педагогические науки
6. Robotova A.S. Optimisticheskij smysl deya-tel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 2(220). S. 66-77.
Activity-orientated technologies in training teachers for personal development education
The article highlights the importance of activity-orientated technologies in training teachers for the implementation of the educational function. The author specifies the conditions for the formation of professional skills in the field of education as well as the requirements for the process of pedagogical education. The experience of teaching pedagogical disciplines involving reflexive interaction of participants in the educational process is described. The indicators of student advancement in the acquisition of educational competence are given.
Key words: teacher educator, activity technologies, vocational training, educational skills, competence.
(Статья поступила в редакцию 30.01.2019)
Д.н. гергилев, в.и. колмаков, о.и. сАвин
(Красноярск)
гуманизация и гуманитаризация инженерного образования
Рассматриваются изменения в содержании инженерного высшего образования, его гуманитаризация. Анализируются ключевые проблемы инженерного образования, представлены примеры по разрешению этих проблем в Сибирском федеральном университете.
Ключевые слова: инженеры, высшее образование, гуманитаризация, гуманизация.
Вопрос гуманитаризации инженерного образования становится все более актуальным в современном мире. Это вызвано технократической перегрузкой и недостатком гуманитарной составляющей при подготовке специ-
алистов по данному профилю. Человечество долго измеряло свои успехи исключительно количеством пройденных этапов научно-технического прогресса. Новая глобальная ситуация убеждает, что сам этот прогресс - производная от культуры и, как следствие, образования. Поэтому необходимость гуманитаризации инженерного образования детерминирована мировыми изменениями в жизни современного общества, в характере мышления человека XXI в., сложившимися под влиянием рационалистического взгляда на мир. В системе образования происходит демаркация гуманитарного и технического знания. В обществе сформировалась потребность - преодолеть обозначившийся раскол культуры на гуманитарную и техническую составляющие [3, с. 48-49]. Этот раскол проявляется, с точки зрения экспертных организаций, и в снижении качества российского образования. например, если в 1991 г. ЮНЕСКО ставило советское высшее образование на 3-е место в мире, то в 2012 г. Россия опустилась в этом рейтинге на 35-ю ступень [5].
согласно указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №2 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», стратегическая цель обеспечения национальной безопасности в области культуры определяется как развитие общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды. Это ставит перед инженерным образованием задачу подготовки активного и конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры [7, с. 45-47].
Отметим, что включение в качестве обязательной гуманитарной составляющей в образовательные программы демонстрируют одни из лучших университетов Старого (Парижская политехническая школа, Мюнхенский университет имени Людвига Максимилиана) и Нового Света (Массачусетский технологический институт). На наш взгляд, обсуждение проблем гуманизации и гуманитаризации высшего инженерного образования является важной частью современного научного диалога. Инженеры, воспитанные в заданной парадигме, будут способны создавать артефакты, которые позволят российскому обществу конструировать наиболее комфортную среду для жизнедеятельности. В этой связи можно выделить несколько проблем инженерного образования.
О Гергилев Д.Н., Колмаков В.И., Савин О.И., 2019
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Первая проблема в рамках такого диалога - узкая подготовка и специализация инженеров - известна давно. Еще в начале века один из творцов инженерного проектирования и образования профессор А. Ридлер писал о необходимости давать инженеру многостороннее образование, предоставляя ему возможность проникать и в соседние области [9, с. 171-173]. Сегодня работодатель заинтересован в приобретении специалиста, способного решать производственные проблемы комплексно. В частности, в последние годы все сильнее растет потребность в инициативных молодых специалистах, с высоким уровнем ответственности, готовых работать как в команде, так и самостоятельно (URL: https://career.ru). В то же время выпускники инженерных специальностей нередко оказываются узко ориентированными, не имеющими системных знаний даже по смежным естественно-научным сферам деятельности, что связано в том числе и с уменьшением аудиторной нагрузки по дисциплинам в целом и по гуманитарным дисциплинам в частности. Это приводит к поверхностному ознакомлению с материалом, обучаемые воспринимают его как «некий набор звуков», от которого по законам психофизиологии человек стремится избавляться [2, с. 696-700].
ситуация усугубляется и гуманитарной «недообразованностью», которая проявляется в речевой и коммуникативной некомпетентности человека, т. е. неумении выстроить собственное высказывание, наладить коммуникативное взаимодействие. Корни этой проблемы, по мнению экспертов, лежат за пределами университетской программы [Там же].
Вторая проблема состоит в том, что российские организации высшего образования, как правило, готовя будущего инженера, по сути, ориентируются на образ инженера второй половины XIX - первой половины XX в., периода индустриализации / индустриального этапа развития общества [6, с. 243]. Дело в том, что современная инженерная деятельность не только стала более сложной и оснащенной компьютерной техникой, но и требует нового инженерного мышления, т. к. в ней решаются нетрадиционные задачи. При смене ориентаций с потребностей индустрии на нужды человека произойдет перенасыщение данных специалистов. Как следствие, возникнут трудности с трудоустройством, вырастет безработица.
Для нетрадиционных видов инженерной деятельности и мышления характерен ряд особенностей [9, с. 171-173]:
1) связь инженерных аспектов деятельности с социальными, экономическими и экологическими аспектами (все чаще инженер вынужден создавать не просто технические изделия, а системы, разработка которых предполагает обращение к таким дисциплинам, как инженерная история и философия, дизайн, инженерная экономика, прикладная экология и социология);
2) необходимость моделировать и рассчитывать не только основные процессы проектируемого инженерного объекта, но и возможные последствия его функционирования, особенно отрицательные;
3) новый характер инженерного мышления, предполагающего более высокую общую культуру личности инженера, рефлексию собственной деятельности, использование в работе представлений и методов современной гуманитарной науки.
Технократическое общество создает чрезмерную информационную и психологическую нагрузку на человека: легкий доступ к информации приводит к «информационной перегрузке», когда «количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия». Решением этой проблемы является формирование умения самостоятельно определять цели и объемы необходимой информации, выделяя существенное и отказываясь от детализации информации, а это возможно только на основе сформированной культуры мышления, включающей логические и иные умения, формируемые в рамках гуманитарного образования [4, с. 114]. Гуманитарные компетенции, которые обучающиеся должны усвоить в процессе образовательного процесса, предполагают постоянное обновление знаний для успешного решения социокультурных задач. Компетентного специалиста в социально-экономической, политической и духовной сферах отличает способность критически мыслить, анализировать ситуацию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, находить наиболее оптимальное решение проблемы, занимать активную жизненную позицию, понимая ответственность за свои действия [5, с. 139-145].
Яркий пример - это студенты нефтегазовых и угледобывающих направлений подготовки. Часто выпускники этих специальностей, обладая компетенциями и навыками в своей сфере деятельности, могут с различным уровнем квалификации просчитать лишь экономическое влияние развития своей отрасли на регион. Ни влияние на социум, ни экологи-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ческие последствия ими не осознаются в полной мере. Опросы студентов показывают, что часть будущих выпускников сводит свои планы к накоплению денег и отъезду в столичные города или за границу. Ни о каком развитии региона они не думают. В связи с этим на первый план выходят вопросы духовно-нравственного воспитания специалиста.
третья проблема - преодоление сложившегося стиля мышления инженеров, ориентированных на решение задач индустриального общества. Демаркация научного знания на технические, естественные и гуманитарные науки в современном образовании усугубляется критерием прагматичности, пользы «здесь и сейчас», полезности и прибыли. При этом забывается, что конечным потребителем является человек / общество. И на этом основании уже необходимо учитывать его интересы, ориентироваться на его потребности, стремиться к улучшению его жизни «здесь и сейчас» [9, с. 171-173].
В современном мире инженерия, безусловно, является наиболее массовой, ведущей. Это следует и из постановлений Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N° 497 «о Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», что привело к росту финансирования инженерного образования. на протяжении последних лет, по данным официального сайта Министерства науки и высшего образования, контрольные цифры приема по техническим направлениям подготовки и специальности наращивались и с 2015 г. превысили 50% от общего объема контрольных цифр приема. например, в сибирском федеральном университете приведенный контингент студентов по отраслям наук «Инженерное дело, технологии и технические науки» увеличился с 11765,45 в 2013 г. до 12677,15 в 2017 г. (URL: https://miccedu.ru), что составило 51% и 53,6% соответственно. Отметим, что опросы общественного мнения показывают: россияне хотят видеть своих детей специалистами в технической сфере (40% респондентов) чаще, чем в гуманитарной (16%). Увеличение внимания государства к техническому образованию положительно оценивают большинство опрошенных россиян (65%), подавляющее большинство работодателей (82%) и более половины молодых специалистов (58%) [1].
Глубокая специализация и социализация в современном обществе, по мнению В.М. Ро-зина, И.В. Яковлевой, в конечном счете приводят к тому, что действительно формируются два разных типа людей, с разным видением,
пониманием всего, образом жизни [9, с. 171173; 10, с. 82].
Как же сегодня ставится вопрос о гуманизации инженерного (технического) образования? Одна позиция состоит в том, что обучающимся по техническим направлениям нужно преподавать различные дисциплины гуманитарной направленности. Другая, выраженная не столь отчетливо, заключается в утверждении, что гуманитарное образование - не столько изучение гуманитарных дисциплин, сколько особый подход к действительности, особый способ мышления, особое мировоззрение. Часто при этом, аргументируя второй подход, ссылаются на американский опыт.
В Сибирском федеральном университете (СФУ) реализуются оба подхода. Так, начиная с 2014 г., в соответствии с решением учебно-методического совета университета, в процессе длительного обсуждения всех институтов было принято решение об унификации дисциплин учебного плана. В том числе унификации были подвергнуты и гуманитарные дисциплины. В число дисциплин, обязательных для изучения студентами, с несколькими вариантами объема часов на предметы вошли история, философия, иностранный язык, теория и практика эффективного речевого общения.
Второй подход представлен в СФУ проектом CDЮ (принцип инновационной образовательной среды для подготовки инженеров нового поколения, объединяющий более 300 университетов мира), в рамках которого вместо привычных дисциплин истории и философии обучающимся предлагается пройти совместный курс истории и философии науки, техники и производства. Этот курс позволяет будущему инженеру, оперируя методами гуманитарных наук, решать сопутствующие прикладные задачи своего исследования.
однако обе эти позиции имеют слабые основания. В первом случае неясно, почему преподавание случайных гуманитарных дисциплин поможет инженеру мыслить и видеть по-другому, кроме того, как показывает уже существующий опыт преподавания, студенты плохо понимают, зачем им нужны подобные гуманитарные знания. Во втором случае нет ответа на то, какие гуманитарные дисциплины и как нужно преподавать, чтобы складывалось гуманитарно ориентированная личность инженера. Преподавание гуманитарных предметов в данном случае будет эффективно только при ориентации и адаптации их к жизни инженера. Серьезной проблемой для современного инженерного образования является развитие вариативности учебного плана, направ-
известия вгпу
ленной на развитие индивидуальных потребностей будущего инженера, т. к. это может повысить финансовую нагрузку на университет. Нельзя назвать панацеей при этом и развитие дистанционных технологий, поскольку «гуманитарные компетенции» не являются узкоспециализированными прикладными навыками и требуют большого личного контакта преподавателя и студента.
Поставленный требованиями общества и вызовами экономики вопрос о гуманизации инженерного образования, очевидно, не должен сводиться к вопросу о преподавании гуманитарных дисциплин. Его необходимо ставить шире - каким должно быть инженерное образование, чтобы отвечать современным требованиям и инженерной профессии, особенностям современного образовательного процесса, требованиям постиндустриальной культуры.
Внедряемые в практику образования в 2018-2019 гг. федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, ориентированные на внедрение в образовательный процесс требований профессиональных стандартов, поддерживают эту позицию и активизируют работу организаций высшего образования в данном направлении.
Список литературы
1. Аналитический материал ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=115775 (дата обращения: 26.11.2018).
2. Анисина С.С. Состояние гуманитарного образования в России: критический анализ // Концепт. 2016. Т. 15 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/96050.htm (дата обращения: 12.12.2018).
3. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011.
4. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121.
5. Ермаков А.Р., Гришина О.В., Треушни-ков Р.В. О причинах ухудшения состояния образования в России - «вклад обучаемых» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=22424 (дата обращения: 25.11.2018).
6. Лернер П.С. Соль настоящего - люди реального сектора экономики // Нар. образование. 2010. № 9. С. 241-245.
7. Липская Л.А. Диагностика качества социально-гуманитарной подготовки студентов вуза физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. № 3(28). С. 139-145.
8. Современное инженерное образование: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.
9. Философия техники: история и современность / В.М. Розин. М.: ЦОП Ин-та философии РАН, 1997.
10. Яковлева И.В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: моногр.
Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006.
* * *
1. Analiticheskij material VCIOM [Elektronnyj resurs]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&ui d=115775 (data obrashcheniya: 26.11.2018).
2. Anisina S.S. Sostoyanie gumanitarnogo obra-zovaniya v Rossii: kriticheskij analiz // Koncept. 2016. T. 15 [Elektronnyj resurs]. URL: http://e-koncept.ru/ 2016/96050.htm (data obrashcheniya: 12.12.2018).
3. Dneprov E.D. Novejshaya politicheskaya is-toriya rossijskogo obrazovaniya: opyt i uroki. M.: Marios, 2011.
4. Elyakov A.D. Informacionnaya peregruzka lyudej // Sociologicheskie issledovaniya. 2005. № 5. S. 114-121.
5. Ermakov A.R., Grishina O.V., Treushnikov R.V. O prichinah uhudsheniya sostoyaniya obrazovaniya v Rossii - «vklad obuchaemyh» [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=22424 (data obrashcheniya: 25.11.2018).
6. Lerner P.S. Sol' nastoyashchego - lyudi real'-nogo sektora ehkonomiki // Nar. Obrazovanie. 2010. № 9. S. 241-245.
7. Lipskaya L.A. Diagnostika kachestva social'no-gumanitarnoj podgotovki studentov vuza fizicheskoj kul'tury // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-bio-logicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2013. № 3(28). S. 139-145.
8. Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie: ucheb. posobie. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2012.
9. Filosofiya tekhniki: istoriya i sovremennost' / V.M. Rozin. M.: COP In-ta filosofii RAN, 1997.
10. Yakovleva I.V. Cennosti i cennostnye orientiry v sisteme vysshego obrazovaniya: monogr. Ust'-Ilimsk: RIO UIF KGTU, 2006.
On Humanization and Humanitarization: of engineering education
The article considers changes in the content of engineering higher education its humanitarization. The author analyses the key problems of engineering education. Examples of solving these problems at the Siberian Federal University are given.
Key words: engineers, higher education, humani-tarization, humanization.
(Статья поступила в редакцию 10.01.2019)