеческих ценностей, активное позитивное преобразование действительности, осуществляется преемственность между поколениями, формируется отношение к обществу и осознание своего места в нём.
Гуманизация образования и воспитания связана с развитием активно-творческих возможностей человека, социально-волевого и морального потенциала личности, стимулирования у нее стремления к реализации себя в интересах общества, ибо развитие богатства человеческой природы выступает как самоцель. Перевод человека на новый уровень овладения культурой. изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия — основной результат гуманизации образования и воспитания [3].
Философский анализ позволил установить, что проблема гуманизации образования и воспитания имеет широкое философско-антропологическое, социальное, политическое значение. Уровень теоретической разработанности данной проблемы и степень ее практического решения влияет на общественное развитие в связи с утверждением приоритета общечеловеческих ценностей, с формированием здорового образа жизни, ответственности каждого участника образовательного и воспитательного процессов за свою судьбу, а также за судьбу страны, общества в целом [6]. О гуманизации образования и воспитания можно говорить лишь в том случае, когда обучаемый становится автономным субъектом собственного развития и соучаствует в ответственности за результат формирования своей индивидуальности. При этом он сам заинтересован в работе над собственным образованием, комплексно развивается в интеллектуальной и эмоциональной сферах развития личности, усваивает социокультурные ценности образования и воспитания, тесно связанные с жизнью и перспективами развития общества.
Изучение проблемы гуманизации образования и воспитания в истории педагогики позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, фактор ее гармонического развития, роста сущностных сил и способностей. Обобщая разные взгляды ученых на гуманизацию образования и воспитания, можно заключить, что гуманизация - это многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. В педагогике - это социально-педагогический феномен, который выступает и как педагогическое явление, и как педагогический процесс, и как педагогический принцип, и как педагогическая практика, и как педагогическая проблема, и как направление исследования педагогической действительности.
Библиографический список
1. Бсрулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулава // Педагогика. - 1996. — № 1. — С. 9—11.
2. Бопдаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
3. Колесникова, И. А. О критериях гуманизации образования [Текст] / И. А. Колесникова// Гуманизация образования: Теория. Практика. - СПб, 1994. -С. 37-45.
4. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -400 с.
5. Шиянов, Е. Н, Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы [Текст] / Е. Н. Шиянов. - Москва; Ставрополь, 1991. — 206 с.
6. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
УДК 74.58
Романович Наталья Анатольевна
Аспирантка, психолог Регионального центра образования инвалидов Челябинского государственного университета, [email protected], Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ПЕРИОД ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Romanovich Nataliy Anatolyevna
Postgrauate student, psychologist of regional education centre of disabled person of Chelybinsk State University, [email protected], Chelybinsk
A PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF DISABLED PERSONS-UNIVERSITY ENTRANTS IN A PREPARATION PERIOD
Потребность в самоактуализации рассматривается в гуманистической педагогике как высшая потребность человека. Достижение жизненного успеха, реализация собственного потенциала помогает чувствовать себя более счастливым. Социализации любого человека способствует рациональное профессиональное самоопределение, которое зависит от оптимального выбора специальности. При этом важное место занимает профессиональное самоопределение личности как неотъемлемая часть профориентации и в более широком смысле процесса социализации личности.
Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономи-
ческой ситуации (Пряжников Н. С.). Важно разделить понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация». Первое, по словам Э. Ф. Зеера, является одной из главных задач профессиональной ориентации. Е. А. Климов так рассматривает эти понятия: «профориентация - это ориентирование учащегося (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с само ориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения» [5, с. 30].
Значимость адекватного профессионального самоопределения молодого человека актуализируется, если у него имеются отклонения в здоровье, поскольку для инвалида овладение профессией и трудоустройство имеет первостепенное социализирующее значение. Профессиональный выбор молодежи, тем более лиц, имеющих нарушения в состоянии здоровья, невозможен без организованной помощи в вопросе профессионального самоопределения. На сегодняшний день известен определенный опыт работы профориентационных центров для инвалидов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска и других городов, которые ориентированы в большинстве своем на широкий возрастной диапазон инвалидов и спектр вакантных рабочих мест, и которые выполняют в основном задачу трудоустройства данной категории лиц. При этом молодым инвалидам необходимо после окончания школы сделать профессиональный выбор при помощи специализированной профориентации.
В данной работе мы рассматриваем процесс профессионального самоопределения абитуриентов-инвалидов в рамках довузовской подготовки, которая изначально предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся. Учащийся в системе довузовской подготовки профессионально самоопределяется под руководством этим самоопределением со стороны, т. е. с помощью специально организованной профессиональной ориентации.
При рассмотрении вопросов развития теоретических основ профессионального самоопределения, социальной и экономической значимости данной проблемы для государства и общества, можно прийти к выводу о том, что организация работы по профессиональному самоопределению инвалидов должна соответствовать психофизиологическим особенностям личности и что выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.
На основании практики изучения состояния профориентационной работы выявлены следующие проблемы, возникающие у молодых инвалидов: незнание своих возможностей и ограничений; неадекватность самооценки; отсутствие достаточной информации о реальном производстве, профессиях и их требованиях к работнику; отсутствие информации о возможностях профессиональной подготовки, порядке и возможностях трудоустройства, о ситуации на рынке труда в данном регионе; невозможность проконсультироваться по планированию своей карьеры; низкий уровень социальной адаптации,
активности, навыков и готовности к труду, инфантильность; неспособность отделить реальные возможности от фантазий.
Исходя из этого, Региональный центр образования инвалидов (региональный центр), который уже около пятнадцати лет существует в Челябинском государственном университете (ЧелГУ) и является окружным учебно-методическим центром по обучению инвалидов Уральского федерального округа, одной из важных целей своей деятельности ставит реализацию профориентационной работы, направленной на активизацию позиции самих инвалидов, взаимодействие с ними педагогов, психологов с тем, чтобы совместными усилиями оптимально выбрать для будущей учебы факультет университета.
Процесс профессионального самоопределения, по мнению Е. А. Климова, не сводится к одномоментному акту выбора профессии, так как может осложняться состоянием здоровья, требует определенного времени изучения особенностей психофизиологии, медицинских противопоказаний к выбору профессии, видов и форм работ деятельности, не говоря уже об исследовании мотивов, ценностей, интересов, особенностей личности и мира профессий.
Так, одним из условий, способствующих эффективному профессиональному самоопределению абитуриентов-инвалидов, мы считаем организацию при высшем учебном заведении довузовской подготовки, которая включает в себя адаптационную и предметно-образовательную составляющие деятельности, которые осуществляются в соответствии с целями развития и социализации личности, принципов гуманистического и личностно ориентированного образования с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.
Первый этап длится три месяца (октябрь- декабрь) на базе регионального центра, второй - в течение пяти месяцев (январь-май) на подготовительном отделении. Оба этапа являются важными в формировании личностного и профессионального самоопределения, а также в повышении образовательного уровня. Суть первого этапа - помочь слушателям адаптироваться к университетским условиям учебы и жизни, составить свой личностный индивидуально-психологический портрет, на основе которого выявляются профессиональные предпочтения. На этапе подготовительного отделения осуществляется окончательный выбор профессии и восполнение недостающих профильных общеобразовательных знаний. Нередко инвалиды завышают свои возможности, что влияет на ход и результаты учебы, есть проблемы и в общении, проявляющиеся в элементах самоизоляции, замкнутости. Круг общения инвалида до прихода в университет часто не является широким. Когда же они выходят за пределы привычного мира, попадают в новую обстановку, то испытывают дефицит способов и даже языка общения. Все это мешает полноценному профессиональному самоопределению. Названные выше и другие факторы определили перечень учебных дисцип-
лин, включенных в программу, которую реализует региональный центр на своей учебной базе,
Готовясь к учебе в вузе, слушатели-инвалиды изучают основы методики самостоятельной работы. Обучение в вузе немыслимо без самостоятельной работы студентов, формы которой весьма разнообразны, требуют не только необходимых знаний, но и навыков. Самостоятельная работа подразумевает в большой степени умение работать с книгой, поэтому изучаются основы библиографии, книжного поиска, происходит знакомство с каталогами. На базе компьютерного класса, которым располагает региональный центр, ведется преподавание основ информатики, слушатели получают компьютерную подготовку как пользователи, начинают применять обучающие компьютерные программы по отдельным предметам, знакомятся с навыками поиска информации в сети Ыегпй, осваивают новые современные информационные и презентационные технологии, которые найдут свое применение не только в учебной деятельности, но и в будущей профессии. Среди учебных дисциплин присутствует преподавание основ культуры речи и общения. Здесь происходит познание роли речи в жизни людей, специфики устной и письменной речи, знакомство с различными речевыми стилями, особенностями разговорного и научного языка, правилами речевого этикета, деловой речи. Не случайно в учебном плане регионального центра предусмотрено преподавание основ правовых знаний и докумеитоведения, которое носит практическую направленность. Приоритет в учебной программе по основам правовых знаний и докумеитоведения отдается знаниям о правах человека, организации структуры власти, о тех учреждениях и органах, с которыми чаще всего приходится встречаться инвалиду, тем правовым документам, которые посвящены социальной защите инвалида, гарантиям соблюдения его прав.
На подготовительном отделении подготовка осуществляется профильно, происходит повышение уровня знаний по предметам, сдаваемых в виде вступительных экзаменов. Таким образом, во время учебы на подготовительном отделении продолжается знакомство с вузом, его историей, традициями, факультетами, ведущими преподавателями, появляется возможность проверить свои способности по широкому спектру образовательных предметов и во внеучебной деятельности — все это является важным моментом, способствующим профессиональному самоопределению слушателей-инвалидов и составляющей частью профориентационной работы.
В период довузовской подготовки для слушателей-инвалидов дополнительно применяется разработанная нами профориентационная программа, на основе которой реализуется основное содержание процесса профессиональной ориентации. Молено выделить следующие ее аспекты: социально -экономический, психолого - педагогический и медико-физиологический, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Профессиональная ориентация в рамках периода довузовского подготовки включает в себя ряд последовательных этапов: этап профотбора, этап
профессиональной диагностики, этап профессионального просвещения и этап профессионального выбора. Первый этап подразумевает знакомство со слушателями-инвалидами. Заполняется анкета, направленная на получение общих сведений о них, первичных интересов, наличие профессионального выбора. С каждым ведется индивидуальная развернутая беседа о мотивах выбора того или иного факультета, выясняется его представление о выбираемой специальности, ее соответствии физическим возможнос тям, уровню подготовки. Проводится первичное психологическое тестирование, выявляются склонности. Далее этап профотбора продолжается на заседании комиссии медицинских экспертов, где определяется соответствие физических возможностей каждого молодого человека избираемой специальности, как на период учебы в вузе, так и на время трудовой деятельности. Сочетание психолого-педагогических и медицинских рекомендаций служит основанием зачисления молодых людей слушателями на довузовский год подготовки.
На этапе профессиональной диагностики (где реализуется схема технологии выбора профессии: «хочу-могу-надо-может») важным является определиться в сфере первой составляющей «хочу», так как очень трудно бывает отделить свои собственные желания от мнения других людей. Для этого необходимым является составление и развитие временной перспективы будущего. По словам известного психолога Э. Эриксона, главной проблемой юношеского возраста является расстройство этой перспективы. Уточнение и формирование планов на будущее дает возможность увидеть свой профессиональный и личностный рост. Вторая составляющая схемы выбора профессии - «могу» включает в себя профессиональные качества, способности, возможности, свойства личности, здоровье. Чтобы вовремя определиться в выборе будущей профессии, избрать для себя такой труд, который наиболее соответствует имеющимся способностям, необходимо знать особенности своей личности. Зная это, человек прогнозирует успешность или неуспеш-ность себя в той или иной деятельности. Психосоматическое состояние у инвалидов изначально является ослабленным, а значит, выбор профессии должен учитывать этот фактор, поэтому исследование психических процессов является важным моментом в психодиагностическом исследовании. Выявление недостатков мышления, внимания, памяти и других процессов позволяют не только определиться с оптимальным профессиональным выбором, соответствующим возможностям, но и скомпенсировать их сильными сторонами психики. Исследование особенностей психических процессов слушателей-инвалидов закрепляется теорией их изучения с целью узнавания возможных вариантов развития этих процессов для достижения успеха в труде. Поэтому здесь этап профессиональной диагностики тесным образом переплетается с этапом профессионального просвещения.
Практика показывает, что слушатели-инвалиды недостаточно критично относятся к себе, поэтому одной из задач образовательного процесса этого этапа является научение слушателей самоанализу, саморефлексии ввиду дальнейшей коррекции своего поведения. Для реализации, в том числе этих